О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАНКОВСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Соглашение. Министерство внутренних дел РФ (МВД России). 29.12.95

                О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
                       БАНКОВСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                              СОГЛАШЕНИЕ

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
                          29 декабря 1995 г.


                     АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
                          29 декабря 1995 г.


                                 (Д)


     Министерство внутренних дел  Российской  Федерации  и  Ассоциация
российских банков (АРБ), в дальнейшем именуемые "Стороны",
     - будучи  обеспокоены  осложнением  криминогенной  обстановки   и
повышением риска в банковском деле России,
     - учитывая     исключительную     важность      и      значимость
финансово-кредитных учреждений в процессе рыночных преобразований,
     - желая объединить усилия по укреплению законности и правопорядка
в сфере денежного обращения,
     - стремясь обеспечить  безопасные  условия  персоналу  банковских
учреждений и клиентам,
     - принимая во внимание имеющийся  опыт  сотрудничества  в  рамках
совместных мероприятий Министерства внутренних дел, Центрального банка
и Ассоциации российских банков,
     - руководствуясь   соответствующими  статьями  Законов  РСФСР  "О
милиции",  "О банках и банковской деятельности в РСФСР", согласились о
нижеследующем:

           Статья 1. Принципы и направления взаимодействия

     1. Стороны,  взаимодействуя в процессе предупреждения и раскрытия
преступных посягательств  на  персонал  банков,  денежные  средства  и
ценности,   желая  создать  систему  надежной  безопасности  кредитных
учреждений, отношения строят на основе следующих начал:
     - законности;
     - открытости и доверия;
     - согласованности действий и взаимном информировании;
     - добросовестности и надежности.
     2. Основными  направлениями  взаимодействия  МВД  России и АРБ по
обеспечению банковской безопасности являются:
     - защита  коммерческих  банков  от  проникновения  организованных
преступных групп в их среду;
     - защита  банковских  учреждений  и  их сотрудников от преступных
посягательств (грабежей, разбоев, краж, мошенничеств и т.п.);
     - разработка  и  внедрение  специальных технологий по технической
укрепленности и защите банковских объектов, средств связи и т.д.,
     - совершенствование  систем обеспечения безопасности инкассации и
транспортировки  денежных  средств,  а  также  банковских  объектов  -
пунктов обмена валют, хранилищ, офисов и т.п.;
     - оказание  помощи  в  обучении,   переподготовке   и   повышении
квалификации кадров для служб безопасности банков;
     - разработка совместных предложений по совершенствованию правовой
основы обеспечения банковской безопасности.

             Статья 2. Совершенствование охраны объектов
                        и личной безопасности

     1. Создать в первом полугодии 1996  года  специальное  управление
охраны  банков в структуре аппарата управления вневедомственной охраны
ГУВД г.Москвы.  Финансирование отдела осуществлять  в  соответствии  с
действующим   Положением   на   общих   для   вневедомственной  охраны
основаниях.
     2. Изучить:
     - возможность  внедрения  "Системы  общественной  безопасности  и
службы  спасения"  для  охраны  банковских учреждений и его персонала,
обеспечения безопасности перевозки денежных средств;
     - опыт   организации  взаимодействия  органов  внутренних  дел  и
банковских учреждений по вопросам их охраны.  На его основе выработать
рекомендации по распространению наиболее эффективных форм этой работы.
При необходимости войти  в  соответствующие  инстанции  с  совместными
предложениями  по  правовому урегулированию возникающих проблем в этой
области.
     3. В  процессе реформирования и оптимизации структур Центрального
аппарата МВД,  аппаратов МВД,  ГУВД,  УВД укрепить оперативные  службы
органов     внутренних    дел,    занимающиеся    проблемами    защиты
кредитно-финансовой системы от экономических преступных посягательств.
В столице России, крупных финансовых и промышленных центрах образовать
отделения  (группы)  по  борьбе  с   хищениями,   совершаемыми   путем
несанкционированного доступа в компьютерные сети и базы данных.
     4. Продолжить  проработку  вопросов  о  возможности   образования
специализированных  подразделений органов внутренних дел,  имея в виду
возложить  на  указанные  формирования  весь   комплекс   проблем   по
предупреждению  и раскрытию общеуголовных и экономических преступлений
с использованием банковской системы.
     5. Ежеквартально   пересматривать   и,   с  учетом  мнений  служб
безопасности коммерческих банков,  вносить коррективы в типовые  планы
действий   органов  внутренних  дел  при  возникновении  экстремальных
ситуаций (нападение  на  банк,  захват  заложников,  угроза  расправы,
вымогательство, шантаж и т.д.). Руководителям МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД и
коммерческих  банков  систематически  проводить   командно-штабные   и
тактические  учения  по  отработке  действий  нарядов  и служб органов
внутренних дел в экстремальных ситуациях.
     6. Ежеквартально     анализировать     оперативную    обстановку,
складывающуюся вокруг конкретных объектов финансово-кредитной системы,
своевременно  уточнять  дислокацию  постов и маршрутов патрулирования,
обеспечивая максимальную их плотность и  приближенность  к  банковским
учреждениям.
     7. Осуществлять       физическую       защиту       руководителей
финансово-кредитных  учреждений  силами  служб  безопасности  банков в
строгом  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "О   частной
детективной  и охранной деятельности в Российской Федерации" (N 2487-1
от 11 марта 1992 года).
     При поступлении  в  адрес  персонала  банков либо членов их семей
информации  угрожающего  характера  незамедлительно  передавать  ее  в
территориальные  органы  внутренних  дел  по  борьбе  с организованной
преступностью.
     Органам внутренних  дел принимать все предусмотренные действующим
законодательством меры по установлению и привлечению к ответственности
лиц, виновных в приготовлении и совершении преступлений.

          Статья 3. Предупреждение и раскрытие преступлений

     1. Считать   раскрытие  преступных  посягательств  на  банковские
учреждения,  хранящиеся  в   них   ценности   и   денежные   средства,
предотвращение   проникновения   организованных   преступных  групп  в
банковские   учреждения,   пресечение   фактов    террора,    шантажа,
вымогательств,  насилия  и  других криминальных проявлений,  создающих
угрозу безопасности банковской системы,  приоритетным  направлением  в
деятельности  Службы  криминальной  милиции МВД Российской Федерации и
соответствующих подразделений на местах.
     2. Устанавливать  в Министерстве внутренних дел особый контроль и
учитывать   в   отдельном   разделе   суточной    сводки    преступные
посягательства  против  банковской  системы,  в  том числе совершенные
персоналом банков.
     Привлекать, при необходимости,  представителей служб безопасности
коммерческих  банков  для  оказания   помощи   следственно-оперативным
группам  в  качестве специалистов.  Оконченные производством уголовные
дела  этой  категории  докладывать   коллективам   кредитно-финансовых
учреждений в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом.
     3. Информировать АРБ о лицах, объявляемых в местный и федеральный
розыск, за преступления, совершаемые в кредитно-финансовой системе.
     4. Обсуждать с приглашением в необходимых случаях  представителей
прокуратуры  и  следственного  комитета  состояние  работы  по делам о
нераскрытых преступлениях,  особенно возбужденных по фактам умышленных
убийств  банкиров,  разбойных  нападений  и  мошенничества.  Проводить
дополнительные мероприятия, направленные на установление и изобличение
виновных,  и  предание  их  суду.  К разработке мероприятий привлекать
сотрудников  служб  безопасности  коммерческих  банков,  имеющих  опыт
работы  в  оперативно-следственных  подразделениях МВД,  ФСБ,  органов
прокуратуры.
     5. Направлять  в  территориальные органы внутренних дел подробную
информацию  о  всех   фактах   противоправного   невозврата   кредитов
недобросовестными заемщиками, а также использования незаконных методов
кредиторами по возврату займов.
     В сроки,  установленные ст.109 УПК РСФСР, рассматривать указанные
материалы и принимать по ним процессуальные решения, уведомляя об этом
руководителей соответствующих коммерческих банков.
     Органам внутренних  дел  направлять  сведения  о  таких  лицах  в
Главный  информационный  центр МВД Российской Федерации для постановки
на учет по информационно-поисковой системе.
     6. Совершенствовать  практику  организации  и  проведения целевых
мероприятий  по  выявлению  и  пресечению  организованных   преступных
группировок, действующих в системе коммерческих банков страны.
     При планировании таких мероприятий использовать,  по согласованию
со  службами безопасности кредитно-финансовых учреждений,  имеющийся у
них информационно-аналитический потенциал.
     7. Образовать организационный комитет для проведения в I квартале
1996  года  научно-практической  конференции   о   правоприменительной
практике  борьбы  с  мошенничествами  в  отношении  банков  с участием
работников Прокуратуры, Верховного и Арбитражного судов.

                    Статья 4. Информационный обмен

     1. Сведения,  составляющие  коммерческую   тайну,   не   являются
препятствием для получения в установленном порядке органами дознания и
предварительного     следствия     сведений     и     документов     о
финансово-экономической  деятельности,  вкладах  и операциях по счетам
физических и юридических лиц, подозреваемых в участии и причастности к
легализации ("отмыванию") преступных доходов.
     2. Запросы,  исходящие из территориальных органов внутренних дел,
в адрес банковских учреждений могут быть подписаны руководителем этого
органа и заверены его печатью.
     В Центральном  аппарате  Министерства  внутренних  дел запросы об
информации,  являющейся коммерческой тайной, адресованные коммерческим
банкам кроме  руководства  (министр  и  его  заместители)  подписывают
начальники главных управлений или их заместители.  Запрос, подписанный
следователем,   заверяется   печатью   соответствующего  следственного
подразделения или органа внутренних дел.
     3. Должностные  лица,  указанные в п.2 настоящей статьи,  несут в
установленном  законом  порядке   ответственность   за   использование
банковской информации исключительно в оперативно-служебных целях.
     4. Министерство внутренних дел Российской Федерации,  МВД,  ГУВД,
УВД, ГОРОВД осуществляют информационную поддержку коммерческих банков.
Для чего:
     - ориентируют  о проявлениях фальшивомонетничества и новых формах
криминального проникновения в финансово-кредитные учреждения;
     - сообщают   руководителям   финансово-кредитных   учреждений   о
поступившей  информации  о  возможных   противоправных   действиях   в
отношении данных учреждений и их персонала;
     - обеспечивают   отдельными    аналитическими    документами    и
материалами   о   состоянии  и  тенденциях  развития  общеуголовной  и
организованной   преступности.   Направляют   в   АРБ   ежеквартальные
статистические сведения о преступных посягательствах на банки;
     - совершенствуют схемы пользования некоторыми действующими базами
данных органов внутренних дел, в том числе установленными приказом МВД
России N 319 от 24.11.94 "Об утверждении инструкции  о  предоставлении
информации на договорной основе";
     - согласовывают тематику  и  осуществляют  на  регулярной  основе
совместную  со  службами  безопасности  коммерческих банков разработку
рекомендаций по профилактике преступлений в кредитно-финансовой сфере,
их публикацию в "Вестнике АРБ", межбанковской информационно-справочной
системе "Безопасность" и ведомственных изданиях МВД России.
     5. Коммерческие  банки  инициативно  уведомляют  МВД России,  его
территориальные  подразделения  обо  всех  необычных  (подозрительных)
перемещениях денежных средств.  При этом необычные финансовые операции
определяются с учетом всех признаков их совершения:  суммы и характера
платежа,  характеристик  клиента  и  других  обстоятельств,  прямо или
косвенно  свидетельствующих  о  возможном  криминальном  происхождении
перемещаемых денежных средств.
     6. Стороны    продолжат    консультации    о    возможности     и
целесообразности  создания на базе Главного информационного центра МВД
России  федерального  учета  структур,   паразитирующих   в   рыночной
экономике  (лжепредприятия,  недобросовестные  заемщики,  "подпольные"
кредитные учреждения, фирмы, созданные для осуществления мошеннических
операций) и федерального учета лиц, в них занятых.
     7. Признать необходимым более эффективно использовать возможности
Межведомственной    комиссии    Российской   Федерации   по   вопросам
сотрудничества банков  и  правоохранительных  органов  для  разработки
проектов  нормативных  актов  по  проблемам  банковской  деятельности,
формирования на ее основе банка данных для  трудоустройства  в  службы
безопасности  банков  сотрудников  органов внутренних дел,  подлежащих
увольнению со службы.
     Рассмотреть возможности  по  расширению  функций  Комиссии  и  ее
структуры,  включению в ее состав представителей коммерческих  банков,
заинтересованных министерств и ведомств.
     8. Стороны подготовят и до конца текущего года направят на  места
совместное указание об организации в каждом республиканском МВД, ГУВД,
УВД,  крупном  ГОРОВД  круглосуточно  действующей  "горячей  линии"  с
использованием  средств проводной связи,  между руководством (дежурной
частью) органа внутренних дел и банковскими  структурами.  Сведения  о
постоянно действующих телефонных (факсимильных) каналах опубликовать в
средствах массовой информации.

           Статья 5. Совершенствование законодательной базы

     1. Признать целесообразным предварительно обсуждать  руководством
МВД   России  и  руководством  АРБ  предложения  по  совершенствованию
законодательства,     обеспечивающего     безопасность      банковской
деятельности, направляемые субъектам законодательной инициативы.
     2. Образовать  на  базе  Межведомственной   комиссии   Российской
Федерации  по  вопросам  сотрудничества  банков  и  правоохранительных
органов из специалистов  МВД  и  АРБ  долговременную  рабочую  группу,
которой поручить:
     - подготовку  проекта   Концепции   банковской   безопасности   и
разработку соответствующих нормативных актов;
     - подготовку предложений по внесению  изменений  и  дополнений  в
Законы  "О  частной детективной и охранной деятельности",  "О банках и
банковской  деятельности",   ведомственные   приказы   и   инструкции,
регламентирующие   отношения,   возникающие   в  процессе  обеспечения
банковской безопасности и информационного обмена;
     - подготовку    предложений    по    адаптированию   действующего
административного и уголовного законодательства.
     Настоящее Соглашение  открыто  для  его  подписания  руководством
Центрального  банка  России,  Сберегательного  банка  России,  другими
союзами  и  ассоциациями  коммерческих банков,  разделяющими идеологию
совместного  сотрудничества  в  интересах  укрепления   законности   и
обеспечения безопасности в кредитно-финансовой системе страны.

За Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Министр                                        А.Куликов

За Ассоциацию российских банков
Президент                                      С.Егоров