ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 10 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ ОТ 22 ДЕКАБРЯ "О ВЫБОРАХ В ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ". Постановление. Конституционный Суд РФ. 24.11.95 14-П

     ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 10
     ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ ОТ 22 ДЕКАБРЯ "О ВЫБОРАХ В
            ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
                         24 ноября 1995 года
                                N 14-П

                             (РГ 95-236)

     Конституционный Суд    Российской     Федерации     в     составе
председательствующего О. И Тиунова, судей М. В. Баглая, Н. В. Витрука,
Г. А. Гаджиева, Т. Г. Моршаковой, Ю. Д. Рудкина, Я. В. Селезнева В. С.
Эбзеева,
     с участием  заместителя  Председателя   Правительстве   Ингушской
Республики М.  3. Ужахова, министра юстиции Ингушской Республики М.. О
Дзагиеаа  -  представителей  Правительства  Ингушской  Республики  как
стороны,   направившей   запрос   в   Конституционный  Суд  Российской
Федерации;  Председателя Парламента Республики Северная Осетия  В.  С.
Паринова,  Председателя Правительства Республики Северная Осетия Ю. Г.
Бирагова,  министра юстиции Республики Северная Осетия А. М. Цалиева -
представителей стороны, принявшей оспариваемый акт,
     руководствуясь статьей  125  (пункт  "б"  части  2)   Конституции
Российской  Федерации  подпунктом  "б" пункта 1 части первой,  частями
второй и третьей статьи 3, подпунктом "б" пункта 1 части второй статьи
22, статьями   74   и   86  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном Суде Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря
1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания".
     Поводом к рассмотрению дела,  согласно  части  первой  статьи  36
Федеральною конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации",  явился  запрос  Правительства  Ингушской   Республики   с
требованием   признать   не   соответствующей  Конституции  Российской
Федерации указанную норму Закона Республики Северная Осетия "О выборах
в Парламент Республики Северная Осетия - Алания".
     Основанием к рассмотрению дела,  согласно части второй статьи  36
Федеральною  конституционною закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации",  явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о  том,
соответствует ли оспариваемая норма Конституции Российской Федерации.
     Заслушав сообщение судьи - докладчика Б.  С.  Эбзеева, объяснения
представителей  сторон,  показания  свидетелей,  а  также  выступления
приглашенных  в  заседание:  Р.  С.  Аушева  -  Президента   Ингушской
Республики. В. Г Тарасенко - Председателя Комитета Совета Федерации по
делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике, Ю. А.
Веденеева   -  члена  Центральной  избирательной  комиссии  Российской
Федерации,   исследовав   представленные   документы   и    материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации
     установил:

     1. Часть вторая статьи И Закона Республики Северна) Осетия от  22
декабря  1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия -
Алания" предусматривает,  что "в описок избирателей  включаются  лица,
обладающие  избирательным правом и имеющие постоянное место жительства
на территории соответствующего избирательного участка".
     Центральная избирательная    комиссия    по   выборам   депутатов
Парламента Республики Северная Осетия в своем  решении  от  2  февраля
1995 года  N  4  "Об  участии  беженцев  и  военнослужащих  в  выборах
Парламента  Республики  Северная  Осетия  -  Алания"  установила,  что
граждане,  не  проживающие  на территории Республики Северная Осетия и
находящиеся за ее пределами,  независимо от причин отсутствия в списки
избирателей  не  включаются.  Тем  самым  вместо  разъяснения  порядка
применения  оспариваемой  нормы   Закона   Центральная   избирательная
комиссия  по  выборам  в  Парламент  Республики  Северная Осетия своим
решением   ввела   не   предусмотренные   этим   Законом   ограничения
избирательных прав граждан.
     2. Правовая позиция заявителя сводится к тому,  что  норма  части
второй статьи  10  и  Закона  Республики  Северная Осетия "О выборах в
Парламент Республики Северная Осетия - Алания" противоречит положениям
Конституции  Российской  Федерации  об  избирательных  правах  граждан
Российской Федерация (статья 32,  части 1, 2 и 3) и о праве на свободу
передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  на  территории
Российской Федерации (статья 27,  часть 1),  так как она  ограничивает
права  граждан,  покинувших  территорию  Республики  Северная Осетия и
обладающих статусом вынужденного переселенца,  поскольку они  согласно
указанной норме не подлежат включению в списки избирателей.
     3. Вопрос о признании за  гражданином  права  быть  включенным  в
список    избирателей   по   своему   значению   относится   к   числу
конституционных,  поскольку он непосредственно связан с правом граждан
на  участие  в свободных выборах,  являющихся высшим выражением власти
народа (статья 3,  часть 3, Конституции Российской Федерации), а также
с вытекающим  из  этого положения принципом всеобщности избирательного
права.  Кроме того,  в избирательных правах  граждан  должны  находить
отражение  требования  статьи  19  (часть  2)  Конституции  Российской
Федерации о равенстве прав и свобод человека и  гражданина  независимо
от  различных  обстоятельств и условий,  в том числе места жительства.
Вопрос  об  обеспечении  избирательных  прав  относится  к   предметам
совместного   ведения  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации, что предусмотрено статьей 72 (пункт "б" части 1 Конституции
Российской   Федерации   и,   следовательно,   подлежит  регулированию
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами  и
иными  нормативными  правовыми  актами  субъектов Российской Федерации
(статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
     4. Часть  третья  статьи  8  Федеральною закона от 6 декабря 1994
года "Об основных  гарантиях  избирательных  прав  граждан  Российской
Федерации"  устанавливает,  что  основанием  для  включения гражданина
Российской Федерации в список избирателей на конкретном  избирательном
участке  является  его  проживание  на территории этого избирательного
участка, определяемое   в   соответствии   с   федеральным    законом,
устанавливающим   право   граждан   Российской  Федерации  на  свободу
передвижения,  выбор  места  пребывания  и  жительства  на  территории
Российской Федерации.
     Из статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993  года  "О
праве  граждан  Российской  Федерации  на свободу передвижения,  выбор
места  пребывания  и  жительства  в  пределах  Российской   Федерации"
следует,   что   под   "местом   пребывания"   и  "местом  жительства"
подразумевается определенное юридическое  состояние,  возникающее  при
регистрационном  учете граждан Российской вдевании по месту пребывания
и месту жительства.  При этом "место жительства"  может  означать  как
"постоянное   проживание",  так  и  "преимущественное  проживание"  и,
согласно Закону всегда совпадает с фактическим проживанием  гражданина
в  жилых помещениях,  определяемых как постоянное или преимущественное
место жительства.
     Свобода выбора  места  жительства является конституционным правом
гражданина Российской Федерации.  Вместе с тем Закон возлагает на него
обязанность  регистрироваться  и  по  месту  пребывания,  и  по  месту
жительства. Это распространяется и на граждан, признанных вынужденными
переселенцами. Часть первая статьи 3 Закона Российской Федерации от 19
февраля 1993  года  "О  вынужденных  переселенцах"  место   пребывания
вынужденных   переселенцев   определяет   как   временное   поселение.
Следовательно,   они   не   могут   быть   признаны   постоянно    или
преимущественно  проживающими в местах временного поселения.  Из части
второй  статьи  2  Закона  Российской  Федерации  "О   праве   граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской  Федерации"  следует,  что  временное
поселение является местах пребывания,  а не жительства. В соответствии
с частью первой  статьи  5  данного  Закона  временное  пребывание  за
пределами   места   жительства   не   влечет   за   собой   снятия   с
регистрационного  учета  по  месту  постоянною  или  преимущественного
проживания.  В силу этого наличие регистрации должно рассматриваться в
качестве  одного  из  оснований  для  включения  гражданина  в  список
избирателей  по  месту  жительства,  что  относится  и  к  вынужденным
переселенцам.  Сам  по  себе  факт  отсутствия  гражданина  на  момент
составления    списков    избирателей    по   месту   постоянною   или
преимущественною проживания не может служить основанием для отказа ему
во  включении  в  список  избирателей на соответствующем избирательном
участке.
     Оспариваемая норма Закона Республики Северная Осетия "О выборах в
Парламент Республики Северная Осетия - Алания" по  своему  буквальному
смыслу  не  устанавливает  правовых  ограничений для внесения в списки
избирателей граждан, обладающих статусом вынужденных переселенцев и не
избравших  иное  место жительства.  Наличия регистрации достаточно для
органов, осуществляющих учет избирателей и направляющих сведения о них
в соответствующие участковые избирательные комиссии,  которые с учетом
и других предусмотренных законодательством оснований принимают решение
о включении гражданина в список избирателей.  Невключение гражданина в
список  избирателей  может  служить  основанием  для   обжалования   в
соответствующую  избирательную  комиссию  или для обращения за защитой
нарушенною права  в  судебном  порядке.  Если  же   ко   дню   выборов
вынужденный  переселенец избрал другое постоянное или преимущественное
место жительства,  то участковая избирательная комиссия правомерно  не
включает его в списки избирателей.
     5. Рассматриваемая  норма  в   части,   ограничивающей   активное
избирательное право граждан, преимущественно проживающих на территории
избирательною участка,  но находящихся на момент  составления  списков
избирателей  за  его пределами,  противоречит статьям 3 (часть 3),  19
(части 1 и 2),  27 (часть 1),  32 (части 1 и 2) Конституции Российской
Федерации, которые устанавливают право граждан Российской федерации на
участие в свободных  выборах,  равенство  прав  и  свобод  человека  и
гражданина,  а  также  право  на  свободу  передвижения  и выбор места
жительства.  Вместе с  тем,  вопреки  утверждению  заявителя,  она  не
содержит  предписаний,  ограничивающих  избирательные  права граждан в
зависимости от национальности, языка и других обстоятельств.
     На основании  изложенного  и  руководствуясь частью первой статьи
71,  частями первой и второй статьи 72,  статьей 75,  пунктом 1  части
первой  статьи  86 и статьей 87 Федерального конституционною закона "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации",   Конституционный   Суд
Российской Федерации постановил:
     1. Признать часть вторую статьи  10  Закона  Республики  Северная
Осетия  от  22  декабря  1994 года  "О  выборах в Парламент Республики
Северная  Осетия  -  Алания"  соответствующей  Конституции  Российской
Федерации,  поскольку  данная норма предусматривает включение в списки
избирателей граждан,  обладающих  избирательным   правом   и   имеющих
постоянное    место    жительства   на   территории   соответствующего
избирательною участка,  и  не   препятствует   заключению   в   списки
избирателей этих Граждан в случае их временною пребывания за пределами
Республики Северная Осетия.
     Признать часть вторую статьи 10 Закона Республики Северная Осетия
от 22 декабря 1994 года "О выборах  в  Парламент  Республики  Северная
Осетия  -  Алания"  постольку,  поскольку  она препятствует внесению в
списки  избирателей  граждан  Российской  Федерации,   преимущественно
проживающих    на    территории   Республики   Северная   Осетия,   не
соответствующей Конституции Российской Федерации,  ее статьям 3 (часть
3),19  (части 1 и 2),  27 (часть 1),  32 (части 1 и 2),  72 (пункт "б"
части 1) и 76 (часть 2).
     В соответствии   с   частью   третьей   статьи   79   Федеральною
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
решение   Центральной  избирательной  комиссии  по  выборам  депутатов
Парламента Республики Северная Осетия от 2 февраля 1995 года N  4  "Об
участии  беженцев  и  военнослужащих  в  выборах Парламента Республики
Северная Осетия - Алания" как искажающее буквальный смысл части второй
статьи  М  Закона  Республики  Северная  Осетия "О выборах в Парламент
Республики  Северная  Осетия  -  Алания"  с   момента   провозглашения
настоящего Постановления   не   подлежит   исполнению  и  должно  быть
пересмотрено.
     2. Парламенту  Республики Северная Осетия на основании настоящего
Постановления  надлежит  привести  часть  вторую  статьи   10   Закона
Республики  Северная Осетия "О выборах в Парламент Республики Северная
Осетия - Алания" в соответствие с Конституцией Российской Федерации  и
Федеральным  законом  от  6  декабря  1994 года "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации".
     3. Пункт  1 резолютивной части настоящего Постановления не ставит
под сомнение юридическую силу результатов волеизъявления избирателей и
не  затрагивает  полномочий  депутатов  Парламента Республики Северная
Осетия, для избрания которых положение о критериях включения граждан в
списки избирателей,  содержащееся  в  части  второй  статьи  10 Закона
Республики Северная Осетия "О выборах в Парламент Республики  Северная
Осетия -  Алания",  не  имело решающего значения и в отношении которых
оно не повлияло на результаты выборов.
     В связи  с  настоящим  Постановлением подлежат пересмотру решения
соответствующих избирательных  комиссий  о  признании  полномочий  тех
депутатов Парламента Республики Северная Осетия,  для избрания которых
положение  о  критериях  включения  граждан  в   списки   избирателей,
содержащееся  в  части  второй  статьи  10  Закона Республики Северная
Осетия "О выборах в Парламент Республики Северная  Осетия  -  Алания",
имело  решающее  значение  и  в  отношении  которых  оно  повлияло  на
результаты выборов.
     4. Соответствующим   органам  государственной  власти  Российской
Федерации,  Центральной избирательной комиссии  Российской  Федерации,
Временному   Государственному   комитету   Российской   Федерации   по
ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября  -  ноября
1992 года, органам государственной власти Республики Северная Осетия и
Ингушской Республики принять организационно-технические  и  иные  меры
для  создания  условий,  необходимых  для  реализации  в полном объеме
гарантированных Конституцией Российской Федерации  избирательных  прав
граждан, в том числе вынужденных переселенцев.
     5. Согласно  частям  первой  и  второй  статьи   79   Федеральною
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
настоящее   Постановление   является   окончательным,   не    подлежит
обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно после его провозглашения и
действует непосредственно.
     6. Согласно  статье  78  Федеральною  конституционного  закона "О
Конституционном Суде  Российской  Федерации"  настоящее  Постановление
подлежит  незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства
Российской  Федерации",  "Российской  газете",  а  также   официальных
изданиях   органов   государственной  власти  Ингушской  Республики  и
Республики Северная Осетия.


Конституционный Суд РФ
24 ноября 1995 года
N 14-П