ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ (ИМУЩЕСТВЕННЫХ) САНКЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ. Постановление. Совет Министров СССР (СМ СССР). 30.07.88 929

    ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ (ИМУЩЕСТВЕННЫХ) САНКЦИЙ,
       ПРИМЕНЯЕМЫХ К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

                           30 июля 1988 г.

                                N 929.

                                 (Д)


     Совет Министров СССР отмечает, что реализация выработанных Парти-
ей  и Правительством мер по коренной перестройке управления экономикой
требует дальнейшего упорядочения системы экономической (имущественной)
ответственности предприятий, объединений и организаций.
     Несмотря на принятые и ходе пересмотра  хозяйственного  законода-
тельства решения по значительному сокращению числа санкций,  введенных
в условиях преимущественно административно-командных методов  управле-
ния,  работа по упорядочению системы экономической (имущественной) от-
ветственности еще не завершена. Продолжает действовать немало санкций,
применение которых не стимулирует улучшения хозяйственной деятельности
предприятий,  объединений и организаций,  а лишь ложится неоправданным
бременем на их экономику. Не во всех случаях проводится принцип равной
ответственности сторон за нарушение взаимных обязательств.  Министерс-
тва  и  ведомства СССР не завершили полную отмену установленных ими по
своей инициативе санкции, нарушающих хозрасчетные интересы и сковываю-
щих самостоятельность предприятий.
     Предприятия, объединения и организации слабо  используют  предос-
тавленную им возможность решения вопросов имущественной ответственнос-
ти за нарушение обязательств непосредственно в заключаемых  договорах.
Крайне  редко  применяется такая предусмотренная действующим законода-
тельством универсальная мера ответственности,  как возмещение убытков,
в наибольшей степени соответствующая новому хозяйственному механизму.
     В целях создания экономических и правовых  гарантий,  необходимых
для обеспечения нормальной работы предприятий, объединений и организа-
ций в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования,  и
приведения системы экономической (имущественной) ответственности в со-
ответствие с новыми принципами  хозяйствования  Совет  Министров  СССР
постановляет:
     1. Признать  необходимым  резко  сократить  число  применяемых  к
предприятиям,  объединениям  и организациям экономических (имуществен-
ных) санкций,  предусмотренных действующим законодательством, сохранив
их лишь за наиболее серьезные нарушения государственной плановой и до-
говорной дисциплины.
     Исключить необоснованное  вмешательство  министерств,  ведомств и
других органов хозяйственного руководства в деятельность  предприятий,
объединений  и  организаций,  запретив этим органам предусматривать по
своей инициативе в издаваемых ими ведомственных нормативных актах меры
экономической (имущественной) ответственности предприятий, объединений
и организаций.  Экономические ( имущественные) санкции,  установленные
ранее ведомственными нормативными документами, применяются лишь в иск-
лючительных случаях,  когда это разрешено Советом Министров СССР  либо
предусмотрено законодательным актом.
     2. Предприятиям,  объединениям и организациям, руководствуясь За-
коном СССР о государственном предприятии (объединении) и другими реше-
ниями о коренной перестройке управления экономикой,  шире использовать
предоставленные  им права для регулирования вопросов имущественной от-
ветственности за нарушение обязательств непосредственно в  заключаемых
договорах на поставку продукции,  выполнение работ и оказание услуг, с
предъявлением в соответствующих случаях на основе действующего законо-
дательства требований о возмещении убытков, причиняемых указанными на-
рушениями.
     Осуществить следующие дополнительные меры по упорядочению, сокра-
щению числа и повышению экономической обоснованности санкций, применя-
емых к предприятиям, объединениям и организациям.

         По поставкам  продукции производственно-технического
              назначения и товаров народного потребления

     3. Ввести равную экономическую  ответственность  за  равнозначные
нарушения - установить единый размер неустойки за недопоставку продук-
ции производственно-технического  назначения  (кроме  отдельных  видов
продукции, определяемых законодательством), отменив применение в повы-
шенном размере санкций за  недопоставку  продукции  отдельным  группам
потребителей (покупателей).
     Снизить размер неустойки за недопоставку товаров  народного  пот-
ребления,  имея в виду, чтобы взыскиваемая неустойка в основном возме-
щала торговым организациям убытки,  возникающие у них из-за невыполне-
ния  плана товарооборота в связи с неполучением от предприятий-изгото-
вителей предусмотренных договором товаров. Сохранить при этом действу-
ющий  принцип  исчисления  санкций  исходя из розничных цен за вычетом
торговой скидки.
     Установить единый  размер  штрафа за поставку недоброкачественной
продукции (товаров) и отменить повышенные санкции,  применяемые в слу-
чае  забракования  продукции (товаров),  отнесенной к высшей категории
качества.
     Отказаться от  применения  штрафов за поставку некомплектной про-
дукции (товаров) и продукции (товаров),  имеющей устранимые производс-
твенные  недостатки,  в случаях их устранения (доукомплектования изде-
лий) изготовителем в установленный срок, а также от других экономичес-
ких  санкций,  не  отвечающих  новым условиям хозяйствования и носящих
частный характер.
     Конкретные виды  и  размеры экономических (имущественных) санкций
установлены Положением о поставках продукции производственно-техничес-
кого  назначения  и Положением о поставках товаров народного потребле-
ния,  утвержденными постановлением Совета Министров СССР  от  25  июля
1988 г. N 888 (СП СССР, 1988 г., N 24-25, ст. 70).

                    По капитальному строительству

     4. В  целях упорядочения применения санкций за невыполнение зада-
ний и обязательств в капитальном строительстве исходить из того, что:
     меры имущественной  ответственности  за нарушение обязательств по
договорам подряда на капитальное строительство,  предусмотренные соот-
ветствующими нормативными актами, применяются к заказчикам и подрядчи-
кам только при сооружении объектов,  включенных в государственный  за-
каз.  Во всех остальных случаях меры ответственности за нарушение обя-
зательств при строительстве объектов определяются предприятиями,  объ-
единениями и организациями в заключаемых договорах;
     плата в доход государственного бюджета  при  срыве  установленных
сроков ввода в действие производственных мощностей и объектов, предус-
мотренная пунктом 8 постановления Совета Министров СССР от  16  ноября
1987 г.  N 1287 (СП СССР,  1988 г.,  N 1, ст. 2), взимается с заказчи-
ка и подрядчика лишь по стройкам,  сооружаемым за счет государственных
централизованных капитальных вложений;
     при определении размеров  предусмотренной  действующим  законода-
тельством  платы  за  задержку  ввода  в действие автомобильных дорог,
строящихся по отдельным титульным спискам, исключается период просроч-
ки, в  течение которого по температурным условиям запрещено производс-
тво работ по устройству дорожных покрытий.  При этом за задержку ввода
дороги  в действие свыше месяца плата в размере одного процента взима-
ется независимо от температурных условий в период строительства.
     5. Госстрою СССР в 3-месячный срок подготовить с участием Госпла-
на СССР,  Министерства финансов СССР и  Министерства  юстиции  СССР  и
представить  в Совет Министров СССР предложения о внесении изменений в
действующие Правила о договорах подряда на капитальное строительство и
другие решения Правительства СССР, предусматривающие имущественную от-
ветственность предприятий, объединений и организаций за нарушение обя-
зательств в области капитального строительства, с учетом указаний, со-
держащихся в настоящем постановлении. При подготовке предложений вклю-
чить в указанные Правила вопросы правового регулирования отношений ор-
ганизаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями.
     6. Признать утратившим силу пункт 4 постановления Совета  Минист-
ров СССР от 26 декабря 1986 г. N 1550 <Об утверждении Правил о догово-
рах подряда на капитальное строительство> (СП СССР,  1987 г., N 4, ст.
19).

                         По перевозкам грузов

     7. В  целях укрепления государственной дисциплины в работе предп-
риятий железнодорожного транспорта,  усиления  их  ответственности  за
своевременную  подачу  перевозочных  средств  и своевременную доставку
грузов, а  грузоотправителей - за рациональное использование специали-
зированного подвижного состава:
     увеличить в два раза размер  ответственности  железных  дорог  за
несвоевременную подачу рефрижераторных и других специализированных ва-
гонов, а  грузоотправителей - за неиспользование выделенных им в уста-
новленном порядке указанных вагонов. Перечень специализированного под-
вижного состава определяется Правилами перевозок грузов, утверждаемыми
в установленном порядке;
     повысить ответственность предприятий железнодорожного  транспорта
за просрочку доставки грузов, установив максимальный размер штрафов за
это нарушение 90 процентов провозной платы.
     8. Отменить предусмотренные Уставом железных дорог Союза ССР, ут-
вержденным постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г.  N
270 (СП СССР,  1964 г.,  N 5, ст. 36), штрафы за неправильное указание
грузоотправителями наименования грузов, а также за невнесение платежей
при сдаче грузов к перевозке железнодорожным транспорт.
     9. Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского флота
СССР,  Министерству гражданской авиации СССР  и  Министерству  речного
флота  РСФСР подготовить с участием министерств и ведомств СССР и дру-
гих заинтересованных органов  предложения  по  приведению  действующих
транспортных уставов (кодексов), а также решении Правительства СССР по
вопросам ответственности за невыполнение или  ненадлежащее  выполнение
обязательств  по  перевозкам  грузов в соответствие с новыми условиями
хозяйствования.  Предусмотреть в указанных предложениях дальнейшее уг-
лубление и развитие договорных отношений между предприятиями транспор-
та и предприятиями, объединениями и организациями - грузоотправителями
и  грузополучателями  и  совершенствование на этой основе взаимной от-
ветственности сторон за нарушение принятых на себя обязательств. Исхо-
дить  при этом из необходимости соблюдения принципа равной ответствен-
ности транспортных организаций,  грузоотправителей и  грузополучателей
за  нарушение  взаимных обязательств по перевозке грузов.  Представить
соответствующие предложения в Совет Министров СССР до 1  декабря  1988
г.

            По снабжению электрической и тепловой энергией

     10. Повысить ответственность энергоснабжающих организаций за бес-
перебойное обеспечение предприятий, объединений и организаций - потре-
бителей электрической и тепловой энергией,  а потребителей - за рацио-
нальное использование энергии, установив, что:
     а) энергоснабжающие организации уплачивают потребителям:
     в случаях  перерывов  по  их вине энергоснабжения штраф в размере
десятикратной стоимости неотпущенной электрической и пятикратной стои-
мости неотпущенной тепловой энергии;
     в случае подачи энергии пониженного качества (с  отклонениями  от
установленных параметров сверх допускаемых пределов) - штраф в размере
25 процентов стоимости такой энергии;
     б) потребители  энергии  уплачивают энергоснабжающим организациям
десятикратную стоимость электрической энергии и электрической мощности
и пятикратную стоимость тепловой энергии,  израсходованных сверх коли-
чества, предусмотренного на соответствующий период договором.
     Признать утратившими  силу пункты 18 - 20 Положения о порядке ус-
тановления лимитов потребления электрической энергии  и  электрической
мощности,  составления и применения графиков ограничения потребления и
отключения электрической энергии,  утвержденного постановлением Совета
Министров СССР от 31 декабря 1982 г. N 1149.
     11. Отменить установленный распоряжением Совета Министров СССР от
31 мая 1978 г. N 1093 порядок отнесения сумм повышенной платы, взыски-
ваемой  с  предприятий и электростанций за газ,  израсходованный в ка-
честве топлива сверх утвержденных лимитов,  на себестоимость вырабаты-
ваемой  ими  продукции  как не соответствующий Закону СССР о государс-
твенном предприятии (объединении);  признать в связи с этим утратившим
силу абзац 2 указанного распоряжения.

                   По расчетам в народном хозяйстве

     12. В связи с упорядочением  экономических  санкций  за  наиболее
серьезные нарушения государственной плановой и договорной дисциплины и
усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, ви-
новных  в приписках и других нарушениях,  внести следующие изменения в
систему экономической  (имущественной)  ответственности  за  нарушение
правил совершения расчетных операций:
     а) уменьшить размер штрафа, уплачиваемого в пользу банка предпри-
ятием-поставщиком (грузоотправителем,  организацией, оказывающей услу-
ги),  а в  соответствующих  случаях  плательщиком  (чекодателем),  при
предъявлении  счетов (других расчетных документов) при полном или час-
тичном отсутствии  реальной  отгрузки  (отпуска)  товарно-материальных
ценностей или фактического оказания услуг с 7 до 4 процентов;
     б) снизить размер взыскиваемого со строительных, монтажных и дру-
гих организаций штрафа за завышение объемов  и  стоимости  выполненных
строительно-монтажных работ (в том числе стоимости оборудования, вклю-
ченного в объем капитальных вложений, но фактически не сданного в мон-
таж),  проектно-изыскательских,  буровых,  геологоразведочных, ремонт-
но-строительных и пусконаладочных работ с 10 до 7 процентов;
     в) отменить санкции:
     за несвоевременное  представление или несвоевременную высылку за-
готовительными организациями в банк сводных  платежных  поручений  для
перечисления  на счета сдатчиков сельскохозяйственной продукции причи-
тающихся им сумм,  устранив двукратное применение санкций за одно и то
же нарушение,  поскольку ответственность за просрочку оплаты продукции
заготовительные организации несут непосредственно перед сдатчиками;
     за неуведомление  предприятиями,  объединениями  и  организациями
банка об ошибочно зачисленных на счет суммах и непредставление в уста-
новленный  срок  подтверждения  сальдо расчетного,  текущего или иного
счета;
     за отдельные  нарушения,  допускаемые  банками  при осуществлении
расчетных операций,  не оказывающие существенного экономического  воз-
действия на результаты деятельности сторон;
     г) отказаться от взимания в доход бюджета штрафа,  применяемого к
предприятиям,  объединениям, организациям, по вине которых не вывезены
(не отгружены) в установленный срок товарно-материальные ценности  или
не оказаны услуги,  предварительно оплаченные плательщиком по требова-
нию или с согласия поставщика (организации, оказывающей услуги).
     13. В  целях  унификации норм,  предусматривающих ответственность
плательщиков (заказчиков) за уклонение от оплаты причитающихся  другим
предприятиям, объединениям и организациям сумм, установить, что за не-
основательный полный или частичный отказ от акцепта платежного  требо-
вания, а также за уклонение от оплаты приобретенных товарно-материаль-
ных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг при других формах
расчетов  плательщик  (заказчик) уплачивает соответствующему предприя-
тию, объединению,  организации штраф в размере 5 процентов  суммы,  от
уплаты которой он отказался (уклонился).

                        По природопользованию

     14. Установить,  что в случае нарушения законодательства о приро-
допользовании предприятия, объединения и организации несут ответствен-
ность в размере фактически причиненного ущерба и принимают меры к уст-
ранению допущенных нарушений и их отрицательных последствий,  если за-
конодательством  не установлена более высокая ответственность за конк-
ретные виды таких нарушений.
     15. Признать необходимым сохранить санкции,  предусмотренные Пра-
вилами отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденные постанов-
лением Совета Министров СССР от 30 октября 1981 г.  N  1045,  лишь  за
грубые   нарушения  установленного  порядка  лесопользования,  отменив
штрафную ответственность за нарушения частного характера, не причиняю-
щие ущерба лесному хозяйству.
     16. Поручить  Институту экономики и Институту государства и права
Академии наук СССР разработать и представить в III квартале 1988 г.  в
Комиссию по совершенствованию управления, планирования и хозяйственно-
го механизма предложения по методике определения размера ущерба,  при-
чиняемого  предприятиям,  объединениям  и организациям нарушениями хо-
зяйственных договоров и подлежащего возмещению в соответствии с  Зако-
ном СССР о государственном предприятии (объединении).  Комиссии утвер-
дить указанную методику и не позднее IV квартала 1988 г. довести ее до
министерств  и ведомств СССР и других органов хозяйственного руководс-
тва, а  этим органам - до подведомственных предприятий,  объединений и
организаций.
     17. Комиссии по совершенствованию управления,  планирования и хо-
зяйственного механизма с участием Государственного арбитража СССР про-
водить периодически  анализ  эффективности  действующих  экономических
(имущественных)  санкций,  применяемых к предприятиям,  объединениям и
организациям; принимать в необходимых случаях меры к обеспечению боль-
шей  увязки их с принципами новой системы хозяйствования,  а по вопро-
сам,  требующим решения Правительства  СССР,  вносить  соответствующие
предложения в Совет Министров СССР.
     18. Утвердить прилагаемые изменения,  которые вносятся в  решения
Правительства СССР.
     19. Советам Министров союзных республик,  исходя из  мероприятий,
предусмотренных  настоящим постановлением,  в 2-месячный срок провести
работу по  сокращению  и  упорядочению  экономических  (имущественных)
санкций, установленных законодательством союзных республик.

     Председатель
     Совета Министров СССР
     Н. Рыжков

     Управляющий Делами
     Совета Министров СССР
     М. Смиртюков