О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СРЕДНИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ 5 октября 1995 г. N 340 (Д) 1. Ввести в действие Положение о средних военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу). 2. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации приказы (нормы приказов) Министра обороны СССР, а также признать утратившими силу приказы (нормы приказов) Министра обороны Российской Федерации и внести изменения в нормы приказов министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу). 3. Приказ разослать до отдельного батальона, военно-учебного заведения, учреждения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации генерал армии П. ГРАЧЕВ Приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации 1995 года N 340 СОГЛАСОВАНО Председатель Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию В.Кинелев 12 июля 1995 г. ПОЛОЖЕНИЕ о средних военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации Раздел 1 СРЕДНИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ИХ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Средние военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации (*) являются государственными военными образовательными учреждениями среднего профессионального образования. К ним относятся средние военные училища, осуществляющие подготовку офицеров со средним профессиональным образованием. 2. Главными задачами средних военных училищ являются: подготовка для Вооруженных Сил Российской Федерации офицеров - квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием; удовлетворение потребностей обучающихся в получении среднего профессионального образования, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии; организация и проведение научных исследований, методических и научно-методических работ при наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения; -------------------- * Далее в тексте настоящего Положения средние военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации, если не будет оговорено особо, для краткости будут именоваться средними военными училищами или училищами. организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи, подготовке ее к поступлению в средние военные училища. Средние военные училища могут осуществлять подготовку офицеров для федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также в соответствии с межправительственными соглашениями (договорами) для вооруженных сил других государств. 3. Средние военные училища реализуют образовательные программы среднего профессионального образования повышенного уровня по военным специальностям, устанавливаемым Министром обороны Российской Федерации. В училищах наряду с обучением военным специальностям осуществляется обучение курсантов гражданским специальностям, перечень которых утверждается федеральным (центральным) органом управления средним профессиональным образованием Российской Федерации и вводится в установленном для гражданских средних специальных учебных заведений порядке. Обучение осуществляется на базе среднего (полного) общего образования, форма обучения очная, срок обучения три года. Лицам, имеющим среднее профессиональное образование по родственной специальности, срок обучения может быть сокращен, но не более чем на один год. Обучение осуществляется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Лицам, освоившим программы среднего военного училища, присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом о среднем профессиональном образовании государственного образца с указанием специальности. При прохождении военной службы они считаются имеющими среднее военно-специальное образование. 4. Средние военные училища создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством Российской Федерации. Среднее военное училище является юридическим лицом и имеет Боевое Знамя. 5. Средние военные училища, входящие в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно подчиняются главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации. Училища, не входящие в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно подчиняются заместителям Министра обороны Российской Федерации, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальникам главных управлений (управлений) Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. 6. Средние военные училища в своей деятельности руководствуются законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, приказами и указаниями начальников, которым они подчинены. Организация и проведение образовательного процесса в училищах осуществляются на основе настоящего Положения, рекомендаций Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации. На основе настоящего Положения в видах Вооруженных Сил Российской Федерации, родах войск, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации могут разрабатываться инструкции, организационно-методические указания и другие руководящие документы, отражающие особенности структуры и деятельности входящих в их состав средних военных училищ. Указанные документы разрабатываются по решению начальников, которым подчинены училища, и утверждаются ими. По вопросам боевой и мобилизационной готовности, гарнизонной службы, внутреннего порядка, строительства и бытового устройства личного состава училища руководствуются также приказами командующих войсками военных округов (флотами), на территории которых они дислоцированы. Физическая подготовка и спортивно-массовая работа в училищах организуются и проводятся в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждаемым приказом Министра обороны Российской Федерации. 7. Непосредственный контроль за деятельностью средних военных училищ осуществляется в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации. Государственная аттестация и государственная аккредитация средних военных училищ осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Б. СТРУКТУРА СРЕДНИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ 8. Структура среднего военного училища и численность личного состава определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед училищем задачи устанавливаются соответствующими приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и штатами. Среднее военное училище включает: управление училища, циклы, подразделения курсантов и подразделения обеспечения. 9. В состав управления среднего военного училища входят: командование (начальник училища и его заместители), учебный и другие отделы (отделения) и службы. 10. Цикл является основным учебно-методическим подразделением среднего военного училища, осуществляющим организацию и проведение учебной и методической работы по одной или нескольким родственным дисциплинам, проведение воспитательной работы с курсантами, научную работу, повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, а также мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы. 11. Подразделениями курсантов являются: батальоны (дивизионы), роты (батареи), взводы; учебные отделения и отделения в составе взвода. В подразделениях организуется и проводится воспитательная работа с курсантами и учебная работа по отдельным общевоенным дисциплинам, в том числе по общевоинским уставам и строевой подготовке. Раздел II ПОСТОЯННЫЙ СОСТАВ СРЕДНИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 12. К постоянному составу средних военных училищ относятся: командование училища, преподавательский, административный и инструкторский состав, командиры подразделений курсантов, производственный и учебно-вспомогательный персонал, а также личный состав подразделений и служб обеспечения и обслуживания. К преподавательскому составу средних военных училищ относятся военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военнослужащие и гражданский персонал), занимающие должности начальников (заведующих) циклов, их заместителей, старших преподавателей и преподавателей. 13. Постоянный состав среднего военного училища комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом. Назначение на должности постоянного состава училищ производится: военнослужащих - в установленном порядке приказами по личному составу, лиц гражданского персонала - приказами начальника военного училища. Назначение офицеров на должности преподавательского состава производится приказами соответствующих командиров (начальников). Кандидаты рассматриваются постоянно действующими аттестационными комиссиями училищ и назначаются с учетом их рекомендаций. По решению начальника училища советом среднего военного училища может проводиться конкурс среди офицеров для представления их к назначению в установленном порядке на должности начальников циклов, их заместителей и старших преподавателей. Назначение на должности начальников средних военных училищ осуществляется по согласованию с Главным управлением кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации. Вакантные воинские должности могут замещаться в установленном порядке гражданским персоналом по трудовому договору (контракту) или на условиях почасовой оплаты. Условия замещения этих должностей определяются начальником училища в соответствии с действующим законодательством. До заключения трудового договора (контракта) с преподавателем из числа гражданского персонала по решению совета училища может проводиться конкурсный отбор. 14. Функциональные обязанности должностных лиц постоянного состава среднего военного училища разрабатываются в училище на основе общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, настоящего Положения, других нормативных документов и утверждаются в училище соответствующими начальниками по их подчиненности. Функциональные обязанности начальника училища утверждаются начальником, которому подчинено училище. Привлечение постоянного состава на мероприятия, не связанные с исполнением функциональных обязанностей, с проведением или обеспечением образовательного процесса, допускается только с разрешения начальника, которому подчинено училище. 15. Постоянный состав среднего военного училища имеет право на обеспечение своей профессиональной деятельности, участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, воспитательной, методической, научной работы и других направлений деятельности училища. Постоянный состав обязан в полном объеме выполнять свои функциональные обязанности, обеспечивать эффективность образовательного процесса и высокое качество подготовки офицеров. Б. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, КОМАНДИРЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КУРСАНТОВ 16. Должности преподавательского состава средних военных училищ комплектуются военнослужащими и лицами гражданского персонала, имеющими высшее профессиональное образование и опыт служебной или научно-педагогической деятельности. 17. Преподаватели-офицеры при проведении ими занятий являются прямыми начальниками по отношению к курсантам. Освобождение преподавателей-офицеров, а также офицеров, организующих и принимающих участие в образовательном процессе, от занимаемых должностей в связи с перемещением по службе или с проведением организационно-штатных мероприятий производится, как правило, после окончания учебного года. 18. Указания преподавателей из числа гражданского персонала и лиц инструкторского состава во время проведения учебных занятий являются для курсантов обязательными для исполнения. 19. Планирование и учет учебной нагрузки преподавателей осуществляются в соответствии с нормами учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава средних военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, устанавливаемыми Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Решением начальника училища по представлению начальника цикла учебная нагрузка между лицами преподавательского состава может перераспределяться с учетом объема выполняемой ими методической и научной работы. Начальнику училища предоставлено также право перераспределять на срок не более одного года должности и лиц преподавательского состава между циклами в зависимости от объема их учебной, методической и научной работы, но без увеличения штатной численности и фонда штатно-должностных окладов. 20. Преподаватели имеют право выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения курсантами учебного материала. Выбранные ими методы и средства обучения могут быть рассмотрены на методическом совещании (заседании) предметно-методической комиссии цикла. Преподаватели обязаны развивать у курсантов самостоятельность, инициативу и творческие способности, быть для них образцом безупречного выполнения служебного долга, дисциплинированности, высокой культуры и нравственности. 21. Командиры подразделений курсантов (командиры батальонов, дивизионов, рот, батарей и взводов) являются прямыми начальниками курсантов. Они отвечают за воспитание, состояние воинской дисциплины и учебной работы курсантов, знание и строгое выполнение ими требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержание образцового внутреннего порядка в подразделениях, точное выполнение распорядка дня, сохранность и состояние вооружения, военной техники и имущества, числящихся в подразделении. Воинские должности командиров подразделений курсантов комплектуются офицерами, имеющими высшее или среднее военно-специальное образование, как правило, по профилю данного вуза, опыт службы в войсках (силах) и склонность к педагогической и воспитательной работе. 22. Командиры подразделений курсантов: проводят индивидуальную работу по всестороннему воспитанию курсантов, формированию у них необходимых военно-профессиональных и нравственных качеств, совершенствованию физической подготовленности, строевой выправки и подтянутости; осуществляют во взаимодействии с преподавательским составом постоянный контроль за ходом учебной работы курсантов, организацией и обеспечением их самостоятельной работы; лично проводят учебные занятия с курсантами по общевоенным дисциплинам, участвуют в проведении учений и занятий по тактико-специальной и военно-технической подготовке, в организации и руководстве войсковой (флотской) стажировкой; принимают участие в работе по военно-профессиональной ориентации молодежи и комплектованию училищ курсантами. В. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПОСТОЯННОГО СОСТАВА 23. Подготовка офицеров, назначаемых в училища непосредственно из войск (сил) на должности руководящего (кроме начальников отделов (отделений) и служб обеспечения) и преподавательского состава, осуществляется в соответствующих группах на факультетах (отделениях, курсах, в центрах, классах) повышения квалификации и переподготовки офицеров. С офицерами-преподавателями, не прошедшими такую подготовку, а также с офицерами, назначенными на должности командиров подразделений курсантов, решением начальника училища не позднее чем через 6 месяцев после назначения на должности проводятся сборы, на которых изучаются вопросы психологии, педагогики и организации образовательного процесса. Допуск офицеров к самостоятельной преподавательской работе производится приказом начальника училища после их обучения на соответствующих курсах (сборах) . 24. Офицеры постоянного состава повышают свою квалификацию на сборах, в системе командирской подготовки и в процессе самостоятельного совершенствования своих военно-профессиональных знаний и навыков. Командирская подготовка офицеров постоянного состава организуется и проводится в установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации порядке. Преподаватели-военнослужащие повышают свою квалификацию, кроме того, на факультетах (отделениях, курсах, в центрах, классах) повышения квалификации и переподготовки офицеров, в ходе стажировки, проводимой в войсках (силах), в родственных высших и средних военно-учебных заведениях, учреждениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, а также на учениях войск (сил) и испытаниях вооружения и военной техники. Преподаватели из числа гражданского персонала повышают свою квалификацию в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования гражданских министерств и ведомств, на стажировке в родственных высших и средних военно-учебных заведениях. Продолжительность стажировки в этих случаях не может превышать одного месяца. 25. Стажировка преподавателей-военнослужащих в войсках (силах) проводится на соответствующих командных, штабных, инженерно-технических и других воинских должностях в целях изучения опыта боевой, общественно-государственной подготовки войск (сил), а также изучения службы выпускников училищ в войсках (силах). Воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации, где проводится стажировка, определяются начальниками, которым подчинены училища, по заявкам средних военных училищ. Продолжительность стажировки от одного до двух месяцев. Выезд преподавателя в войска (силы) продолжительностью не менее одного месяца для выполнения служебного задания, связанного с практической деятельностью по его специальности, решением начальника училища может быть засчитан ему в качестве стажировки. На стажировку в войска (силы) могут направляться офицеры из числа преподавательского состава, выдвинутые на руководящие должности в училища. Преподавателю, направляемому на стажировку или на факультет (отделение, курсы, в центр, классы) повышения квалификации и переподготовки офицеров, выдается индивидуальное задание, которое разрабатывается циклом и утверждается начальником училища. Стажером разрабатывается план стажировки, утверждаемый соответствующим командиром (начальником) по месту ее проведения. По окончании стажировки командир (начальник) соответствующей воинской части (учреждения, военно-учебного заведения, предприятия, организации) направляет в училище отзыв о работе стажера. Письменный отчет преподавателя о прохождении стажировки и о выполнении индивидуального задания рассматривается на заседании цикла. 26. В среднем военном училище работа по повышению квалификации руководящего и преподавательского состава организуется учебным отделом на основе перспективного (пятилетнего) и годового (на учебный год) планов повышения квалификации. На циклах, кроме того, на каждого вновь назначенного преподавателя разрабатывается перспективный план его профессионального становления, рассчитанный на два года. Руководящий состав училища (кроме начальников отделов (отделений) и служб обеспечения), преподаватели-военнослужащие и офицеры учебного отдела направляются на факультеты (отделения, курсы, в центры, классы) повышения квалификации и переподготовки офицеров на основании планов их комплектования, разрабатываемых по предложениям училищ начальниками, которым факультеты (отделения, курсы, центры, классы) подчинены. При этом в группы подготовки преподавателей направляются офицеры с педагогическим стажем до двух лет, а в группы повышения квалификации - свыше пяти лет. Обучение опытных преподавателей на факультетах (отделениях, курсах, в центрах, классах) может осуществляться по индивидуальным планам непосредственно на родственных кафедрах (циклах). Обучение преподавателей-военнослужащих на факультетах (отделениях, курсах, в центрах, классах) повышения квалификации и переподготовки офицеров и прохождение стажировки должны чередоваться с периодичностью один раз в 5 лет. Преподаватели-военнослужащие направляются для участия в учениях войск, испытаниях вооружения и военной техники по планам начальников, которым подчинены училища. Раздел III КУРСАНТЫ СРЕДНИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ 27. Военнослужащие, обучающиеся в средних военных училищах, именуются курсантами. 28. Гражданам, не имеющим воинского звания, и военнослужащим, имеющим воинское звание рядового, матроса, при зачислении в среднее военное училище присваивается воинское звание "курсант". Другие воинские звания, присвоенные до поступления в среднее военное училище, сохраняются. 29. Комплектование средних военных училищ курсантами производится на конкурсной основе по результатам профессионального отбора и вступительных экзаменов кандидатов. Условия конкурса должны обеспечивать зачисление на учебу кандидатов, соответствующих требованиям военно-профессиональной деятельности, наиболее способных и подготовленных к освоению профессиональных образовательных программ. Организация и порядок комплектования училищ курсантами определяются Правилами приема в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации, утверждаемыми приказом Министра обороны Российской Федерации. Курсантам, зачисленным на учебу, выдаются зачетные книжки. 30. Общие права и обязанности курсантов определяются законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и настоящим Положением. При обучении в училище курсанты имеют право: получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры; принимать участие в работе действующих в училище обществ (советов курсантских коллективов, творческих кружков, спортивных секций); участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего военного училища. Курсанты обязаны в установленные сроки выполнять все виды учебных заданий, сдавать зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом и программами. 31. Обеспечение курсантов денежным довольствием, вещевым имуществом, продовольствием, а также решение вопросов их размещения и предоставления установленных льгот осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Увольнение курсантов из расположения училища осуществляется в порядке, определенном Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Курсантам во время перерывов в учебных занятиях в соответствии с учебным планом ежегодно предоставляются каникулярные отпуска на сроки, определяемые Положением о порядке прохождения военной службы. 32. Курсанты, полностью выполнившие все требования учебного плана и учебных программ данного курса, приказом начальника училища переводятся на следующий курс. 33. Отлично и хорошо успевающим курсантам наряду с поощрениями, установленными Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации: могут назначаться специальные (именные) стипендии - курсантам, проявившим выдающиеся способности в учебной и научной деятельности. Назначение стипендий производится на учебный год в установленном порядке; может предоставляться право досрочной сдачи экзаменов и зачетов (по решению начальника училища) - курсантам второго и третьего курсов. Высвободившееся время может использоваться по желанию обучающегося для углубленного изучения учебных дисциплин по выбору, проведения научной работы, а также для увеличения продолжительности каникулярных отпусков в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы; могут утверждаться индивидуальные планы обучения по отдельным дисциплинам, группе дисциплин или всем дисциплинам учебного плана (по решению начальника училища) - курсантам второго и третьего курсов. Индивидуальные планы должны предусматривать обязательное выполнение отчетности, установленной действующим учебным планом и программами, и могут предусматривать дополнительное изучение дисциплин, разделов и тем по выбору обучающегося; может предоставляться (по решению начальника училища) право дополнительно к основной специальности (специализации) изучать дисциплины и выполнять отчетность по второй специальности (специализации). Результаты отчетности по дополнительно изученным дисциплинам отражаются в зачетной книжке и выписке из зачетной ведомости. При полном выполнении требований учебного плана и программ по второй специальности курсанту выдается при выпуске второй диплом. Курсантам, окончившим среднее военное училище с дипломом с отличием, выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размерах, установленных действующим законодательством, другими нормативными правовыми актами. Они пользуются преимущественным правом выбора места службы в пределах установленной для училища разнарядки. 34. Курсантам, не допущенным к сдаче экзаменов в период экзаменационной сессии, получившим на экзаменах (зачетах с оценкой) не более двух неудовлетворительных оценок, а также имеющим не более двух неудовлетворительных оценок по дисциплинам, экзамены по которым в текущем семестре не проводятся, устанавливаются решением начальника училища индивидуальные сроки сдачи (повторной сдачи) экзаменов и зачетов. Учебная задолженность должна быть ликвидирована, как правило, до начала следующего семестра. Пересдача в целях повышения положительной оценки, как правило, не допускается. В исключительных случаях отдельным курсантам выпускного курса по решению совета училища разрешается повторная сдача одного-двух экзаменов (зачетов с оценкой) в целях повышения положительной оценки по учебным дисциплинам, изучавшимся на первом или втором курсах. Курсантам, не сдавшим экзамены и зачеты в экзаменационную сессию или в установленные сроки по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства, служебные командировки и другие объективные обстоятельства), подтвержденным в установленном порядке, решением начальника училища устанавливаются индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов или решением начальника училища они могут быть оставлены на повторное обучение на данном курсе. Оставление курсанта на повторное обучение допускается один раз за весь срок пребывания его в училище. 35. Курсанты, выполнившие все требования учебного плана, допускаются к итоговой государственной аттестации, которая организуется и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации (*). Курсантам, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается квалификация по полученной специальности и выдается диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании. Распределение выпускников для дальнейшей службы производится с учетом выпускных аттестаций в обстановке гласности с участием командиров подразделений курсантов, представителей преподавательского состава, а также представителей курсантских коллективов. Курсанты, не допущенные к итоговой государственной аттестации или получившие неудовлетворительную оценку (оценки) в ходе итоговой государственной аттестации, отчисляются из среднего военного училища. Они могут быть допущены повторно к итоговой государственной аттестации в порядке и в сроки, установленные Положением об итоговой государственной аттестации выпускников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. 36. За невыполнение учебных планов, нарушение воинской дисциплины или общественного порядка курсанты могут быть отчислены из училища. Курсанты отчисляются из средних военных училищ по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии), при незаключении контракта о прохождении военной службы, а также по иным объективным причинам. -------------------- * Введено в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 года N 34. По неуспеваемости отчисляются курсанты, не сдавшие в экзаменационную сессию экзамены (зачеты с оценкой) или не допущенные к экзаменам (зачетам с оценкой) по трем и более учебным дисциплинам, получившие при пересдаче экзаменов (зачетов с оценкой) две неудовлетворительные оценки, не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, а также лица, указанные в абзаце третьем статьи 35 настоящего Положения. По неуспеваемости могут быть отчислены курсанты, показавшие неудовлетворительные результаты в ходе комплексной проверки училища, по представлению лица, возглавляющего проверку. Дела курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на совете училища. Отчисление производится приказом начальника училища. Лицам, отчисленным из среднего военного училища, выдается академическая справка установленного образца. Курсанты, отчисленные по неуспеваемости, недисциплинированности или нежеланию учиться, если они к моменту отчисления не выслужили установленный законодательством Российской Федерации срок военной службы по призыву, а также курсанты, отказавшиеся в установленные сроки заключить контракт о прохождении военной службы, направляются для прохождения военной службы на срок, по окончании которого продолжительность их военной службы станет равной установленному сроку военной службы по призыву. 37. Курсанты, отчисленные с первого курса по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, а также отказавшиеся в установленные сроки заключить контракт о прохождении военной службы, могут быть повторно приняты в училище только на общих основаниях в соответствии с действующими Правилами приема в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации. Курсанты, отчисленные по указанным причинам со второго и третьего курсов, могут быть восстановлены на том же курсе того же или родственного училища, если со времени их отчисления прошло не менее десяти месяцев и не более трех лет. Курсанты, отчисленные по болезни или в связи с невозможностью продолжать обучение по иным объективным причинам, могут быть восстановлены на соответствующем курсе того же училища, если со времени их отчисления прошло не более трех лет. Указанные лица восстанавливаются на учебу решением начальника среднего военного училища по представлениям их прямых начальников (военных комиссаров по месту жительства). 38. Перевод курсантов из одного среднего военного училища в другое однотипное училище допускается до начала учебного года (семестра) с согласия начальников обоих училищ. Раздел IV УЧЕБНАЯ РАБОТА В СРЕДНИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ 39. Учебная работа является частью образовательного (учебно-воспитательного) процесса и основным видом деятельности среднего военного училища. Она включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качества подготовки курсантов. А. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 40. Основными документами, непосредственно регламентирующими учебную работу в среднем военном училище при подготовке офицеров по установленным специальностям, являются учебные планы и учебные программы, разрабатываемые на основе государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников училища по соответствующим гражданской и военной специальностям. 41. В квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников училища по установленным военным специальностям определяются военно-профессиональное предназначение выпускников с учетом перспективы их служебного роста, требования к уровню их военно-профессиональной подготовки, перечень и объем военно-профессиональных дисциплин, а также требования к знаниям и умениям по этим дисциплинам. Квалификационные требования разрабатываются комиссиями, назначаемыми начальниками, которым подчинены училища, в составе представителей войск (сил), учреждений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, для которых ведется подготовка офицеров данной специальности, и представителей соответствующего училища (группы училищ). Квалификационные требования согласовываются с заинтересованными управлениями, утверждаются начальниками, которым подчинены училища, и доводятся до средних военных училищ не позднее чем за 1,5 года до начала подготовки офицеров по данной специальности. 42. Учебные планы и учебные программы определяют содержание образования и организацию обучения курсантов и разрабатываются комиссиями, назначаемыми начальниками, которым подчинены училища, с участием представителей училищ. Учебные планы и программы (сборники учебных программ) подписываются лицами, ответственными за их разработку, согласовываются с заинтересованными управлениями, а учебные планы согласовываются также с Главным управлением кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации и утверждаются начальниками, которым подчинены училища, не позднее чем за 1 год до начала обучения по ним. Учебные планы и программы должны быть стабильными и действовать в течение срока не меньшего, чем полный срок подготовки офицеров по данной специальности. 43. Учебный план разрабатывается на каждую специальность. Дисциплины специализаций отражаются в учебном плане соответствующей специальности или на специализацию разрабатывается отдельный учебный план. Дисциплины специализаций не должны превышать по объему 30 процентов бюджета времени учебных занятий. На специальность, по которой ведется подготовка офицеров в двух училищах и более, может разрабатываться и утверждаться в установленном порядке типовой учебный план. При разработке учебного плана и организации учебной работы в училище руководствоваться следующим: учебный год в средних военных училищах начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. На втором и третьем курсах допускается перенос начала учебного года, но не позднее 1 ноября. С курсантами первых курсов учебный год начинается 1 августа, и с ними проводится общевойсковая подготовка продолжительностью не менее одного месяца; общий объем учебной работы курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю. Загрузка курсантов всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 часов в неделю на всех курсах. На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период войсковой (флотской) стажировки и всех видов практики не более 40 часов в неделю. Для внесения в учебный план изменений и дополнений, связанных с реализацией требований Министра обороны Российской Федерации и начальников, которым подчинены училища, а также оперативного отражения достижений военной науки, техники и передового опыта войск начальнику училища предоставляется право: перераспределять время между учебными дисциплинами (в пределах данного раздела подготовки), сокращать или увеличивать количество часов на изучение дисциплины в объеме до 10 процентов отведенного на нее времени при условии выполнения требований к качеству подготовки выпускников; вводить (исключать) в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время между семестрами, а также по темам и видам занятий в пределах 25 процентов отведенного на нее времени; определять количество, наименования и объемы факультативных дисциплин, предлагаемых для выбора обучающимся, с учетом требований профессиональных образовательных программ и бюджета времени учебных занятий. 44. На основе утвержденного учебного плана в училище при необходимости могут разрабатываться рабочие учебные планы. Рабочие учебные планы разрабатываются: при необходимости внесения в учебный процесс существенных изменений в пределах прав, предоставленных начальнику училища; для обеспечения перехода к обучению по новым учебным планам (могут разрабатываться для всех курсов, кроме выпускного); в интересах учета особенностей организации и материально-технического обеспечения образовательного процесса в конкретном училище (на основе утвержденного в установленном порядке типового учебного плана). Рабочие учебные планы рассматриваются советом среднего военного училища и утверждаются начальником училища. 45. На основе утвержденного учебного плана в училище могут разрабатываться индивидуальные планы обучения курсантов. Индивидуальные планы обучения рассматриваются и утверждаются в порядке, установленном для рабочих учебных планов. 46. Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам и видам учебных занятий. По дисциплинам, общим для нескольких училищ, могут разрабатываться типовые учебные программы. 47. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на основе учебной программы на период действия учебного плана и программы и является основным рабочим документом цикла и преподавателя. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается циклом, подписывается начальником цикла и утверждается начальником училища или его заместителями. В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины. Изменения утверждаются (подписываются) лицом, утвердившим тематический план. 48. Расписание учебных занятий составляется учебным отделом училища, как правило, на семестр, согласовывается с начальниками (заведующими) циклов и командирами подразделений курсантов, утверждается начальником училища (учебного отдела) и доводится до преподавательского состава, подразделений курсантов не позднее чем за 10 дней до начала занятий. Расписанием предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более 6 часов в день. Продолжительность академического часа 45 минут, допускается проведение занятий без перерыва по 90 минут. Тактико-специальные учения проводятся, как правило, непрерывно. В расписании указываются: подразделение курсантов, дисциплина, вид занятия, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие. 49. Кроме документов, перечисленных в статьях 43 - 48 настоящего Положения, в училище разрабатываются другие документы по организации и учету учебной и методической работы. Примерный перечень основных документов по организации и учету учебной и методической работы в среднем военном училище приведен в приложении N 1 к настоящему Положению. Формы учебного плана и учебных программ разрабатываются училищем на основе примерных форм, рекомендуемых Главным управлением кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации. Формы других планирующих и учетных документов устанавливаются училищем. 50. Среднее военное училище путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора видов учебных занятий, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для усвоения учебного материала. При этом запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни и здоровья людей методов обучения. Запрещается отрывать курсантов от всех видов учебных занятий, включая и самостоятельную работу, для выполнения обязанностей и работ, не связанных с образовательным процессом. На крупные гарнизонные мероприятия (парады войск и другие), для ликвидации последствий стихийных бедствий курсанты привлекаются в границах гарнизона; привлечение их к участию в мероприятиях за пределами гарнизона производится только решением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Б. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ 51. Основными видами учебных занятий являются: уроки, лекции, семинары, групповые упражнения и занятия, лабораторные и практические занятия, тактико-специальные занятия и учения, контрольные работы (занятия), консультации, самостоятельная работа курсантов, стажировка и практика. В среднем военном училище могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению совета училища. 52. Урок является одним из основных видов учебных занятий и имеет целью под руководством преподавателя обеспечить изучение, в том числе и самостоятельное, нового учебного материала, выполнение упражнений для овладения практическими навыками и умениями и регулярный контроль за результатами учебного труда курсантов. 53. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по изучаемой дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах. Они должны стимулировать активную познавательную деятельность курсантов, формировать творческое мышление. Лекции читаются начальниками (заведующими) циклов, их заместителями и старшими преподавателями, как правило, для потоков, К чтению лекций в порядке исключения приказом начальника училища могут допускаться наиболее опытные преподаватели. 54. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. 55. Групповые упражнения проводятся по тактико-специальным дисциплинам и имеют целью привить курсантам навыки в организации и обеспечении боевых действий и управлении подразделениями. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта. 56. Лабораторные занятия имеют целью углубить и закрепить полученные теоретические знания, привить курсантам навыки работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. 57. Практические занятия проводятся в целях освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта; выработки навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении карт, оформлении боевых и служебных документов, технической документации; отработки приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; практического овладения иностранными языками. Практические занятия могут проводиться методом тренировок (тренажей). Главным их содержанием является практическая работа каждого курсанта. 58. Тактико-специальные занятия и учения являются основой практического обучения курсантов организации и обеспечению боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управлению ими в бою. Курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения. 59. Обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии является план его проведения. План разрабатывается преподавателем и при необходимости может рассматриваться на заседании цикла или предметно-методической комиссии и утверждаться соответственно начальником (заведующим) цикла или председателем предметно-методической комиссии. Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно-методические материалы, разработанные на цикле, обсуждаются на заседании цикла или предметно-методической комиссии и утверждаются соответственно начальником (заведующим) цикла или председателем предметно-методической комиссии. Для проведения групповых упражнений, тактико-специальных учений разрабатываются учебные тактико-специальные задачи. 60. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы или решения задач (выполнения контрольных заданий). Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее проведения устанавливаются циклом или предметно-методической комиссией. 61. Консультации являются одной из форм руководства учебной работой курсантов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер, при необходимости могут проводиться групповые консультации. 62. Самостоятельная работа курсантов является важной составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Время для нее отводится распорядком дня из расчета 3 - 4 часа ежедневно. Самостоятельная работа организуется командирами подразделений курсантов, обеспечивается циклами и контролируется учебным отделом. 63. Войсковая (флотская) стажировка организуется на завершающем этапе обучения в целях приобретения и отработки курсантами практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению и проводится на соответствующих должностях в войсках (силах), в учреждениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации. Практика (учебная, производственная, ремонтная, корабельная и другие) организуется по отдельным учебным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика проводится в училище и его структурных подразделениях, в войсках (силах), в учреждениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации. Виды практики, продолжительность стажировки и практики определяются учебным планом. Прохождение стажировки и практики организуется: в воинских частях, учреждениях, на предприятиях и в организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации - по распоряжениям главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации; в воинских частях, учреждениях, на предприятиях и в организациях центрального подчинения, не входящих в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, - по распоряжениям заместителей Министра обороны Российской Федерации, командующих (начальников) родами войск, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации (по подчиненности этих воинских частей, учреждений, предприятий и организаций). Средние военные училища ежегодно к 1 июля представляют начальникам, которым они подчинены, заявки на выделение мест для прохождения стажировки и практики на следующий календарный год с указанием сроков их проведения. Определение воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, подчиненных соответствующим заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, для прохождения стажировки и практики производится этими начальниками по заявкам начальников средних военных училищ. Стажировка и практики организуются и проводятся в соответствии с инструкциями, утверждаемыми начальниками, которым подчинены училища, или по их поручению - начальниками училищ. Циклом (циклами), на который возложено учебно-методическое руководство стажировкой (практикой), разрабатываются программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого курсанта. Для руководства и контроля за работой курсантов от училища назначаются руководители стажировки (практики) из числа преподавателей и командиров подразделений курсантов. Ответственность за создание необходимых условий для проведения стажировки (практики) и выполнение программ и индивидуальных заданий курсантами несут командиры воинских частей, начальники (руководители) учреждений, предприятий и организаций, в которых она проводится. Использование курсантов не по назначению и на должностях и работах, не связанных с выполнением программ стажировки (практики), не допускается. Курсанты по окончании стажировки (практики) представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Защита отчетов проводится в училище или непосредственно по месту проведения стажировки (практики). В. КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ 64. Контроль успеваемости и качества подготовки курсантов подразделяется на текущий (промежуточный) и итоговый. Текущий (промежуточный) контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом, стимулирования учебной работы курсантов и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или установленной циклом, а также при проведении контрольных работ (занятий), летучек и других контрольных мероприятий, предусмотренных учебной программой (тематическим планом). Результаты текущего (промежуточного) контроля отражаются в журнале учета учебных занятий. В конце семестра по дисциплинам, не выносимым на экзамены, курсантам по результатам текущего (промежуточного) контроля выставляются итоговые оценки. Итоговый контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по учебной дисциплине или ее разделам и проводится в ходе зачетов, экзаменов и в ходе итоговой государственной аттестации, формы итогового контроля устанавливаются учебным планом. 65. Зачеты служат формой проверки выполнения курсантами лабораторных и расчетно-графических работ, усвоения материала практических занятий, выполнения программы стажировки (практики). В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться по учебной дисциплине в целом или ее разделам. Количество зачетов не должно превышать шести за семестр, не считая зачетов по общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации и физической подготовке. Зачеты принимаются преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачетов проводится в течение семестра в часы, отведенные для изучения данной дисциплины. Зачет с оценкой может приниматься в период экзаменационной сессии с выделением не менее одного дня на подготовку к нему. 66. Экзамены (семестровые и курсовые) имеют целью проверить и оценить учебную работу курсантов, уровень полученных ими знаний и умение применять их к решению практических задач, овладение практическими навыками и умениями в объеме требований учебных программ. Изучение каждой учебной дисциплины должно заканчиваться экзаменом, по дисциплинам объемом 100 часов и менее в качестве итогового контроля может предусматриваться зачет (зачет с оценкой). По сложным и объемным дисциплинам, имеющим самостоятельные разделы, может предусматриваться два экзамена и более. Общее количество экзаменов в семестре должно быть не более пяти, не считая экзаменов по общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации и физической подготовке. Экзамены проводятся, как правило, в период экзаменационных сессий; допускается их проведение в течение семестра по окончании изучения дисциплины. Расписание экзаменов утверждается начальником училища (начальником учебного отдела) и доводится до преподавателей и курсантов не позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Расписанием должно предусматриваться на подготовку к каждому экзамену не менее трех дней; на подготовку к экзаменам по общевоинским уставам, на право вождения автомобиля (танка, тягача), по физической подготовке свободные дни могут не выделяться. К экзамену допускаются курсанты, выполнившие все требования учебной программы. Начальник цикла может освобождать от сдачи экзамена курсантов, показавших отличные знания по результатам текущего контроля, с выставлением им оценки "отлично" (5). Экзамен принимается лектором, в помощь основному экзаменатору решением начальника цикла назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. Форма проведения экзамена определяется начальником училища по представлению начальника цикла. 67. Результаты контроля успеваемости определяются оценками "отлично" (5), "хорошо" (4), "удовлетворительно" (3), "неудовлетворительно" (2) или "зачтено" ("зачет"), "незачтено" ("незачет"). Положительная оценка ["отлично" (5), "хорошо" (4), "удовлетворительно" (3), "зачтено" ("зачет2)] заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Оценка "неудовлетворительно" (2) или "незачтено" ("незачет") проставляется только в экзаменационную ведомость. В учебные карточки курсантов вносятся из экзаменационной ведомости все полученные ими оценки. Экзаменационная ведомость подписывается начальником учебного отдела и после проведения экзамена (зачета) хранится как документ строгой отчетности. Оценка объявляется курсанту сразу же по окончании им ответа на экзамене (зачете). 68. Итоговая государственная аттестация курсантов проводится после успешного завершения ими программ обучения, выполнения всех требований учебного плана. При проведении итоговой государственной аттестации проверяется соответствие уровня и качества подготовки курсантов квалификационным требованиям, степень усвоения ими программ обучения, при этом проверяются как теоретические знания, так и практические навыки выпускников в соответствии с полученной специальностью и квалификацией. Порядок сдачи аттестационных испытаний определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Раздел V ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА 69. Воспитательная работа - важнейший компонент подготовки курсантов военных училищ. Главным содержанием воспитательной работы является формирование у курсантов качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных командованием задач. Воспитательная работа осуществляется на основе требований Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, Военной присяги, приказов соответствующих командиров (начальников). Основные усилия в воспитательной работе направляются на формирование у курсантов: гордости за избранную профессию офицера; стремления в совершенстве овладеть военными знаниями; добросовестного отношения к военной службе; готовности выполнить воинский долг. 70. Воспитание курсантов в училищах организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания. Главные воспитательные задачи реализуются в процессе воинской службы, повседневной жизни воинских коллективов, в совместной учебной и других видах деятельности курсантов, преподавателей и командиров подразделений курсантов. Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в училище образцового внутреннего порядка и высокой организацией службы войск, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта курсантов, всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым обслуживанием курсантов, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений. Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым курсантом. 71. Планирование воспитательной работы с курсантами осуществляется: в масштабе училища - на весь период обучения, на учебный год и на месяц; в батальонах (дивизионах) - на учебный год и на месяц; в ротах (батареях) - на месяц. Непосредственно организует воспитательную работу и отвечает за эффективность и качество ее проведения заместитель начальника училища по воспитательной работе - начальник отделения. Раздел VI МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ РАБОТА 72. Методическая работа в среднем военном училище является одним из основных видов деятельности преподавательского состава и командиров подразделений курсантов. Главными ее задачами являются: совершенствование методики, повышение педагогического мастерства преподавательского состава, совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса. Центром методической работы является цикл. 73. Основными формами методической работы в среднем военном училище являются: учебно-методические (методические) сборы и совещания, методические конференции и семинары; заседания совета училища, заседания циклов и предметно-методических комиссий с рассмотрением вопросов методики обучения и воспитания; методические занятия: инструкторско-методические, показные, открытые и пробные, а также лекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии; разработка и совершенствование учебно-методических материалов, совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса; проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс, изучение и внедрение передового педагогического опыта и опыта боевой подготовки войск; проведение контроля учебных занятий. 74. Учебно-методические (методические) сборы в училище проводятся перед началом или в начале учебного года (семестра). На сборах подводятся итоги работы за период обучения, вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, воспитательной и методической работы; проводятся инструкторско-методические, показные и другие занятия, организуется чтение лекций, даются указания по реализаций в образовательном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск. Содержание, продолжительность, сроки проведения и состав участников сборов определяются начальником училища. 75. Методические конференции и семинары проводятся в училищах и на циклах. На них рассматриваются проблемы военного образования, пути дальнейшего совершенствования подготовки офицеров, вопросы внедрения новых методов и средств обучения и другие. По наиболее важным методическим вопросам по планам начальников, которым подчинены училища, могут проводиться межучилищные научно-методические конференции и семинары. Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации, утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились. 76. На заседаниях цикла и методических совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания учебных программ, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, повышения квалификации личного состава цикла, выполнения педагогических (методических) экспериментов, другие вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником (заведующим) цикла. Методические совещания организуются и проводятся также в батальонах курсантов. Совместные совещания нескольких циклов (межцикловые совещания) организуются и проводятся начальником училища, его заместителями, начальником учебного отдела или начальником одного из циклов. 77. На цикле (в училище) по отдельным учебным дисциплинам (группам дисциплин) создаются предметно-методические комиссии. В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную работу по соответствующим дисциплинам, могут включаться преподаватели смежных учебных дисциплин и представители руководящего состава училища, а по общевоенным дисциплинам - также командиры подразделений курсантов. Председатель предметно-методической комиссии избирается составом комиссии и утверждается начальником цикла (училища). На заседаниях предметно-методических комиссий обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения предметно-методической комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем. 78. Методические занятия проводятся по планам училища, цикла и батальона курсантов. Инструкторско-методические занятия проводятся по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения наиболее эффективных методических приемов. Инструкторско-методические занятия проводятся начальниками (заведующими) циклов и их заместителями, старшими преподавателями, командирами подразделений курсантов. На занятия привлекаются преподаватели и командиры подразделений курсантов, участвующие в проведении соответствующих занятий. Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, методы эффективного использования технических средств обучения, вооружения и военной техники, других элементов учебно-материальной базы. Показные занятия проводятся с участием курсантов и организуются в соответствии с расписанием учебных занятий, на них привлекаются преподаватели и командиры подразделений курсантов. Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий о целью обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений курсантов в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий. Пробные занятия проводятся по решению начальника цикла в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий с курсантами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам, определения целесообразности использования новых методов и средств обучения. Пробные занятия проводятся без курсантов, только перед преподавательским составом. Показные, открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях цикла, предметно-методической комиссии или того коллектива преподавателей и командиров подразделений курсантов, который присутствовал на занятии. Анализ проведенного открытого занятия и его оценка заносятся в журнал контроля учебных занятий. 79. Педагогические (методические) эксперименты организуются в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области военного образования, достижений педагогической науки и предложений педагогов-новаторов. Результаты экспериментов обсуждаются на цикле или совете училища. 80. Контроль учебных занятий проводится начальниками училища, учебного отдела, циклов и их заместителями, старшими преподавателями, а по общевоенным дисциплинам - также командирами батальонов курсантов в целях оценки методического уровня их проведения, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего занятие. Контроль может быть плановым и внезапным. Анализ проверенного занятия и его оценка отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавательского состава цикла или командиров подразделений курсантов. Организация контроля должна обеспечивать проверку занятий, проводимых каждым лицом преподавательского состава и командиром подразделения курсантов, не реже, как правило, одного раза в семестре. 81. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта в обучении и воспитании курсантов, оказания помощи преподавателям в повышении их педагогической квалификации в средних военных училищах создаются методические кабинеты. Методический кабинет организует лекции, доклады, научные сообщения и консультации по вопросам обучения и воспитания, обеспечивает накопление информационных и научно-методических материалов, ведет библиографию, организует выставки педагогической и методической литературы. 82. Методическую работу в училище организует учебный отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы на учебный год включаются в план-календарь основных мероприятий училища на месяц. Методическая работа на циклах и в батальонах (дивизионах) курсантов включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений на учебный год и на месяц. 83. Научная работа в средних военных училищах организуется в соответствии с действующими руководящими документами и включает: исследование вопросов военной педагогики и психологии, организации и методики образовательного процесса и развития учебно-материальной базы; разработку учебных и методических пособий, создание тренажеров, действующих макетов, стендов и других технических средств обучения; совершенствование способов боевого применения, эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники в целях повышения боеготовности и боеспособности войск (сил). Направленность тематики научной работы должна соответствовать профилю училища и отражать практические потребности войск (сил) и военно-учебных заведений. Результаты научной работы рассматриваются на заседаниях циклов, научных семинарах, а наиболее важные темы - на заседаниях совета училища. Результаты научных работ считаются реализованными, если они: включены в уставы, наставления, руководства и другие руководящие документы; использованы при модернизации образцов вооружения и военной техники, их эксплуатации и ремонте; внедрены в образовательный процесс военно-учебных заведений. 84. Изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная работа в училищах организуется в тесной связи с образовательным процессом и проводится в соответствии с Положением об изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работе в Министерстве обороны Российской Федерации. 85. Курсанты, добившиеся высоких результатов в изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работе, поощряются в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, их активное участие в творческой деятельности отмечается в служебных аттестациях (характеристиках). Решением начальника цикла отдельные работы курсантов могут быть зачтены им в качестве курсовых работ, а их авторы, кроме того, могут в установленном порядке освобождаться от сдачи экзамена (зачета) по соответствующей учебной дисциплине с выставлением оценки "отлично" (5), "зачтено" ("зачет"). 86. Организация и учет изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы осуществляется учебным отделом училища. Раздел VII УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА 87. Учебно-материальная база среднего военного училища - это комплекс материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения подготовки курсантов по установленным специальностям в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами. Основные элементы учебно-материальной базы: вооружение и военная техника, состоящие на вооружении вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, службы и подлежащие изучению (освоению) или используемые в процессе обучения; учебно-лабораторная база: здания (корпуса) и сооружения с учебными аудиториями (лекционными залами), специализированными классами, кабинетами, лабораториями, учебными библиотеками, читальными залами, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями, оснащенными средствами информационной и вычислительной техники, лабораторным оборудованием и установками, техническими средствами обучения и контроля, другим оборудованием и наглядными пособиями; тренажерная база: учебно-тренировочные и эксплуатационные комплексы и системы, учебные командные пункты и учебные пункты управления, оснащенные тренажерами, учебными вооружением и военной техникой, другими тренировочными средствами. Приказарменная тренажерная база; полевая учебная база (база для воздушной, морской выучки): полигоны, аэродромы, акватории, учебные центры, лагеря с размещенными на них объектами (комплексами) боевой подготовки и обеспеченные вооружением и военной техникой, тренажерами, оснащенные полигонным и другими видами оборудования, средствами связи, управления и контроля; база для общевоенной подготовки: строевые плацы, караульные комплексы (городки), тиры и другие объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с требованиями общевоинских уставов, а также спортивные комплексы и сооружения; средства информационного обеспечения: учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, научная и справочная литература, уставы, наставления, руководства, курсы стрельб и вождения, другие нормативные документы. Компьютерные программы, кино-, фото- и видеоматериалы; объекты обеспечения учебного процесса: учебно-производственные мастерские, типографии, склады и другие объекты. Средние военные училища в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами несут ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию и охране природных ресурсов. 88. Средние военные училища обеспечиваются: денежными средствами - по смете Министерства обороны; вооружением и военной техникой, тренажерами, вычислительной техникой, оборудованием (в том числе полиграфическим), приборами, техническими средствами обучения, запасными частями, ремонтными комплектами и другим военно-техническим имуществом - в соответствии со штатами, табелями к штатам и нормами снабжения по заявкам вузов через соответствующие довольствующие органы, службы - в первую очередь. Новые образцы вооружения, военной техники и учебно-тренировочных средств, узлы (детали, агрегаты) машин и систем, принятые на вооружение, поставляются училищам в первую очередь из первых серийных образцов. Нормы снабжения пересматриваются начальниками, имеющими в подчинении училища, через каждые пять лет, а также при перепрофилировании училища или переходе к обучению по новым учебным планам и программам. Уточнение норм производится ежегодно к 1 июля; учебниками и учебными пособиями - из расчета по одному экземпляру (независимо от наличия грифа) на каждого курсанта, одновременно изучающих дисциплину, а также на преподавателей. Уставами, наставлениями, руководствами - заказывающими (довольствующими) органами по заявкам училищ. Заводской, технической, эксплуатационной и ремонтной документацией по новым образцам вооружения и военной техники - заказывающими (довольствующими) органами одновременно с поставкой образцов; учебными кино- и видеофильмами - в соответствии с нормативными документами, регламентирующими производство и прокат кинофильмов в Вооруженных Силах Российской Федерации. Количество и площадь аудиторий (лекционных залов), специализированных классов, кабинетов, лабораторий и других учебных и учебно-вспомогательных помещений должны соответствовать Нормам расквартирования воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений (*). Перечень и емкость спортивных сооружений и мест для проведения занятий по физической подготовке и спортивно-массовой работы с курсантами определяется в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. -------------------- * Введены в действие приказом Министра обороны 1988 года N 35. 89. В среднем военном училище разрабатывается перспективный план развития и совершенствования учебно-материальной базы, который согласовывается с соответствующими заказывающими довольствующими) органами, службами (генеральными заказчиками) и утверждается начальником, которому подчинено училище. На основе перспективного плана училищем на каждый календарный год разрабатывается план развития и совершенствования учебно-материальной базы, также утверждаемый начальником, которому подчинено училище. Раздел VIII УПРАВЛЕНИЕ СРЕДНИМ ВОЕННЫМ УЧИЛИЩЕМ 90. Управление средним военным училищем осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и настоящего Положения. Начальник среднего военного училища непосредственно организует и осуществляет управление училищем и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Заместители начальника среднего военного училища осуществляют руководство конкретными направлениями его деятельности в соответствии со своими функциональными обязанностями, утвержденными в установленном порядке, и указаниями начальника училища. 91. Для рассмотрения основных вопросов деятельности училища создается выборный представительный орган - совет среднего военного училища под председательством начальника училища. В его состав входят члены совета по должности: начальник училища, его заместители, начальники циклов, начальник отделения кадров, командиры батальонов курсантов, а также члены совета, избираемые от всех категорий постоянного состава и курсантов (не более 50 процентов численности совета). Выборы членов совета производятся на общем собрании (конференции) руководящего, преподавательского, представителей других категорий постоянного состава училища и курсантов. Порядок избрания делегатов на конференцию определяется действующим советом. Общее собрание (конференция) по представлению действующего совета (или по представлению начальника училища при выборах первого совета после создания нового училища) определяет численность совета, нормы представительства в его составе и порядок проведения выборов в совет. Состав совета по результатам выборов объявляется приказом начальника училища. Совет училища из числа его членов избирает одного-двух заместителей председателя и секретаря совета. Срок полномочий совета 3 года. Довыборы в состав совета училища взамен выбывших его членов проводятся в установленном порядке до начала (в начале) учебного года, изменения в составе совета объявляются приказом начальника училища. Досрочные перевыборы совета училища проводятся по требованию не менее половины его членов. При рассмотрении социальных вопросов в работе совета училища должны принимать участие с правом совещательного голоса представители всех категорий постоянного состава и курсантов, численность и порядок делегирования которых определяются советом. 92. План работы совета училища разрабатывается на учебный год и утверждается начальником училища. Заседания совета и его решения оформляются протоколом, который подписывается председателем (заместителем председателя) и секретарем совета. Решения совета по вопросам избрания на должности руководящего и преподавательского состава принимаются тайным голосованием в установленном порядке. Порядок принятия решений по другим вопросам (открытым или тайным голосованием) определяется советом. Решение совета правомочно, если на заседании присутствовало не менее 2/3 его членов и за решение проголосовало более 50 процентов присутствующих, что должно подтверждаться явочным листом с подписями членов совета. Председатель совета училища организует систематическую проверку исполнения решений совета и информирует его членов о выполнении принятых решений. 93. На совет среднего военного училища возлагается рассмотрение и обсуждение: учебных планов, учебных программ и планов мероприятий по основным направлениям деятельности училища; состояния учебной, воспитательной, методической работы и воинской дисциплины; организации и итогов приема на учебу курсантов и выпуска офицеров из училища; результатов научной работы, педагогических исследований и экспериментов; состояния и перспектив развития учебно-материальной базы и других вопросов, связанных с деятельностью училища. Совет училища определяет состав конкурсной (аттестацион- ной) комиссии по отбору кандидатов для замещения должностей руководящего и преподавательского состава. 94. Учебный отдел среднего военного училища осуществляет организацию и контроль учебной и методической работы в училище. На учебный отдел возлагаются: разработка совместно с циклами проектов рабочих учебных планов, расписаний учебных занятий, расписаний экзаменов и других документов по планированию образовательного процесса. Планирование использования аудиторий, учебных классов, лабораторий и других объектов учебно-материальной базы; учет и анализ успеваемости обучающихся, анализ опыта службы выпускников училища в войсках (силах). Организация и анализ контроля учебных занятий. Организация изучения передового педагогического опыта в своем училище и других средних специальных учебных заведениях. Разработка на этой основе предложений по совершенствованию обучения и качества подготовки офицеров; организация профессионального отбора кандидатов, проведения вступительных экзаменов и приема на учебу. Организация итоговой государственной аттестации выпускников, подготовка выпускной документации и учет ее выдачи; организация методической работы в масштабе училища и руководство работой методического кабинета; организация и контроль за проведением командирской подготовки офицеров училища, мероприятий по повышению квалификации и переподготовке преподавательского состава; участие в разработке перспективных и годовых планов развития и совершенствования учебно-материальной базы училища. Организация обеспечения образовательного процесса учебниками, учебными пособиями и служебной документацией. Руководство работой учебных библиотек; разработка предложений по распределению денежных средств, выделяемых на учебные расходы. Контроль за их использованием. 95. Начальник (заведующий) цикла подчиняется начальнику училища и является прямым начальником постоянного состава цикла. Он отвечает за обучение курсантов по учебным дисциплинам цикла, состояние воинской, трудовой дисциплины и внутреннего порядка, состояние и сохранность учебно-материальной базы цикла. Начальник цикла: руководит учебной и методической работой на цикле, разработкой тематических планов, учебных пособий и других учебно-методических материалов по учебным дисциплинам. Лично проводит с курсантами учебные занятия, контролирует подготовку преподавателей к занятиям и качество их проведения. Организует всестороннее обеспечение самостоятельной работы курсантов. Совместно с учебным отделом организует проведение и обеспечивает руководство практикой и стажировкой; организует и лично руководит повышением квалификации преподавательского состава цикла. Руководит научной, изобретательской и рационализаторской работой на цикле; организует проведение педагогических (методических) экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения. Руководит работой по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы цикла. 96. В средних военных училищах могут создаваться различные общества (советы курсантских коллективов, творческие кружки, спортивные секции), деятельность которых направлена на совершенствование качества обучения и воспитания курсантов. Начальник Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник Е. Высоцкий Приложение к ст. 49 Положения, введенного в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 года N 340 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ основных документов по организации и учету учебной и методической работы в среднем военном училище А. В УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕ 1. Квалификационные требования (квалификационные характеристики), учебные планы и учебные программы по специальностям (специализациям) училища. 2. Расписания учебных занятий и экзаменов. 3. Планы-календари основных мероприятий училища на учебный год и на месяц. 4. График-календарь учебного процесса училища на учебный год. 5. План методической работы училища на учебный год. 6. План контроля учебных занятий руководящим составом училища и офицерами учебного отдела. 7. План, программы командирской подготовки офицеров училища на учебный год и расписания занятий. 8. Отчет о работе училища за учебный год. 9. Сводные данные о результатах экзаменационных сессий. 10. Отчет о результатах итоговой государственной аттестации и выпуске курсантов. 11. Книга окончивших училище и регистрации выдачи дипломов. 12. Книга регистрации выдаваемых академических справок. 13. Материалы методических конференций и сборов училища. 14. Перспективный и годовой (на учебный год) планы повышения квалификации преподавателей. 15. План работы совета училища на учебный год и протоколы заседаний совета. 16. Экзаменационные ведомости. 17. Зачетные книжки и учебные карточки курсантов. 18. Журналы учета учебных занятий на каждый взвод (учебную группу) курсантов. 19. Индивидуальные планы обучения курсантов. 20. Редакционно-издательский план училища на календарный год. Б. НА ЦИКЛЕ 1. Учебные программы и тематические планы по учебным предметам цикла. 2. Планы работы цикла на учебный год и на месяц. 3. Индивидуальные планы работы преподавателей на учебный год. 4. Журнал контроля учебных занятий. 5. Книга протоколов заседаний цикла и журналы работы предметно-методических комиссий. 6. План, программы командирской подготовки офицеров цикла, расписания занятий и журнал учета занятий. В. В БАТАЛЬОНЕ (ДИВИЗИОНЕ) КУРСАНТОВ 1. Планы работы батальона (дивизиона) на учебный год и на месяц. 2. Учебные программы и тематические планы по общевоенным дисциплинам. 3. Журнал контроля учебных занятий. 4. План, программы командирской подготовки офицеров батальона (дивизиона), расписания занятий и журнал учета занятий. Начальник Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник Е. Высоцкий Приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации 1995 года N 340 ПЕРЕЧЕНЬ приказов (норм приказов) Министра обороны СССР, которые считаются не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также приказов (норм приказов) Министра обороны Российской Федерации, которые признаются утратившими силу и в которые вносятся изменения в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации 1995 года N 340 1. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации: приказ Министра обороны СССР 1974 года N 303; статью 6 приложения к приказу Министра обороны СССР 1982 года N 0167; приказ Министра обороны СССР 1990 года N 101; статьи 1-96 приложения N 1 и приложение N 2 к приказу Министра обороны СССР 1990 года N 250; статью 12 раздела II приложения к приказу Министра обороны СССР 1991 года N 578. II. Признать утратившими силу: подпункт "в" пункта 8, а также пункт 9 приказа Министра обороны Российской Федерации 1992 года N 292 в части, касающейся внесения изменений в приказ Министра обороны СССР 1990 года N 250; четырнадцатый абзац приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации 1994 года N 110; пункт 2 приказа Министра обороны Российской Федерации 195 года N 34 в части, касающейся внесения изменений в приказ Министра обороны СССР 1990 года N 250. III. Внести изменения в Положение о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации 1994 года N 110): в третьем абзаце статьи 37 слова: "и общественных организаций" исключить: в третьем абзаце статьи 37 слова: "и общественных организаций исключить; в четвертом абзаце статьи 37 слова: ", в том числе через общественные организации и органы управления вуза," исключить; статью 126 изложить в редакции: "126. В высших военно-учебных заведениях могут создаваться различные общества (советы курсантских коллективов, творческие кружки, спортивные секции), деятельность которых направлена на совершенствование качества обучения и воспитания курсантов". Начальник Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник Е. Высоцкий |