КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ 17 августа 1995 г. N 130 (Д) В целях организации действенного контроля за проектированием, строительством рыбоводно-мелиоративных объектов, возводимых для компенсации ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, приказываем: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления контроля за проектированием, строительством компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов и их эксплуатацией. 2. Территориальным органам по охране окружающей среды и природных ресурсов и бассейновым управлениям по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства довести настоящую Инструкцию до сведения всех подведомственных организаций и заинтересованных природопользователей. Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.И.Данилов-Данильян Председатель Комитета Российской Федерации по рыболовству В.Ф.Корельский УТВЕРЖДЕНА совместным Приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 17.08.95 г. N 327/130 ИНСТРУКЦИЯ о порядке осуществления контроля за проектированием, строительством компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов и их эксплуатацией Инструкция "О порядке осуществления контроля за проектированием, строительством компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов и их эксплуатацией" определяет порядок контроля за выполнением природоохранных компенсационных мероприятий, осуществляемых органами Комитета Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России). Составлена Роскомрыболовством - Главным управлением по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод), Центральным управлением по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспроизводству рыбных запасов (ЦУРЭН), Департаментом биологических ресурсов и заповедного дела Минприроды России. I. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция "О порядке осуществления контроля за проектированием, строительством компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов и их эксплуатацией" (в дальнейшем Инструкция) устанавливает порядок осуществления контроля за выполнением компенсационных мероприятий - проектированием, строительством рыбоводно-мелиоративных объектов, возводимых для компенсации ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства и эксплуатации новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также проведения на них и в водоохранных зонах водоемов различных видов работ: дноуглубление, прокладка нефтегазопроводов, добыча золота и других полезных ископаемых, лесосплав и др. (в дальнейшем - хозяйственная или иная деятельность). 1.2. Инструкция разработана в соответствии с: Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "О животном мире" и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации: от 23 апреля 1994 года N 375 "Об утверждении Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации"; от 15 мая 1995 года N 467 об утверждении "Положения о Комитете Российской Федерации по рыболовству"; от 22 сентября 1993 года N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". 1.3. Инструкция определяет порядок осуществления контроля органами Роскомрыболовства и Минприроды России за выполнением природоохранных компенсационных мероприятий. II. Порядок осуществления контроля 2.1. Контроль за выполнением компенсационных мероприятий осуществляют бассейновые управления рыбоохраны Роскомрыболовства и территориальные органы Минприроды России в соответствии со своей компетенцией специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации. 2.2. Основанием для осуществления контроля за компенсационными рыбоводно-мелиоративными мероприятиями является предпроектная (проектная) документация на строительство (реконструкцию) объектов хозяйственного назначения, имеющая положительное заключение экспертных органов Минприроды России и Роскомрыболовства. При этом в составе предпроектной (проектной) документации должны быть приведены: - размер ущерба, наносимого рыбным запасам, в натуральном и стоимостном выражении, с указанием видового состава теряемых рыб и других биологических ресурсов; - пути компенсации причиняемого ущерба, планируемые мероприятия; - размер капитальных вложений, необходимых для осуществления мероприятий, компенсирующих причиненный ущерб в полном объеме, определенном в натуральном выражении; - сроки осуществления компенсационных рыбоводно-мелиоративных мероприятий в увязке со сроками строительства или производства работ на объектах, наносящих ущерб рыбным запасам, исходя из недопустимости нанесения ущерба без его компенсации; - источники и порядок финансирования компенсационных мероприятий; - эксплуатирующая организация компенсационного объекта. 2.3. Во всех случаях принятия решения о выполнении компенсационных мероприятий Минприроды России направляет Центральному управлению по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспроизводству рыбных запасов (ЦУРЭН), а соответствующие подразделения территориальных органов Минприроды России - бассейновым управлениям органов рыбоохраны Роскомрыболовства выписки из заключений экспертных органов по предпроектной и проектной документации объектов хозяйственной или иной деятельности. 2.4. Контроль за выполнением компенсационных мероприятий состоит из: - контроля за ходом проектирования компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов; - контроля за ходом их строительства; - контроля при приемке в эксплуатацию компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов; - контроля за их эксплуатацией. III. Контроль за проектированием компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов 3.1. Контроль за проектированием компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов осуществляется органами рыбоохраны Роскомрыболовства с момента выдачи экспертными органами Минприроды России заключения по предпроектной (проектной) документации на строительство объекта хозяйственной деятельности с условием строительства компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта. Необходимо также проконтролировать утверждение проектной документации на строительство хозяйственного объекта, в смету которого включены компенсационные затраты. 3.3. (Сноска 1) В ходе контроля за проектированием компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта проверяется: -------------------- Сноска 1. Здесь и далее нумерация приводится в соответствии с оригиналом. - выдача задания на проектирование; - наличие акта выбора площадки под строительство; - подготовка исходных данных для проектирования; - перечисление инвесторами средств проектной организации на разработку проектной документации; - сроки разработки проектной документации; - проведение согласования материалов выбора площадки с органами надзора, службами инженерного обеспечения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - согласование проектной документации со строительной организацией, органами Минприроды России. 3.4. Органы рыбоохраны участвуют в выборе площадки под строительство компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта, с обязательным рассмотрением следующих вопросов: - пригодности площадки для строительства по топографическим, инженерно-геологическим и гидрологическим условиям; - возможности инженерного обеспечения; - наличия сырьевой базы, условий получения, доставки и содержания производителей рыбы; - качества воды водоисточника в различные периоды года и пригодности ее для рыборазведения; - способов и мест выпуска молоди рыб; - прогноза экологического состояния водоемов, предусматриваемых для выращивания рыбы; - обеспечения компенсационного рыбоводного объекта эксплуатационным персоналом. 3.5. Согласованная проектная документация на строительство компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта направляется заказчиком в ЦУРЭН для проведения экспертизы. 3.6. После проведения экспертизы ЦУРЭН выдает заказчику экспертное заключение с рекомендациями и предложениями по утверждению проектной документации на строительство компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта. 3.7. Органы рыбоохраны Роскомрыболовства контролируют утверждение заказчиком проектной документации на строительство компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта. (Необходимо получить у заказчика приказ на ее утверждение.) IV. Контроль за ходом строительства компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов 4.1. Органы рыбоохраны Роскомрыболовства и территориальные органы Минприроды России совместно осуществляют контроль за ходом строительства компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов, исходя из сроков их ввода в эксплуатацию для своевременного обеспечения компенсации ущерба рыбным запасам. 4.2. Контроль осуществляется путем проведения проверок хода строительства компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта. При проверках осуществляется осмотр выполненного объема работ и составляется акт. 4.3. В акте проверки хода строительства компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта должно быть отражено: - обеспеченность финансированием (указать, с какого времени открыто финансирование); - планируемый объем выполнения строительных работ на год; - наличие проектной документации на этот объем работ; - наличие графика производства работ; - ход выполнения графика производства работ; - соблюдение технологии производства работ; - обеспеченность механизмами; - фактическое выполнение плана строительных работ; - указать причины невыполнения плана работ; - претензии заказчика к подрядчику, проектной организации; - осуществление авторского надзора проектной организацией; - предложения по устранению недостатков и ускорению хода строительства. 4.4. Контрольные проверки хода строительства компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта рекомендуется совмещать с проведением авторского надзора проектной организацией. 4.5. Акты совместных контрольных проверок хода строительства должны направляться в ЦУРЭН для принятия дальнейших мер по своевременному строительству компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов. 4.6. В случаях необходимости ЦУРЭН обращается в Минприроды России за помощью для принятия мер к инвесторам (заказчикам) компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов. V. Контроль при приемке в эксплуатацию компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов 5.1. Представители органов рыбоохраны Роскомрыболовства и территориальных органов Минприроды России входят в состав рабочей приемочной комиссии, назначаемой министерствами, ведомствами, организациями, финансирующими строительство компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов. 5.2. При приемке в эксплуатацию компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов органы рыбоохраны и территориальные органы Минприроды России путем участия в рабочей приемочной комиссии контролируют: - соответствие выполненных строительно-монтажных работ проектно-сметной документации; - готовность объектов к проведению полного рыбоводного цикла, предусмотренного технологической схемой проекта; - проведение гидравлических испытаний всех гидротехнических сооружений; - результаты испытаний комплексного опробования оборудования; - укомплектованность объекта эксплуатационными кадрами; - обеспечение мероприятий по охране труда; - обеспечение мероприятий по экологическому мониторингу и экологическому аудиту. 5.3. По результатам работы рабочей комиссии составляется акт о готовности объекта к эксплуатации для представления Государственной приемочной комиссии. Акт о приемке в эксплуатацию объекта утверждается решением органа, назначившего комиссию. VI. Контроль за эксплуатацией компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов 6.1. Органы рыбоохраны Роскомрыболовства осуществляют контроль за своевременной передачей застройщиком в эксплуатацию специализированным рыбохозяйственным организациям Роскомрыболовства законченных строительством и принятых Государственной приемочной комиссией рыбоводно-мелиоративных объектов. 6.2. ЦУРЭН совместно с бассейновыми управлениями рыбоохраны в первые три года после ввода в эксплуатацию компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов осуществляют контроль за их деятельностью. При этом проверяется: - освоение проектной мощности по выпуску молоди рыб в естественные водоемы, водохранилища, как по объему, так и по видовому соотношению; - сроки освоения проектной мощности; - соответствие биотехнологии выращивания молоди технологической схеме, предусмотренной проектом на строительство компенсационного рыбоводно-мелиоративного объекта. VII. Ответственность субъектов хозяйственной деятельности за несоблюдение выполнения компенсационных рыбоводно-мелиоративных мероприятий 7.1. При несоблюдении сроков проектирования и календарных планов строительства компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов органами рыбоохраны Роскомрыболовства и территориальными органами Минприроды России дается предписание заказчикам - застройщикам о принятии мер по обеспечению своевременного выполнения компенсационных мероприятий. 7.2. При невыполнении предписаний по устранению недостатков по строительству компенсационных рыбоводно-мелиоративных объектов и невыделении средств на эксплуатацию компенсационных объектов органы рыбоохраны Роскомрыболовства и территориальные органы Минприроды России в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (ст.ст. 40, 82, 84) принимают решения: - о приостановлении производства работ на объекте, наносящем ущерб рыбным запасам; - о привлечении должностных лиц субъекта хозяйственной деятельности к ответственности и наложении на них штрафа; - о предъявлении исков в арбитражные суды к субъектам хозяйственной деятельности в случае отказа ими от уплаты штрафа в добровольном порядке. 7.3. Ущерб рыбным запасам, нанесенный необеспечением своевременного выполнения компенсационных мероприятий, взыскивается с субъекта хозяйственной деятельности в полном объеме в соответствии со ст.ст. 86, 87 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Возмещение ущерба производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. 7.4. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению рыбных запасов либо перечисляются в государственный экологический фонд согласно ст. 87 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". |