ОБ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ НА КАНАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ БЛОКАМ, КАНДИДАТАМ В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУБЛИКАЦИИ АГИТАЦИОННЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 20 сентября 1995 г. N 18/149-П (РГ 95-188) В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить инструкцию о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием, разработанную совместно с государственными органами, обеспечивающими соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, а также с учетом предложений избирательных объединений, избирательных блоков (прилагается). 2. Опубликовать настоящую Инструкцию в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и "Российской газете". 3. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, окружным избирательным комиссиям в пределах своих полномочий обеспечить реализацию и контроль за соблюдением требований настоящей Инструкции. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Т.РЯБОВ Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.ВИШНЯКОВ N 18/149-П 20 сентября 1995 г. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием 1. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция издана в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и регламентирует порядок и условия проведения предвыборной агитации через государственные средства массовой информации (далее СМИ). 1.2. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты в депутаты вправе проводить предвыборную агитацию через негосударственные СМИ с соблюдением всеми участниками избирательного процесса основных принципов, установленных федеральным законодательством. Финансирование предвыборных агитационных мероприятий должно осуществляться исключительно через избирательные фонды избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты. Порядок проведения предвыборной агитации через негосударственные СМИ настоящей Инструкцией не регулируется. 1.3. Государственные СМИ, их должностные лица, а также творческие работники в период предвыборной агитации в своих сообщениях, материалах и передачах должны воздерживаться от поддержки либо предпочтения, выражаемых в любых формах, тех или иных избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, их предвыборных программ. 1.4. В настоящей Инструкции используются следующие термины: предвыборная агитация через СМИ - деятельность граждан, избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты и других участников избирательного процесса, предусмотренных настоящей Инструкцией, по подготовке и распространению через СМИ в установленных законом формах информации, имеющей право побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов, федеральных списков кандидатов; виды предвыборной агитации - выступление, интервью, пресс-конференция, предвыборные дебаты, "круглый стол", политическая реклама; выступление - личное обращение (монолог) представителя избирательного объединения, избирательного блока, кандидата в депутаты к избирателям с изложением предвыборной программы, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации; интервью - ответы на вопросы, даваемые представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом в депутаты в ходе личной встречи с журналистом (журналистами); пресс-конференция - изложение представителем избирательного объединения, избирательного блока, кандидатом в депутаты предвыборной программы перед представителями прессы, телевидения и радио, включая ответы на вопросы журналистов; предвыборные дебаты - высказывания двух и более представителей избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты по широкому кругу общественно значимых проблем, в том числе сообщения, касающиеся предвыборных программ других соперничающих избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов, сделанные в ходе публичного обмена мнениями, вопросами; "круглый стол" - обмен мнениями, вопросами, ответами между представителями избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатами в депутаты и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных мероприятий; политическая реклама - распространение сведений (объявления, призывы, видеоаудиоролики и т.п.), участники избирательного процесса через СМИ об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы и других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты; информационная программа - телерадиопрограмма, периодически транслируемая телерадиокомпаниями и содержащая информацию о текущих событиях и новостях; государственная телерадиокомпания - телерадиокомпания, учредителем (соучредителем) которой является орган государственной власти; общероссийская телерадиокомпания (далее общероссийская ТРК) - государственная телерадиокомпания, зона уверенного приема передач которой находится в пределах половины и более субъектов Российской Федерации; региональная телерадиокомпания (далее региональная ТРК) - государственная телерадиокомпания, зона уверенного приема передач которой находится в пределах менее чем половины субъектов Российской Федерации, но не менее чем в пределах административных границ одного субъекта Российской Федерации; муниципальная телерадиокомпания - телерадиокомпания, учредителем (соучредителем) которой является орган местного самоуправления, а зона уверенного приема передач находится в пределах одной или нескольких административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации; периодическое печатное издание с государственным участием - печатное издание, учредителем (соучредителем) которого является орган государственной власти, государственные предприятие, учреждение, организация, либо издание, которое финансируется полностью или частично (не менее двадцати пяти процентов) за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации; муниципальное периодическое печатное издание - печатное издание, учредителем (соучредителем) которого является орган местного самоуправления, муниципальное предприятие, учреждение, организация, либо издание, которое финансируется полностью или частично (не менее двадцати пяти процентов) за счет средств местного бюджета. 1.5. Перечень общероссийских ТРК и периодических печатных изданий с государственным участием публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, Комитета Российской Федерации по печати, а региональных ТРК и муниципальных периодических печатных изданий - избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих региональных ТРК не позднее 15 октября 1995 года в СМИ. II. Порядок предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний 2.1. Избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральные списки кандидатов, для проведения предвыборной агитации вправе использовать общероссийские и региональные ТРК. При этом региональная группа кандидатов (по субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации) обслуживается только теми региональными ТРК, зона уверенного приема передач которых находится в пределах административных границ соответствующих субъектов Российской Федерации. Кандидаты в депутаты по одномандатным избирательным округам для проведения предвыборной агитации вправе использовать региональные ТРК и муниципальные телерадиокомпании. 2.2. Регулирование порядка предоставления эфирного времени кандидатам в депутаты на каналах муниципальных телерадиокомпаний осуществляется окружными избирательными комиссиями в соответствии с федеральными законами о выборах и с учетом основных положений настоящей Инструкции. 2.2. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты в депутаты имеют право на предоставление им бесплатного и платного эфирного времени на каналах соответственно общероссийских и региональных ТРК на равных условиях, определяемых продолжительностью предоставляемого эфирного времени, времени выхода в эфир, размером и порядком оплаты эфирного времени и иным условиям. 2.4. Телерадиокомпании должны публично объявлять (декларировать) размер платы за предоставляемое эфирное время не позднее 15 октября 1995 года. В период проведения выборов телерадиокомпании вправе устанавливать иной размер оплаты эфирного времени в случае изменения соответствующих государственных регулируемых цен и тарифов. 2.5. Избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатное эфирное время предоставляется на каналах общероссийских ТРК в период с 15 ноября по 15 декабря 1995 года. (Сноска 1) 2.6.Общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого общероссийскими ТРК ежедневно по рабочим дням избирательным объединениям, избирательным блокам, должен составлять 30 минут эфирного времени между 7 и 10 часами, а также 30 минут эфирного времени между 18 и 23 часами 30 минутами с учетом поясного времени вещания на различны регионы Российской Федерации. 2.7. Основанием для предоставления избирательному объединению, избирательному блоку бесплатного эфирного времени а каналах общероссийских ТРК является документ о регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого данным объединением, блоком, и письменное заявление уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока руководителю соответствующей телерадиокомпании, передаваемое не позднее чем на третий день после регистрации федерального списка кандидатов (Сноска 2). 2.8. Предоставление бесплатного эфирного времени избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах общероссийских ТРК осуществляется в соответствии с утверждаемым Центральной избирательной комиссией Российской Федерации графиком. График предоставления эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир составляется руководством общероссийских ТРК по результатам жеребьевки, проводимой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации среди уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков присутствии членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, представителей общероссийских ТРК и членов Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, и утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после завершения регистрации федеральных списков кандидатов, но не позднее 5 ноября 1995 года. 2.9. Кандидатам в депутаты, региональным группам кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков бесплатное эфирное время предоставляется на каналах региональных ТРК в период с 15 ноября по 15 декабря 1995 года. (Сноска 3). Каждый кандидат, каждая региональная группа получают равное по продолжительности эфирное время при прочих равных условиях. -------------------- Сноска 1. Десятидневный срок со дня утверждения графика предоставления эфирного времени до дня выхода в эфир установлен исходя из необходимости осуществления общероссийскими ТРК организационно-технических мероприятий. Сноска 2. Данное положение применяется после опубликования в СМИ перечня общероссийских ТРК - с 16 октября 1995 года. Сноска 3. Пятидневный срок со дня утверждения графика предоставления эфирного времени до дня выхода в эфир установлен исходя из необходимости осуществления региональными ТРК организационно-технических мероприятий. 2.10. Основанием для предоставления бесплатного эфирного времени является удостоверение кандидата в депутаты и его личное письменное заявление руководителю соответствующей телерадиокомпании, подаваемое кандидатом не позднее чем на третий день после его регистрации в окружной избирательной комиссии. (Сноска 1) 2.11. Основанием для предоставления бесплатного эфирного времени региональной группе кандидатов избирательного объединения, избирательного блока является документ о регистрации федерального списка кандидатов и письменное заявление уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, подаваемое через региональную группу руководителю соответствующей региональной ТРК не позднее чем на третий день после регистрации федерального списка кандидатов. (Сноска 1) 2.12. В случае, если технические возможности региональной ТРК не позволяют обеспечить предоставление каждому кандидату в депутаты, каждой региональной группе кандидатов бесплатного эфирного времени, соответствующая избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в установленные настоящей Инструкцией сроки должна утвердить график проведения предвыборных дебатов, "круглых столов" между кандидатами, региональными группами с тем, чтобы каждый кандидат в депутаты, каждая региональная группа кандидатов находились в равных условиях. 2.13. Предоставление бесплатного эфирного времени кандидату в депутаты, региональной группе кандидатов избирательного объединения, избирательного блока на каналах региональной ТРК осуществляется согласно утверждаемому соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации графику. График предоставления эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир составляется руководством соответствующей региональной ТРК по результатам жеребьевки, отдельно проводимой избирательной комиссией субъекта Российской Федерации среди кандидатов и представителей региональных групп в присутствии членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и представителей региональной ТРК, и утверждается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации после завершения регистрации кандидатов в депутаты, федеральных списков кандидатов и опубликования графика предоставления эфирного времени избирательным объединениям, избирательным блокам, но не позднее 10 ноября 1995 года. 2.14. Графики предоставления бесплатного эфирного времени избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты подлежат обнародованию государственными СМИ бесплатно в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не позднее чем на второй день после утверждения графика соответствующей избирательной комиссией. Отказ руководства телерадиокомпаний в предоставлении бесплатного эфирного времени избирательному объединению, избирательному блоку или кандидату в депутаты, нарушение им установленного законом принципа равных условий использования СМИ для предвыборной агитации заинтересованная сторона может обжаловать в соответствующую избирательную комиссию либо в суд. -------------------- Сноска 1. Положения, установленные в пунктах 2.10., 2.11., применяются после опубликования в СМИ перечня региональных ТРК - с 16 октября 1995 года. Указанные органы вправе обязать руководство этих телерадиокомпаний предоставить избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату в депутаты гарантированное законом бесплатное эфирное время. 2.16. Избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты в соответствии с согласованным с телерадиокомпанией видом предвыборной агитации в пределах предоставляемого бесплатного эфирного времени самостоятельно определяют содержание информации, а также состав своих представителей (участников). 2.17. Возмещение расходов общероссийским и региональным ТРК за предоставление бесплатного эфирного времени избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты осуществляется за счет соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации). 2.18. Избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты дополнительное платное эфирное время предоставляет на основании заключенных с общероссийскими, региональными ТРК договорами, при этом общее платное эфирное время для общероссийских ТРК не может превышать объема предоставляемого бесплатного эфирного времени. Соотношение продолжительности бесплатного и платного эфирного времени для региональных ТРК определяется их техническими и программными возможностями. Расходы на оплату эфирного времени осуществляются избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами исключительно из средств их собственных избирательных фондов. 2.19. Избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты эфирное время за плату предоставляется на каналах общероссийских и региональных ТРК в период, указанный в пунктах 2.5, 2.9 настоящей Инструкции. 2.20. Избирательное объединение, избирательный блок, кандидаты в депутаты, желающие получить за плату эфирное время на каналах общероссийских, региональных ТРК, должны не позднее чем на третий день после регистрации федеральных списков кандидатов, кандидатов в одномандатных избирательных округах представить в соответствующую телерадиокомпанию письменное заявление (для избирательных объединений, избирательных блоков - в региональные ТРК через региональные группы кандидатов) с просьбой о предоставлении за плату эфирного времени для проведения предвыборной агитации и документ о регистрации федерального списка кандидатов, кандидата в депутаты. (Сноска 1). Предоставление эфирного времени за плату избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату в депутаты, региональной группе кандидатов избирательного объединения, избирательного блока на каналах государственных телерадиокомпаний осуществляется согласно графикам, составленным руководством соответствующих общероссийских, региональных ТРК не позднее 13 ноября 1995 года. График предоставления эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир составляется на основании поступивших заявлений и по результатам жеребьевки, проводимой руководством телерадиокомпании. График публикуется в СМИ не позднее чем на второй день после его составления. -------------------- Сноска 1. Данное положение применяется после опубликования в СМИ перечня общероссийских и региональных ТРК - с 16 октября 1995 года. 2.21. В договорах между избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты с одной стороны и телерадиокомпаниями с другой на предоставление эфирного времени за плату должны быть указаны следующие условия: вид предвыборной агитации, время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого времени, размер и порядок оплаты предоставляемого эфирного времени, а также другие условия. Оплата эфирного времени должна производиться до его предоставления. При отсутствии документов, подтверждающих оплату эфирного времени, предоставляемого эфирного времени не допускается. 2.22. Телерадиокомпании обязаны вести учет бесплатного и платного эфирного времени, выделяемого избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты на проведение предвыборной агитации, и по письменным запросам соответствующих избирательных комиссий информировать их о предоставленном эфирном времени, а также предоставлять им соответствующие договоры. 2.23. Телерадиокомпании не вправе прерывать телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. Не допускается прерывать телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, которая осуществляется бесплатно, оплаченной предвыборной агитацией, а также прерывать телерадиопрограммы с участием одних избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты телерадиопрограммами с участием других участников предвыборной агитации. 2.24. Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию избирательных объединений, избирательных блоков, при трансляции по каналам одной общероссийской ТРК не должны совпадать по времени в эфире с аналогичными телерадиопрограммами другой общероссийской ТРК. Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию региональных групп кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков и кандидатов в депутаты, при трансляции по каналам региональных ТРК не должны совпадать по времени в эфире с аналогичными телерадиопрограммами, транслируемыми по каналам общероссийских ТРК. Региональные ТРК не вправе перекрывать своими передачами тедерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию избирательных объединений, избирательных блоков, транслируемые по каналам общероссийских ТРК. 2.25. Избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты, получившие эфирное время для проведения предвыборных дебатов, "круглого стола", вправе: а) организовать и провести предвыборные дебаты, "круглый стол" в согласованное с телерадикомпанией время; б) определять совместно с другими организаторами предвыборных дебатов, "круглого стола" порядок их проведения; в) принимать участие в предвыборных дебатах, "круглом столе", организуемых другими избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты, если против этого не возражают другие участники дебатов, "круглого стола". 2.26. Организаторы предвыборных дебатов, "круглого стола" обязаны через СМИ заблаговременно объявлять тему (темы) предстоящих дебатов представителей избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты. 2.27. Телерадиокомпания назначает ведущего предвыборных дебатов, "круглого стола" и информирует об этом их участников при опубликовании графика предоставления эфирного времени. Ведущий следит за соблюдением порядка проведения предвыборных дебатов, "круглого стола", предварительно согласованного с участниками, предлагает представителям избирательного объединения, избирательного блока, кандидатам в депутаты ответит на вопросы, поставленные другими участниками предвыборных дебатов, "круглого стола" либо телезрителями, радиослушателями. Ведущий во время предвыборных дебатов "круглого стола" не вправе: нарушать определенный организаторами предвыборных дебатов, "круглого стола" порядок их проведения; ограничивать время выступления представителя избирательного объединения, избирательного блока, кандидата в депутаты, если иное не предусмотрено порядком ведения предвыборных дебатов, "круглого стола", согласованным с его участниками, либо если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи; отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных дебатов, "круглого стола". 2.28. Участник предвыборных дебатов, "круглого стола" обязан: соблюдать выработанный порядок проведения дебатов, "круглого стола"; вести дискуссию в рамках этических норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников дебатов; подчиняться обоснованным требованиям ведущего. 2.29. Политическая реклама, распространяемая избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом в депутаты на каналах общероссийских, региональных ТРК, должна быть узнаваема, то есть содержать четкое указание на избирательное объединение, избирательный блок, кандидата в депутаты, в интересах которого она распространяется. Эфирное время, предоставляемое избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату в депутаты для распространения политической рекламы, не должно превышать 10 процентов от выделяемого им общего эфирного времени. В соответствии с действующим законодательством ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к политической рекламе, несут избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты, соответствующая телерадиокомпания. 2.30. Информационные программы телевидения и радио, отражая события, связанные с избирательной кампанией, не вправе отдавать предпочтение каким бы то ни было избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты. Включение политической рекламы в рекламные блоки внутри информационных программ, а также в иные рекламные блоки, не допускается. 2.31. В случае, если телерадиокомпания предполагает показать выступление, интервью, пресс-конференцию, предвыборные дебаты, "круглый стол" не в прямом эфире, то запись программы производится в режиме "прямого эфира" в пределах установленного объема вещания. 2.32. Все телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео-аудиозаписью, которая хранится в телерадиокомпании в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир и по запросу соответствующей избирательной комиссии предоставляется ей не позднее чем в течение трех дней со дня обращения. III. Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием 3.1. Избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральные списки кандидатов для проведения предвыборной агитации вправе использовать периодические печатные издания с государственным участием. Кандидаты в депутаты по одномандатным избирательным округам вправе использовать периодические печатные издания с государственным участием и муниципальные периодические печатные издания, распространяющие свою продукцию на территории или части территории соответствующего субъекта Российской Федерации (группы субъектов Российской Федерации). 3.2. Порядок публикации агитационных предвыборных материалов региональных групп кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты в периодических печатных изданиях с государственным участием, а также порядок публикации агитационных материалов кандидатов в депутаты в муниципальных периодических печатных изданиях регулируются окружными избирательными комиссиями в соответствии с федеральными законами о выборах и с учетом основных положений настоящей Инструкции. 3.3. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты в депутаты имеют право на бесплатную и платную публикацию агитационных предвыборных материалов в указанных печатных изданиях на равных условиях, определяемых объемом публикаций, местом расположения материала, временем выпуска, размером оплаты печатной площади и иным условиям. 3.4. Избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты время для бесплатных публикаций агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях предоставляется в период с 5 ноября по 15 декабря 1995 года. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты в случае обращения имеют право не менее чем на одну бесплатную публикацию своих предвыборных агитационных материалов в печатных изданиях. Объем публикаций для кандидатов в депутаты, зарегистрированных в одномандатном избирательном округе, не может превышать пяти, а для избирательных объединений избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, - десяти процентов от общего объема разового выпуска печатного издания. 3.5. Основанием для бесплатной публикации агитационных материалов избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты является документ о регистрации федерального списка кандидатов, удостоверение кандидата в депутаты и письменные заявления уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, кандидата в депутаты руководителю редакции соответствующего печатного издания, подаваемые не позднее чем на третий день после регистрации федерального списка кандидатов, кандидата в одномандатном избирательном округе. (Сноска 1) 3.6. Предоставление бесплатной печатной площади избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты на страницах периодических печатных изданий осуществляется на основании графиков, утверждаемых соответствующими избирательными комиссиями после завершения регистрации федеральных списков кандидатов, кандидатов в депутаты, но не позднее 5 ноября 1995 года. График бесплатной публикации предвыборных агитационных материалов составляется редакцией печатного издания по результатам жеребьевки, проводимой руководством редакции печатного издания среди уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты в присутствии членов соответствующей избирательной комиссии, редакции СМИ. 3.7. Отказ редакции печатного издания в бесплатной публикации материалов предвыборной агитации, представленных редакции в установленном порядке, а также нарушение ею принципа равных условий использования СМИ избирательными объединениями, избирательными блоками и кандидатами в депутаты может быть обжаловано ими в соответствующую избирательную комиссию либо в суд. Указанные органы вправе обязать редакцию соответствующего печатного издания опубликовать бесплатно агитационный предвыборный материал избирательного объединения, избирательного блока, кандидата в депутаты. 3.8. Возмещение расходов периодических печатных изданий с государственным участием, связанных с бесплатной публикацией материалов избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, осуществляется из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации). -------------------- Сноска 1. Данное положение применяется после опубликования в СМИ перечня периодических печатных изданий с государственным участием - с 16 октября 1995 года. 3.9. Избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты дополнительная газетная (журнальная) площадь за плату предоставляется соответствующими редакциями периодических печатных изданий на основании заключаемых между ними договоров. Расходы на оплату дополнительной печатной площади осуществляются избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты из средств их собственных избирательных фондов. Оплата должна производиться до предоставления места на полосе. При отсутствии документов, подтверждающих оплату дополнительной печатной площади, предоставление газетной (журнальной) площади не допускается. Периодические печатные издания с государственным участием, предоставив за плату избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату в депутаты место на полосе, не вправе отказать другому участнику предвыборной агитации в месте на полосе на тех же условиях. 3.10. Редакции периодических печатных изданий с государственным участием обязаны вести учет бесплатных и платных публикаций агитационных предвыборных материалов избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты и по письменным запросам соответствующих избирательных комиссий информировать их о предоставленной газетной (журнальной) площади, а также направлять им соответствующие договоры. 3.11. Политическая реклама, распространяемая избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом в депутаты в периодических печатных издания, должна содержать четкое указание на избирательное объединение, избирательный блок, кандидата в депутаты, в интересах которого она распространяется. Газетная (журнальная) площадь, предоставляемая избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату в депутаты для распространения политической рекламы, не должна превышать 10 процентов от выделяемой им общей печатной площади. В соответствии с действующим законодательством ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к политической рекламе, несет избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты, соответствующее периодическое печатное издание. 3.12. Избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты в пределах закона самостоятельно определяет форму предвыборной агитации и содержание агитационных материалов. Изменение текста представленных материалов редакциями печатных изданий без согласования с авторами не допускается. 3.13. СМИ, учрежденные органами представительной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, законов и иных нормативных актов, не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты. IV. Организация контроля, разрешение споров, ответственность 4.1. Контроль за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации, установленного федеральным законодательством и настоящей Инструкцией, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и окружными избирательными комиссиями. Указанные избирательные комиссии вправе образовать группы контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ. Состав группы формируется из числа членов соответствующей избирательной комиссии, в том числе и членов комиссии в правом совещательного голоса, а также специалистов в области права и журналистики. Результаты проверки, выводы и предложения по заявлениям и жалобам группа контроля вносит на рассмотрение соответствующей избирательной комиссии. 4.2. В случае нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации участниками избирательного процесса избирательные комиссии вправе требовать от компетентных органов пресечения противоправной деятельности, а также вправе обращаться в суд с представлением об отмене решения о регистрации федеральных списков кандидатов и кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам. 4.3. Избирательные комиссии имеют право заслушивать доклады руководителей СМИ на предмет соблюдения требований федерального законодательства и настоящей Инструкции и в пределах своей компетенции принимать обязательные для исполнения решения. Руководители СМИ обязаны представить соответствующей избирательной комиссии по ее запросу в течение трех дней сведения об использовании избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты эфирного времени, объеме публикаций агитационных материалов. 4.4. В случае нарушения представителями СМИ положений настоящей Инструкции руководители СМИ по мотивированному представлению соответствующей избирательной комиссии могут на период выборов отстранить от работы, связанной с освещением избирательной кампании, журналистов, творческих работников и должностных лиц редакции. 4.5. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты в депутаты, другие участники избирательного процесса могут обжаловать действия, нарушающие установленный законодательством и настоящей Инструкцией порядок проведения предвыборной агитации через СМИ, в соответствующую избирательную комиссию, а также в суд. 4.6. В соответствии с федеральным законодательством Судебная палата о информационным спорам при Президенте Российской Федерации рассматривает и разрешает информационные споры, имеющие общественно значимый характер и вытекающие из нарушений порядка и правил проведения предвыборной агитации через СМИ, установленных законодательством и настоящей Инструкцией, обеспечивает соблюдение принципа политического плюрализма, равные условия доступа избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты к СМИ. Судебная палата рассматривает в первоочередном порядке споры по обращениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных блоков, общероссийских ТРК, периодических печатных изданий с государственным участием. Судебная палата вправе по итогам рассмотрения информационного спора, связанного с предвыборной агитацией, предложить Центральной избирательной комиссии Российской Федерации внести на рассмотрение соответствующего суда вопрос об отмене решения о регистрации федерального списка кандидатов, кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам. 4.7. Воспрепятствование свободному осуществлению избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты права вести предвыборную агитацию, а также злоупотребление правом на ведение агитации, выразившееся в распространении сообщений и материалов, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию представителей избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, влечет дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность, предусмотренную федеральным законодательством. |