О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ БЮДЖЕТА МОСКВЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ ГОРОДА РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭР МОСКВЫ 1 ноября 1995 г. N 584-РМ (Д) В развитие распоряжений Мэра Москвы от 22 августа 1995 г. N 419-РМ "Об обеспечении непрерывности банковского обслуживания счетов бюджета г.Москвы" и N 420-РМ "Об организации Общественного банковско-инвестиционного совета при Правительстве Москвы": 1. Утвердить Концепцию построения системы управления средствами бюджета Москвы (приложение). 2. Департаменту экономической политики и развития Москвы, Департаменту финансов совместно с департаментами, комитетами и управлениями Правительства Москвы в месячный срок разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы программу реализации Концепции (п.1). 3. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой. Мэр Москвы Ю.М.Лужков 1 ноября 1995 г. N 584-РМ Приложение к распоряжению Мэра от 1995 года N КОНЦЕПЦИЯ построения системы управления средствами бюджета г.МОСКВЫ 1. Преамбула Осуществление экономических преобразований в России обусловило изменение социальной, правовой и экономической среды, с которой взаимодействует городской бюджет и финансовые органы городской власти. Коммерциализация банковской деятельности, наличие в России высокого уровня инфляции, сокращение и задержка федеральных ассигнований в городской бюджет, уменьшение реальных поступлений от налогов, возрастание расходов бюджета вследствие либерализации цен - все это требует изменения подхода к обслуживанию бюджета и усиления контроля за их расходованием и своевременным освоением. 2. Цели управления средствами бюджета 2.1. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Под повышением эффективности использования финансовых ресурсов города понимается снижение неиспользованных остатков на счетах бюджетных организаций и предприятий до размера необходимых средств в обороте, пополнение городской казны за счет начисления процентов по остаткам бюджетных средств на счетах, оптимизация размеров перечисления средств финансовыми органами и сокращение сроков прохождения платежей. Возможны: - постепенный переход на финансирование бюджетных расходов на городском уровне только через отраслевые органы управления, исключая множественность распорядителей кредитов, рост их общего числа и прямое финансирование с основного бюджетного счета городских систем; - подготовка и экспериментальное внедрение в отдельных административных округах г.Москвы казначейского метода исполнения бюджета, предусматривающего закрытие счетов распорядителей кредитов и непосредственную оплату их платежных документов с филиальных счетов бюджета окружных финансовых управлений; - оперативное краткосрочное использование финансовыми органами города временно свободных бюджетных поступлений для их вложения в доходные бумаги и размещения на краткосрочные депозиты; - допуск в расчетный оборот банковских векселей и их использование в качестве платежного средства в расчетах между муниципальными предприятиями и поставщиками услуг, что даст возможность сократить взаимную задолженность между предприятиями, ускорить расчеты, пополнить городской бюджет за счет дисконта по курсу векселей; - использование прогрессивных методов осуществления платежей, в том числе осуществление расчетов посредством автоматизированной клиринговой системы, основанной на применении механизма многостороннего взаимозачета без предварительного депонирования средств на счетах банков-участников; - создание службы экспедирования бумажных расчетных документов по платежам бюджетных организаций. Параллельно должны быть разработаны предложения по соответствующему изменению структуры окружных финансовых управлений, концепция системы контроля за достоверностью предъявляемых платежных документов, объемов выполненных работ и оказанных услуг, оплачиваемых за счет средств бюджета. 2.2 Повышение управляемости средствами бюджета, формирование правовой базы функционирования бюджетных счетов и элементов банковского контроля за ними. Управляемость средствами бюджета включает в себя наличие правовой и информационной системы взаимоотношений, позволяющей оперативно (с определенной периодичностью) контролировать денежные потоки по счетам учреждений, организаций, предприятий и органов управления, а также соответствие направлений расходования бюджетных средств утверждаемой смете. В инфляционных условиях возможно неоднократное уточнение и переутверждение смет учреждений и организаций. Представляется уместным при поквартальном утверждении бюджетных показателей города внедрить разработку квартальных бюджетных смет всеми финансируемыми учреждениями. В связи с этим необходимо введение прямой ответственности отраслевых органов управления городскими системами за целевое и эффективное использование бюджетных ресурсов, за аккумуляцию и расходование внебюджетных средств по единым принципам и правилам, закрепленным в соответствующих законах г. Москвы. Все распорядители кредитов обязаны иметь договор с банками, предусматривающий права и обязанности банков и держателей счетов по расчетно-кассовому обслуживанию бюджетных и внебюджетных средств. Целесообразно введение (восстановление) банковского контроля за целевым использованием финансовых ресурсов посредством осуществления оценки направлений и объемов проводимых платежей, а также проверки соответствия результатов выполненных работ назначению платежа, указанному в платежном документе. 2.3 Формирование бюджетного кодекса г.Москвы В сложившейся практике принято считать достаточным для осуществления бюджетного процесса как на государственном, так и на территориальном уровнях наличие законодательного (нормативного) акта, описывающего бюджетный процесс. Такой документ представляет собой смесь норм и процедурных графиков, сопровождающих бюджетный процесс. Между тем, в стране отсутствует узаконенный свод правил разработки бюджета, стандартных формуляров по его объему и содержанию, жестких сроков (с точки зрения продолжительности) рассмотрения проекта законодательными органами. Кроме того, реально не разделены истинные правомочия исполнительной власти в части фактически складывающегося исполнения бюджета. В этих условия представляется необходимым создание как на государственном уровне, так и на уровне субъектов федерации свода нормативных документов в виде бюджетного кодекса. На данном этапе содержание такого кодекса в г. Москве видится в следующих компонентах: - Закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе; - Закон о разделении полномочий в бюджетной сфере между органами представительной и исполнительной власти в области бюджетных отношений; - Закон (инструкция) о правилах и нормах составления бюджета субъекта федерации; - Закон (инструкция) о правилах и нормах исполнения бюджета субъекта федерации; - Закон о продолжительности бюджетных процедур в процессе рассмотрения, утверждения бюджета и отчета о его исполнении. Во всех перечисленных законах должны быть введены нормы ответственности для обеих ветвей власти в случае принятия или непринятия тех или иных решений в ходе реализации бюджетного процесса. Учитывая отсутствие сколько-нибудь серьезного фундамента для принятия подобного рода законов в российской практике, представляется, что разработка указанных документов потребует не менее двух лет. 2.4 Обеспечение сохранности бюджетных средств, обращаемых в банковской системе В условиях нестабильности банковской системы представляется необходимым создать и обеспечить функционирование системы отслеживания степени надежности банков, допущенных к обслуживанию бюджетных и внебюджетных счетов г. Москвы. С этой целью необходимо утверждение Правительством Москвы экономических нормативов для банков, занятых обслуживанием бюджетных и внебюджетных счетов города и осуществление систематической проверки их соблюдения. Представляется уместным создание при Департаменте финансов Экспертного совета ( с включением в его состав опытных аналитиков из банковской и финансовой систем ), призванного проводить регулярный мониторинг финансового положения как уполномоченных банков ( банков-агентов), так и банков, претендующих стать таковыми. Результаты мониторинга подлежат докладу руководству города. 2.5 Расширение форм обеспечения краткосрочной ликвидности бюджета Ввиду неравномерности во времени поступлений средств в бюджет возникает потребность в его краткосрочном кредитовании, которая может удовлетворяться прямыми краткосрочными банковскими кредитами и другими формами взаимодействия бюджетных и банковских структур. Условия и порядок краткосрочного кредитования бюджетных распорядителей кредитов также должны быть регламентированы условиями договоров, аналогичных договорам расчетно-кассового обслуживания или другим документам. В качестве одного из инструментов покрытия бюджетного дефицита города возможно использование выпуска муниципальных долговых обязательств (муниципальных облигаций). Необходимо формирование с участием банковской системы оптимальных потоков финансирования, исключение из бюджетного процесса различного рода посреднических финансовых институтов и неоправданных звеньев финансирования. 3. Задачи управления средствами бюджета 3.1 Формирование реестра бюджетных и внебюджетных счетов г.Москвы Правовое наполнение взаимоотношений с банками, обслуживающими бюджетные и внебюджетные счета г. Москвы, должно быть закреплено формированием перечня держателей бюджетных и внебюджетных счетов и реестра таких счетов с обеспечением его ведения Департаментом финансов и строгого соблюдения реестра банковской системой. Одним из первоочередных направлений упорядочения функционирования банковских счетов, принадлежащих муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям, должен стать перевод бюджетных и внебюджетных счетов из банков, не имеющих договорных отношений с такими клиентами, в уполномоченные банки ( банки-агенты) Правительства Москвы. В нормативных и законодательных документах должны быть отражены меры ответственности предприятий, учреждений, организаций и банков, нарушающих принципы реестра. 3.2 Построение информационной системы по состоянию бюджетных счетов и движению средств по ним. Контроль за целевым расходованием бюджетных ассигнований. Информационная система должна стать одним из основных технологических элементов всей системы управления бюджетными средствами, на базе которого будут решаться остальные задачи. Информационная система, в частности, должна обеспечить "прозрачность" текущего состояния бюджета для различных уровней городского управления, а также способствовать контролю за освоением бюджетных ассигнований. Контрольная функция финансов должна быть полнее реализована в процессе исполнения бюджета за счет более широкого применения различных форм предварительного и текущего контроля. 3.3 Организация оперативного расчетно-кассового обслуживания. Задача организации оперативного расчетно-кассового обслуживания заключается в создании системы взаимодействия между бюджетными организациями и обслуживающими их банками, а также между самими этими банками. Эта система должна содействовать снижению времени обработки платежных документов и срока замораживания бюджетных средств, которое происходит из-за отвлечения средств в расчеты. 3.4 Организация прямого кредитования расходов городского бюджета. Система прямого кредитования бюджета должна обеспечиваться финансовыми организациями, которые могли бы в случае необходимости использовать собственные временно свободные средства для краткосрочного кредитования бюджета. Роль таких финансовых организаций могли бы исполнять банки-агенты ( уполномоченные банки) Правительства Москвы по исполнению бюджета г.Москвы. Создание системы прямого кредитования бюджета означает выработку и согласование единой процедуры кредитования, регламентирующей порядок предоставления кредитных ресурсов, в том числе наличие гарантий возвратности и контроль за расходованием перечисленных средств. Прямое кредитование может осуществляться путем временного замещения бюджетных средств вексельными кредитами на условиях, обеспечивающих финансовые интересы города. 3.5 Создание системы структуризации муниципального долга. Прямое кредитование является не единственным способом покрытия недостатка средств в бюджете. Учитывая, что банковские кредиты ввиду высоких процентных ставок являются одним из дорогостоящих способов финансирования, целесообразным является построение системы привлечения средств через выпуск муниципальных займов ( займов Муниципального банка). 4. Система формирования городского бюджета и осуществления контроля за его исполнением. 4.1. Анализ существующей системы формирования бюджета. В настоящее время система функционирования бюджета определена бюджетным положением, в соответствии с которым бюджет формируется и утверждается в целом по отрасли. После утверждения бюджетных показателей производится постатейное распределение расходов без увязки с объемами необходимых работ, предусмотренными городскими программами ( городским заказом ). Действующая система не обеспечивает действенного контроля за целевым, эффективным использованием средств. 4.2. Конкретизация планирования и осуществления бюджетных расходов. Необходимость повышения качества планирования бюджетных расходов требует улучшения системы бюджетных показателей. Имеется в виду создание Единого московского бюджетного классификатора (ЕМБК) с минимизацией статей прочего характера (не содержащих конкретной расшифровки) и расширением перечня конкретных направлений расходов на стадии планирования. Это даст возможность осуществления экспертной оценки всех планируемых бюджетных показателей и снижения доли обобщающих (нераспределенных) расходов. Конкретизация бюджетных расходов должна осуществляться и на уровне представления отраслевыми органами управления бюджетных запросов в виде заполнения стандартных форм, что позволит провести всесторонний анализ обоснования этих расходов. Утверждение бюджетных показателей также должно проводиться в соответствии с бюджетным классификатором (ЕМБК). Все расходы, осуществляемые городом в адрес негородских систем, подлежат финансированию через соответствующий отраслевой городской орган управления. Прогнозирование и финансирование расходов неотраслевого характера целесообразно производить через Финансово-хозяйственное управление Мэрии. Тем самым будет устранена сложившаяся тенденция превращения Департамента финансов г.Москвы в бухгалтерско-кассовую систему. 4.3 Пути совершенствования прогнозирования бюджетных показателей. Возможности уточнения сложившейся системы прогнозирования бюджета г. Москвы видятся в определении объемов городского заказа на конкретные внутригородские нужды в соответствии с объемом доходных источников городского бюджета. С учетом сложившихся инфляционных процессов должна быть увеличена доля резервных фондов в составе бюджета при одновременной максимально подробной росписи бюджетных статей, направляемых на оплату городского заказа. Представляется необходимым внедрение в практику составления проекта городского бюджета ежегодной бюджетной инструкции, содержащей требования к прогнозируемым бюджетным материалам, представляемым отраслевыми органами управления городом (отраслевые департаменты, комитеты и главки). Представляется целесообразным формирование бюджетного послания Мэра Московской городской Думе как в натуральных, так и в стоимостных показателях, с таким расчетом, чтобы прогноз социально-экономического развития города на планируемый год отражался лишь в том объеме, в каком он обеспечивается бюджетом. При наличии внебюджетных форм финансирования городского заказа финансовые расчеты его обеспечения должны формироваться соответствующими отраслевыми системами, несущими ответственность за выполнение данных расчетов и аккумуляцию таких средств. 4.4 Организация процесса составления бюджета и обучения сотрудников, участвующих в нем. В формировании бюджета принимают участие экономические структуры разных уровней. К ним относятся департаменты экономической политики, финансов, территориальные и отраслевые экономические службы. Спрогнозированный проект бюджета представляется на рассмотрение Мэру и после одобрения направляется им для утверждения в Городскую Думу. Система обучения сотрудников, занимающихся организацией бюджетного процесса, подразумевает изучение и внедрение новых стандартных форм отраслевых бюджетных запросов, проведение семинаров по изучению опыта работы в данном направлении, освоение компьютерных методов разработки бюджетных документов на этапах формирования проекта и фактического исполнения смет. 4.5. Техническое и программное обеспечение для компьютеризации процесса составления и исполнения бюджета. Основу программного и технического обеспечения процесса формирования бюджета должны составить внедрение ежегодной бюджетной инструкции, содержащей универсальные (межотраслевые) и специальные (отраслевые) натуральные и финансовые показатели бюджетного классификатора (ЕМБК), и компьютерная обработка информации, содержащейся как в отраслевых бюджетных запросах, так и в отчетности бюджетных учреждений, составляемой по структуре ЕМБК. Для функционирования такой технической системы важное значение будет иметь формирование (определение) базы данных для экономических расчетов. 4.6 Внедрение основ казначейского метода исполнения бюджета. Для повышения уровня контролируемости расходования бюджетных средств, их целевого и эффективного использования предполагается внедрение в окружных финансовых управлениях казначейского метода исполнения бюджета. Внедрение казначейского метода исполнения бюджета предусматривает закрытие счетов распорядителей счетов (управления культуры и досуга, управления здравоохранения, управления народного образования, акционерного общества "коммунальное хозяйство", дирекций единого заказчика), а также низовых бюджетных организаций и непосредственную оплату их платежных документов с филиального бюджетного счета окружного финансового управления. В этих целях при финансовом управлении административного округа целесообразно создание бухгалтерско-казначейского центра на правах отдела. В своей деятельности центр руководствуется Конституцией и Законами Российской Федерации, Положением о бухгалтерско-казначейском центре, а также приказами и распоряжениями финансового управления округа и его вышестоящей организации. Основными задачами и функциями бухгалтерско-казначейского центра являются: - Осуществление финансирования бюджетных учреждений в строгом соответствии с утвержденными сметами расходов. Финансирование бюджетных организаций, не располагающих такими сметами, прекращается. - Обеспечение всеобъемлющего предварительного и текущего контроля по соответствию видов затрат назначения по смете расходов бюджетного учреждения. При поквартальном утверждении бюджетных показателей города внедряется практика разработки квартальных смет всеми финансируемыми учреждениями. - Осуществление расчетных операций за товары и услуги, предоставленные учреждением, состоящим на бюджете г.Москвы и расположенным на территории округа. - Направление хозрасчетных доходов, полученных бюджетными учреждениями на покрытие первоочередных социальных расходов в полном соответствии со структурой расходов, утвержденных по основной смете. - Организация бухгалтерского учета исполнения финансовых ресурсов округа по расходам и составление отчетности об их исполнении на базе современных средств механизации. При казначейском методе исполнения бюджета централизованными бухгалтериями, осуществляющими учет исполнения смет обслуживаемых бюджетных учреждений, остаются следующие функции: - Обеспечение правильной организации бухгалтерского учета в соответствии с действующими инструкциями и отдельными указаниями. - Осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документа и законностью совершаемых операций. - Начисление и выплата в срок заработной платы рабочим и служащим. - Контроль за сохранностью основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации. - Участие в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете. - Инструктаж материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей. - Составление и представление в установленные сроки бухгалтерской отчетности. 5. Бюджетная информационная система г.Москвы 5.1. Участники системы и их взаимодействие. Участниками информационной системы являются финансовые органы исполнительной власти Москвы и главные распорядители кредитов по бюджету г.Москвы, банки-агенты (уполномоченные банки) Правительства Москвы по исполнению бюджета г. Москвы, обслуживающие бюджетные счета, и организации, осуществляющие инфраструктурное обслуживание информационной системы. Департамент финансов устанавливает форматы и сроки, в соответствии с которыми уполномоченные банки (банки-агенты) Правительства Москвы по исполнению бюджета г. Москвы предоставляют информацию о состоянии бюджетных счетов. Департамент финансов производит обработку информации в целях оптимизации управления бюджетными средствами. Финансовые органы в окружных органах исполнительной власти используют получаемую информацию для целей, аналогичных указанным в предыдущем пункте, в пределах имеющихся у них полномочий. Главные распорядители кредитов бюджета Москвы получают информацию, необходимую для осуществления контроля за использованием распределенных ими средств по своей отрасли. 5.2. Банковская инфраструктура сопровождения бюджетного процесса в г.Москве. В целях оптимизации механизма банковского обслуживания бюджета и управления бюджетными средствами города, функции по исполнению муниципальных бюджетных и внебюджетных счетов должны быть распределены между универсальными коммерческими банками (уполномоченными банками и банками-агентами) и специализирующимся на решении стоящих перед местными властями задач Муниципальным банком. Банком-агентом и уполномоченным банком Правительства Москвы является банк, заключивший договор с Правительством Москвы по конкретным направлениям взаимодействия. Под уполномоченным банком Правительства Москвы понимается банк, с которым администрацией города заключено специальное соглашение (договор) о финансовом, экономическом и организационном взаимодействии в различных сферах городских интересов Москвы. Муниципальным банком является банк, доля муниципальной собственности в уставном фонде которого составляет не менее 51%, и действующий на основании Генерального соглашения с Правительством Москвы. Размещение расходных бюджетных счетов (групп счетов) в банках-агентах (уполномоченных банках) Правительства Москвы должно производиться на конкурсной основе на основании Положения о конкурсах. Основными принципами конкурса являются: - счета, как правило, размещаются группами, сформированными Департаментом финансов г.Москвы и главными распорядителями кредитов по отраслевому или территориальному признаку; - для каждого счета (группы счетов) определяются индивидуальные условия обслуживания, в частности, обеспечение со стороны банка электронного документооборота, бесплатных инкассаторских услуг, предоставление оперативной информации по определенному регламенту о совершаемых операциях, выполнения контрольных функций по заданному регламенту, обязательства по кредитованию бюджетных счетов на определенных условиях, требования по территориальному размещению филиалов и других операционных подразделений банка, другие условия; условия конкурса должны быть доведены до всех банков-агентов (уполномоченных банков) Правительства Москвы; - максимальное сокращение прохождения платежей; - максимальная "прозрачность" счетов; - максимальная защита от инфляционных процессов. При проведении конкурсов должен учитываться комплексный экономический эффект (время прохождения платежей, степень контроля за использованием средств, возможности кредитования и платежи по остаткам). Банкам-агентам (уполномоченным банкам) должны быть обеспечены равные условия по участию в конкурсе. В Москве создаются соответствующие органы управления, обеспечивающие взаимодействие Правительства Москвы с банками-агентами (уполномоченными банками) и Муниципальным банком. Основными направлениями их деятельности являются: - осуществление постоянного контроля за состоянием банковской сферы, выработка рекомендаций Мэру и Правительству Москвы по защите финансовых интересов Правительства Москвы в кризисных условиях; - разработка на основе данной Концепции конкретных программ и мероприятий по реализации Концепции и контроля за ее выполнением; - организация конкурсов; - регулярный мониторинг финансового состояния банков-агентов (уполномоченных банков) и Муниципального банка и рассмотрение заявок банков о включении их в число банков-агентов (уполномоченных банков) Правительства Москвы; - координация деятельности уполномоченных банков (банков-агентов) по вопросам финансового, экономического и организационного взаимодействия в различных сферах городских интересов Москвы; - содействие финансово-кредитному обеспечению структурной перестройки экономики; - рассмотрение вопросов об участии уполномоченных банков (банков-агентов) в качестве инвесторов в реализации городских инвестиционных программ; - выработка рекомендаций по вопросам организационно-экономического обеспечения условий функционирования уполномоченных банков (банков-агентов); - координация предложений спонсорства и благотворительной деятельности по отдельным социальным и культурным акциям города; - решение всех иных вопросов, представляющих интерес взаимного сотрудничества Правительства Москвы и банков-агентов (уполномоченных банков). Банки-агенты (уполномоченные банки) и Муниципальный банк являются основными поставщиками информации о состоянии бюджетных счетов. Предоставление информации осуществляется в установленных Департаментом финансов (исходя из функциональных потребностей) объемах и в указанные сроки. 5.3. Банки-агенты (уполномоченные банки) Правительства Москвы. Статус банка-агента (уполномоченного банка) будет предоставляться по решению Правительства Москвы после подписания соответствующих типовых договоров, регламентирующих взаимодействие банков и органов городской исполнительной власти, права, обязанности и ответственность сторон. При выборе банков-агентов (уполномоченных банков) Правительство Москвы оценивает кандидатов с точки зрения надежности банка, наличия квалифицированного персонала, опыта работы со счетами бюджетных организаций, участия в программах городского развития и способности обеспечить информатизацию сопровождения бюджетного процесса. Банки-агенты (уполномоченные банки) осуществляют ведение отраслевых систем муниципальных бюджетных и внебюджетных счетов бюджетных организаций, внедрение наиболее удобных форм расчетно-кассового обслуживания муниципальных учреждений и организаций. Банками-агентами (уполномоченными банками) обеспечиваются: - автоматизация обслуживания; - ускоренное предоставление банковских выписок; - обслуживание по юридическому адресу; - инкассация денежных средств бюджетных организаций. Банк-агент (уполномоченный банк) осуществляет расчетно-кассовое обслуживание счетов по исполнению бюджета г. Москвы, бюджетных и внебюджетных счетов муниципальных учреждений и организаций в соответствии с порядком расчетно-кассового обслуживания коммерческими банками основного и филиальных счетов бюджета г. Москвы, бюджетных, внебюджетных счетов муниципальных учреждений и организаций, предусмотренным в приложении к распоряжению Мэра Москвы от 22 февраля 1994 г. N 78-РМ. Банк-агент (уполномоченный банк) производит ежемесячное начисление процентов по ежедневному остатку денежных средств на расчетных счетах муниципальных учреждений, предприятий и организаций в соответствии с типовым договором расчетно-кассового обслуживания счета по исполнению бюджета г. Москвы (или счета распорядителя кредитов). Банк-агент (уполномоченный банк) на основании предложений Правительства Москвы осуществляет кредитование предприятий и организаций, а также мероприятий, осуществляемых в рамках целевых программ развития г.Москвы. Банк-агент (уполномоченный банк) может участвовать в разработке параметров и условий выпуска муниципальных ценных бумаг, выполняет функции по их распространению на комиссионной основе, осуществлять гарантированный выкуп их у эмитента по согласованной цене, а также оказывать консультационные услуги по вопросам формирования портфелей ценных бумаг. Банк-агент (уполномоченный банк) регулярно предоставляет в Департамент финансов Правительства Москвы (подведомственные ему финансовые органы) финансовую отчетность в установленных объемах и форматах. Банк-агент (уполномоченный банк) участвует в разработке, эксплуатации и совершенствовании расчетной системы Москвы, обладает техническими программно-аппаратными средствами, квалифицированным персоналом, доступом к телекоммуникациям, достаточными для осуществления оперативного предоставления и получения информации в согласованных форматах по каналам информационно-расчетной системы, проводит экспертный анализ транспортных сетей (разного технологического уровня) передачи данных в рамках г.Москвы. 5.4. Специфика Московского муниципального банка. Московский муниципальный банк - Банк Москвы ориентируется, прежде всего, на обслуживание счетов по привлечению бюджетных и внебюджетных ресурсов по мере технической готовности. Банк Москвы в перспективе призван организовывать клиринг (взаимозачет) обязательств между различными городскими системами и обслуживающими их банками. 5.5. Финансирование городских проектов и программ. Финансирование (кредиты и инвестиции) городских программ целесообразно осуществлять не за счет прямой передачи ресурсов, а с привлечением нескольких коммерческих банков. Во-первых, аккумуляция финансовых ресурсов для финансирования капиталоемких проектов за счет привлечения средств коммерческих банков и создания "банковских пулов" (консорциумов). Во-вторых, диверсификация кредитных рисков за счет использования гарантий коммерческих банков и других банковских инструментов при финансировании крупных проектов и программ. 6. Инфраструктурное обеспечение бюджетной информационной системы Инфраструктурная организация (комплекс телекоммуникаций и программно-аппаратных средств) обеспечивает: - подключение участников к системе; - передачу и получение информации, необходимой в рамках реализации настоящей Концепции, а также первичную обработку (группирование и сортировку), архивирование и хранение данных о состоянии бюджетных счетов. На первом этапе функционирование такой системы может осуществляться на базе Информационно-дилинговой сети Межбанковского финансового дома. По результатам реализации первого этапа возможна постановка вопроса о целесообразности создания выделенной организации, осуществляющей функции обслуживающего центра. Финансирование издержек по созданию и эксплуатации информационной системы берут на себя банки-агенты (уполномоченные банки) и Муниципальный банк Правительства Москвы. Они могут использовать возможности информационной системы для решения задач межбанковского взаимодействия. 6.1. Предоставление финансовой отчетности о движении средств по счетам бюджетных организаций и предприятий. Реализуя принцип прозрачности исполнения бюджета и расходования бюджетных средств, информационная система должна обеспечивать возможность сбора и предоставления финансовой отчетности о движении средств по счетам бюджетных организаций. На первом этапе состав этой информации может быть ограничен ежедневным предоставлением данных об остатках на счетах бюджетных организаций. По мере отработки транспортных технологий, согласования форматов, выработки методов анализа, объем информации может быть расширен до предоставления сведений о суммах прихода и расхода средств по счету, оборотах за день. На втором этапе возможно предоставление подробной информации о каждом платеже со счета и поступлении на счет. 6.2. Обработка и анализ финансовой информации. Система должна обеспечивать ведение архивов, а также возможности первичной обработки информации, формирования отчетов по стандартным запросам. Эта функция используется Департаментом финансов для выявления тенденций движения бюджетных средств, оптимизации распределения средств бюджета и как средство поддержки принятия решений по оперативному управлению финансами города. В качестве перспективной задачи могут быть рассмотрены возможности внедрения принципов электронной почты в процесс исполнения бюджета. Информационно-расчетная система должна предоставлять стандартный сервис электронной почты. Электронная почта будет использоваться как для обеспечения исполнения вышеуказанных функций, так и для передачи распоряжений по бюджетным счетам, централизованной рассылки нормативных документов и распоряжений органов управления Москвы. С целью защиты предоставляемой информации от несанкционированного доступа ее передача должна осуществляется в кодированном виде. Способы и средства кодирования передаваемой информации определяются Департаментом финансов. 6.3 Формирование расчетной системы с участием банков-агентов (уполномоченных банков) Правительства Москвы. Основными направлениями развития нетрадиционных форм расчетов в городских структурах могли бы стать: система валовых платежей в масштабе реального времени; система клиринговых расчетов; система вексельных расчетов; расчеты муниципальными ценными бумагами. 7. Реализация Концепции Внедрение бюджетного кодекса, основ казначейского метода исполнения бюджета, создание информационной системы, возможно, приведет к необходимости осуществления в России бюджетной реформы. Для реализации такой реформы должны сложиться на федеральном уровне соответствующие условия. Учитывая, что в Москве подготавливаются необходимые предпосылки, реализация Концепции построения системы управления средствами бюджета г.Москвы позволит реформировать бюджетную систему города. Цели, изложенные в Концепции, осуществимы только при реализации всеми подразделениями Мэрии и Правительства Москвы с участием банковской системы конкретной программы реализации Концепции, по каждому пункту, разделу которой должны быть определены ответственные исполнители, срок и результаты. Такая программа должна исходить не только из потребностей текущего обслуживания существующих счетов органов управления и муниципальных организаций, но и учитывать, по крайней мере, среднесрочные тенденции управления финансами города и банковской системы. Таким образом, программа рассчитана на два-три года с тем, чтобы в ее рамках реализовать базовые цели Концепции и вывести качество обслуживания счетов (после их оптимизации) на уровень, отвечающий потребностям города. |