О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ НА 1996-1997 ГОДЫ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 5 ноября 1995 г. N 1102 (Д) В целях снижения загрязнения окружающей природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и обеспечения охраны здоровья населения Правительство Российской Федерации постановляет : 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" (далее именуется - Программа). 2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых в установленном порядке из федерального бюджета. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих территории, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся источниками их поступления в окружающую среду, разработать и утвердить в 1996-1997 годах по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации целевые региональные программы неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и население, предусмотрев привлечение для их финансирования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин 5 ноября 1995 г. N 1102 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1102 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" -----------------------------T------------------------------------¬ ¦Наименование Программы ¦Защита окружающей природной среды и ¦ ¦ ¦населения от диоксинов и ¦ ¦ ¦диоксиноподобных токсикантов на ¦ ¦ ¦1996-1997 годы ¦ L----------------------------+------------------------------------- Дата принятия решения о Постановление Правительства разработке Программы, дата ее Российской Федерации от 18 мая утверждения (наименование и 1994 г. N 496 "О плане действий номер соответствующего акта) Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы" Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1102 "О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" Государственные заказчики Минприроды России Программы Госкомсанэпиднадзор России Основные разработчики Минприроды России Программы Госкомсанэпиднадзор России Минздравмедпром России Росгидромет Госстандарт России МГУ им. М. В. Ломоносова Цели и задачи Программы, Сокращение техногенного загрязнения важнейшие целевые показатели природной среды диоксинами и диоксино-подобными токсикантами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации; разработка правовых, экономических и организационных мероприятий по защите окружающей природной среды и населения Российской Федерации от диоксинов; создание в Российской Федерации государственного банка данных по содержанию диоксинов в объектах окружающей среды, продуктах питания, кормах, промышленной продукции и отходах производства; проведение локального экологического и гигиенического мониторинга, инвентаризация диоксиноопасных технологий и производств; санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксино-подобными токсикантами; разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике и реабилитации здоровья населения; разработка гигиенических и экологических нормативов содержания диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах; нейтрализация диоксинов и ограничение их распространения в окружающей среде Сроки реализации Программы 1996-1997 годы Перечень подпрограмм Раздел 1. Нормативно-правовое (разделов) и основных обеспечение безопасности окружающей мероприятий природной среды и населения Раздел 2. Экономические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения Раздел 3. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных регионов России диоксинами и фуранами Раздел 4. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Раздел 5. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Раздел 6. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Раздел 7. Научно-информационное обеспечение Исполнители подпрограмм Научные и научно-производственные (разделов) и основных организации министерств и ведомств мероприятий Российской Федерации, ответственных за выполнение заданий, подпрограмм (разделов), и иные научные и научно-производственные организации и коллективы по определению государственных заказчиков Объемы и источники 7622 млн. рублей (в ценах I квартала финансирования 1995 г.) из федерального бюджета, в том числе на 1996 год - 3852 млн. рублей и на 1997 год - 3770 млн. рублей Ожидаемые конечные результаты Сокращение техногенного загрязнения реализации Программы природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации Система организации контроля Контроль за выполнением мероприятий за исполнением Программы Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля реализации федеральных целевых программ. 1. Состояние проблемы Одной из глобальных экологических проблем в настоящее время является защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс соединений, включающий в себя полихлорированные дибензо-п-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические хлорсодержащие вещества). Диоксины образуются в технологических процессах химической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы. Наиболее угрожаемыми по загрязнению диоксинами являются Центральный, Уральский и Северо-Западный экономические регионы России с развитой промышленностью, интенсивным земледелием, где проживает основная часть населения страны. Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При достижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происходят опасные генетические изменения, последствия которых для генофонда населения, растительного и животного мира непредсказуемы. Российская Федерация единственная из промышленно развитых стран, не проводившая до последнего времени развернутых экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной программы по проблеме диоксинов. Данные об опасности диоксинов для человека и результаты выборочного обследования содержания этих ксенобиотиков в природной среде и продуктах питания в Российской Федерации потребовали разработки федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" (далее именуется Программа). Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", реальных социально-политических и экономических условий, объективной оценки диоксиновой опасности для генофонда населения, животного и растительного мира и основывается на анализе данных состояния здоровья населения и результатов выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в объектах окружающей природной среды, питьевой воде и продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что решение данной проблемы в первую очередь зависит от отказа от диоксиноопасных производств и технологий. Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236. 2. Цели и технико-экономическая эффективность Программы Целями Программы являются осуществление системных исследований, научно-технических разработок и решение следующих первоочередных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и аналогичными суперэкотоксикантами и минимизации их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации: санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами; разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ; разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах. Социальная эффективность реализации Программы достигается: повышением достоверности и полноты информации о содержании диоксинов в природной среде и продуктах питания; созданием государственного санитарно-эпидемиологического регистра и разработкой гигиенических и экологических нормативов содержания диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде, продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах производства; формированием сети аналитических центров по контролю за содержанием диоксинов; разработкой научно обоснованных рекомендаций по локализации, снижению поступлений этих веществ от известных источников и по реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных районах; разработкой правовых, экономических и организационных механизмов защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов; проведением локального экологического и гигиенического мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных технологий и производств; получением объективных данных о санитарно-гигиеническом и медико-биологическом состоянии окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами; обеспечением диагностики, профилактики воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате их воздействия. Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их минимизацией за счет использования перспективных разработок, исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий компетентных научно-исследовательских организаций. Для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий согласно приложению, рассчитанных на период 1996-1997 годов, необходимо выделение 7622 млн. рублей (в ценах I квартала 1995 г.) из средств федерального бюджета. Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных и иных источников планируется на последующем этапе разработки и реализации региональных программ неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и население в соответствии с настоящей Программой. Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя специалистов профильных научно-исследовательских учреждений министерств, ведомств и организаций, привлекаемых к выполнению проектов Программы. Материальные ресурсы для реализации Программы выделяются исполнителям проектов по согласованию с заказчиками в пределах, предусмотренных сметной стоимостью соответствующих проектов Программы. Экономическая эффективность Программы по критерию предотвращенного возможного экологического ущерба показывает, что предотвращенный ущерб от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и здоровье населения при реализации Программы и последующих мероприятий на ее основе, по экспертным оценкам, может составить не менее нескольких десятков триллионов рублей. 3. Основные направления Программы Нормативное обеспечение безопасности окружающей природной среды и населения Предусматривается разработка и внедрение в практику надзорных служб экологических и санитарно-гигиенических нормативов по контролю за содержанием диоксинов в различных объектах. Экономические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения Предусматриваются разработка системы комплексной экономической оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы и сбросы диоксинов в окружающую природную среду, разработка гибкой системы мер экономического стимулирования при создании и внедрении диоксинобезопасных технологий, организация межведомственного научно-технического центра по проблеме диоксинов. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных регионов России диоксинами и фуранами Предусматриваются разработка аналитических методик, скриннинговых тест-систем, государственная регистрация и введение в действие отечественных стандартных образцов диоксинов и фуранов, разработка усовершенствованного отечественного хромато-масс-спектрометра, оценка масштабов и степени загрязнения диоксинами районов размещения предприятий целлюлозно-бумажной и химической промышленности. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами Предусматриваются проведение анализа данных о состоянии здоровья и разработка основ профилактики и реабилитации здоровья населения в диоксиноопасных регионах. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Предусматривается осуществить разработку мероприятий по реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Предусматриваются разработка технических карт основных диоксиноопасных производств, мероприятий и технических решений по диоксинобезопасным методам переработки твердых бытовых отходов, очистке промышленных выбросов и сбросов, обезвреживанию галогеносодержащих отходов, в том числе отходов целлюлозно-бумажной промышленности, реконструкции диоксинпродуцирующих производств. Научно-информационное обеспечение Планируются создание банков данных, получение и обработка научной информации, подготовка сводных аналитических материалов и докладов по проблеме диоксинов. 4. Механизм реализации и конечные результаты Программы Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками: Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы диоксинов; Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по санитарно-гигиеническим аспектам проблемы. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом работ по выполнению государственного заказа государственным заказчиком. В результате реализации Программы будут: реализованы правовые, экономические и организационные мероприятия по защите населения и окружающей природной среды от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, создана система государственного экологического контроля, разработаны для внедрения в народное хозяйство диоксинобезопасные технологии, методы и средства реабилитации загрязненных территорий; созданы основы нормативно-правового и экономического регулирования, организации систематического мониторинга и внедрения научно обоснованной системы мер, направленных на реорганизацию промышленного производства в России с целью исключения возможности образования диоксинов как в получаемой продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации. Социальная значимость выполнения Программы определяется совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды, защиту здоровья и генофонда населения России от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов. В результате реализации Программы станет возможным переход к следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов - снижению уровня загрязнения ими территории России до физиологически допустимых норм. Для этого предстоит разработать и организовать систему постоянного мониторинга окружающей среды, реализовать план мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения территории России диоксинами и фуранами, реабилитации здоровья населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих производств, осуществить внедрение диоксинобезопасных технологий. Приложение к федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" МЕРОПРИЯТИЯ по реализации федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы" -----------------------------------------T------------------------¬ ¦ ¦Затраты* (млн. рублей в ¦ ¦ Наименование мероприятий ¦ценах I квартала ¦ ¦ ¦1995 г.) ¦ L----------------------------------------+------------------------- всего 1996 г. 1997 г. 1. Нормативно-правовое обеспечение безопасности окружающей природной среды и населения Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5 содержания диоксинов и фуранов в выбросах и сбросах промышленных предприятий и мусоросжигательных заводов Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5 содержания диоксинов и фуранов в почвах, отходах производства и потребления Разработка санитарно-гигиенических нормативов 454 151 303 содержания диоксинов и фуранов в питьевой воде, продуктах питания, воздухе рабочей зоны, промышленной продукции, кормах и биосубстратах Разработка предложений о внесении изменений и 68 34 34 дополнений в законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области защиты окружающей среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Итого по разделу 1 688 268 420 2. Экономические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения Разработка комплексного алгоритма оценки 106 53 53 экологического и антропогенного риска от загрязнения диоксинами и диоксиноподобными токсикантами для принятия управленческих решений Разработка системы комплексной экономической 60 30 30 оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Разработка базовых нормативов платы за 60 30 30 выбросы и сбросы диоксинов и фуранов в окружающую природную среду и за размещение отходов, их содержащих Разработка системы мер экономического 30 15 15 стимулирования и льготного налогообложения предприятий, учреждений и организаций при разработке и внедрении диоксинобезопасных технологий Создание Междведомственного 756 756 - научно-технического центра по проблеме диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Итого по разделу 2 1012 884 128 3. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных регионов России диоксинами и фуранами Разработка аналитических методик определения 435 170 265 содержания диоксинов и фуранов в пищевых продуктах, кормах, промышленной продукции и отходах, биосфере, биосубстратах человека и объектах биоты Разработка скриннинговых тест-систем и 113 56 57 внедрение их в практику учреждений Госкомсанэпиднадзора России, Минздравмедпрома России и Минприроды России Синтез, наработка, государственная 185 92 93 регистрация и введение в действие стандартных образцов диоксинов и фуранов, в том числе изотопномеченых Усовершенствование отечественного 378 77 301 малогабаритного хромато-масс-спектрометра, разработка и организация выпуска хроматографических колонок для определения диоксинов и фуранов Разработка методов и средств биоиндикации и 113 56 57 биотестирования диоксинов в окружающей среде Аккредитация лабораторий на право 45 45 - государственного контроля по определению диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей среды Проведение измерений и определение суммарных 756 226 530 выбросов и сбросов диоксинов в окружающую среду от известных источников: предприятий химической промышленности; предприятий цветной и черной металлургии; целлюлозно-бумажного производства; автомобильного транспорта; мусороперерабатывающих заводов Оценка уровня загрязнения диоксиноподобными 378 151 227 токсикантами регионов с предприятиями целлюлозно-бумажной и химической промышленности Ранжирование территории России по 38 19 19 загрязненности диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Разработка прогноза загрязнения территории 30 18 12 России диоксинами и диоксиноподобными токсикантами с помощью имитационных моделей пространственно-временного перемещения суперэкотоксикантов в объектах окружающей среды Итого по разделу 3 2471 910 1561 4. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Анализ данных о состоянии здоровья населения 45 45 - в диоксиноопасных регионах Экспериментальные и клинические исследования 204 61 143 воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на человека, определение уровня содержания диоксинов в грудном молоке Разработка методов оценки риска проживания в 151 76 75 диоксиноопасных регионах Исследование токсикологических эффектов 378 227 151 диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на биологические системы в различных природных средах Итого по разделу 4 778 409 369 5. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксино- подобными токсикантами Разработка научных основ профилактики и 174 87 87 реабилитации здоровья населения в диоксиноопасных регионах Разработка системы реабилитации территорий, 83 83 - загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами Разработка комплекса мероприятий по защите 174 87 87 источников питьевого водоснабжения от загрязнения диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, усовершенствованию процессов водоподготовки с целью обеспечения нормативного содержания диоксинов в питьевой воде Итого по разделу 5 431 257 174 6. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов Исследование условий образования диоксинов в 242 121 121 промышленных производствах хлорорганических продуктов на различных стадиях их получения и в смежных технологических циклах Разработка и экспериментальная проверка 54 27 27 диоксинобезопасных технологий переработки твердых бытовых отходов Разработка мероприятий и технических решений 378 189 189 по замене технологий с использованием хлора и хлорсодержащих соединений на технологические процессы, исключающие образование диоксинов и фуранов Разработка технологий и средств очистки 567 260 307 промышленных выбросов и сбросов от диоксинов и фуранов Разработка эффективных способов и технических 378 189 189 средств обезвреживания и утилизации галогено-содержащих отходов, в том числе отходов целлюлозно-бумажной промышленности Исследование процессов миграции, 189 94 95 трансформации и деградации диоксинов и фуранов под воздействием внешних факторов в объектах окружающей природной среды Итого по разделу 6 1808 880 928 7. Научно-информационное обеспечение Создание банка данных по основным 94 94 - диоксиноопасным производствам и технологиям в России Организация и проведение семинаров и 94 37 57 конференций по проблеме диоксинов Подготовка сводных аналитических материалов и 76 38 38 документов для представления в Правительство Российской Федерации Создание информационно-поисковой системы по 94 37 57 Программе Обеспечение населения и общественных 76 38 38 организаций информацией об опасности диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и мерах защиты от них Итого по разделу 7 434 244 190 Всего по Программе 7622 3852 3770 _____________________ * Федеральный бюджет. |