О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 29 ОКТЯБРЯ 1998 Г.). Закон (Федеральный). Президент РФ. 01.12.95 191-ФЗ

       О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
                 И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 29 ОКТЯБРЯ 1998 Г.)

                                ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          1 декабря 1995 г.
                               N 191-ФЗ

                                (ГДФС)


    Представлен Правовым Управлением Аппарата Государственной Думы
      Федерального Собрания РФ по договору с агентством INTRALEX

          Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года
            Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

     (в ред. - Федерального закона Российской Федерации от 22.10.98 г.
N 159-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43,
ст. 5212)

     Настоящий Федеральный  закон  регулирует  порядок государственной
поддержки средств массовой  информации  и  книгоиздания,  приватизации
предприятий,   обеспечивающих  их  функционирование,  и  направлен  на
обеспечение конституционного  права  граждан  на  получение  полной  и
объективной информации.

                      Глава 1. Основные понятия

         Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
                          Федеральном законе

     В целях настоящего Федерального закона понимаются:
     под государственной  поддержкой  средств  массовой  информации  -
совокупность  организационных,  организационно-технических,  правовых,
экономических  и  иных  мер,  устанавливаемых  государством  в   целях
обеспечения  прав  граждан  на  получение  объективной информации,  на
свободу слова,  а также  в  целях  обеспечения  независимости  средств
массовой информации;
     под массовой информацией -  предназначенные  для  неограниченного
круга  лиц  печатные,  аудио-,  аудиовизуальные  и  иные  сообщения  и
материалы;
     под средством   массовой   информации  -  периодическое  печатное
издание, теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма
периодического распространения массовой информации;
     под периодическим печатным изданием - газета,  журнал,  альманах,
бюллетень,  иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и
выходящее в свет не реже одного раза в год;
     под теле-,   радио-,   видео-,   кинохроникальной   программой  -
совокупность  периодических  аудио-,   аудиовизуальных   сообщений   и
материалов  (передач);  имеет  постоянное название и выходит в свет (в
эфир) не реже одного раза в год;
     под продукцией  средства  массовой  информации  - тираж или часть
тиража отдельного номера периодического печатного  издания,  отдельный
выпуск  теле-,  радио-,  кинохроникальной  программы,  тираж или часть
тиража аудио- или видеозаписи программы;
     под распространением  продукции  средства  массовой  информации -
продажа (подписка,  доставка, раздача) периодических печатных изданий,
аудио-  или  видеозаписей  программ,  трансляция теле-,  радиопрограмм
(вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
     под редакцией   средства   массовой   информации   -  организация
(независимо от формы  собственности),  осуществляющая  производство  и
выпуск средства массовой информации;
     под издательством    -    предприятие    государственной    формы
собственности или организация иной формы собственности, осуществляющие
подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции;
     под полиграфическим  предприятием  -  предприятие государственной
формы  собственности  или  организация   иной   формы   собственности,
осуществляющие  материально-техническое обеспечение выпуска газетной и
книжно-журнальной продукции;
     под организацией    теле-,   радиовещания   (телерадиовещательной
компанией - ТРК) - организация,  осуществляющая производство,  монтаж,
расстановку    во   времени   и   распространение   с   использованием
электромагнитных  волн  (по  эфирным,  кабельным,  проводным  и   иным
электромагнитным   системам)  звуковой  (радиовещание),  визуальной  и
аудиовизуальной   (телевещание)   массовой   информации   и    данных,
предназначенных   для   получения   непосредственно   телезрителями  и
радиослушателями;
     под передающим   центром  (ПЦ)  -  радиотелевизионные  передающие
центры (РТПЦ),  радиоцентры  (РЦ)  и  иные  организации  электросвязи,
предоставляющие  в  том  числе услуги по распространению теле- и (или)
радиопрограмм, подготовленных организациями теле-, радиовещания;
     под информационным агентством - организация, осуществляющая сбор
и оперативное распространение информации;
     под организацией   по   распространению   периодических  печатных
изданий  -  организация,   осуществляющая   реализацию   периодических
печатных   изданий   как  в  Российской  Федерации,  так  и  в  других
государствах;
     под монополистом   -   предприятие,   организация,   признающиеся
таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством;
     под средством массовой информации рекламного характера - средство
массовой информации,  в котором реклама превышает 40 процентов  объема
отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах -
25 процентов объема вещания;
     под средством   массовой   информации  эротического  характера  -
периодическое печатное издание или теле-,  радиопрограмма,  которые  в
целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.

               Глава 2. Налоговое, таможенное, валютное
                   и иное финансовое регулирование

                  Статья 2. Налоговое регулирование

     Освобождаются от  налога  на  добавленную  стоимость  обороты  по
реализации продукции средств массовой информации,  книжной  продукции,
связанной  с образованием,  наукой и культурой,  а также редакционная,
издательская и полиграфическая деятельность  по  производству  книжной
продукции,  связанной с образованием,  наукой и культурой,  газетной и
журнальной продукции.
     Освобождаются от  налога  на  добавленную  стоимость  услуги   по
транспортировке,   погрузке,   разгрузке,   перегрузке   периодических
печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой
и культурой.
     Не подлежит  налогообложению   прибыль,   полученная   редакциями
средств    массовой    информации,   издательствами,   информационными
агентствами,  телерадиовещательными   компаниями,   организациями   по
распространению  периодических  печатных  изданий и книжной продукции,
передающими  центрами  от  производства  и  распространения  продукции
средств   массовой   информации   и  книжной  продукции,  связанной  с
образованием,  наукой и культурой,  в части, зачисляемой в федеральный
бюджет.
     Не подлежит налогообложению прибыль,  полученная полиграфическими
предприятиями  и  организациями  от  оказания  услуг  по  производству
книжной продукции,  связанной  с  образованием,  наукой  и  культурой,
продукции   средств   массовой  информации,  в  части,  зачисляемой  в
федеральный бюджет.
     Не подлежит   налогообложению   прибыль,   полученная  редакциями
средств   массовой   информации,    издательствами,    информационными
агентствами,   телерадиовещательными  компаниями  и  организациями  по
распространению периодических печатных изданий и книжной  продукции  и
направленная   ими   на  финансирование  капитальных  вложений  по  их
основному профилю. Не облагаемая налогом доля прибыли, направляемой на
эти цели, не ограничивается.

                  Статья 3. Таможенное регулирование

     Периодические печатные  издания и книжная продукция,  связанная с
образованием,  наукой и культурой,  ввозимые на таможенную  территорию
Российской  Федерации и вывозимые с этой территории редакциями средств
массовой информации  и  издательствами,  освобождаются  от  таможенной
пошлины и сборов, связанных с импортом и экспортом.
     Бумага, полиграфические  материалы  и  полиграфические  носители,
аудио-  и видеоинформация,  технологическое и инженерное оборудование,
ввозимые на  таможенную  территорию  Российской  Федерации  редакциями
средств    массовой    информации,   издательствами,   информационными
агентствами,   телерадиовещательными   компаниями,    полиграфическими
предприятиями  и  организациями  и  используемые  ими для производства
продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с
образованием, наукой и культурой, освобождаются от таможенной пошлины.

                   Статья 4. Валютное регулирование

     Редакции средств      массовой      информации,     издательства,
полиграфические  предприятия   и   организации,   телерадиовещательные
компании,  информационные  агентства,  организации  по распространению
периодических печатных изданий освобождаются от  обязательной  продажи
валютной выручки,  получаемой от экспорта книжной продукции, связанной
с образованием,  наукой и культурой,  газетной,  журнальной,  аудио- и
видеопродукции,  если  она используется на приобретение оборудования и
материалов,  необходимых для производства продукции  средств  массовой
информации  и  книжной продукции,  связанной с образованием,  наукой и
культурой, и его расширения.

       Статья 5. Иное финансовое и хозяйственное регулирование

     Редакции средств     массовой      информации,      издательства,
информационные  агентства,  телерадиовещательные  компании  пользуются
услугами организаций  почтовой,  телеграфной  и  телефонной  связи  по
тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций.
     Редакции средств     массовой      информации,      издательства,
полиграфические  предприятия и организации,  информационные агентства,
телерадиовещательные   компании,   организации   по    распространению
периодических  печатных  изданий и передающие центры оплачивают аренду
помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, по тарифам
и   ставкам,   не  превышающим  установленные  для  организаций  сферы
культуры.
     Редакциям средств     массовой     информации,     издательствам,
информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям передаются в
хозяйственное ведение помещения,  которыми они владеют либо пользуются
в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности.

            Статья 6. Особенности налогового, таможенного,
             валютного и иного финансового регулирования

     Льготы, предусмотренные  статьями  2-5  настоящего   Федерального
закона,  не  распространяются  на  книжные  и  периодические  печатные
издания  рекламного  и  эротического  характера  и  средства  массовой
информации рекламного и эротического характера.
     Льготы, предусмотренные  статьями  2-5  настоящего   Федерального
закона,  применяются  в  порядке  и на условиях,  которые определяются
соответствующими  законодательными  актами  Российской  Федерации   по
налоговым, таможенным, валютным и бюджетным вопросам.

            Глава 3. Особенности приватизации предприятий,
                   обеспечивающих выпуск газетной,
                    журнальной и книжной продукции

     Приватизация предприятий,   обеспечивающих    выпуск    газетной,
журнальной  и  книжной  продукции,  осуществляется  в  соответствии  с
действующим законодательством Российской Федерации  о  приватизации  с
учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей.

                Статья 7. Ограничения на приватизацию

     Не подлежат   приватизации   издательства    и    полиграфические
предприятия,   отнесенные   исключительно   к   объектам   федеральной
собственности:
     полиграфические предприятия,    являющиеся    монополистами    на
общероссийском рынке товаров (услуг);
     полиграфические предприятия, оснащенные высокими технологиями для
выпуска высокохудожественной и высококачественной печатной продукции;
     издательства -  монополисты  на  общероссийском   рынке   товаров
(услуг);
     предприятия-монополисты, обеспечивающие          функционирование
полиграфической отрасли.
     Издательства и  полиграфические  предприятия,   подпадающие   под
действие   настоящей   статьи,   могут   акционироваться   в  порядке,
предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального  закона,  только  по
решению Правительства Российской Федерации не ранее   чем по истечении
трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.

             Статья 8. Особенности приватизации издательств
               и полиграфических предприятий, относящихся
                  к объектам федеральной собственности

     Полиграфические предприятия,   расположенные    на    территориях
субъектов  Российской  Федерации,  относящиеся  к объектам федеральной
собственности и являющиеся  монополистами  по  производству  газетной,
журнальной и книжной продукции на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации,  а также полиграфические предприятия, входящие в
систему  децентрализованной  печати газет и журналов,  преобразуются в
акционерные общества.
     25,5 процента  акций  закрепляется  в  федеральной  собственности
сроком на три года.
     24,5 процента   обыкновенных   акций   передается   акционируемым
полиграфическим предприятиям на безвозмездной основе.
     50 процентов   обыкновенных  акций  передается  на  безвозмездной
основе юридическим лицам - редакциям  средств  массовой  информации  и
издательствам,   выпускающим   продукцию   на  данном  полиграфическом
предприятии и преобразующимся в акционерные  общества  открытого  типа
или  являющимся  таковыми.  Пакеты  акций  между  ними  распределяются
пропорционально объемам выпускаемой продукции в натуральном выражении.
     Редакции средств      массовой      информации,     издательства,
полиграфические организации  вправе  продать  часть  акций,  привлекая
инвесторов  по  своему  выбору,  при  условии  сохранения  профиля  их
деятельности.
     К участию   в   распределении   акций  по  закрытой  подписке  не
допускаются  редакции  средств  массовой  информации  и  издательства,
выпускающие продукцию рекламного и эротического характера.

      Статья 9. Порядок приватизации издательств и полиграфических
              предприятий, не являющихся монополистами или
            переданных в собственность субъектов Российской
                               Федерации

     Приватизация издательств    и    полиграфических     предприятий,
находящихся в федеральной собственности и не являющихся монополистами,
а  также  издательств  и  полиграфических  предприятий,  переданных  в
собственность   субъектов   Российской   Федерации,  осуществляется  в
соответствии  с  настоящим   Федеральным   законом   и   региональными
программами приватизации.

               Глава 4. О порядке вступления настоящего
                      Федерального закона в силу

             Статья 10. Срок вступления в силу настоящего
                         Федерального закона

     Настоящий Федеральный   закон   вступает   в   силу  со  дня  его
официального опубликования.
     Статьи 2, 3, 5  настоящего  Федерального закона вступают в силу с
1 января 1996 года и утрачивают силу с 1 января 2002 года  (в  ред.  -
Федерального  закона  Российской  Федерации от 22.10.98 г.  N 159-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5212).
     Статья 4  настоящего  Федерального   закона  вступает  в  силу  с
1 января 1996 года и утрачивает силу с 1 января 1999 года (новая часть
третья введена Федеральным законом Российской Федерации от 22.10.98 г.
N 159-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43,
ст. 5212).
     Статьи 7  -  9  настоящего Федерального закона вступают в силу со
дня  его  официального  опубликования  и  действуют   до   утверждения
Федеральным  Собранием  Российской Федерации Государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в  Российской
Федерации.

          Статья 11. О приведении в соответствие с настоящим
                  Федеральным законом правовых актов

     Предложить Президенту    Российской    Федерации    и    поручить
Правительству  Российской  Федерации  привести  свои  правовые  акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент РФ
N 191-ФЗ
1 декабря 1995 года