ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ (ИМУЩЕСТВЕННЫХ) САНКЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР 30 июля 1988 г. N 929. (Д) Совет Министров СССР отмечает, что реализация выработанных Парти- ей и Правительством мер по коренной перестройке управления экономикой требует дальнейшего упорядочения системы экономической (имущественной) ответственности предприятий, объединений и организаций. Несмотря на принятые и ходе пересмотра хозяйственного законода- тельства решения по значительному сокращению числа санкций, введенных в условиях преимущественно административно-командных методов управле- ния, работа по упорядочению системы экономической (имущественной) от- ветственности еще не завершена. Продолжает действовать немало санкций, применение которых не стимулирует улучшения хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, а лишь ложится неоправданным бременем на их экономику. Не во всех случаях проводится принцип равной ответственности сторон за нарушение взаимных обязательств. Министерс- тва и ведомства СССР не завершили полную отмену установленных ими по своей инициативе санкции, нарушающих хозрасчетные интересы и сковываю- щих самостоятельность предприятий. Предприятия, объединения и организации слабо используют предос- тавленную им возможность решения вопросов имущественной ответственнос- ти за нарушение обязательств непосредственно в заключаемых договорах. Крайне редко применяется такая предусмотренная действующим законода- тельством универсальная мера ответственности, как возмещение убытков, в наибольшей степени соответствующая новому хозяйственному механизму. В целях создания экономических и правовых гарантий, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий, объединений и организа- ций в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, и приведения системы экономической (имущественной) ответственности в со- ответствие с новыми принципами хозяйствования Совет Министров СССР постановляет: 1. Признать необходимым резко сократить число применяемых к предприятиям, объединениям и организациям экономических (имуществен- ных) санкций, предусмотренных действующим законодательством, сохранив их лишь за наиболее серьезные нарушения государственной плановой и до- говорной дисциплины. Исключить необоснованное вмешательство министерств, ведомств и других органов хозяйственного руководства в деятельность предприятий, объединений и организаций, запретив этим органам предусматривать по своей инициативе в издаваемых ими ведомственных нормативных актах меры экономической (имущественной) ответственности предприятий, объединений и организаций. Экономические ( имущественные) санкции, установленные ранее ведомственными нормативными документами, применяются лишь в иск- лючительных случаях, когда это разрешено Советом Министров СССР либо предусмотрено законодательным актом. 2. Предприятиям, объединениям и организациям, руководствуясь За- коном СССР о государственном предприятии (объединении) и другими реше- ниями о коренной перестройке управления экономикой, шире использовать предоставленные им права для регулирования вопросов имущественной от- ветственности за нарушение обязательств непосредственно в заключаемых договорах на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг, с предъявлением в соответствующих случаях на основе действующего законо- дательства требований о возмещении убытков, причиняемых указанными на- рушениями. Осуществить следующие дополнительные меры по упорядочению, сокра- щению числа и повышению экономической обоснованности санкций, применя- емых к предприятиям, объединениям и организациям. По поставкам продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления 3. Ввести равную экономическую ответственность за равнозначные нарушения - установить единый размер неустойки за недопоставку продук- ции производственно-технического назначения (кроме отдельных видов продукции, определяемых законодательством), отменив применение в повы- шенном размере санкций за недопоставку продукции отдельным группам потребителей (покупателей). Снизить размер неустойки за недопоставку товаров народного пот- ребления, имея в виду, чтобы взыскиваемая неустойка в основном возме- щала торговым организациям убытки, возникающие у них из-за невыполне- ния плана товарооборота в связи с неполучением от предприятий-изгото- вителей предусмотренных договором товаров. Сохранить при этом действу- ющий принцип исчисления санкций исходя из розничных цен за вычетом торговой скидки. Установить единый размер штрафа за поставку недоброкачественной продукции (товаров) и отменить повышенные санкции, применяемые в слу- чае забракования продукции (товаров), отнесенной к высшей категории качества. Отказаться от применения штрафов за поставку некомплектной про- дукции (товаров) и продукции (товаров), имеющей устранимые производс- твенные недостатки, в случаях их устранения (доукомплектования изде- лий) изготовителем в установленный срок, а также от других экономичес- ких санкций, не отвечающих новым условиям хозяйствования и носящих частный характер. Конкретные виды и размеры экономических (имущественных) санкций установлены Положением о поставках продукции производственно-техничес- кого назначения и Положением о поставках товаров народного потребле- ния, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888 (СП СССР, 1988 г., N 24-25, ст. 70). По капитальному строительству 4. В целях упорядочения применения санкций за невыполнение зада- ний и обязательств в капитальном строительстве исходить из того, что: меры имущественной ответственности за нарушение обязательств по договорам подряда на капитальное строительство, предусмотренные соот- ветствующими нормативными актами, применяются к заказчикам и подрядчи- кам только при сооружении объектов, включенных в государственный за- каз. Во всех остальных случаях меры ответственности за нарушение обя- зательств при строительстве объектов определяются предприятиями, объ- единениями и организациями в заключаемых договорах; плата в доход государственного бюджета при срыве установленных сроков ввода в действие производственных мощностей и объектов, предус- мотренная пунктом 8 постановления Совета Министров СССР от 16 ноября 1987 г. N 1287 (СП СССР, 1988 г., N 1, ст. 2), взимается с заказчи- ка и подрядчика лишь по стройкам, сооружаемым за счет государственных централизованных капитальных вложений; при определении размеров предусмотренной действующим законода- тельством платы за задержку ввода в действие автомобильных дорог, строящихся по отдельным титульным спискам, исключается период просроч- ки, в течение которого по температурным условиям запрещено производс- тво работ по устройству дорожных покрытий. При этом за задержку ввода дороги в действие свыше месяца плата в размере одного процента взима- ется независимо от температурных условий в период строительства. 5. Госстрою СССР в 3-месячный срок подготовить с участием Госпла- на СССР, Министерства финансов СССР и Министерства юстиции СССР и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении изменений в действующие Правила о договорах подряда на капитальное строительство и другие решения Правительства СССР, предусматривающие имущественную от- ветственность предприятий, объединений и организаций за нарушение обя- зательств в области капитального строительства, с учетом указаний, со- держащихся в настоящем постановлении. При подготовке предложений вклю- чить в указанные Правила вопросы правового регулирования отношений ор- ганизаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями. 6. Признать утратившим силу пункт 4 постановления Совета Минист- ров СССР от 26 декабря 1986 г. N 1550 <Об утверждении Правил о догово- рах подряда на капитальное строительство> (СП СССР, 1987 г., N 4, ст. 19). По перевозкам грузов 7. В целях укрепления государственной дисциплины в работе предп- риятий железнодорожного транспорта, усиления их ответственности за своевременную подачу перевозочных средств и своевременную доставку грузов, а грузоотправителей - за рациональное использование специали- зированного подвижного состава: увеличить в два раза размер ответственности железных дорог за несвоевременную подачу рефрижераторных и других специализированных ва- гонов, а грузоотправителей - за неиспользование выделенных им в уста- новленном порядке указанных вагонов. Перечень специализированного под- вижного состава определяется Правилами перевозок грузов, утверждаемыми в установленном порядке; повысить ответственность предприятий железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов, установив максимальный размер штрафов за это нарушение 90 процентов провозной платы. 8. Отменить предусмотренные Уставом железных дорог Союза ССР, ут- вержденным постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270 (СП СССР, 1964 г., N 5, ст. 36), штрафы за неправильное указание грузоотправителями наименования грузов, а также за невнесение платежей при сдаче грузов к перевозке железнодорожным транспорт. 9. Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского флота СССР, Министерству гражданской авиации СССР и Министерству речного флота РСФСР подготовить с участием министерств и ведомств СССР и дру- гих заинтересованных органов предложения по приведению действующих транспортных уставов (кодексов), а также решении Правительства СССР по вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозкам грузов в соответствие с новыми условиями хозяйствования. Предусмотреть в указанных предложениях дальнейшее уг- лубление и развитие договорных отношений между предприятиями транспор- та и предприятиями, объединениями и организациями - грузоотправителями и грузополучателями и совершенствование на этой основе взаимной от- ветственности сторон за нарушение принятых на себя обязательств. Исхо- дить при этом из необходимости соблюдения принципа равной ответствен- ности транспортных организаций, грузоотправителей и грузополучателей за нарушение взаимных обязательств по перевозке грузов. Представить соответствующие предложения в Совет Министров СССР до 1 декабря 1988 г. По снабжению электрической и тепловой энергией 10. Повысить ответственность энергоснабжающих организаций за бес- перебойное обеспечение предприятий, объединений и организаций - потре- бителей электрической и тепловой энергией, а потребителей - за рацио- нальное использование энергии, установив, что: а) энергоснабжающие организации уплачивают потребителям: в случаях перерывов по их вине энергоснабжения штраф в размере десятикратной стоимости неотпущенной электрической и пятикратной стои- мости неотпущенной тепловой энергии; в случае подачи энергии пониженного качества (с отклонениями от установленных параметров сверх допускаемых пределов) - штраф в размере 25 процентов стоимости такой энергии; б) потребители энергии уплачивают энергоснабжающим организациям десятикратную стоимость электрической энергии и электрической мощности и пятикратную стоимость тепловой энергии, израсходованных сверх коли- чества, предусмотренного на соответствующий период договором. Признать утратившими силу пункты 18 - 20 Положения о порядке ус- тановления лимитов потребления электрической энергии и электрической мощности, составления и применения графиков ограничения потребления и отключения электрической энергии, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 31 декабря 1982 г. N 1149. 11. Отменить установленный распоряжением Совета Министров СССР от 31 мая 1978 г. N 1093 порядок отнесения сумм повышенной платы, взыски- ваемой с предприятий и электростанций за газ, израсходованный в ка- честве топлива сверх утвержденных лимитов, на себестоимость вырабаты- ваемой ими продукции как не соответствующий Закону СССР о государс- твенном предприятии (объединении); признать в связи с этим утратившим силу абзац 2 указанного распоряжения. По расчетам в народном хозяйстве 12. В связи с упорядочением экономических санкций за наиболее серьезные нарушения государственной плановой и договорной дисциплины и усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, ви- новных в приписках и других нарушениях, внести следующие изменения в систему экономической (имущественной) ответственности за нарушение правил совершения расчетных операций: а) уменьшить размер штрафа, уплачиваемого в пользу банка предпри- ятием-поставщиком (грузоотправителем, организацией, оказывающей услу- ги), а в соответствующих случаях плательщиком (чекодателем), при предъявлении счетов (других расчетных документов) при полном или час- тичном отсутствии реальной отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или фактического оказания услуг с 7 до 4 процентов; б) снизить размер взыскиваемого со строительных, монтажных и дру- гих организаций штрафа за завышение объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ (в том числе стоимости оборудования, вклю- ченного в объем капитальных вложений, но фактически не сданного в мон- таж), проектно-изыскательских, буровых, геологоразведочных, ремонт- но-строительных и пусконаладочных работ с 10 до 7 процентов; в) отменить санкции: за несвоевременное представление или несвоевременную высылку за- готовительными организациями в банк сводных платежных поручений для перечисления на счета сдатчиков сельскохозяйственной продукции причи- тающихся им сумм, устранив двукратное применение санкций за одно и то же нарушение, поскольку ответственность за просрочку оплаты продукции заготовительные организации несут непосредственно перед сдатчиками; за неуведомление предприятиями, объединениями и организациями банка об ошибочно зачисленных на счет суммах и непредставление в уста- новленный срок подтверждения сальдо расчетного, текущего или иного счета; за отдельные нарушения, допускаемые банками при осуществлении расчетных операций, не оказывающие существенного экономического воз- действия на результаты деятельности сторон; г) отказаться от взимания в доход бюджета штрафа, применяемого к предприятиям, объединениям, организациям, по вине которых не вывезены (не отгружены) в установленный срок товарно-материальные ценности или не оказаны услуги, предварительно оплаченные плательщиком по требова- нию или с согласия поставщика (организации, оказывающей услуги). 13. В целях унификации норм, предусматривающих ответственность плательщиков (заказчиков) за уклонение от оплаты причитающихся другим предприятиям, объединениям и организациям сумм, установить, что за не- основательный полный или частичный отказ от акцепта платежного требо- вания, а также за уклонение от оплаты приобретенных товарно-материаль- ных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг при других формах расчетов плательщик (заказчик) уплачивает соответствующему предприя- тию, объединению, организации штраф в размере 5 процентов суммы, от уплаты которой он отказался (уклонился). По природопользованию 14. Установить, что в случае нарушения законодательства о приро- допользовании предприятия, объединения и организации несут ответствен- ность в размере фактически причиненного ущерба и принимают меры к уст- ранению допущенных нарушений и их отрицательных последствий, если за- конодательством не установлена более высокая ответственность за конк- ретные виды таких нарушений. 15. Признать необходимым сохранить санкции, предусмотренные Пра- вилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденные постанов- лением Совета Министров СССР от 30 октября 1981 г. N 1045, лишь за грубые нарушения установленного порядка лесопользования, отменив штрафную ответственность за нарушения частного характера, не причиняю- щие ущерба лесному хозяйству. 16. Поручить Институту экономики и Институту государства и права Академии наук СССР разработать и представить в III квартале 1988 г. в Комиссию по совершенствованию управления, планирования и хозяйственно- го механизма предложения по методике определения размера ущерба, при- чиняемого предприятиям, объединениям и организациям нарушениями хо- зяйственных договоров и подлежащего возмещению в соответствии с Зако- ном СССР о государственном предприятии (объединении). Комиссии утвер- дить указанную методику и не позднее IV квартала 1988 г. довести ее до министерств и ведомств СССР и других органов хозяйственного руководс- тва, а этим органам - до подведомственных предприятий, объединений и организаций. 17. Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хо- зяйственного механизма с участием Государственного арбитража СССР про- водить периодически анализ эффективности действующих экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям; принимать в необходимых случаях меры к обеспечению боль- шей увязки их с принципами новой системы хозяйствования, а по вопро- сам, требующим решения Правительства СССР, вносить соответствующие предложения в Совет Министров СССР. 18. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в решения Правительства СССР. 19. Советам Министров союзных республик, исходя из мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, в 2-месячный срок провести работу по сокращению и упорядочению экономических (имущественных) санкций, установленных законодательством союзных республик. Председатель Совета Министров СССР Н. Рыжков Управляющий Делами Совета Министров СССР М. Смиртюков |