ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ЕВРОПЫ. Не задано. Организация Объединенных Наций (ООН). 21.10.95

                     ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ЕВРОПЫ


                                 ООН
                          21 октября 1995 г.


                                 (Д)

                              ПРЕАМБУЛА

     ССЫЛАЯСЬ на принцип 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей
среде и развитию,  в котором указывается,  что "экологические  вопросы
решаются наиболее     эффективным    образом    при    участии    всех
заинтересованных граждан - на соответствующем уровне",

     ПРИЗНАВАЯ, что   для   повышения   уровня   информированности  об
экологических проблемах    и    содействия    эффективному     участию
общественности необходимо   гарантировать   доступ   к   экологической
информации,

     ПРИЗНАВАЯ, что  участие   общественности   способствует   усилиям
органов государственной власти по охране окружающей среды, и учитывая,
что экологическая  политика  и  процесс  принятия  решений  не  должны
ограничиваться кругом вопросов, которыми занимаются эти органы,

     ПРИЗНАВАЯ, что для содействия эффективному участию общественности
ей следует предоставлять информацию о средствах и  методах  участия  в
процессе принятия  решений в области охраны окружающей среды и решения
экологических проблем,

     ПРИЗНАВАЯ, что  процесс   участия   общественности   может   быть
источником дополнительной  информации  и научно-технических знаний для
директивных органов,

     ИСХОДЯ ИЗ УБЕЖДЕНИЯ,  что природоохранные органы должны  повышать
уровень информированности общественности с целью содействия углублению
понимания и   укрепления   поддержки   общественностью   экологической
политики и вопросов, касающихся соблюдения экологических норм,

     УЧИТЫВАЯ, что   содействие   участию  общественности  требует  от
органов государственной власти обеспечивать открытость и подотчетность
их работы,  что  позволяет  повысить  уровень доверия к ним и укрепить
поддержку их деятельности,

     СОЗНАВАЯ, что одновременно  с  признанием  важной  роли,  которую
играет участие общественности в защите экологических прав,  необходимо
отметить, что все лица,  как в личном качестве,  так и в ассоциации  с
другими, обязаны охранять и сохранять окружающую среду,

     ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ   тот  факт,  что  реальный доступ к судам и
административным процедурам подачи жалоб для отдельных  лиц  и  групп,
объединенных общими  государственными интересами,  позволит обеспечить
охрану их законных интересов и эффективное применение  предусмотренных
мер по охране окружающей среды, а также отказ от незаконной практики,

     утверждает нижеследующие Руководящие принципы:

     Ничто в данных Руководящих принципах не может истолковываться как
указание на ограничение каких-либо прав доступа к информации и участия
общественности,   которые  могут  гарантироваться  в  законодательстве
любого государства-члена или  в  рамках  любого  соглашения,  стороной
которого является это государство.

                 I. ДОСТУП К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

     1. Для   целей   настоящих  Руководящих  принципов  под  термином
"экологическая информация" понимается  любая  информация  о  состоянии
вод, воздуха,   почвы,  фауны,  флоры,  земли  и  природных  зон  и  о
деятельности или   мерах,   направленных   на   их   охрану,   включая
административные меры    и   программы   рационального   использования
окружающей среды.
     2. Любому    физическому    или    юридическому    лицу    должен
предоставляться, по его  просьбе,  свободный  доступ  к  экологической
информации при    соблюдении   условий,   содержащихся   в   настоящих
Руководящих принципах, безотносительно его гражданства, подданства или
места жительства и без учета необходимости доказывать его правовой или
другой интерес.
     3. Органы государственной власти (на национальном уровне,  уровне
территориально-административных единиц и местном уровне) и органы,  на
которые возложена государственная ответственность за охрану окружающей
среды, за исключением органов, обладающих судебной или законодательной
дееспособностью, должны   предоставлять   экологическую  информацию  с
соблюдением условий, содержащихся в настоящих Руководящих принципах.
     4. Органы   государственной   власти   должны   обеспечивать   на
регулярной основе  сбор   и   обновление   необходимой   экологической
информации. Кроме  того,  государства  должны создавать в тех случаях,
когда действующие  на  добровольной   основе   системы   не   отвечают
существующим требованиям,    обязательные    системы,   обеспечивающие
необходимый поток информации о деятельности,  оказывающей значительное
воздействие на окружающую среду, для органов государственной власти.
     5. Государства должны принимать  необходимые  меры  по  повышению
уровня транспарентности   своих   систем   экологической   информации,
например путем  определения  типа  и  охвата  имеющейся  экологической
информации, основных   условий   ее   предоставления   и  процедур  ее
получения, а  также  посредством  создания  и  ведения  информационных
регистров и  назначения  должностных лиц,  занимающихся информационным
обслуживанием.
     6. В  просьбе  о  предоставлении  информации  может быть отказано
только тогда, когда она затрагивает:
     а) конфиденциальность  материалов  работы органов государственной
        власти и конфиденциальность рассмотрения вопросов,  касающихся
        международных отношений и национальной обороны;
     b) вопросы, связанные с государственной безопасностью;
     с) вопросы, которые находятся или находились на рассмотрении суда
        или на    этапе    расследования    (включая    дисциплинарное
        расследование), или       которые      являются      предметом
        предварительного судебного рассмотрения;
     d) коммерческую или промышленную конфиденциальность (например,  в
        связи с   сельскохозяйственной   или   другой    хозяйственной
        деятельностью),включая интеллектуальную собственность;
     е) конфиденциальность личных данных и/или архивов;
     f) документы,  представленные третьей стороной,  если эта сторона
        не связана правовым обязательством поступать подобным  образом
        или если  на  эту  сторону  не  может  быть  возложено  такого
        обязательства и в тех случаях,  когда эта  сторона  не  давала
        согласия на обнародование таких документов;
     g) документы,  разглашение содержания которых  может  повлечь  за
        собой угрозу  для  окружающей  среды,  например  информация  о
        местах размножения редких видов.
     В такой   просьбе   может   быть   также   отказано,   если   это
предусматривает предоставление  любых   документов,   находящихся   на
заключительном этапе  их  подготовки.  В  каждой  конкретной  ситуации
вышеуказанные основания для отказа  следует  толковать  ограничительно
путем сравнения   преимуществ,  которые  можно  получить  в  контексте
государственных интересов в случае разглашения содержания  документов,
с преимуществами  в  случае  неразглашения сведений.  Причины отказа в
просьбе о предоставлении информации  должны  излагаться  в  письменном
виде. В  тех  случаях,  когда  только  часть  запрашиваемой информации
затрагивает одну  из  таких  особых   категорий   данных,   оставшуюся
информацию следует  выделить  и  предоставлять  лицу,  обратившемуся с
подобной просьбой.
     7. Органы    государственной   власти   должны   ответить   лицу,
обратившемуся с  просьбой  предоставить  информацию,   в   максимально
короткие сроки и не позднее чем через шесть недель.
     8. Экологическая информация,  например  та,  которая  хранится  в
государственных архивах,  должна  предоставляться  общественности  для
изучения бесплатно.  Любому  лицу,   обратившемуся   с   просьбой   об
информации, следует предоставить соответствующие условия для получения
копии такой информации (при условии соблюдения положений об  авторских
правах) с  оплатой,  в  случае  необходимости,  издержек,  связанных с
воспроизводством и распространением информации.  В тех случаях,  когда
информация хранится  в различных формах,  она должна предоставляться в
форме, определяемой лицом,  обратившимся  с  просьбой  об  информации,
например в письменной форме, на видеокассетах, в звуковой форме или на
электронных носителях информации.
     9. Государства должны обеспечивать,  чтобы лицо, считающее, что в
его просьбе о предоставлении информации было неправомерно отказано или
она была  неправомерно  отклонена или что орган государственной власти
не смог удовлетворительно ответить на нее  или  что  в  связи  с  этой
просьбой были назначены завышенные расценки, может требовать судебного
или административного   пересмотра   решения    согласно    положениям
соответствующей национальной правовой системы.
     10. Государства должны регулярно публиковать новейшую  информацию
о состоянии окружающей среды, например, в рамках докладов.
     11. Государства должны  широко  рекламировать  публикацию  важных
национальных и международных документов по окружающей среде,  например
таких, как стратегии,  программы,  планы действий и доклады о ходе  их
осуществления.
     12. Государства   должны    широко    рекламировать    публикацию
международных юридических документов, участниками которых они являются
и которые устанавливают процедуры обеспечения доступа общественности к
экологической информации или права, касающиеся участия общественности,
предпочтительно   на   национальном   языке    (языках),    а    также
соответствующих резолюций или рекомендаций различных конференций.
     13. Государства    должны    информировать    общественность    о
возможностях направления  информации  в  международные  организации по
вопросам, касающимся  несоблюдения  норм  международного  права.
     14. Государства  не  должны  поощрять  организации,  деятельность
которых оказывает значительное негативное  воздействие  на  окружающую
среду, регулярно сообщать общественности о воздействии их деятельности
на окружающую среду.
     15. Следует   поощрять   доступ   общественности  к   информации,
получаемой  в  рамках  таких  добровольных  схем,  как   экологическая
экспертиза   (Примечание  1),  а  также  развитие  схем  экологической
маркировки более благоприятной с экологической точки зрения продукции.
     Примечание 1  -  Смотри  например положение (ЕЭС) N 1836/93 от 29
июня 1993 г.

                     II. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.

     16. Государства  должны  облегчать   участие   общественности   в
процессах  принятия  решений  в  области  охраны  окружающей среды и в
процессах  принятия  решений,  имеющих  значительные  последствия  для
окружающей среду.
     17. Государствам    рекомендуется    учреждать    формальные    и
неформальные консультативные   процедуры   с  целью  упрощения  НПО  в
процессах принятия решений,  имеющих важные последствия для окружающей
среды, и устранения помех или препятствий для участия общественности.
     18. Государствам следует прилагать активные усилия для содействия
участию общественности в процессах разработки экологической политики и
принятия  решений  в  области   охраны   окружающей   среды,   которые
представляют особый интерес для территориальных и местных общин.
     19. К консультациям необходимо приступать уже на самом  начальном
этапе процесса принятия решений, т.е. тогда, когда по-прежнему открыты
различные возможности для дальнейших действий и  общественность  может
эффективно  влиять на дальнейшее развитие событий.  Государства должны
учреждать   открытые   процедуры   и   предоставить    соответствующую
информацию.    В    случае    необходимости   соответствующие   органы
государственной    власти    должны    предоставлять    общественности
дополнительную  помощь и разъяснения.  Государствам рекомендуется,  по
возможности,  устанавливать  связь  между  сроками,  отведенными   для
проведения консультаций с общественностью, и сроками, предусмотренными
в  рамках  режимов  предоставления  доступа  к  информации,  с   целью
обеспечения    участия    общественности,    обладающей    необходимой
информацией.
     20. Соответствующие  органы  государственной  власти должны нести
ответственность за эффективную подготовку государственных  служащих  с
целью углубления    понимания   ими   своих   обязанностей   в   сфере
предоставления общественности доступа к информации и упрощения участия
общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей
среды.
     21. До принятия решений,  оказывающих значительное воздействие на
окружающую среду, государствами следует принимать меры, обеспечивающие
учет мнения   общественности,   включая   мнение  НПО,  других  групп,
объединенных общими  интересами,  и  природоохранных   консультативных
органов.
     22. Государствам следует обеспечивать  участие  общественности  в
процессах   принятия   административных   решений   в  области  охраны
окружающей  среды,  предпочтительно  посредством  установления  четких
норм, регламентирующих определенные процедуры, например таких, как при
необходимости,  оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и выдача
разрешений  или  лицензий,  особенно  в  тех случаях,  когда они могут
оказывать значительное воздействие  на  окружающую  среду.  Эти  нормы
могут  включать,  в  частности, право  на  распространение информации,
процедуры,  которые предусматривают право предлагать, при возможности,
соответствующие    альтернативы,    разумный    период   времени   для
предоставления  замечаний,  право  на  обоснованное  решение  и  право
прибегать  к процедурам административного и/или судебного производства
с целью оспаривать бездействие и обжаловать принятые решения.
     23. Государствам  рекомендуется  принять  в качестве минимального
стандарта обязательства  и   рекомендации   по   ОВОС,   содержащиеся,
например, в  Конвенции  об  оценке  воздействия  на окружающую среду в
трансграничном контексте (Экспо, 1991 г.).
     24. Государствам следует обеспечивать,  чтобы лица, вовлеченные в
процесс участия общественности в решении  вопросов  в  области  охраны
окружающей среды, не несли никакого наказания за деятельность, которая
во всех других отношениях является законной.

              III. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

     25. Общественность должна иметь доступ,  по мере необходимости, к
административным и  судебным  процедурам.  Соответствующие юридические
гарантии должны     обеспечивать      справедливость,      открытость,
транспарентность и беспристрастность процедур.  Желательно,  чтобы эти
процедуры не были недоступно дорогостоящими.
     26. Желательно,  чтобы  понятию  процессуальной  правоспособности
обеспечивалось широкое толкование  в  ходе  судебного  разбирательства
вопросов, касающихся охраны окружающей среды.

               IV. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ.

     27. Государствам   рекомендуется  принять  необходимые  стратегии
осуществления настоящих   Руководящих   принципов,   которые   следует
развивать в ходе широкого консультативного процесса.
     28. Эффективное обеспечение доступа к экологической информации  и
участие общественности  в  процессе  принятия решений в области охраны
окружающей среды предусматривает создание четках нормативных основ для
процессуальных  и   институциональных   гарантий   и   соответствующих
правоприменительных программ.  В  случае  необходимости,  государствам
следует создавать    организационные    структуры    для    облегчения
эффективного осуществления  вышеуказанных  гарантий,  например,  путем
назначения должностных    лиц,    ответственных   за   организационное
обслуживание, и лиц, отвечающих за связи с общественностью, возложения
обязанностей по охране окружающей среды на омбудсмена и т.д.
     29. Государствам  следует  признать   особую   роль   местных   и
территориальных органов государственной власти и передать этим органам
необходимые полномочия  с  целью  обеспечить  осуществление  настоящих
Руководящих принципов.
     30. Государствам следует  поощрять  экологическое  образование  и
профессиональную подготовку   широкой   общественности   и  конкретных
целевых групп,  особенно по вопросам о методах и способах  обеспечения
доступа к  информации  и  участия общественности.  Необходимо признать
решающую роль НПО,  учебных заведений и средств массовой информации  и
оказывать им соответствующую поддержку.
     31. Государствам  следует  поощрять  регулярное   наблюдение   за
осуществлением настоящих     Руководящих    принципов.    Государствам
предлагается оказывать  поддержку  текущей  деятельности  и  облегчать
обмен опытом    в   области   осуществления   Руководящих   принципов.
Государства должны  будут   сообщать   о   результатах   осуществления
настоящих Руководящих  принципов  Европейской  экономической  комиссии
Организации Объединенных Наций не позднее чем  через  два  года  после
утверждения данного документа.