О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДОВ БИОТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОЗВРАТНЫХ ВОД И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ С УЧЕТОМ ИХ ТОКСИЧНОСТИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 27 декабря 1995 г. N 533 (Д) В целях внедрения современных методов экологического контроля, повышения эффективности природоохранной деятельности и совершенствования экономического механизма взимания платы за загрязнение окружающей среды приказываю: 1. Провести в 1996 году эксперимент по внедрению методов биотестирования при оценке качества возвратных вод и взиманию платы с учетом их токсичности. Определить, что по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации эксперимент проводится в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Астраханской, Брянской, Кировской, Пермской, Тамбовской и Ярославской областях. 2. Утвердить прилагаемые "Временные методические указания по взиманию платы за сброс возвратных вод с учетом их токсичности" (Приложение 1). 3. Утвердить состав рабочей группы по организации и проведению эксперимента, обобщению его результатов (приложение 2). 4. Разрешить руководителю рабочей группы Г.М.Цветкову дополнительно включать в состав участников эксперимента регионы по мере поступления от их администраций официальных писем, подтверждающих это участие, и при необходимости специалистов в состав рабочей группы. 5. Главному управлению аналитического контроля и метрологического обеспечения природоохранной деятельности (Цветков), Департаменту экономики и финансов (Шкурин) обеспечить общее руководство, организацию и координацию работ по нормативно-методическому обеспечению проведения эксперимента и по его результатам до 30 марта 1997 года представить предложения руководству Министерства. 6. Департаменту научно-технического обеспечения, экологических программ и промышленной экологии (Жибоедов) предусмотреть в рамках НИОКР на 1996 год финансирование работ по анализу и обобщению результатов проведения эксперимента, совершенствованию его нормативно-методического обеспечения. 7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра В.Ф.Костина. Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.И. Данилов-Данильян Приложение 1 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 27 декабря 1995 года N 533 Временные методические указания по взиманию платы за сброс возвратных вод с учетом их токсичности 1. Разработан и внесен Департаментом экономики и финансов, Главным управлением аналитического контроля и метрологического обеспечения природоохранной деятельности при Минприроды России. 2. Введен в действие с 1 января 1996 года до 1 января 1997 года. 3. Введен впервые. 4. Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Департамента экономики и финансов и Главного управления аналитического контроля и метрологического обеспечения природоохранной деятельности при Минприроды России. 1. Введение 1.1. Временные методические указания по взиманию платы за сброс возвратных вод с учетом степени их токсичности разработаны на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и в соответствии с Положением о Минприроды России. 1.2. Настоящий нормативный документ подготовлен Департаментом экономики и финансов (Шевчук А.В., Куприянов И.В., Кривов Р.А.), Главным управлением аналитического контроля и метрологического обеспечения прироодохранной деятельности при Минприроды России (Цветков Г.М., Жмур Н.С.) с участием Ярославского университета (Сабуров Г.Е., Жариков Г.П.). 1.3. Настоящий нормативный документ устанавливает порядок расчета платы за сброс возвратных вод в водные объекты и на рельеф местности с учетом степени их токсичности и ее взимания с природопользователей независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, расположенных на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. 1.4. Документ предназначен для использования экологическими службами природопользователей и территориальными органами системы Минприроды России на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в состав участников эксперимента Приказом Минприроды России от 27 декабря 1995 года N 533, при осуществлении экологического контроля возвратных вод и при исчислении платы за загрязнение. 2. Основные понятия и определения 2.1. Водный объект - воды, постоянно или временно находящиеся на поверхности, в почвогрунтах и недрах земли как водные объекты любого (твердого, жидкого) физического состояния. К ним относятся почвенные и грунтовые воды, подземные водоносные горизонты, воды рек, постоянных и временных водотоков (естественного и искусственного происхождения), озер, водохранилищ, прудов, временных водоемов, болот, ледников, наледей и снежного покрова. 2.2. Рельеф местности - совокупность форм земной поверхности естественного происхождения либо измененных или созданных деятельностью человека. К ним относятся - балки, овраги, котлованы и др., а также специальные водоотводящие устройства (коллекторно-дренажные и сбросные каналы), земледельческие поля орошения и поля фильтрации. 2.3. Биотестирование - метод оценки и контроля качества воды, основанный на определении степени токсичности (вредного воздействия) совокупности загрязняющих веществ, содержащихся в возвратных водах, по отношению к живым организмам (тест - объектам). 2.4. Показатель степени токсичности - кратность разбавления возвратных вод, при которой устраняется острое токсическое воздействие на тест-объекты. 2.5. Категория возвратных вод - классификация возвратных вод по величине показателя степени токсичности. 3. Общие положения 3.1. Степень токсичности возвратных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности, определяется одним из методов биотестирования, допущенных для целей государственного экологического контроля (ПНД, РД 118.02-90). 3.2. Степень токсичности возвратных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности, характеризуется величиной (показателем) кратности их разбавления, при котором устраняется острое токсическое действие на тест-объекты. 3.3. Возвратные воды классифицируются по величине показателя степени токсичности на пять категорий - нетоксичная, малотоксичная, среднетоксичная, высокотоксичная и гипертоксичная. 3.4. Природопользователи, сбрасывающие токсичные возвратные воды, обязаны в сроки, согласованные с территориальными органами по охране природы, осуществить разработку мероприятий, обеспечивающих перевод возвратных вод в категорию более низкой токсичности. На период реализации мероприятий или их этапов природопользователям устанавливается временно разрешенная категория токсичности возвратных вод с соответствующим показателем степени токсичности и их сброс осуществляется на основании разрешений, выдаваемых территориальными органами по охране природы. Временно разрешенная категория токсичности сбрасываемых возвратных вод с согласованными показателями степени токсичности устанавливается на основе технико-экономического анализа существующих возможностей природопользователя по достижению наилучшего водоохранного результата. 3.5. Плата с учетом степени токсичности возвратных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности, взимается независимо от соблюдения природопользователем установленных нормативов ПДС и лимитов сброса загрязняющих веществ, содержание которых определяется результатами гидрохимических измерений. 3.6. Плата за сбрасываемые возвратные воды, образующаяся как результат учета степени их токсичности, осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. 3.7. При аварийном по вине природопользователя сбросе возвратных вод в водные объекты и на рельеф местности размер платежей (возмещение ущерба) за загрязнение, взимаемых в соответствии с п.4.2 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" (утв. Минприроды России 26 января 1993 года по согласованию с Минэкономики России и Минфином России), определяется с учетом степени токсичности возвратных вод на основании положений настоящего документа. 4. Порядок расчета платы за сброс возвратных вод с учетом степени их токсичности 4.1. Производится расчет суммы платы и ее составляющих за сброс возвратных вод по результатам гидрохимических измерений содержания загрязняющих веществ в соответствии с положениями "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды". 4.2. Плата за сброс возвратных вод с учетом степени их токсичности определяется путем умножения повышающего коэффициента, зависящего от показателя степени токсичности сточных вод, на сумму платы за сброс загрязняющих веществ, рассчитанную в соответствии с пунктом 4.1 настоящего документа. Птвод = Кт x Пвод, (1) где Кт - повышающий коэффициент, зависящий от показателя степени токсичности сбрасываемых возвратных вод; Пвод - общая сумма платы за загрязнение при сбросе возвратных вод, определяемая в соответствии с п.4.1 настоящего документа. 4.3. Повышающий коэффициент, зависящий от показателя степени токсичности сбрасываемых возвратных вод, принимается по данным табл.1. Таблица 1 Значения повышающего коэффициента (Кт) ---------------------------------------------------------------- | Категория | Показатель токсичности | Повышающий | | возвратных вод | возвратных вод | коэффициент | |-------------------------|------------------------|-------------| | нетоксичная | 0 | 1,0 | | малотоксичная | 1 - 16 | 1,0 | | среднетоксичная | 17 - 50 | 1,5 | | высокотоксичная | 51 - 99 | 1,8 | | гипертоксичная | 100 и более | 2,0 | ---------------------------------------------------------------- Органы исполнительной власти по согласованию с территориальными органами по охране природы могут корректировать повышающий коэффициент с учетом региональных особенностей. 4.4. Плата за сбрасываемые возвратные воды, образующаяся как результат учета степени их токсичности, определяется как разница между величинами платы, рассчитанной в соответствии с п.п.4.1 - 4.2 настоящего документа. Пт = Птвод - Пвод (2) 4.5. При сбросе нетоксичных возвратных вод фактическая плата за сброс загрязняющих веществ рассчитывается в соответствии с п.4.1 настоящего документа из условия установления их лимита (массы) на уровне фактического сброса загрязняющих веществ отчетного года (квартала), то есть не определяется и не взимается плата за их сверхлимитный сброс при его наличии. Установление лимита сброса загрязняющих веществ на уровне их фактического сброса отчетного года (квартала) оформляется решением территориального органа по охране природы на основе данных токсикологического контроля возвратных вод, осуществляемого природопользователем и контролирующим органом не реже одного раза в квартал при проведении гидрохимического контроля, но не реже одного раза в квартал. 4.6. При не проведении токсикологического контроля возвратных вод и не представлении данных об их токсичности, независимо от результатов гидрохимического контроля, масса сброса загрязняющих веществ, превышающая установленные нормативы ПДС, считается сверхлимитной и фактический общий размер платы определяется путем суммирования: - величины платы, рассчитанной как за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов ПДС в соответствии с п.4.1 настоящего документа и умноженной на повышающий коэффициент, установленный для временно разрешенной к сбросу категории возвратных вод; - величины платы, рассчитанной как за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в соответствии с п.4.1 настоящего документа и умноженной на повышающий коэффициент, установленный для гипертоксичной категории возвратных вод. 4.7. При выявлении несоответствия фактической и временно разрешенной категории токсичности возвратных вод плата за их сброс определяется путем умножения величины платы, рассчитанной в соответствии с п.4.1 настоящего документа, на повышающий коэффициент, установленный для категории возвратных вод, определенной по результатам проводимого не реже одного раза в квартал токсикологического контроля. Начальник ГУАК Г.М. Цветков Начальник Департамента экономики и финансов А.И. Шкурин Приложение к Временным методическим указаниям по взиманию платы за сброс возвратных вод с учетом их токсичности Примеры расчета платы за сброс возвратных вод с учетом степени их токсичности Пример 1. Природопользователю установлены следующие условия сброса возвратных вод: временно разрешенная категория токсичности - среднетоксичная; норматив ПДС азота аммонийного в год - 20 т; лимит сброса ЗВ - 25 т; базовые нормативы платы в пределах ПДС и лимита - 5545 и 27725 руб./т; коэффициенты экологической значимости и индексации платы - 1,4 и 17. По результатам токсикологического контроля, проводимого 1 раз в квартал, в течение года природопользователь сбрасывал возвратные воды среднетоксичной категории, а по результатам гидрохимических измерений фактический сброс ЗВ составил 28 т. Рассчитать размер платы за сброс возвратных вод. Определяется размер платы за сброс ЗВ в соответствии с п. 4.1, т.е. по схеме, установленной "Инструктивно-методическими указаниями ...": а) размер платы за сброс ЗВ в пределах ПДС5 Ппдс = 5545 x 20 x 1,4 x 17 = 2639,4 тыс. руб.; б) размер платы за сброс ЗВ в пределах лимита: Плим = 27725 x (25 - 20) x 1,4 x 17 = 3299,3 тыс. руб.; в) размер платы за сброс 3В сверхлимита: Пол = 27725 x (28 - 25) x 1,4 x 17 x 5 = 9897,8 тыс. руб. Общий размер платы за сброс ЗВ составит: Пвод = 2639,4 + 3299,3 + 9897,8 = 15836,5 тыс. руб. Определяется размер платы за сброс возвратных вод с учетом их токсичности в соответствии с п. 4.2 и п. 4.3, согласно которому повышающий коэффициент для учета токсичности равен 1,5: Птвод = 1,5 x 15836,5 = 23754,75 тыс. руб. Пример 2. Исходные условия сброса возвратных вод аналогичны примеру 1. По результатам токсикологического контроля возвратных вод было установлено, что фактически они относятся к нетоксичной категории. В соответствии с п.4.5 лимит сброса ЗВ принимается на его фактическом уровне и составляет 28 т. Определяется размер платы за сброс ЗВ в соответствии с п.4.1: а) размер платы за сброс ЗВ в пределах ПДС: Ппдс = 2639,4 тыс. руб.; б) размер платы за сброс ЗВ в пределах лимита: Плим = 27725 x (28 - 20) x 1,4 x 17 = 5278,8 тыс. руб. Общий размер платы за сброс ЗВ составит: Пвод = 2639,4 + 5278,8 = 7918,2 тыс. руб. Так как в соответствии с п.4.3 повышающий коэффициент для нетоксичной категории сточных вод равен 1, то плата за сброс возвратных вод составит 7918,2 тыс. руб. Пример 3. Исходные условия сброса возвратных вод аналогичны примеру 1. Природопользователь не проводил токсикологический контроль сброса возвратных вод (не представлял данных). В соответствии с п.4.6 масса сброса ЗВ, превышающая установленный норматив ПДС, считается сверхнормативной и составляет 8 т. Определяется размер платы за сброс ЗВ в соответствии с п.4.1: а) размер платы за сброс ЗВ в пределах ПДС: Ппдс = 2639,4 тыс. руб.; б) размер платы за сброс ЗВ сверхлимита: Пол = 27725 x (28 - 20) x 1,4 x 17 x 5 = 26394,2 тыс. руб. Определяется размер платы за сброс возвратных вод с учетом их токсичности в соответствии с п.4.6: а) размер платы за сброс возвратных вод в пределах норматива ПДС с учетом повышающего коэффициента 1,5, установленного для временно разрешенной среднетоксичной категории возвратных вод: Птпдс = 1,5 x 2639,4 = 3959,1 тыс. руб.; б) размер платы за сброс возвратных вод с содержанием ЗВ сверхлимита с учетом повышающего коэффициента 2, принимаемого для гипертоксичной категории возвратных вод: Птол = 2 x 26394,2 = 52788,4 тыс. руб. Общий размер платы за сброс возвратных вод с учетом степени их токсичности составит: Птвод = 3959,1 + 52788,4 = 56747,5 тыс. руб. Приложение 2 к приказу Минприроды России от 27 декабря 1995 года N 533 Состав рабочей группы по организации, проведению и обобщению результатов эксперимента по внедрению методов биотестирования при оценке качества возвратных вод и взимания платы с учетом токсичности Руководитель группы: Цветков Г.М. - начальник Главного управления аналитического контроля и метрологического обеспечения природоохранной деятельности при Минприроды России. Заместитель руководителя группы: Жмур Н.С. - главный специалист Главного управления аналитического контроля и метрологического обеспечения природоохранной деятельности при Минприроды России. Секретарь: Князева Т.Ф. - заместитель начальника отдела нормативной документации Департамента правового обеспечения кадров и связей с органами государственной власти и общественными организациями Минприроды России. Члены рабочей группы: Кривов Р.А. - заместитель начальника отдела Департамента экономики и финансов Поляков В.А. - начальник СИАК Краснодарского комитета охраны природы Патрин В.В. - начальник СИАК Тамбовского комитета охраны природы Воронина Л.И. - начальник СИАК Ярославского комитета охраны природы Сотдыкин В.Н. - начальник СИАК Астраханского комитета охраны природы Зубова Т.И. - начальник СИАК Кировского комитета охраны природы Басов В.Н. - начальник СИАК Пермского комитета охраны природы Алешкина Т.Л. - начальник СИАК Брянского комитета охраны природы Шагидуллин Р.Р. - начальник Центральной специнспекции Республики Татарстан. Начальник ГУАК Г.М. Цветков Начальник Департамента экономики и финансов А.И. Шкурин |