О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ НАЗЕМНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ. Указание. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 26.12.95 ДВ-152/И

            О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В
                    УСЛОВИЯХ НАЗЕМНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ

                               УКАЗАНИЕ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
     
                         26 декабря 1995 г.
                              N ДВ-152/И
     
                                 (Д)


     При эксплуатации   в   холодный   период   года  воздушных  судов
участились в последнее время случаи нарушений правил и рекомендаций по
применению технических средств и методов защиты самолетов от наземного
обледенения,  что  приводит  к  возникновению  инцидентов  и   опасных
ситуаций.
     В ряде  предприятий  ГА  зафиксированы  случаи  выпуска  в  полет
самолетов  с  неудаленными  снежно-ледяными отложениями,  что является
грубейшим     нарушением     НПП     ГА.      Обработки      самолетов
противообледенительными    жидкостями    (ПОЖ)    нередко   проводятся
недостаточно качественно с нарушением инструкций.  Имеют место  случаи
использования  в  качестве  противообледенительных  средств жидкостей,
недопущенных   в   установленном    порядке    к    применению,    или
противообледенительных  жидкостей  в  недопустимо низкой концентрации,
что не обеспечивает необходимой защиты.
     Некоторые руководители  при  наличии  в  производстве современной
отечественной противообледенительной жидкости "Арктика ОС-2"  (введена
на  эксплуатацию  в  1994  году)  ориентируются  на более дешевые,  но
морально устаревшие ПОЖ,  которые не  соответствуют  ряду  современных
требований.
     У части  летного  и  инженерно-технического  состава   отмечается
недостаточное  понимание  особенностей  эксплуатации  ВС  при  наличии
условий наземного обледенения,  недооценка опасности этого  явления  и
слабые  знания  современных  международных рекомендаций и стандартов в
этой  области.  Недостаточная  компетентность  проявляется   и   среди
руководящего состава.
     Указанные недостатки и  нарушения  снижают  уровень  безопасности
полетов и могут привести к самым серьезным последствиям.
     За последние 8 лет в мировой транспортной  авиации  произошло  10
тяжелых  авиационных  происшествий  по  причине наземного обледенения.
Международные организации ИКАО,  ИАТА,  АЕА рассматривают в  настоящее
время  наземное обледенение как особо актуальную проблему безопасности
полетов и проводят разработку и введение необходимых мероприятий.
     В целях  повышения  безопасности  полетов и устранения отмеченных
недостатков предлагаю:
     1. При  организации  и выполнении противообледенительных процедур
руководствоваться следующими дополнительными указаниями и информацией:
     1.1. Допуск  к  применению  отечественных  и  зарубежных  ПОЖ для
защиты самолетов от наземного  обледенения  производится  в  настоящее
время  на  основании  заключения Авиационного сертификационного центра
ГосНИИ ГА, согласованного с ВИАМ.
     1.2. В    настоящее    время    в    гражданской    авиации   для
противообледенительных обработок  самолетов  Департаментом  воздушного
транспорта допущены три жидкости:
     - "Арктика".  Введена на  эксплуатацию  приказом  МГА  N  781  от
15.12.66.  Применяется только в неразбавленном состоянии.  По принятой
современной  классификации  близка  к  жидкостям  типа   1.   Основное
назначение  - удаление снежно-ледяных образований.  Может применяться,
когда процесс наземного обледенения закончился или в условиях  слабого
обледенения. Обладает малой предохраняющей способностью. В нормируемых
условиях выпадения замерзающих осадков время защитного действия -  3-5
мин. Применяется до температуры наружного воздуха минус 30 град. С;
     - "Арктика-200".  Введена на эксплуатацию приказом МГА N  550  от
28.09.70.  Применяется  в  различной  концентрации  в  зависимости  от
температуры наружного воздуха (в соответствии с инструкцией).
     Назначение - удаление снежно-ледяных образований,  предотвращение
повторного   обледенения,   профилактическая    обработка.    Обладает
значительной   предохраняющей   способностью,   но  недостаточной  для
соответствия современным международным нормативам.  Может  применяться
до температуры наружного воздуха минус 45 град. С;
     - "Арктика  ОС-2".  Разработана  ГосНИИ  ГА  и  ВИАМ  для  замены
жидкостей   "Арктика"   и   "Арктика-200".   Введена  на  эксплуатацию
директивным письмом ДВТ N ДВ-16/1 от 25.01.94. Является жидкостью типа
П,  соответствует  основным  требованиям  АЕА  (Ассоциация Европейских
авиалиний) и международным стандартам,  имеет зарубежный сертификат на
"аэродинамическую пригодность". Применяется в различной концентрации в
зависимости от метеоусловий (в соответствии с инструкцией).
     Назначение - удаление снежно-ледяных образований,  предотвращение
повторного обледенения,  а  также  профилактическая  обработка.  Может
применяться до температуры наружного воздуха минус 45 град. С.
     Применение каких-либо  других   иностранных   или   отечественных
жидкостей  (кроме перечисленных трех) может быть допущено по получении
заключения  Авиационного  сертификационного  центра  ГосНИИ  ГА  (тел.
578-50-16, 578-49-52).
     В авиакомпаниях и предприятиях ГА,  уже  использующих  зарубежные
ПОЖ, заключение Авиационного сертификационного центра о возможности их
применения должно быть получено не позднее февраля 1996 года.
     1.3. Одним из главных новых требований к ПОЖ является обеспечение
"аэродинамической пригодности"  жидкостей.  Исследования,  проведенные
после   катастрофы   самолета"   Боинг-737"   на   взлете  в  условиях
обледенения,  показали,  что пленка "старых" жидкостей  (разработанных
без  учета этого требования),  нанесенная на поверхность крыла,  может
вызвать снижение коэффициента подъемной  силы  на  взлете  на  15-17%.
Требование  "аэродинамической  пригодности"  является  обязательным по
международным правилам,  т.к.  оно связано с обеспечением безопасности
взлета   при   каждой   противообледенительной   обработке   самолетов
независимо от наличия и степени суровости условий обледенения.
     В настоящее  время все крупные зарубежные авиакомпании используют
противообледенительные      жидкости,      отвечающие       требованию
"аэродинамической   пригодности".   Испытания   на   "аэродинамическую
пригодность"  включены  в  международный  стандарт.   Это   требование
особенно  актуально  для  новых  типов  самолетов  с суперкритическими
профилями.
     Из отечественных противообледенительных жидкостей только "Арктика
ОС-2"  в  полной  мере  соответствует   требованию   "аэродинамической
пригодности".     Это     следует     учитывать     при     проведении
противообледенительных обработок на различных  типах  отечественных  и
зарубежных  самолетов  в  аэропортах  ГА.  Обработку  самолетов Ил-86,
Ил-96,  Ту-204,  А-310  и  других  новых  отечественных  и  зарубежных
самолетов, поступающих на эксплуатацию в ГА, рекомендуется производить
"Арктикой ОС-2" или аналогичными зарубежными ПОЖ типа П.
     1.4. Международная конференция ИАТА, состоявшаяся в мае 1994 года
и посвященная  специально  проблеме  наземного  обледенения,  обратила
внимание  всех  воздушных  перевозчиков  на  три  главных  направления
ближайшей работы по повышению безопасности полетов при наличии условий
обледенения:
     - на необходимость применения современных ПОЖ;
     - на  улучшение  обучения,  повышения  знаний  в  данной области,
чувства ответственности  и  исполнительности  у  летного  и  наземного
персонала;
     - на улучшение контроля за  отсутствием  обледенения  самолета  и
двигателей  перед взлетом после завершения всех противообледенительных
процедур. Это является определяющим фактором безопасности взлета.
     Данные рекомендации  должны  быть учтены в практической работе по
совершенствованию технологии противообледенительной защиты самолетов.
     2. С  целью  изучения и использования в практической деятельности
современных  Правил  и  рекомендаций  по  защите   ВС   от   наземного
обледенения   организовать,  начиная  с  января  1996  года,  на  базе
Авиационного сертификационного центра ГосНИИ ГА обучение на договорных
условиях   представителей   летной   и   инженерно-технической   служб
авиакомпаний и авиапредприятий ГА.
     Занятия проводить  со  сдачей  зачетов  и выдачей соответствующих
свидетельств (как это принято в  международной  практике).  ГосНИИ  ГА
обеспечить     проходящих     обучение    специалистов    современными
учебно-методическими материалами.
     Руководителям авиакомпаний  и  предприятий организовать занятия с
личным составом по данному направлению,  используя прошедших  обучение
специалистов  и  привлекая  при  необходимости специалистов ГосНИИ ГА.
Занятия проводить ежегодно.
     3. Главной  инспекции  ДВТ  с привлечением специалистов ГосНИИ ГА
провести  выборочные  проверки  в  эксплуатационных  предприятиях   ГА
состояния  работ  и  подготовки личного состава в области защиты ВС от
наземного обледенения.  В I квартале 1996  года  проверку  провести  в
предприятиях Московской зоны.