РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (95) 12 КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ ОТНОСИТЕЛЬНО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ *. Рекомендации. Совет Европы. 11.09.95 R (95) 12

      РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (95) 12 КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ -
   ЧЛЕНАМ ОТНОСИТЕЛЬНО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ *

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                             СОВЕТ ЕВРОПЫ

                         11 сентября 1995 г.
                             N R (95) 12


                                (НЦПИ)


                                                               Принята
                                                   Комитетом министров
                                                 11 сентября 1995 года

     Комитет министров,  в соответствии с  положениями  статьи  15  b)
Устава Совета Европы,
     учитывая, что справедливое  и  эффективное  уголовное  правосудие
является  необходимым  условием  существования любого демократического
общества, основанного на принципе господства права;
     учитывая, что  в  последние годы системы уголовного правосудия во
всей Европе сталкиваются с растущим числом и нередко усложнением  дел,
неоправданными   задержками,   бюджетными  ограничениями  и  растущими
ожиданиями со стороны общества и персонала;
     напоминая, что  такая  политика  в области уголовного правосудия,
как   декриминализация,    депенализация    или    замена    уголовной
ответственности  альтернативными  видами  исправительного воздействия,
посредничество  и   упрощение   уголовного   судопроизводства,   может
способствовать преодолению этих трудностей;
     учитывая, что   специальные   принципы,   стратегии   и    методы
управления,  изложенные  в  доклад  об  управлении системой уголовного
правосудия,  подготовленном   Европейским   комитетом   по   проблемам
преступности,    могут   внести   существенный   вклад   в   повышение
эффективности и действенности уголовного правосудия;
     подчеркнув, что любые действия, предпринимаемые с целью повышения
эффективности и действенности уголовного правосудия,  должны  отражать
требования, закрепленные в Европейской конвенции по правам человека, в
особенности  права  обвиняемых,  правовые  гарантии   для   сторон   и
независимость судебного органа;
     ссылаясь на  рекомендацию  N  R  (87)  18  об  упрощении  системы
уголовного  правосудия  и  рекомендацию  N  R (94) 12 о независимости,
эффективности и роли судей,
     рекомендует правительствам государств - членов:
     1) при   пересмотре   своего    законодательства    и    практики
руководствоваться   принципами,  стратегиями  и  методами  управления,
изложенными в добавлении к настоящей рекомендации;
     2) довести   рекомендацию   и   доклад   об  управлении  системой
уголовного  правосудия,  подготовленный   Европейским   комитетом   по
проблемам  преступности,  до  сведения  своих  компетентных  органов и
предложить им принять эти документы во внимание при проведении анализа
функционирования  органов  уголовного  правосудия  и  при рассмотрении
возможностей улучшения их деятельности.
-------------------------------------
     * Источник: Департамент по правам человека Совета Европы.


                                                            Добавление

                                            к рекомендации N R (95) 12

                         I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ

     1. Принципы,   стратегии   и   методы   управления  могут  внести
значительный  вклад  в   повышение   эффективности   и   действенности
функционирования     системы     уголовного     правосудия.    Поэтому
соответствующим  учреждениям  следует  определить  задачи  в   области
управления   своей   рабочей  нагрузкой,  финансами,  инфраструктурой,
людскими ресурсами и средствами связи.
     2. Повышению  эффективности  и  действенности  системы уголовного
правосудия в значительной степени  будет  способствовать  согласование
задач  различных  учреждений в более широких рамках политики в области
борьбы с преступностью и в области уголовного правосудия.

                   II. УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ НАГРУЗКОЙ

     3. Следует  ввести  в   действие   процедуры   периодического   и
непрерывного   контроля,   направленного  на  анализ  функционирования
учреждений системы уголовного правосудия,  оценку их  эффективности  и
действенности    и    содействие    полезному   совершенствованию   их
деятельности.  Прогресса в этих областях можно достичь с помощью  либо
создания внутренних консультационных органов, либо использования услуг
внешних консультантов.
     4. Ввиду  изменения обстоятельств в отношении управления системой
уголовного правосудия не всегда и не везде могут применяться одни и те
же нормы. Поэтому при планировании рабочей нагрузки и ресурсов следует
учитывать   такие   факторы,    как    демографические,    социальные,
экономические и другие условия и изменения.
     5. Следует определить критерии  эффективного  управления  рабочей
нагрузкой  и  надлежащего  рассмотрения  различных категорий дел.  Они
должны вырабатываться в сотрудничестве с соответствующими  работниками
судебных  и  других  органов.  Следует обеспечить надлежащую поддержку
учреждениям, с тем чтобы они могли следовать этим стандартам.
     6. В  этой  связи  следует выработать методы отбора,  с тем чтобы
позволить  судьям  и  прокурорам  с  первых  этапов   судопроизводства
рассматривать дела на дифференцированной основе.
     7. В  целях  улучшения  использования  людских  ресурсов  следует
освободить  судей  и  прокуроров  от  выполнения задач,  которые можно
возложить на других агентов,  включая административных сотрудников, и,
тем самым, дать им возможность разнообразить свою работу.

                   III. УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

     8. Решения   относительно   инвестиций   в   новые   здания,   их
географического положения,  обновления оборудования в старых зданиях и
ремонта   зданий   должны   приниматься   на   основе  систематической
инвентаризации имеющихся активов,  оценки потребностей и  долгосрочною
планирования. Следует также учитывать потребности и ожидания различных
пользователей услуг системы уголовного правосудия из числа  юристов  и
неюристов.
     9. Особый упор следует делать на мобилизацию  любых  скрытых  или
недоиспользованных   материальных   ресурсов   и  получение  возможной
экономии за счет  эффекта  масштаба.  Например,  можно  перенести  ряд
слушаний   на   периоды,   когда  высвобождаются  резервные  мощности,
сконцентрировать  большее  число  учреждений   в   одном   месте   или
реорганизовать схему размещения имеющихся средств.

                  IV. УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ

     10. При  введении  в  действие  принципов,  стратегий  и  методов
управления  следует  учитывать  культурные  особенности   и   условия,
характеризующие  данную  судебную  систему,  и  их  следует вводить не
директивным путем, а путем убеждения.
     11.. В   целях   содействия   эффективному   управлению  людскими
ресурсами и установлению оптимального соответствия кадров тем задачам,
которые   надлежит  выполнять,  следует  ввести  систему  периодически
обновляемых  досье  на  юристов  (отражающих   уровень   квалификации,
подготовку и т. д). Эти досье, хранимые в компетентных органах, должны
быть доступны для сотрудников, которых они касаются.
     12. Программы  первоначальной  подготовки и подготовки без отрыва
от  производства,  предназначенные  для  судей  и  прокуроров,  должны
учитывать  принципы  и  практику  современного  управления в контексте
судопроизводства.
     13. Следует  активно  осуществлять  планирование  продвижения  по
службе,  в частности путем поощрения специализации,  отказа, когда это
целесообразно,   от  увязки  ранга  с  должностью  и  создания  других
возможностей для  сотрудников  в  области  освоения  новых  навыков  и
приобретения нового опыта.  Условия труда должны подлежать специальной
проверке, особенно когда они являются особо сложными.

                  V. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ И СВЯЗЬЮ

     14. Следует  ввести  в  действие  более  надежные  и  эффективные
системы сбора,  хранения,  использования и распространения данных. Они
должны обеспечивать необходимую степень защиты личных данных.
     15. Следует  адаптировать  информационные  технологии  к работе и
требованиям соответствующих учреждений системы уголовного правосудия и
потребностям     конечных     пользователей     информации.    Следует
консультироваться   у   конечных   пользователей    относительно    их
потребностей в этой области.
     16. В сфере управления системой уголовного правосудия особый упор
следует  делать  на  эффективную  внутреннюю связь в каждом учреждении
системы уголовного правосудия.
     17. Учреждения   системы  уголовного  правосудия  должны  быть  в
большей  степени  привержены  политике   распространения   информации.
Управленческому   аппарату  системы  уголовного  правосудия  различных
уровней (центральному,  региональному и местному),  судебным органам и
другим  учреждениям,  занимающимся  борьбой  с преступностью,  следует
ускорить потоки  информации  и  увеличить  объем  поступающей  от  них
информации относительно результатов рассмотрения ими дел.
     18. Следует делать больший упор на совершенствование отношений  с
общественностью,  особенно  на  удовлетворение  особых  потребностей и
запросов пользователей системы уголовного правосудия, средств массовой
информации,    добровольных    организаций    (например,    ассоциаций
пострадавших),  отдельных  граждан  и  их  демократических  институтов
(парламентов, местных органов власти.