Страницы: 1 2 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБРАЩЕНИЕ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ И ОТРАБОТАВШИМИ ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, ИХ УТИЛИЗАЦИЯ И ЗАХОРОНЕНИЕ НА 1996-2005 ГОДЫ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 23 октября 1995 г. N 1030 (Д) В целях комплексного решения проблем обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (далее именуется - Программа). 2. Утвердить Министерство Российской Федерации по атомной энергии государственным заказчиком Программы. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и предусматривать при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета на 1996 год и последующие годы выделение средств для реализации Программы, имея в виду, что объемы и источники финансирования работ по Программе определяются ежегодно в порядке, установленном для федеральных целевых программ. 4. Министерству иностранных дел Российской Федерации рассмотреть возможность привлечения финансовых средств зарубежных стран и международных организаций для проведения работ в области обращения с радиоактивными отходами. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти в реализации Программы. 6. Возложить контроль за выполнением Программы на Правительственную комиссию по комплексному решению проблем ядерного оружия. Председатель Правительства РФ В. Черномырдин 23 октября 1995 г. N 1030 ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" Дата принятия - постановление Правительства Российской решения о разработке Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О Программы, дата ее плане действий Правительства Российской утверждения (наиме- Федерации по охране окружающей среды на нование и номер 1994-1995 годы" соответствующего нормативного акта) Государственный - Министерство Российской Федерации по заказчик атомной энергии Основные - Министерство Российской Федерации по разработчики атомной энергии и рабочая группа, Программы образованная поручением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N ОС-П7-07578 Цели и задачи - комплексное решение проблем обращения с Программы, радиоактивными отходами и важнейшие целевые отработавшими ядерными материалами, показатели включая формирование современной нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы безопасного обращения с радиоактивными отходами, разработка технологий и изготовление технических средств для обеспечения сбора, переработки, временного хранения, утилизации и транспортирования радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, а также создание сооружений для их надежной изоляции от биосферы при длительном хранении и (или) захоронении Сроки реализации - 1996-2005 годы Программы Перечень подпрограмм и - нормативно-правовое и информационное основных мероприятий обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами; - обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива; - обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций; - обращение с отработавшим ядерным топливом; - обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных материалов; - обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками; - обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных организациях; - обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах "Радон"; - обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях; - создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива; - разработка новых технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Совершенствование нормативного, методического, научно-технического обеспечения радиационной и экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами; разработка технологий и создание технических средств для переработки и транспортирования радиоактивных отходов, отработавших ядерных материалов и ядерного топлива; создание региональных хранилищ и пунктов захоронения радиоактивных отходов, систем радиационного контроля и экологического мониторинга; развитие учебно-методического и информационного обеспечения по вопросам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами Исполнители - Министерство Российской Федерации по подпрограмм и атомной энергии, Министерство охраны основных мероприятий окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральный горный и промышленный надзор России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российская академия наук, Российский научный центр "Курчатовский институт", специализированные комбинаты "Радон" Объемы и источники - 8729,4 млрд. рублей финансирования в том числе: из средств 4731,2 млрд. рублей федерального бюджета из средств 3998,2 млрд. рублей предприятий по статьям затрат: 1626,6 млрд. рублей научно-исследова- 7102,8 млрд.рублей тельские и опытно-конструк- торские работы Ожидаемые конечные - создание промышленных комплексов по результаты реализации переработке и утилизации радиоактивных Программы отходов и отработавших ядерных материалов, сооружений для их хранения и захоронения, систем радиационного контроля и экологического мониторинга; - создание нормативно-правовой базы для безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами; - снижение риска возникновения радиационных аварий, радиоактивного загрязнения окружающей среды, переоблучения населения и персонала организаций и предприятий, деятельность которых связана с использованием атомной энергии и радиоактивных материалов Система контроля за - экспертные проверки хода реализации исполнением Программы Министерством экономики Программы Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и государственного заказчика; - общий контроль за выполнением Программы осуществляет Правительственная комиссия по комплексному решению проблем ядерного оружия. УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" Федеральная целевая программа "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы". Радиоактивные отходы, рассматриваемые как не подлежащие дальнейшему использованию вещества (в любом агрегатном состоянии), материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами, образуются: при добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива; в процессе производства энергии на атомных электростанциях; при переработке отработавшего ядерного топлива; при производстве оружейных ядерных материалов; в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками; при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов; при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике; при подземных ядерных взрывах. I. Состояние проблемы В результате развития атомной промышленности и энергетики, атомного флота на предприятиях различных федеральных органов исполнительной власти накоплено радиоактивных отходов суммарной активностью около 1,5х10 Ки и отработавшего ядерного топлива суммарной активностью около 4,65х10 Ки. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивают переработку и надежную изоляцию накопленных и вновь образующихся радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов. Основное количество радиоактивных отходов образуется и хранится на предприятиях и объектах Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Радиоактивные отходы, образующиеся при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике, перерабатываются и хранятся на региональных специализированных комбинатах "Радон". При добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива образуются большие объемы низкоактивных отходов в виде отвалов твердых пород и хвостов гидрометаллургической переработки, содержащих природные радионуклиды. Жидкие отходы и пульпы (смесь нерастворимых отходов радиоактивных материалов с жидкостью) размещаются в хвостохранилищах, твердые отходы складируются на специальных площадках. На территории добывающих и перерабатывающих предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии накоплено около 1х10 куб.метров таких отходов общей активностью около 1,8х10 Ки. Опасность для населения и окружающей среды представляют также выведенные из эксплуатации и незаконсервированные рудники и карьеры. В настоящее время ни на одной атомной электростанции Российской Федерации нет полного комплекта установок для кондиционирования радиоактивных отходов. На всех атомных электростанциях производится упаривание жидких радиоактивных отходов. Полученный в результате этого концентрат хранится в металлических емкостях или отверждается методом битумирования. Твердые радиоактивные отходы помещаются в специальные хранилища без предварительной подготовки. На трех атомных электростанциях имеются установки прессования, на двух станциях - установки сжигания твердых радиоактивных отходов. На территории атомных электростанций хранится 2,86х10 куб.метров радиоактивных отходов общей активностью около 4,4х10 Ки, а также 6,1х10 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа РБМК-1000 общей активностью 3,1х10 Ки и 1,1х10 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-440 общей активностью 0,9х10 Ки. Хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива близки к предельному заполнению. В специальном хранилище Горно-химического комбината Министерства Российской Федерации по атомной энергии находится 1х10 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа ВВЭР-1000 общей активностью 0,5х10 Ки. Переработка отработавшего ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР-440, БН-350, БН-600 и реакторов транспортных ядерных энергетических установок производится на единственном в Российской Федерации заводе в производственном объединении "Маяк" Министерства Российской Федерации по атомной энергии. В производственном объединении "Маяк" производится также остекловывание высокоактивных отходов. К январю 1995 г. было переведено в стеклообразную форму 8,5х10 куб. метров жидких радиоактивных отходов и получено 1,6х10 тонн стеклоблоков общей активностью около 2,1х10 Ки. В связи с выработкой проектного срока эксплуатации комплекс по остекловыванию требует реконструкции. В результате производства оружейных ядерных материалов в производственном объединении "Маяк", на Сибирском химическом комбинате и Горно-химическом комбинате Министерства Российской Федерации по атомной энергии общая активность накопленных радиоактивных отходов составляет около 1,3х10 Ки. Из них около 2,5х10 куб.метров жидких радиоактивных отходов активностью 5,7х10 Ки хранится в специальных емкостях-хранилищах, для большей части которых уже истек проектный срок эксплуатации, около 4х10 куб.метров таких отходов активностью 7х10 Ки находится в открытых водоемах и специальных бассейнах. В приповерхностных хранилищах предприятий находятся загрязненные радионуклидами строительные конструкции и оборудование общей активностью 1,2х10 Ки. Кроме того, на Сибирском химическом комбинате и Горно-химическом комбинате начиная с 1963 года осуществляется подземное захоронение жидких радиоактивных отходов в подземные пласты-коллекторы, куда уже удалено 4,6х10 куб.метров этих отходов общей активностью около 0,8х10 Ки (с учетом радиоактивного распада). Радиоактивные отходы, образующиеся при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, до ноября 1993 г. в основном сбрасывались на специально выделенных участках морей. Это привело к тому, что на судостроительных и судоремонтных заводах и военно-морских базах не были созданы комплексы по кондиционированию радиоактивных отходов (исключение составляет Ремонтно-технологическое предприятие атомного флота в Мурманской области, где имеется установка по очистке жидких радиоактивных отходов, обеспечивающая потребности гражданского атомного флота). В настоящее время в береговых хранилищах и на плавучих базах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности накоплено 3,28х10 куб.метров жидких и твердых радиоактивных отходов общей активностью 2,1х10 Ки. Емкости этих хранилищ, построенных 20-30 лет назад как временные, практически заполнены, а техническое состояние многих сооружений близко к аварийному. Особую опасность представляют условия хранения отработавшего ядерного топлива общей активностью 3,2х10 Ки в береговых хранилищах и на плавучих базах, техническое состояние которых не соответствует нормам безопасности. Требует решения проблема утилизации реакторных отсеков аварийных реакторов. В научно-исследовательских организациях, ведущих исследования с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов, начиная с 1946 года было создано 66 исследовательских реакторов и критических стендов, многие из которых уже остановлены. При этом при снятии их с эксплуатации не решены проблемы обращения с радиоактивными отходами. Имеющиеся в этих организациях временные хранилища радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов требуют реконструкции или должны быть ликвидированы. Ситуация обостряется тем, что большинство научно-исследовательских организаций, в которых велись работы, связанные с образованием радиоактивных отходов, расположены в пределах жилищной застройки крупных городов. В настоящее время в Российской Федерации в медицинских, научных и технических целях эксплуатируется около 400 тыс. различных радионуклидных источников. Отработавшие ресурс источники направляются на специализированные комбинаты "Радон", на которых они подлежат кондиционированию и захоронению. Эти же специализированные комбинаты принимают на захоронение радиоактивные отходы при дезактивации загрязненных объектов. В хранилищах 16 специализированных комбинатов "Радон" захоронено 2х10 куб.метров радиоактивных отходов общей активностью 2х10 Ки. На большей части специализированных комбинатов исчерпаны или крайне ограничены объемы хранилищ и нет условий для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов. Техническое состояние ряда хранилищ близко к аварийному. К настоящему времени на территории Российской Федерации произведен 81 подземный ядерный взрыв в народно-хозяйственных целях. Основное количество образовавшихся радионуклидов сконцентрировано в центральной зоне взрыва, на глубине от 600 до 2800 метров от земной поверхности в виде остывших расплавов и загрязненных горных пород. При проведении ряда взрывов произошло локальное загрязнение территорий, сооружений и оборудования. Районы, где проводились подземные ядерные взрывы в народно-хозяйственных целях, нуждаются в дополнительном обследовании радиационной обстановки на их территориях, а подземные зоны взрывов - в консервации по окончании их эксплуатации. Большое количество накопленных некондиционированных радиоактивных отходов, недостаточность технических средств для обеспечения безопасного обращения с этими отходами и отработавшим ядерным топливом, отсутствие надежных хранилищ для их длительного хранения и (или) захоронения повышают риск возникновения радиационных аварий и создают реальную угрозу радиоактивного загрязнения окружающей среды, переоблучения населения и персонала организаций и предприятий, деятельность которых связана с использованием атомной энергии и радиоактивных материалов. II. Цель Программы Программа направлена на комплексное решение проблем обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, включая формирование современной нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы безопасного обращения с радиоактивными отходами, разработку технологий и изготовление технических средств для обеспечения сбора, переработки, временного хранения, утилизации и транспортирования радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, а также создание сооружений для их надежной изоляции от биосферы при длительном хранении и (или) захоронении. III. Основные направления и ожидаемые результаты реализации Программы В целях реализации Программы предусматривается осуществить комплекс мероприятий по 11 тематическим направлениям согласно приложению N 1. Нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами Планируется: разработать новые и уточнить действующие нормативно-технические документы, регламентирующие вопросы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, отвечающие современным требованиям обеспечения экологической безопасности; создать государственный кадастр, содержащий систематизированные данные о радиоактивных отходах и отработавших ядерных материалах и характеристики мест их хранения и захоронения; создать систему радиационного контроля на предприятиях, деятельность которых связана с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, и экологического мониторинга на прилегающих к ним территориях; создать информационный и учебно-методический центр по вопросам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами. Обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива Предусматривается: проведение комплексных исследований влияния объектов по добыче урановых руд на окружающую среду и обеспечение консервации и при необходимости захоронения выводимых из эксплуатации карьеров, рудников и хвостохранилищ; создание установок по очистке жидких и обработке твердых радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд и изготовлении ядерного топлива; создание установок по переработке отходов производства обогащенного урана, обеспечивающих извлечение полезных элементов и сокращение объемов этих отходов. Обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций Планируется: оснастить все атомные электростанции техническими комплексами для кондиционирования всех видов образующихся радиоактивных отходов; реконструировать и построить на территориях атомных электростанций хранилища твердых и отвержденных отходов, обеспечивающие безопасное хранение радиоактивных отходов в течение всего периода эксплуатации атомных электростанций; разработать технологии и создать оборудование для кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при снятии с эксплуатации атомных электростанций и ядерных установок; реконструировать действующие и построить на территориях атомных электростанций новые хранилища, обеспечивающие компактное и безопасное хранение отработавшего ядерного топлива в течение всего срока эксплуатации этих электростанций. Обращение с отработавшим ядерным топливом Предусматривается создать: транспортные упаковочные комплекты, транспортные средства и вспомогательные сооружения для безопасного транспортирования различных видов отработавшего ядерного топлива; технические средства для утилизации отработавшего ядерного топлива реакторов атомных подводных лодок, не подлежащего переработке в настоящее время; установки для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, образующихся при переработке отработавшего ядерного топлива; технологии и оборудование для контейнеризации отработавшего ядерного топлива, подлежащего длительному хранению и (или) захоронению. Обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных материалов Планируется: создать комплексы для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, накопленных на радиохимических производствах Министерства Российской Федерации по атомной энергии; законсервировать и (или) ликвидировать выводимые из эксплуатации емкости, пульпохранилища, бассейны и водоемы, используемые для временного хранения радиоактивных отходов; законсервировать выводимые из эксплуатации полигоны подземного захоронения жидких радиоактивных отходов; очистить участки пойм рек Енисей и Томь от радиоактивного загрязнения, обусловленного работой промышленных ядерных реакторов; разработать технологии и создать технические средства для кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и консервации промышленных ядерных реакторов; произвести дезактивацию загрязненных радионуклидами сооружений, производственных помещений и оборудования. Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками Планируется: реконструировать действующие и создать новые установки для кондиционирования и хранения радиоактивных отходов на Ремонтно-технологическом предприятии атомного флота, судоремонтных заводах Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности и объектах Военно-Морского Флота; создать технические средства для переработки радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и выводе из эксплуатации береговых инженерных сооружений и вспомогательных судов атомного технологического обслуживания, а также обеспечить их утилизацию; разработать технологии и создать технические средства для утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок и реакторов атомных кораблей и судов; реконструировать действующие и построить новые хранилища для отработавшего ядерного топлива на объектах Министерства транспорта Российской Федерации и Военно-Морского Флота; завершить ликвидацию последствий ядерной аварии в бухте Чажма. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных организациях Предусматривается: ликвидировать и законсервировать снимаемые с эксплуатации исследовательские ядерные реакторы, критические сборки и стенды, полигоны подземного захоронения жидких радиоактивных отходов; создать установки для кондиционирования радиоактивных отходов, реконструировать или при необходимости ликвидировать хранилища для этих отходов; провести дезактивацию оборудования, производственных помещений, зданий и территорий. Обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах "Радон" Планируется: оснастить специализированные комбинаты современными комплексами для кондиционирования радиоактивных отходов и отработавших ресурс источников ионизирующего излучения; реконструировать действующие и создать новые хранилища радиоактивных отходов и вспомогательные инженерные сооружения; создать системы автоматизированного учета радиоактивных отходов. Обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях Предусматривается: провести обследования мест проведения подземных ядерных взрывов и составить экологические паспорта, характеризующие радиационную обстановку в зонах взрывов и на прилегающих к ним территориях; законсервировать, а при необходимости ликвидировать технологические сооружения, провести дезактивацию загрязненных территорий и обеспечить изоляцию радиоактивных отходов. Создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива Планируется создать: опытно-промышленный объект на архипелаге Новая Земля для захоронения радиоактивных отходов, образующихся при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками; пункт захоронения радиоактивных отходов, образующихся в Дальневосточном районе; региональный центр кондиционирования и захоронения радиоактивных отходов на базе ленинградского специализированного комбината "Радон"; первую очередь пункта захоронения радиоактивных отходов, образующихся на Горно-химическом комбинате Министерства Российской Федерации по атомной энергии; подземную лабораторию для опытно-промышленного захоронения радиоактивных отходов производственного объединения "Маяк" Министерства Российской Федерации по атомной энергии; пункты захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности. Разработка новых технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом Планируется разработать: эффективные малоотходные и экологически безопасные методы и технологии кондиционирования и контейнеризации радиоактивных отходов; научные обоснования перспективных физико-химических методов преобразования радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива; методологию выбора мест и прогнозирования последствий подземной изоляции радиоактивных отходов. IV. Финансирование Программы Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 8729,4 млрд. рублей, в том числе 4731,2 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 3998,2 млрд. рублей за счет средств предприятий. Объем ассигнований на 1996 год составляет 162,3 млрд. рублей, в том числе 80 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 82,3 млрд. рублей за счет средств предприятий. По основным направлениям реализации Программы эти средства в 1996-2005 годах будут распределяться следующим образом: нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами - 230,3 млрд. рублей, в том числе 7,2 млрд. рублей в 1996 году; обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива - 298,9 млрд. рублей, в том числе 4 млрд. рублей в 1996 году; обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций - 846,8 млрд. рублей, в том числе 45,9 млрд. рублей в 1996 году; обращение с отработавшим ядерным топливом - 1685,2 млрд.рублей, в том числе 32,4 млрд.рублей в 1996 году; обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных материалов, - 765,6 млрд. рублей, в том числе 12,1 млрд. рублей в 1996 году; обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, - 625,7 млрд. рублей, в том числе 27,4 млрд. рублей в 1996 году; обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных организациях - 376 млрд. рублей, в том числе 10 млрд.рублей в 1996 году; обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах "Радон" - 965,8 млрд. рублей, в том числе 6,5 млрд. рублей в 1996 году; обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях - 182 млрд.рублей, в том числе 1 млрд. рублей в 1996 году; создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива - 2482,6 млрд. рублей, в том числе 13,1 млрд. рублей в 1996 году; разработка новых технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом - 270,5 млрд. рублей, в том числе 2,7 млрд. рублей в 1996 году. Объемы финансирования по направлениям реализации Программы представлены в приложении N 2. Ассигнования на 1996 год уточнены исходя из объемов, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 1996 год. Объемы и источники финансирования работ по Программе на последующие годы определяются ежегодно при формировании бюджетов в порядке, установленном для федеральных целевых программ. Средства федерального бюджета, направляемые на реализацию Программы, перечисляются на счет государственного заказчика Программы для финансирования ее исполнителей. V. Социально-экономическая значимость Программы Реализация Программы позволит улучшить радиационно-экологическую обстановку в местах образования, переработки и захоронения радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, повысить радиационную безопасность при обращении с ними, предотвратить загрязнение окружающей среды и обеспечить защиту производственного персонала и населения на уровне индивидуального риска, сопоставимого с уровнем риска стихийных бедствий, что позволит сохранить здоровье нынешнего и будущих поколений и снять социальную напряженность в крупных регионах Российской Федерации. Будут созданы также условия для уменьшения риска возникновения радиационных аварий. VI. Контроль за выполнением Программы Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий по ее реализации, рациональное использование выделенных средств. Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и государственного заказчика организует экспертные проверки хода реализации Программы по срокам реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств, выделенных на ее реализацию. Общий контроль за выполнением Программы осуществляет Правительственная комиссия по комплексному решению проблем ядерного оружия. Государственный заказчик представляет в Правительственную комиссию по комплексному решению проблем ядерного оружия к 20 июля и 20 января каждого года доклады о выполнении мероприятий Программы. Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" МЕРОПРИЯТИЯ по реализации федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (млрд.рублей в ценах 1996 года) -------------------------------------------------T----------T---------T-------------------------T------------------------- ¦ Срок ¦ Затра- ¦ В том числе ¦ Мероприятия ¦ испол- ¦ ты - +--------T--------T-------+ Исполнители ¦ нения ¦ всего ¦1996 год¦ 1997- ¦ 2001- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2000 ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ годы ¦ -------------------------------------------------+----------+---------+--------+--------+-------+------------------------- Нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами Разработка нормативных правовых документов, 1996-2005 39,5 3,5 25,7 10,3 регламентирующих вопросы обращения с годы радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, включая их транспортирование в том числе: разработка нормативных правовых актов по Госатомнадзор России регулированию деятельности федеральных органов Госкомсанэпиднадзор исполнительной власти и органов исполнительной России власти субъектов Российской Федерации по Минатом России обеспечению ядерной и радиационной безопасности Минприроды России и надзору за ней Минздравмедпром России Минобороны России Минстрой России МПС России разработка современных норм, правил и Госатомнадзор России методических документов по обеспечению ядерной, Госкомсанэпиднадзор радиационной и экологической безопасности России Минприроды России Минатом России Госкомоборонпром России Минобороны России МПС России Росгидромет Российская академия наук Российский научный центр "Курчатовский институт" разработка санитарногигиенических норм, правил Госкомсанэпиднадзор России и методик Минздравмедпром России разработка норм, правил и технических условий Госатомнадзор России создания, эксплуатации и консервации хранилищ Минатом России радиоактивных отходов и отработавших ядерных Минприроды России материалов Минстрой России Минобороны России Российская академия наук Российский научный центр "Курчатовский институт" разработка нормативных документов для создания и Минприроды России функционирования систем мониторинга в местах Росгидромет образования, переработки, хранения и Минатом России захоронения радиоактивных отходов Минобороны России Госкомоборонпром России Госгортехнадзор России Российский научный центр "Курчатовский институт" Создание государственного кадастра радиоактивных 1996-2005 14,3 0,7 10,1 3,5 Минприроды России отходов и отработавших ядерных материалов, мест годы Росгидромет их хранения и захоронения Госатомнадзор России Минатом России Минобороны России Минтранс России Госкомоборонпром России Минстрой России Российский научный центр "Курчатовский институт" Создание систем радиационного контроля и 1996-2005 151,5 2 98 51,5 экологического мониторинга при обращении с годы радиоактивными отходами в том числе: разработка концепции и методологии локального и Минприроды России регионального экологического мониторинга Росгидромет Госатомнадзор России Минатом России Госкомоборонпром России Минстрой России Российская академия наук создание физико-химических и математических Минатом России моделей миграции биологически значимых Росгидромет радионуклидов для прогнозирования их поведения в Российская академия наук объектах окружающей среды Минздравмедпром России создание и совершенствование аппаратурного Минатом России оснащения систем радиационного контроля на Минобороны России производственных объектах, систем экологического Госкомоборонпром России мониторинга на прилегающих к этим Минтранс России объектам территориях и радиогидро-геологического Минстрой России мониторинга мест подземной локализации Минприроды России Росгидромет Российская академия наук Роскомнедра с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Создание информационного и учебно-методического 1996-2005 12 0,5 7 4,5 Минатом России центра по вопросам обращения с радиоактивными годы Минприроды России отходами и отработавшими ядерными материалами Минстрой России Минобороны России Реализация мероприятий по совершенствованию 1997-2005 8 - 5,5 2,5 Минатом России системы информирования населения о состоянии годы Минприроды России обеспечения безопасности в области обращения с Госатомнадзор России радиоактивными отходами и отработавшими ядерными Минздравмедпром России материалами Госкомсанэпиднадзор России Росгидромет с участием органов исполнительной власти Страницы: 1 2 |