О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОГЛАШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 29 декабря 1995 г. АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ 29 декабря 1995 г. (Д) Министерство внутренних дел Российской Федерации и Ассоциация российских банков (АРБ), в дальнейшем именуемые "Стороны", - будучи обеспокоены осложнением криминогенной обстановки и повышением риска в банковском деле России, - учитывая исключительную важность и значимость финансово-кредитных учреждений в процессе рыночных преобразований, - желая объединить усилия по укреплению законности и правопорядка в сфере денежного обращения, - стремясь обеспечить безопасные условия персоналу банковских учреждений и клиентам, - принимая во внимание имеющийся опыт сотрудничества в рамках совместных мероприятий Министерства внутренних дел, Центрального банка и Ассоциации российских банков, - руководствуясь соответствующими статьями Законов РСФСР "О милиции", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", согласились о нижеследующем: Статья 1. Принципы и направления взаимодействия 1. Стороны, взаимодействуя в процессе предупреждения и раскрытия преступных посягательств на персонал банков, денежные средства и ценности, желая создать систему надежной безопасности кредитных учреждений, отношения строят на основе следующих начал: - законности; - открытости и доверия; - согласованности действий и взаимном информировании; - добросовестности и надежности. 2. Основными направлениями взаимодействия МВД России и АРБ по обеспечению банковской безопасности являются: - защита коммерческих банков от проникновения организованных преступных групп в их среду; - защита банковских учреждений и их сотрудников от преступных посягательств (грабежей, разбоев, краж, мошенничеств и т.п.); - разработка и внедрение специальных технологий по технической укрепленности и защите банковских объектов, средств связи и т.д., - совершенствование систем обеспечения безопасности инкассации и транспортировки денежных средств, а также банковских объектов - пунктов обмена валют, хранилищ, офисов и т.п.; - оказание помощи в обучении, переподготовке и повышении квалификации кадров для служб безопасности банков; - разработка совместных предложений по совершенствованию правовой основы обеспечения банковской безопасности. Статья 2. Совершенствование охраны объектов и личной безопасности 1. Создать в первом полугодии 1996 года специальное управление охраны банков в структуре аппарата управления вневедомственной охраны ГУВД г.Москвы. Финансирование отдела осуществлять в соответствии с действующим Положением на общих для вневедомственной охраны основаниях. 2. Изучить: - возможность внедрения "Системы общественной безопасности и службы спасения" для охраны банковских учреждений и его персонала, обеспечения безопасности перевозки денежных средств; - опыт организации взаимодействия органов внутренних дел и банковских учреждений по вопросам их охраны. На его основе выработать рекомендации по распространению наиболее эффективных форм этой работы. При необходимости войти в соответствующие инстанции с совместными предложениями по правовому урегулированию возникающих проблем в этой области. 3. В процессе реформирования и оптимизации структур Центрального аппарата МВД, аппаратов МВД, ГУВД, УВД укрепить оперативные службы органов внутренних дел, занимающиеся проблемами защиты кредитно-финансовой системы от экономических преступных посягательств. В столице России, крупных финансовых и промышленных центрах образовать отделения (группы) по борьбе с хищениями, совершаемыми путем несанкционированного доступа в компьютерные сети и базы данных. 4. Продолжить проработку вопросов о возможности образования специализированных подразделений органов внутренних дел, имея в виду возложить на указанные формирования весь комплекс проблем по предупреждению и раскрытию общеуголовных и экономических преступлений с использованием банковской системы. 5. Ежеквартально пересматривать и, с учетом мнений служб безопасности коммерческих банков, вносить коррективы в типовые планы действий органов внутренних дел при возникновении экстремальных ситуаций (нападение на банк, захват заложников, угроза расправы, вымогательство, шантаж и т.д.). Руководителям МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД и коммерческих банков систематически проводить командно-штабные и тактические учения по отработке действий нарядов и служб органов внутренних дел в экстремальных ситуациях. 6. Ежеквартально анализировать оперативную обстановку, складывающуюся вокруг конкретных объектов финансово-кредитной системы, своевременно уточнять дислокацию постов и маршрутов патрулирования, обеспечивая максимальную их плотность и приближенность к банковским учреждениям. 7. Осуществлять физическую защиту руководителей финансово-кредитных учреждений силами служб безопасности банков в строгом соответствии с Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (N 2487-1 от 11 марта 1992 года). При поступлении в адрес персонала банков либо членов их семей информации угрожающего характера незамедлительно передавать ее в территориальные органы внутренних дел по борьбе с организованной преступностью. Органам внутренних дел принимать все предусмотренные действующим законодательством меры по установлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в приготовлении и совершении преступлений. Статья 3. Предупреждение и раскрытие преступлений 1. Считать раскрытие преступных посягательств на банковские учреждения, хранящиеся в них ценности и денежные средства, предотвращение проникновения организованных преступных групп в банковские учреждения, пресечение фактов террора, шантажа, вымогательств, насилия и других криминальных проявлений, создающих угрозу безопасности банковской системы, приоритетным направлением в деятельности Службы криминальной милиции МВД Российской Федерации и соответствующих подразделений на местах. 2. Устанавливать в Министерстве внутренних дел особый контроль и учитывать в отдельном разделе суточной сводки преступные посягательства против банковской системы, в том числе совершенные персоналом банков. Привлекать, при необходимости, представителей служб безопасности коммерческих банков для оказания помощи следственно-оперативным группам в качестве специалистов. Оконченные производством уголовные дела этой категории докладывать коллективам кредитно-финансовых учреждений в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом. 3. Информировать АРБ о лицах, объявляемых в местный и федеральный розыск, за преступления, совершаемые в кредитно-финансовой системе. 4. Обсуждать с приглашением в необходимых случаях представителей прокуратуры и следственного комитета состояние работы по делам о нераскрытых преступлениях, особенно возбужденных по фактам умышленных убийств банкиров, разбойных нападений и мошенничества. Проводить дополнительные мероприятия, направленные на установление и изобличение виновных, и предание их суду. К разработке мероприятий привлекать сотрудников служб безопасности коммерческих банков, имеющих опыт работы в оперативно-следственных подразделениях МВД, ФСБ, органов прокуратуры. 5. Направлять в территориальные органы внутренних дел подробную информацию о всех фактах противоправного невозврата кредитов недобросовестными заемщиками, а также использования незаконных методов кредиторами по возврату займов. В сроки, установленные ст.109 УПК РСФСР, рассматривать указанные материалы и принимать по ним процессуальные решения, уведомляя об этом руководителей соответствующих коммерческих банков. Органам внутренних дел направлять сведения о таких лицах в Главный информационный центр МВД Российской Федерации для постановки на учет по информационно-поисковой системе. 6. Совершенствовать практику организации и проведения целевых мероприятий по выявлению и пресечению организованных преступных группировок, действующих в системе коммерческих банков страны. При планировании таких мероприятий использовать, по согласованию со службами безопасности кредитно-финансовых учреждений, имеющийся у них информационно-аналитический потенциал. 7. Образовать организационный комитет для проведения в I квартале 1996 года научно-практической конференции о правоприменительной практике борьбы с мошенничествами в отношении банков с участием работников Прокуратуры, Верховного и Арбитражного судов. Статья 4. Информационный обмен 1. Сведения, составляющие коммерческую тайну, не являются препятствием для получения в установленном порядке органами дознания и предварительного следствия сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, подозреваемых в участии и причастности к легализации ("отмыванию") преступных доходов. 2. Запросы, исходящие из территориальных органов внутренних дел, в адрес банковских учреждений могут быть подписаны руководителем этого органа и заверены его печатью. В Центральном аппарате Министерства внутренних дел запросы об информации, являющейся коммерческой тайной, адресованные коммерческим банкам кроме руководства (министр и его заместители) подписывают начальники главных управлений или их заместители. Запрос, подписанный следователем, заверяется печатью соответствующего следственного подразделения или органа внутренних дел. 3. Должностные лица, указанные в п.2 настоящей статьи, несут в установленном законом порядке ответственность за использование банковской информации исключительно в оперативно-служебных целях. 4. Министерство внутренних дел Российской Федерации, МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД осуществляют информационную поддержку коммерческих банков. Для чего: - ориентируют о проявлениях фальшивомонетничества и новых формах криминального проникновения в финансово-кредитные учреждения; - сообщают руководителям финансово-кредитных учреждений о поступившей информации о возможных противоправных действиях в отношении данных учреждений и их персонала; - обеспечивают отдельными аналитическими документами и материалами о состоянии и тенденциях развития общеуголовной и организованной преступности. Направляют в АРБ ежеквартальные статистические сведения о преступных посягательствах на банки; - совершенствуют схемы пользования некоторыми действующими базами данных органов внутренних дел, в том числе установленными приказом МВД России N 319 от 24.11.94 "Об утверждении инструкции о предоставлении информации на договорной основе"; - согласовывают тематику и осуществляют на регулярной основе совместную со службами безопасности коммерческих банков разработку рекомендаций по профилактике преступлений в кредитно-финансовой сфере, их публикацию в "Вестнике АРБ", межбанковской информационно-справочной системе "Безопасность" и ведомственных изданиях МВД России. 5. Коммерческие банки инициативно уведомляют МВД России, его территориальные подразделения обо всех необычных (подозрительных) перемещениях денежных средств. При этом необычные финансовые операции определяются с учетом всех признаков их совершения: суммы и характера платежа, характеристик клиента и других обстоятельств, прямо или косвенно свидетельствующих о возможном криминальном происхождении перемещаемых денежных средств. 6. Стороны продолжат консультации о возможности и целесообразности создания на базе Главного информационного центра МВД России федерального учета структур, паразитирующих в рыночной экономике (лжепредприятия, недобросовестные заемщики, "подпольные" кредитные учреждения, фирмы, созданные для осуществления мошеннических операций) и федерального учета лиц, в них занятых. 7. Признать необходимым более эффективно использовать возможности Межведомственной комиссии Российской Федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов для разработки проектов нормативных актов по проблемам банковской деятельности, формирования на ее основе банка данных для трудоустройства в службы безопасности банков сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению со службы. Рассмотреть возможности по расширению функций Комиссии и ее структуры, включению в ее состав представителей коммерческих банков, заинтересованных министерств и ведомств. 8. Стороны подготовят и до конца текущего года направят на места совместное указание об организации в каждом республиканском МВД, ГУВД, УВД, крупном ГОРОВД круглосуточно действующей "горячей линии" с использованием средств проводной связи, между руководством (дежурной частью) органа внутренних дел и банковскими структурами. Сведения о постоянно действующих телефонных (факсимильных) каналах опубликовать в средствах массовой информации. Статья 5. Совершенствование законодательной базы 1. Признать целесообразным предварительно обсуждать руководством МВД России и руководством АРБ предложения по совершенствованию законодательства, обеспечивающего безопасность банковской деятельности, направляемые субъектам законодательной инициативы. 2. Образовать на базе Межведомственной комиссии Российской Федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов из специалистов МВД и АРБ долговременную рабочую группу, которой поручить: - подготовку проекта Концепции банковской безопасности и разработку соответствующих нормативных актов; - подготовку предложений по внесению изменений и дополнений в Законы "О частной детективной и охранной деятельности", "О банках и банковской деятельности", ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие отношения, возникающие в процессе обеспечения банковской безопасности и информационного обмена; - подготовку предложений по адаптированию действующего административного и уголовного законодательства. Настоящее Соглашение открыто для его подписания руководством Центрального банка России, Сберегательного банка России, другими союзами и ассоциациями коммерческих банков, разделяющими идеологию совместного сотрудничества в интересах укрепления законности и обеспечения безопасности в кредитно-финансовой системе страны. За Министерство внутренних дел Российской Федерации Министр А.Куликов За Ассоциацию российских банков Президент С.Егоров |