О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 01.12.95 191-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

       О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
                 И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


     
     Принят Государственной Думой       18 октября 1995 года
     
                       Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

                      Статья 1. Основные понятия,
              используемые в настоящем Федеральном законе

     В целях настоящего Федерального закона понимаются:
     под государственной  поддержкой  средств  массовой  информации  -
совокупность организационных,  организационно-технических,   правовых,
экономических и   иных   мер,  устанавливаемых  государством  в  целях
обеспечения прав  граждан  на  получение  объективной  информации,  на
свободу слова,   а  также  в  целях  обеспечения независимости средств
массовой информации;
     под массовой  информацией  -  предназначенные для неограниченного
круга лиц  печатные,  аудио-,  аудиовизуальные  и  иные  сообщения   и
материалы;
     под средством  массовой  информации  -   периодическое   печатное
издание, теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма
периодического распространения массовой информации;
     под периодическим печатным изданием - газета,  журнал,  альманах,
бюллетень, иное издание,  имеющее постоянное название, текущий номер и
выходящее в свет не реже одного раза в год;
     под теле-,  радио-,   видео-,   кинохроникальной   программой   -
совокупность периодических   аудио-,   аудиовизуальных   сообщений   и
материалов (передач);  имеет постоянное название и выходит в  свет  (в
эфир) не реже одного раза в год;
     под продукцией средства массовой информации  -  тираж  или  часть
тиража отдельного  номера периодического печатного издания,  отдельный
выпуск теле-,  радио-,  кинохроникальной программы,  тираж  или  часть
тиража аудио- или видеозаписи программы;
     под распространением продукции  средства  массовой  информации  -
продажа (подписка,  доставка, раздача) периодических печатных изданий,
аудио- или  видеозаписей  программ,  трансляция  теле-,  радиопрограмм
(вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
     под редакцией  средства   массовой   информации   -   организация
(независимо от  формы  собственности),  осуществляющая  производство и
выпуск средства массовой информации;
     под издательством    -    предприятие    государственной    формы
собственности или организация иной формы собственности, осуществляющие
подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции;
     под полиграфическим предприятием  -  предприятие  государственной
формы   собственности   или   организации  иной  формы  собственности,
осуществляющие материально-техническое обеспечение выпуска газетной  и
книжно-журнальной продукции;
     под организацией   теле-,   радиовещания    (телерадиовещательной
компанией - ТРК) -  организация,  осуществляющая производство, монтаж,
расстановку во   времени   и    распространение    с    использованием
электромагнитных волн   (по   эфирным,  кабельным,  проводным  и  иным
электромагнитным системам)  звуковой  (радиовещание),   визуальной   и
аудиовизуальной (телевещание)    массовой    информации    и   данных,
предназначенных для   получения   непосредственно   телезрителями    и
радиослушателями;
     под передающим  центром  (ПЦ)  -  радиотелевизионные   передающие
центры (РТПЦ),  радиоцентры  (РЦ)  и  иные  организации  электросвязи,
предоставляющие в том числе услуги по  распространению  теле-  и (или)
радиопрограмм, подготовленных организациями теле-, радиовещания;
     под информационным агентством - организация,  осуществляющая сбор
и оперативное распространение информации;
     под организацией  по   распространению   периодических   печатных
изданий -   организация,   осуществляющая   реализацию   периодических
печатных изданий  как  в  Российской  Федерации,  так   и   в   других
государствах;
     под монополистом   -   предприятие,   организация,   признающиеся
таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством;
     под средством массовой информации рекламного характера - средство
массовой информации,  в  котором реклама превышает 40 процентов объема
отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах -
25 процентов объема вещания;
     под средством  массовой  информации  эротического   характера   -
периодическое печатное  издание или теле-,  радиопрограмма,  которые в
целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
     
            Глава 2. НАЛОГОВОЕ, ТАМОЖЕННОЕ, ВАЛЮТНОЕ И ИНОЕ
                        ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

                   Статья 2. Налоговое регулирование

     Освобождаются от  налога  на  добавленную  стоимость  обороты  по
реализации продукции средств массовой информации,  книжной  продукции,
связанной с  образованием,  наукой и культурой,  а также редакционная,
издательская и полиграфическая деятельность  по  производству  книжной
продукции,  связанной с образованием,  наукой и культурой,  газетной и
журнальной продукции.
     Освобождаются от   налога  на  добавленную  стоимость  услуги  по
транспортировке, погрузке,   разгрузке,    перегрузке    периодических
печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой
и культурой.
     Не подлежит  налогообложению   прибыль,   полученная   редакциями
средств массовой     информации,    издательствами,    информационными
агентствами, телерадиовещательными   компаниями,   организациями    по
распространению периодических  печатных  изданий  и книжной продукции,
передающими центрами  от  производства  и  распространения   продукции
средств массовой   информации   и   книжной   продукции,  связанной  с
культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
     Не подлежит налогообложению прибыль,  полученная полиграфическими
предприятиями и  организациями  от  оказания  услуг  по   производству
книжной продукции,  связанной  с  образованием,  наукой  и  культурой,
продукции средств  массовой  информации,  в   части,   зачисляемой   в
федеральный бюджет.
     Не подлежит   налогообложению   прибыль,   полученная  редакциями
средств   массовой   информации,    издательствами,    информационными
агентствами,   телерадиовещательными  компаниями  и  организациями  по
распространению периодических печатных изданий и книжной  продукции  и
направленная   ими   на  финансирование  капитальных  вложений  по  их
основному профилю. Не облагаемая налогом доля прибыли, направляемой на
эти цели, не ограничивается.
     
                   Статья 3. Таможенное регулирование

     Периодические печатные  издания и книжная продукция,  связанная с
образованием, наукой  и культурой,  ввозимые на таможенную  территорию
Российской Федерации и вывозимые с этой территории редакциями  средств
массовой  информации  и  издательствами,  освобождаются  от таможенной
пошлины и сборов, связанных с импортом и экспортом.
     Бумага, полиграфические  материалы  и  полиграфические  носители,
аудио- и  видеоинформация, технологическое  и инженерное оборудование,
ввозимые на  таможенную  территорию  Российской  Федерации  редакциями
средств массовой     информации,    издательствами,    информационными
агентствами, телерадиовещательными     компаниями,    полиграфическими
компаниями, полиграфическими    предприятиями    и   организациями   и
используемые ими   для   производства   продукции   средств   массовой
информации и  книжной  продукции,  связанной с образованием,  наукой и
культурой, освобождаются от таможенной пошлины.
     
                    Статья 4. Валютное регулирование

     Редакции средств      массовой      информации,     издательства,
полиграфические предприятия   и   организации,    телерадиовещательные
компании, информационные  агентства,  организации  по  распространению
периодических печатных изданий освобождаются от  обязательной  продажи
валютной выручки,  получаемой от экспорта книжной продукции, связанной
с образованием,  наукой и культурой,  газетной,  журнальной,  аудио- и
видеопродукции, если она используется на  приобретение  оборудования и
материалов, необходимых для производства  продукции  средств  массовой
информации и  книжной  продукции,  связанной с образованием,  наукой и
культурой, и его расширения.
     
        Статья 5. Иное финансовое и хозяйственное регулирование

     Редакция средств      массовой      информации,     издательства,
информационные агентства,  телерадиовещательные  компании   пользуются
услугами организаций  почтовой,  телеграфной  и  телефонной  связи  по
тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций.
     Редакции средств      массовой      информации,     издательства,
полиграфические предприятия и организации,  информационные  агентства,
телерадиовещательные компании,    организации    по    распространению
периодических печатных изданий и передающие центры  оплачивают  аренду
помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, по тарифам
и ставкам,  не  превышающим  установленные   для   организаций   сферы
культуры.
     Редакциям средств    массовой     информации,      издательствам,
информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям передаются в
хозяйственное ведение помещения,  которыми они владеют либо пользуются
в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности.
     
            Статья 6. Особенности  налогового, таможенного,
              валютного и иного финансового регулирования

     Льготы, предусмотренные   статьями  2-5  настоящего  Федерального
закона, не  распространяются  на  книжные  и  периодические   печатные
издания рекламного   и  эротического  характера  и  средства  массовой
информации рекламного и эротического характера.
     Льготы, предусмотренные   статьями  2-5  настоящего  Федерального
закона, применяются в порядке  и  на  условиях,  которые  определяются
соответствующими законодательными   актами   Российской  Федерации  по
налоговым, таможенным, валютным и бюджетным вопросам.
     
             Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ,
                    ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВЫПУСК ГАЗЕТНОЙ,
                     ЖУРНАЛЬНОЙ И КНИЖНОЙ ПРОДУКЦИИ

     Приватизация предприятий,    обеспечивающих    выпуск   газетной,
журнальной и  книжной  продукции,  осуществляется  в  соответствии   с
действующим законодательством  Российской  Федерации  о приватизации с
учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей.
     
                 Статья 7. Ограничения на приватизацию

     Не подлежат   приватизации    издательства    и   полиграфические
предприятия, отнесенные   исключительно   к    объектам    федеральной
собственности:
     полиграфические предприятия,    являющиеся    монополистами    на
общероссийском рынке товаров (услуг);
     полиграфические предприятия, оснащенные высокими технологиями для
выпуска высокохудожественной и высококачественной печатной продукции;
     издательства -  монополисты  на  общероссийском   рынке   товаров
(услуг);
     предприятия-монополистиы, обеспечивающие         функционирование
полиграфической отрасли.
     Издательства и  полиграфические  предприятия,   подпадающие   под
действие настоящей    статьи,   могут   акционироваться   в   порядке,
предусмотренном статьей 8 настоящего  Федерального  закона, только  по
решению Правительства  Российской  Федерации не ранее чем по истечении
трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.
     
             Статья 8. Особенности приватизации издательств
               и полиграфических предприятий, относящихся
                  к объектам федеральной собственности

     Полиграфические предприятия,   расположенные    на    территориях
субъектов Российской  Федерации,  относящиеся  к  объектам федеральной
собственности и являющиеся  монополистами  по  производству  газетной,
журнальной и книжной продукции на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации,  а также полиграфические предприятия, входящие в
систему децентрализованной  печати  газет и журналов,  преобразуются в
акционерные общества.
     25,5 процента  акций  закрепляется  в  федеральной  собственности
сроком на три года.
     24,5 процента   обыкновенных   акций   передается   акционируемым
полиграфическим предприятиям на безвозмездной основе.
     50 процентов  обыкновенных  акций  передается  на   безвозмездной
основе  юридическим  лицам  -  редакциям средств массовой информации и
издательствам,  выпускающим  продукцию   на   данном   полиграфическом
предприятии  и  преобразующимся  в акционерные общества открытого типа
или  являющимся  таковыми.  Пакеты  акций  между  ними  распределяются
пропорционально объемам выпускаемой продукции в натуральном выражении.
     Редакции средств      массовой      информации,     издательства,
полиграфические организации  вправе  продать  часть  акций,  привлекая
инвесторов по   своему  выбору,  при  условии  сохранения  профиля  их
деятельности.
     К участию   в   распределении   акций  по  закрытой  подписке  не
допускаются редакции  средств  массовой  информации  и   издательства,
выпускающие продукцию рекламного и эротического характера.
     
     Статья 9. Порядок приватизации издательств и полиграфических
       предприятий, не являющихся монополистами или переданных
            в собственность субъектов Российской Федерации

     Приватизация издательств    и    полиграфических     предприятий,
находящихся в    федеральной    собственности    и    не    являющихся
монополистами, а  также  издательств  и  полиграфических  предприятий,
переданных   в   собственность   субъектов    Российской    Федерации,
осуществляется  в  соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом  и
региональными программами приватизации.
     
                Глава 4. О ПОРЯДКЕ ВСТУПЛЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО
                       ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА В СИЛУ

              Статья 10. Срок вступления в силу настоящего
                          Федерального закона

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

     Статьи 2-5 настоящего Федерального закона вступают  в  силу  с  1
января 1996 года,  действуют до 31 декабря 1998 года и утрачивают силу
с 1 января 1999 года.

     Статьи 7-9  настоящего Федерального закона вступают в силу со дня
его официального опубликования и действуют до утверждения  Федеральным
Собранием Российской  Федерации Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
     
           Статья 11. О приведении в соответствие с настоящим
                   Федеральным законом правовых актов

     Предложить Президенту    Российской    Федерации    и    поручить
Правительству Российской  Федерации  привести  свои  правовые  акты  в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
     
Президент Российской Федерации                 Б.ЕЛЬЦИН
N 191-ФЗ
1 декабря 1995 года