О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ НАЗЕМНОГО ОБЛЕДЕНЕНИЯ УКАЗАНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 26 декабря 1995 г. N ДВ-152/И (Д) При эксплуатации в холодный период года воздушных судов участились в последнее время случаи нарушений правил и рекомендаций по применению технических средств и методов защиты самолетов от наземного обледенения, что приводит к возникновению инцидентов и опасных ситуаций. В ряде предприятий ГА зафиксированы случаи выпуска в полет самолетов с неудаленными снежно-ледяными отложениями, что является грубейшим нарушением НПП ГА. Обработки самолетов противообледенительными жидкостями (ПОЖ) нередко проводятся недостаточно качественно с нарушением инструкций. Имеют место случаи использования в качестве противообледенительных средств жидкостей, недопущенных в установленном порядке к применению, или противообледенительных жидкостей в недопустимо низкой концентрации, что не обеспечивает необходимой защиты. Некоторые руководители при наличии в производстве современной отечественной противообледенительной жидкости "Арктика ОС-2" (введена на эксплуатацию в 1994 году) ориентируются на более дешевые, но морально устаревшие ПОЖ, которые не соответствуют ряду современных требований. У части летного и инженерно-технического состава отмечается недостаточное понимание особенностей эксплуатации ВС при наличии условий наземного обледенения, недооценка опасности этого явления и слабые знания современных международных рекомендаций и стандартов в этой области. Недостаточная компетентность проявляется и среди руководящего состава. Указанные недостатки и нарушения снижают уровень безопасности полетов и могут привести к самым серьезным последствиям. За последние 8 лет в мировой транспортной авиации произошло 10 тяжелых авиационных происшествий по причине наземного обледенения. Международные организации ИКАО, ИАТА, АЕА рассматривают в настоящее время наземное обледенение как особо актуальную проблему безопасности полетов и проводят разработку и введение необходимых мероприятий. В целях повышения безопасности полетов и устранения отмеченных недостатков предлагаю: 1. При организации и выполнении противообледенительных процедур руководствоваться следующими дополнительными указаниями и информацией: 1.1. Допуск к применению отечественных и зарубежных ПОЖ для защиты самолетов от наземного обледенения производится в настоящее время на основании заключения Авиационного сертификационного центра ГосНИИ ГА, согласованного с ВИАМ. 1.2. В настоящее время в гражданской авиации для противообледенительных обработок самолетов Департаментом воздушного транспорта допущены три жидкости: - "Арктика". Введена на эксплуатацию приказом МГА N 781 от 15.12.66. Применяется только в неразбавленном состоянии. По принятой современной классификации близка к жидкостям типа 1. Основное назначение - удаление снежно-ледяных образований. Может применяться, когда процесс наземного обледенения закончился или в условиях слабого обледенения. Обладает малой предохраняющей способностью. В нормируемых условиях выпадения замерзающих осадков время защитного действия - 3-5 мин. Применяется до температуры наружного воздуха минус 30 град. С; - "Арктика-200". Введена на эксплуатацию приказом МГА N 550 от 28.09.70. Применяется в различной концентрации в зависимости от температуры наружного воздуха (в соответствии с инструкцией). Назначение - удаление снежно-ледяных образований, предотвращение повторного обледенения, профилактическая обработка. Обладает значительной предохраняющей способностью, но недостаточной для соответствия современным международным нормативам. Может применяться до температуры наружного воздуха минус 45 град. С; - "Арктика ОС-2". Разработана ГосНИИ ГА и ВИАМ для замены жидкостей "Арктика" и "Арктика-200". Введена на эксплуатацию директивным письмом ДВТ N ДВ-16/1 от 25.01.94. Является жидкостью типа П, соответствует основным требованиям АЕА (Ассоциация Европейских авиалиний) и международным стандартам, имеет зарубежный сертификат на "аэродинамическую пригодность". Применяется в различной концентрации в зависимости от метеоусловий (в соответствии с инструкцией). Назначение - удаление снежно-ледяных образований, предотвращение повторного обледенения, а также профилактическая обработка. Может применяться до температуры наружного воздуха минус 45 град. С. Применение каких-либо других иностранных или отечественных жидкостей (кроме перечисленных трех) может быть допущено по получении заключения Авиационного сертификационного центра ГосНИИ ГА (тел. 578-50-16, 578-49-52). В авиакомпаниях и предприятиях ГА, уже использующих зарубежные ПОЖ, заключение Авиационного сертификационного центра о возможности их применения должно быть получено не позднее февраля 1996 года. 1.3. Одним из главных новых требований к ПОЖ является обеспечение "аэродинамической пригодности" жидкостей. Исследования, проведенные после катастрофы самолета" Боинг-737" на взлете в условиях обледенения, показали, что пленка "старых" жидкостей (разработанных без учета этого требования), нанесенная на поверхность крыла, может вызвать снижение коэффициента подъемной силы на взлете на 15-17%. Требование "аэродинамической пригодности" является обязательным по международным правилам, т.к. оно связано с обеспечением безопасности взлета при каждой противообледенительной обработке самолетов независимо от наличия и степени суровости условий обледенения. В настоящее время все крупные зарубежные авиакомпании используют противообледенительные жидкости, отвечающие требованию "аэродинамической пригодности". Испытания на "аэродинамическую пригодность" включены в международный стандарт. Это требование особенно актуально для новых типов самолетов с суперкритическими профилями. Из отечественных противообледенительных жидкостей только "Арктика ОС-2" в полной мере соответствует требованию "аэродинамической пригодности". Это следует учитывать при проведении противообледенительных обработок на различных типах отечественных и зарубежных самолетов в аэропортах ГА. Обработку самолетов Ил-86, Ил-96, Ту-204, А-310 и других новых отечественных и зарубежных самолетов, поступающих на эксплуатацию в ГА, рекомендуется производить "Арктикой ОС-2" или аналогичными зарубежными ПОЖ типа П. 1.4. Международная конференция ИАТА, состоявшаяся в мае 1994 года и посвященная специально проблеме наземного обледенения, обратила внимание всех воздушных перевозчиков на три главных направления ближайшей работы по повышению безопасности полетов при наличии условий обледенения: - на необходимость применения современных ПОЖ; - на улучшение обучения, повышения знаний в данной области, чувства ответственности и исполнительности у летного и наземного персонала; - на улучшение контроля за отсутствием обледенения самолета и двигателей перед взлетом после завершения всех противообледенительных процедур. Это является определяющим фактором безопасности взлета. Данные рекомендации должны быть учтены в практической работе по совершенствованию технологии противообледенительной защиты самолетов. 2. С целью изучения и использования в практической деятельности современных Правил и рекомендаций по защите ВС от наземного обледенения организовать, начиная с января 1996 года, на базе Авиационного сертификационного центра ГосНИИ ГА обучение на договорных условиях представителей летной и инженерно-технической служб авиакомпаний и авиапредприятий ГА. Занятия проводить со сдачей зачетов и выдачей соответствующих свидетельств (как это принято в международной практике). ГосНИИ ГА обеспечить проходящих обучение специалистов современными учебно-методическими материалами. Руководителям авиакомпаний и предприятий организовать занятия с личным составом по данному направлению, используя прошедших обучение специалистов и привлекая при необходимости специалистов ГосНИИ ГА. Занятия проводить ежегодно. 3. Главной инспекции ДВТ с привлечением специалистов ГосНИИ ГА провести выборочные проверки в эксплуатационных предприятиях ГА состояния работ и подготовки личного состава в области защиты ВС от наземного обледенения. В I квартале 1996 года проверку провести в предприятиях Московской зоны. |