КОМИТЕТ МИНИСТРОВ - ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕР ПО НЕДОПУЩЕНИЮ И СОКРАЩЕНИЮ ЧРЕЗМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ НАГРУЗКИ НА СУДЫ РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТ ЕВРОПЫ 16 сентября 1986 г. N R (86) 121 (РЮ 97-7) Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15(Ь) Устава Совета Европы, учитывая возрастающее количество дел, направляемых на рассмотрение судов, что может препятствовать праву каждого гражданина на публичное разбирательство в разумные сроки, закрепленные в статье 6.1 Европейской конвенции о защите прав человека; учитывая, в связи с этим, большое количество не относящихся к судопроизводству задач, которые должны выполнять судьи и количество которых в ряде стран имеет тенденцию к увеличению; будучи убежден в необходимости ограничить количество не относящихся к судопроизводству задач, выполняемых судьями, а также сократить любую излишнюю рабочую нагрузку на суды для улучшения качества отправления правосудия; будучи также убежденным в необходимости постоянно обеспечивать равноправное распределение дел между судами и наиболее оптимальное использование их людских ресурсов, предлагает правительствам государств-членов, кроме выделения судебным органам необходимых средств для эффективного рассмотрения возрастающего количества ил, находящихся в судах, и уменьшения круга не относящихся к судопроизводству задач, изучить целесообразность включения одной или нескольких следующих задач в их судебную политику; I. Содействовать, где это необходимо, примирению сторон, как вне судебной системы. так до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью можно было бы рассмотреть следующие меры: а) предусмотреть, вместе с соответствующими стимулами, процедуры примирения до судебного разбирательства или иные способы урегулирования споров вне его рамок; Ь) возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добился примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим опросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства; с) считать этическим долгом адвокатов или предложить компетентным признать в качестве такового принцип, согласно которому адвокаты должны добиваться примирения сторон до начала судебного разбирательства или на любой соответствующей стадии такого разбирательства. II. Не увеличивать, а постепенно уменьшать количество не имеющих к судебному разбирательству задач, возложенных на судей, поручая такие задачи другим лицам или органам. В добавлении к настоящей рекомендации содержатся примеры не относящихся к судебному разбирательству задач, которые в некоторых странах в настоящее время выполняют судьи и от которых их можно было бы освободить, учитывая конкретные особенности каждой страны. III. Определить соответствующие органы, не входящие в судебную систему, в которые могут обращаться стороны для разрешения исковых споров на небольшие мы и по вопросам некоторых конкретных областей права. IV. С помощью необходимых средств и в соответствующих случаях при меры для упрощения доступа к альтернативным способам разрешения споров и повышения их эффективности в качестве процедуры, заменяющей судебное разбирательство. V. Шире практиковать, если это еще не сделано, передачу дел на рассмотрение одного судьи в первой инстанции по всем соответствующим вопросам. VI. Пересматривать через регулярные промежутки времени компетенцию различных судов в отношении подсудности и характера различных исков с целью равномерного распределения рабочей нагрузки. VII. Оценивать возможное воздействие страхования судебных издержек на увеличение количества дел, передаваемых на рассмотрение судов, и принимать соответствующие меры, если будет установлено, что страхование судебных издержек поощряет возбуждение необоснованных исков. ДОБАВЛЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ N R (86) 12 Примеры не относящихся к судопроизводству задач, от которых должны быть избавлены судьи в некоторых странах, с учетом конкретных особенностей каждой страны Заключение браков. Составление договоров о семейной собственности. Разрешение на публикацию извещений о браке. Разрешение одному супругу представлять другого: взамен согласия супруга, который лишен возможности дать такое согласие. Смена фамилии - смена имени. Признание отцовства или материнства. Управление собственностью недееспособных лиц. Назначение законного представителя недееспособных совершеннолетних и отсутствующих лиц. Согласие на приобретение собственности юридическими лицами. Проверка бухгалтерских книг коммерсантов. Ведение коммерческих списков: коммерсантов, компаний, торговых марок, транспортных средств, судов, катеров и самолетов. Выдача лицензий. на ведение коммерческой деятельности.. Судебное вмешательство в выборы и референдумы, не предусмотренные конституцией. Назначение судьи в качестве председателя или членом комитетов, в которых его присутствие необходимо с целью обеспечить беспристрастность комитета. Сбор налогов и таможенных пошлин. Сбор судебных гонораров. Выполнение функций государственного нотариуса. Принятие мер в отношении собственности умерших лиц. Составление документов и актов гражданского состояния. Земельный кадастр (контроль за регистрацией передачи собственности, ипотек). Назначение арбитров, когда такое назначение требуется по закону. |