СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИИ ПО МОРСКОМУ ПРАВУ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1982 ГОДА, КОТОРЫЕ КАСАЮТСЯ СОХРАНЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ И ЗАПАСОВ ДАЛЕКО МИГРИРУЮЩИХ РЫБ И УПРАВЛЕНИЯ ИМИ (ЧАСТЬ 2). Соглашение. Организация Объединенных Наций (ООН). 04.12.95

        СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
       ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИИ ПО МОРСКОМУ ПРАВУ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1982 ГОДА,
         КОТОРЫЕ КАСАЮТСЯ СОХРАНЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ
             И ЗАПАСОВ ДАЛЕКО МИГРИРУЮЩИХ РЫБ И УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
                              (Часть 2)

                              СОГЛАШЕНИЕ

                    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
                          4 декабря 1995 г.


                                 (Д)


                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     СТАНДАРТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СБОРУ ДАННЫХ И ВЗАИМНОМУ ОБМЕНУ ИМИ

                               Статья 1
                            Общие принципы

     1. Своевременный  сбор,  составление  и   анализ   данных   имеют
основополагающее  значение  для эффективного сохранения трансграничных
рыбных запасов и запасов далеко  мигрирующих  рыб  и  управления  ими.
Здесь  требуются  данные  о  промысле этих запасов в открытом море и в
районах,  находящихся под национальной юрисдикцией,  причем собирать и
составлять их следует так, чтобы это позволяло проводить статистически
значимый анализ для целей сохранения рыбных ресурсов и управления ими.
Эти  данные  включают  статистику улова и промыслового усилия и другую
связанную с рыбным промыслом информацию,  например данные,  касающиеся
судов,   и  другие  данные  для  стандартизации  промыслового  усилия.
Собираемые  данные  должны  также  включать  информацию  о  видах,  не
являющихся объектом специализированного промысла,  и ассоциированных и
зависимых  видах.  Все  данные  следует  проверять   для   обеспечения
точности.    Соблюдается   конфиденциальность   необобщенных   данных.
Распространение таких данных производится при соблюдении  условий,  на
которых они представляются.
     2. Развивающимся государствам предоставляется помощь, в том числе
помощь с подготовкой кадров,  а также финансовая и техническая помощь,
для наращивания их возможностей в  области  сохранения  живых  морских
ресурсов   и   управления   ими.   Помощь   следует   фокусировать  на
совершенствовании  возможностей  по  осуществлению  сбора  и  проверки
данных,   программ   использования   наблюдателей,  анализа  данных  и
исследовательских проектов,  что помогает в  оценке  запасов.  Следует
поощрять  как  можно более полное привлечение ученых и хозяйственников
из развивающихся государств к сохранению трансграничных рыбных запасов
и запасов далеко мигрирующих рыб и управлению ими.

                               Статья 2
           Принципы сбора, составления данных и обмена ими

     При определении  параметров  для  сбора,  составления  данных  об
операциях  по  промыслу трансграничных рыбных запасов и запасов далеко
мигрирующих рыб и обмена такими данными  следует  учитывать  следующие
общие принципы:
     а) государства должны обеспечивать,  чтобы  данные  о  рыболовной
деятельности собирались с судов,  плавающих под их флагом, сообразно с
рабочими  характеристиками  каждого  промыслового  метода   (например,
каждое   индивидуальное  траление,  каждая  постановка  яруса,  каждый
облавливаемый косяк при  удебном  лове  и  каждый  день  промысла  при
тролловом  лове)  и  были  достаточно  подробными,  чтобы обеспечивать
эффективную оценку запасов;
     b) государства  должны  обеспечивать,  чтобы  промысловые  данные
проходили проверку через соответствующую систему;
     с) государства   должны  составлять  данные,  касающиеся  рыбного
промысла, и другие вспомогательные научные данные и предоставлять их в
согласованной форме и своевременно соответствующей субрегиональной или
региональной рыбохозяйственной  организации  или  договоренности,  где
таковая  имеется.  В  противном случае государства сотрудничают в деле
обмена  данных  либо  напрямую,  либо  через  такие   иные   механизмы
сотрудничества, которые могут быть согласованы между ними;
     d) в рамках субрегиональных  или  региональных  рыбохозяйственных
организаций  или  договоренностей  или  иными  средствами  государства
должны согласовывать параметры данных и форму,  в которой их  надлежит
предоставлять,  в  соответствии  с  настоящим  Приложением  и с учетом
характера запасов и промысла этих запасов в регионе. Такие организации
или  договоренности  должны  требовать  от  сторон,  не  являющихся их
членами  или  участниками,  предоставления  данных  о  соответствующей
промысловой деятельности судов, плавающих под их флагом;
     е) такие   организации   или    договоренности    составляют    и
предоставляют   данные   своевременно   и   в  согласованной  форме  в
распоряжение   всех   заинтересованных   государств    на    условиях,
установленных организацией или договоренностью; и
     f) ученые государства флага и соответствующей субрегиональной или
региональной  рыбохозяйственной  организации или договоренности должны
анализировать эти данные раздельно либо совместно,  в  зависимости  от
обстоятельств.

                               Статья 3
                     Основные промысловые данные

     1. Для  содействия   эффективной   оценке   запасов   государства
выполняют  в  соответствии  с  согласованными  процедурами  достаточно
подробный сбор и предоставление  соответствующей  субрегиональной  или
региональной    рыбохозяйственной   организации   или   договоренности
следующих типов данных:
     а) временные  ряды  статистических  данных об улове и промысловом
усилии с разбивкой по промыслам и флотам;
     Ь) общий улов,  выраженный в количестве, номинальном весе или и в
том,  и в другом,  с разбивкой по видам  (как  являющимся,  так  и  не
являющимся  объектом  специализированного промысла),  в зависимости от
особенностей   каждого   промысла.   (Номинальный   вес   определяется
Продовольственной  и  сельскохозяйственной  организацией  Объединенных
Наций как эквивалент выгрузки в живом весе,);
     с) статистические  данные  о выбросах,  включая при необходимости
оценочные данные, выраженные в виде количества или номинального веса с
разбивкой по видам, в зависимости от особенностей каждого промысла;
     d) статистические  данные  о  промысловом  усилии   для   каждого
промыслового метода; и
     е)  место, дата и время лова, а при необходимости и другие
статистические данные о промысловых операциях.
     2. Государства   собирают   также   в   подходящих   случаях    и
предоставляют   соответствующей   субрегиональной   или   региональной
рыбохозяйственной   организации   или    договоренности    информацию,
помогающую в оценке запасов, включая следующие данные:
     а)  состав улова с разбивкой по размерам, весу и полу;
     Ь) другую биологическую информацию,  помогающую в оценке запасов,
например информацию о возрасте,  росте,  пополнении,  распределении  и
принадлежности запасов; и
     с) результаты других соответствующих исследований, включая съемки
численности,   съемки  биомассы,  гидроакустические  съемки,  изучение
естественно-природных факторов,  влияющих  на  численность  запаса,  а
также океанографические и экологические исследования.

                               Статья 4
                     Данные и информация о судах

     1. Для  стандартизации  состава  флотов  и  промысловой  мощности
судов,  а  также для пересчета различных единиц измерения промыслового
усилия при  анализе  данных  об  улове  и  усилии  государства  должны
собирать следующие типы данных о судах:
     а)  принадлежность судна, его флаг и порт приписки;
     b)  тип судна;
     с) технические характеристики  судна  (например,  конструкционные
материалы,  дата  постройки,  регистровая  длина,  валовый регистровый
тоннаж,  мощность  главных  двигателей,  вместимость  трюма  и  методы
хранения улова); и
     d) описание   орудий   лова    (например,    типы,    технические
характеристики и количество),
     2. Государство флага будет собирать следующую информацию:
     а) навигационное     оборудование    и    средства    определения
местоположения;
     Ь) аппаратура связи и международные радиопозывные; и
     с) численность экипажа.

                               Статья 5
                              Отчетность

     Государство обеспечивает, чтобы суда, плавающие под его флагом, с
достаточно  высокой  периодичностью   направляли   его   национальному
рыбохозяйственному ведомству и, когда это согласовано, соответствующей
субрегиональной или региональной организации или договоренности данные
судовых  журналов  об  улове  и  промысловом усилии,  включая данные о
рыболовных операциях в  открытом  море,  для  соблюдения  национальных
требований  и региональных и международных обязательств.  Такие данные
передаются при необходимости по радио-,  телексной,  факсимильной  или
спутниковой связи или иными средствами.

                               Статья 6
                           Проверка данных

     Государства либо, в зависимости от обстоятельств, субрегиональные
или  региональные  рыбохозяйственные  организации  или  договоренности
должны создавать механизмы проверки промысловых данных, как-то:
     а) проверку местоположения через систему слежения за судами;
     Ь) программы использования научных наблюдателей в целях  слежения
за уловом, промысловым усилием, составом улова (видов, являющихся и не
являющихся объектом специализированного промысла) и  другими  деталями
рыболовных операций;
     с)  сообщения о маршруте судна, выгрузке и перевалке; и
     d)  взятие проб в порту.

                               Статья 7
                            Обмен данными

     1. Данные,  собранные государствами флага, должны обмениваться на
взаимной  основе  с  другими  государствами  флага  и соответствующими
прибрежными  государствами  через   надлежащие   субрегиональные   или
региональные  рыбохозяйственные организации или договоренности.  Такие
организации  или  договоренности  составляют  и  предоставляют  данные
своевременно   и   в   согласованной   форме   в   распоряжение   всех
заинтересованных государств на  условиях,  установленных  организацией
или  договоренностью,  при  соблюдении конфиденциальности необобщенных
данных и должны,  насколько это осуществимо, разрабатывать системы баз
данных, обеспечивающие эффективный доступ к данным.
     2. На общемировом уровне сбор  и  распространение  данных  должны
осуществляться    через   Продовольственную   и   сельскохозяйственную
организацию  Объединенных  Наций.   Там,   где   субрегиональных   или
региональных  рыбохозяйственных  организаций  или  договоренностей  не
существует,  эта  Организация  по   соглашению   с   заинтересованными
государствами   может   заниматься   этим  и  на  субрегиональном  или
региональном уровне.


                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ II

   РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КРИТЕРИЕВ
     ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ В СОХРАНЕНИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ
          И ЗАПАСОВ ДАЛЕКО МИГРИРУЮЩИХ РЫБ И УПРАВЛЕНИИ ИМИ

     1. Опорный   критерий   предосторожности   -    это    выведенная
согласованным    научным    порядком   расчетная   величина,   которая
соответствует определенному состоянию ресурса  и  промысла  и  которая
может использоваться как ориентир для управления рыболовством.
     2. Следует   пользоваться   двумя   типами   опорных    критериев
предосторожности:    рыбоохранные,    или   предельные,   критерии   и
рыбохозяйственные,  или целевые критерии.  Предельные опорные критерии
устанавливают  границы,  призванные  удерживать  промысел в безопасных
биологических   рамках,   в   которых   запасы   способны   обеспечить
максимальную устойчивую добычу. Целевые опорные критерии предназначены
для решения хозяйственных задач.
     3. Опорные  критерии  предосторожности  должны ориентироваться на
конкретные запасы,  учитывая, в частности, репродуктивную способность,
восстанавливаемость  каждого  запаса  и  характеристики промыслов,  на
которых запас эксплуатируется,  а также другие источники смертности  и
основные источники неопределенности.
     4. Хозяйственные стратегии должны быть направлены на  поддержание
или   восстановление  популяций  облавливаемых  запасов,  а  в  случае
необходимости также ассоциированных  и  зависимых  видов  на  уровнях,
соответствующих     заранее     согласованным     опорным    критериям
предосторожности.  Такие  критерии  используются  для   задействования
заранее  согласованных  мер по сохранению и управлению.  Хозяйственные
стратегии включают меры,  которые могут осуществляться при приближении
к опорным критериям предосторожности.
     5. Рыбохозяйственные стратегии должны  обеспечивать,  чтобы  риск
превышения  предельных  опорных  критериев  был  весьма  низким.  Если
размеры запаса падают ниже предельного опорного критерия или если  ему
грозит  риск  упасть ниже такого критерия,  должны приниматься меры по
сохранению  и  управлению  для   содействия   восстановлению   запаса.
Рыбохозяйственные стратегии должны обеспечивать, чтобы целевые опорные
критерии в среднем не превышались.
     6. Когда  информация,  позволяющая  выводить опорные критерии для
того или  иного  промысла,  скудна  или  отсутствует,  устанавливаются
предварительные   опорные  критерии.  Предварительные  критерии  могут
устанавливаться по аналогии со сходными и более известными запасами. В
таких ситуациях промысел подлежит усиленному мониторингу,  с тем чтобы
при поступлении более совершенной информации  предварительные  опорные
критерии можно было пересмотреть.
     7. В  качестве  минимального  стандарта  для  предельных  опорных
критериев  следует  рассматривать  коэффициент промысловой смертности,
дающий значение максимальной устойчивой добычи.  В отношении  запасов,
которые  не подвергаются перелову,  рыбохозяйственные стратегии должны
обеспечивать,  чтобы промысловая смертность не превышала той,  которая
соответствует  максимальной  устойчивой  добыче,  а биомасса не падала
ниже  заранее  определенного  порогового   показателя.   В   отношении
перелавливаемых    запасов   в   качестве   целевого   показателя   их
восстановления  может  служить  значение  биомассы,  которая  дала  бы
максимальную устойчивую добычу.