Страницы: 1 2 средства массовой информации и распространения агитационных печатных материалов 1. Кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Кандидаты имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. 2. Кандидаты имеют равные права на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам телерадиокомпаний и кабельного телевидения в порядке, определяемом городской избирательной комиссией. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти города Москвы либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из городского бюджета и государственных внебюджетных фондов, обязаны в порядке, установленном городской избирательной комиссией, обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, в том числе при дополнительной оплате кандидатами эфирного времени. 3. Избирательные объединения, инициативные группы избирателей, кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Не позднее чем за 30 дней до дня выборов администрация района обязана оборудовать специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями. Количество информационных стендов, места их установки определяются территориальными избирательными комиссиями по предложению глав администрации районов исходя из особенностей территории избирательного участка, однако их должно быть не менее двух в пределах территории каждого избирательного участка. В других местах вывешивание агитационных печатных материалов разрешается с согласия собственника или владельца зданий или сооружений. В помещениях избирательных комиссий и местах голосования агитационные печатные материалы не вывешиваются. 4. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Порядок использования помещений для этих целей устанавливается городской избирательной комиссией. При этом избирательная комиссия обязана обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации. Статья 30. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации 1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. 2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, в том числе агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений городская избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. 3. Не допускается также и агитация против кандидата с распространением ложных сведений. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатных или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных), ценных бумаг и выплатой денежных средств. Кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы избирателей и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной агитационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и т.п.), проводить льготные распродажи товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов, а также значки, специально изготовленные для избирательной компании. Не допускается при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. В случае совершения указанных действий городская избирательная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата. Статья 31. Сроки проведения предвыборной агитации Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные на территории избирательных участков, могут сохраняться на прежних местах. В течение 3 дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Глава VIII. Финансирование выборов Статья 32. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Мэра и Вице-мэра Москвы, а также по обеспечению деятельности этих избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств, выделяемых из городского бюджета. Средства, выделенные на проведение выборов, поступают в распоряжение городской избирательной комиссии и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями. Распорядителями денежных средств являются председатели избирательных комиссий. 2. Участковые избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании денежных средств в территориальные избирательные комиссии не позднее 3 дней после выборов. 3. Территориальные избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им средств в городскую избирательную комиссию не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 4. Городская избирательная комиссия представляет отчет о расходовании выделенных ей средств в Московскую городскую Думу и Правительство Москвы не позднее 2 месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет передается городской избирательной комиссией в средства массовой информации не позднее 1 месяца со дня его представления в Московскую городскую Думу и Правительство Москвы. Статья 33. Избирательные фонды кандидатов и порядок их создания 1. Кандидаты создают собственные избирательные фонды финансирования предвыборной агитации с открытием специальных временных счетов в отделениях банков с разрешения городской избирательной комиссии после регистрации кандидата. 2. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств: - средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию городской избирательной комиссией; - собственных средств кандидата, которые не могут превышать 500-кратный минимальный размер оплаты труда; - средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, инициативной группой избирателей, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1500 раз; - добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 20 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 2000 раз. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 10 тысяч раз. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны: - иностранных государств, организаций и граждан; - российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов; - международных организаций и международных общественных движений; - органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций; - воинских частей, военных учреждений и организаций; - благотворительных организаций и религиозных объединений. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законодательством. 3. Кандидатам запрещается использование иных денежных средств для ведения предвыборной агитации, кроме средств, объединенных избирательными фондами. Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в их избирательные фонды, городская избирательная комиссия вправе обратиться в Московский городской суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. 4. Банки предоставляют сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в городскую избирательную комиссию в трехдневный срок со дня их поступления. Если добровольные пожертвования поступили в избирательный фонд кандидата от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в превышающем предусмотренных настоящей статьей размерах, кандидат обязан вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход бюджета города Москвы. Банки предоставляют сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов, в городскую избирательную комиссию по ее письменному запросу. Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Городская избирательная комиссия может на основании соответствующего ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. 5. Городская избирательная комиссия обязана публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом. Кандидат не позднее чем через 30 дней по окончании выборов представляет в городскую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания его избирательного фонда, а также о всех произведенных затратах. Городская избирательная комиссия не позднее чем через 5 дней передает указанный отчет в средства массовой информации. Статья 34. Порядок расходования средств избирательных фондов Порядок открытия и ведения специальных временных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам. Остатки денежных средств на счетах избирательных фондов кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета городской избирательной комиссии, организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. Глава IX. Голосование и определение результатов выборов Статья 35. Время для голосования и досрочное голосование 1. Голосование на выборах Мэра и Вице-мэра Москвы проводится в день выборов с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии оповещают избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех выдвинутых кандидатах на должность Мэра и Вице-мэра Москвы. В информационных материалах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилии баллотирующихся кандидатов. 2. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (за 15 - 2 дня до выборов) или участковой (за 1 день до выборов) избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей территориальной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной избирательной комиссии. На месте склейки конверта ставится печать соответствующей избирательной комиссии либо подписи двух ее членов с правом решающего голоса. Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей в своем экземпляре списка избирателей. Досрочное голосование в помещении избирательного участка осуществляется в аналогичном порядке. Статья 36. Избирательный бюллетень 1. Текст избирательного бюллетеня утверждает городская избирательная комиссия. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого кандидата, кем выдвинут кандидат, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, если таковая имеется. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. После данных о кандидате в Мэры Москвы в бюллетене указываются фамилия, имя, отчество кандидата в Вице-мэры Москвы. Справа от данных о каждом кандидате в Мэры помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. 2. Избирательные бюллетени печатаются по решению городской избирательной комиссии и пересылаются территориальным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за день до выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на половину одного процента. На обороте избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. 3. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней территориальные или участковые избирательные комиссии по указанию городской избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 37. Порядок голосования 1. В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатывается. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. В случае если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из этого конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей получать избирательные бюллетени и приступить к голосованию. 2. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня" с указанием своей фамилии. 3. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Специально оборудованные кабины или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо в позиции "против всех кандидатов". В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень, погашается, о чем составляется акт. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем, также доверенным лицом кандидата. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня. Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в избирательный ящик, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Число избирательных ящиков устанавливается участковой избирательной комиссией. 4. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Для этих целей у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие для проведения голосования по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список избирателей, в котором делается соответствующая отметка о голосовании. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключить возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя. 5. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяют заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной челн комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный комиссией. 6. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 7. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 38. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов и избирательные объединения. 2. Перед началом подсчета голосов председатель с привлечением других членов участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии, наблюдателей, представителей избирательных объединений и кандидатов подсчитывает и погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, которое заносится в протокол. Затем на основании списков избирателей устанавливается число зарегистрированных избирателей и число избирательных бюллетеней, выданных избирателям (по числу отметок о получении избирательных бюллетеней). Эти данные оглашаются и заносятся в протокол участковой избирательной комиссии. После этого председатель комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 3. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносным ящиках. Число бюллетеней, находившихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. Если бюллетеней окажется больше чем имеется заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, в том числе бюллетени, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. К таким бюллетеням относятся бюллетени, изготовленные не по установленному городской избирательной комиссией образцу, имеющие иной по сравнению с утвержденным избирательной комиссией текст, а также бюллетени, не заверенные подписью членов комиссии или ее печатью. Эти бюллетени отделяются от остальных, и их число указывается в протоколе. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. 4. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. Протокол печатается на пишущей машинке либо заполняется от руки разборчиво, стойкими чернилами. Исправления в протоколе не допускаются. 5. В протоколе об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии указывают следующие данные: - общее число зарегистрированных избирателей (с учетом избирателей, внесенных в дополнительный список); - число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; - общее число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, в том числе: - выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; - выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; - выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; - число погашенных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках; - число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках; - число действительных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); - фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах; - число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, включенного в избирательный бюллетень; - число голосов, поданных против всех кандидатов. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе высказать особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в территориальную избирательную комиссию. К протоколу прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками избирателей и другими документами комиссии после окончания ее работы передается на хранение в территориальную избирательную комиссию. При наличии письменного заявления наблюдателя с указанием мотивов обращения председатель участковой избирательной комиссии вправе организовать проведение однократного повторного подсчета голосов по одному из кандидатов. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола территориальная или городская избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) территориальной или городской избирательной комиссии. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии, кандидата, доверенного лица кандидата или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Статья 39. Установление результатов голосования территориальными избирательными комиссиями 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия в соответствии с настоящим Законом устанавливает результаты голосования по району, поселку, городу Зеленограду. Члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты голосования лично. О результатах голосования по соответствующей территории составляется протокол. Протокол печатается на пишущей машинке либо заполняется от руки разборчиво, стойкими чернилами. Исправления в протоколе не допускаются. 2. В протоколе территориальная избирательная комиссия указывает число участковых избирательных комиссий на соответствующей территории и число протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составлен протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий, установленные п. 5 статьи 38 настоящего Закона. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в городскую избирательную комиссию, второй хранится в комиссии до окончания ее работы. К экземпляру протокола, направляемого в городскую избирательную комиссию, прилагаются протоколы участковых избирательных комиссий, особые мнения членов избирательных комиссий, сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, жалобы, поступившие в комиссии, и принятые по ним решения. При подписании протокола члены территориальной избирательной комиссии, не согласные с решением комиссии, вправе высказать особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Статья 40. Установление результатов выборов 1. На основании протоколов территориальных избирательных комиссий и сводных таблиц с итогами голосования по каждому избирательному участку путем сложения содержащихся в них данных городская избирательная комиссия в соответствии с настоящим Законом устанавливает результаты выборов. Члены городской избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами городской избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. В протоколе городская избирательная комиссия указывает: - количество территориальных избирательных комиссий; - количество протоколов территориальных избирательных комиссий, на основании которых составлен настоящий протокол; - общее число избирателей, включенных в списки избирателей по городскому избирательному округу; - число бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; - общее число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, в том числе: - выданных избирателям на избирательных участках в день выборов; - выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; - выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования; - число погашенных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках; - число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках; - число избирательных бюллетеней, признанных действительными; - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); - фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах, число голосов избирателей, поданных за каждого из них; - число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Далее указывается одно из следующих решений: - признание избранными кандидатов на должность Мэра и Вице-мэра Москвы; - признание выборов недействительными; - признание выборов несостоявшимися. 3. Избранным на должность Мэра Москвы признается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. Городская избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания подачи голосов. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней. Городская избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. 4. При подписании протокола члены городской избирательной комиссии, не согласные с решением комиссии, вправе высказать особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу о результатах выборов Мэра Москвы прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных избирательных комиссий. 5. Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения. Копия протокола о результатах выборов представляется для ознакомления всем присутствующим на заседании городской избирательной комиссии наблюдателям и членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 41. Повторное голосование В случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, городская избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее чем через 15-дневный срок со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего Закона, за исключением требований, изложенных в части 2 п. 3 статьи 40. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации в течение двух суток со дня принятия соответствующего решения городской избирательной комиссией. Если до проведения повторного голосования остался один кандидат, по решению городской избирательной комиссии вторым кандидатом для проведения повторного голосования признается кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов после кандидатов, по которым городская избирательная комиссия первоначально назначила повторное голосование. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Статья 42. Регистрация избранных Мэра и Вице-мэра Москвы 1. Городская избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидатов, избранных Мэром и Вице-мэром Москвы и не позднее чем в трехдневный срок после подведения итогов выборов регистрирует избранных Мэра и Вице-мэра Москвы. 2. После опубликования общих итогов выборов городская избирательная комиссия выдает Мэру и Вице-мэру Москвы удостоверение об их избрании. Статья 43. Опубликование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, поселку, городу Зеленограду, результаты выборов в целом по городскому избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, предоставляются для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации. 2. Городская избирательная комиссия направляет официальное сообщение о результатах выборов в средства массовой информации в течение 3 дней с момента подписания протокола. Статья 44. Использование автоматизированной информационной системы 1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную систему и выводимой из нее. 2. С момента начала голосования до момента подписания протокола об итогах выборов городской избирательной комиссией автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и результатами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации. 3. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. 4. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля избирательной комиссии за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение информации. Статья 45. Порядок хранения избирательных документов Документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в течение сроков и в порядке, установленном городской избирательной комиссией. При этом сроки хранения избирательных бюллетеней должны быть не менее одного года со дня выборов, а протоколов избирательных комиссий - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. Глава X. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Статья 46. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем подкупа, обмана, применения физической силы или угрозы ее применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению избирателем прав избирать и быть избранным на должность Мэра и Вице-мэра Москвы либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, или условиям проведения предвыборной агитации, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Глава XI. Повторные выборы Статья 47. Повторные выборы Если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, городская избирательная комиссия в десятидневный срок принимает решение о проведении повторных выборов. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на 1/3. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов территориальными и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Статья 47. Проведение досрочных выборов Мэра Москвы В случае досрочного прекращения полномочий Мэра Москвы по тем или иным причинам и невозможности выполнения его полномочий Вице-мэром в трехмесячный срок с момента выбытия Мэра проводятся новые выборы. Выборы назначаются и организуются в соответствии с настоящим Законом. Глава XII. Заключительные положения Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий закон вступает в силу со дня его первого официального опубликования. Мэр Москвы Ю.ЛУЖКОВ Московская городская Дума N 21 27 сентября 1995 г. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 ПРОТОКОЛ собрания (конференции, съезда) избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей ______________________________________________________________________ (название избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей) по выдвижению кандидата на должность Мэра Москвы. Дата проведения " __ " __________ 199 _ года. Присутствовали: (Указать число членов избирательного объединения, избранных представителями на конференцию, съезд, или число членов инициативной группы, а также число присутствующих на съезде, собрании). Председатель: Секретарь: Повестка дня: 1. Выдвижение кандидата на должность Мэра Москвы. 2. Об уполномоченном представителе избирательного объединения (инициативной группы). Постановили: 1. Выдвинуть кандидатом на должность Мэра Москвы ________________ ______________________________________________________________________ (Указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий) и место жительства выдвигаемого кандидата на должность Мэра Москвы.) Результаты голосования: 2. Избрать уполномоченным представителем избирательного объединения (собрания избирателей) ___________________________________ ______________________________________________________________________ (Указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства уполномоченного представителя избирательного объединения (блока.) Результаты голосования: Председатель Секретарь Печать избирательного объединения ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 __________________ административный округ (наименование) Подписной лист N ___ Мы, нижеподписавшиеся избиратели, поддерживаем выдвижение кандидатами на должность: Мэра Москвы гражданина __________________________________________ ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, год рождения, должность и место работы (род занятий), место жительства) _________________________________________ выдвинутого __________________________________________________________ (избирательным объединением, избирателями, в т.ч. по месту работы, службы, учебы и жительства) и Вице-мэра Москвы гражданина ___________________________________ ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, год рождения, должность и место работы (род занятий), место жительства) ----------------------------------------------------------------------------------- | NN | Фамилия, | Дата | Адрес | Паспорт | Дата | Подпись | | | имя, | рождения | | (удостов. | подписания | | | | отчество | | | личности) | листа | | | | | | | серия, | | | | | | | | номер | | | |----|----------|----------|-----------------|-----------|------------|-------------| | | | | | | | | |----|----------|----------|-----------------|-----------|------------|-------------| | | | | | | | | |----|----------|----------|-----------------|-----------|------------|-------------| | | | | | | | | |----|----------|----------|-----------------|-----------|------------|-------------| | | | | | | | | |----|----------|----------|-----------------|-----------|------------|-------------| | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю ______________________________________ (личная подпись лица, собиравшего ---------------------------------------------------------------------- подписи избирателей, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера паспорта и даты) Уполномоченный представитель избирательного объединения (блока), инициативной группы избирателей ______________________________________ ---------------------------------------------------------------------- (фамилия, имя, отчество, адрес, серия и номер паспорта, личная подпись и дата) Отметки Московской городской избирательной комиссии Страницы: 1 2 |