Ремонт распашных ворот CAME в Чехове.

ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 16.01.02 03-51-5 ИН/23-03

            ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
                С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ
                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
     
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          16 января 2002 г.
                          N 03-51-5 ин/23-03

                                (НЦПИ)
     

     Министерство направляет для использования в  работе  методическое
письмо  "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями
в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
     Письмо подготовлено    с    участием    специалистов    Института
коррекционной педагогики РАО.
     
Первый заместитель министра
образования Российской Федерации
                                                           В.А. Болотов
16 января 2002 г.
N 03-51-5 ин/23-03


     Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие
системы специального образования способствовали появлению и  внедрению
в  практику  идей  интегрированного  воспитания  и  обучения  детей  с
отклонениями  в  развитии   совместно   с   нормально   развивающимися
сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное
воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо
придать  данному  процессу организованный характер,  обеспечив каждому
ребенку,  имеющему отклонения  в  развитии,  уже  с  раннего  возраста
доступную  и  полезную для его развития форму интеграции.  Внедрение в
практику  дошкольных   образовательных   учреждений   интегрированного
воспитания  и  обучения  позволяет  расширить  охват детей необходимой
коррекционно-педагогической и медико-социальной  помощью,  максимально
приблизить   ее  к  месту  жительства  ребенка,  обеспечить  родителей
(законных  представителей)   консультативной   поддержкой,   а   также
подготовить    общество    к   принятию   человека   с   ограниченными
возможностями.
     Развитие интегрированного воспитания и  обучения  создает  основу
для  выстраивания  качественно  нового взаимодействия между массовым и
специальным образованием,  преодолевая барьеры и делая  границы  между
ними  прозрачными.  При этом за каждым ребенком,  имеющим отклонения в
развитии,    сохраняется    необходимая     ему     специализированная
психолого-педагогическая помощь и поддержка.
     Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего  возраста,
которая  способствует  достижению  ребенком с отклонениями равного или
близкого по возрастной норме  уровня  общего  и  речевого  развития  и
позволяет  ему  на  более раннем этапе своего развития влиться в среду
нормально развивающихся сверстников.
     В системе  дошкольного  образования  России  эта форма обучения и
воспитания  детей  с  отклонениями   в   развитии   должна   учитывать
современные  российские  социально-экономические условия,  особенности
отечественной системы образования и полностью исключать  "механическое
копирование"  зарубежных  моделей.  Кроме  того,  интеграция не должна
осуществляться стихийно,  она возможна лишь при наличии  в  дошкольных
образовательных    учреждениях    (далее   -   ДОУ)   соответствующего
материально-технического,   программно-методического    и    кадрового
обеспечения.    Только    совокупность   этих   условий   обеспечивает
полноценную,   грамотно   организованную   систему    интегрированного
воспитания  и  обучения детей с отклонениями в развитии.  В этой связи
наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы  по
интегрированному  воспитанию  и  обучению  дошкольников  созданы в ДОУ
комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими  группами  и
сложившимся         кадровым,         программно-методическим        и
материально-техническим обеспечением).
     Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может
организовать  интегрированное  воспитание  и   обучение   определенной
категории  воспитанников,  например,  совместное воспитание и обучение
нормально  слышащих  детей  и  детей  с  нарушениями  слуха,  детей  с
нормальным  и  нарушенным  зрением,  нормально развивающихся и детей с
задержкой психического развития и т.п.  В каждом ДОУ  комбинированного
вида  целесообразно  предусмотреть  условия для оказания коррекционной
помощи детям со сложными нарушениями развития.  Таким образом,  даже в
небольшом  населенном пункте (особенно в сельской местности),  имеющем
всего три-пять ДОУ,  может быть  организовано  воспитание  и  обучение
практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата
нуждающихся детей  специализированной  коррекционно  -  педагогической
помощью и делает дошкольное образование более доступным.
     В соответствии   с   п.5   Типового   положения   о    дошкольном
образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.07.95 N 677,  в ДОУ  комбинированного  вида
могут     быть     организованы    общеразвивающие,    компенсирующие,
оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в
переходный  период  развития системы специального образования,  в силу
социально-экономических преобразований в обществе,  а также  постоянно
увеличивающегося  количества  детей  с  отклонениями  в развитии особо
актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания
коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной
из  таких  форм  является  организация  в  ДОУ  комбинированного  вида
смешанных групп,  где одновременно воспитываются и обучаются нормально
развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии  (по
профилю  функционирующих  в  учреждении  групп  компенсирующего вида).
Смешанные  группы   финансируются   по   нормативам,   соответствующим
нормативам финансирования групп компенсирующего вида.
     Комплектование смешанной  группы  осуществляется   по   заявлению
родителей   (законных   представителей)   и  на  основании  заключения
психолого-педагогической и медико-педагогической  комиссий.  При  этом
общая  наполняемость  группы  сокращается;  две  трети  состава группы
составляют  воспитанники  с  уровнем   психофизического   развития   в
соответствии  с возрастной нормой,  а треть воспитанников - дети с тем
или  иным  отклонением  (например,  с   нарушениями   слуха,   зрения,
опорно-двигательного  аппарата,  интеллекта - умственной отсталостью в
степени  дебильности)*  либо  дети  раннего   возраста,   не   имеющие
выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной
нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы).
---------------------------
    (*) Не рекомендуется  создавать  смешанные  группы  для  детей   с
нарушениями  речи.  Это связано с тем,  что данная категория детей уже
практически находится  в  условиях  интеграции.  Кроме  того,  система
специальной  логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом
в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а
также   кратковременное   обучение  детей  с  фонетико-фонематическими
нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.

     Наполняемость смешанной группы зависит  от  характера  первичного
отклонения   в  развитии  и  возраста  ребенка  (см.  таблицу).  Общая
наполняемость   смешанной   группы   уменьшается   (в   сравнении    с
наполняемостью  групп,  определенных  Типовым  положением о дошкольном
образовательном учреждении).
     
---------------------------------------------------------------------------------------
|                       |         Количество детей в группе                           |
|-----------------------|-------------------------------------------------------------|
|     Вид нарушения     |  ясельная группа             | младшая-подготови-           |
|                       |                              | тельная  группа              |
|-----------------------|------------------------------|------------------------------|
|                       | дети с       | нормально     | дети с       | нормально     |
|                       | отклонениями | развивающиеся | отклонениями | развивающиеся |
|                       | нениями      | дети          | нениями      | дети          |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Глухие                |   2          |     8         |   3          |     8         |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Слабослышащие         |   3          |     8         |   4          |     8         |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Слепые                |   2          |     6         |   3          |     б         |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Слабовидящие          |   3          |     8         |   4          |    10         |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| С амблиопией и        |   5          |     10        |   5          |    10         |
| косоглазием           |              |               |              |               |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Легкая форма ДЦП      |   4          |     8         |   4          |    10         |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Другие нарушения      |   6          |     10        |   6          |    12         |
| опорно-двигательного  |              |               |              |               |
| аппарата              |              |               |              |               |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| С задержкой           |   4          |     10        |   5          |    12         |
| психического развития |              |               |              |               |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| С нарушением          |   5          |     10        |   5          |    10         |
| интеллекта            |              |               |              |               |
| (неосложненная форма  |              |               |              |               |
| олигофрении в степени |              |               |              |               |
| дебильности)          |              |               |              |               |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Не имеющие выраженных |   6          |     12        |   6          |    12         |
| первичных отклонений  |              |               |              |               |
| в развитии, но        |              |               |              |               |
| отстающие от          |              |               |              |               |
| возрастной нормы (в   |              |               |              |               |
| т.ч. с нарушениями    |              |               |              |               |
| эмоционально-волевой  |              |               |              |               |
| сферы)                |              |               |              |               |
---------------------------------------------------------------------------------------
     
     При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение
ряда специфических, задач:
     - осуществление ранней,  полноценной социальной и образовательной
интеграции воспитанников с отклонениями,  в развитии в среду нормально
развивающихся сверстников путем создания  условий  для  разнообразного
общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
     - проведение      коррекционно-педагогической,      медико      -
психологической  и  социальной работы с детьми,  имеющими отклонения в
развитии;
     - оказание   необходимой   коррекционно-педагогической  поддержки
воспитанникам,  не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии,
но отстающим от возрастной нормы;
     - обучение  родителей  (законных  представителей)  педагогическим
технологиям  сотрудничества  со своим ребенком,  приемам и методам его
воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.
     Содержание образовательного    процесса    в   смешанной   группе
определяется  программой  дошкольного   образования   и   специальными
(коррекционными)  программами  с  учетом  индивидуальных  особенностей
воспитанников (возраста,  структуры нарушения, уровня психофизического
развития  и  т.п.).  Педагогический  коллектив  самостоятелен в выборе
программ из  комплекса  вариативных  общеразвивающих  и  коррекционных
программ.  На  каждого воспитанника группы составляется индивидуальная
программа развития.
     Организационными формами   работы   смешанной   группы   являются
фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками,  а также  занятия
малыми подгруппами (по 2-3 ребенка),  индивидуальные занятия. При этом
воспитатели  проводят  занятия  в  первую  половину  дня  с  нормально
развивающимися  воспитанниками,  а  во  вторую половину дня - со всеми
воспитанниками группы.  По такой же схеме проводятся  физкультурные  и
музыкальные  занятия.  При необходимости воспитанники с отклонениями в
развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями  с  инструктором  по
физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
     Для организации работы  смешанной  группы  в  штат  ДОУ  вводится
должность  (одна  ставка)  учителя-дефектолога  (в группу с детьми:  с
нарушениями  слуха   -   сурдопедагога,   с   нарушениями   зрения   -
тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность
учителя-логопеда   может   вводиться   в   дополнение   к    должности
учителя-дефектолога,  например,  в  группу  для  детей  с  нарушениями
зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы
привлекаются   также   педагог-психолог,   музыкальный   руководитель,
инструктор  по  физической  культуре,   ЛФК,   а   также   необходимый
медицинский   и   обслуживающий   персонал   (например,   сурдотехник,
медицинская сестра),  педагоги дополнительного образования.  При  этом
максимальное     количество     времени     следует     отводить    на
коррекционно-развивающие      занятия      учителя-дефектолога       и
педагога-психолога.    Рекомендации    по   организации   деятельности
педагогического и обслуживающего персонала смешанных  групп,  а  также
перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.
     В зависимости  от  степени  выраженности  и  сложности  структуры
нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей
(законных  представителей)   обучение   в   смешанной   группе   может
осуществляться  1-2  года или до его поступления в общеобразовательное
учреждение.
     В конце   каждого   года   обучения   психолого-педагогическая  и
медико-педагогическая    комиссии    по    результатам    обследования
воспитанников  группы  дают  рекомендации о дальнейших формах обучения
каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
     В случае,  если  на  проведение  занятий  в  группе затрачивается
дополнительное время состоящих в штате специалистов,  оплата их  труда
производится за фактически отработанное время.
     Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для
всех  детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени,
которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.
     Проведение целенаправленной   работы   по   интеграции   детей  с
отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в
связи  с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не
означает  упразднения  ранее  созданных   дошкольных   образовательных
учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать
активное участие в интегрированном воспитании  и  обучении  той  части
детей  с отклонениями в развитии,  которая находится в условиях полной
интеграции.  Эти дети могут получать  квалифицированную  коррекционную
помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования
России "Об, организации в дошкольных образовательных учреждениях групп
кратковременного  пребывания  для  детей с отклонениями в развитии" от
26.06.99 N 129/23-16).
     В подготовке   данного   материала   активное  участие  принимали
сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

     
                                                          Приложение 1
                                                                    
                             РЕКОМЕНДАЦИИ
            по организации деятельности педагогического и
              обслуживающего персонала смешанной группы
     
            1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда,
          олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)

     Основным, ведущим   специалистом,   проводящим  и  координирующим
коррекционно-педагогическую     работу     в     группе,      является
учитель-дефектолог.    Содержание    его    деятельности    аналогично
деятельности учителя-дефектолога групп  компенсирующего  вида.  Однако
организация  коррекционно-педагогического  процесса в смешанной группе
имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:
     - планирует  (совместно  с  другими  специалистами)  и организует
целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в  группе,
в ДОУ;
     - консультирует    воспитателей,    музыкального    руководителя,
инструктора  по  физической культуре,  социального педагога и педагога
дополнительного     образования      по      вопросам      организации
коррекционно-педагогического  процесса  и  взаимодействия  всех  детей
группы;  помогает в отборе содержания и методики проведения совместных
занятий;
     - координирует    коррекционную    психолого-педагогическую     и
медицинскую   помощь   детям   с  отклонениями  в  развитии;  проводит
совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем,
инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
     - ведет необходимую документацию (приложение 2).
     Учитель-дефектолог проводит  фронтальные и индивидуальные занятия
с воспитанниками,  имеющими отклонения в развитии  или  отстающими  от
возрастной нормы,  а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя
нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в  развитии.  При
необходимости    дети    с    ограниченными   возможностями   здоровья
(отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными
занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность
таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

                     2. Деятельность воспитателя

     Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности
воспитателя  общеразвивающей  и  компенсирующей  групп и направлена на
обеспечение всестороннего развития  всех  воспитанников  Особенностями
организации работы воспитателя смешанной группы являются:
     - планирование  (совместно  с  учителем-дефектологом  и   другими
специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей,
включая   воспитанников   с   ограниченными   возможностями   здоровья
(отклонениями в развитии);
     - планирование (совместно с другими специалистами) и  организация
совместной деятельности всех воспитанников группы;
     - соблюдение преемственности в работе с другими специалистами  по
выполнению  индивидуальной  программы  воспитания  и  обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
     - обеспечение  индивидуального  подхода  к каждому воспитаннику с
отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
     - консультирование  родителей  (законных  представителей) детей с
отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
     - ведение необходимой документации (приложение 2).

                  3. Деятельность педагога-психолога

     Деятельность педагога-психолога    направлена    на    сохранение
психического здоровья  каждого  воспитанника  группы.  В  его  функции
входят:
     - психологическое обследование воспитанников;
     - участие   в   составлений   индивидуальных   программ  развития
(воспитания  и  обучения  ребенка  в  условиях  семьи  и   дошкольного
образовательного учреждения);
     - проведение        индивидуальной         и         подгрупповой
коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
     - динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
     - проведение  консультативной  работы  с  родителями  по вопросам
воспитания ребенка в семье;
     - осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
     - консультирование персонала группы;
     - заполнение отчетной документации (приложение 2).
     
              4. Деятельность музыкального руководителя

     Деятельность музыкального  руководителя  направлена  на  развитие
музыкальных   способностей,   эмоциональной   сферы    и    творческой
деятельности    воспитанников.   Особенностями   работы   музыкального
руководителя в смешанной группе являются:
     - взаимодействие   со  специалистами  ДОУ  (группы)  по  вопросам
организации  совместной   деятельности   всех   детей   на   занятиях,
праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
     - проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том  числе
совместно     с    другими    специалистами:    учителем-дефектологом,
педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);
     - консультирование   родителей   по  использованию  в  воспитании
ребенка музыкальных средств;
     - ведение соответствующей документации.

          5. Деятельность инструктора по физической культуре

     Деятельность инструктора  по  физической  культуре  направлена на
сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое  развитие,
пропаганду здорового образа жизни.  В смешанной группе организация его
работы предусматривает:
     - проведение  (в  том  числе  совместно  с другими специалистами)
индивидуальных,  подгрупповых   и   фронтальных   занятий   со   всеми
воспитанниками    с   учетом   их   психофизических   возможностей   и
индивидуальный особенностей;
     - планирование   совместной  деятельности  воспитанников  группы;
подготовку  и  проведение  общих  спортивных  праздников,  досугов   и
развлечений;
     - оказание  консультационной  поддержки  родителям  по   вопросам
физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
     - регулирование    (совместно    с    медицинскими    работниками
образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
     - ведение необходимой документации.

                 6. Деятельность социального педагога

     Направлена на обеспечение социального благополучия  воспитанников
и  их  семей.  К  специфике  организации его работы в смешанной группе
относятся:
     - осуществление преемственности между образовательным учреждением
и семьей воспитанников;
     - участие  в  изучении воспитанников и составлении индивидуальных
программ развития;
     - консультирование родителей по вопросам формирования адекватного
социального поведения и воспитания ребенка в семье;
     - изучение  социальных  условий  развития  и воспитания ребенка в
семье;
     - взаимодействие  с  педагогами,  специалистами  служб социальной
защиты,  благотворительными   организациями   по   вопросам   оказания
социальной помощи воспитанникам;
     - осуществление  комплекса  мероприятий  по   социальной   защите
воспитанников группы;
     - выявление интересов,  потребностей,  трудностей,  отклонений  в
поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
     - ведение необходимой документации и составление в конце учебного
года аналитического отчета о работе за год.

         7. Деятельность педагога дополнительного образования

     Деятельность педагога дополнительного образования,  работающего с
воспитанниками смешанной группы, направлена на:
     - изучение  воспитанников  с  отклонениями  в  развитии и участие
(совместно  с  другими  специалистами)  в  составлении  индивидуальных
программ развития;
     - выявление  творческих  способностей   воспитанников,   создание
условий, способствующих их развитию;
     - проведение индивидуальных,  подгрупповых и фронтальных  занятий
со всеми воспитанниками группы;
     - осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;
     - консультирование   родителей   (законных   представителей)   по
вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;
     - ведение   необходимой  документации  и  представление  в  конце
учебного года отчета о проделанной работе.

                     8. Деятельность сурдотехника

     Направлена на обеспечение технического обслуживания  стационарной
звукоусиливающей   аппаратуры,   индивидуальных   слуховых  аппаратов.
Консультирует родителей  по  вопросам  использования  звукоусиливающей
аппаратуры  в  домашних  условиях  и  приспособления бытовой техники к
потребностям детей с нарушенным слухом.

                9. Деятельность медицинского персонала

     При наличии в штате ДОУ медицинских  работников  воспитанникам  с
отклонениями  в  развитии  оказывается  специализированная медицинская
помощь.
     9.1. Врач - невропатолог:
     Обследует состояние  нервно-психического  статуса   воспитанников
учреждения  (группы) и при необходимости назначает лечение;  следит за
изменениями   в   состоянии   здоровья   воспитанников   в    процессе
коррекционно-педагогического  воздействия  и  дозирует  допустимую для
каждого воспитанника нагрузку;  консультирует родителей и педагогов по
вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
     9.2. Врач - офтальмолог:
     Обследует зрение    воспитанников,    назначает   курс   лечения,
определяет зрительную и физическую нагрузку,  дает рекомендации другим
специалистам  и  родителям  по  вопросам  офтальмологического  лечения
воспитанников    и    организации     взаимодействия     лечения     с
коррекционно-педагогической работой.
     9.3. Медицинская сестра:
     По медицинским      показаниям     осуществляет     плеопто     -
ортоптостереоскопическое лечение  зрения  воспитанников;  совместно  с
другими   специалистами   определяет   нагрузку  воспитанников  группы
интегрированного обучения и воспитания.
     
                                                          Приложение 2
     
                               ПЕРЕЧЕНЬ
            рекомендуемой документации для  специалистов,
         участвующих в интегрированном воспитании и обучении
                 дошкольников с отклонениями развитии
     
     В настоящее время перечень  необходимой  документации,  форма  ее
ведения   определяются   как   органом   управления  образованием,  на
территории которого находится данное образовательное учреждение, так и
самим   образовательным   учреждением  в  зависимости  от  реализуемой
образовательной программы.  Представленный ниже перечень разработан на
основе  многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ
и систематизирован.

            1. Документация учителя-дефектолога (логопеда,
          сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)
     
     1. Личное дело каждого воспитанника.
     2. План организации совместной  деятельности  всех  воспитанников
группы (учреждения).
     3. Планы (перспективные, календарные индивидуальных, подгрупповых
и фронтальных занятий).
     4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком  (в  ней  отражаются
структура  дефекта,  направления  коррекционно-педагогической работы и
т.д.).
     5. Тетрадь   для   записей   рекомендаций   разным   специалистам
(воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).
     6. Тетрадь    для    родителей    ребенка    с    индивидуальными
рекомендациями.
     В конце  учебного  года  составляются  характеристика  на каждого
воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

                     2. Документация воспитателей

     1. План организации совместной  деятельности  всех  воспитанников
группы.
     2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.
     3. Тетрадь передачи детей.
     4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
     5. Дневник  наблюдений  за детьми (определяется целями и задачами
образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).
     В конце   учебного   года  воспитатель  участвует  в  составлении
характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического  отчета
по результатам коррекционно-педагогической работы.

                  3. Документация педагога-психолога

     В соответствии    с    приложением    к   инструктивному   письму
Минобразования России от 01.03.99 N  3  обязательными  для  заполнения
педагогом-психологом являются:
     1. Карта психологического обследования воспитанников.
     2. План работы педагога - психолога.
     3. Заключение по результатам  проведенного  психодиагностического
обследования.
     4. Журнал консультаций педагогапсихолога.
     5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.
     6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику  коррекционного
обучения).
     7. Программа коррекционно - развивающих занятий.
     8. Аналитический   отчет   о   работе   педагога-психолога.   При
необходимости  могут   вводиться   дополнительные   формы   отчетности
(например,   индивидуальные   планы  работы  с  семьей,  журнал  учета
групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и
т.д.).

              4. Документация музыкального руководителя

     1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных,
подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
     2. План организации и проведения совместной деятельности детей на
музыкальных занятиях, досугах и праздниках и т.п.
     3. Аналитический отчет о результатах работы за год.

          5. Документация инструктора по физической культуре

     1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных,
подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
     2. План  организации  и  проведения  совместной  деятельности  на
физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.
     3. Аналитический отчет о работе за учебный год.