О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Письмо. Государственная налоговая инспекция по г. Москве. 21.12.95 11-13/20743

                  О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

                                ПИСЬМО

           ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
                          21 декабря 1995 г.
                            N 11-13/20743

                                 (Д)


     Государственная налоговая  инспекция  по  г.  Москве  в  связи  с
возникающими вопросами разъясняет следующее.
     1. Учитывая,  что  в  последнее  время  в  хозяйственной практике
получили широкое распространение фьючерсные  и  форвардные  сделки  на
иностранную   валюту  и  ценные  бумаги,  а  также  на  рыночный  курс
иностранной   валюты,   котируемой   Центральным   банком   Российской
Федерации,  и ценных бумаг, имеющих рыночную котировку, для исчисления
налога  на  добавленную  стоимость  при  осуществлении  этих  операций
следует руководствоваться следующим.
     В случаях,  когда  предметом  фьючерсных  и   форвардных   сделок
являются  реальная  иностранная  валюта (продавец обязан поставить,  а
покупатель - принять и оплатить поставленную  иностранную  валюту),  а
также ценные бумаги, относимые к таковым в соответствии с действующими
законодательными актами,  такие  операции  не  облагаются  налогом  на
добавленную стоимость.
     При осуществлении  вышеупомянутых   сделок,   предметом   которых
является  складывающийся  на  валютном рынке и рынке ценных бумаг курс
иностранной валюты и ценных бумаг  (например,  фиксируемый  по  итогам
торгов на Московской межбанковской валютной бирже),  между участниками
сделок не происходит  движение  иностранной  валюты  и  ценных  бумаг.
Поэтому такие операции нельзя рассматривать как связанные с обращением
валюты и ценных бумаг.
     В качестве подтверждения такого подхода следует обратить внимание
на определение понятия "обращение ценных бумаг",  данное  в  пункте  2
Положения  о  выпуске  и  обращении  ценных  бумаг и фондовых биржах в
РСФСР,  утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря
1991 года N 78,  а именно:  "Под обращением ценных бумаг понимаются их
купля  и   продажа,   а   также   другие   действия,   предусмотренные
законодательством РСФСР, приводящие к смене владельца ценных бумаг".
     Исполнение форвардных  и  фьючерсных  сделок,  предметом  которых
является  курс  иностранной валюты и ценных бумаг,  производится путем
взаиморасчетов по перечислению  вариационной  маржи.  При  этом  смены
собственника иностранной валюты или ценных бумаг не происходит.
     На основании  вышеизложенного  такие  сделки  нельзя  отнести   к
операциям, связанным с обращением валюты и ценных бумаг, в связи с чем
полученные   организациями   суммы   в   порядке   взаиморасчетов   по
перечислению   вариационной   маржи   подлежат  обложению  налогом  на
добавленную стоимость в  соответствии  с  пунктом  10  инструкции  как
средства, полученные от других предприятий и организаций.
     В заключение необходимо  отметить,  что  в  практике  контрольной
работы  налоговых органов имели место случаи,  когда налогоплательщики
рассматривали фьючерсные контракты на курс иностранной валюты и ценных
бумаг  как операции,  связанные с обращением ценных бумаг,  исходя при
этом из того,  что стандартный контракт на поставку  биржевого  товара
является производной ценной бумагой.
     При рассмотрении данной  проблемы  необходимо  учитывать,  что  в
соответствии  со статьей 143 Гражданского кодекса Российской Федерации
к ценным  бумагам  относятся:  государственная  облигация,  облигация,
вексель,  чек,  депозитный  и  сберегательный сертификаты,  банковская
сберегательная   книжка   на    предъявителя,    коносамент,    акция,
приватизационные ценные бумаги и другие документы,  которые законами о
ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных
бумаг.
     Поскольку контракт как вид ценной бумаги не упомянут ни  в  одном
ныне действующем законодательном акте о ценных бумагах, его в качестве
такового рассматривать неправомерно.
     2. В   соответствии   с   инструкцией  Госналогслужбы  Российской
Федерации от 11 октября 1995 года N 39 доходы,  полученные от передачи
во  временное  пользование финансовых ресурсов (финансовой помощи) при
отсутствии лицензий на  осуществление  банковских  операций,  а  также
средства  от  взимания  штрафов,  взыскания  пеней,  выплаты неустоек,
полученные  за  нарушение  обязательств,  предусмотренных   договорами
поставки товаров,  подлежат обложению налогом на добавленную стоимость
и спецналогом.
     При возврате   средств,   полученных  во  временное  пользование,
уплаченный с этих сумм налог подлежит зачету и отражается в расчете по
налогу  на добавленную стоимость по строке 5.  Если указанные средства
возвращены в течение отчетного периода,  то эти средства  не  подлежат
обложению   налогом  на  добавленную  стоимость.  Аналогичный  порядок
применяется при исчислении спецналога.
     Одновременно сообщаем,   что  организации,  уплачивающие  штрафы,
пени,  неустойки  другим  предприятиям  и  организациям,   зачет   при
определении  налога на добавленную стоимость и спецналога,  подлежащих
уплате в бюджет,  не производят, поскольку к зачету принимаются только
налог  на  добавленную  стоимость  и  спецналог  по  товарам (работам,
услугам),  включенным в издержки производства и обращения,  а  штрафы,
пени, неустойки относятся на финансовый результат.
     3. На  основании  статьи  26  Закона  Российской   Федерации   "О
страховании"   страховщики   вправе   выдавать   ссуды  страхователям,
заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по
этим  договорам.  В  соответствии с Условиями лицензирования страховой
деятельности  на  территории   Российской   Федерации,   утвержденными
приказом  Росстрахнадзора  от  19.05.94  N  02-02/08 (раздел IV),  для
получения   лицензии   на   осуществление    страховой    деятельности
юридическими  лицами  в  Росстрахнадзор  представляются,  в частности,
наряду с другими документами план  размещения  страховых  резервов,  а
также  правила  по  видам  страхования.  При  получении  лицензии один
экземпляр  правил  страхования  и   структуры   тарифов   с   отметкой
Федеральной  службы  России  по  надзору  за  страховой  деятельностью
возвращается страховщику.
     Согласно Правилам  размещения  страховых  резервов,  утвержденным
приказом Росстрахнадзора от 14.03.95 N  02-02/06,  за  счет  страховых
резервов,   сформированных   по  договорам  страхования  жизни,  могут
выдаваться ссуды страхователям.
     Таким образом,  при соблюдении вышеназванных условий (выдача ссуд
по договорам страхования жизни  в  пределах  страховых  сумм  по  этим
договорам;  наличие  соответствующей  отметки Росстрахнадзора на одном
экземпляре правил страхования  жизни,  которыми  предусмотрена  выдача
ссуд страхователям;  фактическое соблюдение условий выдачи и погашения
ссуд,  предусмотренных  правилами  страхования)  проценты,  получаемые
страховыми  организациями  за  выдачу  ссуд страхователям по договорам
страхования жизни (в порядке  и  размерах,  предусмотренных  правилами
страхования),  рассматриваются как доходы, полученные от осуществления
операций по страхованию,  и в соответствии с пунктом 14 "е" инструкции
Росгосналогслужбы  N  1  "О  порядке  исчисления  и  уплаты  налога на
добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями)  не
включаются  в  оборот,  облагаемый  налогом на добавленную стоимость и
специальным налогом.
     4. В  соответствии  с  инструкцией "О порядке исчисления и уплаты
налога на добавленную стоимость" от налога  на  добавленную  стоимость
освобождаются платные медицинские услуги для населения,  лекарственные
средства, изделия медицинского назначения и т.д.
     Работы (услуги)  по  контролю за качеством лекарственных средств,
выполняемые Московским центром контроля качества лекарств,  облагаются
налогом  на  добавленную  стоимость  и спецналогом в общеустановленном
порядке.
     5. В  соответствии  с  Законом  Российской Федерации "О налоге на
добавленную  стоимость"   изделия   народных   промыслов   признанного
художественного  достоинства,  образцы которых приняты в установленном
порядке, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.
     При этом  образцы  изделий  должны  утверждаться территориальными
художественными Советами по декоративно - прикладному искусству  (там,
где они имеются),  а также иными организациями, если местными органами
власти им предоставлено такое право.
     В связи   с  изложенным,  а  также  с  отсутствием  в  г.  Москве
организации,  утверждающей  образцы  изделий  народных  художественных
промыслов,  Государственная  налоговая инспекция по г.  Москве считает
возможным  предоставить  право  Ассоциации  "Народные   художественные
промыслы  России" утверждать образцы указанных изделий в установленном
порядке.

     Заместитель
     начальника инспекции -
     государственный советник
     налоговой службы III ранга
     А.А. Глинкин