О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИГРАФИИ И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ В 1996-2001 ГОДАХ". Постановление. Правительство РФ. 12.10.95 1005


Страницы: 1  2  



      О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
         ПОЛИГРАФИИ И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ В 1996-2001 ГОДАХ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          12 октября 1995 г.
                                N 1005

                                 (Д)


     Правительство Российской Федерации постановляет :
     1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Поддержка
государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах".
     2. Определить  государственным  заказчиком  федеральной   целевой
программы  "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России
в 1996-2001 годах" Комитет Российской Федерации по печати.
     3. Министерству   экономики   Российской  Федерации  совместно  с
Министерством  финансов  Российской  Федерации  включить   федеральную
целевую программу "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания
России в 1996-2001 годах" в  перечень  федеральных  целевых  программ,
подлежащих  финансированию  за  счет  средств федерального бюджета,  и
предусмотреть начало реализации указанной  программы  в  1996  году  в
пределах  средств,  намеченных  в проекте федерального бюджета на 1996
год.
     4. Согласиться    с    предложением   Государственного   комитета
Российской  Федерации  по   управлению   государственным   имуществом,
Государственного  комитета  Российской  Федерации  по  антимонопольной
политике  и  поддержке  новых  экономических   структур   и   Комитета
Российской  Федерации  по  печати  об  исключении  из  перечня  N  1 к
Положению о приватизации издательств,  полиграфических  предприятий  и
предприятий  оптовой книжной торговли Комитета Российской Федерации по
печати,   утвержденному   постановлением   Правительства    Российской
Федерации  от  1  октября 1994 г.  N 1119 "О приватизации издательств,
полиграфических предприятий и  предприятий  оптовой  книжной  торговли
Комитета  Российской  Федерации  по печати" (Собрание законодательства
Российской Федерации,  1994,  N 24,  ст.  2641),  объектов федеральной
собственности согласно приложению.
     Изложить абзац второй пункта 3 указанного Положения  и  заголовок
перечня N 1 в следующей редакции:
     "объекты и предприятия федеральной собственности,  не  подлежащие
приватизации в 1994-1998 годах (перечень N 1)".
     5. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской   Федерации  разработать  в  1995-1996  годах  региональные
программы развития полиграфии и книгоиздания.

Председатель Правительства РФ                           В. Черномырдин
12 октября 1995 г.
N 1005

                                                            УТВЕРЖДЕНА

                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 12 октября 1995 г.
                                                                N 1005

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

         "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания
                      России в 1996-2001 годах"

                              СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт федеральной целевой программы                        4

Федеральная целевая программа "Поддержка государственной     7
полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах"

Содержание проблемы и необходимость ее решения               7
программными средствами

Современное состояние и проблемы государственной полиграфии  7

Количество предприятий и география размещения                7

Производственная мощность и виды продукции                   9

Производственные фонды и инвестиции                          9

Выпуск продукции                                             12

Ресурсное обеспечение                                        13

Научно-техническое обеспечение                               15

Кадровое обеспечение                                         16

Современное состояние и проблемы книгоиздания                16

Выводы                                                       22

Основные цели и задачи программы. Этапы и сроки реализации   23
программы

Система программных                                          24
мероприятий

Подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии"          24

Инвестиционные мероприятия                                   25

Научно-технические мероприятия                               29

Подключение к разработке и производству полиграфического     29
оборудования машиностроительных предприятий оборонного
комплекса

Организация лизинга полиграфического оборудования            30

Защита внутреннего рынка полиграфических услуг               30

Подпрограмма "Книгоиздание в России"                         31

Подпрограмма "Большая российская энциклопедия"               32

Мероприятия подпрограммы "Поддержка государственной          33
полиграфии"

Мероприятия подпрограммы "Книгоиздание в                     36
России"

Мероприятия подпрограммы "Большая российская                 37
энциклопедия"

Ресурсное обеспечение программы                              38

Механизм реализации программы                                54

Организация управления программой. Контроль за ходом ее      56
реализации

Социально-экономические и экологические последствия          59
реализации программы

Приложения                                                   64

Приложение 1                                                 65

Приложение 2                                                 70

Приложение 3                                                 72

Приложение 4                                                 77

Приложение 5                                                 85

Приложение 6                                                 117


                               ПАСПОРТ

                    федеральной целевой программы



Наименование программы        Поддержка государственной полиграфии
                              и книгоиздания России в 1996-2001
                              годах

Дата принятия решения о       Распоряжение Президента Российской
разработке программы, дата    Федерации "О разработке федеральной
ее утверждения                программы книгоиздания в России" от
                              13 января 1995 года N 15-рп;
                              постановление Правительства

                              Российской Федерации от 26 июня
                              1995 г. N 594 "О реализации
                              Федерального закона "О поставках
                              продукции для федеральных
                              государственных нужд"

Государственный заказчик      Роскомпечать

Основные исполнители          Издательства и издающие организации,
программы                     научно-исследовательские и
                              проектно-конструкторские организации,
                              полиграфические предприятия, органы
                              управления

                              сферой печати субъектов Российской
                              Федерации, подрядные организации
                              строительного комплекса,
                              машиностроительные заводы, в том
                              числе оборонных отраслей

Основные разработчики         Роскомпечать, Российская книжная
программы                     палата, Государственное научное
                              издательство "Большая Российская
                              энциклопедия"

Цели и задачи программы,      Укрепление и развитие
важнейшие целевые             материально-технической базы печати,
показатели                    обеспечение выпуска социально
                              значимой литературы для
                              государственных нужд,
                              выпуск уникального энциклопедического
                              многотомного издания, посвященного
                              России

Сроки и этапы реализации      Программа в целом - 1996-2001 годы в
программы                     том числе: подпрограмма "Поддержка
                              государственной полиграфии" - 1996-
                              1999 годы;

                              подпрограмма "Книгоиздание в России"
                              - 1996-2001 годы; подпрограмма
                              "Большая российская энциклопедия" -
                              1996-2001 годы

Перечень подпрограмм и        Подпрограмма "Поддержка
основных мероприятий          государственной полиграфии
                              " Подпрограмма "Книгоиздание
                              в России" Подпрограмма "Большая
                              российская энциклопедия"

Исполнители подпрограмм и     Подпрограмма "Поддержка
                              государственной основных мероприятий
                              полиграфии": Роскомпечать,
                              научно-исследовательские и
                              проектно-конструкторские организации,
                              полиграфические предприятия, органы
                              управления сферой печати субъектов

                              Российской Федерации, подрядные
                              организации строительного комплекса,
                              машиностроительные заводы, в том
                              числе оборонных отраслей

                              Подпрограмма "Книгоиздание в России":
                              Роскомпечать, издательства и издающие
                              организации

                              Подпрограмма "Большая российская
                              энциклопедия": Роскомпечать, Центр
                              президентских программ Администрации
                              Президента, Государственное научное
                              издательство "Большая Российская
                              энциклопедия"

Объемы и источники            На весь период реализации программы в
финансирования                целом - 2525,46 млрд.руб., в том
                              числе:

                              подпрограмма "Поддержка
                              государственной
                              полиграфии" - 724,4, из них из
                              федерального бюджета - 183,03;

                              подпрограмма "Книгоиздание в России"
                              - 1686,18 (бюджетное финансирование);

                              подпрограмма "Большая российская
                              энциклопедия" - 44,88, из них из
                              федерального бюджета - 2,85

Ожидаемые конечные            Коренное обновление
результаты реализации         материально-технической базы
программы                     государственного полиграфического
                              производства, уменьшение зависимости
                              от импорта оборудования и материалов;

                              обеспечение потребностей Российской
                              Федерации в социально значимой
                              литературе для решения
                              общенациональных
                              задач в области образования, науки,
                              экономики и культуры;

                              выход в свет 12-томного издания
                              "Большой российской энциклопедии"
                              тиражом 100 тыс.экз.

Система контроля за           Роскомпечать: по подпрограммам
исполнением программы         "Поддержка государственной
                              полиграфии"
                              и "Большая российская энциклопедия" -
                              ежеквартально;

                              по подпрограмме "Книгоиздание в
                              России" - ежемесячно.


                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ
                  ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ

                   СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
                      ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИГРАФИИ


     Сфера печати  объединяет   издательское   дело,   полиграфическое
производство и книжную торговлю. Все эти подотрасли неразрывно связаны
друг с другом,  поэтому решение общеотраслевых проблем складывается из
взаимоувязанного решения проблем каждой из них.
     Материально-техническая база   печати   определяет    технические
возможности  выпуска  печатных  средств  массовой информации,  книжных
изданий,  продукции  производственно-технического  назначения.  От  ее
состояния  зависит  не  только степень реализации конституционных прав
жителей России на получение и распространение информации, на обращение
и  доступ  к  культурным  ценностям,  но в конечном счете политическая
стабильность  российского  общества,   его   творческий,   научный   и
культурный потенциал.
     Полиграфическое производство находится  в  тесной  взаимосвязи  с
состоянием  экономики государства и его институтов.  В настоящее время
ни то,  ни другое не обеспечивают условий  для  саморазвития  отрасли.
Поэтому   на   нынешнем  этапе  отрасль  нуждается  в  государственной
поддержке,  результатом которой должен стать  процесс  ее  дальнейшего
воспроизводства на собственной финансовой основе.

            КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ И ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ

     В настоящее    время    в   России   количество   полиграфических
предприятий,  подразделений и участков,  располагающих хотя  бы  одной
печатной  машиной  (основной  признак  полиграфического  предприятия),
оценивается 6 тысячами объектов.  Помимо государственных  предприятий,
непосредственно   находящихся   в   поле   зрения   Роскомпечати,  это
предприятия ведомств,  общественных организаций,  акционерных обществ,
многочисленные   подразделения   и   участки   оперативной  полиграфии
промышленных предприятий,  научных и иных учреждений,  банков, а также
салоны-магазины полиграфических услуг.
     Однако основную часть полиграфической  промышленности  по  объему
выпускаемой  продукции составляют предприятия государственного сектора
1819 предприятий,  в число которых входят:  типографии,  находящиеся в
непосредственном   ведении   Роскомпечати;   предприятия   федеральной
собственности,  расположенные  на  территории   субъектов   Российской
Федерации,   но   находящиеся   до   настоящего   времени   в  ведении
Роскомпечати;  предприятия,  переданные  в   собственность   субъектов
Российской Федерации и находящиеся в их ведении.
     Преобладание государственного    сектора    в     полиграфическом
производстве  объясняется  несколькими причинами.  Первая относительно
высокая  капиталоемкость  производства.  Полиграфическое  оборудование
сложное,   высокоточное   и  поэтому  дорогое.  Для  создания  частных
предприятий требуются  значительные  инвестиции,  которыми  далеко  не
всегда располагают частные лица.
     Вторая причина отсутствие  серьезного  интереса  у  частных  лиц,
включая  юридические лица,  в приватизации большинства государственных
предприятий из-за низкой рентабельности печатного  дела  и  отсталости
действующих  производств,  на переоснащение которых нужны значительные
средства (хотя  ограничения  на  приватизацию  согласно  постановлению
Правительства  Российской  Федерации  от  1  октября  1994  г.  N 1119
касаются  лишь  79  предприятий).  Как  выявил  сравнительный   анализ
экономики    государственных   и   приватизированных   полиграфических
предприятий,  должного,  а тем более быстрого эффекта от  приватизации
пока  нет.  Третья причина состоит в том,  что 90 процентов типографий
мелкие,  с численностью 10-20 работающих, предприятия, ориентированные
главным  образом  на  печать  местных газет и мелкопечатной продукции.
Значительная  часть  таких  типографий  располагается  в   зданиях   в
центральной  части  населенных  пунктов.  Приватизация этих объектов в
силу их выгодного с коммерческой точки зрения расположения,  очевидной
низкой   рентабельности   печатного   производства   и  в  подавляющем
большинстве случаев изношенности и устарелости машинного  парка  может
привести   к   полной   перепрофилизации   предприятий  под  торговые,
коммерческие,  банковские и иные структуры. Осознавая этот непреложный
факт,  местные  органы  исполнительной  власти,  понимая  роль средств
массовой  информации  в  жизни  общества,  не  форсируют  приватизацию
объектов местной полиграфии.
     География размещения типографий показывает,  что они распределены
по   всей   территории  страны  примерно  пропорционально  численности
населения,  наличествуют  не  только  во  всех  субъектах   Российской
Федерации,  но и в каждом административном районе России, что коренным
образом отличает  полиграфическую  промышленность  от  всех  остальных
видов промышленности, за исключением пищевой. Только объекты пищевой и
полиграфической промышленности находятся повсеместно, свидетельствуя о
своей   жизненной   необходимости.   В  таблице  представлена  картина
распределения   государственных   полиграфических    предприятий    по
экономическим   районам,   уровням   собственности  и  удельному  весу
производственных мощностей.

              ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРОДУКЦИИ

     Предприятия государственной     полиграфии,      подведомственные
Роскомпечати,  выпускают  весь спектр печатной продукции - от объемных
книг   и   альбомов   до   визитных   карточек.   Выпускаются    также
бумажно-беловые  товары.  Исключение  составляют лишь денежные знаки и
другие ценные бумаги, а также специальная картографическая продукция.
     В целом  указанные предприятия способны выпускать в год 3,7 млрд.
книг,  брошюр  и  журналов,  до  20   млрд.   газет,   до   15   млрд.
краско-оттисков    изобразительно-этикеточной,    бланков   и   прочей
продукции.
     Структура производственных  мощностей на протяжении последних лет
практически остается  неизменной:  43-44  процента  их  общего  объема
составляют  мощности  по  выпуску  книжно-журнальной продукции,  41-42
процента   по   выпуску    газет,    5-6    процентов    по    выпуску
изобразительно-этикеточной   продукции,   6-7   процентов  по  выпуску
бланков.
     Основная часть     производственных    мощностей    по    выпуску
книжно-журнальной  и  газетной  продукции  (94,5   и   81,5   процента
соответственно)    сосредоточена   на   государственных   предприятиях
федерального  подчинения.  На  долю  местной   полиграфии   приходится
преобладающая часть мощностей по выпуску бланков (86 процентов).

                 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ИНВЕСТИЦИИ

     Полиграфическая промышленность наиболее фондоемкая из подотраслей
сферы печати,  на нее приходится 95,3 процента стоимости  основных  ее
фондов.  В  то  же  время  эти  фонды характеризуются высокой степенью
физического и морального износа.
     50 процентов   оборудования  крупных  типографий  эксплуатируется
свыше 10 лет, в том числе более 20 лет работают 11,2 процента машин. В
типографиях  районного  и  городского  масштаба доля выслужившего свой
срок оборудования составляет 61,5  процента.  До  2000  года  подлежит
замене 18 тыс.  единиц оборудования, или 92 процента от установленного
в настоящее время.

                                                               Таблица

         География размещения государственных полиграфических
                         предприятий в России
                              (1994 год)
----------------------T-------------------------------------------¬
¦                     ¦     Количество полиграфических            ¦
¦                     ¦     предприятий                           ¦
¦                     ¦                                           ¦
¦                     +--------T------------------T---------------+
¦                     ¦        ¦                  ¦               ¦
¦Экономический район  ¦ всего  ¦ в том числе      ¦ Удельный      ¦
¦                     ¦        ¦ переданных в     ¦ вес           ¦
¦                     ¦        ¦ 1993- 1995 гг. в ¦ производст-   ¦
¦                     ¦        ¦ собственность    ¦ венной        ¦
¦                     ¦        ¦ субъектов        ¦ мощности в    ¦
¦                     ¦        ¦ Российской       ¦ общей         ¦
¦                     ¦        ¦ Федерации        ¦ мощности, %   ¦
¦                     ¦        +--------T---------+               ¦
¦                     ¦        ¦ единиц ¦     %   ¦               ¦
L---------------------+--------+--------+---------+----------------

 В целом по России      1819     772      42,4          100
 в том числе:
 Прибалтийский          10       -        -             0,6
 Северный               93       50       53,8          2,2
 Северо-Западный,       58       24       41,4          7,4
 включая
 г. Санкт-Петербург
 Центральный, включая   295      139      47,1          48,6
 г. Москву
 Волго-Вятский          143      63       44,1          3,1
 Центрально-
 Черноземный            132      83       62,9          2,2
 Поволжский             202      212      55,4          7,2
 Северо-Кавказский      190      47       24,7          5,4
 Уральский              228      29       12,7          8,0
 Западно-Сибирский      172      83       48,3          8,3
 Восточно-Сибирский     143      72       50,3          4,0
 Дальневосточный        153      70       45,8          3,1


     В технологическом плане сохраняется  значительное  отставание  от
мирового  уровня  по  удельному  весу  прогрессивных технологий.  Так,
высокая  печать,  отличающаяся  самой  низкой  производительностью   и
повышенной  степенью  экологической  опасности,  занимает  в  целом по
государственной  полиграфии  39  процентов,   а   на   государственных
предприятиях  субъектов  Российской  Федерации  64,4 процента (мировой
уровень не превышает 10 процентов).
     Обновление производственного  потенциала  в  последние  годы идет
практически   только   по   линии   реконструкции    и    технического
перевооружения.  Новое  строительство  ограничивается лишь несколькими
объектами. Все они начаты еще в 80-х годах и до сих пор не завершены.
     В условиях   недостатка   средств   основное  внимание  уделяется
техническому  перевооружению,  и   в   первую   очередь   предприятий,
выпускающих  учебники,  а  также  газетных предприятий.  При поддержке
Правительства Российской Федерации Роскомпечать в  начале  90-х  годов
смог  получить  на  льготных  условиях  немецкие  кредиты на сумму 230
млн.немецких  марок.  В  результате  близка  к  завершению   программа
технического перевооружения трех крупнейших полиграфических комбинатов
Смоленского,  Тверского (детской литературы) и  Саратовского,  которые
будут способны печатать весь объем российских школьных учебников,  что
избавляет от необходимости ежегодно тратить 80 млн.немецких  марок  на
печать значительной их части за рубежом, как это делалось ранее.
     В существенных  объемах  выполнена  программа,  предусматривающая
техническое  переоснащение  газетных  предприятий.  Укреплены мощности
таких   издательско-полиграфических    комплексов,    как    "Пресса",
"Московская   правда",   "Нижполиграф",  "Ульяновский  Дом  книги",  в
регионах создано и оснащено офсетной  газетной  техникой  148  пунктов
централизованной  печати городских и районных газет,  в которых сейчас
выпускается около половины местных газет.
     Тем не менее масштабное техническое перевооружение коснулось лишь
небольшой  части  государственной  полиграфии.  Капитальные  вложения,
направляемые  в  основные  производственные  фонды  по всем источникам
финансирования,  за последние 5 лет составили  лишь  3,2  процента  от
стоимости основных производственных фондов. При этом доля федерального
бюджета в финансировании инвестиций в 1991-1994 годах  составила  61,7
процента.
     Собственный инвестиционный потенциал полиграфических  предприятий
отрасли  еще  крайне  низок.  Средний размер годового фонда накопления
одного  предприятия  недостаточен  даже  для  разовой  закупки   одной
печатной   машины.   Значительная   капиталоемкость   полиграфического
производства при относительно невысокой рентабельности,  обусловленной
низкой покупательной способностью конечного потребителя,  не позволяет
предприятиям в  условиях  инфляции  и  высоких  процентных  ставок  по
кредитам  направлять  на  объемные  инвестиции  собственные  и заемные
средства.  В то же время государственные инвестиции в последнее  время
резко сократились.  При том, что отрасль объединяет сотни предприятий,
Министерство экономики Российской Федерации определило Роскомпечати  в
1994  году  лимит капитальных вложений всего в 18,96 млрд.руб.  В 1995
году,  несмотря  на  инфляцию,  финансирование  сокращено   до   10,81
млрд.руб.
     Сохранение финансирования на уровне прошедших пяти  лет  позволит
обновить производственный потенциал отрасли лишь к 2025 году.

                           ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ

     Недостаточность собственного      инвестиционного      потенциала
полиграфии обусловлена еще одним негативным фактором снижением выпуска
продукции  (а  следовательно  и снижением доходов),  вызванного резким
сокращением объема заказов на полиграфические услуги.  В 1994 году  по
отношению  к  1990  году  количество  изданных  названий книг и брошюр
составило 62 процента,  общий тираж  вышедших  изданий  35  процентов,
совокупный  их  объем (листаж) 45 процентов.  Только за 1993-1994 годы
центральные газеты потеряли 60 процентов,  а  центральные  журналы  65
процентов подписчиков. Потери местной прессы меньше, соответственно 19
процентов и 12,5 процента. Объемы производства бланков снизились в 1,8
раза.  Выпуск бумажно-беловых товаров сократился по отдельным позициям
до 5 раз,  в том числе  и  по  причине  сокращения  бумажных  отходов,
которые ранее использовались для этих целей.
     Положение с  загрузкой  полиграфии   усугубляется   непродуманной
таможенной  политикой,  выражающейся  в  том,  что печатная продукция,
изготовленная за рубежом по заказам российских  издающих  организаций,
ввозится  в Россию беспошлинно,  а ряд сортов бумаги и полиграфических
материалов, необходимых для изготовления этой продукции на собственной
полиграфической  базе,  облагаются  ввозной  пошлиной до 15 процентов.
Данная политика является по существу явным  протекционизмом  в  пользу
зарубежной  полиграфии в ее конкуренции с отечественной.  В результате
отток  издательских  заказов  за  рубеж  все  растет,   а   российские
предприятия вынуждены увольнять рабочих-полиграфистов.
     Налицо, таким  образом,  сложная  и   противоречивая   проблемная
ситуация,  при  которой,  с одной стороны,  имеет место значительная в
количественном    отношении    невостребованность    производственного
потенциала   полиграфии,   а   с  другой  невозможность  на  имеющемся
устаревшем  оборудовании  в  полной  мере  удовлетворять  качественные
потребности издателей и выпускать конкурентоспособную на мировом рынке
печатную   продукцию.   Неполная   загрузка   снижает    эффективность
производства   (а  иногда  ставит  под  угрозу  саму  возможность  его
существования),  не  позволяет  получать   нужных   для   технического
перевооружения финансовых накоплений, а отсутствие или заторможенность
технического   перевооружения   снижает   потенциальные    возможности
загрузки.
     Все это обрекает полиграфическое производство на  нестабильность,
которая   может   иметь   ярко   выраженное   негативное   влияние  на
результативность усилий государства и представляющего его Роскомпечати
по  сохранению  единого  информационного  и  культурного  пространства
России.

                        РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     Бумага. Основным    сырьем    для    издательско-полиграфического
комплекса   является   бумага.  Производственные  мощности  российских
целлюлозно-бумажных    комбинатов    позволяют     обеспечить     лишь
количественные потребности в основных видах газетной и печатной бумаги
и переплетного картона.  Ассортимент бумаги  повышенного  качества  не
производится,  такая  бумага  закупается  по  импорту.  Акционирование
предприятий целлюлозно-бумажной промышленности,  переход ряда  из  них
под  контроль  зарубежного  капитала,  отсутствие  мер  по обеспечению
приоритета  внутреннего  рынка  привели  к  тому,  что  к  1995   году
обозначился дефицит бумажных ресурсов не только по ассортименту,  но и
по  объему  поставок  на  внутренний  рынок.  Стоимость  бумаги  стала
соизмерима с импортной, чего нельзя сказать о ее качестве.
     Печатные краски.  Монопольное  положение  на   российском   рынке
печатных  красок занимают Торжокский завод полиграфических красок (АО,
25  процентов  акций  принадлежит  французской   фирме   "Тоталь")   и
Московский  красочный  завод (100 процентов акций у американской фирмы
"Сан-Кемикл").  Суммарная  мощность  заводов  -  46,5  тыс.  тонн  при
ограниченном  ассортименте  красок.  Потребность  отрасли  на 2005 год
определена в размере 50 тыс. тонн. Часть потребности в настоящее время
обеспечивается  закупками  по импорту.  В целях полного удовлетворения
потребностей в красках в  г.  Омске  начато  строительство  красочного
завода,  часть  оборудования,  технология  и "ноу-хау" уже закуплены в
Италии.  Однако стройка заморожена из-за  прекращения  финансирования.
Распоряжением  Госкомимущества  России  от  28  июня  1995г.  N  874-Р
приобретенное   оборудование   выставляется    на    коммерческие    и
инвестиционные   торги,  что,  по  мнению  Роскомпечати,  не  является
оптимальным решением вопроса.
     Офсетные формные пластины.  Производство биметаллических офсетных
пластин  обеспечено  мощностями  Зарайского  завода  и   красноярского
комбината  ПИК  "Офсет".  На  биметаллических формах печатают газеты в
пунктах  децентрализованной  печати  общероссийской  прессы.  Основные
поставщики  проката  для  Зарайского  завода  металлургические  заводы
Караганды  и  Магнитогорска.  Условия  поставки  таковы,  что  требуют
наличия больших оборотных средств (порядка 5 млрд. руб.). Завод такими
средствами не  располагает.  Вопрос  о  представлении  кратковременной
финансовой   поддержки   Зарайскому   заводу  и  другим  предприятиям,
производящим офсетные пластины,  Минфином России в 1995 году не решен.
Пока же производство пластин простаивает,  что может привести к срывам
выпуска общероссийских газет в 20 регионах России.
     Специализированное производство     монометаллических    офсетных
пластин  в  России  отсутствует.  Потребность  в  них  к   2005   году
оценивается в 6 млн. кв. м. Часть потребности обеспечивается импортом,
часть  покрывается  поставкой  с   неспециализированных   предприятий.
Роскомпечать заканчивает строительство специализированного завода в г.
Щекино   (Тульская   область),    где    выполнен    основной    объем
строительно-монтажных   работ   и   оплачено   60  процентов  поставок
импортного  оборудования.  Завершение  поставок   сдерживается   из-за
отсутствия финансирования.
     Офсетные резинотканевые пластины. Единственный поставщик в России
Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций. Годовой
выпуск 40 тыс.  кв.  м при потребности 80 тыс.  кв.  м  на  2000  год.
Производство  основано  на  лицензионной  технологии  и  использовании
импортных  компонентов.   Часть   потребностей   в   настоящее   время
обеспечивается    закупками   по   импорту.   Необходима   организация
производства отечественных компонентов (тканей). Производственная база
имеется.
     Фототехнические материалы.  Широкий  ассортимент  фототехнических
материалов,  используемых  в полиграфии,  лишь частично обеспечивается
единственным российским поставщиком  казанским  объединением  "Тасма".
Общий  выпуск  объединения  в  1993  году составил 45,9 млн.  пог.  м.
Потребность в фототехнических материалах оценивается в 45 млн. пог. м.
Из-за   невысокого  качества  казанских  пленок,  узости  выпускаемого
ассортимента и  цен,  достигших  мирового  уровня,  значителен  импорт
фотоматериалов   (в  1990  году  составил  10,9  млн.  пог.  м.).  Для
расширения ассортимента пленок с учетом внедрения современных лазерных
технологий  необходимы  средства на разработку и освоение производства
новых пленок на действующих предприятиях (без капитальных вложений).
     Полиграфическое оборудование.    Полиграфическое   машиностроение
России (реально функционируют 4  завода)  не  в  состоянии  обеспечить
потребности отрасли ни по номенклатуре типографского оборудования,  ни
по  его  количеству.  На  крупных  полиграфических  предприятиях  доля
импортных   машин   среди   основного   технологического  оборудования
достигает 80-90 процентов.  Ряд моделей,  находящихся в  производстве,
консервирует устаревшие технологии. Не обеспечен послепродажный сервис
оборудования. Цены на выпускаемые машины ненамного уступают мировым.

                    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     В сфере  НИОКР,  относящихся  к  полиграфии,   основная   целевая
установка  Роскомпечати укрепление материально-технической базы печати
за счет использования отечественных ресурсов, технологий, оборудования
и   материалов.   Усилия   разработчиков   направляются   на  создание
научно-технического  задела  в  виде   конструкторской   документации,
технологических  регламентов,  опытных  образцов нового оборудования и
материалов,  программно-методических и программно-аппаратных продуктов
отечественного         производства.         Помимо         отраслевых
научно-исследовательских организаций к  работам  привлекаются  научные
силы   не   только   традиционных   смежников   отрасли,  но  также  и
конверсионных  предприятий,  входящих  в  структуру  ВПК,  таких,  как
Ульяновский    завод    "Профиль",    Нижегородский    завод   точного
машиностроения,  ОКБ  "Радуга"   в   г.Санкт-Петербурге,   объединение
"Ярославрезинотехника".
     Роскомпечать финансирует    также    проведение     маркетинговых
исследований  рынка оборудования,  материалов,  приборного обеспечения
технологических  процессов.  Эти  исследования  позволяют   определить
наиболее важные направления инвестиционных проектов.  Учитывая то, что
российская государственная полиграфия  размещена  на  всей  территории
страны   и   значительная  ее  часть  находится  в  ведении  субъектов
Российской   Федерации,   Роскомпечать   профинансировал    разработку
программно-аппаратного     комплекса,     позволяющего     формировать
оптимизированные региональные программы развития полиграфии.
     Однако в целом следует признать,  что из-за недостаточных средств
в  области  научных  разработок  наблюдается   снижение   доли   работ
стратегического  характера.  Размеры  ассигнований  на  финансирование
НИОКР составляют менее 10 процентов от требуемых объемов.  В 1994 году
бюджетные  ассигнования  составили  0,5  млрд.  руб.,  поступления  во
внебюджетный фонд НИОКР не превысили 1,5 млрд.  руб.  В  будущем  этот
источник   вероятнее  всего  еще  уменьшится,  так  как  постановление
Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N 315 отменило
обязательность  платежей  во  внебюджетные фонды НИОКР.  В то же время
конструкторская  разработка  и  создание  опытного  образца  не  самой
сложной  печатной машины занимают 1,5-2 года и стоят в ценах 1995 года
1,5-2  млрд.  руб.,  то  есть  практически  равно  всем  средствам  на
финансирование  НИОКР,  имевшимся  в  распоряжении Роскомпечати в 1994
году.
     Помимо простой  нехватки  средств  отрицательное  воздействие  на
организацию НИОКР оказывает нестабильный и непредсказуемый порядок  их
поступления,  исключающий  возможность более или менее долговременного
(порядка 2 лет) планирования и реализации НИОКР.

                         КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     Структурные изменения в полиграфии,  обусловленные  приватизацией
ряда  объектов,  а  также  общие  кризисные тенденции,  выражающиеся в
сокращении объема производства,  приводят и к  сокращению  численности
работников.
     Среднесписочная численность         промышленно-производственного
персонала   государственной   полиграфии   в   1994   году  по  данным
представленной в Роскомпечать отчетности составила 70419  человек.  По
сравнению с  1991  годом она уменьшилась на 39183 человека или на 35,8
процента.
     Значительно сократился   и  удельный  вес  работников,  прошедших
переподготовку  или  повысивших  свою  квалификацию,  что  связано   с
отсутствием  финансовых  средств на эти цели.  В то же время внедрение
новых технологий (компьютерный набор,  переход с высокой  на  офсетную
печать  и др.) требует активизации усилий в работе по профессиональной
подготовке специалистов полиграфии.  В отрасли есть два высших учебных
заведения в г.  Москве (филиал в г.  Санкт-Петербурге) и г. Омске, и 8
средних   специальных    заведений,    располагающих    потенциальными
возможностями для подготовки и переподготовки специалистов отрасли.
     Среднемесячная зарплата    работников     полиграфии     примерно
соответствует общероссийским показателям по промышленности.

                 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
                             КНИГОИЗДАНИЯ

     В 1994 году лицензии на издательскую деятельность имели  свыше  7
тыс.  издательств  и издающих организаций.  Кроме того,  министерства,
ведомства,  комитеты,  другие  организации   выпускают   ведомственную
литературу.  Ее  много по названиям,  но удельный вес в общем тираже и
листаже книжной продукции невелик.
     Доля государственных  издательств  в выпуске издательской книжной
продукции составила:  49,9 процента по ассортименту,  38,8 процента по
тиражу, 35,6 процента по листажу.
     В 1994  году  сохранилась  тенденция   последних   лет   снижения
абсолютных   показателей   выпуска   книжной  продукции  (см.  табл.).
Продолжилось снижение средних тиражей  изданий  и  обнаружилось  новое
явление снижение средних объемов книг. Наряду с реальным ростом цен на
книжную продукцию,  соответствующим,  а по ряду  позиций  ассортимента
опережающим темпы инфляции, уменьшение объемов книг представляет собой
скрытое их удорожание.
                                                               Таблица

--------T-------------------T------------------T------------------¬
¦       ¦ Число изданий     ¦    Тираж         ¦  Печатные        ¦
¦       ¦                   ¦                  ¦  листы-оттиски   ¦
¦ Годы  +--------T----------+--------T---------+-------T----------+
¦       ¦единиц  ¦  в % к   ¦млн.экз.¦ в % к   ¦млн.   ¦  в % к   ¦
¦       ¦        ¦ 1991 году¦        ¦1991 году¦       ¦1991 году ¦
L-------+--------+----------+--------+---------+-------+-----------
 1991     34050    100,0      1630,0   100,0    21071,2    100,0
 1992     28716    84,3       1313,0   80,6     18658,2    93,3
 1993     29017    85,2       949,9    58,3     17466,9    82,9
 1994     30390    89,3       594,3    36,5     10335,7    49,1

     За пределами интересов негосударственных издательских организаций
оказываются  большинство  разделов  естественно-научной,   технической
литературы,   произведения   писателей   как   отечественных,   так  и
зарубежных, не сулящие быстрой экономической отдачи. Обеднен репертуар
детской  литературы.  Сокращается  и  без того ничтожный объем выпуска
книг для малочисленных народов,  населяющих  Россию.  Снижение  уровня
жизни   населения   существенно   сказывается   на   сбыте  книг.  При
ассортиментном дефиците проявляются  симптомы  затоваривания  книжного
рынка,  особенно в издающих центрах (гг.  Москве, Санкт-Петербурге). В
этих условиях две проблемы  книгоиздания  узость  и  деформированность
тематической  структуры  издательского  выпуска  и  неравноценный рост
стоимости     книжных     изданий     предопределяют     необходимость
государственного   участия   в  оптимизации  книжного  рынка  за  счет
экономической поддержки изданий некоммерческого толка, однако, имеющих
важное значение для интеллектуального и культурного уровня российского
общества. В этом состоит суть государственной поддержки книгоиздания в
России.
    Приоритеты федеральной помощи  книгоизданию  составляют  следующие
тематические направления и виды социально значимой литературы.
     1. Учебная  и  учебно-методическая  литература  для   всех   форм
образования,    рекомендованная   соответствующими   организациями   и
ведомствами к использованию в учебном процессе:
     комплекты учебных   пособий  по  каждому  предмету  обучения  для
средней школы (кроме федерального  комплекта  для  общеобразовательной
школы);
     учебники для   среднеспециальных   и   профтехнических    учебных
заведений,   отвечающие   современным   качественным   требованиям,  с
использованием новых технических средств обучения;
     учебные комплекты по профессиям и специальностям;
     учебники по новым направлениям технических знаний,  технологий  и
производственной практики;
     новые учебники  для   вузов   по   истории   России,   философии,
методологии,     экономике,    биологии,    литературе,    социологии,
искусствознанию и другим общественным и гуманитарным дисциплинам;
     учебники для вузов по теории управления, маркетингу, менеджменту,
организации производства;
     учебная литература по экологии;
     факультативные учебники   для   средней   школы   по    предметам
гуманитарного цикла;
     вспомогательные учебные материалы в  виде  сборников  документов,
справочных пособий;
     учебные пособия для учащихся среднеспециальных и  профтехнических
учебных заведений, ориентированные на самостоятельную работу учащихся;
     учебно-методические издания;
     программно-методические пособия   и   практикумы   для   учащихся
техникумов и профтехучилищ;
     спецкурсы по научным дисциплинам для вузов.
     2. Научная  литература  (в   том   числе   научно-техническая   и
научно-популярная),    ориентированная    на    реализацию   важнейших
государственных программ:
     литература, посвященная  охране  жизни  человека  и  природы,  по
следующим проблемам:
     разрушение окружающей среды современной техносферой;
     техногенные аварии и катастрофы;
     наиболее опасные с точки зрения экологического риска производства
(химические,  нефтехимические,  биохимические  технологии,  нефте-   и
газоперерабатывающие отрасли, атомная энергетика, транспорт);
     литература по проблемам  безопасности  и  ликвидации  последствий
аварий;
     издания, посвященные  охране  здоровья  человека,  по   следующим
проблемам:
     заболевания (инфекционные,  онкологические,  сердечно-сосудистые,
психические, СПИД и т.д.);
     исследования и лечение человека;
     деполитизированные издания по следующим проблемам:
     история экономики;
     теория экономики;
     экономические прогнозы;
     деидеологизированные издания по следующим проблемам:
     философские науки;
     методология науки;
     государство и право;
     исторические науки;
     филологические науки;
     педагогика;
     обществоведение;
     издания, посвященные   фундаментальным  исследованиям  в  области
точных, естественных наук и новейших технологий (монографии);
     издания, посвященные  прикладным  исследованиям в области науки и
исследовательской практики (сборники научных трудов,  сборники научных
статей);
     издания научных докладов;
     сборники тезисов научных докладов;
     издания научных отчетов;
     сборники научных рефератов.
     3. Воспитательная,  познавательная   и   информационно-справочная
литература для детей, подростков и юношества:
     издания русской и зарубежной классики,  изучаемой  по  программам
учебных заведений;
     издания для самых  маленьких  воспитательного  и  познавательного
характера;
     издания в жанре  научной  популяризации  по  учебным  дисциплинам
различной тематики;
     издания справочников гуманитарного и естественно-научного профиля
для школьников всех возрастов (небольшие по объему и формату);
     универсальные и    тематические    энциклопедии    (оригинальные,
переработанные и дополненные переиздания);
     занимательные энциклопедии для школьного возраста;
     издания духовные  воспитательного  характера,  адаптированные для
определенного возраста;
     4. Производственно-практическая  литература,  ориентированная  на
удовлетворение государственных нужд:
     научно-технические издания для специалистов производства;
     производственные издания различных типов;
     издания о прогрессивном производственно-техническом опыте;
     производственные издания  официального   характера   (инструкции,
памятки, нормативы и т. п.);
     издания, предназначенные для повышения квалификации;
     издания, предназначенные    для   переквалификации   специалистов
производства и общественной практики.
     5. Художественная литература:
     академические издания отечественной и зарубежной классики;
     научные собрания  сочинений  классиков  литературы  и современных
авторов;
     серийные издания   (типа   "Литературные  памятники",  "Памятники
письменности Востока" и др.);
     подписные издания некоммерческого характера;
     отдельные произведения русской классики высокого нравственного  и
воспитательного значения;
     произведения русской  классики,   в   силу   разных   причин   не
востребованные современным книгоизданием;
     произведения русского некритического (положительного) реализма;
     антологии художественной литературы всех видов;
     произведения историко-художественного жанра;
     издания научно-популярного     характера     по    художественной
литературе;
     произведения инновационного     (экспериментального)    характера
(например,  на стыке литературы,  эстетики и  политики,  литературы  и
философии и т.д.);
     издания, составляющие           гордость           отечественного
литературно-художественного книгоиздания (оформление,  исполнение и т.
п.);
     словари языка писателей, путеводители по их творчеству.
     6. Справочно-энциклопедическая литература:
     фундаментальные справочные     издания    первичного    характера
(энциклопедии и энциклопедические словари);
     фундаментальные словарные     издания     вторичного    характера
(лингвистические,  толковые,  переводные,  терминологические) большого
объема и сложной лексикографической подготовки;
     справочные издания  вторичного   характера   (учебные,   детские,
научные,  популярные,  производственные, технические и т. д.), которые
по  объему  и  сложности  работы  приближаются  к   специализированным
энциклопедиям.
     7. Литература  на   языках   малочисленных   народов   Российской
Федерации:
     учебные и учебно-методические  издания  по  преподаванию  родного
языка;
     детская литература,   в   том   числе   научно-познавательная   и
переводная;
     художественная литература национальных авторов;
     толковые и двуязычные (русско-национальные и национально-русские)
словари и разговорники;
     деловая функциональная  литература  (о  традиционных  занятиях  и
ремеслах,  народных промыслах,  народной медицине, традиционной пище и
одежде и т.п.);
     энциклопедии типа "Энциклопедия юного оленевода";
     этноэнциклопедии типа "Все об эвенках" и т.п.
     8. Издания,  выпускаемые в связи со знаменательными  событиями  в
истории  и  культуре  России  (например,  "К 50-летию Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов", "К 300-летию Российского флота",
к 100-летию со дня рождения С. Есенина и др.).
     9. Издания  по  экологии   познавательного,   воспитательного   и
информационно-справочного характера.
     10. Издания духовного  характера,  ориентированные  на  повышение
национального  самосознания,  патриотизма  и  духовной  просвещенности
народа.
     11. Издания,  являющиеся  "новым  словом" в искусстве российского
книгоиздания.
     Приоритеты федеральной  помощи  книгоизданию  прогнозируемого  на
1996-2001  годы  выпуска  социально  значимой  литературы   по   видам
литературы и категориям издательств приведены в основных показателях и
расчетах.  Определены они на основе общественных потребностей в книге,
социальной  эффективности  проблематики  и  конъюнктуры книжного рынка
(некотируемость издания)  с  учетом  выделяемых  для  этого  бюджетных
средств.
     Особое значение имеет издание "Большой российской энциклопедии" в
12  томах,  целиком  посвященное  России,  свода знаний о тысячелетней
истории России и ее современном состоянии,  вкладе  страны  в  мировую
цивилизацию.  Издание  отвечает  назревшим  общественным потребностям.
Такая  энциклопедия  необходима  для  просвещения,  науки,   культуры,
утверждения новых норм и ценностей.  "Большая российская энциклопедия"
заполнит существующий информационный вакуум,  так как подобное издание
предпринимается  впервые  в  истории отечественного энциклопедического
дела.

                                ВЫВОДЫ

     Книгоиздание, будучи составной и неотъемлемой частью культуры,  в
период    экономических    трудностей    оказывается    на   периферии
государственных  приоритетов.  Следствием  этого  становится   сужение
издательского  выпуска  до  пределов  масс-культуры,  что  в  принципе
угрожает духовному здоровью и  интеллектуальной  мощи  нации.  Решение
этой   проблемы  находится  на  путях  формирования  общенационального
репертуара книгоиздания посредством реализации программы  книгоиздания
при непосредственной государственной поддержке.
     Полиграфическое производство находится в том же состоянии,  что и
большинство  отраслей  перерабатывающей промышленности.  Отвлекаясь от
внешних  факторов,  отрицательно  воздействующих  на  отрасль,   можно
обозначить  ее  главную  внутреннюю проблему отсталость и изношенность
материально-технической базы,  предопределяющую зависимость российской
печати    от    импорта   оборудования,   технологий,   материалов   и
полиграфических услуг.  Решение этой проблемы усилиями  предприятий  в
настоящих  условиях  невозможно.  Кроме того,  многосторонний характер
причин,  обусловивших  возникновение  проблемы,   делает   необходимым
комплексный подход к снижению ее остроты,  другими словами,  требуется
комплексная программа,  включающая в себя мероприятия инвестиционного,
научно-технического   и   организационного   характера,  осуществление
которых позволит отрасли в дальнейшем ориентироваться в своем развитии
на собственные ресурсы.

                  ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
                  ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Главная цель программы обеспечение государственных приоритетов  в
книгоиздании   России,  создание  надежной  материально-технической  и
ресурсной базы сферы печати,  необходимой для решения общенациональных
задач в области образования, экономики, науки и культуры.
     Достижение главной цели  осуществляется  путем  решения  основных
задач, в числе которых:
     укрепление и      развитие      материально-технической      базы
государственной полиграфии;
     обеспечение долговременных потребностей  Российской  Федерации  в
конкретных  видах  социально значимой литературы,  в том числе издание
фундаментальной "Большой российской энциклопедии".
     Основные меры  государственной поддержки при решении поставленных
задач состоят в следующем:
     в адресном   выделении  инвестиционных  ресурсов  для  завершения
строительства объектов с высокой  степенью  технической  готовности  и
технологического  дооснащения  важнейших  объектов  производства,  для
завершения перевода на  прогрессивные  технологии  и  соответствующего
технического   дооснащения   издательско-полиграфических   комплексов,
осуществляющих децентрализованную  печать  общероссийских  газет,  для
завершения  программы  централизованной  печати  районных  и городских
газет на основе создания пунктов  централизации  (базовых  межрайонных
типографий) и оснащения их современными техникой и технологией;
     в выделении  финансовых  средств  на  научно-исследовательские  и
опытно-конструкторские работы,  направленные на решение самых насущных
проблем  технического,  технологического,  ресурсного,  экологического
обеспечения  развития  полиграфического  производства,  на преодоление
зависимости  российской   полиграфии   от   импорта   оборудования   и
материалов,   на   создание   гарантированных   условий  экономической
безопасности страны в информационной сфере;
     в содействии  в  вопросе  подключения к разработке и производству
полиграфического    оборудования    машиностроительных     предприятий
оборонного комплекса;
     в организационной и финансовой поддержке лизинга полиграфического
оборудования   как   средства   радикальной   структурной  перестройки
материально-технической базы отрасли;
     в протекционизме выпуска социально значимой литературы;
     в содействии экономической стабилизации издательств,  выпускающих
книжную продукцию для государственных нужд,  сохранению рабочих мест в
отрасли;
     в содействии выпуску "Большой российской энциклопедии".

     Реализация программы  в  целом  предполагается в период с 1996 по
2001 год. При этом сроки выполнения каждой подпрограммы таковы:
     подпрограмма "Поддержка   государственной  полиграфии"  1996-1999
годы;
     подпрограмма "Книгоиздание в России"  1996-2001 годы;
     подпрограмма "Большая российская энциклопедия" 1996-2001 годы.
     Подпрограмма "Поддержка  государственной  полиграфии"  включает в
себя большое количество позиций (объекты строительства,  темы  НИОКР),
выполнение каждой из которых разбивается на самостоятельные этапы.
     Подпрограмма "Книгоиздание  в   России"   выполняется   за   счет
ежегодного   формирования   портфеля   социально   значимых   изданий,
выпускаемых   при   государственной   поддержке.    Отдельные    этапы
(рассмотрение конкурсных заявок, формирование тематического и видового
состава   портфеля,   заключение    государственных    контрактов    с
исполнителями и др.) выполняются ежегодно.
     Этапы выполнения подпрограммы "Большая российская энциклопедия":
     1-й этап   подготовительный,   включающий   в   себя   разработку
концепции,  создание редколлегии,  составление словника и методической
документации и пр., 1996 г. (с учетом задела 1995 г.);
     2-й этап  редакционная  подготовка  первого  тома  и   проведение
рекламной и подписной кампании, 1996 г. (с учетом задела 1995 г.);
     3-й этап  выпуск первого тома, 1997 г.;
     4-й этап выпуск 2 и 3 томов (1998 г.),  4-6 томов (1999 г.),  7-9
томов (2000 г.), 10-12 томов (2001 г.).

                   СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
         ПОДПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИГРАФИИ"

     Основная цель     подпрограммы     заключается    в    укреплении
материально-технической базы государственной  полиграфии,  преодолении
зависимости   отечественной   полиграфии   от   импорта  оборудования,
технологий и материалов.

                      ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

     Исходя из условий замены в период до 2001 года всего отслужившего
свой  срок  оборудования  на  предприятиях  государственной полиграфии
потребность в инвестициях на эти цели оценивается в 3173, 5 млрд. руб.
(приложения 1 и 2).
     С учетом дефицитности финансовых ресурсов эти  потребности  могут
быть  сокращены на 1904 млрд.  руб.  за счет продления реального срока
эксплуатации  оборудования  против  нормативных  на  30  процентов   и
повышения уровня его использования также на 30 процентов.
     В то же время недостаток  отечественного  оборудования  потребует
закупки  значительной  его  части по импорту,  но зато в рассрочку,  с
привлечением немецкого инвестиционного кредита.  Часть оборудования, в
том  числе  отечественного,  предполагается  приобретать  на  условиях
лизинга.  Более  высокие  цены  на  импортное  оборудование,  а  также
необходимость   выплаты  процентов  за  кредит  и  аренду  по  лизингу
увеличивают расходы на 590,5 млрд. руб.
     С учетом   необходимости   капитальных   вложений  на  завершение
начатого строительства и реконструкцию помещений для установки  нового
оборудования  общие  затраты оцениваются в 2046 млрд.  руб.  или 409,2
млрд.  руб.  в расчете в среднем на год (приложение 2).  Это программа
максимум.
     Однако, опираясь на реальности  и  учитывая  кризисное  состояние
экономики в целом, Роскомпечать считает нужным сосредоточить возможные
инвестиционные  ресурсы  по  капитальным  вложениям  всего   на   трех
приоритетных направлениях.

                  Завершение строительства объектов
              с высокой степенью технической готовности
               и технологическое дооснащение важнейших
                        объектов производства

     Обстановка, сложившаяся в инвестиционной сфере  в  предшествующие
годы,  привела  к  "долгостроям",  в  числе которых оказались и многие
объекты  полиграфической  промышленности.   Всего   по   предприятиям,
находящимся в ведении Роскомпечати,  таких насчитывается около 50.  По
15 объектам степень технической готовности  оценивается  как  высокая.
Это  означает,  что  объекты  либо уже функционируют,  но не на полную
мощность или без инженерной и экологической  инфраструктуры,  либо  до
ввода в эксплуатацию осталось сделать немногое. Таковы полиграфические
предприятия   в   г.    Краснодаре    и    г.    Екатеринбурге,    где
строительно-монтажные  работы  выполнены  почти  полностью,  Чеховский
полиграфкомбинат,  где   необходимо   завершить   сооружение   станции
нейтрализации  химически  активных  стоков,  Щекинский  завод офсетных
пластин,  где помещение подготовлено под монтаж оборудования, часть из
которого   уже   поставлена   по   импорту,   теперь   речь   идет   о
доукомплектовании линии,  ввод которой в действие во много раз ускорит
переход российских предприятий на офсетную печать.
     Инвестиционная программа  по  этому  направлению   потребует   на
1996-1999 годы 357,48 млрд.  руб. капитальных вложений, в том числе за
счет  федерального  бюджета  168,23  млрд.  руб.,  за  счет  кредитных
ресурсов   и   собственных   средств  предприятий  189,25  млрд.  руб.
Среднегодовой объем ассигнований из  федерального  бюджета  составляет
42,05 млрд. руб. (приложение 3).

           Завершение программы перевода на офсетную печать
        издательско-полиграфических комплексов, осуществляющих
            децентрализованную печать общероссийских газет

     Существовавшая до  недавнего  времени  система децентрализованной
печати  газет  обеспечивала  одновременный  выход  конкретного  номера
конкретной газеты в гг. Москве, Калининграде и Владивостоке. Тем самым
создавалась  материально-техническая  основа  единого  информационного
пространства   страны.   Были  созданы  телекоммуникационные  системы,
практически не  имевшие  аналогов  в  гражданской  сфере.  Сейчас  эта
система  находится  в  упадке.  Помимо  причин экономического свойства
сказываются причины технического характера.  Высокая печать,  машинами
которой   были   оснащены   большинство   предприятий   этого  сектора
полиграфии,  не может дать конкурентоспособную печатную  продукцию.  К
тому же она малопроизводительна и экологически небезопасна. Перевод на
офсет  даст  возможность  печатать  многостраничные  и  многокрасочные
газеты,  расширит  круг  их  читателей,  даст  возможность приобщиться
населению разных краев и  областей  России  к  общему  информационному
потоку,  способствуя  тем  самым  единению  и стабилизации российского
общества.
     Функции головных  исполнителей  по  данному  разделу подпрограммы
выполняют сами полиграфические предприятия.
     Инвестиционная программа по этому направлению содержит 34 объекта
и  рассчитана  на  финансирование   из   внебюджетных   источников   с
использованием   немецких  кредитов.  Общий  объем  финансирования  на
1996-1998 годы составляет 276,8 млрд.  руб.  (в среднем  на  год  69,2
млрд.руб.),  в  том  числе с использованием немецкого кредита на сумму
163,35  млрд.  руб.  Ассигнований  из  федерального  бюджета  на   эту
программу не предусматривается (приложение 4).

       Завершение программы организации централизованной печати
                      районных и городских газет
               на основе создания пунктов централизации
              и их оснащение офсетной печатной техникой

     Программа охватывает практически все регионы  России  и  содержит
118 объектов,  хотя и небольших,  но чрезвычайно важных для сохранения
уровня  региональной  периодики  и  резкого  повышения   качества   ее
полиграфического   исполнения.  Пункты  централизации  создаются,  как
правило,  на  базе  действующих  типографий,  объемы  затрат  по   ней
сравнительно небольшие всего 48,1 млрд.  руб.  на 1996-1998 годы или в
среднем на год - 16,05 млрд.  руб.  Как правило,  финансирование  этих
затрат  рассчитано в основном на привлечение средств местных бюджетов,
внебюджетных источников и  средств  самих  предприятий,  к  сожалению,
чрезвычайно скромных. Роскомпечать считает важным предусмотреть на эти
цели и небольшую часть (до 20 процентов) средств федерального  бюджета
(что составляет всего 3-4 млрд.  руб. в год ) для того, чтобы побудить
местные власти к совместной работе по укреплению  районной  полиграфии
(приложение 5).

Страницы: 1  2