РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (95) 12 КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ ОТНОСИТЕЛЬНО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ * РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТ ЕВРОПЫ 11 сентября 1995 г. N R (95) 12 (НЦПИ) Принята Комитетом министров 11 сентября 1995 года Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b) Устава Совета Европы, учитывая, что справедливое и эффективное уголовное правосудие является необходимым условием существования любого демократического общества, основанного на принципе господства права; учитывая, что в последние годы системы уголовного правосудия во всей Европе сталкиваются с растущим числом и нередко усложнением дел, неоправданными задержками, бюджетными ограничениями и растущими ожиданиями со стороны общества и персонала; напоминая, что такая политика в области уголовного правосудия, как декриминализация, депенализация или замена уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия, посредничество и упрощение уголовного судопроизводства, может способствовать преодолению этих трудностей; учитывая, что специальные принципы, стратегии и методы управления, изложенные в доклад об управлении системой уголовного правосудия, подготовленном Европейским комитетом по проблемам преступности, могут внести существенный вклад в повышение эффективности и действенности уголовного правосудия; подчеркнув, что любые действия, предпринимаемые с целью повышения эффективности и действенности уголовного правосудия, должны отражать требования, закрепленные в Европейской конвенции по правам человека, в особенности права обвиняемых, правовые гарантии для сторон и независимость судебного органа; ссылаясь на рекомендацию N R (87) 18 об упрощении системы уголовного правосудия и рекомендацию N R (94) 12 о независимости, эффективности и роли судей, рекомендует правительствам государств - членов: 1) при пересмотре своего законодательства и практики руководствоваться принципами, стратегиями и методами управления, изложенными в добавлении к настоящей рекомендации; 2) довести рекомендацию и доклад об управлении системой уголовного правосудия, подготовленный Европейским комитетом по проблемам преступности, до сведения своих компетентных органов и предложить им принять эти документы во внимание при проведении анализа функционирования органов уголовного правосудия и при рассмотрении возможностей улучшения их деятельности. ------------------------------------- * Источник: Департамент по правам человека Совета Европы. Добавление к рекомендации N R (95) 12 I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ 1. Принципы, стратегии и методы управления могут внести значительный вклад в повышение эффективности и действенности функционирования системы уголовного правосудия. Поэтому соответствующим учреждениям следует определить задачи в области управления своей рабочей нагрузкой, финансами, инфраструктурой, людскими ресурсами и средствами связи. 2. Повышению эффективности и действенности системы уголовного правосудия в значительной степени будет способствовать согласование задач различных учреждений в более широких рамках политики в области борьбы с преступностью и в области уголовного правосудия. II. УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ НАГРУЗКОЙ 3. Следует ввести в действие процедуры периодического и непрерывного контроля, направленного на анализ функционирования учреждений системы уголовного правосудия, оценку их эффективности и действенности и содействие полезному совершенствованию их деятельности. Прогресса в этих областях можно достичь с помощью либо создания внутренних консультационных органов, либо использования услуг внешних консультантов. 4. Ввиду изменения обстоятельств в отношении управления системой уголовного правосудия не всегда и не везде могут применяться одни и те же нормы. Поэтому при планировании рабочей нагрузки и ресурсов следует учитывать такие факторы, как демографические, социальные, экономические и другие условия и изменения. 5. Следует определить критерии эффективного управления рабочей нагрузкой и надлежащего рассмотрения различных категорий дел. Они должны вырабатываться в сотрудничестве с соответствующими работниками судебных и других органов. Следует обеспечить надлежащую поддержку учреждениям, с тем чтобы они могли следовать этим стандартам. 6. В этой связи следует выработать методы отбора, с тем чтобы позволить судьям и прокурорам с первых этапов судопроизводства рассматривать дела на дифференцированной основе. 7. В целях улучшения использования людских ресурсов следует освободить судей и прокуроров от выполнения задач, которые можно возложить на других агентов, включая административных сотрудников, и, тем самым, дать им возможность разнообразить свою работу. III. УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ 8. Решения относительно инвестиций в новые здания, их географического положения, обновления оборудования в старых зданиях и ремонта зданий должны приниматься на основе систематической инвентаризации имеющихся активов, оценки потребностей и долгосрочною планирования. Следует также учитывать потребности и ожидания различных пользователей услуг системы уголовного правосудия из числа юристов и неюристов. 9. Особый упор следует делать на мобилизацию любых скрытых или недоиспользованных материальных ресурсов и получение возможной экономии за счет эффекта масштаба. Например, можно перенести ряд слушаний на периоды, когда высвобождаются резервные мощности, сконцентрировать большее число учреждений в одном месте или реорганизовать схему размещения имеющихся средств. IV. УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ 10. При введении в действие принципов, стратегий и методов управления следует учитывать культурные особенности и условия, характеризующие данную судебную систему, и их следует вводить не директивным путем, а путем убеждения. 11.. В целях содействия эффективному управлению людскими ресурсами и установлению оптимального соответствия кадров тем задачам, которые надлежит выполнять, следует ввести систему периодически обновляемых досье на юристов (отражающих уровень квалификации, подготовку и т. д). Эти досье, хранимые в компетентных органах, должны быть доступны для сотрудников, которых они касаются. 12. Программы первоначальной подготовки и подготовки без отрыва от производства, предназначенные для судей и прокуроров, должны учитывать принципы и практику современного управления в контексте судопроизводства. 13. Следует активно осуществлять планирование продвижения по службе, в частности путем поощрения специализации, отказа, когда это целесообразно, от увязки ранга с должностью и создания других возможностей для сотрудников в области освоения новых навыков и приобретения нового опыта. Условия труда должны подлежать специальной проверке, особенно когда они являются особо сложными. V. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ И СВЯЗЬЮ 14. Следует ввести в действие более надежные и эффективные системы сбора, хранения, использования и распространения данных. Они должны обеспечивать необходимую степень защиты личных данных. 15. Следует адаптировать информационные технологии к работе и требованиям соответствующих учреждений системы уголовного правосудия и потребностям конечных пользователей информации. Следует консультироваться у конечных пользователей относительно их потребностей в этой области. 16. В сфере управления системой уголовного правосудия особый упор следует делать на эффективную внутреннюю связь в каждом учреждении системы уголовного правосудия. 17. Учреждения системы уголовного правосудия должны быть в большей степени привержены политике распространения информации. Управленческому аппарату системы уголовного правосудия различных уровней (центральному, региональному и местному), судебным органам и другим учреждениям, занимающимся борьбой с преступностью, следует ускорить потоки информации и увеличить объем поступающей от них информации относительно результатов рассмотрения ими дел. 18. Следует делать больший упор на совершенствование отношений с общественностью, особенно на удовлетворение особых потребностей и запросов пользователей системы уголовного правосудия, средств массовой информации, добровольных организаций (например, ассоциаций пострадавших), отдельных граждан и их демократических институтов (парламентов, местных органов власти. |