О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ЧАСТЬ 2) ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ 30 октября 1995 г. N 294 (Д) Типовая программа и примерный учебный план специализации по психотерапии врачей-психиатров Название цикла: "Специализация по специальности "Психотерапия" Объяснительная записка Программа предназначена для врачей-психиатров со стажем работы в области психиатрии не менее 3 лет, имеющих сертификат и специализацию по психиатрии. Основные задачи: овладение теоретическими основами психотерапии, ее психологическими и социально-психологическими основами (психология личности и группы, психология болезни, больного и лечебного процесса). Познание современных подходов к многомерной диагностике неврозов и других пограничных нервно-психических, психосоматических расстройств, психических заболеваний, при лечении которых показана психотерапия. Сосредоточение внимания в процессе обучения на теории и практике лечебной коммуникации, психологических аспектах взаимоотношений психотерапевт - пациент, стилях и ролевом поведении психотерапевта в разных лечебных ситуациях и с разного типа больными. Познание закономерностей функционирования групп, управления поведением больных в группе, значения групповой динамики, ролевого поведения группового психотерапевта. Раскрытие теоретико-методологических аспектов основных направлений психотерапии: психодинамического, поведенческого, когнитивного, гуманистического в их различных формах - индивидуальной и групповой, долговременной и краткосрочной, семейно-супружеской и др.; в центре практических занятий - формирование психотерапевтических умений и навыков в сфере общения; развитие способности адекватно устанавливать контакт, строить продуктивные взаимоотношения психотерапевт - пациент, проводить психотерапевтическую беседу. Освоение конкретных методов психотерапии, таких как гипнотерапия (традиционные и эриксоновские методики), психодрама, поведенческие методы, упражнения гештальт-терапии, когнитивные техники, приемы телесно ориентированной психотерапии и др. Овладение приемами и навыками проведения групповой, семейной и супружеской психотерапии. Углубление самопознания психотерапевтом собственных способов разрешения трудных ситуаций, при необходимости коррекции их, анализ личностной проблематики психотерапевта в сфере межличностного функционирования. В программе предусмотрены: теоретические занятия (лекции и семинары) в области основных направлений психотерапии и концепций, раскрывающих различные подходы в понимании специфики психотерапевтических воздействий, современных достижений в диагностике и дифференциальной диагностике психических заболеваний, в том числе с точки зрения показаний и противопоказаний для психотерапии, конкретных вопросов применения различных форм, методов и приемов психотерапии относительно различных категорий больных, нуждающихся в психотерапии; практические занятия по освоению эффективной лечебной коммуникации в диадной и групповой формах психотерапии; развитию умения управлять лечебным процессом в индивидуальной, групповой, семейной психотерапии с разными категориями больных; овладение конкретными индивидуальными и групповыми психотерапевтическими методами разных направлений психотерапии; повышение личностного и профессионального уровня через углубление самопознания психотерапевта. По программе 4-месячного цикла предусмотрено 576 академических часов, из них 180 часов - лекции и семинары, 396 часов - практические занятия. Тематический план лекций (семинаров) ---------------------------------------------------------------------- | Темы лекций | Количество | | | часов | |----------------------------------------------------|---------------| | 1) Теоретические основы психотерапии (современное | Лекции - 6 | | понимание психотерапии, ее модели, основные | | | направления и классификации) | | | 2) Психологические и социально-психологические | Лекции - 24 | | аспекты психотерапии (концепции личности и | Семинары - 6 | | группы, личности и болезни, психология | | | лечебного процесса, психотерапевтическая | | | коммуникация в различных направлениях | | | психотерапии) | | | 3) Теоретико-методологические основы главных | Лекции - 30 | | направлений психотерапии и составляющих их форм | Семинары - 28 | | и методов (психодинамическое, поведенческое, | | | когнитивное, гуманистическое и др.) | | | 4) Личностно ориентированная (реконструктивная) | Лекции - 8 | | психотерапия в ее индивидуальной и групповой | Семинары - 24 | | формах, в условиях долговременной и | | | краткосрочной психотерапии, семейной и | | | супружеской психотерапии; интегративная модель | | | личностно ориентированной психотерапии | | | 5) Клинические аспекты психотерапии (современные | Лекции - 18 | | подходы к классификации пограничных | Семинары - 30 | | нервно-психических расстройств, их семистика, | | | диагностика и дифференциальная диагностика, | | | психотерапия конкретных типов пограничных | | | нервно-психических расстройств | | | 6) Организация психотерапевтической помощи, | Семинары - 6 | | подготовка и повышение квалификации в области | | | психотерапии | | ---------------------------------------------------------------------- Тематический план практических занятий ----------------------------------------------------------------------------------- | Практические занятия | Форма проведения | Количество | | | занятий | часов | | --------------------------------------| ---------------------------|------------| | 1) Синдромально-нозологическая | Клинические | 36 | | и психологическая | семинары | | | диагностика и | | | | дефференциальная диагностика | | | | неврозов и других | | | | пограничных | | | | нервно-психических расстройств, | | | | психосоматических нарушений | | | | 2) Определение | Клинические | 30 | | клинико-психологических | семинары | | | характеристик внутренней | | | | картины болезни как основы | | | | для выявления показаний и | | | | противопоказаний | | | | относительно конкретных | | | | методов психотерапии, | | | | определение типа | | | | направленности | | | | психотерапевтической | | | | стратегии или | | | | психотерапевтической | | | | "мишени" | | | | 3) Формирование | Социально-психологический | 60 | | психотерапевтического | тренинг | | | контакта в условиях | ролевые игры | | | индивидуальной психотерапии, | | | | управление эмпатическим | | | | реагированием, освоение | | | | различных вариантов ведения | | | | психотерапевтической беседы, | | | | невербальная коммуникация, | | | | ролевое поведение в разных | | | | ситуациях лечебного процесса | | | | и с разными личностными | | | | типами пациентов | | | | 4) Приобретение практических | Методические | 60 | | навыков ведения | тренинговые группы | | | психотерапевтических групп | | | | с целью понимания групповой | | | | динамики и связей в группе. | | | | Формирование в роли | | | | наблюдателя, участника и | | | | котерапевта. Отработка | | | | навыков по преодолению | | | | психотерапевтом трудных | | | | ситуаций в группе | | | | 5) Освоение некоторых наиболее | Семинары-тренинги | 100 | | разработанных и | | | | исследованных в отношении | | | | эффективности | | | | психотерапевтических | | | | методов различных | | | | психотерапевтических | | | | ориентаций, в частности, | | | | методики индивидуальной и | | | | групповой личностно | | | | ориентированной | | | | (реконструктивной) | | | | психотерапии, классических | | | | и современных приемов | | | | гипноза, психодрамы, | | | | поведенческой терапии, | | | | гештальт-терапии, | | | | психоаналитических методик | | | | (например, толкование | | | | сновидений в широком | | | | психодинамическом понимании) | | | | и др. | | | | 6) Личностно ориентированный | Личностно | 50 | | тренинг с целью осознавания | ориентированный | | | и проработки собственной | тренинг | | | психологической проблематики | | | | и коррекции неадаптивных | | | | форм поведения | | | | 7) Профессионально | Балинтовские | 30 | | ориентированный тренинг, | группы | | | направленный на преодоление | | | | некоторых стереотипов | | | | поведения и неосознаваемых | | | | эмоциональных реакций, | | | | возникающих в практической | | | | работе психотерапевта | | | | 8) Детальная проработка в | Обсуждение с | 30 | | условиях супервизии ведения | супервизором | | | психотерапевтом пациента в | материала | | | индивидуальной психотерапии | письменных | | | или ведения | записей, аудио- и | | | психотерапевтической группы - | видеозаписей | | | наблюдение супервизором | занятия | | | (консультантом) процесса | | | | индивидуальной психотерапии | | | | или психотерапевтической | | | | группы, где психотерапевт | | | | может быть терапевтом, | | | | котерапевтом или | | | | наблюдателем | | | ----------------------------------------------------------------------------------- Начальник Управления учебных заведений Н.Н. ВОЛОДИН Начальник Управления научных исследований О.Е. НИФАНТЬЕВ |