СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ СОГЛАШЕНИЕ СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 3 ноября 1995 г. (Д) Правительства государств-участников настоящего Соглашения, в дальнейшем - Стороны, в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств о согласованных мерах по воссозданию и сохранению общего научного пространства в рамках Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 года, действуя в направлении последовательной реализации положений Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, считая необходимым принять неотложные меры по поддержке науки, сохранению и развитию научно-технологических потенциалов Сторон как важнейшего условия обеспечения национальной безопасности, признавая необходимость объединения этих потенциалов в целях наиболее полного и эффективного использования для духовного и экономического развития Сторон в современных условиях, развивая усилия, предпринимаемые в рамках ранее подписанных соглашений о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области науки и технологий, в том числе: о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года; о прямых научно-технических связях в рамках Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года; о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации в рамках Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года; о совместном использовании научно-технических объектов в рамках Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года; о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года; о межгосударственном обмене научно-технической информацией о 26 июня 1992 года и других, договорились о нижеследующем: Статья 1. 1. Стороны предпримут совместно и в отдельности согласованные меры по созданию общего научно-технологического пространства в рамках Содружества Независимых Государств. Формирование общего научно-технологического пространства будет осуществляться поэтапно во взаимосвязи с развитием интеграционных процессов в Содружестве в целом. 2. В настоящем Соглашении под научно-технологическим пространством государства подразумевается среда обеспечения функционирования и развития науки и технологий, характеризующаяся единой государственной научно-технологической политикой, опирающейся на адекватную нормативно-правовую базу и включающую перечень национальных приоритетов, системы управления научно-технологическим развитием, финансирования, подготовки и аттестации научных и инженерных кадров, научно-технической информации, стандартизации, метрологии, сертификации, охраны прав на результаты научно-технической деятельности. Под общим научно-технологическим пространством государств-участников Содружества подразумевается среда, характеризующаяся проведением этими государствами согласованной политики по приоритетным направлениям, представляющим взаимный интерес в развитии науки и техники, гармонизацией содержания ее отдельных компонент и соответствующих национальных нормативно-правовых баз. Общее научно-технологическое пространство предусматривает также предоставление каждому государству-участнику Соглашения возможности использования научно-технологических пространств, рынков научно-технологических товаров и услуг других участников Соглашения, в соответствии с национальными законодательствами Сторон. Статья 2. В целях создания общего научно-технологического пространства и в развитие договоренностей, зафиксированных в Соглашении о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, Стороны обеспечат взаимодействие в решении конкретных задач, направленных на: создание эффективного организационного механизма координации интеграционных процессов в области науки и технологий; выработку финансово-экономических механизмов и системы взаимных расчетов и платежей для поддержки совместных научных исследований; отмену в рамках Содружества таможенных ограничений при обмене результатами научных исследований, экспериментальными и опытными образцами и технологиями, передаче научной литературы, научно-технической информации, приборов, экспериментального оборудования, реактивов и других материалов для научно-исследовательских работ; обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической информации и данным, не имеющим коммерческого характера; взаимное предоставление национального режима для научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов государств-участников настоящего Соглашения на рынках научно-технологических товаров и услуг, а также при участии в конкурсах на открытые государственные заказы. Статья 3. Основным условием реализации настоящего Соглашения Стороны рассматривают признание приоритета научно-технологической сферы всеми государствами-участниками настоящего Соглашения, выражающееся в необходимости ускоренного формирования нормативно-правовой базы ее поддержки и развития, а также соответствующего этому приоритету гарантированного уровня государственного финансирования данной сферы. Статья 4. В качестве первоочередных мер, направленных на создание общего научно-технологического пространства, Стороны считают необходимым подготовить и подписать следующие межгосударственные и межправительственные соглашения: о формировании и статусе межгосударственных научных и научно-технологических программ и проектов; о создании и статусе международных научных организаций; об учреждении и статусе международных научно-исследовательских центров; о порядке привлечения к выполнению национальных научно-технологических программ исследовательских центров, ученых и специалистов государств-участников Содружества; о порядке безвалютного обмена научными изданиями и периодикой, переводной зарубежной научной и научно-педагогической литературой; о создании межбиблиотечного абонемента. Статья 5. 1. Для реализации настоящего Соглашения Стороны создают Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию (МК НТР), осуществляющий свою деятельность в соответствии с Положением о нем, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения. МК НТР осуществляет свою деятельность при Межгосударственном экономическом Комитете Экономического союза (МЭК). 2. МК НТР рассматривает концептуальные вопросы формирования общего научно-технологического пространства, определяет приоритетные направления и формы сотрудничества в ключевых областях науки и техники, принимает в пределах своей компетенции, а в необходимых случаях подготавливает и вносит через МЭК на рассмотрение глав государств и глав правительств государств-участников Содружества проекты документов по вопросам, связанным с решением конкретных задач создания общего научно-технологического пространства. 3. В состав МК НТР входят по два представителя от каждой Стороны, как правило, руководитель исполнительного органа власти, отвечающего за государственную научно-техническую политику, а также президент национальной академии наук. О назначении представителей от стран см. Решение о реализации настоящего Соглашения (Москва, 3 ноября 1995 г.) В состав Межгосударственного комитета по научно-технологическому развитию входит заместитель Председателя Коллегии МЭК, курирующий вопросы научно-технического сотрудничества, а также председатель Межгосударственного научно-технического совета (МНТС). Председатель МК НТР, избираемый на условиях ротации, принимает участие в работе Коллегии МЭК с правом совещательного голоса. 4. Функции исполнительного органа МК НТР возлагаются на Межгосударственный научно-технический совет (МНТС). В связи с этим в Положение о МНТС будут внесены предложения и дополнения. Подготовка соответствующих предложений возлагается на МК НТР. 5. МК НТР и МНТС действуют в тесном сотрудничестве с другими межгосударственными и межправительственными органами Содружества Независимых Государств, а также Международной ассоциацией академий наук (МААН). Статья 6. Стороны поручают МК НТР в трехмесячный срок после его создания разработать и представить на утверждение Президиума МЭК план первоочередных мероприятий по созданию общего научно-технологического пространства. При его разработке провести анализ и подготовить соответствующие предложения по перечню действующих межгосударственных и межправительственных договоров, содержание которых не соответствует современным условиям и требует пересмотра, а также перечня тех документов, которые необходимо разработать и принять для гармонизации правового обеспечения создания и функционирования научно-технологического пространства. Статья 7. 1. Финансирование участия ученых и специалистов государств-участников СНГ в научно-исследовательских работах в рамках многосторонних научно-исследовательских программ и проектов осуществляется, как правило, соответствующей Стороной за счет собственных средств, за исключением работ, проводимых в рамках официально утвержденных межгосударственных программ, международных научных организаций и международных научных центров, для поддержки которых могут целевым образом создаваться объединенные материально-финансовые фонды. 2. По мере развития интеграционных процессов в целом, а также формирования общего научно-технологического пространства, Стороны на основании предложений МК НТР рассмотрят вопрос о создании за счет долевых вкладов Межгосударственного фонда научно-технического сотрудничества. Статья 8. 1. Для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны предпримут скоординированные меры по подготовке соответствующих национальных нормативно-правовых актов. 2. Участие в реализации настоящего Соглашения в целом, равно как и участие в решении конкретных задач по различным направлениям создания общего научно-технологического пространства, а также в программах и проектах многостороннего сотрудничества между собой, осуществляется на взаимовыгодной и добровольной основе. 3. Стороны будут воздерживаться от действий, противоречащих положениям данного Соглашения и препятствующих реализации поставленных в нем целей, а также наносящих ущерб другим государствам-участникам настоящего Соглашения. 4. Стороны сохраняют за собой право самостоятельного и независимого определения форм и условий научно-технологических отношений с государствами, не участвующими в настоящем Соглашении. Статья 9. В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон. Статья 10. Соглашение одобрено постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1476 1. Настоящее Соглашение временно применяется со дня подписания и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур. 2. Депозитарием настоящего Соглашения является Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств. 3. По истечении одного года с даты подписания настоящего Соглашения Стороны, для которых Соглашение вступило в силу, могут принять решение относительно участия в Соглашении Сторон, для которых Соглашение применяется временно. Статья 11. Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства-участника Содружества Независимых Государств, признающего положения Соглашения, действующие на момент присоединения, и выражающего готовность выполнять их в полном объеме. Присоединение осуществляется на условиях и в порядке, определяемом в отдельном соглашении с присоединяющимся государством, которое предварительно согласовывается и подлежит одобрению всеми Сторонами в соответствии с их внутригосударственными процедурами. Статья 12. См. особое мнение Азербайджанской Республики 1. Любая Сторона может выйти из Соглашения путем направления письменного уведомления депозитарию о своем намерении выйти из Соглашения за 6 месяцев до выхода. 2. В случае нарушения любой из Сторон положений настоящего Соглашения, наносящего ущерб достижению его целей, другие Стороны вправе принять решение о приостановлении действия Соглашения или его отдельных положений в отношении этой Стороны, либо принять решение об исключении ее из числа участников Соглашения. 3. Для целей разрешения возможных споров и претензий, связанных с обязательствами Сторон, в том числе материального характера, положения настоящего Соглашения продолжают действовать в отношении прекратившей участие Стороны вплоть до полного урегулирования всех требований. Совершено в городе Москве 3 ноября 1995 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию. За Правительство За Правительство Азербайджанской Республики Республики Молдова с особым мнением / подпись / / подпись / За Правительство За Правительство Республики Армения Российской Федерации / подпись / / подпись / За Правительство За Правительство Республики Беларусь Республики Таджикистан / подпись / / подпись / За Правительство За Правительство Республики Грузия Туркменистана / подпись / За Правительство За Правительство Республики Казахстан Республики Узбекистан / подпись / / подпись / За Правительство За Правительство Кыргызской Республики Украины / подпись / / подпись / Учитывая, что Украина является инициатором данного Соглашения, предлагается местом расположения МК НТР определить г. Киев. Приложение к Соглашению о создании общего научно-технологического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года Положение о Межгосударственном комитете по научно-технологическому развитию I. Общие положения II. Основные направления деятельности и функции МК НТР III. Организация работы МК НТР I. Общие положения 1. Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию (далее - МК НТР) создается в целях содействия координации процессов сотрудничества в рамках Соглашения о создании общего научно-технологического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств. МК НТР является постоянно действующим координирующим органом, осуществляющим свою деятельность в пределах полномочий, добровольно делегированных ему государствами-участниками Соглашения. В своей деятельности МК НТР подотчетен Совету глав государств, Совету глав правительств Содружества Независимых Государств и Межгосударственному экономическому Комитету Экономического союза (МЭК), руководствуется Уставом Содружества Независимых Государств, Договором о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, решениями МЭК, Соглашением о создании общего научно-технологического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств, Соглашением о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств-участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, другими межгосударственными и межправительственными соглашениями, заключенными в рамках Содружества, а также настоящим Положением. II. Основные направления деятельности и функции МК НТР 2. Основными направлениями деятельности МК НТР являются: создание благоприятных условий для развития прямых связей между научно-исследовательскими организациями, учеными и специалистами государств - участников СНГ; координация и согласование государственной научно-технической политики в целом и ее отдельных компонентов; гармонизация нормативно-правовой базы функционирования научно-технологической среды в государствах-участниках Соглашения; консолидация усилий государств-участников Соглашения на важнейших направлениях науки и технологий; формирование в государствах-участниках Соглашения совместных финансово-экономических механизмов поддержки совместных научных и технологических программ и проектов; развитие новых форм сотрудничества, в том числе государственной поддержки, содействующих эффективному использованию национальных научно-технологических потенциалов этих государств при реализации совместных программ; разработка и принятие мер, направленных на постепенное открытие рынков научно-технологических товаров и услуг. 3. Основные функции МК НТР: оценка состояния научно-технического сотрудничества государств-участников СНГ; анализ проблем, связанных с развитием научно-технологического сотрудничества государств-участников СНГ; определение приоритетных областей научно-технологического сотрудничества государств-участников Соглашения; подготовка рекомендаций по оказанию государственной поддержки науки и технологии в государствах-участниках Соглашения; принятие мер, направленных на формирование режима максимального благоприятствования научно-технологическому сотрудничеству государств-участников Соглашения; создание эффективной инфраструктуры сотрудничества научно-исследовательских организаций, ученых и специалистов государств-участников СНГ; формирование многосторонних (межгосударственных) программ и проектов, создание международных научных организаций и международных научных центров. 4. МК НТР для реализации своих функций: принимает решения в пределах компетенции членов МК НТР, наделенной их правительствами; принимает решения рекомендательного характера; подготавливает и вносит в органы СНГ проекты документов по вопросам научно-технологического сотрудничества, требующим решения этих органов; получает информацию от государственных органов государств-участников Соглашения о выполнении многосторонних и двусторонних соглашений, решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества по вопросам, входящим в компетенцию МК НТР; создает в необходимых случаях рабочие группы для подготовки проектов документов и созывает совещания по вопросам, относящимся к ведению МК НТР; действует в тесном контакте с другими межгосударственными и межправительственными органами СНГ, опирается в своей работе на Международную ассоциацию академий наук, представляющую ему рекомендации по осуществлению согласованной научно-технологической политики, а также предложения и результаты экспертизы совместных программ и проектов. III. Организация работы МК НТР 5. В состав МК НТР входят по два представителя от каждой Стороны, как правило, представитель исполнительного органа власти, отвечающего за государственную научно-техническую политику, и президент национальной академии наук. В состав МК НТР входит также заместитель Председателя Коллегии МЭК, курирующий вопросы научно-технического сотрудничества. 6. Регламент работы МК НТР утверждается им самостоятельно. 7. Заседания МК НТР проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, в сроки и месте, определяемом МК НТР. 8. МК НТР возглавляет Председатель, который избирается на условиях ротации из числа представителей исполнительных органов власти государств-участников Соглашения. Порядок и сроки председательствования определяются самим МК НТР в соответствии с его регламентом. Председатель руководит заседаниями МК НТР, организует его работу в период между заседаниями. Председатель МК НТР принимает участие в работе Коллегии МЭК с правом совещательного голоса. 9. МК НТР по согласованию с МЭК ежегодно утверждает план своей работы, определяет порядок и сроки рассмотрения вопросов. 10. МК НТР ежегодно представляет МЭК доклад о проделанной работе и намечаемых мероприятиях на предстоящий год. 11. Функции исполнительного органа МК НТР возлагаются на Межгосударственный научно-технический совет (МНТС), действующий на основании Положения о нем, утвержденного Советом глав правительств государств-участников СНГ 15 мая 1992 года, с внесением в него изменений и дополнений. 12. Функции рабочего аппарата МК НТР выполняет рабочий орган МНТС и департамент научно-технического сотрудничества МЭК. 13. Расходы по командированию участников заседаний МК НТР несет каждое государство-участник Соглашения, командирующее своих представителей на эти заседания. Техническое обслуживание заседаний МК НТР, МНТС и создаваемых ими рабочих групп и научных советов, а также проводимых ими совещаний осуществляет Аппарат МЭК. 14. Решения МК НТР принимаются: консенсусом - при подготовке предложений по проведению согласованной научно-технической политики и разработке предложений, связанных с формированием и функционированием общего научно-технологического пространства; квалифицированным большинством (не менее 3/4 общего количества голосов) - при подготовке рекомендаций государствам-участникам Соглашения по другим вопросам, входящим в компетенцию МК НТР; простым большинством - по процедурным вопросам. Настоящее Положение может быть изменено или дополнено Советом глав правительств Содружества по предложению Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза, Межгосударственного комитета по научно-технологическому развитию. Особое мнение Азербайджанской Республики к Соглашению о создании общего научно-технологического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств Статья 12: Первый пункт дополнить следующим предложением: "При этом каждое государство имеет право на свою долю средств и имущества, а также часть прибыли от внедрения результатов совместных работ." / подпись / |