О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ЧАСТЬ 2). Приказ. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Минздравмедпром России). 30.10.95 294

           О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
                              (ЧАСТЬ 2)
     
                                ПРИКАЗ

     МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

                          30 октября 1995 г.
                                N 294

                                 (Д)
     
     
       Типовая программа и примерный учебный план специализации
                  по психотерапии врачей-психиатров

    Название цикла: "Специализация по специальности "Психотерапия"

                        Объяснительная записка

     Программа предназначена  для врачей-психиатров со стажем работы в
области психиатрии не менее 3 лет,  имеющих сертификат и специализацию
по психиатрии.
     Основные задачи:
     овладение теоретическими      основами      психотерапии,      ее
психологическими  и  социально-психологическими  основами  (психология
личности и группы, психология болезни, больного и лечебного процесса).
Познание современных подходов к  многомерной  диагностике  неврозов  и
других пограничных нервно-психических,  психосоматических расстройств,
психических заболеваний,  при лечении которых  показана  психотерапия.
Сосредоточение  внимания  в  процессе  обучения  на  теории и практике
лечебной  коммуникации,   психологических   аспектах   взаимоотношений
психотерапевт  - пациент,  стилях и ролевом поведении психотерапевта в
разных  лечебных  ситуациях  и  с  разного  типа  больными.   Познание
закономерностей функционирования групп,  управления поведением больных
в группе,  значения групповой динамики,  ролевого поведения группового
психотерапевта. Раскрытие теоретико-методологических аспектов основных
направлений    психотерапии:    психодинамического,    поведенческого,
когнитивного,  гуманистического в их различных формах - индивидуальной
и групповой,  долговременной и  краткосрочной,  семейно-супружеской  и
др.;
     в центре практических занятий - формирование психотерапевтических
умений  и  навыков  в  сфере  общения;  развитие способности адекватно
устанавливать   контакт,    строить    продуктивные    взаимоотношения
психотерапевт   -   пациент,  проводить  психотерапевтическую  беседу.
Освоение  конкретных  методов  психотерапии,  таких  как  гипнотерапия
(традиционные  и  эриксоновские методики),  психодрама,  поведенческие
методы,  упражнения  гештальт-терапии,  когнитивные  техники,   приемы
телесно  ориентированной  психотерапии  и  др.  Овладение  приемами  и
навыками проведения групповой,  семейной и  супружеской  психотерапии.
Углубление    самопознания    психотерапевтом   собственных   способов
разрешения трудных ситуаций,  при необходимости коррекции  их,  анализ
личностной   проблематики   психотерапевта   в   сфере  межличностного
функционирования.
     В программе предусмотрены:
     теоретические занятия (лекции  и  семинары)  в  области  основных
направлений психотерапии и концепций, раскрывающих различные подходы в
понимании  специфики  психотерапевтических  воздействий,   современных
достижений  в  диагностике  и дифференциальной диагностике психических
заболеваний,  в том числе с точки зрения показаний и  противопоказаний
для  психотерапии,  конкретных  вопросов  применения  различных  форм,
методов  и  приемов  психотерапии  относительно  различных   категорий
больных, нуждающихся в психотерапии;
     практические занятия    по    освоению    эффективной    лечебной
коммуникации  в  диадной  и  групповой  формах психотерапии;  развитию
умения  управлять  лечебным  процессом  в  индивидуальной,  групповой,
семейной   психотерапии   с  разными  категориями  больных;  овладение
конкретными   индивидуальными   и   групповыми   психотерапевтическими
методами  разных  направлений  психотерапии;  повышение  личностного и
профессионального уровня через углубление самопознания психотерапевта.
     По программе  4-месячного  цикла  предусмотрено 576 академических
часов,  из них 180 часов - лекции и семинары, 396 часов - практические
занятия.

                 Тематический план лекций (семинаров)

----------------------------------------------------------------------
|                   Темы лекций                      |  Количество   |
|                                                    |     часов     |
|----------------------------------------------------|---------------|
| 1) Теоретические основы психотерапии (современное  |  Лекции - 6   |
|    понимание психотерапии, ее модели, основные     |               |
|    направления и классификации)                    |               |
| 2) Психологические и социально-психологические     |  Лекции - 24  |
|    аспекты психотерапии (концепции личности и      | Семинары - 6  |
|    группы, личности и болезни, психология          |               |
|    лечебного процесса, психотерапевтическая        |               |
|    коммуникация в различных направлениях           |               |
|    психотерапии)                                   |               |
| 3) Теоретико-методологические основы главных       |  Лекции - 30  |
|    направлений психотерапии и составляющих их форм | Семинары - 28 |
|    и методов (психодинамическое, поведенческое,    |               |
|    когнитивное, гуманистическое и др.)             |               |
| 4) Личностно ориентированная (реконструктивная)    |  Лекции - 8   |
|    психотерапия в ее индивидуальной и групповой    | Семинары - 24 |
|    формах, в условиях долговременной и             |               |
|    краткосрочной психотерапии, семейной и          |               |
|    супружеской психотерапии; интегративная модель  |               |
|    личностно ориентированной психотерапии          |               |
| 5) Клинические аспекты психотерапии (современные   |  Лекции - 18  |
|    подходы к классификации пограничных             | Семинары - 30 |
|    нервно-психических расстройств, их семистика,   |               |
|    диагностика и дифференциальная диагностика,     |               |
|    психотерапия конкретных типов пограничных       |               |
|    нервно-психических расстройств                  |               |
| 6) Организация психотерапевтической помощи,        | Семинары - 6  |
|    подготовка и повышение квалификации в области   |               |
|    психотерапии                                    |               |
----------------------------------------------------------------------

                Тематический план практических занятий

-----------------------------------------------------------------------------------
|      Практические занятия             | Форма проведения           | Количество |
|                                       |     занятий                |   часов    |
| --------------------------------------| ---------------------------|------------|
| 1) Синдромально-нозологическая        | Клинические                |     36     |
|    и психологическая                  | семинары                   |            |
|    диагностика и                      |                            |            |
|    дефференциальная диагностика       |                            |            |
|    неврозов и других                  |                            |            |
|    пограничных                        |                            |            |
|    нервно-психических расстройств,    |                            |            |
|    психосоматических нарушений        |                            |            |
| 2) Определение                        | Клинические                |     30     |
|    клинико-психологических            | семинары                   |            |
|    характеристик внутренней           |                            |            |
|    картины болезни как основы         |                            |            |
|    для выявления показаний и          |                            |            |
|    противопоказаний                   |                            |            |
|    относительно конкретных            |                            |            |
|    методов психотерапии,              |                            |            |
|    определение типа                   |                            |            |
|    направленности                     |                            |            |
|    психотерапевтической               |                            |            |
|    стратегии или                      |                            |            |
|    психотерапевтической               |                            |            |
|    "мишени"                           |                            |            |
| 3) Формирование                       | Социально-психологический  |     60     |
|    психотерапевтического              | тренинг                    |            |
|    контакта в условиях                | ролевые игры               |            |
|    индивидуальной психотерапии,       |                            |            |
|    управление эмпатическим            |                            |            |
|    реагированием, освоение            |                            |            |
|    различных вариантов ведения        |                            |            |
|    психотерапевтической беседы,       |                            |            |
|    невербальная коммуникация,         |                            |            |
|    ролевое поведение в разных         |                            |            |
|    ситуациях лечебного процесса       |                            |            |
|    и с разными личностными            |                            |            |
|    типами пациентов                   |                            |            |
| 4) Приобретение практических          | Методические               |     60     |
|    навыков ведения                    | тренинговые группы         |            |
|    психотерапевтических групп         |                            |            |
|    с целью понимания групповой        |                            |            |
|    динамики и связей в группе.        |                            |            |
|    Формирование в роли                |                            |            |
|    наблюдателя, участника и           |                            |            |
|    котерапевта. Отработка             |                            |            |
|    навыков по преодолению             |                            |            |
|    психотерапевтом трудных            |                            |            |
|    ситуаций в группе                  |                            |            |
| 5) Освоение некоторых наиболее        | Семинары-тренинги          |    100     |
|    разработанных и                    |                            |            |
|    исследованных в отношении          |                            |            |
|    эффективности                      |                            |            |
|    психотерапевтических               |                            |            |
|    методов различных                  |                            |            |
|    психотерапевтических               |                            |            |
|    ориентаций, в частности,           |                            |            |
|    методики индивидуальной и          |                            |            |
|    групповой личностно                |                            |            |
|    ориентированной                    |                            |            |
|    (реконструктивной)                 |                            |            |
|    психотерапии, классических         |                            |            |
|    и современных приемов              |                            |            |
|    гипноза, психодрамы,               |                            |            |
|    поведенческой терапии,             |                            |            |
|    гештальт-терапии,                  |                            |            |
|    психоаналитических методик         |                            |            |
|    (например, толкование              |                            |            |
|    сновидений в широком               |                            |            |
|    психодинамическом понимании)       |                            |            |
|    и др.                              |                            |            |
| 6) Личностно ориентированный          | Личностно                  |     50     |
|    тренинг с целью осознавания        | ориентированный            |            |
|    и проработки собственной           | тренинг                    |            |
|    психологической проблематики       |                            |            |
|    и коррекции неадаптивных           |                            |            |
|    форм поведения                     |                            |            |
| 7) Профессионально                    | Балинтовские               |     30     |
|    ориентированный тренинг,           | группы                     |            |
|    направленный на преодоление        |                            |            |
|    некоторых стереотипов              |                            |            |
|    поведения и неосознаваемых         |                            |            |
|    эмоциональных реакций,             |                            |            |
|    возникающих в практической         |                            |            |
|    работе психотерапевта              |                            |            |
| 8) Детальная проработка в             | Обсуждение с               |     30     |
|    условиях супервизии ведения        | супервизором               |            |
|    психотерапевтом пациента в         | материала                  |            |
|    индивидуальной психотерапии        | письменных                 |            |
|    или ведения                        | записей, аудио- и          |            |
|    психотерапевтической группы -      | видеозаписей               |            |
|    наблюдение супервизором            | занятия                    |            |
|    (консультантом) процесса           |                            |            |
|    индивидуальной психотерапии        |                            |            |
|    или психотерапевтической           |                            |            |
|    группы, где психотерапевт          |                            |            |
|    может быть терапевтом,             |                            |            |
|    котерапевтом или                   |                            |            |
|    наблюдателем                       |                            |            |
-----------------------------------------------------------------------------------

Начальник Управления
учебных заведений                              Н.Н. ВОЛОДИН
                                                           
Начальник Управления
научных исследований                           О.Е. НИФАНТЬЕВ