ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КУРСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. Указ. Президент РФ. 14.09.95 940

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КУРСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С
    ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                                 УКАЗ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ
                        14 сентября 1995 года
                                N 940

                              (РГ 95-186)

     В целях   углубления   интеграционных   процессов  в  Содружестве
Независимых Государств и повышения  согласованности  действий  органов
исполнительной   власти   Российской  Федерации  на  этом  направлении
постановляю:
     1. Утвердить прилагаемый Стратегический курс Российской Федерации
с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
     Обязать органы  исполнительной власти всех уровней неукоснительно
руководствоваться им в своей практической деятельности.
     2. Для  реализации  Стратегического  курса Российской Федерации с
государствами - участниками Содружества Независимых Государств создать
Правительственную   комиссию   по   вопросам  Содружества  Независимых
Государств.
     Правительству Российской   Федерации   утвердить   положение   об
указанной Правительственной комиссии и ее состав.
     3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин
14 сентября 1995 года
N 940

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                     Указом Президента
                                                  Российской Федерации
                                                от 14 сентября 1995 г.
                                                                 N 940
                     Стратегический курс России с
               государствами - участниками Содружества
                        Независимых Государств


     Развитие Содружества  Независимых  Государств  (далее именуется -
СНГ) отвечает жизненным интересам Российской Федерации,  а отношения с
государствами   СНГ   -  важный  фактор  включения  России  в  мировые
политические и экономические структуры.

     I. Цели и основные задачи  Стратегического  курса  России  с
               государствами - участниками Содружества
                        Независимых Государств

     1. Приоритетность  отношений  с   государствами   -   участниками
Содружества Независимых Государств (далее именуются - государства СНГ)
в политике Российской Федерации определяется прежде всего тем, что:
     на территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в
области  экономики,  обороны,  безопасности,  защиты   прав   россиян,
обеспечение   которых   составляет  основу  национальной  безопасности
страны;
     эффективное сотрудничество с государствами СНГ является фактором,
противостоящим центробежным тенденциям в самой России.
     2. Главной   целью  политики  России  в  отношении  СНГ  является
создание  интегрированного  экономически  и  политически   объединения
государств,  способного  претендовать  на  достойное  место  в мировом
сообществе.
     3. Развивая   отношения   с   партнерами  по  СНГ,  важно  твердо
руководствоваться  принципом  ненанесения  ущерба  интересам   России.
Разнонаправленные   интересы  партнеров  необходимо  согласовывать  на
основе сбалансированности взаимных компромиссов.
     4. Основные  задачи  политики  России в отношении с государствами
СНГ:
     обеспечение надежной   стабильности   во   всех   ее  измерениях:
политическом, военном, экономическом, гуманитарном и правовом;
     содействие становлению  государств  СНГ  в качестве политически и
экономически устойчивых государств,  проводящих дружественную политику
в отношении России;
     укрепление России в  качестве  ведущей  силы  формирования  новой
системы  межгосударственных  политических и экономических отношений на
территории постсоюзного пространства;
     наращивание интеграционных процессов в СНГ.

                   II. Экономическое сотрудничество

     5. Рассматривать  взаимовыгодное экономическое сотрудничество как
основополагающую  предпосылку   решения   всего   комплекса   вопросов
взаимоотношений  с  государствами СНГ.  Решать эту задачу,  оптимально
сочетая многосторонние в рамках Экономического  союза  и  двусторонние
формы отношений.
     6. В  развитии  торговых  связей  исходить  из  того,   что   они
представляют   собой   важный  инструмент  стабилизации  экономической
ситуации и выхода из кризиса как в России, так и в государствах СНГ.
     7. Одним  из  важнейших  путей  организационного  укрепления  СНГ
является  постепенное  расширение   Таможенного   союза,   включающего
государства,  связанные с Россией глубоко интегрированной экономикой и
стратегическим политическим партнерством.
     Вести дело   к   постепенному,   по   мере   созревания  условий,
присоединению остальных  членов  Экономического  союза  к  Таможенному
союзу.
     Добиваться сближения  национальных  экономических  систем   путем
выработки   совместно  с  партнерами  путей  совершенствования  единых
модельных актов  в  рамках  Межпарламентской  Ассамблеи  государств  -
участников Содружества Независимых Государств.
     Предлагаемая Россией  в   рамках   СНГ   модель   разноскоростной
интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой модели со
стороны наших партнеров будет важным фактором,  определяющим  масштабы
экономической, политической и военной поддержки со стороны России.
     В целях укрепления и расширения  Таможенного  союза  двусторонние
договоренности  не  должны  давать  их  участникам равных (и тем более
больших) преимуществ, чем те, которые имеются у членов данного союза.
     8. В  качестве  важнейшего  условия  развития и совершенствования
сотрудничества    рассматривать    нормализацию     платежно-расчетных
отношений.  В  связи  с  этим  ускорить  практическую  деятельность по
формированию Платежного союза,  имея в виду установление общих  правил
организации валютных рынков государств СНГ, применение обменного курса
валют,  формируемого  в  соответствии  со  спросом   и   предложением,
достижение  взаимной  обратимости национальных валют и использование в
обозримой перспективе российского рубля в качестве резервной валюты.
     9. Формирование    жизнеспособного   интеграционного   сообщества
предполагает эффективное сотрудничество в развитии производства, науки
и техники.
     Важнейшими направлениями этой работы считать:
     выявление общих  научно-технологических  приоритетов и реализацию
совместной  стратегии  в  целях  формирования   единого   научного   и
технологического пространства;
     согласование процессов   структурной   перестройки   национальной
экономики   с   выходом   на   разработку   общих   межгосударственных
инвестиционных программ;
     обеспечение условий    для    совместной    работы    ученых    и
специалистов-производственников;
     объединение усилий   по   решению   проблем   экологии  и  охраны
окружающей среды.
     10. Последовательно решать задачу сближения национальных правовых
и экономических  условий  для  создания  совместной  собственности  на
основе   свободной   предпринимательской   деятельности,   создания  в
перспективе   общего   рынка   капиталов.    Оказывать    всестороннюю
государственную  поддержку  созданию  финансово-промышленных  групп  с
участием   предприятий   и   банков   государств   СНГ,   формированию
транснациональных   производственных,   научно-технических   и  прочих
структур.
     11. Обеспечить    необходимые    условия   для   функционирования
Межгосударственного  экономического  комитета   Экономического   союза
государств   -   участников  Содружества  Независимых  Государств  как
международной  организации,  нацеленной  на  повышение   действенности
сотрудничества в рамках СНГ.

                    III. Национальная безопасность

     12. Вести  дело  к  созданию системы коллективной безопасности на
основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г.  и
двусторонних  соглашений  между государствами СНГ.  Поощрять намерение
государств - участников ДКБ объединиться  в  оборонный  союз  на  базе
общности интересов и военно-политических целей.
     Последовательно вести работу по упорядочению механизма выполнения
достигнутых в рамках СНГ соглашений в оборонной области, сохранению на
основе взаимной  договоренности  объектов  военной  инфраструктуры.  В
случае  обоюдного интереса переходить на принцип военного базирования,
четко регламентируя при этом  правовое  положение  российских  военных
баз,  а  также статус военнослужащих и членов их семей,  находящихся в
этих государствах.
     Решать эти   вопросы  адекватно  военно-политической  обстановке,
складывающейся в каждом государстве СНГ.
     Добиваться от    государств    СНГ    выполнения    обязательства
воздерживаться от участия  в  союзах  и  блоках,  направленных  против
любого из этих государств.
     13. Углублять сотрудничество  между  государствами  СНГ  в  сфере
безопасности государственных границ.
     Исходить из того,  что  национальным  интересам  России  и  общим
интересам  государств  СНГ  соответствует  надежная  охрана  границ по
периметру СНГ, которая является их общим делом и должна осуществляться
совместными усилиями.
     Завершить работу по урегулированию комплекса пограничных вопросов
с  государствами  СНГ  и  созданию  договорно-правовой базы пребывания
Пограничных  войск  Российской  Федерации  в  этих  странах.   Изучить
возможность    создания    в   дальнейшем   региональных   объединений
командований пограничных войск государств СНГ,  стремиться к  созданию
единой системы охраны их границ.
     Одновременно, с учетом внешнеполитической ситуации,  осуществлять
обустройство  государственной  границы  Российской  Федерации со всеми
сопредельными  государствами  в  соответствии  с  Законом   Российской
Федерации  "О Государственной границе Российской Федерации",  учитывая
при этом,  что долгосрочным  планам  России  соответствует  сохранение
принципа  открытости границ внутри СНГ.  На практике руководствоваться
дифференцированным  подходом  к  отдельным  участкам   государственной
границы  Российской  Федерации в зависимости от состояния двусторонних
отношений с тем или иным государством.
     14. Исходить  из  того,  что  важной  составной  частью усилий по
обеспечению стабильности на  территории  СНГ  является  миротворческая
деятельность,   направленная   на   урегулирование   и  предотвращение
конфликтов    в    государствах    СНГ     преимущественно     мирными
политико-дипломатическими средствами.
     Вести дело к тому, чтобы миротворчество стало плодом коллективных
усилий  государств СНГ путем их более активного участия на всех этапах
деятельности по налаживанию механизма  оперативного  решения  вопросов
миротворчества  в рамках СНГ.  Всю работу в этом направлении проводить
во взаимодействии с ООН и  ОБСЕ,  добиваться  реального  участия  этих
международных  организаций  в  урегулировании конфликтов на территории
СНГ.
     При этом  взаимодействии  с  третьими  странами  и международными
организациями достигать с их стороны понимания того,  что этот  регион
прежде всего является зоной интересов России.
     Развивать сотрудничество  по  линии  служб  безопасности,  прежде
всего  с  целью  недопущения использования территории СНГ спецслужбами
третьих стран во враждебных России целях.  Сотрудничество со  службами
безопасности   государств   СНГ   строить   при   строгом   соблюдении
законодательства  Российской  Федерации   и   уважении   международных
обязательств России в области прав человека.

           IV. Гуманитарное сотрудничество и права человека

     15. Активизировать   культурный   обмен  России  с  государствами
ближнего  зарубежья,  сотрудничество   с   ними   в   области   науки,
образования,  спорта.  Обеспечивать российское теле- и радиовещание на
ближнее зарубежье,  поддерживать продвижение российской прессы в  этот
регион,  осуществлять  подготовку  в  России  национальных  кадров для
государств СНГ.
     Особое внимание   уделить   восстановлению   позиций  России  как
главного  образовательного   центра   на   территории   постсоветского
пространства,  имея в виду необходимость воспитания молодого поколения
государств СНГ в духе дружественного отношения к России.
     Наладить взаимный обмен информацией и сотрудничество национальных
комиссий по делам ЮНЕСКО государств СНГ.
     16. Добиваться  реального  обеспечения  всем гражданам государств
СНГ независимо от национальности и иных различий равных прав и свобод.
Способствовать    выражению,   сохранению   и   развитию   этнической,
культурной,  языковой  и  религиозной   самобытности   всех   народов,
населяющих эти страны.
     Активно содействовать адаптации россиян к  новым  политическим  и
социально-экономическим  реалиям в странах их постоянного проживания -
бывших республиках СССР.
     В случае  нарушений  прав  россиян  в государствах СНГ в качестве
возможной  меры  воздействия  ставить  решение  вопросов  финансового,
экономического, военно-политического и другого сотрудничества России с
конкретным государством в зависимость от реальной  позиции  в  области
соблюдения прав и интересов россиян на его территории.
     Оказывать россиянам       содействие       в        осуществлении
производственно-хозяйственной,    предпринимательской,   коммерческой,
культурно-просветительской, образовательной деятельности.
     Завершить разработку   в   рамках  СНГ  договорно-правовой  базы,
регулирующей  взаимоотношения  государств  СНГ  в  области  соблюдения
основных прав и свобод человека и национальных меньшинств, имея в виду
необходимость снятия остроты национального вопроса в принципе.

   V. Координация деятельности по решению международных проблем  и
                 взаимодействие с мировым сообществом

     17. Настойчиво и последовательно подводить наших партнеров по СНГ
к выработке общих  позиций  по  международным  проблемам,  координации
действий на мировой арене. Совместными усилиями добиваться дальнейшего
утверждения СНГ в качестве влиятельной региональной организации  и  на
ее   уровне  налаживать  с  авторитетными  международными  форумами  и
организациями крупномасштабное и взаимовыгодное сотрудничество.
     18. Исходить   из   того,   что   важнейшим  фактором,  способным
препятствовать центробежным тенденциям в СНГ, должна стать нарастающая
эффективность взаимного сотрудничества.
     Основные усилия сосредоточить на согласовании позиций  государств
СНГ в ООН,  ОБСЕ, а также их подходов к отношениям с НАТО, ЕС, Советом
Европы.

              VI. Основные задачи двусторонних отношений

     19. Двусторонние отношения  с  государствами  СНГ  формируются  с
учетом  специфики  каждого  из  этих  государств  и  их  готовности  к
различным формам углубленной  интеграции.  При  проведении  российской
политики  в  отношении государств СНГ в двустороннем плане исходить из
того, что интересам России соответствуют:
     содействие стабилизации     политического,    экономического    и
социального положения в этих странах;
     глубокое поэтапное   вовлечение   их  на  добровольной  основе  в
интеграционные  процессы,  в  коллективное  решение  вопросов  военной
безопасности, охраны границ, миротворческой деятельности;
     недопущение конфронтационного  характера   отношений   России   с
государствами СНГ.
     20. Предметом  постоянной  заботы  в  двусторонних  экономических
отношениях должны стать:
     поддержание равновесия платежного баланса на основе  долгосрочных
соглашений;
     сохранение ведущего положения России на рынках  СНГ,  особенно  в
сфере сбыта готовой продукции;
     выполнение обязательств по кооперационным связям,  предотвращение
задолженности  по товарным поставкам и нормализации платежно-кредитных
отношений;
     благоприятствование транзиту  российских  товаров  по территориям
этих государств.

     VII. О  внутрироссийском  механизме  реализации  настоящего
                Стратегического курса в отношении СНГ

     21. Правительство     Российской     Федерации     совершенствует
внутрироссийский  механизм  реализации  стратегии  в  отношении   СНГ,
уточняет    компетенцию   министерств   и   ведомств,   осуществляющих
определенные функции в  сфере  взаимоотношений  с  государствами  СНГ,
систематически   укрепляет  правовую  основу  сотрудничества  с  этими
государствами.
     22. Министерство    иностранных    дел    Российской   Федерации,
осуществляющее  государственное   управление   в   области   отношений
Российской   Федерации   с  иностранными  государствами,  обеспечивает
реализацию  общей  стратегии  и   координацию   внешней   политики   с
государствами СНГ.
     23. На Министерство  Российской  Федерации  по  сотрудничеству  с
государствами   -   участниками   Содружества  Независимых  Государств
возлагается ответственность за реализацию экономической  и  социальной
политики  Российской Федерации в сфере взаимоотношений с государствами
СНГ.
     Указанное Министерство:
     организует работу и координирует деятельность федеральных органов
исполнительной   власти  и  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации по развитию сотрудничества с государствами СНГ  в
экономической и социальной областях;
     осуществляет организацию  переговорного  процесса  и   подготовки
двусторонних  и  многосторонних договоров и соглашений с государствами
СНГ по экономическим и социальных вопросам;
     содействует внешнеэкономической     деятельности    хозяйствующих
субъектов Российской Федерации с государствами СНГ;
     контролирует выполнение    достигнутых    с   государствами   СНГ
договоренностей и реализацию обязательств по договорам  и  соглашениям
Российской Федерации с этими государствами.
     24. Создать Правительственную комиссию  по  вопросам  Содружества
Независимых  Государств в качестве органа,  обеспечивающего реализацию
государственной политики Российской Федерации в области сотрудничества
с этими государствами.

     Продвижение по    всем   этим   направлениям   создаст   реальную
возможность  построения  в  перспективе   региональной   международной
организации,      способной      обеспечивать      политическую      и
социально-экономическую стабильность на территории СНГ.