ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 27 ноября 1995 г. N 889 (ВММ 95-21) Рассмотрев Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса Москвы, представленные Москомархитектурой, разработанные НОиПИ Генплана г. Москвы в развитие одобренных правительством Москвы Основных направлений градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 г. и Комплексной экологической программы Москвы, правительство Москвы отмечает: Территории природного комплекса Москвы составляют единое целое с системой природных территорий Московского региона; включают в себя городские и природные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности и долины рек; выполняют важнейшие средозащитные, санитарно-гигиенические, реакционные и эстетические функции. В систему территории природного комплекса Москвы входят объекты уникальной экологической, ландшафтной, историко-культурной ценности: национальный парк "Лосиный остров", природный парк "Битца", водно-ландшафтная система Крылатское - Серебряный Бор - Строгино, историко-культурные ансамбли "Коломенское", "Царицыно", "Кусково" и др. Современное состояние территорий природного комплекса Москвы в целом следует признать неудовлетворительным. Под воздействием промышленных и транспортных загрязнений окружающей среды, неорганизованного отдыха происходит деградация более 1/3 природных и озелененных территорий города (9 тыс. га). Общая площадь территорий природного комплекса Москвы неуклонно сокращается. За 25 лет после утверждения Генерального плана г. Москвы (1971 г.) застроено 4 тыс. га природных территорий, зарезервированных под озеленение, остались неосвоенными, в ряде случаев изъяты под застройку земли в границах парков и охраняемых территорий. Значительным нарушениям подвергалась система малых рек и речных долин, сохранившиеся прибрежные территории Яузы и других малых рек не благоустраиваются, используются под несанкционированную застройку, стихийные свалки. Проводимые в городе работы по озеленению и благоустройству территории природного комплекса Москвы не компенсируют их убыль и деградацию. Недостаточно финансирование и материально-техническое обеспечение необходимых мероприятий. Отсутствует городской кадастр этих территорий. Не определен их статус, а также условия хозяйственной деятельности и содержания. Недостаточно эффективна система контроля за состоянием природных территорий, вследствие чего допускаются прямые нарушения природоохранного законодательства по охране историко-культурного и природного наследия РФ. В результате выявленных негативных тенденций состояние территорий природного комплекса Москвы с каждым годом ухудшается, москвичи лишаются важнейшего источника оздоровления окружающей среды, социального и эстетического комфорта. В целях сохранения и развития системы территорий природного комплекса Москвы, создания благоприятных условий жизни москвичей, оздоровления экологической ситуации в городе в целом правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Схему и Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса Москвы (1*, 2), включающие: 1.1.Предложения по установлению природоохранных режимов регулирования хозяйственной деятельности на территории природного комплекса Москвы (приложение 3) с учетом их детализации в IV квартале 1995 г. 1.2. Список важнейших составляющих природного комплекса Москвы, предполагаемых к реализации на расчетный срок - 2010 г. (приложение 4). 1.3. Предложения по приданию отдельным территориям природного комплекса Москвы статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с Федеральным законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях" (приложение 5). 2. Утвердить программу мероприятий по сохранению и развитию территорий природного комплекса Москвы на 1996-1997 гг.(приложение 6). 3. Москомархитектуре, Москомприроде, Мосгосэкспертизе, Москомзему, Департаменту инженерного обеспечения, префектурам административных округов руководствоваться Основными направлениями сохранения и развития территорий природного комплекса Москвы при решении вопросов планировки и застройки, землепользования и хозяйственной деятельности. 4. Возложить на Департамент инженерного обеспечения общее руководство по сохранению и развитию природного комплекса Москвы и выполнение функций заказчика на строительство, реконструкцию и содержание территорий природного комплекса Москвы. 5. Поручить Департаменту инженерного обеспечения: 5.1. Совместно с Москомархитектурой и Москомприродой разработать: 5.1.1. Предложения по управлению территориями природного комплекса Москвы. Срок - IV квартал 1995 г. 5.1.2. В 1995-1996 гг. - правовые акты, регламентирующие деятельность на землях природного комплекса Москвы и обеспечивающие их сохранность. 5.1.3. Перечни земель природного комплекса Москвы с предложениями по их закреплению за городскими структурами. Срок IV квартал 1995 г. 5.2. Совместно с префектурами административных округов разработать программу первоочередных мероприятий на 1996-1997 гг. по реабилитации, сохранению и восстановлению территорий природного комплекса Москвы в соответствии с приложением 6. Срок - IV квартал 1995 г. 6. Закрепить за Департаментом инженерного обеспечения (МЛТПО "Мослесопарк") хозяйственное руководство объектами природного комплекса Москвы с принятием на баланс без права на собственность объектов, формирующих систему природного комплекса (п. 5.1.3.). 7. Разрешить Департаменту инженерного обеспечения: 7.1. Делегировать права на хозяйственное руководство объектами, имеющими вспомогательное значение для жизнедеятельности системы природного комплекса Москвы (п. 5.1.3.), префектурам административных округов или другим организациям города с принятием их на баланс без права собственности, от этих объектов на их развитие, а также развитие округа и города. 7.2. Привлекать Департамент развития и поддержки малого предпринимательства и другие организации, чьи объекты размещаются на землях природного комплекса Москвы, в качестве исполнителей по реализации мероприятий, связанных с благоустройством и обсуждением территорий. 8. Возложить на Москомархитектуру контроль за градостроительным использованием земель природного комплекса в соответствии с их основными функциями природоохраны и рекреации. 10. Москомархитектуре (НИиПИ Генплана г. Москвы): 10.1.1. Проектную документацию по установлению границ природного комплекса Москвы с различными режимами регулирования. Срок - 1996 - 1997 гг. 10.1.2. С участием Москомприроды - территориальный кадастр территорий природного комплекса Москвы. Срок - IV квартал 1997 г. 10.1.3. Описание границ особо охраняемых природных территорий в соответствии с приложением 5. Срок - I квартал 1996 г. 10.1.4. Концепцию сохранения и реабилитации природного комплекса центральной части Москвы (в границах Центрального административного округа). Срок - 1996 г. 10.2. Разработать и представить в Москомзем предложения по корректировке экономической оценки земель природного комплекса Москвы с учетом их эколого-рекреационных характеристик. Срок - первое полугодие 1996 г. 10.3. Разработать и представить в Московскую городскую Думу проект закона Москвы "Об особо охраняемых природных территориях и защите территорий природного комплекса Москвы". Срок - IV квартал 1996 г. 10,4. При разработке проектной документации на реконструкцию районов жилой застройки и производительных зон предусматривать сохранение земель природного комплекса Москвы. 11. Москомприроде: 11.1. Осуществлять контроль за сохранением земель природного комплекса Москвы. 11.2. Подготовить предложения по увеличению штрафных санкций за разрушение и использование не по основной функции экологически ценных земель с перечислением штрафов в экологический фонд города. 11.3. Использовать средства экологического фонда города на работы по сохранению природного комплекса Москвы, в том числе для финансирования предпроектных и проектных разработок по природоохранной тематике. 12. Москомзему: 12.1. Подготовить в первом полугодии 1996 г. предложения по увеличению арендной платы за землю с предприятий комплекса Москвы. 12.2. Не оформлять права землепользования на условиях долгосрочной аренды предприятиям и организациям, чьи объекты расположены на территориях природного комплекса Москвы, до утверждения правовых актов, регламентирующих деятельность на этих землях. 13. Департаменту экономической политики и развития Москвы включить работы, указанные в пп. 5, 10, в планы строительных, проектных и научно-исследовательских работ на 1995-1997 гг. и обеспечить финансирование в пределах средств инвестиционной программы. 14. Организациям и ведомствам, указанным в п. 3 настоящего постановления, в месячный срок заказать в Москомархитектуре копии Схемы природного комплекса Москвы с режимами градостроительной и хозяйственной деятельности при использовании в работе. 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей премьера правительства Москвы В. И. Ресина и Б. В. Никольского. Премьер правительства Москвы Ю. М. Лужков. * Приложение 1 не печатается. Приложение 2 к постановлению правительства Москвы от 27.10.95 г. N 889 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ сохранения и развития территорий природного комплекса Москвы Введение Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса Москвы выполнены в соответствии с одобренными правительством Москвы предложениями по градостроительному развитию Москвы и Московской области на период до 2010 г. и Комплексной экологической программой Москвы на период до 2005 г. Территории природного комплекса Москвы составляют единое целое с системой природных территорий Московского региона, включают в себя городские и пригородные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности; выполняют важнейшие средозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные и эстетические функции, жизненно важные для каждого москвича. В систему территорий природного комплекса Москвы входят объекты уникальной экологической, ландшафтной, историко-культурной ценности: национальный парк "Лосиный остров", природный парк "Битца", водно-ландшафтная система Крылатское-Серебряный Бор - Строгино, историко-культурные ансамбли "Коломенское", "Царицыно", "Кусково" и др. За последние годы по проектам московских архитекторов был построен ряд объектов ландшафтной архитектуры, крупнейшим из которых следует считать парк на Поклонной горе. Силами МЛТПО "Мослесопарк" благоустраиваются природные и озелененные территории в ряде административных округов Москвы. Выполнено и утверждено несколько проектов для крупных парков города - Филевского, "Сокольники", "Измайлово". Разработаны предложения по созданию новых структуроформирующих элементов системы ПК в ЛПЗП г. Москвы, в том числе заказники "Верхняя Москва-река", "Нижняя Москва-река", "Пехорка", "Клязьма" и ряд других. Созданы проекты паков для различных частей города в связи с формированием новых жилых районов (Марьинский парк, Куркино и др.). Вместе с тем современное состояние территорий природного комплекса Москвы в целом следует признать неудовлетворительным. Под воздействием промышленных и транспортных загрязнений окружающей среды, неорганизованного отдыха происходит деградация более 1/3 природных и озелененных территорий города (9,0 тыс. га). Общая площадь территорий природного комплекса неуклонно сокращается. С 1937 по 1995 г. население города в существующих границах Москвы увеличилось с 3,5 до 8,8 млн. человек. В этих же границах суммарная площадь открытых и озелененных пространств уменьшилась с 76,7 до 41,0 тыс. га. При этом площадь застройки увеличилась с 24,4 до 59,4 тыс. га. До 20 проц. территорий современного города лишены парков, обеспечивающих возможность организации полноценного отдыха населения. К числу таких территорий относится большая часть центра города и ряд участков в срединной зоне, а также в восточном и юго-восточном секторах столицы. За 25 лет после утверждения Генерального плана г. Москвы (1971 г.) застроено 4 тыс. га территорий, зарезервированных под озеленение, остались неосвоенным, в ряде случаев под застройку изъяты земли в границах парков и охраняемых территорий. Значительным нарушениям подвергалась система малых рек и речных долин. Сохранившиеся прибрежные территории Яузы и других малых рек не благоустраиваются, используются под несанкционированную застройку, стихийные свалки. Проводимые в городе работы по озеленению и благоустройству территорий природного комплекса Москвы не компенсируют их убыль и деградацию. Недостаточно финансирование и материально-техническое обеспечение необходимых мероприятий. Отсутствует городской кадастр природных территорий, их статус, условия хозяйственной деятельности и содержания. Недостаточно эффективна система контроля за состояние природных территорий, вследствие чего допускаются прямые нарушения природоохранного законодательства и правовых актов по охране историко-культурного и природного наследия РФ. В результате выявленных негативных тенденций состояние территорий природного комплекса Москвы с каждым годом ухудшается, москвичи лишаются важнейшего источника оздоровления окружающей среды, социального и эстетического комфорта. Настоящие Основные направления на основе анализа существующего состояния и проблем территорий природного комплекса Москвы обосновываются предложениями и мероприятиями: по перспективной градостроительной организации и использованию территорий природного комплекса; установлению режимов регулирования хозяйственной деятельности на территориях природного комплекса; выделению объектов (территорий) природного комплекса, подлежащих благоустройству и развитию в первую очередь и расчетный срок; установлению для ряда территорий природного комплекса правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения (Москвы). Раздел I Современный этап и проблемы формирования природного комплекса Москвы (ПК) Существующие территории ПК занимают более 20 тыс. га и включают: лесов и лесопарков - 14,09 (68,2 %) тыс. га; озелененных территорий (садов, парков, скверов) - 6,56 (31,8 %) тыс. га. Помимо объектов природоохранного и рекреационного назначения (15,65 тыс. га) на территориях ПК формируются объекты медицины, спорта, специализированного использования (5,0 тыс. га). В силу различия природных и общеградостроительных условий отдельных частей города качественно-количественные характеристики ПК в них достаточно сильно различаются, что видно из табл. 1. Баланс территорий ПК (существующее положение) Таблица 1 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ландшафтные | Территории |_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ элементы | Москва в | В том числе | |__________________________________________________________________________________________________________________________________________ территории | пределах | в границах округа | В границах | |___________________________________________________________________________________________________________________________| | городской | Всего | Северо- | Северный | Северо - | Восточный | Юго - | Южный | Юго- | Западный | Центральный | г.Зеленограда | черты | | Западный | | Восточный | | Восточный | | Западный | | | |____________|___________|__________|__________|____________|___________|___________|___________|____________|_____________|_____________|______________ | т.га | % | т.га | % | т.га| % | т.га| % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % ______________|______|_____|______|____|_____|____|_____|____|______|_____|______|____|______|____|______|____|______|_____|______|______|______|______|______|_______ Городские | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | леса, | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | лесопарки, | 14,09| 68,2| 13,14|67,3| 1,2 |66,6| 0,34|31,2| 0,88 |55,3 | 5,12 |83,4| 0,75 |64,1| 0,89 |56,3| 1,92 | 72,4| 1,94 | 68,8 | 0,1 | 15,0 | 0,95 | 83,3 луга | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Озелененные | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | территории | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | (городские | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | и районные | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | объекты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | озеленения: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | парки,сады, | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | скверы, | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | бульвары) | 6,56 | 31,8| 6,37 |32,7| 0,6 |33,4| 0,75|68,8| 0,71 |44,7 | 1,02 |16,6| 0,42 |35,9| 0,69 |43,7| 0,73| 27,6| 0,88 | 31,2 | 0,57 | 85,0 | 0,19 | 16,7 Отмечено значительное отставание по количеству земель ПК центральных и срединных зон города от его периферийных частей. Качественное состояние территорий ПК зависит от множества факторов, однако самыми существенными являются техногенные и рекреационные воздействия. Влияние техногенных факторов на природные территории Москвы обусловлено прежде всего постоянным и длительным загрязнением воздушного бассейна. По данным Москомприроды, в атмосферу Москвы в 1992 г. поступило около 1,2 млн. т вредных веществ, в том числе около 150 тыс. т окислов азота и более 60 тыс. т двуокиси серы, которые, учитывая высокую токсичность этих соединений для растений, длительность их воздействия на территории Москвы и присущий им эффект суммации, представляют особую опасность для живой природы. Рекреационное воздействие на природно-территориальные комплексы Москвы по силе и пространственному размещению проявляются в самых разнообразных формах - от незначительного нарушения надпочвенного покрова в глубине крупных лесных массивов до полной деградации лесных и других природных экосистем в местах массового отдыха, приуроченных главным образом к периферийным частям лесных массивов, граничащим с жилой застройкой, и к берегам водоемов. По итогам анализа установлено, что значительные территории ПК находятся в неблагополучном состоянии. В настоящее время площадь водных поверхностей в границах города составляет 3,21 тыс. га. Большое число водоемов не может быть использовано для купания. В процессе градостроительного освоения территории Москвы часть рек и ручьев была взята в коллекторы и засыпана, что привело к изменению гидрогеологического режима и локальному подтоплению застроенных территорий. На территории Москвы (начало XX в.) в современных границах протекало более 120 рек и ручьев, 55 из которых были достаточно крупными. Сегодня их насчитывается не более 46, протяженность открытых русел 220 км, коллекторов - свыше 290 км. Естественные участки долин сохранились в основном на периферии города, они быстро подвергаются фрагментации и уничтожению, особенно в местах, окруженных застроенными территориями. В настоящее время до 60 проц. территорий и прибрежных зон р. Москвы, р. Яузы и других рек заняты неблагоустроенными производственными и коммунально-складскими комплексами. Таким образом, город лишен, примерно, 3,0 тыс. га ценных в ландшафтном и рекреационном отношении территорий. В целом по результатам анализа существующего положения к числу основных проблем формирования ПК следует отнести: количественное уменьшение территорий ПК; качественная деградация основных составляющих ПК. Вместе с тем прослеживается отсутствие системы слежения за динамикой преобразований территорий ПК, не разработаны подходы к регулированию градостроительной и хозяйственной деятельности на землях ПК, имеет место слабое правовое и организационное обеспечение деятельности по оптимизации системы ПК, недоукомплектованы специалистами проектные и производственные подразделения, связанные с формированием ПК города, недостаточно и разрозненно финансирование работ по озеленению, обводнению, благоустройству города и сохранению природных систем. Раздел II Основные направления сохранения и развития территорий ПК Основные направления предусматривают комплекс перспективных (до 2010 г.) и первоочередных (до 2000 г.) мероприятий, включающих: радикальное оздоровление экологической обстановки в Москве и ЛПЗП г. Москвы; сохранение, обустройство, реконструкцию существующих территорий; реабилитацию (воссоздание) ценных утраченных элементов ПК; формирование системы новых территорий ПК; придание ряду территорий ПК статуса особо охраняемых природных территорий; установление режимов регулирования хозяйственной деятельности на территориях ПК. II.1. Сохранение существующих территорий ПК Мероприятия по сохранению существующих территорий ПК включают: поддерживание и эксплуатацию на существующем уровне благоустройства территорий, находящихся в относительно благополучном состоянии - 4,0 тыс. га; реконструкцию и обустройство территорий сложившихся парков, скверов, бульваров, пришедших в упадок вследствие недостаточных мер по их поддержанию, в центральной и срединной частях города - Бульварное кольцо, Лефортово, парк ЦДСА и др.; всего 1,5 тыс. га; реализацию программ развития национального парка "Лосиный остров"; 3,5 тыс. га (московский участок) и др.; устранение причин и последствий техногенных и антропогенных воздействий на природные территории. II.2. Реабилитация утраченных элементов ПК Мероприятия по реабилитации (воссозданию) утраченных элементов ПК охватывают 0,6 тыс. га территорий долинных комплексов рек и включают: реабилитацию и расчистку естественных русел и водных поверхностей сохранившихся малых рек: Сетуни, Братовки, Натошенки, Очаковки, Чермянки, Лихоборки, Котловки, Городни и др. - с озеленением и благоустройством прибрежных территорий; воссоздание утраченных элементов ПК путем освобождения и обустройства прибрежных полос Москвы-реки и Яузы, занятых неупорядоченной производственно-коммунальной застройкой, свалками, объектами неразрешенного строительства; всего 2,0 тыс. га. II.3. Оздоровление территорий центра города и промышленно-коммунальных зон Мероприятия по оздоровлению центра Москвы включают: радикальное изменение экологического состояния центра, прежде всего решение проблемы транспортных загрязнений окружающей среды; защиту и обустройство существующих озелененных территорий, в том числе "малых элементов озеленения" - дворов, скверов, улиц, пешеходных зон и др.; реконструкцию системы Бульварного кольца и парков центральной зоны; массовое использование нетрадиционных форм озеленения - контейнерного, вертикального и террасного озеленения, озелененных крыш и автостоянок и т. п. Мероприятия по оздоровлению промышленно-коммунальных зон включают, ликвидацию экологически опасных и вредных производств и предприятий в соответствии с принятой Комплексной экологической программой Москвы; реорганизацию территорий промышленно-коммунальных зон в соответствии с одобренными правительством Москвы Основными направлениями развития и реорганизации производственных зон, в том числе сокращение территорий промзон с использованием высвобождаемых территорий под озеленение и благоустройство; реабилитацию природных участков. II.4. Организация новых территорий ПК Мероприятия по формированию новых территорий ПК охватывают 8,4 тыс. га и включают: Баланс территорий ПК (проектные предложения) Таблица 2 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ландшафтные | Территории |_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ элементы | Москва в | В том числе | |__________________________________________________________________________________________________________________________________________ территории | пределах | в границах округа | В границах | |___________________________________________________________________________________________________________________________| | городской | Всего | Северо- | Северный | Северо - | Восточный | Юго - | Южный | Юго- | Западный | Центральный | г.Зеленограда | черты | | Западный | | Восточный | | Восточный | | Западный | | | |____________|___________|__________|__________|____________|___________|___________|___________|____________|_____________|_____________|______________ | т.га | % | т.га | % | т.га| % | т.га| % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % | т.га | % ______________|______|_____|______|____|_____|____|_____|____|______|_____|______|____|______|____|______|____|______|_____|______|______|______|______|______|_______ Городские | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | леса, | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | лесопарки, | 15,09| 50,5| 14,14|49,5| 2,05|64,5| 0,34|23,6| 0,88 |37,0 | 5,12 |70,2| 0,75 |30,5| 0,89 |23,5| 1,92 | 65,3| 2,09 | 49,1 | 0,1 | 12,6 | 0,95 | 70,4 луга | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Озелененные | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | территории | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | (городские | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | и районные | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | объекты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | озеленения: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | парки,сады, | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | скверы, | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | бульвары) | 14,9 | 49,5| 14,4 |50,5| 1,13|35,5| 1,1 |76,4| 1,5 |63,0 | 2,17 |29,8| 1,73 |69,8| 2,89 |76,5| 1,02 | 34,7| 2,17 | 50,9 | 0,69 | 87,4 | 0,4 | 29,6 рекреационные и озелененные территории в новых жилых районах (Марьино, Ново-Подрезково и др.); всего 2,0 тыс. га; новые городские парки: "Страна чудес", природный парк "Алешкинский лес", парк на берегу Химкинского водохранилища со стороны Тушино, расширение парков у Речного вокзала и др.: всего 2,5 тыс. га; озеленение и ландшафтная организация территорий производственно-коммунальных зон, в том числе примыкающих к зеленым массивам, водоохранным зонам (ЗИЛ, Карамышевская наб., промзоны в среднем течении р. Яузы и др.); всего 1,6 тыс. га; разработку программ организации новых природных парков, таких, как "Тушинская чаша", "Строгинская пойма", "Крылатские холмы", центральная часть долины р. Сетуни и др.; организацию системы микроозеленения территорий центра, в том числе с использованием вертикального и контейнерного озеленения, пешеходных зеленых связок, крытых озелененных пассажей и др. В результате реализации основных направлений будут обеспечены: обустройство 6,0 тыс. га существующих территорий ПК; реабилитация 0,6 тыс. га утраченных территорий ПК (приречные территории); формирование 8,4 тыс. га новых территорий. В целом по городу ( в административных границах) территории ПК составят 29,89 тыс. га, что примерно на 9,0 тыс. га больше существующих в настоящее время (табл. 2). II.5. Особо охраняемые природные территории Москвы В соответствии с Законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях" предлагается наряду с национальным парком "Лосиный остров", имеющим федеральный статус, установить статус особо охраняемых территорий регионального значения (Москвы как субъекта Федерации) для ряда территорий ПК (приложение 5). Кроме того, целесообразно проработать на уровне административных округов и районов Москвы предложения по формированию системы особо охраняемых природных территорий местного значения, а также предложения по выделению особо охраняемых природных территорий Москвы в качестве территориальных единиц с особым статусом в соответствии с Уставом г. Москвы (ст. 19). II.6. Режимы регулирования хозяйственной деятельности на территориях ПК и застроенных территориях города В целях эффективного контроля хозяйственного использования и строительства на территориях ПК и охраны этих территорий предлагается установить дифференцированные режимы регулирования, обеспечивающие сохранение природных компонентов городской среды (приложение 3): 1. Режимы сохранения территорий ПК: заповедный, заказной, режим городских природных территорий, режим озелененных территорий. 2. Режимы регулирования застроенных территорий, обеспечивающие защиту ПК: режим охранных зон территорий природного комплекса, режим нейтрализации источников негативного воздействия на территории ПК (центр города, промзоны). Баланс территорий различных режимов регулирования хозяйственной деятельности приведен в табл. 3. Баланс территорий ПК с различными режимами градостроительной и хозяйственной деятельностью __________________________________________________________________________________________________________________________________ | Режимы территории ПК | | |______________________________________________________________________________| Режимы | Режим | Всего | в том числе | охранных | регулирования | территорий |_______________________________________________________________| зон ПК | застройки | ПК | заповедный | заказной | гор. прир. тер.| озелен. тер. | | ____________________|______________|________________|______________|________________|______________|______________|_______________ | т. га | % | т. га | % | т. га | % | т. га | % | т. га | % | т. га | % | т. га | % ____________________|_______|______|________|_______|_______|______|________|_______|_______|______|_______|______|_______|_______ Москва в пределах | | | | | | | | | | | | | | городской черты, | | | | | | | | | | | | | | г. Зеленоград и др. | | | | | | | | | | | | | | административно | | | | | | | | | | | | | | подчиненные | | | | | | | | | | | | | | территории | 29,89 | - | 0,43 | - | 10,99 | - | 12,15 | - | 6,32 | - | 14,04 | - | 11,9 | - | | | | | | | | | | | | | | В том числе: | | | | | | | | | | | | | | 1. В границах | | | | | | | | | | | | | | округов | 28,54 | 100 | 0,43 | 100 | 10,99 | 100 | 11,2 | 100 | 5,92 | 100 | 14,04 | 100 | 11,9 | 100 | | | | | | | | | | | | | | В том числе | | | | | | | | | | | | | | Северо-Западный | 3,18 | 11,1 | 0,03 | 7,0 | 1,11 | 10,1 | 1,26 | 11,3 | 0,78 | 13,2 | 0,86 | 6,1 | 0,97 | 8,2 Северный | 1,44 | 5,1 | - | | 0,52 | 4,7 | 0,45 | 4,0 | 0,47 | 7,9 | 0,73 | 5,2 | 0,69 | 5,8 Северо-Восточный | 2,38 | 8,3 | - | | 0,71 | 6,5 | 0,97 | 8,7 | 0,7 | 11,8 | 0,77 | 5,5 | 2,16 | 18,2 Восточный | 7,29 | 25,5 | 0,4 | 93,0 | 3,89 | 35,4 | 1,79 | 16,0 | 1,21 | 20,4 | 1,99 | 14,2 | 1,52 | 12,8 Юго-Восточный | 2,48 | 8,7 | - | - | 0,74 | 6,7 | 0,86 | 7,7 | 0,88 | 14,9 | 1,95 | 13,9 | 4,27 | 35,8 Южный | 3,78 | 13,2 | - | - | 0,41 | 3,7 | 2,63 | 23,5 | 0,74 | 12,5 | 1,52 | 10,8 | 1,1 | 9,2 Юго-Западный | 2,94 | 10,4 | - | - | 1,54 | 14,0 | 1,12 | 10,0 | 0,28 | 4,7 | 0,84 | 6,0 | 0,05 | 0,4 Западный | 4,26 | 14,9 | - | - | 1,74 | 15,8 | 1,92 | 17,1 | 0,6 | 10,2 | 2,7 | 19,2 | 0,31 | 2,6 Центральный | 0,79 | 2,8 | - | - | 0,33 | 3,1 | 0,2 | 1,7 | 0,26 | 4,4 | 2,68 | 19,1 | 0,83 | 7,0 | | | | | | | | | | | | | | 2. В границах | | | | | | | | | | | | | | г. Зеленограда | 1,35 | - | - | - | - | - | 0,95 | - | 0,4 | - | - | - | - | - Раздел III Этапы и мероприятия по реализации Основных направлений III.1. Очередность мероприятий по сохранению и развитию территорий ПК 1-й этап - до 2000 г. - содержит мероприятия, включенные в 5-летнюю программу строительства (приложение 3) и предусматривает реализацию работ на территории 1,09 тыс. га. 2-й этап - до 2010 г. - предусматривает проведение предпроектных и проектных работ, работ по благоустройству, реабилитации, озеленению приоритетных территорий ПК общей площадью 6,1 тыс. га (приложение 4), в том числе: ландшафтно-рекреационной зоны "Нижняя Сходня", парков, граничащих с новыми жилыми районами (Марьинский Парк, Куркино, природные парки "Алешкинский лес", "Сетунь" и др.). Наряду с мероприятиями, непосредственно обеспечивающими сохранение и развитие территорий ПК, необходима реализация уже принятых правительством Москвы предложений, заключенных в Основных направлениях градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 г., Комплексной экологической программе Москвы до 2005 ., Основных направлениях реорганизации производственных территорий, программе реконструкции исторического центра и других документах. III.2. Предложения по реализации Основных направлений В целях неотложного принятия мер по сохранению и развитию территорий ПК предлагается: придать территориям, указанным в приложении 5, статус особо охраняемых территорий Москвы в соответствии с Законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях"; обратиться в Минприроды России и администрацию Московской области о создании на территориях Москвы и Московской области природных парков межрегионального значения - "Москворецкий" и "Нижняя Москва-река"; разработать и представить в Московскую городскую Думу проект закона Москвы "Об особо охраняемых природных территориях" и блок законодательных актов по защите территорий ПК; составить территориальный кадастр территорий ПК и паспорта участков озеленения в пределах зон жилой, общественной и производственной застройки; установить границы режимов использования территорий ПК и режимов регулирования застройки в пределах земель ПК; составить территориальный кадастр территорий ПК и паспорта участков озеленения в пределах зон жилой, общественной и производственной застройки; установить границы режимов использования территорий ПК и режимов регулирования застройки в пределах земель ПК; подготовить предложения правительству Москвы по ликвидации экологически вредных объектов, объектов неразрешенного строительства, а также о передаче части территорий в границах ПК на баланс Москомприроды; разработать программы оздоровления территорий центра города и производственных зон; провести корректировку действующих нормативных документов, регламентирующих проектирование, строительство и землепользование на территориях ПК. Приложение 5 к постановлению правительства Москвы от 27.10.95 г. N 889 ПРЕДЛОЖЕНИЯ по приданию отдельным территориям природного комплекса Москвы статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения 1. Природный парк "Москворецкий" (Фили-Кунцевский лесопарк, Мневниковская пойма, Крылатская пойма, Крылатские холмы, Серебряноборское лесничество, Троице-Лыково, Серебряный бор, Строгинская пойма с Щукинским полуостровом и другими незастроенными территориями до МКАД). 2. Природно-исторический парк "Измайлово". 3. Ландшафтный заказчик "Теплый Стан". 4. Природно-исторический парк "Останкино" (включая пейзажный парк - дубовую рощу и каскадные пруды по р. Каменке). 5. Природно-исторический парк "Царицыно", Бирюлевский дендропарк и лесной массив к востоку и югу от него, долина р, Язвенки, Борисовские пруды и долина р. Городни ниже их). 6. Природный заказчик "Долина Сетуни" (включая низовья р. Раменки). 7. Ландшафтный заказчик "Покровское-Стрешнево" (лесопарк "Покровское-Стрешнево"", памятники природы "Долина Химки" и территория к северу-западу от нее до канала). 8. Природно-исторический парк "Кузьминки" (включая Люблинские пруды и парк). 9. Природный парк "Тушинский" (Захарковский сад, Алешкинский лес, Братцевский сад, усадьба "Братцево", долина р. Сходни и Тушинская чаща). 10. Природный заказник "Лесная опытная дача" (реорганизация госзаповедника). 11. Природный парк "Воробьевы горы" (памятник природы "Воробьевы горы" и парковая территория между ул. Косыгина и Университетским просп.). 12. Ландшафтно-исторический парк "Знаменское-Садки" (Москва и ЛПЗП). |