О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОХОРОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В Г.МОСКВЕ. Постановление. Правительство Москвы. 17.10.95 843-ПП

      О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОХОРОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
                              В Г.МОСКВЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                          17 октября 1995 г.
                                N 843

                             (ТВ 95-45)


     В  последнее  время,  особенно  после  образования  широкой  сети
негосударственных структур,   в   органы   государственной   власти  и
управления резко возрос поток жалоб населения  на  работу  организаций
похоронного обслуживания в г.Москве.
     Значительно выросли   цены   на   ритуальные   услуги,    широкое
распространение получили    факты    вымогательства    и   навязывания
дорогостоящих услуг гражданам.
     Многие коммерческие   структуры  и  отдельные  лица  в  нарушение
установленного порядка   работают   без   лицензий.    Население    не
информировано должным  образом  о  государственных и иных организациях
похоронного обслуживания, имеющих право на этот вид деятельности.
     Контроль за  работой организаций похоронного обслуживания ведется
неудовлетворительно.
     Не получили  своевременного  разрешения  вопросы  подготовки мест
захоронения и   улучшения   технического    состояния    подразделений
московского городского  предприятия  специализированного  обслуживания
населения "Ритуал".   В   неудовлетворительном   состоянии   находятся
территории кладбищ и подъезды к ним.
     Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить:
     1.1. Требования  к  предприятиям   и   организациям   похоронного
обслуживания, осуществляющим  ритуальные услуги на территории г.Москвы
(приложение N 1).
     1.2. Правила работы муниципальных кладбищ и крематориев и порядок
их содержания (приложение N 2).
     2. В целях обеспечения защиты законных прав граждан:
     2.1. Потребовать от департамента потребительского рынка и  услуг,
префектур административных  округов,  Управления  ценовой  и налоговой
политики, других контролирующих органов города,  ГУВД г.Москвы усилить
контроль за работой организаций похоронного обслуживания.
     2.2. МГПСОН "Ритуал", АОЗТ "Ритуал-Сервис", другим коммерческим и
негосударственным  организациям похоронного обслуживания разработать в
месячный  срок  и  осуществить  меры  по  коренному  улучшению   своей
деятельности  и  неукоснительному  соблюдению  установленного  порядка
обслуживания,  обеспечивающего надежные гарантии  по  защите  законных
прав граждан.
     2.3. Оперативно-распорядительному       управлению       премьера
правительства Москвы   включить   в   план   работы   по   координации
деятельности городских инспекций комплексные проверки  государственных
и негосударственных    организаций    похоронного    обслуживания   по
предложению департамента потребительского рынка и услуг.
     3. Во исполнение постановления правительства Российской Федерации
от 7 марта 1995 года N 239 в части государственного регулирования  цен
и тарифов   на  ритуальные  услуги  принять  предложение  департамента
потребительского рынка     и     услуг,     Московского     городского
антимонопольного комитета,   согласованное  с  Управлением  ценовой  и
налоговой политики,  МГПСОН  "Ритуал"  и  Межрегиональной  ассоциацией
похоронных организаций,  об  утверждении гарантированного стандартного
набора похоронных услуг в г.Москве (приложение N 3).
     3.1. Установить, что гарантированный стандартный набор похоронных
услуг по   заказам   граждан    обязателен    к    выполнению    всеми
государственными и  негосударственными  организациями  и предприятиями
похоронного обслуживания.
     3.2. Установить   предельный  размер  стоимости  гарантированного
стандартного набора указанных услуг - 30 минимальных месячных размеров
оплаты труда.   В   необходимых   случаях  стоимость  гарантированного
стандартного набора похоронных услуг  пересматривается  правительством
Москвы по  представлению департамента потребительского рынка и услуг и
Управления ценовой и налоговой политики.
     4. Московской лицензионной палате:
     4.1. Производить выдачу лицензий  на  право  оказания  похоронных
услуг  предприятиям,  организациям  и  учреждениям  независимо  от  их
организационно-правовой  формы,  а  также  гражданам,   осуществляющим
данную  деятельностью  без  образования юридического лица,  только при
наличии  условий  для   соблюдения   требований   к   предприятиям   и
организациям   похоронного  обслуживания,  осуществляющим   ритуальные
услуги  на  территории  г.Москвы  (приложение  N  1),   подтвержденных
заключением департамента потребительского рынка и услуг.
     4.2. Представлять соответствующим службам г.Москвы  информацию  о
перечне предприятий,  организаций,  учреждений  и граждан,  получивших
лицензию на право деятельности, и их юридический адрес.
     4.3. До  1  января 1996 года обеспечить проведение лицензирования
на право  оказания  похоронных  услуг  предприятиям,  организациям   и
учреждениям независимо  от  их организационно-правовой формы,  а также
гражданам, осуществляющим данный вид деятельности (п.  2.1,  п.  4.1 и
приложение N 1 к настоящему постановлению).
     5. Департаменту потребительского рынка и услуг:
     5.1. До   1   декабря   1995   года   рассмотреть  представленные
предприятиями и организациями материалы для представления заключений в
Московскую лицензионную  палату  на  выдачу лицензий на право оказания
ими похоронных услуг.
     5.2. Создать    экспертный    совет   по   вопросам   похоронного
обслуживания с  участием  представителей  префектур   административных
округов, контролирующих  органов,  государственных и негосударственных
организаций похоронного обслуживания,  Русской Православной  Церкви  и
других конфессий.
     5.3. Разработать  положение  об  экспертном  совете  по  вопросам
похоронного обслуживания   и   представить  его  в  месячный  срок  на
утверждение правительства Москвы.
     6. ГУВД г.Москвы совместно с Регистрационной палатой,  Московской
лицензионной палатой   и   префектурами    административных    округов
осуществить до  1  декабря  1995  года необходимые меры по выявлению и
прекращению деятельности    незаконно    функционирующих     структур,
осуществляющих похоронные услуги без наличия соответствующей лицензии.
     7. Установить,  что заказы населения на похоронное обслуживание в
г.Москве оформляются    в    государственных    и    негосударственных
организациях и  у  частных  лиц,  имеющих  право  на   указанный   вид
деятельности, только на единых бланках строгой отчетности.
     МГПСОН "Ритуал", АОЗТ "Ритуал-Сервис" совместно с Межрегиональной
ассоциацией похоронных  организаций в месячный срок разработать единые
бланки строгой   отчетности   на    оформление    похоронных    услуг,
согласованные  с  Государственной  налоговой  инспекцией по г.Москве и
Управлением ценовой и налоговой политики,  и представить  департаменту
потребительского рынка и услуг предложения по их использованию и учету.
     8. МГПСОН   "Ритуал",   организациям   похоронного   обслуживания
систематически информировать  население города через средства массовой
информации о порядке и условиях предоставления ритуальных услуг, видах
и ценах на эти услуги.
     9. Департаменту  здравоохранения  в  месячный  срок   представить
МГПСОН "Ритуал"  места  для размещения информации о порядке и условиях
выполнения ритуальных услуг в местах первичного оформления  документов
о смерти. Разработать и внедрить общегородской государственный порядок
взаимодействия медицинских учреждений с организациями  (предприятиями)
по оказанию ритуальных услуг.
     10. ГУВД г.Москвы совместно  с  департаментом  здравоохранения  в
месячный срок осуществить проверки характера взаимодействия поликлиник
и больниц  с  организациями (предприятиями) похоронного  обслуживания.
Результаты   работы  доложить  правительству  Москвы  до   1   декабря
1996 года.
     11. Принять  предложения   МГПСОН   "Ритуал",   согласованные   с
префектурами административных    округов    г.Москвы,    о   структуре
государственного предприятия "Ритуал" (приложение N 4).
     Установить, что    руководители   территориальных   подразделений
ритуального обслуживания назначаются МГПСОН "Ритуал" по согласованию с
префектурами административных округов г.Москвы.
     12. Департаменту финансов начиная с 1996 года предусматривать  по
заявке департамента  потребительского  рынка и услуг выделение средств
префектурам административных округов на благоустройство  и  содержание
прилегающих к  кладбищам  территорий, а  также  централизованный вывоз
мусора, и МГПСОН "Ритуал" - на эксплуатацию и содержание кладбищ.
     13. Префектурам административных округов:
     13.1. Осуществлять   контроль   за   деятельностью    организаций
похоронного обслуживания,    расположенных   на   территории   округа,
независимо от их организационно-правовой формы.
     13.2. Оказывать  необходимое  содействие  в  организации  работ и
финансировании мероприятий по благоустройству и содержанию кладбищ  за
счет изыскания дополнительных средств.
     13.3. Совместно с  Москомархитектурой,  МГЦ  Госсанэпиднадзора  и
МГПСОН "Ритуал"   до   1   января   1996  года  определить  на  старых
муниципальных кладбищах  возможность  расширения   их   территорий   и
захоронения с  учетом организации 300-метровой санитарно-защитной зоны
с оформлением в Москомземе прав на  пользование  земельными  участками
под их расширение (приложения N 5 и 6 ).
     14. МГПСОН "Ритуал" и АОЗТ "Ритуал-Сервис":
     14.1. Провести   до  20  ноября  1995  года  инвентаризацию  мест
захоронений по выявлению и  учету  бесхозных  могил  на  муниципальных
кладбищах.
     14.2. Провести в установленном порядке в текущем году  аттестацию
работников агентской службы на предмет их профессиональной и моральной
подготовки.
     14.3. Обеспечить  с  1  января  1996 года работу подведомственных
приемных агентских служб единой компьютерной  системой  для  приема  и
оформления заказов на выполнение ритуальных услуг.
     14.4. Оформить в Москомземе  установление  прав  землепользования
существующих кладбищ  на  территории  города  и в Московской областной
администрации - на территории Московской области.
     14.5. Обеспечить строгий контроль за оприходованием драгметаллов,
оставшихся после кремации умерших, в установленном порядке.
     14.6. Разработать до 1 декабря 1995 года меры по расширению видов
услуг, в  том  числе  по  уходу  за могилами,  надгробиями,  цоколями,
оградами и их ремонту.
     15. МГПСОН "Ритуал",  негосударственным организациям  похоронного
обслуживания обеспечить постоянное наличие на своих складах  комплекта
принадлежностей для  выполнения  гарантированного  стандартного набора
похоронных услуг.
     16. Утвердить   программу   работ   по   реконструкции   объектов
похоронного назначения МГПСОН "Ритуал" (приложение N 7).
     17. Освободить  государственное  предприятие  "Ритуал"  от уплаты
средств за право аренды земельных  участков  под  объекты  похоронного
назначения.
     18. Региональной межведомственной комиссии по ценовой  (тарифной)
и налоговой   политике   на   услуги  жилищно-коммунального  хозяйства
поддержать предложение департамента потребительского рынка и услуг  об
установлении МГПСОН  "Ритуал" тарифов на водопотребление и канализацию
по второй   группе   потребителей   на   уровне    коммунально-бытовых
предприятий Московской области.
     19. Москомархитектуре  в   месячный   срок   подготовить   проект
постановления правительства   Москвы,  согласованный  в  установленном
порядке с  администрацией  Ленинского  района  Московской  области,  о
прирезке территории к Хованскому кладбищу.
     20. Департаменту строительства обеспечить  в  1996  году  ввод  в
эксплуатацию:
     20.1. Прирезки новой территории к Щербинскому  кладбищу  площадью
30 га;
     20.2. Подъездной дороги к Перепечинскому кладбищу.
     21. Первому  заместителю премьера правительства Москвы В.И.Ресину
и заместителю премьера правительства Москвы В.И.Малышкову  согласовать
с администрацией  Московской  области  условия  и  порядок захоронения
гробов на территории Перепечинского кладбища площадью 106 га, сданного
в эксплуатацию в июне 1995 года.
     22. Принять к сведению согласие администрации  Ногинского  района
об отводе  на  территории района земельных участков общей площадью 150
га поэтапно,  в три очереди,  по 50 га ежегодно для использования  под
размещение  кладбища  с  завершением  строительства  в полном объеме в
1998 году.
     23. Префектуре     Зеленоградского    административного    округа
рассмотреть совместно   с   администрацией   Солнечногорского   района
Московской области  возможности  расширения  кладбища  в  с.  Поярково
площадью 20 - 25 га.
     24. Департаменту экономической политики и развития Москвы:
     24.1. По  заявке  департамента  потребительского  рынка  и  услуг
начиная с   1996  года  предусматривать  в  инвестиционных  программах
выделение лимитов капитальных вложений  на  приобретение  оборудования
для  предприятий и реконструкцию объектов  МГПСОН "Ритуал" (приложения
N 7 и 8).
     24.2. Включить  в  программу  1996  года завершение строительства
административно-бытового корпуса    на    территории    Ваганьковского
кладбища.
     24.3. Выделять  с  1996  года  по  заявке  МГПСОН "Ритуал" лимиты
капитальных вложений на реконструкцию территорий мемориальных  кладбищ
(Новодевичье, Ваганьковское,    Введенское,    Даниловское,   Донское,
Рогожское, Преображенское,  Пятницкое) для подготовки их  к  850-летию
основания Москвы.
     24.4. Предусматривать  начиная  с  III  квартала  1995   года   в
инвестиционной программе  в соответствии с заявкой заказчика выделение
финансовых средств  на  проектирование  и  строительство  кладбища   в
Ногинском районе.
     24.5. Включить в программу  1996  года  строительство  и  ввод  в
эксплуатацию вблизи   бывшей   д.  Рожки  площадью  около  10  га  для
Зеленоградского административного округа.
     24.6. Включить в  инвестиционную  программу  1995  - 1996 гг.  по
заявке заказчика работы по проектированию и  строительству  расширения
Хованского кладбища,  предусмотрев в ноябре  1995  года  выделение  20
млрд.  рублей  за  компенсацию  земельного  участка  площадью  20  га,
непосредственно прилегающего к Хованскому кладбищу,  АОЗТ "Коммунарка"
Ленинского района Московской области.
     25. Принять   к  сведению   сообщение  руководителя  департамента
экономической политики и развития Москвы Ю.В.Росляка,  что на 1996 год
выделен лимит капитальных вложений на сумму 113 млрд. рублей.
     Департаменту потребительского  рынка  и  услуг  в  месячный  срок
согласовать с  департаментом  экономической политики и развития Москвы
объемы и виды работ на 1996 год.
     26. Департаменту    внешних   связей   по   заявке   департамента
потребительского рынка и услуг в первом полугодии 1996 года обеспечить
закупки по   импорту   оборудования   для  технического  переоснащения
действующих крематориев.
     27. Управлению  госконтроля  охраны  и  использования  памятников
истории и культуры г.Москвы:
     27.1. Совместно  с  департаментом  потребительского рынка и услуг
внести до 1 января 1996 года  предложения  в  перечень  захоронений  и
надгробных памятников для постановки их на государственную охрану.
     27.2. Разработать  совместно  с  МГПСОН  "Ритуал"  предложения  о
порядке финансирования    и    осуществления    работ   по   изучению,
топографической фиксации  и  паспортизации   исторического   некрополя
г.Москвы, по  реставрации,  благоустройству и содержанию захоронений и
надгробных памятников,  состоящих  под  государственной   охраной,   и
представить их в правительство Москвы до 1 января 1996 года.
     28. Департаменту  по  делам  печати  и  информации  до 1  декабря
1995 года совместно с департаментом потребительского рынка и  услуг  и
пресс-центром  мэрии  и правительства Москвы разработать и осуществить
программу  информационного  обеспечения  населения  города  Москвы  по
вопросам   организации   похоронного  обслуживания  и  реализации  мер
правительства Москвы в соответствии с настоящим постановлением.
     29. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя премьера правительства Москвы В.И.Малышкова.

Премьер правительства Москвы                                  Ю.ЛУЖКОВ


                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

         Требования к предприятиям и организациям похоронного
            обслуживания, осуществляющим ритуальные услуги
                        на территории г.Москвы

     I. Ритуальные  услуги (похоронное обслуживание) могут выполняться
юридическими и физическими лицами независимо  от  форм  собственности,
прошедшим регистрацию в установленном порядке.
     II. Предприятие должно иметь вывеску  со  следующей  информацией:
наименование юридического  или  физического  лица и юридический адрес,
профиль предприятия, его наименование, режим работы.
     III. В  помещении  предприятия,  где  производится прием заказов,
должна находиться  на  доступном  для  посетителей   месте   следующая
обязательная информация:
     - лицензия на право оказания ритуальных услуг
     - правила работы муниципальных кладбищ и крематориев и порядок их
содержания
     - извлечения  (выписки)  из закона Российской Федерации "О защите
прав потребителей"
     - перечень гарантированного стандартного набора похоронных услуг
     - наименование  стандартов,  обязательным   требованиям   которых
должны соответствовать   качество   изделий,   услуг   и  обслуживание
потребителей, а также гарантийные обязательства
     - прейскуранты  (выписки  из  прейскурантов) на услуги и предметы
ритуала
     - образцы,  проспекты рекомендуемых потребителю изготавливаемых и
реализуемых изделий
     - образцы  типовых  документов,  квитанций,  удостоверяющих прием
заказа исполнителем и оплату услуг потребителем
     - сведения    о    льготах   и   преимуществах,   предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации для  отдельных  категорий
потребителей.
     IV. Заказ на  оказание  ритуальных  услуг  оформляется  договором
(счет-заказ) с обязательным заполнением следующих реквизитов:
     - юридический адрес исполнителя, полное наименование предприятия,
фамилия и инициалы заказчика, его адрес и телефон;
     - дата приема заказа, подписи принявшего заказ;
     - перечень   заказанных   видов  услуг,  их  стоимость  и  другие
реквизиты.
     V. Прием заказов осуществляется по единым типовым бланкам строгой
отчетности (счет-заказ).
     VI. Продукция,   изготавливаемая   и   реализуемая  предприятиями
похоронного назначения,  должна соответствовать  существующим  ГОСТам,
иметь сертификат качества на сырье и материалы.
     VII. Транспортные средства (автокатафалки) должны соответствовать
санитарным нормам   и   требованиям,  существующим  для  данного  вида
перевозок.
     VII. Предприятие    похоронного    обслуживания    должно   иметь
обязательный перечень гарантированного стандартного набора  похоронных
услуг, которые  выполняются в обязательном порядке собственными силами
или по договору и состоящие из следующих видов:
     - транспортные услуги;
     - обеспечение предметами ритуала (гробы, венки и т.д.);
     - оформление  заказа  на  отвод  участка  для захоронения гроба с
телом или урны на кладбище,  урны в нишу  колумбария,  а  также  услуг
крематория. Захоронение     производится     только    на    основании
предъявленного свидетельства о  смерти,  выданного  органами  ЗАГСа  и
счета-заказа на захоронение на бланках строгой отчетности.
     IX. Предприятию,  не соблюдающему настоящие Требования и имеющему
нарекания на качество, сроки, культуру обслуживания, лицензия на право
деятельности приостанавливается или оно лишается  лицензии  Московской
лицензионной палатой в установленном порядке.


                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

          Правила работы муниципальных кладбищ и крематориев
                       и порядок их содержания

                          I. Общие положения
     1. Московские  муниципальные  кладбища  и  крематории находятся в
ведении московского   городского    предприятия    специализированного
обслуживания населения "Ритуал".
     2. Кладбища и крематории открыты для посещений ежедневно с мая по
сентябрь - с 9 до 19 часов и с октября по апрель - с 9 до 17 часов.
     Захоронения умерших на  кладбищах и  в  колумбариях  производятся
ежедневно с 10 до 17 часов, а кремации - с 9 до 20 часов.
     3. Территории кладбищ  и  крематориев  разделяются  дорожками  на
участки.
     На дорожках устанавливаются указатели номеров участков.
     При главном  входе  на  кладбище  и в крематорий вывешивается его
схематический план с обозначением административных  зданий,  участков,
дорожек, исторических и мемориальных могил,  мест общего пользования и
водопроводных кранов.
     4. Земельный  участок  для захоронения умершего или урны с прахом
отводится по установленным нормам.
     В пределах отведенного земельного участка после захоронения могут
устанавливаться надгробные  сооружения в соответствии с  утвержденными
размерами.

      II. Порядок захоронения и кремации, установки надмогильных
                   сооружений, эксгумации останков
     5. Захоронение  или кремация умершего производится в соответствии
с санитарными правилами не ранее чем через 24 часа  после  наступления
смерти по  предъявлению свидетельства о смерти в более ранние сроки по
разрешению медицинских органов после оформления заказа.
     6. Заказы на захоронение и кремацию на муниципальных предприятиях
оформляются только через  конторы  кладбищ  спецпредприятия  "Ритуал",
агентов АОЗТ  "Ритуал-сервис" за сутки до захоронения или кремации,  с
учетом особенностей вероисповеданий и национальных традиций умерших.
     Время захоронения  или  кремации  по  согласованию  с  заказчиком
устанавливается при оформлении заказа.
     7. Отвод  земельных  участков  для захоронения на новых кладбищах
оформляется при приеме заказа.
     8. Установить  следующие размеры отводимых земельных участков под
захоронения:
     - под захоронение тела в гробу на новых кладбищах - 1,8 х 2,0 м
     - под захоронение тела в гробу на старых участках кладбища  и  на
старых кладбищах, как правило - 1,0 х 2,0 м
     - под захоронение урны с прахом - 0,8 х 1 м.
     9. На   новых  кладбищах  или  прирезанных  участках  захоронения
производятся в  последовательном  порядке  по  действующей   нумерации
подготовленных могил.
     10. Захоронение  в   родственные   могилы   на   всех   кладбищах
допускается в  пределах  имеющегося  участка по истечении 13 лет после
последнего захоронения  с  разрешения  администрации  кладбища  и   по
письменному заявлению     граждан     (организаций),     на    которых
зарегистрирована могила.
     11. На   свободном   месте   родственного   участка   захоронение
разрешается администрацией кладбища по письменному  заявлению  граждан
(организаций), на которых зарегистрированы могилы, находящиеся на этом
участке.
     Захоронение урн   с   прахом  в  землю  на  родственных  участках
разрешается администрацией кладбища  (крематория)  и  производится  по
заявлению граждан   (организаций)   независимо  от  срока  предыдущего
захоронения.
     12. Захоронения  в  могилы,  признанные  в  установленном порядке
бесхозными (см. пункты 27, 28), производятся на общих основаниях.
     13. Захоронения в  родственные  могилы,  на  которые нет архивных
документов, или  на  свободные  места  в  оградах  с  такими  могилами
производятся  с   разрешения   администрации   кладбища  на  основании
письменных заявлений близких родственников (степень их родства и право
на  имущество - памятники,   ограждения  и  др.  надгробные сооружения
должны  быть  подтверждены соответствующими  документами,  а   при  их
отсутствии - решением народного   суда)  при  предъявлении  гражданами
документов, подтверждающих захоронения на этом кладбище.
     14. При  захоронении  на  могильном  холме  работниками  кладбища
устанавливается знак с  указанием  фамилии,  имени  и  отчества,  даты
смерти и регистрационного номера.
     15. Каждое захоронение регистрируется администрацией кладбища или
крематория в  книге  установленной  формы  с указанием номеров участка
захоронения и могилы.
     Гражданам (организациям),   произведшим   захоронения,   выдается
удостоверение установленного образца.
     Перерегистрация захоронения  на  другого гражданина (организацию)
рассматривается в каждом отдельном случае администрацией кладбища  или
московским городским   предприятием  специализированного  обслуживания
населения "Ритуал".
     16. Выдача  урны  с  прахом для захоронения производится не ранее
чем через  24  часа  после  кремации,  при предъявлении паспорта лица,
оформляющего кремацию, и счета-заказа на захоронение урны.
     Захоронение урны   с   прахом   производится   при   предъявлении
свидетельства о смерти,  справки о кремации,  разрешения администрации
кладбища, крематория на предоставление места  для  захоронения,  после
оформления счета-заказа.
     Для нового  захоронения  урны  с  прахом  в  открытом  колумбарии
администрация кладбища  или колумбария предоставляет нишу в бессрочное
пользование за единовременную плату в  соответствии  с  установленными
ценами.
     Захоронения урн  с  прахом  в  закрытый  колумбарий  производятся
аналогично, в соответствии с действующим прейскурантом.
     17. Захоронения в родственную нишу других урн, а также изъятие их
из нее  не  допускается  без  разрешения  администрации  кладбища  или
крематория, с  соответствующей  записью  в книге учета захоронений при
наличии удостоверения ответственного за захоронение.
     18. Прах кремированных хранится в  крематории  в  течение  одного
года со   дня   кремации.   Об  истечении  этого  срока  администрация
крематория обязана заблаговременно письменно известить лицо,  которому
выдан документ  о  кремации.  После  этого  администрация  имеет право
захоронить прах (без урны) в место общего захоронения невостребованных
прахов, которое  отмечается стеллой или обелиском без указаний фамилий
захороненных.
     При захоронении    праха   в   могилу   невостребованных   прахов
администрация составляет акт и делает запись в кремационных карточках.
     Изъятие праха из места невостребованных прахов не разрешается.
     19. Надмогильные сооружения (памятники,  ограды, цветники, цоколи
и др.)  на могилах архивного периода устанавливаются или заменяются на
другие с  разрешения  администрации  кладбища   или   крематория   при
предъявлении документов  на  их изготовление (приобретение) после чего
регистрируются конторой кладбища с  заключением  договора  о  принятии
надгробия на   сохранность   с  оплатой  гражданами  этой  услуги.  За
непринятые на  сохранность   надмогильные   сооружения   администрация
кладбища ответственности не несет.
     Надмогильные сооружения   на    могилах    доархивного    периода
устанавливаются или  заменяются  на  другие с разрешения администрации
кладбища или крематория при  предъявлении  гражданами  свидетельств  о
смерти на захороненного, документов, подтверждающих его захоронение на
этом кладбище,  документов  на  изготовление  имевшихся   надмогильных
сооружений, после  чего  регистрируются и принимаются на сохранность в
установленном порядке.
     20. Надмогильные   сооружения   не  должны  по  высоте  превышать
следующие максимальные размеры:
     - памятники над захоронениями тел в гробу - 2,0 м
     - памятники над захоронениями урн с прахом - 1,5 м
     - ограды - 0,5 м
     - цоколи - 0,18 м.
     Надгробные сооружения   устанавливаются  в  пределах  отведенного
земельного участка.
     Установка оград на участках захоронений на кладбищах:  Хованском,
Митинском, Домодедовском,  Щербинском,  а  также  вновь   вводимых   в
эксплуатацию, не разрешается.
     На других кладбищах установка  оград  производится  с  разрешения
администрации кладбища.
     21. Установленные   гражданами    (организациями)    надмогильные
сооружения (памятники, цветники и др.) являются их собственностью.
     22. Установка  памятников регистрируется  конторой   кладбища   в
спецкниге с указанием участка, сектора и номера могилы; фамилии, имени
и отчества  захороненного;  даты  установки,  габаритных  размеров   и
материала памятника;  номера  и  даты  квитанции (договора) о принятии
надгробия на сохранность и  полученной  сумме  денег  за  эту  услугу;
адреса и  фамилии  лица,  ответственного  за  могилу,  и  документа от
изготовителя памятника.
     23. Установка   памятников,  стелл,  мемориальных  досок,  других
памятных знаков и  надмогильных сооружений  не  на  месте  захоронения
запрещается.
     24. Установка  новых  или  нанесение  на  имеющиеся  надмогильные
сооружения надписей,    не   отражающих   сведений   о   действительно
захороненных в данном месте умерших, запрещается.
     25. Граждане,   установившие   превышающие  утвержденные  размеры
надмогильные сооружения   без   разрешения   администрации   кладбища,
предупреждаются в  течение 20 дней о допущенном нарушении,  после чего
комиссией, созданной МГПСОН "Ритуал",  принимается решение об их сносе
с отнесением стоимости работ на владельца сооружения.
     26. Принятие  на  сохранность  ранее  установленных  надмогильных
сооружений производится после переоценки их стоимости.
     27. Эксгумация останков умерших  производится  с  учетом  сроков,
установленных Санитарными правилами устройства и содержания кладбищ от
10.02.77 г. N 1600-77.

         III. Обязанности администрации кладбища и крематория
     28. Администрация  кладбища  и   крематория   обязана   содержать
кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать:
     а) своевременную  подготовку  могил,  захоронение умерших,  урн с
прахом, подготовку   регистрационных   знаков   в   соответствии    со
счетом-заказом;
     б) работу   поливочного   водопровода,   общественных   туалетов,
освещения, систематическую уборку дорожек общего пользования, проходов
и других участков хозяйственного назначения  (кроме  могил),  а  также
соблюдение настоящих правил;
     в) оказание услуг по уходу  за  могилой,  установке  надмогильных
сооружений и  уходу  за  ними,  принятие  надгробий  на  сохранность с
оплатой гражданами за  выполнение  этих  работ  и  услуг  через  кассу
кладбища;
     г) предоставление  гражданам  напрокат  инвентаря  для  ухода  за
могилой (лопаты, ведра, лейки, грабли и др.);
     д) соблюдение установленных норм и правил захоронения и кремации;
     е) постоянное  содержание  в  надлежащем порядке братских могил и
могил, находящихся под охраной государства;
     ж) нахождение  в  конторе  кладбища  и крематория Книги отзывов и
предложений, пронумерованной,  прошнурованной,  заверенной  печатью  и
подписью руководителей вышестоящей организации, и предоставление ее по
первому требованию граждан;
     з) соблюдение правил пожарной безопасности;
     и) вывешивание  на  видном  месте адресов и телефонов вышестоящих
организаций;
     к) сохранность механизмов, инвентаря и принятых на сохранность по
договору надмогильных сооружений.

            IV. Содержание могил, надмогильных сооружений
                         и ниш в колумбариях
     29. Граждане  (организации),  производящие  захоронения,  обязаны
содержать сооружения и зеленые насаждения (оформленный могильный холм,
памятник,  цоколь,  цветник,  необходимые  сведения  о захоронениях) в
надлежащем состоянии  собственными  силами  либо  силами  предприятия,
оказывающего услуги.
     30. При отсутствии сведений о захоронениях,  а также  надлежащего
ухода за захоронениями они признаются бесхозными.
     Для признания  захоронения   бесхозным   администрация   кладбища
обязана:
     а) вызвать комиссию МГПСОН  "Ритуал"  с  участием  представителей
Управления госконтроля  охраны  и  использования  памятников истории и
культуры г.Москвы и финансового органа  административного  округа  для
составления акта о бесхозности захоронения и надмогильных сооружений;
     б) выставить  на  могильном  холме  трафарет  с   предупреждением
ответственному за  захоронение  о необходимости привести захоронение в
порядок и обратиться к администрации кладбища;
     в) зафиксировать данное захоронение в специальной книге;
     г) в случае установления историко-культурной ценности  бесхозного
захоронения или  надмогильного сооружения обеспечить его сохранность в
соответствии с законодательством об охране и использовании  памятников
истории и культуры;
     д) при  отсутствии  заинтересованных  лиц  более  одного  года  и
историко-культурной ценности    захоронения   передать   материалы   в
финансовый орган для подачи  заявления  в  народный  суд  о  признании
имущества бесхозным;
     е) после вступления в законную силу судебного  решения  поставить
перед финансовым органом  административного  округа  вопрос о передаче
бесхозного имущества на баланс кладбища или крематория.
     После изъятия    надмогильных    сооружений   земельный   участок
используется на общих основаниях.
     31. В случае,  если на могиле отсутствуют какие-либо надмогильные
сооружения (памятники,  цоколи, ограда, трафарет с указанием данных по
захоронению, креста  и  т.д.),  а  могила  не благоустроена,  комиссия
специализированного предприятия     с      участием      представителя
административного округа составляет акт о состоянии могилы.
     Администрация кладбища    выставляет    на    могильном     холме
трафарет-предупреждение ответственному  за захоронение о необходимости
приведения в  порядок  и  обращении по данному вопросу к администрации
кладбища.
     По истечении года в случае неприведения могилы в порядок комиссия
спецпредприятия с  представителем  административного  округа принимает
решение о возможности  использования данного места для захоронения  на
общих основаниях в соответствии с настоящими правилами.
     32. В случае неуплаты в  течение  2  лет  за  содержание  ниши  в
закрытом колумбарии    в    соответствии   с   установленными   ценами
администрация кладбища, крематория извещает родственников захороненных
путем вывешивания  объявления  на  месте  захоронения;  при неуплате в
течение 2  лет  прах  перезахоранивается  из  закрытого  колумбария  в
открытый.

                    V. Правила посещения кладбищ,
                     права и обязанности граждан
     33. Граждане   (организации),  произведшие  захоронения,  обязаны
содержать захоронения   и   надмогильные   сооружения   в   надлежащем
состоянии.
     34. На   территории   кладбища  и  крематория  посетители  должны
соблюдать общественный порядок и тишину.
     35. На территории кладбища и крематория запрещается:
     а) устанавливать,  переделывать  и  снимать  памятники  и  другие
надмогильные сооружения,    мемориальные    доски    без    разрешения
администрации;
     б) портить    надмогильные    сооружения,   мемориальные   доски,
оборудование кладбища, засорять территорию;
     в) ломать зеленые насаждения, рвать цветы;
     г) водить собак, пасти домашних животных, ловить птиц;
     д) разводить костры, добывать песок и глину, резать дерн;
     е) распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии;
     ж) находиться на территории кладбища после его закрытия;
     з) производить копку ям для добывания  грунта,  оставлять  запасы
строительных и др. материалов;
     и) производить какие-либо работы и торговать цветами,  предметами
похоронного ритуала  и  материалами по благоустройству могил,  если на
это нет разрешений администрации кладбища;
     к) присваивать  чужое  имущество,  производить  его перемещение и
другие самоуправные  действия.  Виновные   в   этом   привлекаются   к
ответственности в установленном порядке;
     л) проезд  на  территорию  кладбища  посторонних  транспортных  и
других средств передвижения без разрешения администрации кладбища.
     Примечание: посетители-инвалиды и престарелые могут пользоваться
легковым транспортом для проезда по территории кладбища;
     м) распространять  произведения  изобразительного  искусства,   в
которых изображено умершее лицо, без согласия его детей и супруга.
     36. Возникающие  имущественные   и   другие   споры   разрешаются
администрацией кладбищ,  крематориев и специализированным предприятием
"Ритуал" или  народным  судом  либо  арбитражным  судом в пределах его
компетенции.
     37. Данные   правила   вывешиваются   на    видных    местах    в
спецпредприятии  "Ритуал"  и во всех подведомственных ему предприятиях
для всеобщего обозрения.