Ремонт распашных ворот CAME в Чехове.
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 16 января 2002 г. N 03-51-5 ин/23-03 (НЦПИ) Министерство направляет для использования в работе методическое письмо "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях". Письмо подготовлено с участием специалистов Института коррекционной педагогики РАО. Первый заместитель министра образования Российской Федерации В.А. Болотов 16 января 2002 г. N 03-51-5 ин/23-03 Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка. Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников. В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспечением). Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно - педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным. В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильности)* либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы). --------------------------- (*) Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года. Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении). --------------------------------------------------------------------------------------- | | Количество детей в группе | |-----------------------|-------------------------------------------------------------| | Вид нарушения | ясельная группа | младшая-подготови- | | | | тельная группа | |-----------------------|------------------------------|------------------------------| | | дети с | нормально | дети с | нормально | | | отклонениями | развивающиеся | отклонениями | развивающиеся | | | нениями | дети | нениями | дети | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | Глухие | 2 | 8 | 3 | 8 | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | Слабослышащие | 3 | 8 | 4 | 8 | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | Слепые | 2 | 6 | 3 | б | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | Слабовидящие | 3 | 8 | 4 | 10 | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | С амблиопией и | 5 | 10 | 5 | 10 | | косоглазием | | | | | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | Легкая форма ДЦП | 4 | 8 | 4 | 10 | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | Другие нарушения | 6 | 10 | 6 | 12 | | опорно-двигательного | | | | | | аппарата | | | | | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | С задержкой | 4 | 10 | 5 | 12 | | психического развития | | | | | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | С нарушением | 5 | 10 | 5 | 10 | | интеллекта | | | | | | (неосложненная форма | | | | | | олигофрении в степени | | | | | | дебильности) | | | | | |-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------| | Не имеющие выраженных | 6 | 12 | 6 | 12 | | первичных отклонений | | | | | | в развитии, но | | | | | | отстающие от | | | | | | возрастной нормы (в | | | | | | т.ч. с нарушениями | | | | | | эмоционально-волевой | | | | | | сферы) | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------- При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических, задач: - осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями, в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; - проведение коррекционно-педагогической, медико - психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; - оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы; - обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки. Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития. Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2. В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение. В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии. В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития. Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об, организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 26.06.99 N 129/23-16). В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО. Приложение 1 РЕКОМЕНДАЦИИ по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы 1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога) Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог: - планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ; - консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий; - координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.); - ведет необходимую документацию (приложение 2). Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут. 2. Деятельность воспитателя Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются: - планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии); - планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы; - соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии); - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов; - консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье; - ведение необходимой документации (приложение 2). 3. Деятельность педагога-психолога Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят: - психологическое обследование воспитанников; - участие в составлений индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения); - проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; - динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников; - проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; - осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи; - консультирование персонала группы; - заполнение отчетной документации (приложение 2). 4. Деятельность музыкального руководителя Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются: - взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.; - проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре); - консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств; - ведение соответствующей документации. 5. Деятельность инструктора по физической культуре Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает: - проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальный особенностей; - планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений; - оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; - регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников; - ведение необходимой документации. 6. Деятельность социального педагога Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся: - осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников; - участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития; - консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье; - изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье; - взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам; - осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы; - выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи; - ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год. 7. Деятельность педагога дополнительного образования Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена на: - изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития; - выявление творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию; - проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы; - осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами; - консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи; - ведение необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной работе. 8. Деятельность сурдотехника Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом. 9. Деятельность медицинского персонала При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь. 9.1. Врач - невропатолог: Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка. 9.2. Врач - офтальмолог: Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с коррекционно-педагогической работой. 9.3. Медицинская сестра: По медицинским показаниям осуществляет плеопто - ортоптостереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания. Приложение 2 ПЕРЕЧЕНЬ рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями развитии В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован. 1. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) 1. Личное дело каждого воспитанника. 2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения). 3. Планы (перспективные, календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий). 4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.). 5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.). 6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями. В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы. 2. Документация воспитателей 1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы. 2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий. 3. Тетрадь передачи детей. 4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями. 5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении). В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы. 3. Документация педагога-психолога В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 N 3 обязательными для заполнения педагогом-психологом являются: 1. Карта психологического обследования воспитанников. 2. План работы педагога - психолога. 3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования. 4. Журнал консультаций педагогапсихолога. 5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку. 6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения). 7. Программа коррекционно - развивающих занятий. 8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога. При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.). 4. Документация музыкального руководителя 1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. 2. План организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах и праздниках и т.п. 3. Аналитический отчет о результатах работы за год. 5. Документация инструктора по физической культуре 1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. 2. План организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п. 3. Аналитический отчет о работе за учебный год. |