Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 30 октября 1995 г. N 37 (Д) 1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности объектовых подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2. Начальникам управлений (доходов) Государственной противопожарной службы организовать изучение с личным составом утвержденного Наставления, обеспечить его исполнение, привести в соответствие с ним распорядительные и иные документы в области организации деятельности объектовых подразделений. 3. Установить, что Наставление по организации профилактической работы на объектах, охраняемых подразделениями военизированной и профессиональной охраны МВД СССР, утвержденное ГУПО МВД СССР 2 октября 1985 года, не применяется. Начальник генерал-майор внутренней службы Е.А. Серебренников Приложение к приказу ГУГПС МВД РФ от 30 октября 1995 года N 37 Наставление по организации деятельности объектовых подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации 1. Общие положения 1.1. Наставление по организации деятельности объектовых подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление) определяет порядок организации и осуществления деятельности Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению и тушению пожаров на охраняемых объектах. Действие Наставления распространяется на сотрудников, военнослужащих и работников (далее - сотрудники) органов управления и объектовых подразделений ГПС. 1.2. В Наставлении используются следующие понятия: объектовое подразделение ГПС - отряд, часть и (или) другое, предусмотренное типовыми штатами подразделение ГПС, создаваемое на основе договора с объектом для организации предупреждения и тушения пожаров на нем; охраняемый объект - предприятие, учреждение, организация, крестьянское (фермерское) хозяйство, иное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, на котором в установленном порядке создано объектовое подразделение ГПС; дислокация - схема (план) расположения на территории охраняемого объекта участков, секторов, постов и маршрутов доходов, а также порядок организации несения службы на них; пожарно-профилактическое обслуживание - деятельность сотрудников ГПС, направленная на предупреждение пожаров на охраняемом объекте и создание условий для их успешного тушения; участок - часть территории охраняемых объектов, в пределах которой осуществляется пожарно-профилактическое обслуживание расположенных на ней зданий и сооружений; сектор - часть участка; пост - место на объекте, где сотрудник ГПС (постовой) выполняет возложенные на него обязанности. Для поста устанавливаются границы; дозор - подвижной наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников ГПС, выполняющих возложенные на них обязанности на маршруте дозора. Сотрудник, входящий в состав дозора, называется дозорным; инженерно-инспекторский состав - сотрудники подразделений ГПС, занимающие должности старшего инженера, старшего инспектора, инженера, инспектора, младшего инспектора, инструктора; предложение ГПС - письменное распоряжение (разновидность предписания) сотрудника ГПС, выданное им в пределах компетенции соответствующему руководителю, должностному лицу объекта, об устранении в установленные сроки нарушений требований пожарной безопасности. 1.3. Объектовые подразделения ГПС привлекаются в установленном порядке к тушению пожаров за пределами охраняемых объектов. 2. Основные полномочия и функции органов управления, подразделений ГПС 2.1. Организация деятельности сотрудников ГПС по предупреждению и тушению пожаров на охраняемых объектах осуществляется на соответствующих уровнях в органах управления и подразделениях ГПС. 2.2. Федеральный орган управления ГПС, территориальные органы управления ГПС субъектов Российской Федерации, Специальное управление ГПС, органы управления специальными подразделениями ГПС (далее - органы управления) в пределах своей компетенции: организуют разработку нормативных документов по пожарной безопасности охраняемых объектов, утверждают их самостоятельно или вносят на утверждение в соответствующие органы исполнительной власти; руководят объектовыми подразделениями ГПС, контролируют и анализируют их служебную деятельность, готовят обзоры с указанием в них мероприятий по ее совершенствованию; заключают и расторгают договоры на создание объектовых подразделений ГПС, организуют выполнение ими договорных обязательств, оказывая необходимую организационно-методическую помощь; разрабатывают совместно с администрацией объекта дислокацию и устанавливают порядок несения службы сотрудниками ГПС на участках, а секторах, на постах и маршрутах дозоров; организуют государственный пожарный надзор на охраняемых объектах, тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; устанавливают и ведут учет показателей служебной деятельности объектовых подразделений ГПС; организуют изучение пожаров, разработку мероприятий по их предупреждению, а также проведение семинаров и научно-практических конференций по вопросам укрепления противопожарной защиты охраняемых объектов; взаимодействуют с территориальными надзорными органами в целях обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов; организуют работу по подбору, расстановке и подготовке кадров; регулируют с учетом положений настоящего Наставления взаимоотношения между отрядами по охране городов и объектов, частями и иными подразделениями ГПС в целях обеспечения выполнения договорных обязательств. 2.3. На отряды ГПС возлагаются функции непосредственного руководства служебной деятельностью подчиненных объектовых подразделений ГПС и оказания им практической помощи в выполнении договорных обязательств. 2.4. Объектовые подразделения ГПС, в пределах своей компетенции, выполняя договорные обязательства на охраняемых объектах: разрабатывают и (или) согласовывают проекты инструкций и иных необходимых организационно-распорядительных документов по вопросам обеспечения пожарной безопасности охраняемых объектов; участвуют в обследованиях и целевых проверках, обеспечивают наблюдение за противопожарным состоянием охраняемых объектов; принимают меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обеспечивают и контролируют выполнение требований пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ; разрабатывают документы по планированию служебной деятельности; разрабатывают планы пожаротушения, участвуют в подготовке планов ликвидации аварий и аварийных ситуаций на охраняемых объектах; осуществляют дознание по делам о пожарах, участвуют в работе комиссий, создаваемых на охраняемых объектах, по установлению причин и обстоятельств пожаров и аварий, разрабатывают предложения по предупреждению пожаров и аварий, снижению потерь от них; рассматривают в части соблюдения требований пожарной безопасности проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, расширение и техническое перевооружение зданий и сооружений охраняемых объектов; проверяют соответствие выпускаемой продукции требованиям пожарной безопасности; участвуют в обучении персонала охраняемых объектов, в том числе временно работающего, а также добровольных пожарных мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре, проводят противопожарную пропаганду; контролируют работоспособность систем противопожарной защиты (установки пожаротушения и пожарной сигнализации, системы противопожарного водоснабжения, первичные средства пожаротушения, системы противодымной защиты и т.д.), а также выполняют функции оперативного (дежурного) персонала в местах расположения приемных станций пожарной сигнализации; обеспечивают участие сотрудников объектовых подразделений ГПС в осмотре установленных договором помещений перед их закрытием по окончании работ; организуют и проводят совместно с администрацией охраняемых объектов общественные смотры противопожарного состояния цехов и установок, пожарно-технические конференции, соревнования боевых расчетов добровольных пожарных; взаимодействуют с отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями, проектными организациями и службами охраняемых объектов, другими надзорными органами; участвуют в работе пожарно-технических комиссий; консультируют персонал охраняемых объектов по вопросам пожарной безопасности; анализируют противопожарное состояние охраняемых объектов и установленные показатели служебной деятельности; организуют и обеспечивают решение других вопросов, предусмотренных условиями заключенного договора. 2.5. Проверки деятельности объектовых подразделений ГПС осуществляются органами управления ГПС или отрядами ГПС по охране городов и объектов в установленном порядке. Проверки подразделяются на инспекторские, контрольные и целевые. 2.6. Инспекторские проверки организуются и проводятся органами управления ГПС по всем направлениям служебной деятельности объектовых подразделений ГПС в период детального обследования охраняемых объектов. 2.7. Контрольные проверки служебной деятельности объектовых подразделений ГПС по устранению выявленных инспекторскими проверками недостатков проводятся органами управления ГПС или по их поручению отрядом ГПС по охране городов и объектов, как правило, в период контрольного обследования охраняемых объектов. 2.8. Целевые проверки (проверки по одному из направлений служебной деятельности) проводятся с учетом обстановки с пожарами и результатов работы объектовых подразделений ГПС в соответствии с установленным органами управления ГПС порядком. 2.9. Результаты инспекторских и контрольных проверок оформляются в виде справки, в которой должны содержаться также выводы и предложения по устранению выявленных недостатков. Целевые проверки завершаются подготовкой рапорта о выполнении задания. Результаты проверок, при необходимости, доводятся до руководителей охраняемых объектов. 2.10. Сотрудники ГПС за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и неправильное использование предоставленных им прав несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации и нормативным правовым актам МВД России. 3. Государственный пожарный надзор на охраняемых объектах 3.1. Порядок организации и осуществления государственного пожарного надзора сотрудниками органов управления и подразделений ГПС на охраняемых объектах определяет Наставление по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, если иное не оговорено в настоящем Наставлении. 3.2. Для осуществления государственного пожарного надзора и пожарно-профилактического обслуживания все охраняемые объекты подлежат учету и раскрепляются за должностными лицами органов управления ГПС и отрядов ГПС по охране городов и объектов. Наиболее взрывопожароопасные и особо важные объекты закрепляются непосредственно за руководителями территориальных органов управления. Закрепление охраняемых объектов оформляется документально в приложении к функциональным обязанностям. 3.3. Объекты, охраняемые объектовыми подразделениями ГПС, комплектуемые лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или военнослужащими ГПС, подлежат детальному обследованию не реже одного раза в три года (объекты, обслуживаемые специальными подразделениями ГПС - не реже одного раза в два года), а контрольному обследованию - ежегодно, исключая год проведения детального обследования. 3.4. Детальное обследование охраняемых объектов осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем органа управления ГПС или, по его поручению, другим должностным лицом ГПС. В состав комиссии могут включаться сотрудники подразделений ГПС, специалисты объекта, научно-исследовательских и проектных организаций, представители других заинтересованных органов. 3.5. Контрольное обследование охраняемых объектов проводится, как правило, закрепленными за объектами должностными лицами органов управления ГПС. В отдельных случаях (при значительной удаленности охраняемых объектов и т. п.) контрольное обследование может быть поручено руководителям отрядов ГПС. Результаты обследования докладываются в органы управления ГПС. 3.6. Обследованию подлежат территория, здания и сооружения охраняемых объектов, включенные в дислокацию. Периодичность обследования других зданий и сооружений охраняемого объекта устанавливается органами управления ГПС. 3.7. Административную практику в установленном порядке осуществляют государственные инспекторы по пожарному надзору. Журналы административных дел ведутся заместителями начальников объектовых подразделений ГПС, старшими инженерами и хранятся в подразделениях в течение двух лет, 3.8. Право налагать административные взыскания на руководителей охраняемых объектов, указанных в п. 3.3, а также полностью приостанавливать работу объектов (отдельных производств) предоставляется государственным инспекторам по пожарному надзору федерального органа управления ГПС, главным государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместителям и старшим государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по пожарному надзору. 3.9. Нормативно-техническая работа в объектовых подразделениях ГПС ведется заместителем начальника подразделения, старшим инженером, а в органах управления ГПС - сотрудниками в соответствии с функциональными обязанностями и должностными инструкциями. 3.10. Проектно-сметная документация на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий и сооружений охраняемых объектов подлежит обязательной проверке в полном объеме. Рассмотрение проектно-сметной документации на крупные, технически сложные проекты осуществляется непосредственно в органах управления ГПС. 3.11. На каждый участок, сектор охраняемого объекта ведется контрольно-наблюдательное дело. Контрольно-наблюдательное дело на охраняемый объект в целом ведется: в подразделении ГПС - заместителем начальника подразделения, старшим инженером, а в органе управления ГПС - закрепленным сотрудником. 3.12. О каждом случае пожара (аварии) на охраняемых объектах руководитель объектового подразделения ГПС в установленном порядке докладывает в орган управления ГПС. Проверку и дознание по делам о пожарах, связанных с гибелью и травмированием людей, а также с крупным материальным ущербом и остановкой производства, осуществляют должностные лица органов управления ГПС, наделенные правами государственных инспекторов по пожарному надзору. 4. Пожарно-профилактическое обслуживание 4.1. Общие положения 4.1.1. Пожарно-профилактическое обслуживание охраняемых объектов проводится по следующим основным направлениям: разработка и участие в реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием охраняемых объектов. Для пожарно-профилактического обслуживания охраняемые объекты делят в соответствии с дислокацией на участки, секторы. За участками, секторами приказом руководителя подразделения ГПС закрепляют инженерно-инспекторский состав. За односменным участком, сектором постоянно закрепляют одного, за двухсменным - двух, за круглосуточным - не менее четырех сотрудников. 4.1.2. Наиболее сложные по технологическому процессу и взрывопожароопасные цехи, установки для усиления контроля дополнительно закрепляют за руководящим составом подразделения ГПС. 4.1.3. Участки, секторы, как правило, не закрепляют за помощниками начальника отряда - оперативными дежурными и начальниками караулов. На них возлагают обязанности по контролю за организацией службы караулов и периодическому проведению проверок противопожарного состояния объектов. 4.1.4. Участки, секторы не закрепляют за старшими инженерами объектовых подразделений ГПС. Им поручают ведение нормативно-технической работы, контрольно-наблюдательных и административных дел, учет пожаров, контроль за противопожарным состоянием строящихся и реконструируемых зданий и сооружений, систем противопожарной защиты, работой инженерно-инспекторского состава. При наличии в штатах объектовых подразделений ГПС нескольких сотрудников, занимающих должности инженерно-инспекторского состава, между ними распределяют обязанности по сбору, анализу результатов работы по одному из направления деятельности подразделения, а также разработке мероприятий, направленных на ее совершенствование. К числу таких направлений могут быть отнесены: проведение противопожарной пропаганды и обучение персонала охраняемого объекта мерам пожарной безопасности; подготовка материалов для решения вопросов пожарной безопасности по линии служб главного механика, энергетика, технолога, техники безопасности и т. п.; контроль за соответствием продукции и услуг, выполняемых охраняемым объектом, требованиям пожарной безопасности; контроль за работоспособностью систем противопожарного водоснабжения и первичных средств пожаротушения; работа с добровольными пожарными. 4.1.5. Сотрудники ГПС, несущие службу на участках, в секторах, на постах и маршрутах дозоров, должны проходить соответствующую подготовку. Порядок, сроки и виды подготовки для каждой категории сотрудников определяются ГУГПС МВД России. 4.1.6. В целях приобретения новых знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей, принятые на работу сотрудники проходят стажировку. Продолжительность стажировки 15-20 дней. Организация стажировки возлагается на руководителей объектовых подразделений ГПС. 4.1.7. Сотрудники считаются прошедшими стажировку, если они успешно выполнили предусмотренные планом стажировки мероприятия и сдали зачеты. К самостоятельному исполнению обязанностей в соответствии с должностью сотрудники допускаются приказом руководителя объектового подразделения ГПС. Сотрудники, не сдавшие зачеты, к самостоятельной работе не допускаются, дальнейшее их использование рассматривается в аттестационном порядке. 4.1.8. Для более глубокого изучения пожарной безопасности технологического процесса производства рекомендуется проводить обучение инженерно-инспекторского состава по программам подготовки технологического персонала (операторов, аппаратчиков, машинистов и т.п.). 4.1.9. Инженерно-инспекторский состав объектовых подразделений ГПС должен иметь комплект документов по организации и проведению пожарно-профилактического обслуживания закрепленного участка, сектора. Комплект документов включает в себя: должностную инструкцию и функциональные обязанности; список зданий, цехов, лабораторий, сооружений, установок, складов и помещений с краткой характеристикой их пожарной опасности; правила и инструкции о мерах пожарной безопасности для зданий и сооружений; сведения о первичных средствах пожаротушения, установках пожаротушения и пожарной сигнализации, а также о расположении и состоянии пожарных водоемов и гидрантов; графики планово-предупредительного ремонта взрывопожароопасных производств, установок, оборудования и проверки работоспособности средств противопожарной защиты; документы по закрепленному направлению деятельности, списки добровольных пожарных (членов ДПД), планы-конспекты (тезисы) для проведения занятий (инструктажей) и другие необходимые материалы. 4.1.10. При организации работы объектовых подразделений ГПС по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов необходимо учитывать Рекомендации по осуществлению объектовыми подразделениями ГПС отдельных видов работ на охраняемых объектах (Приложение 1). 4.2. Разработка и участие в реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности 4.2.1. Основными формами участия объектовых подразделений ГПС в разработке и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов являются подготовка организационно-распорядительных документов и противопожарных мероприятий, а также контроль за их выполнением. Объектовые подразделения ГПС осуществляют разработку проектов указанных документов и противопожарных мероприятий самостоятельно или в составе рабочих групп специалистов охраняемого объекта. 4.2.2. Организационно-распорядительные документы должны регулировать участие объектовых подразделений ГПС в выполнении конкретных работ по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов в пределах предусмотренных в договоре обязанностей, учитывать общероссийские, отраслевые и региональные правила пожарной безопасности и требования других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. 4.2.3. В целях решения организационных вопросов обеспечения пожарной безопасности руководители объектовых подразделений ГПС участвуют в работе пожарно-технической комиссии охраняемых объектов, комиссий по установлению причин и условий возникновения пожаров и аварий, производственных совещаний, на которых рассматриваются вопросы нового строительства, капитального ремонта, технического перевооружения, проведения планово-предупредительных ремонтов и т.п. Инженерно-инспекторский состав в соответствии с обязанностями по должности работает в комиссиях по проверке работоспособности средств противопожарной защиты, систем противопожарного водоснабжения и т.п. 4.2.4. В соответствии с установленным на охраняемых объектах порядком сотрудники объектовых подразделений ГПС обеспечивают рассмотрение и согласование инструкций о мерах пожарной безопасности, планов эвакуации, графиков и регламентов технического обслуживания установок пожарной автоматики, программ проверки их работоспособности. 4.2.5. Объектовые подразделения ГПС оказывают помощь службам охраняемых объектов в разработке планов ликвидации аварий и аварийных ситуаций, технических паспортов взрывопожароопасности объектов, проведения смотров-конкурсов противопожарного состояния, соревнований добровольных пожарных (членов ДПД), проведении работы по сертификации рабочих мест по условиям труда, индивидуальных и коллективных средств защиты. 4.2.6. Планы, карточки пожаротушения и другие документы по организации тушения пожаров разрабатываются непосредственно объектовыми подразделениями ГПС в соответствии с требованиями нормативных документов и с учетом оперативно-тактических особенностей охраняемых объектов. Инструкции о взаимодействии с диспетчерскими, аварийными, дежурными, другими подразделениями ГПС при возникновении пожара (аварии) подготавливаются при непосредственном участии заинтересованных служб охраняемых объектов. Отработку действий по этим документам проводят по специально разработанным графикам. 4.2.7. Объектовые подразделения ГПС разрабатывают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов при: организации и проведении пожароопасных работ; проведении сезонных мероприятий и мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей; организации и проведении планово-предупредительных ремонтов, пусконаладочных работ; проведении экспериментальных работ, связанных с повышенной пожарной опасностью; рассмотрении проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение; расследовании причин и условий возникновения развития пожаров, аварий. 4.2.8. Объектовые подразделения ГПС при разработке мероприятий взаимодействуют с администрацией охраняемых объектов и руководствуются настоящим Наставлением и условиями заключенного договора. 4.2.9. Перед разработкой мероприятий необходимо ознакомиться с документами и материалами по организации работ, технологическими картами, изучить место проведения работ, представляющих пожарную опасность. 4.2.10. Согласование нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности осуществляется руководителями, старшим инженером объектового подразделения ГПС. 4.2.11. Противопожарные мероприятия необходимо включать в планы развития производства, дефектные ведомости на проведение планово-предупредительных ремонтов, соответствующие наряды-допуски, вносить на рассмотрение пожарно-технических комиссий и доводить до конкретных исполнителей. 4.2.12. Мероприятия, подлежащие выполнению сотрудниками объектовых подразделений ГПС, включают в соответствующие планы, графики, а требующие контроля в течение рабочей смены - в раздел 6 Журнала нарядов на службу (Приложение 2, форма 1). 4.3. Организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием охраняемых объектов 4.3.1. Основная форма наблюдения за противопожарным состоянием охраняемого объекта - несение службы сотрудниками объектовых подразделений ГПС на участках, в секторах, на постах и маршрутах дозоров. 4.3.2. Порядок наблюдения за противопожарным состоянием временно расположенных в цехах или на территории объекта ремонтируемых судов, экспериментальных установок, специальных заказов и т.п., а также неработающих цехов, складов и других сооружений устанавливается в зависимости от их пожарной опасности и режима руководителями объектовых подразделений ГПС совместно с администрацией охраняемых объектов. 4.3.3. Для усиления наблюдения за противопожарным состоянием охраняемых объектов при изменении обстановки (освоение нового производства, капитальный ремонт, реконструкция и др.) руководитель объектового подразделения ГПС имеет право своим приказом изменять, в пределах штатной численности, временно, на срок до двух месяцев, режим работы, границы участков и секторов. Решение о соответствующих изменениях на срок более двух месяцев принимает орган управления ГПС по согласованию с администрацией объекта. 4.3.4. В соответствии с условиями заключенного договора осмотр наиболее взрывопожароопасных помещений перед их закрытием по окончании работы может проводиться с участием сотрудников объектовых подразделений ГПС. Результаты осмотра этих помещений отражаются в журналах осмотра взрывопожароопасных помещений перед их закрытием по окончании работы, которые хранятся в объектовых подразделениях ГПС (Приложение 2, форма 2). 4.3.5. Основным результатом наблюдения за противопожарным состоянием охраняемых объектов должно быть устранение выявленных нарушений на месте. При обнаружении фактов нарушения требований пожарной безопасности и противопожарного режима сотрудник объектового подразделения ГПС в устной форме предлагает должностному лицу объекта устранить их в течение рабочей смены. Данные предложения, которые регистрируют в Журнале регистрации нарушений требований пожарной безопасности (Приложение 2, форма 3), могут быть внесены в соответствующие журналы работы смен, цехов и установок. В течение рабочей смены проводится проверка устранения выявленных нарушений. 4.3.6. При невозможности устранения нарушения в течение рабочей смены оформляется в двух экземплярах предложение ГПС (Приложение 2, форма 4). Один экземпляр вручают под роспись должностному лицу охраняемого объекта, а второй - для контроля оставляют в объектовом подразделении ГПС и регистрируют в Журнале регистрации нарушений требований пожарной безопасности. 4.3.7. При невыполнении требований пожарной безопасности, изложенных в предложении ГПС, инженерно-инспекторский состав может в установленном порядке привлекать виновных лиц к административной ответственности. 4.3.8. Расстановка сил и средств объектовых подразделений ГПС для осуществления наблюдения за противопожарным состоянием охраняемых объектов осуществляется в соответствии с Нарядом на службу, который разрабатывается руководителем подразделения на сутки с учетом обстановки на объекте и планируемых мероприятий. 4.3.9. Наряд на службу представляет собой перечень определенных в дислокации участков, постоянных постов и маршрутов дозоров, на которых организуется несение службы сотрудниками подразделения ГПС. На каждый пост маршрут дозора составляется Карточка поста, маршрута дозора, которая выдается сотруднику на время несения службы. В Карточке поста, маршрута дозора должны быть указаны перечень зданий, сооружений, подлежащих наблюдению, а также задачи постового, дозорного и определен порядок их действий при пожаре. 4.3.10. Количество лиц, одновременно высылаемых на посты и маршруты дозоров, должно составлять не более 30% личного состава боевого расчета караула объектовых подразделений ГПС (без учета водителей). 4.3.11. Работу инженерно-инспекторского состава на участках и в секторах организуют руководители объектовых подразделений ГПС, а в ночное время - начальники караулов (смен), на постах и маршрутах дозоров - начальники караулов, круглосуточно. Замены штатных начальников караулов помощниками начальников караулов в объектовых подразделениях ГПС не допускается. 4.3.12. Время несения службы на постах и маршрутах дозоров одним сотрудником не должно превышать 4 часов в рабочую смену. На объектах добычи, подготовки, транспорта нефти и газа и т. п. служба сотрудников объектовых подразделений ГПС может быть организована вахтовым методом. Решение о введении вахтового метода принимает руководство МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по согласованию с администрацией охраняемых объектов при создании условий, необходимых для несения службы и отдыха сотрудников. 4.3.13. Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения службы в дежурном карауле, на участках, в секторах, на постах и маршрутах дозоров, осуществляются в соответствии с настоящим Наставлением и Уставом службы пожарной охраны. 4.3.14. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит руководитель объектового подразделения ГПС во время смены караулов (дежурных смен) в присутствии начальника заступающего караула. О проведении инструктажа делается запись в Наряде на службу 4.3.15. Должностные лица объектовых подразделений ГПС при проведении инструктажа должны: убедиться в готовности сотрудников к несению службы, устранив обнаруженные недостатки; проверить выборочно знания сотрудниками своих прав и обязанностей, Правил пожарной безопасности, оперативно-тактических особенностей объекта, мер обеспечения личной безопасности, умение действовать в случае пожара; информировать сотрудников о состоянии пожарной безопасности объекта, в том числе и района несения службы; объявить участки, секторы, посты и маршруты дозоров, на которых предстоит нести службу; выдать сотрудникам Карточки поста (маршрута дозора). Инструктаж завершается разводом и отдачей приказа о заступлении наряда на службу. 4.3.16. Заступающие в наряд сотрудники должны иметь опрятный внешний вид, форменную одежду по сезону, соответствующую целям и задачам службы экипировку, средства связи и иное необходимое оборудование и снаряжение. 4.3.17. Сотрудники докладывают на пункт связи объектовых подразделений ГПС о заступлении в наряд, а в период несения службы один раз в час информируют диспетчеров пунктов связи об обстановке. Порядок, режим и место временного поста и целевого маршрута дозора определяют руководители объектовых подразделений ГПС с учетом обстановки. Для повышения эффективности несения службы на указанных постах и маршрутах дозоров может быть использована пожарная техника, находящаяся в боевом расчете караула. 4.3.18. Сотрудники объектовых подразделений ГПС могут быть привлечены к несению службы на временных постах и целевых маршрутах дозоров в соответствии с планом дополнительных мероприятий при проведении пожароопасных работ, производственных авариях, создающих опасность возникновения пожара, в других случаях, осложняющих оперативную обстановку. Порядок, режим и место временного поста и целевого маршрута дозора определяют руководители объектовых подразделений ГПС с учетом обстановки. Для повышения эффективности несения службы на указанных постах и маршрутах дозоров может быть использована пожарная техника, находящаяся в боевом расчете караула. 4.3.19. Смена нарядов проводится на участке, в секторе, на посту и маршруте в заранее установленном месте. По прибытии к месту несения службы заступающий наряд представляется сменяемому. Сменяемый наряд сообщает заступающему об имевших место за время несения службы нарушениях, проводимых пожароопасных работах, неисправностях средств связи и систем противопожарной защиты, а также другие сведения, имеющие непосредственное отношение к несению службы. 4.3.20. Сменившийся наряд следует в объектовое подразделение ГПС и по прибытии докладывает начальнику караула о сдаче дежурства. В случае неприбытия смены в установленное время сменяемый наряд докладывает об этом на пункт связи объектового подразделения ГПС и только с разрешения начальника караула может оставить место несения службы. 4.3.21. В случае выезда караула на пожар сотрудники прерывают несение службы на участках, в секторах, на постах, маршрутах дозоров, следуют кратчайшим путем к месту вызова и действуют в составе караула, если иное не оговорено в планах пожаротушения (ликвидации аварий). 4.3.22. При вынужденном оставлении места несения службы сотрудников в обязательном порядке докладывают об этом на пункт связи объектового подразделения ГПС. 4.3.23. Для осуществления контроля за противопожарным режимом, проверки службы инспекторов, младших инспекторов, постовых и дозорных начальник караула обязан не менее 4 ч работать на объекте, из них 2 ч в ночное время. При этом учитывается время проведения с караулом практических занятий и изучения объекта, корректировки и отработки планов (карточек) пожаротушения, проверки противопожарного водоснабжения. 4.3.24. Контроль за несением службы на участках, в секторах, на постах и маршрутах дозоров осуществляется в порядке, устанавливаемом органами управления ГПС. 4.3.25. Во время проверок несения службы проверяющий в зависимости от поставленных задач, обращает внимание на внешний вид и экипировку сотрудников, знание ими обязанностей, задач, полученных при инструктаже, и их выполнение, знание документов, инструкций, регламентирующих несение службы, организацию и эффективность исполнения обязанностей, а также умение сотрудников действовать при возникновении пожара (аварии). 4.3.26. При обнаружении недостатков проверяющий обязан на месте принять меры к их устранению и оказать помощь сотруднику, несущему службу. Результаты проверки фиксируются в соответствующем разделе Журнала нарядов на службу. 5. Планирование, учет и анализ работы 5.1. Планирование работы органов управления и объектовых подразделений ГПС осуществляется в соответствии с приказами МВД России. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов включаются в планы работы самостоятельным разделом. Планы работы составляются на основе анализа противопожарного состояния охраняемых объектов и результатов служебной деятельности объектовых подразделений ГПС, а также с учетом проводимых администрацией объектов мероприятий, решений вышестоящих органов управления ГПС. 5.2. Контроль за выполнением планов и требований нормативных правовых документов, регулирующих деятельность органов управления и объектовых подразделений ГПС, осуществляют руководители указанных органов и подразделений в пределах своей компетенции. 5.3. В каждом объектовом подразделении ГПС ведут учет, анализ сведений и показателей, необходимых для выполнения возложенных на подразделение задач. 5.4. Учету подлежат все установленные органами управления ГПС показатели служебной деятельности объектовых подразделений ГПС. 5.5. Взрывы, аварии и другие ситуации, создавшие угрозу, но не приведшие к возникновению пожара, учитываются для анализа и подготовки предложений по их предупреждению. 5.6. Учет пожаров в объектовых подразделениях ГПС ведут заместители начальников подразделений, старшие инженеры в Журнале учета пожаров (Приложение 2, форма 5). 5.7. Результаты исследования каждого пожара доводят до сотрудников объектового подразделения ГПС, инженерно-технического персонала охраняемого объекта, рабочих и служащих участка, на котором он произошел. 5.8. Не реже одного раза в полугодие объектовые подразделения ГПС проводят анализ противопожарного состояния охраняемых объектов. В процессе анализа рассматривают следующие вопросы: организация на охраняемых объектах работы по осуществлению мер пожарной безопасности; соблюдение установленного противопожарного режима; степень выполнения противопожарных мероприятий; техническое состояние и работоспособность систем и установок противопожарной защиты, правильность их эксплуатации; качество противопожарной подготовки персонала охраняемых объектов; причины и условия возникновения пожаров и аварий (взрывов), нарушений или невыполнения требований пожарной безопасности; деятельность пожарно-технической комиссии, добровольной пожарной дружины; полнота и качество выполнения сторонами обязательств по заключенному договору о создании объектового подразделения ГПС. По результатам анализа противопожарного состояния охраняемых объектов разрабатываются мероприятия по повышению уровня их пожарной безопасности. 5.9. Результаты анализа противопожарного состояния охраняемых объектов рассматриваются на пожарно-технических комиссиях, а также изучаются в процессе служебной подготовки сотрудниками объектовых подразделений ГПС. 6. Создание, реорганизация, ликвидация объектовых подразделений ГПС 6.1. Основанием для создания объектовых подразделений ГПС на объектах являются Перечень особо важных и режимных объектов и Перечень предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, в том числе содержащаяся за счет средств федерального бюджета, а также ходатайство руководителей объектов. Для решения организационных вопросов администрация объекта обращается в орган управления ГПС с ходатайством о проведении обследования объекта и подготовке необходимых документов. 6.2. Обследование объекта проводится межведомственной комиссией в составе представителей органа управления ГПС и администрации объекта. В необходимых случаях к работе в комиссии могут привлекаться представители других заинтересованных ведомств и органов власти. 6.3. Исходя из задач по обеспечению пожарной безопасности объекта и его особенностей комиссия определяет: перечень зданий, сооружений, установок, открытых площадок и т.д., включаемых в дислокацию для обслуживания сотрудниками объектового подразделения ГПС, их пожарную опасность и состояние противопожарной защиты; виды и объемы выполняемых объектовым подразделением ГПС работ, а также обязанности по их осуществлению; численность, условия размещения личного состава объектового подразделения, количество и типаж пожарной техники, требуемое оборудование и снаряжение; необходимость введения в штат органа управления ГПС дополнительной численности для оказания помощи и осуществления контроля за деятельностью создаваемого подразделения или выделения соответствующих ассигнований; обязанности администрации объекта по социальной защите, жилищно-бытовому и медицинскому обслуживанию сотрудников объектового подразделения ГПС, необходимые ассигнования, проект штатов подразделения, другие вопросы организации и содержания объектового подразделения ГПС. 6.4. Возникшие разногласия разрешаются по договоренности сторон руководителями объекта и органа управления ГПС либо вышестоящими организациями. 6.5. Результаты обследования объекта оформляются актом межведомственной комиссии. Акт утверждается руководителем органа управления ГПС, руководителем объекта и направляется (по объектам, указанным в п. 3.3) для рассмотрения в ГУГПС МВД России. 6.6. При получении положительного решения ГУГПС МВД России между органом управления ГПС и руководством объекта заключается договор о создании подразделения ГПС (Приложение 3). 6.7. Неотъемлемыми частями договора являются: протокол соглашения о договорной цене (сноска 1); акт передачи в пользование объектовому подразделению ГПС зданий, сооружений, помещений, пожарной и другой техники, а также оборудования, снаряжения и имущества, необходимого для выполнения им обязанностей по договору; дислокация участков, секторов, постов и маршрутов дозоров, обслуживаемых сотрудниками объектового подразделения ГПС. Сноска 1 - Смета расходов на содержание объектового подразделения ГПС представляется по требованию охраняемого объекта как обоснование договорной цены. 6.8. После заключения договора приказом органа управления ГПС объявляются штаты объектового подразделения ГПС. Численность и пожарная техника могут вводиться в штаты любого другого подразделения ГПС, при этом они используются исключительно для выполнения предусмотренных договором обязательств. Ответственность за организацию и полноту выполнения договорных обязательств при этом возлагается на руководителя этого подразделения. Разрешается введение в штаты органа управления ГПС дополнительных должностей за счет численности создаваемых объектовых подразделений ГПС (в размере до 4% этой численности) и за счет средств охраняемых объектов. 6.9. Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также оборудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование подразделению ГПС, являются собственностью охраняемого объекта и числятся на его балансе, если не предусмотрено иное. Органы управления ГПС для повышения эффективности гарнизонной службы могут передавать в пользование объектовому подразделению ГПС дополнительную технику, оборудование и снаряжение. Ответственность за правильный учет, сохранность и эксплуатацию этих средств возлагается на руководителя подразделения ГПС в соответствии с установленным в МВД России порядком. 6.10. Порядок реорганизации объектового подразделения ГПС, связанной с изменением вида охраны, численности сотрудников, пожарной техники, находящейся в боевом расчете, аналогичен порядку создания такого подразделения. Межведомственная комиссия, указав причины реорганизации, определяет, какие изменения и дополнения необходимо внести в перечень зданий и сооружений, подлежащих охране от пожаров и пожарно-профилактическому обслуживанию, а также работ, выполняемых объектовых подразделением ГПС. Результаты работы комиссии оформляются актом, на основании которого вносятся соответствующие изменения и дополнения в договор о создании объектового подразделения ГПС. 6.11. При изменении численности подразделения ГПС или вида охраны соответствующие материалы представляются в ГУГПС МВД России. 6.12. Ликвидация подразделения ГПС на объектах, вошедших в Перечень особо важных и режимных объектов, а также в Перечень предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, без замены ее ведомственной запрещается. Ликвидация объектовых подразделений ГПС на других объектах может происходить по инициативе одной из сторон по истечении срока действия заключенного договора или при невыполнении охраняемым объектом существенных условий договора. При ликвидации объектового подразделения ГПС в соответствии с действующим законодательством необходимо предусматривать мероприятия по социальной защите сотрудников ГПС и передаче находившегося в пользовании подразделения имущества в муниципальную собственность. Отдел пожарной охраны объектов ГУГПС МВД России Приложение 1 к Наставлению Рекомендации по осуществлению объектовыми подразделениями ГПС отдельных видов работ на охраняемых объектах 1. Обучение персонала мерам пожарной безопасности 1.1. Обучение персонала мерам пожарной безопасности должно быть организовано на охраняемых объектах в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения" и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-93). 1.2. Объектовые подразделения ГПС осуществляют контроль за организацией обучения персонала мерам пожарной безопасности на охраняемых объектах и в соответствии с договором могут непосредственно участвовать в обучении. 1.3. Участие объектовых подразделений ГПС в обучении персонала охраняемых объектов может быть в форме: вводного инструктажа; целевого (внепланового) инструктажа; занятий по пожарно-техническому минимуму; занятий с добровольными пожарными. 1.4. Участие объектовых подразделений ГПС в обучении персонала охраняемых объектов может быть в форме: вводного инструктажа; целевого (внепланового) инструктажа; занятий по пожарно-техническому минимуму; занятий с добровольными пожарными. 1.4. К проведению обучения персонала привлекаются наиболее подготовленные сотрудники объектовых подразделений ГПС, порядок их участия в инструктажах и занятиях определяется соответствующими организационно-распорядительными документами охраняемых объектов, разработанными с привлечением объектовых подразделений ГПС. 1.5. При проведении вводного инструктажа поступающие на работу должны быть ознакомлены со стандартами, с правилами и инструкциями по пожарной безопасности, основными причинами пожаров, общими мерами по обеспечению пожарной безопасности, первичными средствами Страницы: 1 2 |