СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СОГЛАШЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР 25 октября 1988 г. (НЦПИ) Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Федеративной Республики Германии, именуемые в дальнейшем "Договаривающиеся Стороны", придавая важное значение охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и желая путем осуществления сотрудничества способствовать принятию мер по достижению практических результатов в этой области, исходя из того, что правильное и контролируемое использование достижений науки и техники способно предотвратить нежелательные последствия их применения и может содействовать улучшению взаимоотношений между человеком и природой, понимая, что экономическое и социальное развитие с учетом интересов будущих поколений требует охраны и улучшения окружающей среды уже в настоящее время, будучи убежденными в том, что развитие взаимного сотрудничества по проблемам окружающей среды с учетом опыта, накопленного государствами с различными социально-экономическими системами, служит укреплению межгосударственных и международных отношений, стремясь в соответствии с выраженным в Договоре между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии от 12 августа 1970 года желанием улучшать и расширять существующее сотрудничество, желая согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанному в Хельсинки в 1975 году, результатам Совещания на высоком уровне по проблемам окружающей среды в рамках Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Женева, 1979 г.) и 3 сессии Исполнительного органа Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Хельсинки, 1985 г.), а также Многосторонней конференции по охране окружающей среды (Мюнхен, 1984 г.) внести в рамках тесного и долгосрочного сотрудничества обеих стран эффективный вклад в дело охраны окружающей среды, в соответствии с целями Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о научно-техническом сотрудничестве от 22 июля 1986 года, согласились о нижеследующем: Статья 1 Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в области охраны окружающей среды на основе равноправия, взаимности и взаимной выгоды. Статья 2 Это сотрудничество будет иметь целью решение важных проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и будет направлено на изучение вредных воздействий на окружающую среду, а также разработку мер по их предотвращению. Оно будет осуществляться, в частности, в следующих областях: - охрана воздушного бассейна от загрязнения, - охрана вод от загрязнения, - предотвращение аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями для окружающей среды, - охрана окружающей среды в городах, - предотвращение возникновения, утилизация и безвредная ликвидация отходов, - борьба с шумом, - биологические и генетические последствия загрязнения окружающей среды для человека, - охрана экологических систем, включая охрану почв, организация охраняемых природных территорий, а также охрана редких и исчезающих видов фауны и флоры, - охрана лесов, - влияние изменений в окружающей среде на климат, - мониторинг состояния окружающей среды, - нормативные требования, необходимые для сохранения качества окружающей среды, правовая и административная практика. В ходе этого сотрудничества Договаривающиеся Стороны будут всемерно способствовать разработке, внедрению технологических процессов и технических средств, не наносящих ущерб окружающей среде, а также будут уделять должное внимание экономическим и международным аспектам мероприятий в области окружающей среды. Статья 3 Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать также в целях принятия мер по уменьшению трансграничных атмосферных потоков загрязняющих веществ и по уменьшению или предотвращению их вредных воздействий. Статья 4 Сотрудничество между Договаривающимися Сторонами в области охраны окружающей среды будет осуществляться, в частности, по тематике, указанной в статье 8, и разработанным и согласованным на этой основе рабочим планам, главным образом в следующих формах: - обмен опытом, - обмен научно-технической информацией, документацией и результатами исследований, - обмен специалистами, - организация и совместное проведение конференций, симпозиумов и совещаний экспертов, - совместная разработка и выполнение программ и проектов, а также организация и проведение совместных мероприятий, таких как эксперименты, экспедиции, - внедрение, в частности публикация, результатов важнейших совместных проектов и программ, - участие специалистов Договаривающихся Сторон в проводимых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Федеративной Республике Германии международных конференциях, симпозиумах и выставках по охране окружающей среды. Подробности практического осуществления сотрудничества регулируются Приложением 1, являющимся составной частью настоящего Соглашения. Статья 5 Договаривающиеся Стороны, исходя из целей настоящего Соглашения, будут поощрять и способствовать установлению и развитию непосредственных контактов и сотрудничества между учреждениями, организациями и предприятиями. Статья 6 Для содействия выполнению настоящего Соглашения будет образована Смешанная комиссия Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды (именуемая в дальнейшем "Смешанная комиссия"). Смешанная комиссия будет принимать рассчитанные в каждом случае на 3 года рабочие планы сотрудничества. В рабочих планах будут определяться конкретные темы и проекты сотрудничества, органы и лица, ответственные за их выполнение, а также дополнительные условия сотрудничества. Смешанная комиссия будет обсуждать результаты сотрудничества и принимать по ним конкретные меры. В течение 3 месяцев после вступления в силу настоящего Соглашения каждая из Договаривающихся Сторон назовет другой Договаривающейся Стороне своего сопредседателя Смешанной комиссии. Смешанная комиссия будет проводить свои заседания не реже чем 1 раз в год поочередно в Союзе Советских Социалистических Республик и в Федеративной Республике Германии. Смешанная комиссия может создавать рабочие группы по отдельным направлениям и проблемам сотрудничества. Статья 7 Ведомствами, ответственными за координацию и организацию сотрудничества в рамках настоящего Соглашения, будут: от Союза Советских Социалистических Республик - Государственный комитет СССР по охране природы; от Федеративной Республики Германии - Федеральное министерство по вопросам окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов. Эти ведомства будут иметь между собой непосредственные контакты. Статья 8 Тематика сотрудничества в области охраны окружающей среды с указанием приоритетных тем и проектов приведена в Приложении 2 к настоящему Соглашению. С согласия Сторон тематика может пересматриваться и дополняться. Статья 9 В рамках сотрудничества по настоящему Соглашению каждая Договаривающаяся Сторона будет сама нести расходы по выполнению обязательств, вытекающих из программы сотрудничества. Взносы для участия в конгрессах и специализированных научных мероприятиях будет оплачивать соответствующая приглашающая Сторона. Финансирование обменов специалистами будет регулироваться Смешанной комиссией. Специалисты, участвующие в сотрудничестве в рамках настоящего Соглашения, будут получать бесплатное медицинское обслуживание в связи с несчастным случаем или любой болезнью (за исключением зубопротезирования), требующими немедленной медицинской помощи. Со стороны Союза Советских Социалистических Республик медицинское обслуживание будет осуществляться в соответствии с действующими законами и положениями, со стороны Федеративной Республики Германии - в рамках страхования на случай болезни. Статья 10 Обязательства Договаривающихся Сторон, вытекающие из заключенных ими международных договоров и соглашений, настоящим Соглашением не затрагиваются. Статья 11 Договаривающиеся Стороны и организации, учреждения и предприятия, участвующие в сотрудничестве, при взаимной передаче информации будут соблюдать действующие в каждом соответствующем случае законы, иные положения и международные обязательства. При взаимном согласии Стороны могут передавать результаты их сотрудничества третьим сторонам. Статья 12 Разногласия в толковании или применении настоящего Соглашения должны решаться путем консультаций между Договаривающимися Сторонами. Статья 13 В согласии с Четырехсторонним соглашением от 3 сентября 1971 года настоящее Соглашение будет распространяться в соответствии с установленными процедурами на Берлин (Западный). Статья 14 Настоящее Соглашение и первый согласованный рабочий план вступят в силу в день подписания Соглашения. Настоящее Соглашение заключено сроком на 5 лет. Если не позднее чем за 6 месяцев до истечения этого срока одной из Договаривающихся Сторон не будет письменно заявлено о его расторжении, то оно остается в силе на неограниченное время, пока одна из Договаривающихся Сторон не заявит за 6 месяцев в письменной форме о прекращении его действия. Срок действия рабочих планов, указанных в статье 6, не затрагивается истечением настоящего Соглашения. В случае прекращения действия Соглашения его положения будут продолжать действовать в объеме, необходимом для осуществления рабочих планов согласно статье 6 или для выполнения начатых уже проектов сотрудничества в рамках настоящего Соглашения. Совершено в г. Москве 25 октября 1988 года в двух экземплярах, каждый на русском и немецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. (Подписи) 25 октября 1888 г. Приложение 1 к Соглашению между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды Договаривающиеся Стороны на основе действующих положений будут оказывать необходимое содействие в отношении въезда и пребывания специалистам, участвующим в сотрудничестве в рамках настоящего Соглашения. Если специалисты находятся в принимающей стране более 6 месяцев, то это распространяется также на их жен и несовершеннолетних детей. Обе Договаривающиеся Стороны будут способствовать своевременной подаче заявлений и выдаче виз. В необходимых случаях и в соответствии с внутригосударственными положениями Договаривающиеся Стороны будут способствовать получению специалистами, а также сопровождающими их членами семьи виз, действительных для многократных въездов на период их участия в совместных работах в рамках настоящего Соглашения. Договаривающиеся Стороны обязываются оказывать содействие предоставлению этим лицам соответствующей жилой площади. Договаривающиеся Стороны согласны в рамках действующих в каждой стране положений по возможности освобождать ввозимый и вывозимый на основании настоящего Соглашения научно-технический материал от взимаемых при ввозе и вывозе таможенных пошлин и иных сборов. Договаривающиеся Стороны разрешают согласно действующим в каждой стране положениям специалистам, а также членам их семей на время их пребывания в принимающей стране ввоз и вывоз продуктов, предназначенных для их личного пользования, без сборов и залогов, включая один легковой автомобиль на каждую семью, который после окончания пребывания должен быть снова вывезен согласно действующим правовым положениям. Договаривающиеся Стороны будут всячески способствовать эффективной организации работы специалистов, находящихся в принимающей стране, оказывая содействие в рамках действующих положений и в рамках согласованных рабочих планов в посещении научно-исследовательских институтов и библиотек и в ознакомлении с архивами и другими научными фондами. Приложение 2 к Соглашению между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды ТЕМАТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Проблема | Наименование темы | Участвующие ведомства | | п/п | | и проекта |------------------------------------------| | | | | От Федеративной | От Союза Советских | | | | | Республики | Социалистических | | | | | Германии | Республик | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | I. | Предотвращение | I-1. Предотвращение | Федеральное | Министерство | | | загрязнения | загрязнения | министерство по | химического и | | | атмосферы | атмосферы | вопросам | нефтяного | | | | предприятиями | окружающей | машиностроения СССР, | | | | промышленности, | среды, охраны | Министерство | | | | энергетики и | природы и | энергетики и | | | | коммунального | безопасности | электрификации СССР, | | | | хозяйства | ядерных | Министерство лесной | | | | | реакторов, | промышленности СССР, | | | | | Федеральное | Министерство | | | | | министерство | нефтеперерабатывающей | | | | | экономики | и нефтехимической | | | | | | промышленности СССР, | | | | | | Министерство | | | | | | жилищного и | | | | | | коммунального | | | | | | хозяйства РСФСР, | | | | | | Министерство | | | | | | автомобильной | | | | | | промышленности СССР | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | I-1.1. Техника и | | | | | | технология | | | | | | подготовки сырья и | | | | | | топлива (в | | | | | | частности, | | | | | | обессеривание | | | | | | твердого топлива) | | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | I-1.2. Технология | | | | | | очистки отходящих | | | | | | газов от SO и NO , | | | | | | 2 x | | | | | | в частности, при | | | | | | низких концентрациях | | | | | | SO , а также от | | | | | | 2 | | | | | | других вредных | | | | | | веществ | | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | I-1.3. | | | | | | Совершенствование | | | | | | технологических | | | | | | процессов в целях | | | | | | предотвращения | | | | | | образования вредных | | | | | | веществ в газовых | | | | | | выбросах | | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | I-2. Уменьшение | Федеральное | Министерство | | | | выбросов | министерство по | автомобильной | | | | загрязняющих веществ | вопросам | промышленности СССР, | | | | от транспортных | окружающей | Министерство | | | | источников | среды, охраны | тракторного и | | | | | природы и | сельскохозяйственного | | | | | безопасности | машиностроения СССР | | | | | ядерных | | | | | | реакторов, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство | | | | | | транспорта, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство | | | | | | экономики | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | I-2.1. Меры по | | | | | | усовершенствованию | | | | | | двигателей с целью | | | | | | уменьшения вредного | | | | | | воздействия | | | | | | выбросов, включая | | | | | | применение | | | | | | катализаторов | | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | I-2.2. Применение | | | | | | обессвинцованного | | | | | | автомобильного | | | | | | топлива | | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | I-3. Планирование и | Федеральное | Государственный | | | | управление качеством | министерство по | комитет СССР по | | | | воздуха, включая | вопросам | охране природы | | | | разработку норм | окружающей | | | | | предельно допустимых | среды, охраны | | | | | выбросов в атмосферу | природы и | | | | | | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | II. | Предотвращение | II-1. Борьба с | Федеральное | Государственный | | | загрязнения | загрязнением вод | министерство по | строительный комитет | | | пресных и | промышленными и | вопросам | СССС, Министерство | | | морских вод | коммунальными | окружающей | лесной промышленности | | | | сточными водами | среды, охраны | СССР, Министерство | | | | (методы и | природы и | нефтеперерабатывающей | | | | оборудование для | безопасности | и нефтехимической | | | | очистки сточных вод, | ядерных | промышленности СССР, | | | | замкнутые циклы, | реакторов | Министерство цветной | | | | малоотходный и | | металлургии СССР, | | | | безотходный | | Министерство черной | | | | технологические | | металлургии СССР, | | | | процессы) | | Министерство | | | | | | жилищного и | | | | | | коммунального | | | | | | хозяйства РСФСР | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | II-2. Планирование и | Федеральное | Государственный | | | | управление качеством | министерство по | комитет СССР по | | | | воды речных | вопросам | охране природы | | | | бассейнов, озер и | окружающей | | | | | эстуариев | среды, охраны | | | | | | природы и | | | | | | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | III. | Охрана | III-1. Охрана диких | Федеральное | Государственный | | | природы. | видов фауны и флоры | министерство по | комитет СССР по | | | Охрана | и их биотопов, а | вопросам | охране природы, | | | земельных | также организация | окружающей | Академия наук СССР | | | ресурсов | охраняемых | среды, охраны | | | | | территорий | природы и | | | | | | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | III-2. Рекультивация | Федеральное | Государственный | | | | и восстановление | министерство по | агропромышленный | | | | растительного | вопросам | комитет СССР | | | | покрова на землях, | окружающей | | | | | нарушенных | среды, охраны | | | | | хозяйственной | природы и | | | | | деятельностью | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | III-3. Уменьшение | Федеральное | Государственный | | | | загрязнения почв, | министерство по | комитет СССР по | | | | вызываемого | вопросам | охране природы, | | | | сельскохозяйственной | окружающей | Академия наук СССР, | | | | деятельностью | среды, охраны | Государственный | | | | (удобрения, средства | природы и | агропромышленный | | | | защиты растений, | безопасности | комитет СССР | | | | использование | ядерных | | | | | осадков сточных вод, | реакторов, | | | | | ила), а также через | Федеральное | | | | | атмосферу | министерство | | | | | | продовольствия, | | | | | | сельского и | | | | | | лесного | | | | | | хозяйства | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | IV. | Твердые | IV-1. Переработка и | Федеральное | Министерство | | | бытовые и | утилизация твердых | министерство по | жилищного и | | | промышленные | бытовых отходов | вопросам | коммунального | | | отходы | | окружающей | хозяйства РСФСР, | | | | | среды, охраны | Государственный | | | | | природы и | комитет СССР по | | | | | безопасности | охране природы | | | | | ядерных | | | | | | реакторов | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | IV-2. Переработка и | Федеральное | Министерство | | | | использование | министерство по | жилищного и | | | | промышленных | вопросам | коммунального | | | | отходов, особенно | окружающей | хозяйства РСФСР, | | | | токсичных, их | среды, охраны | Государственный | | | | транспортировка и | природы и | комитет СССР по | | | | захоронение | безопасности | охране природы | | | | | ядерных | | | | | | реакторов | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | V. | Предотвращение | V-1. Меры по | Федеральное | Государственный | | | аварийных | профилактике | министерство по | комитет СССР по | | | ситуаций с | возникновения | вопросам | охране природы | | | тяжелыми | аварийных ситуаций | окружающей | | | | последствиями | | среды, охраны | | | | для окружающей | | природы и | | | | среды | | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | V-2. Меры по | Федеральное | Государственный | | | | ограничению и | министерство по | комитет СССР по | | | | ликвидации | вопросам | охране природы | | | | последствий аварий | окружающей | | | | | для окружающей среды | среды, охраны | | | | | | природы и | | | | | | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | VI. | Мониторинг | VI-1. Научные основы | Федеральное | Государственный | | | состояния | комплексного | министерство по | комитет СССР по | | | окружающей | глобального | вопросам | гидрометеорологии, | | | среды и | мониторинга, включая | окружающей | Академия наук СССР, | | | изучение | мониторинг в | среды, охраны | Государственный | | | экологических | биосферных | природы и | агропромышленный | | | последствий ее | заповедниках | безопасности | комитет СССР | | | загрязнения | | ядерных | | | | | | реакторов, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство | | | | | | транспорта | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | VI-2. Системы | Федеральное | Государственный | | | | наблюдений и | министерство по | комитет СССР по | | | | контроля загрязнения | вопросам | гидрометеорологии, | | | | природных сред и | окружающей | Государственный | | | | источников выбросов | среды, охраны | комитет СССР по | | | | в атмосферу (методы, | природы и | охране природы | | | | приборы, | безопасности | | | | | автоматизированные | ядерных | | | | | системы) | реакторов, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство | | | | | | транспорта | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | VI-3. Моделирование | Федеральное | Государственный | | | | процессов | министерство по | комитет СССР по | | | | загрязнения | вопросам | гидрометеорологии, | | | | атмосферы. Прогноз | окружающей | Государственный | | | | загрязнения. | среды, охраны | комитет СССР по | | | | Трансграничный | природы и | охране природы | | | | перенос загрязняющих | безопасности | | | | | веществ в атмосфере | ядерных | | | | | | реакторов, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство | | | | | | транспорта | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | VI-4. Влияние | Федеральное | Государственный | | | | загрязнения | министерство по | комитет СССР по | | | | атмосферы на | вопросам | гидрометеорологии, | | | | экосистемы (леса, | окружающей | Академия наук СССР | | | | растительность, | среды, охраны | | | | | водоемы) | природы и | | | | | | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство | | | | | | продовольствия, | | | | | | сельского и | | | | | | лесного | | | | | | хозяйства, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство | | | | | | транспорта | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | VI-5. Влияние | Федеральное | Академия наук СССР, | | | | загрязняющих веществ | министерство по | Государственный | | | | на пресноводные | вопросам | комитет СССР по | | | | экосистемы | окружающей | гидрометеорологии | | | | | среды, охраны | | | | | | природы и | | | | | | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство по | | | | | | делам молодежи, | | | | | | семьи, женщин и | | | | | | здравоохранения, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство | | | | | | продовольствия, | | | | | | сельского и | | | | | | лесного | | | | | | хозяйства | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | VI-6. Мониторинг | Федеральное | Государственный | | | | морских экосистем, в | министерство по | комитет СССР по | | | | частности, | вопросам | гидрометеорологии, | | | | Балтийского и | окружающей | Академия наук СССР | | | | Северного морей | среды, охраны | | | | | | природы и | | | | | | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов, | | | | | | Федеральное | | | | | | министерство | | | | | | транспорта | | |------|----------------|----------------------|------------------|-----------------------| | | | VI-7. Исследование | Федеральное | Государственный | | | | миграции и | министерство по | комитет СССР по | | | | трансформации | вопросам | гидрометеорологии, | | | | загрязняющих веществ | окружающей | Академия наук СССР | | | | в различных средах | среды, охраны | | | | | | природы и | | | | | | безопасности | | | | | | ядерных | | | | | | реакторов | | ------------------------------------------------------------------------------------------- |