О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 27 декабря 1995 г. N 1251 (РГ 96-27) В целях обеспечения становления и развития местного самоуправления Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить представленную Министерством Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике Федеральную программу государственной поддержки местного самоуправления (далее именуется - Программа). 2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике. 3. Министерству финансов Российской Федерации при распределении ассигнований, утвержденных в федеральном бюджете на 1996 год для финансирования федеральных программ по развитию регионов, предусмотреть выделение 35 млрд. рублей на выполнение мероприятий Программы. 4. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета и перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, на 1997 и последующие годы учитывать представляемые в установленном порядке предложения Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике по финансированию мероприятий Программы. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать мероприятия Программы при разработке и реализации региональных программ поддержки местного самоуправления. 6. Предоставить Министерству Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике право вносить изменения и уточнения в содержание и сроки реализации программных мероприятий по предложениям федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. 7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1251 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА государственной поддержки местного самоуправления I. Общие положения 1. Конституция Российской Федерации закрепила самостоятельность местного самоуправления. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления ( далее именуется - Программа) разработана с целью реализации положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. N 1616 "О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местному самоуправлению", определяющих основные принципы системы местного самоуправления и перехода от централизованных методов руководства к методам правового, организационно-методического и финансового воздействия на формирование системы местного самоуправления. 2. В настоящей Программе определены основные направления государственной поддержки местного самоуправления. Местное самоуправление в системе государственного устройства через самостоятельное решение вопросов местного значения реализует следующие задачи: укрепляет основы народовластия; создает условия для обеспечения жизненных интересов населения; проводит мероприятия по социальной защите населения; стабилизирует политическую систему; готовит кадры для муниципальных органов. 3. Учитывая роль местного самоуправления в государственной системе, Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления. II. Цель и основные задачи Программы 4. Целью Программы является обеспечение становления и развития самоуправления населения Российской Федерации. 5. Основные задачи Программы: обеспечить разработку правовой основы для деятельности местного самоуправления, создающую условия для выполнения его функций; создать необходимые условия для формирования развитой системы местного самоуправления; обеспечить постепенный переход от централизованного государственного управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного решения вопросов местного значения; отработать формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечить правовые, финансовые и ресурсные гарантии прав местного самоуправления. III. Формы и методы осуществления Программы 6. Выбор форм и методов реализации Программы осуществлен на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 7. В целях реализации Программы осуществляются: а) разработка и издание федеральными органами государственной власти федеральных законов и принятие в соответствии с ними органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательных и иных правовых актов, предусмотренных переходными положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; б) оказание научно-методической помощи органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления; в) организация подготовки кадров для работы в органах местного самоуправления; г) создание информационных сетей местного самоуправления; д) координация деятельности Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реформы местного самоуправления; е) привлечение к сотрудничеству с государственными и муниципальными органами союзов и ассоциаций органов местного самоуправления. IV. Основные направления государственной поддержки местного самоуправления 8. Настоящая Программа предусматривает следующие основные направления государственной поддержки местного самоуправления: формирование правовой основы местного самоуправления; формирование финансово-экономической основы местного самоуправления; организационно-методическая поддержка местного самоуправления и формирование системы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления; информационная поддержка и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления; создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления. 9. В целях формирования правовой основы деятельности местного самоуправления необходимо принять правовые акты субъектов Российской Федерации, закрепляющие: разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; особенности организации местного самоуправления в гг. Москве и Санкт-Петербурге; порядок формирования финансовых ресурсов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности; конституционные нормы при формировании финансово-экономической основы местного самоуправления; статус муниципального служащего. Конкретные меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области формирования правовой основы местного самоуправления в 1996 году представлены в приложении N 1. 10. С целью обеспечения функций местного самоуправления соответствующими финансово-экономическими ресурсами необходимо: сформировать муниципальную собственность; обеспечить четкое разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, а также внутри субъектов Российской Федерации: между республиканскими, краевыми, областными, окружными, городскими гг. Москвы и Санкт-Петербурга бюджетами, с одной стороны, и местными бюджетами, с другой. Бюджеты каждого уровня должны соответствовать полномочиям и функциям, которые возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; учесть при формировании программы приватизации права органов местного самоуправления на самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью; уточнить права муниципальных образований по распоряжению землей. Конкретные меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области формирования финансово-экономической основы местного самоуправления в 1996 году представлены в приложении N 2. 11. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и негосударственный статус его органов требует перехода от централизованного руководства их деятельностью со стороны государственных органов исполнительной власти к законодательному регулированию, методической поддержке местного самоуправления и формированию органами государственной власти субъектов Российской Федерации эффективной системы контроля за соответствием федеральному законодательству и законам субъектов Российской Федерации решений, принимаемых органами местного самоуправления. Для осуществления этого перехода и оказания организационно-методической помощи в становлении местного самоуправления необходимо: осуществить подготовку министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления методических рекомендаций по реализации органами местного самоуправления функций, относящихся к их ведению; отработать порядок согласования рекомендаций государственных органов власти по вопросам местного самоуправления между всеми уровнями власти; сформировать систему анализа, обобщения и обмена опытом деятельности органов местного самоуправления. Организационно-методические меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в 1996 году представлены в приложении N 3. 12. С целью обеспечения деятельности органов местного самоуправления и организации их эффективного взаимодействия с органами государственной власти необходимо создание системы информационно-аналитической поддержки на базе использования современных информационных технологий. Для этого предполагается: создание новых и развитие действующих локальных информационных сетей органов местного самоуправления и региональных аналитических центров и их сопряжение с федеральной информационно-телекоммуникационной системой; принятие согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации управленческих решений, обеспечивающих единую программную политику в этой области; оказание финансовой поддержки органам местного самоуправления прежде всего для разработки концепции информационной сети, приобретения и изготовления программных средств и необходимой техники; разработка системы государственных и муниципальных стандартов информации; подготовка кадров и организационно-структурное оформление информационной системы. Конкретные меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области информационного обеспечения в 1996 году представлены в приложении N 4. 13. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо создание системы подготовки и переподготовки кадров. В рамках Программы необходимо осуществить: подготовку и распространение научно-методической литературы, программ обучения; определение базовых учебных заведений для подготовки и переподготовки муниципальных служащих; создание консультационных центров и центров переподготовки кадров в субъектах Российской Федерации; создание всероссийского центра по научно-методическому обеспечению органов местного самоуправления на основе существующих кадровых центров. Конкретные меры по созданию системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления в Российской Федерации в 1996 году представлены в приложении N 5. V. Основные этапы осуществления Программы 14. В Программе предусматриваются два основных этапа ее исполнения: первый этап - в течение 1996 года - предусматривает создание базовых условий для формирования системы местного самоуправления, и прежде всего правовой основы местного самоуправления, закрепление его правовых гарантий, разграничение финансовых и материальных средств между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, создание системы кадрового и информационного обеспечения (разработка концепций кадрового и информационного обеспечения и т. д.); второй этап - в течение 1997-1998 годов - предусматривает осуществление мероприятий по реальному становлению системы местного самоуправления. VI. Основные исполнители Программы 15. Основными исполнителями Программы являются: министерства и ведомства Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; союзы и ассоциации органов местного самоуправления. 16. Контроль за исполнением Программы возлагается на Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике. VII. Финансирование Программы Финансирование Программы осуществляется из средств федерального бюджета и по согласованию из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов и средств союзов и ассоциаций органов местного самоуправления. Приложение N 1 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления Меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области формирования правовой основы местного самоуправления в 1996 году Мероприятия Исполнители Срок исполнения Подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в бюджетное Минфин России, Миннац России, март и налоговое законодательство Российской Федерации, регламентирующие органы исполнительной власти права органов местного самоуправления по бюджетно-финансовым вопросам и субъектов Российской Федерации учитывающие разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами Разработать предложения для подготовки проектов законодательных и Роскомзем, Минстрой России, март нормативных актов по вопросам уточнения порядка землепользования и Минатом России с участием недропользования в городах и других поселениях Российской Федерации, Минобороны России, Минприроды включая закрытые административно-территориальные образования, а также России, Рослесхоза, предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Госгортехнадзора России Российской Федерации о земле, определяющие права муниципальных образований на земли своей территории Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по Госкомимущество России, Миннац март закреплению права муниципальных образований на распоряжение России, Минэкономики России, муниципальной собственностью с учетом особенностей приватизации и Минатом России, органы реализации права собственности в закрытых исполнительной власти субъектов административно-территориальных образованиях Российской Федерации Подготовить предложения к проекту законодательного (нормативного) акта Миннац России, Минюст России, март "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" министерства и ведомства Российской Федерации с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Разработать проект федерального закона "Об основах деятельности Минздравмедпром России, март муниципальной системы здравоохранения"с учетом особенностей организации Минобороны России, Минатом России, медицинского обслуживания в закрытых административно-территориальных Минюст России, Миннац России с образованиях участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Минприроды России, Миннац России, март законодательство Российской Федерации об охране окружающей природной Госкомсанэпиднадзор России с среды, определяющие права и полномочия органов местного самоуправления участием органов исполнительной по обеспечению экологической безопасности власти субъектов Российской Федерации Приложение N 2 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления Меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области формирования финансово - экономической основы местного самоуправления в 1996 году Мероприятия Исполнители Срок исполнения Подготовить предложения по разграничению доходов и расходов по Минфин России, Миннац России, июнь бюджетам различных уровней власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзы и ассоциации органов местного самоуправления Подготовить предложения по механизму формирования муниципальной Роскомзем, Миннац России, Минстрой март собственности, включая муниципальные земли, обеспечивающему выполнение России, Госкомимущество России, функций местного самоуправления Минюст России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Предусматривать в соответствии с предложениями Миннаца России начиная с Минфин России, Миннауки России, в течение года 1996 г. в федеральном бюджете средства для учебных мероприятий, Минатом России, Миннац России, научно-исследовательских, информационных, издательских работ, связанных с Госкомстат России с участием разработкой законодательных, нормативных, методических документов по органов исполнительной власти местному самоуправлению (включая закрытые административно-территориальные субъектов Российской Федерации образования). Рекомендовать субъектам Российской Федерации предусматривать в своих бюджетах соответствующие средства Разработать методические рекомендации по организации и формированию Минстрой России, Минсельхозпрод июнь финансовой и материально-технической базы муниципальных служб и России с участием органов предприятий, оказывающих услуги населению исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Разработать рекомендации по разграничению компетенции, финансовых и иных Миннац России, Минэкономики март ресурсов между различными уровнями власти России, Минфин России с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Приложение N 3 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления Организационно-методические меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в 1996 году Мероприятия Исполнители Срок исполнения Подготовить проект примерного градостроительного устава территорий и Миннац России, Минстрой России с июнь поселений Российской Федерации участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Внести в Правительство Российской Федерации предложения об укреплении Миннац России, Минфин России, март функциональных структур по вопросам местного самоуправления в Минэкономики России с участием министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также в органах органов исполнительной власти исполнительной власти субъектов Российской Федерации и укомплектовании их субъектов Российской Федерации квалифицированными кадрами Внести в Правительство Российской Федерации предложения о регулировании Минобороны России, Минатом России, июль особенностей организации местного самоуправления в закрытых Миннац России административно-территориальных образованиях Разработать методические рекомендации и типовые модельные Миннац России, Минюст России, декабрь нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам, Минстрой России, Роскомзем с относящимся к местному самоуправлению (о местном самоуправлении, о участием союзов и ассоциаций совершенствовании административно-территориального устройства, о выборах органов местного самоуправления в органы местного самоуправления, о порядке передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о земельных отношениях и другие) Провести совместно с субъектами Российской Федерации и органами местного Миннац России, органы по отдельному самоуправления государственно-правовые эксперименты по отработке исполнительной власти субъектов плану оптимальных моделей организации местного самоуправления Российской Федерации Содействовать проведению мероприятий по взаимодействию союзов и Миннац России с участием союзов и в течение года ассоциаций органов местного самоуправления с европейскими и национальными ассоциаций органов местного ассоциациями местного самоуправления самоуправления Оказывать организационно - методическую помощь органам местного ГКАП России и его территориальные в течение года самоуправления в организации работы по защите прав потребителей в управления с участием органов соответствии со статьей Закона Российской Федерации "О защите прав исполнительной власти субъектов потребителей" Российской Федерации Приложение N 4 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления Меры государственной поддержки местного самоуправления в Российской Федерации в области информационного обеспечения в 1996 году Мероприятия Исполнители Срок исполнения Подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации Роскоминформ*, Госкомстат России, сентябрь по информационному обеспечению деятельности органов местного Миннац России, ФАПСИ* с участием самоуправления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Разработать унифицированную систему показателей, характеризующую Госкомстат России, ФАПСИ*, июнь социально-экономическое развитие города, района, сельского поселения, Роскоминформ* с участием органов для разработки прогнозов развития этих населенных пунктов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Обеспечить формирование и ведение (актуализацию) баз данных о товарной Госстандарт России, Минэкономики декабрь продукции в составе территориальных органов Госстандарта России и России, Минфин России представление аналитической информации органам местного самоуправления Внедрить единую систему классификации и кодирования технико-экономической Госстандарт России, Госкомстат июнь и социальной информации (ЕСКК) в систему сбора и обработки информации России, Минэкономики России органов местного самоуправления Подготовить необходимые методические материалы и рекомендации по Роскоминформ* с участием июнь совершенствованию учета и отчетности, автоматизированного сбора и Госстандарта России, Госкомстата обработки информации на предприятиях и в организациях различных форм России, ФАПСИ*, Минфина России, собственности и организационно-правовых форм деятельности Банка России*, Минстроя России Подготовить предложения по техническому, программно-технологическому и Роскоминформ*, Госстандарт России, март информационному обеспечению программы поддержки местного самоуправления Госкомстат России, ФАПСИ* Разработать типовые проектные решения по информационному обеспечению Роскоминформ*, Госкомстат России, июнь деятельности органов местного самоуправления ФАПСИ* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Подготовить предложения об организации опорных зон для отработки и Роскоминформ*, Минэкономики июнь внедрения унифицированных проектных решений России, ФАПСИ*, Госкомстат России, Миннац России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Оказывать организационную помощь в поставке средств вычислительной Роскоминформ*, Госкомстат России, в течение года техники, связи и программного обеспечения органам местного Миннац России, ФАПСИ* с участием самоуправления и государственной статистики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Разработать статистические базы данных для информационного обеспечения Госкомстат России, Роскоминформ*, сентябрь деятельности органов местного самоуправления Минстрой России, ФАПСИ* с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления Разработать план организационно-технических мероприятий по созданию и Роскоминформ*, Минэкономики июнь внедрению информационно-вычислительных систем для обеспечения России, Госкомстат России, Миннац деятельности органов местного самоуправления и довести до администраций России, ФАПСИ* с участием органов городов минимально необходимые сведения по комплексу систем исполнительной власти субъектов информатизации города Российской Федерации Собрать и обобщить информацию о служащих органов местного самоуправления, Роскоминформ*, Госкомстат России, сентябрь разработать программу и организовать обучение кадров по учету, статистике Минтруд России, Минэкономики и экономике, информационным системам для предприятий и организаций России, Миннац России, Российская городского и районного звена академия государственной службы при Президенте Российской Федерации*, Госкомвуз России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации * По согласованию Приложение N 5 к Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления Меры по созданию системы подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления в Российской Федерации в 1996 году Мероприятия Исполнители Срок исполнения Определить базовые учебные заведения по подготовке и повышению квалификации Госкомвуз России, Минобразование апрель кадров органов местного самоуправления и подготовить предложения о развитии России, Миннац России, Российская сети соответствующих региональных и муниципальных учебных заведений академия государственной службы при Президенте Российской Федерации* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, союзов и ассоциаций органов местного самоуправления, общества "Знание" России* Организовать разработку в соответствии с Законом Российской Федерации "Об Госкомвуз России, Минобразование июнь образовании" системы преемственных образовательных программ и государственных России, Миннац России, Российская образовательных стандартов различного уровня и направленности по специальности академия государственной службы "Государственное и муниципальное управление" при Президенте Российской Федерации*, общество "Знание" России*, ГКФТ России Организовать подготовку и повышение квалификации научно-педагогических Госкомвуз России, Минобразование декабрь работников, осуществляющих обучение кадров для органов местного самоуправления России, Миннац России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации* с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общества "Знание" России* Организовать разработку и тиражирование учебной и методической документации Госкомвуз России, Минобразование июнь (учебных планов, программ, учебных пособий) для обучения кадров муниципальных России, Миннац России, Российская служащих академия государственной службы при Президенте Российской Федерации*, общество "Знание" России* Обеспечивать финансирование оснащения действующих и вновь создаваемых учебных Госкомвуз России, Минобразование в течение года заведений по обучению кадров для органов местного самоуправления современными России, Миннац России, Российская техническими средствами обучения, компьютерной и оргтехникой (по отдельным академия государственной службы проектам) при Президенте Российской Федерации*, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Организовать систему обучения кадров муниципальных служащих (сформировать сеть Госкомвуз России, Минобразование декабрь региональных учебных заведений, укомплектовать их преподавательскими кадрами, России, Миннац России, Минстрой учебными программами и пособиями) России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Создать на конкурсной основе Всероссийский центр по научно-методическому Госкомвуз России, Минобразование март обеспечению и подготовке кадров высшего звена руководителей органов местного России, Миннац России, Российская самоуправления академия государственной службы при Президенте Российской Федерации* с участием союзов и ассоциаций органов местного * По согласованию. |