ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РФ 6 декабря 1995 г. N 68 (Д) В целях оказания методической помощи субъектам Российской Федерации в разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда Министерство труда Российской Федерации постановляет: Утвердить Рекомендации по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда согласно приложению. Первый заместитель Министра труда РФ В.Колосов N 68 6 декабря 1995 г. Приложение к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 6 декабря 1995 г. N 68 РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда 1. Общие положения 1.1. Настоящие Рекомендации по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда (далее именуются - программы) подготовлены в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в работе по улучшению условий и охране труда в организациях, расположенных на соответствующей территории. 1.2. Целью разрабатываемых программ является обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации прав работников на здоровые и безопасные условия труда и надлежащую охрану труда, а также обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда. 1.3. Программы рекомендуются увязывать с наличием необходимых материальных и финансовых ресурсов, квалифицированных исполнителей. Они должны представлять собой комплекс производственных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социальных, экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих улучшение условий труда и снижение производственного риска. 1.4. Мероприятия программ рекомендуются корреспондировать с аналогичными мероприятиями Федеральной программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы, отраслевыми программами и программами организаций. 2. Рекомендуется включить в Программу следующие разделы: 2.1. Введение. В разделе целесообразно обосновать необходимость разработки программ, исходя их анализа состояния условий и охраны труда в регионе, негативных последствий занятости работников в неблагоприятных условиях труда, их причин, основных направлений их устранения. 2.2. Правовое и нормативное обеспечение программ. В раздел могут быть включены мероприятия по разработке нормативных правовых актов по охране труда на уровне субъектов Российской Федерации, необходимых для принятия в дополнение к соответствующим федеральным актам в целях успешной реализации программ. 2.3. Организационное и техническое обеспечение программ. Целью раздела является организация практического выполнения мероприятий, включая создание территориальных служб охраны труда, органов Государственной экспертизы условий труда, подразделений по охране труда в организациях, производство средств индивидуальной и коллективной защиты, изучение (экспертизу) условий труда в организациях, работу по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда и другое. 2.4. Передача знаний по обеспечению охраны труда. Реализация мероприятий раздела может обеспечить повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства, в том числе может быть решен вопрос о создании системы обучения работников в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 года N 65 "Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций", оказании необходимой помощи организациям в проведении этой работы, организации учебных курсов, центров по обучению, семинаров и т.д. 2.5. Информационное обеспечение программ. В мероприятиях этого раздела рекомендуется предусмотреть доведение программ до заинтересованных органов и организаций, издание плакатов, пособий, справочной литературы, выпуск видео-кинофильмов и т.д. 2.6. Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. В раздел рекомендуется, исходя из местных условий, включить меры по организации в системе лечебно-профилактических учреждений профильных отделений по лечению работников с наиболее часто встречающимися профзаболеваниями, открытию реабилитационных пунктов по восстановлению здоровья у лиц, получивших производственные травмы и профзаболевания, организацию кабинетов по профессиональной переориентации работников и другие. 2.7. Научное обеспечение охраны труда. В раздел целесообразно включить мероприятия по решению конкретных специфических региональных проблем охраны труда, в том числе научно обоснованных путей, методов и средств снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, по подготовке программ перспективных и оперативных научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок. 2.8. Международное сотрудничество. Цель мероприятий раздела - изучение и внедрение передовых достижений в области охраны труда зарубежных стран. Мероприятия могут включать в себя изучение конкретного положительного опыта, организацию мероприятий по выпуску средств коллективной и индивидуальной защиты с привлечением иностранных инвестиций, обмен специалистами, проведение международных симпозиумов, семинаров или участие в них и другие. 3. Кроме перечисленных программ могут содержать другие разделы по актуальным для конкретного региона вопросам условий и охраны труда. В каждом разделе описать ожидаемый социальный или экономический эффект реализации мероприятий, привести источники финансирования. 4. К проектам программ рекомендуется приложить пояснительные записки, листы согласований с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях, подтверждающие финансирование мероприятий. 5. Перечень конкретных мероприятий в программах рекомендуется формировать в соответствии с приложением N 1 к настоящим Рекомендациям. В программах приводится паспорт программ согласно приложению N 2 к настоящим Рекомендациям. 6. Заказчиками программ могут выступать органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, которые: 6.1. Осуществляют выбор приоритетов программ с учетом специфики территории, обеспечивающих приоритет жизни и здоровья работников над результатами хозяйственной деятельности, подготавливают проекты заданий на формирование программ. 6.2. Определяют на конкурсной основе исполнителей работ (услуг) по каждому мероприятию. 6.3. Устанавливают совместно с исполнителями и участниками программ сроки выполнения мероприятий и объемы их финансирования. 6.4. Представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты программ. 6.5. Организуют контроль за ходом выполнения программ и за правильностью расходования финансовых средств. 7. После утверждения программ заказчики на основе соглашений (договоров) и с учетом объемов финансирования на очередной финансовый год могут заключать с исполнителями программ контракты на финансирование. Финансовое обеспечение программ может осуществляться за счет региональных бюджетов, территориальных фондов охраны труда, фондов охраны труда организаций, внебюджетных средств, идущих на научное обеспечение региональных программ. Не исключается возможность привлечения средств органов, заинтересованных в решении конкретных задач. 8. К внебюджетным источникам, привлекаемых для финансирования региональных программ относятся: взносы участников реализации программ, включая организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли заинтересованных организаций; кредиты банков; средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления. При формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год рекомендуется предусматривать выделение целевым назначением государственным заказчикам региональных программ ассигнований для финансирования программ мероприятий. 9. В случае непредвиденного сокращения объемов финансирования отдельных мероприятий программ заказчик может разрабатывать дополнительные меры по обеспечению финансирования в предусмотренных Программой объемах. Приложение N 1 к Рекомендациям по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 6 декабря 1995 г. N 68 МЕРОПРИЯТИЯ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА ______ ГОДЫ (название субъекта Российской Федерации) ____________________________________________________________________________________________ | | в том числе по источникам | Сроки проведения | | | Финансовые | финансирования (млн. руб.) | мероприятий | | НАИМЕНОВАНИЕ | затраты, |____________________________|____________________| | МЕРОПРИЯТИЙ | всего | Бюджет | Другие | | | | | (млн. руб.)| субъекта | источники | Начало | Окончание | ИСПОЛНИТЕЛИ | | | РФ | (указать) | | | | ______________|_____________|_____________|______________|________|___________|_____________| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ______________|_____________|_____________|______________|____________________|_____________| Приложение N 2 к Рекомендациям по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 6 декабря 1995 г. N 68 ПАСПОРТ Региональной Программы__________________________ ________________________________________________ Наименование Программы Программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на _____________ годы _____________________________ (название субъекта Российской Федерации) Документы о принятии решения _____________________________ разработки программы (дата, номер, наименование документа) Заказчик Программы _____________________________ Разработчики Программы _____________________________ Исполнители и соисполнители _____________________________ Сроки реализации Программы _____________________________ Основные результаты _____________________________ (перечислить) Контроль за реализацией Органы исполнительной власти Программы по труду субъекта Российской Федерации Финансовый орган субъекта Российской Федерации Территориальное отделение Фонда социального страхования РФ Территориальный фонд охраны труда Другие инвесторы Ожидаемые конечные Снижение производственного результаты реализации травматизма, профзаболеваний мероприятий Программы и т.д. |