О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Государственный комитет РФ по высшему образованию (Госкомвуз России). 04.10.95 09-34-139ИН/09-1

  О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ  ДОКУМЕНТАЦИИ  ПО  СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
                СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                ПИСЬМО

          ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ  РФ
                          4 октября 1995 г.
                         N 09-34-139ИН/09-1

                             (БКВШ 96-1)

     В соответствии   с   постановлениями   Правительства   Российской
Федерации от 20 апреля 1995 г.  N 387 и от 18 августа 1995  г.  N  821
Государственный комитет  Российской  Федерации  по высшему образованию
просит разработать и представить в  Госкомвуз  России  на  утверждение
государственные требования  к  минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальностям среднего профессионального образования и
реализующую их   учебно-программную   документацию   по   закрепленным
специальностям среднего профессионального образования.
     В целях обеспечения единых методологических подходов при создании
указанных документов и унификации их формы подготовки  выпускников  по
специальностям среднего  профессионального образования (приложение 1),
Рекомендации по разработке примерных учебных планов по  специальностям
среднего профессионального образования (приложение 2), Рекомендации по
разработке примерных программ  учебных  дисциплин  и  производственной
(профессиональной практики       по       специальностям      среднего
профессионального образования (приложение 3).
     В Госкомвуз  России  представляются два экземпляра полного пакета
проектов учебно-программной документации (государственные  требования,
примерный  учебный  план  и  примерные  учебные  программы дисциплин и
производственной  (профессиональной)  практики  в  части  федерального
компонента),   прошедшего   экспертизу  в  Научно-методическом  центре
среднего профессионального  образования  и  получившего  положительное
заключение.
     Указанные документы должны быть напечатаны через два интервала на
листах формата   А4   и   подписаны  руководителем  органа  управления
образовательными учреждениями среднего  профессионального  образования
министерства (ведомства) - разработчика.
     Утвержденные документы  регистрируются   в   Госкомвузе   России.
Регистрационный номер,    включающий    условный    код   министерства
(ведомства) -  разработчика  и  код  специальности,   а   также   дата
регистрации являются   едиными  для  всего  пакета  учебно-программной
документации и проставляются в левой  верхнем  углу  титульного  листа
каждого документа.
     Подлинники зарегистрированных     государственных     требований,
примерных учебных планов и примерных учебных программ хранятся в делах
Госкомвуза России.
     Вторые экземпляры    передаются    министерству   (ведомству)   -
разработчику для организации издания и  обязательной  рассылки  одного
экземпляра в  соответствии с заявками в адрес заинтересованных органов
управления образовательными  учреждениями  среднего  профессионального
образования.
     Введение в действие государственного  образовательного  стандарта
среднего профессионального   образования   в   части   государственных
требований к минимуму содержания и уровню  подготовки  выпускников  по
конкретным специальностям   среднего   профессионального   образования
осуществляется в   соответствии   с    постановлением    Правительства
Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 387.
     В соответствии с федеральной программой  развития  образования  в
России финансирование  разработки  учебно-программной  документации по
закрепленным специальностям должно  быть  предусмотрено  в  отраслевых
программах развития среднего профессионального образования.

Заместитель председателя                                    В.Шадриков

                                                         Приложение 1.

                             Рекомендации
  по разработке государственных требований к минимуму содержания  и
уровню подготовки     выпускников     по    специальностям    среднего
                    профессионального образования

                          1. Общие положения

     1.1. Государственные требования к минимуму  содержания  и  уровню
подготовки выпускников  по  специальностям  среднего профессионального
образования (далее - Требования) разрабатываются с целью  установления
федерального компонента государственного образовательного стандарта по
специальностям среднего профессионального образования.
     Требования призваны    обеспечить    эквивалентность   подготовки
выпускников по специальностям среднего  профессионального  образования
на всей     территории     Российской    Федерации    независимо    от
организационно-правовой формы,   типа    и    вида    образовательного
учреждения, осуществляющего   реализацию   основной   профессиональной
образовательной программы среднего  профессионального  образования,  и
формы обучения.
     Требования разрабатываются    для    основных    профессиональных
образовательных программ на базе среднего (полного) общего образования.
     Образовательные учреждения       среднего       профессионального
образования, осуществляющие  подготовку специалистов на базе основного
общего образования,     реализуют      Базисный      учебный      план
общеобразовательных учреждений   Российской   Федерации,  утвержденный
Минобразованием России приказом от 7 июня 1993 г.  N 237,  вариантно с
учетом профиля получаемого профессионального образования.
     Реализацию Базисного учебного плана по  образовательным  областям
по его  инвариантной  части  является обязательным условием выполнения
образовательной программы среднего профессионального образования.
     1.2. Требования разрабатываются исходя из профессиональных задач,
решаемых специалистами со  средним  профессиональным  образованием,  и
должны обеспечивать подготовку специалистов, отвечающих запросам рынка
труда.
     1.3. Требования   по  основным  профессиональным  образовательным
программам среднего   профессионального   образования    базового    и
повышенного образовательных   уровней   имеют  аналогичные  структуры.
Требования по  основным  профессиональным  образовательным  программам
повышенного уровня  разрабатываются  как  дополнения  ко всем разделам
Требований по  основным  профессиональным  образовательным  программам
базового уровня  под рубрикой "Дополнительные требования к повышенному
образовательному уровню подготовки".
     1.4. Требования    структурируются    по   циклам   дисциплин   и
производственной (профессионально) практике:
     - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
     - математические и и общие естественнонаучные дисциплины;
     - общепрофессиональные дисциплины;
     - производственная (профессиональная) практика.
     1.5. Требования  определяют  области  знаний,  которые составляют
основную профессиональную образовательную  программу  специальности  и
позволяют образовательную    программу   специальности   и   позволяют
сформировать содержание   и    наименования    дисциплин    и    видов
производственной (профессиональной) практики.

                       2. Структура Требований

     2.1. Требования включают три раздела:
     - общая характеристика специальности;
     - требования  к  уровню  подготовки  выпускников по специальности
среднего профессионального образования;
     - обязательный   минимум   содержания  основной  профессиональной
образовательной программы по специальности среднего  профессионального
образования.
     2.2. В разделе "Общая характеристика специальности" отражаются:
     - наименование    и    код   специальности   в   соответствии   с
Классификатором специальностей среднего профессионального  образования
(далее - Классификатор);
     - формы  освоения   основной   профессиональной   образовательной
программы в  соответствии  с  Типовым  положением  об  образовательном
учреждении среднего   профессионального   образования,    утвержденным
постановлением Правительства  Российской  Федерации от 14 октября 1994
г. N 1168;
     - образовательные  уровни  среднего профессионального образования
по специальности;
     - общеобразовательная  база  приема  студентов  (основное  общее,
среднее (полное) общее, начальное профессиональное образование);
     - нормативный  срок  обучения  по  специальности  при очной форме
обучения (по  образовательным   уровням   среднего   профессионального
образования);
     - объекты и  виды  профессиональной  деятельности  выпускника  по
специальности;
     - возможности профессиональной адаптации.
     2.3. Раздел   "Требования  к  уровню  подготовки  выпускников  по
специальности среднего профессионального образования" включает:
     - общие требования к образованности выпускника;
     - требования к уровню подготовки выпускника по циклам дисциплин и
производственной (профессиональной) практике.
     2.3.1. Общие требования к образованности выпускника формулируются
следующим образом.
     Выпускник отвечает следующим требованиям:
     - понимает  базовые  положения  основных  учений  в области общих
гуманитарных и  социально-экономических  наук,  способен  использовать
методы этих  наук  в  различных  видах  профессиональной  и социальной
деятельности;
     - знает  Конституцию  Российской Федерации,  этические и правовые
нормы, регулирующие   отношения   человека   к   человеку,   обществу,
окружающей среде,   умеет  учитывать  их  при  решении  экономических,
социальных, политических  и  экологических  задач   в   рамках   своей
компетенции;
     - владеет культурой мышления,  способен  в  письменной  и  устной
форме логично изложить в его результаты;
     - владеет  лексическим  минимумом  иностранного  языка,  способен
продолжить его    изучение    для    осуществления    профессиональной
деятельности в иноязычной среде;
     - способен  в  условиях  развития  науки,  техники и изменяющейся
социальной практики приобретать новые  знания,  используя  современные
образовательные технологии;
     - имеет сущность и социальную значимость своей профессии,  знаком
с проблемами, определяющими области профессиональной деятельности;
     - умеет на научной основе организовать свой труд;
     - владеет  компьютерными  методами  сбора,  хранения  и обработки
информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности;
     - готов  при реализации профессионального функций решать задачи с
известными алгоритмами выполнения;
     - подготовлен   к   взаимодействию   с   коллегами  по  работе  в
коллективе, знаком  с  методами  управления   и   организации   работы
исполнителей;
     - владеет навыками одной из рабочих профессий  в  соответствии  с
профилем приобретенной специальности;
     - методически и психологически готов  к  корректированию  вида  и
характера профессиональной деятельности.
     2.3.2. Требования  к  уровню  подготовки  выпускника  по   циклам
дисциплин, учебным     дисциплинам     и     видам    производственной
(профессиональной) практики излагаются в следующих понятиях:
     - "иметь     представление,     понимать"     как     способности
идентифицировать объект  изучения,  дать  его  качественное  описание,
сформулировать характерные свойства;
     - "знать" как  способность  воспроизвести  изученный  материал  с
требуемой степенью научной точности;
     - "уметь" как способности использовать полученные знания в  сфере
профессиональной деятельности  с  возможным  использованием справочной
литературы;
     - "владеть  навыками"  как  способности  самостоятельно выполнять
действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях,
на новом содержании.
     Требования по циклу общих гуманитарных и  социально-экономических
дисциплин должны  соответствовать  утвержденным  Госкомвузом России 29
сентября 1995 г. Государственным требованиям (федеральному компоненту)
к обязательному  минимуму  содержания  и уровню подготовки выпускников
средних специальных  учебных  заведений  по   общим   гуманитарным   и
социально-экономическим дисциплинам.
     Требования по циклам математических и  общих  естественнонаучных,
общепрофессиональных, специальных    дисциплин    и   производственной
(профессиональной) практике разрабатываются вариантно с учетом профиля
получаемого профессионального образования и квалификации специалиста в
рамках основных     профессиональных     образовательных      программ
специальностей среднего профессионального образования.
     2.4. Раздел    "Обязательный    минимум    содержания    основной
профессиональной образовательной  программы  по специальности среднего
профессионального образовательной программы по специальности  среднего
профессионального образования" включает:
     - наименования циклов дисциплин и учебных дисциплин,  их основные
разделы, темы,   понятия,  с  помощью  которых  определяется  основное
содержание дисциплин,   виды    производственной    (профессиональной)
практики, устанавливаемые     федеральным     компонентом     основной
профессиональной образовательной программы специальности;
     - минимальные    объемы   времени,   отводимые   для   реализации
федеральных компонентов   циклов   дисциплин,    учебных    дисциплин,
обязательных дисциплин  по  выбору  студентов и видов производственной
(профессиональной) практики в зависимости от формы обучения;
     - максимальный    объем   времени,   отводимый   для   реализации
регионального компонента;
     - объема  времени  и  вид  итоговой  аттестации (защита выпускной
квалификационной работы,  сдача итогового междисциплинарного экзамена,
итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам).
     2.4.1. Обязательный   минимум   содержания   по    циклу    общих
гуманитарных и  социально-экономических  дисциплин  устанавливается  в
соответствии с утвержденными Госкомвузом России 29  сентября  1995  г.
Государственным требованиями (федеральным компонентом) к обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средни специальных
учебных заведений  по  общим  гуманитарным  и  социально-экономическим
дисциплинам.
     2.4.2. Обязательный минимум содержания по циклам математических и
общих естественнонаучных,  общепрофессиональных, специальных дисциплин
и производственной    (профессиональной)    практике   разрабатывается
вариантно с   учетом   профиля   и   уровня    получаемого    среднего
профессионального образования и квалификации специалиста.
     2.4.3. Математическое и  естественнонаучное  содержание  основных
профессиональных образовательных   программ   специальностей  среднего
профессионального образования может быть реализовано в форме отдельных
и  (или)  интегрированных  курсов,  в том числе и виде соответствующих
разделов и тем общепрофессиональных и специальных дисциплин.
     Для специальностей,  отнесенных к группам "Гуманитарно-социальные
специальности", "Образование",    "Здравоохранение",    "Культура    и
искусство", "Экономика и управление", "Сервис" и т.п. формы реализации
математического и     естественнонаучного     содержания     дисциплин
устанавливаются государственными  требованиями к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников по соответствующим специальностям.
     2.5. Объем  времени для изучения обязательных дисциплин по выбору
студентов может составлять до  10  процентов  общего  объема  учебного
времени, нормированного федеральным компонентом.
     Распределение объема времени для изучения обязательных  дисциплин
по выбору  студентов по циклам дисциплин производится в зависимости от
профиля специальности.
     2.6. Объем   времени   для  реализации  регионального  компонента
основной профессиональной образовательной программы должен составлять,
как правило,  не  более  20  процентов общего объема учебного времени,
нормированного федеральным компонентом.
     Распределение объема регионального компонента по циклам дисциплин
и производственной   (профессиональной)   практике   производится    в
зависимости от   профиля  специальности  и  региональных  особенностей
подготовки специалистов.
     2.7. Соотношение  между объемами времени,  отводимыми на изучение
теоретического материала  и  на  приобретение   практических   навыков
(лабораторные работы,    практические   занятия   и   производственная
(профессиональная) практика),  устанавливается  исходя  их  конкретных
целей образовательного    процесса,    сбалансированности    интересов
студентов, работодателей  и  образовательного  учреждения.  Оно  может
варьироваться от  традиционно  сложившегося в среднем профессиональном
образовании (1:1) до дифференцированного (нетипичного), вытекающего из
задач подготовки специалистов среднего звена широкого профиля.
     2.8. Требования  должны  содержать  сводные  данные  по   бюджету
времени, на  основе  которых  составляется  основная  профессиональная
образовательная программа (по формам обучения):

     Теоретическое обучение            (включая
     экзаменационные сессии) ..................                  нед.;
     Производственная        (профессиональная)
     практика .................................                  нед.;
     Итоговая аттестация ......................                  нед.;
     Каникулы .................................                  нед.;
     Итого ....................................                  нед.;

     2.9. Формы  титульного  листа  и   первой   страницы   Требований
приведены в приложении к настоящим Рекомендациям.
     До введения государственного образовательного стандарта на первой
странице Требований  делается запись:  "Действуют в качестве временных
требований до введения государственного образовательного  стандарта  с
...".

                                                            Приложение

                        Форма титульного листа
         государственных требований  к  минимуму   содержания
         и   уровню подготовки выпускников по специальностям
                среднего профессионального образования



                         Государственный герб
                         Российской Федерации


               Государственный образовательный стандарт
                среднего профессионального образования


                      Государственные требования
        к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
                           по специальности

     _________________________________________________________________
    (Код и наименование специальности по Классификатору специальностей
               среднего профессионального образования)


             Государственный комитет Российской Федерации
                        по высшему образованию


                        Форма первой страницы
           государственных требований к минимуму содержания
          и уровню подготовки выпускников по специальностям
                среднего профессионального образования


     Рег. N _______
     " _____" ____________ 199 __ г.


               Государственный образовательный стандарт
                среднего профессионального образования

     _________________________________________________________________

                                                             Утверждаю

     Специальность ____________________             __________________
                   (Код и наименование
     __________________________________             __________________
     специальности по Классификатору
     __________________________________             __________________
     специальностей среднего
     __________________________________
     профессионального образования)         " _____" ________199 __ г.

     _________________________________________________________________

     Действуют в    качестве    временных   требований   до   введения
государственного образовательного стандарта с ........................

                                ТЕКСТ

                                                          Приложение 2

                             Рекомендации
       по разработке примерных учебных планов по специальностям
                среднего профессионального образования

                          1.Общие положения

     1.1. Примерный   учебный   план   по   специальностям    среднего
профессионального образования    -   документ,   предназначенный   для
реализации государственных требований к минимуму содержания  и  уровню
подготовки по конкретной специальности.
     1.2. Примерный учебный план определяет:
     - наименования   дисциплин,   обязательные   минимальные   объемы
времени, отводимые для изучения  дисциплин,  составляющих  федеральный
компонент основной   профессиональной   образовательной  программы,  и
рекомендуемую последовательности их изучения;
     - виды    и    минимальную   продолжительности   производственной
(профессиональной) практики,  предусмотренные федеральным  компонентом
основной профессиональной образовательной программы;
     - основные  виды  учебной  работы  и  объемы   времени   для   их
реализации, предусмотренные федеральным компонентом;
     - максимальный  объем  времени   для   реализации   регионального
компонента;
     - примерный перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских.
     1.3. При    разработке    примерных    учебных   планов   следует
руководствоваться:
     - законодательством Российской Федерации;
     - требованиями   государственного   образовательного    стандарта
среднего профессионального  образования,  утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. N 821;
     - государственными  требованиями  к  минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по конкретной специальности;
     - нормативными актами Госкомвуза России;
     - действующими  государственными   образовательными   стандартами
начального, среднего и высшего профессионального образования.

                2. Структура примерного учебного плана

     2.1. Примерный  учебный  план  разрабатывается  на  базе среднего
(полного) общего образования.
     2.2. Примерный учебный план состоит из титульной части, табличной
части и пояснений к плану. Форма примерного учебного плана приведена в
приложении к настоящим Рекомендациям.
     2.3. Титульная часть содержит:
     - регистрационный  номер  и  дату регистрации примерного учебного
плана;
     - наименование плана;
     - уровень среднего  профессионального  образования  (базовый  или
повышенный);
     - код и наименование специальности согласно Классификатору;
     - присваиваемую квалификацию специалиста;
     - продолжительности обучения на базе  среднего  (полного)  общего
образования (год, месяц);
     - форму обучения;
     2.4. Табличная часть включает:
     - сводные данные плана;
     - примерный перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских.
     2.4.1. Сводные данные плана включают:
     - индексы  и  наименования циклов дисциплин,  учебных дисциплин и
видов производственной   (профессиональной)   практики,   составляющих
федеральный компонент    основной   профессиональной   образовательной
программы специальности;
     - минимальное  время на их изучение (реализацию),  в том числе по
видам учебной  работы  (ч)   и   производственной   (профессиональной)
практики (нед.);
     - время на изучение обязательных дисциплин  по  выбору  студентов
(ч);
     - рекомендуемый год изучения;
     - рекомендуемый объем регионального компонента (ч);
     - время на итоговую аттестацию (нед.);
     - время на консультации на учебную группу на весь период обучения
(ч);
     - сводные данные по бюджету времени.
     2.4.2. Пример индексирования циклов дисциплин,  учебных дисциплин
и видов   производственной   (профессиональной)  практики  приведен  в
приложении к настоящим Рекомендациям.
     2.4.3. Наименование  учебных  дисциплин  и видов производственной
(профессиональной) практики должны соответствовать Требованиям.
     2.5. Примерный   перечень   учебных   лабораторий,   кабинетов  и
мастерских должен  быть  достаточным   для   реализации   федерального
компонента основной    профессиональной    образовательной   программы
специальности.

       3. Рекомендации по разработке примерного учебного плана

     3.1. Наименования и  количество  учебных  дисциплин  федерального
компонента всех циклов,  минимальное время на их изучение, соотношение
между объемами  времени  на  изучение   теоретического   материала   и
приобретение практических    навыков,   рекомендуемый   год   изучения
дисциплины или проведения производственной (профессиональной) практики
устанавливаются в соответствии с Требованиями.
     3.2. Рекомендации  по  годам   изучения   учебных   дисциплин   и
реализации видов  производственной  (профессиональной) практики должны
исходить из   логической   последовательности   изучения    дисциплин,
реализации практики и межпредметных связей.
     3.3. Минимальное  время  на  выполнение  лабораторных   работ   и
практических занятий  устанавливается исходя из требований к умениям и
навыкам по конкретной учебной дисциплине.
     По дисциплинам,    усвоение    содержания   которых   достигается
преимущественно практическим обучением (например,  инженерная  графика
(черчение), иностранный   язык,   физическая   культура   и   т.  п.),
предусматриваются, в основном, практические занятия.
     3.4. Структура цикла общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин устанавливается в соответствии с приказом Госкомвуза  России
от 12 апреля 1995 г. N 537.
     3.5. Математические   и   общие   естественнонаучные,   а   также
общепрофессиональные дисциплины     должны     обеспечивать    базовое
фундаментальное образование  выпускников,  формирующее  широкую  общую
профессиональную подготовку.
     Общепрофессиональными следует      считать       общетехнические,
общеэкономические, общепедагогические, общемедицинские, общеправовые и
т. п. дисциплины в зависимости от профиля специальности.
     3.6. Специальные   дисциплины   должны   обеспечивать  подготовку
выпускника к его профессиональной деятельности по специальности.
     3.7. В  федеральном  компоненте  каждого  цикла предусматривается
время на  изучение  обязательных  дисциплин   по   выбору   студентов.
Студентам предоставляется   право   выбора   равнозначных  по  времени
изучения учебных дисциплин,  обеспечивающих углубленные знания, умения
и навыки  по данному циклу,  исходя из необходимости создания наиболее
благоприятных условий для самоопределения личности и ее самореализации.
     3.8. В примерных учебных планах предусматривается:
     - курсовое проектирование (или его аналогии) не более чем по трем
дисциплинам на весь период обучения,  причем один курсовой проект (или
его аналог)  может  быть  запланирован  по  дисциплинам  регионального
компонента;
     - консультации из расчета не более 100 ч на учебную группу на год
обучения.
     3.9. Виды  производственной  (профессиональной)  практики  и   их
продолжительность определяются  в соответствии с требованиями к уровню
подготовки выпускников  в  зависимости  от  характера   специальности,
квалификации и продолжительности обучения по специальности.
     3.10. Федеральный компонент  производственной  (профессиональной)
практики определяет:
     - практику для получения первичных профессиональных навыков;
     - практику по профилю специальности;
     - преддипломную   практику   (или    стажировку)    по    профилю
специальности.
     3.11. Пояснения к  примерному  учебному  плану  должны  содержать
разъяснения, уточняющие   положения   и  особенности  образовательного
процесса по данной специальности и форме обучения.
     Типовые формулировки   пояснения   к  примерному  учебному  плану
прилагаются.

                                                            Приложение

                        Форма титульного листа
              примерного учебного плана по специальности
                среднего профессионального образование

     Рег. N ________
     " ____" _________ 199 ___ г.


                        ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

                СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

               _______________________ уровня обучения

     по специальности ________________________________________________
                             ( Код и наименование специальности
                      ________________________________________________
                        по Классификатору специального среднего
                      ________________________________________________
                                  профессионального образования)

     Квалификация специалиста ________________________________________

                              ________________________________________

     Форма обучения __________________________________________________
                             (очная, вечерняя, заочная)

     Продолжительности обучения  на  базе  среднего  (полного)  общего
образования ______________________________________________ (год, мес.)

                                                            Приложение

                  Форма первой и последующих страниц
              примерного учебного плана по специальности
                среднего профессионального образования

                       1. СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПЛАНА

                     1.1. Теоретическое обучение

 ____________________________________________________________________________________
|        |                         |    Время учебной работы (ч)     |               |
|        |                         |_________________________________|               |
|        |                         |       |       в том числе       |               |
| Индекс |  Наименование цикла,    |       |_________________________| Рекомендуемый |
|        |     дисциплины,         | всего | лаб. раб., | курсовой   |      год      |
|        |     компонента          |       |  практ.    | проект или |   изучения    |
|        |                         |       |  занят.    | его аналог |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| Г.00   | Общие гуманитарные  и   |       |            |            |               |
|        | социально-экономические |       |            |            |               |
|        | дисциплины              |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
|        | Федеральный компонент   |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| ГФ.01  | Дисциплина федерального |       |            |            |               |
|        | компонента              |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| ГФ.02  | - - - " - - -           |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| ГФ...  | - - - " - - -           |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
|        | Обязательные дисциплины |       |            |            |               |
|        | по выбору студентов     |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| М.00   | Математические и  общие |       |            |            |               |
|        | естественнонаучные      |       |            |            |               |
|        | дисциплины              |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
|        | Федеральный компонент   |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| МФ.01  | Дисциплина федерального |       |            |            |               |
|        | компонента              |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| МФ.02  | - - - " - - -           |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| МФ...  | - - - " - - -           |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
|        | Обязательные дисциплины |       |            |            |               |
|        | по выбору студентов     |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| О.00   | Общепрофессиональные    |       |            |            |               |
|        | дисциплины              |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
|        | Федеральный компонент   |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| ОФ.01  | Дисциплина федерального |       |            |            |               |
|        | компонента              |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| ОФ.02  | - - - " - - -           |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| ОФ...  | - - - " - - -           |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
|        | Обязательные дисциплины |       |            |            |               |
|        | по выбору студентов     |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| С.00   | Специальные дисциплины  |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
|        | Федеральный компонент   |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| СФ.01  | Дисциплина федерального |       |            |            |               |
|        | компонента              |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| СФ.02  | - - - " - - -           |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
| СФ...  | - - - " - - -           |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|
|        | Обязательные дисциплины |       |            |            |               |
|        | по выбору студентов     |       |            |            |               |
|________|_________________________|_______|____________|____________|_______________|


     1.2. Производственная (профессиональная) практика

 _________________________________________________________________________________
| Индекс | Наименование вида производственной | Продолжительность | Рекомендуемый |
|        |    (профессиональной) практики     |       (нед.)      |      год      |
|        |                                    |                   |    проведения |
|________|____________________________________|___________________|_______________|
| П.00   | Производственная                   |                   |               |
|        | (профессиональная) практика        |                   |               |
|________|____________________________________|___________________|_______________|
|        | Федеральный компонент              |                   |               |
|________|____________________________________|___________________|_______________|
| ПФ.01  | Практика для  получения  первичных |                   |               |
|        | профессиональных навыков           |                   |               |
|________|____________________________________|___________________|_______________|
| ПФ.02  | Практика по профилю специальности  |                   |               |
|________|____________________________________|___________________|_______________|
| ПФ.03  | Преддипломная             практика |                   |               |
|        | (стажировка)                       |                   |               |
|________|____________________________________|___________________|_______________|

     1.3. Региональный компонент ................................. (ч)
     1.4. Итоговая аттестация ................................. (нед.)
     1.5. Консультации,  общий объем на учебную группу на весь
          период обучения ........................................ (ч)
     1.6. Сводные данные по бюджету времени
          Общий объем учебного времени ........................... (ч)
          Федеральный компонент ................................. (ч),
          в том числе:
          объем времени на изучение теоретического
          материала .............................................. (ч)
          объем времени на приобретение практических
          навыков ................................................ (ч)
          Региональный компонент ................................. (ч)
          Итоговая аттестация .................................... (ч)

  2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ, КАБИНЕТОВ И МАСТЕРСКИХ

 ____________________________________________________________________
|  N  |                       Наименование                           |
| п/п |                                                              |
|_____|______________________________________________________________|
|_____|______________________________________________________________|                                                                    |
|_____|______________________________________________________________|
|_____|______________________________________________________________|
|_____|______________________________________________________________|
|_____|______________________________________________________________|

     _________________________________
      (реквизиты разработчика плана)
     _________________________________
     _________________________________
     _________________________________
     "____" _______________ 199 ___ г.


                              ПОЯСНЕНИЯ
                     К ПРИМЕРНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

     1. Примерный   учебный   план   предназначен    для    реализации
государственных требований  к  минимуму содержания и уровню подготовке
выпускников со специальности ________________________________________
                               (код и наименование специальности
______________________________________________________________________
 по Классификатору     специальностей    среднего    профессионального
______________________________________________________________________
                                 образования)
     2. Примерный  учебный  план  является  основой   для   разработки
учебного плана  образовательным учреждением среднего профессионального
образования.
     3. Объем  обязательных  аудиторных  занятий  студентов  не должен
превышать 36 часов в  неделю  за  период  теоретического  обучения.  В
указанный объем не входят занятия по факультативным предметам.
     4. Федеральный  компонент   всех   циклов   дисциплин   и   видов
производственной (профессиональной)  практики  определяет  минимальное
время, отводимое  для  реализации  обязательного  минимума  содержания
основной профессиональной  образовательной  программы,  в том числе по
видам учебной работы.
     5. Курсовые  проекты  (работы)  являются  видом учебной работы по
дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
     6. Перечень   рекомендуемых   обязательных  предметов  по  выбору
студентов по циклам дисциплин:
     Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
     ................................................................
     ................................................................
     ................................................................
     Математические общие и естественнонаучные дисциплины
     ................................................................
     ................................................................
     ................................................................
     Общепрофессиональные дисциплины
     ................................................................
     ................................................................
     ................................................................
     Социальные дисциплины
     ................................................................
     ................................................................
     ................................................................

                                                          Приложение 3

                             Рекомендации
          по разработке примерных программ учебных дисциплин
            и производственной (профессиональной) практики
       по специальностям среднего профессионального образования

     1. Примерная  программа  учебной  дисциплины или производственной
(профессиональной) практики - документ, предназначенный для реализации
требований к  минимуму  содержания  и уровню подготовки выпускников по
конкретной учебной дисциплине или производственной  (профессиональной)
практике.
     На основании   примерной   учебной   программы    образовательное
учреждение самостоятельно   разрабатывает  рабочую  программу  учебной
дисциплины или производственной (профессиональной) практики  (далее  -
практики).
     2. Примерная  программа  учебной  дисциплины  (практики)   должна
содержать следующие разделы:
     - титульный лист;
     - пояснительную записку;
     - примерный тематический план дисциплины (практики);
     - перечень  основных  знаний,  умений и навыков,  которыми должен
владеть студент после изучения дисциплины (прохождения практики);
     - рекомендуемый   перечень   лабораторных  работ  и  практических
занятий (для учебных дисциплин);
     - контрольные (тестовые задания).
     2.1. Титульный лист должен содержать:
     - регистрационный номер и дату регистрации;
     - наименование учебной дисциплины (практики);
     - указания   на  принадлежность  примерной  программы  дисциплины
(практики) специальности     (группе     специальностей)      среднего
профессионального образования;
     - год издания.
     На обороте титульного листа указываются реквизиты разработчика.
     Форма титульного листа приводится.
     2.2. В  пояснительной  записке  кратко  формулируется  назначение
дисциплины (практики),  ее роль в  подготовке  специалистов,  связь  с
дисциплинами (видами      практики)      основной     профессиональной
образовательной программы специальности,  а также кроткие методические
указания по ее изучению (реализации).
     В этом  разделе  должно  быть  отражено  право   образовательного
учреждения при  разработке  рабочей  программы  вносить дополнительные
требования к  уровню  подготовки  специалиста  с  учетом  региональных
особенностей, специфики  учебного  заведения  и  требований  заказчика
специалистов.
     2.3. В   примерном   тематическом   плане  дисциплины  приводятся
наименования разделов  и  тем,   а   также   указывается   минимальное
количество часов, необходимых для изучения каждого раздела ("всего), в
том числе на лабораторные работы и практические занятия).
     В примерном тематическом плане практики указывается только время,
необходимое для реализации каждого раздела практики.
     2.4. Перечень  основных представлений,  знаний,  умений и навыков
составляется таким образом,  чтобы  каждой  теме  соответствовал  свой
набор основных  представлений,  знаний,  умений  и  навыков,  которыми
должен владеть  студент   после   изучения   дисциплины   (прохождения
практики).
     2.5. В  примерной   программе   учебной   дисциплины   приводится
рекомендуемый перечень  лабораторных  работ  и  практических  занятий,
направленных на  развитие  умений  и   навыков   студентов   применять
полученные знания   в   практической   профессиональной  деятельности.
Указанный перечень группируется по разделам дисциплины.
     2.6. Контрольные  (тестовые)  задания должны позволить определить
степень усвоения   студентом   содержания    программного    материала
(разрабатываются в    период    освоения   основной   профессиональной
образовательной программы  до  утверждения  и  введения   в   действие
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования). Контрольные (тестовые) задания группируются по  разделам
дисциплины (практики).
     Структура примерной программы учебной дисциплины (практики)  дана
в приложении к настоящим Рекомендациям.

                                                            Приложение

                        Форма титульного листа
                примерной программы учебной дисциплины
           или производственной (профессиональной) практики

     Рег. N ________________
     "____" __________199___ г.




                 _____________________________________________________
                 [наименование учебной дисциплины или производственной
                 _____________________________________________________
                                (профессиональной) практики]



                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

     по специальности _______________________________________________
                         (код и наименование специальности
     ________________________________________________________________
     по Классификатору специальностей среднего профессионального
     ________________________________________________________________
                             образования)





                             Год издания

                              СТРУКТУРА
                примерной программы учебной дисциплины
           или производственной (профессиональной) практики

     1. Пояснительная записка.
     2. Примерный   тематический   план   учебной    дисциплины    или
производственной (профессиональной) практики.
 ___________________________________________________________
|  Наименование  |    Количество часов                      |
| разделов и тем | при очной форме обучения                 |
|                |__________________________________________|
|                | всего | лабораторные работы и            |
|                |       |  практические занятия (сноска 1) |
|________________|_______|__________________________________|
|                |       |                                  |
|                |       |                                  |

     Введение

     Раздел 1. ______________________
               (наименование раздела)
     Тема 1.1. ______________________
                (наименование темы)
     Тема 1.2. ______________________
                (наименование темы)
                                 ____________________________
                                  Итого по разделу:

     Раздел 2. ______________________
               (наименование раздела)
     Тема 2.1. ______________________
                (наименование темы)
     Тема 2.2. ______________________
                (наименование темы)
                                 ___________________________
                                  Итого по разделу:
                                 ___________________________
                                  Всего по дисциплине:
     Сноска 1.
     Только для программ учебных дисциплин.

     3. Основные   представления,   знания,   умения   и   навыки    и
рекомендуемый перечень лабораторных работ и практических занятий.
 __________________________________________
| Представления | Знания | Умения | Навыки |
|_______________|________|________|________|
|               |        |        |        |
|               |        |        |        |

     Раздел 1. _______________________
                (наименование раздела)
     Тема 1.1. _________________________________________
                         (наименование темы)
...........         ...............        ............  ............
...........         ...............        ............  ............

     Тема 1.2. _________________________________________
                         (наименование темы)
...........         ...............        ............  ............
...........         ...............        ............  ............

     Перечень рекомендуемых лабораторных работ и практических  занятий
следует приводить  после  каждого  раздела примерной программы учебной
дисциплины.

     4. Контрольные (тестовые) задания.