О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 25 ФЕВРАЛЯ 1999 Г.). Закон. Президент РФ. 30.11.95 187-ФЗ


Страницы: 1  2  



            О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 25 ФЕВРАЛЯ 1999 Г.)

                                ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          30 ноября 1995 г.
                               N 187-ФЗ

                                (ГДФС)


   (Представлены Правовым Управлением Аппарата Государственной Думы
    Федерального Собрания РФ по договору с агентством "INTRALEX")

          Принят Государственной Думой 25 октября 1995 года

     (в ред.  - Федерального закона от 10.02.99 г.  N 32-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 879)

     Настоящий Федеральный  закон  определяет  статус континентального
шельфа Российской Федерации,  суверенные права и юрисдикцию Российской
Федерации   на   ее   континентальном  шельфе  и  их  осуществление  в
соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,  общепризнанными
принципами  и нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации.  Вопросы,  относящиеся к континентальному шельфу
Российской   Федерации  и  деятельности  на  нем,  не  предусмотренные
настоящим  Федеральным  законом,  регулируются  другими   федеральными
законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Определение и границы континентального шельфа
               Российской Федерации

     Континентальный шельф    Российской    Федерации     (далее     -
континентальный  шельф)  включает в себя морское дно и недра подводных
районов,  находящиеся за пределами  территориального  моря  Российской
Федерации   (далее   -   территориальное   море)  на  всем  протяжении
естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней  границы
подводной окраины материка.
     Подводной окраиной материка является продолжение континентального
массива  Российской Федерации,  включающего в себя поверхность и недра
континентального шельфа, склона и подъема.
     Определение континентального  шельфа  применяется  также  ко всем
островам Российской Федерации.
     Внутренней границей   континентального  шельфа  является  внешняя
граница территориального моря.
     С учетом   положений  статьи  2  настоящего  Федерального  закона
внешняя граница континентального шельфа находится  на  расстоянии  200
морских   миль   от  исходных  линий,  от  которых  отмеряется  ширина
территориального моря,  при условии,  что  внешняя  граница  подводной
окраины  материка  не простирается на расстояние более чем 200 морских
миль.
     Если подводная  окраина материка простирается на расстояние более
200  морских  миль  от  указанных  исходных  линий,  внешняя   граница
континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины
материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

     Статья 2. Делимитация континентального шельфа

     Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и
государствами,  побережья  которых  противолежат  побережью Российской
Федерации или являются смежными  с  побережьем  Российской  Федерации,
осуществляется  на основе международных договоров Российской Федерации
или норм международного права.

     Статья 3. Карты и перечни географических координат

     Линии внешних границ континентального шельфа или  заменяющие  их,
утвержденные     Правительством    Российской    Федерации,    перечни
географических  координат  точек   с   указанием   основных   исходных
геодезических     данных     делимитационные    линии,    определенные
международными договорами Российской  Федерации  или  на  основе  норм
международного  права,  указываются  на картах установленного масштаба
или публикуются в "Извещениях мореплавателям".
     Формирование банка  данных  о  внешней  границе  континентального
шельфа осуществляется федеральным органом,  специально  уполномоченным
на то Правительством Российской Федерации.

     Статья 4.Основные понятия

     В целях  настоящего  Федерального  закона  применяются  следующие
основные понятия:
     природные ресурсы  континентального шельфа - минеральные и другие
неживые ресурсы морского дна и его недр (далее - минеральные ресурсы),
а  также  живые  организмы,  относящиеся  к  "сидячим видам",  то есть
организмы,  которые в период,  когда возможен их промысел, находятся в
неподвижном  состоянии  на  морском  дне  или под ним либо не способны
передвигаться иначе,  как находясь в постоянном физическом контакте  с
морским  дном или его недрами (далее - живые ресурсы).  Перечень видов
живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа,
устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по
рыболовству.  Минеральные  и  живые  ресурсы  континентального  шельфа
находятся  в  ведении Российской Федерации;  деятельность по разведке,
разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в  компетенцию
Правительства Российской Федерации;
     промысел живых  ресурсов   континентального   шельфа   (далее   -
промысел) - комплексный процесс, включающий вылов, приемку, обработку,
транспортирование,  хранение  продукции,  ее   перегрузку,   а   также
снабжение    промысловых    судов   и   установок   топливом,   водой,
продовольствием, тарой и другими материалами;
     морские научные  исследования  на континентальном шельфе (далее -
морские  научные  исследования)  -  фундаментальные   или   прикладные
исследования   и   экспериментальные   работы,   проводимые  для  этих
исследований и направленные  на  получение  знаний  по  всем  аспектам
природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах;
     морские ресурсные исследования на континентальном шельфе (далее -
ресурсные исследования)  - прикладные научно-исследовательские работы,
направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и
промысел живых ресурсов;
     вредное вещество  -  вещество,  которое  при  попадании  в   море
способно  создать  опасность  для здоровья людей,  нанести ущерб живым
ресурсам,  морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать
другим  видам  правомерного  использования  моря,  а  также  вещество,
которое  подлежит  контролю  на  основании   международных   договоров
Российской Федерации;
     захоронение - любое преднамеренное удаление  отходов  или  других
материалов  с  судов  и иных плавучих средств,  летательных аппаратов,
искусственных  островов,  установок  и  сооружений,  а   также   любое
преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств,  летательных
аппаратов,   искусственных   островов,   установок    и    сооружений;
захоронением  не  считается  удаление  отходов  или других материалов,
присущих или являющихся  результатом  нормальной  эксплуатации  судов,
летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений,
за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами,
летательными   аппаратами,   установками   или  сооружениями,  которые
эксплуатируются в целях удаления таких материалов,  или  подвозимых  к
таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам
или сооружениям,  а также за исключением тех, что являются результатом
обработки   таких  отходов  или  других  материалов  на  таких  судах,
летательных   аппаратах,   искусственных   островах,   установках    и
сооружениях;  помещение  материалов  для  иных  целей,  чем их простое
удаление,  при условии,  что  это  не  противоречит  целям  настоящего
Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.

     Статья 5. Права Российской Федерации на континентальный шельф

     Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
     1) суверенные права в целях разведки  континентального  шельфа  и
разработки  его  минеральных  и  живых  ресурсов.  Эти  права являются
исключительными в  том  смысле,  что,  если  Российская  Федерация  не
производит  разведку  континентального шельфа или не разрабатывает его
минеральные или живые ресурсы,  никто не может делать это без согласия
Российской Федерации;
     2) исключительное право разрешать и регулировать  буровые  работы
на континентальном шельфе для любых целей;
     3) исключительное  право   сооружать,   а   также   разрешать   и
регулировать  создание,  эксплуатацию  и  использование  искусственных
островов,  установок и сооружений.  Российская Федерация  осуществляет
юрисдикцию   над   такими   искусственными  островами,  установками  и
сооружениями,  в  том  числе  юрисдикцию   в   отношении   таможенных,
фискальных,  санитарных  и  иммиграционных  законов и правил,  а также
законов и правил, касающихся безопасности;
     4) юрисдикцию  в  отношении:
     морских научных исследований;
     защиты и   сохранения   морской  среды  в  связи  с  разведкой  и
разработкой   минеральных   ресурсов,   промыслом   живых    ресурсов,
захоронением отходов и других материалов;
     прокладки и  эксплуатации  подводных  кабелей   и   трубопроводов
Российской Федерации.
     Российская Федерация осуществляет суверенные права  и  юрисдикцию
на континентальном шельфе,  руководствуясь экономическими,  торговыми,
научными  и  иными  интересами,  в  порядке,  определяемом   настоящим
Федеральным законом и нормами международного права.
     Права Российской   Федерации   на   континентальный   шельф    не
затрагивают   правовой   статус   покрывающих  его  вод  и  воздушного
пространства над этими водами.
     Российская Федерация,  осуществляя  суверенные права и юрисдикцию
на континентальном шельфе,  не препятствует осуществлению судоходства,
иных  прав  и свобод других государств,  признаваемых в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права.
     Деятельность на  континентальном  шельфе  осуществляется с учетом
судоходства,  рыболовства,  морских   научных   исследований,   других
правомерных видов деятельности,  а также с учетом обеспечения защиты и
сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов.

     Статья 6. Компетенция федеральных органов государственной
               власти на континентальном шельфе

     В компетенцию   федеральных  органов  государственной  власти  на
континентальном шельфе входят:
     1) разработка  и  совершенствование  законодательства  Российской
Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;
     2) координация  деятельности  федеральных органов государственной
власти в отношении континентального  шельфа  и  деятельности  на  нем,
защиты   законных   прав   и   интересов   Российской   Федерации   на
континентальном шельфе и охраны его минеральных и живых ресурсов;
     3) определение стратегии изучения,  поиска, разведки и разработки
минеральных ресурсов и промысла живых ресурсов,  защиты  и  сохранения
морской  среды,  минеральных  и  живых  ресурсов на основе федеральных
стратегии,  программ и  планов  с  учетом  заключений  государственной
экологической  экспертизы,  а  также  с  особым  учетом  экономических
интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера
и   Дальнего   Востока  Российской  Федерации  и  населения  в  местах
постоянного  проживания  на  территориях,   прилегающих   к   морскому
побережью Российской Федерации. Федеральные программы и планы разведки
и разработки минеральных  ресурсов  составляются  с  участием  органов
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  если  эти
программы   и   планы    предусматривают    использование    береговой
инфраструктуры соответствующих субъектов Российской Федерации;
     4) установление  порядка  использования   минеральных   ресурсов,
включая   порядок   лицензирования,   и   разработка   соответствующих
стандартов (норм и правил);
     5) установление   порядка  проведения  конкурсов  (аукционов)  на
получение  права  пользования  участками  континентального  шельфа   и
определение победителя конкурса (аукциона);
     6) контроль за рациональным использованием  минеральных  и  живых
ресурсов, их защита и охрана;
     7) государственный   горный   надзор;
     8) регистрация   работ   по   изучению,   разведке  и  разработке
минеральных  ресурсов;  составление   федерального   баланса   запасов
минеральных   ресурсов;  федеральный  учет  участков  континентального
шельфа,  используемых для изучения,  разведки и разработки минеральных
ресурсов;
     9) заключение соглашений о разделе продукции;
     10) введение  ограничений  и  особых  условий пользования морским
дном и его недрами на отдельных  участках  континентального  шельфа  в
связи с перспективами освоения минеральных ресурсов,  а также в местах
нереста живых ресурсов;
     11) регулирование   и  проведение  ресурсных  и  морских  научных
исследований;
     12) объявление    отдельных   районов   континентального   шельфа
закрытыми для проведения  иностранными  государствами,  физическими  и
юридическими  лицами Российской Федерации,  физическими и юридическими
лицами   иностранных   государств   и   компетентными   международными
организациями  морских  научных  исследований  в связи с ведением (или
планированием  ведения)  в  указанных  районах  работ  по  разведке  и
разработке минеральных ресурсов и промыслу живых ресурсов с сообщением
координат закрытых районов в "Извещениях мореплавателям";
     13) определение   общего  допустимого  улова  живых  ресурсов  по
районам их вылова и видам живых ресурсов;
     14) установление  порядка  использования живых ресурсов,  включая
выдачу лицензий на промысел живых ресурсов,  разработку и установление
правил   и   норм   по   рациональному   использованию,  сохранению  и
воспроизводству живых ресурсов;
     15) установление  запретов  и ограничений при использовании живых
ресурсов,  а также установление правил и норм по воспроизводству живых
ресурсов;
     16) разработка мер по предотвращению гибели  живых  ресурсов  при
осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;
     17) установление системы платежей,  определение размеров, условий
и  порядка  взимания  платы  за пользование участками континентального
шельфа в целях поиска,  разведки и разработки минеральных ресурсов,  а
также за использование живых ресурсов;
     18) регулирование   создания,   эксплуатации   и    использования
искусственных  островов,  установок  и  сооружений  в  целях изучения,
поиска,  разведки и разработки минеральных ресурсов и  промысла  живых
ресурсов, в иных целях, а также в целях проведения ресурсных и морских
научных исследований;
     19) регулирование   и  определение  условий  прокладки  подводных
кабелей  и  трубопроводов,  используемых  для  разведки  и  разработки
минеральных  ресурсов  или  для  эксплуатации  искусственных островов,
установок и сооружений,  а также выводимых  на  территорию  Российской
Федерации;
     20) определение трассы и условий для прокладки подводных  кабелей
и трубопроводов на континентальном шельфе;
     21) регулирование буровых работ  на  континентальном  шельфе  для
любых целей;
     22) проведение    государственной    экологической    экспертизы,
государственного    экологического    контроля    и   государственного
мониторинга состояния континентального шельфа;
     23) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии
континентального шельфа и состоянии его минеральных и живых ресурсов;
     24) установление   правового   режима   в   зонах    чрезвычайных
экологических   ситуаций   и   экологического   бедствия;  обеспечение
немедленных действий по ликвидации последствий  аварий,  приводящих  к
загрязнению нефтью и веществами, иными, чем нефть;
     25) установление экологических нормативов (стандартов) содержания
загрязняющих веществ в отходах и других материалах,  предназначенных к
захоронению  на  континентальном  шельфе,  перечня  вредных   веществ,
отходов   и   других   материалов,   запрещенных   к   захоронению  на
континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и
других материалов;
     26) защита и охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов живых ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации,
предотвращение  нарушения  среды  их  обитания,  условий   размножения
(нереста) и миграции;  создание заповедников,  заказников,  заповедных
зон и установление других особо охраняемых природных территорий, в том
числе  примыкающих  к  курортам,  лечебно-оздоровительным местностям и
зонам  отдыха  на  побережье,   о   чем   сообщается   в   "Извещениях
мореплавателям";
     27) обеспечение  выполнения  мероприятий,  направленных на охрану
континентального шельфа,  его минеральных и живых ресурсов, пресечение
нарушений  настоящего  Федерального  закона  и международных договоров
Российской Федерации,  и привлечение к ответственности лиц, виновных в
совершении противоправных действий;
     28) разрешение  споров  в  отношении  континентального  шельфа  и
деятельности на нем;
     29) заключение и реализация  международных  договоров  Российской
Федерации в отношении континентального шельфа и деятельности на нем.

    ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ, РАЗВЕДКА И РАЗРАБОТКА МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

     Статья 7. Предоставление пользователям участков
               континентального шельфа

     Участки континентального   шельфа   (далее   -   участки)   могут
предоставляться  физическим и юридическим лицам Российской Федерации и
физическим  и  юридическим  лицам  иностранных  государств,  а   также
создаваемым  на основе договора о совместной деятельности и не имеющим
статуса  юридического  лица  объединениям  указанных  юридических  лиц
(товариществам),  являющимся  стороной соглашения о разделе продукции,
при  условии,  что  участники  такого  объединения  несут   солидарную
ответственность по обязательствам,  вытекающим из соглашения о разделе
продукции (далее  для  настоящей  главы  -  пользователи)  (в  ред.  -
Федерального закона от 10.02.99 г. N 32-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 879).
     Участки  предоставляются  в пользование для:
     регионального геологического изучения континентального  шельфа  в
целях  оценки  перспектив  рудоносности  и  нефтегазоносности  крупных
регионов континентального  шельфа  (региональные  геологогеофизические
работы,   геологическая   съемка,  инженерно-геологические  изыскания,
ресурсные исследования);
     поиска минеральных ресурсов;
     разведки и разработки минеральных ресурсов;
     одновременных поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;
     строительства и   эксплуатации   подземных   сооружений,    не
связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов;
     сбора минералогических, палеонтологических и других геологических
коллекционных материалов.
     Участки представляют  собой  геометризованные  блоки,   параметры
которых  указываются в лицензии на региональное геологическое изучение
континентального шельфа,  поиск,  разведку  и  разработку  минеральных
ресурсов,  в том числе площадь морского дна с координатами ее границ и
глубины недр.
     Предоставление пользователям участков определяется экономическими
интересами Российской Федерации и осуществляется  таким  образом,  что
преимущественные  права  при  прочих  равных  условиях предоставляются
пользователям,  максимально  использующим  возможности  промышленности
Российской Федерации.
     В интересах обеспечения безопасности и развития промышленности  и
энергетики    Российской    Федерации   на   основании   представления
заинтересованных  федеральных  органов  исполнительной  власти   могут
вводиться ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах
(аукционах) на  поиск,  разведку  и  разработку  минеральных  ресурсов
отдельных   участков,  а  также  проведение  конкурсов  (аукционов)  с
участием только российских пользователей.
     Порядок и  условия  проведения  конкурсов  (аукционов)  на  право
пользования участками,  основания для  отказа  в  участии  в  конкурсе
(аукционе), содержание лицензии на региональное геологическое изучение
континентального шельфа,  поиск,  разведку  и  разработку  минеральных
ресурсов,  сроки, на которые предоставляются указанные лицензии, права
и обязанности пользователей участков, требования к безопасному ведению
работ,  основания  для  прекращения  права  на  пользование участками,
включая досрочное прекращение этого права,  антимонопольные требования
и  условия  раздела  продукции регламентируются федеральными законами,
применимыми к континентальному шельфу и деятельности на нем.

     Статья 8. Особенности регулирования регионального
               геологического изучения континентального шельфа,
               поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов

     Лицензии на региональное геологическое изучение  континентального
шельфа,  поиск,  разведку и разработку минеральных ресурсов (далее для
настоящей главы - лицензия),  выдаются специально уполномоченным на то
федеральным  органом  по геологии и использованию недр по согласованию
со специально уполномоченными на то федеральным  органом  по  обороне,
федеральным  органом  по  рыболовству,  федеральным  органом по охране
окружающей  среды  и  природных  ресурсов,  федеральным   органом   по
оборонным    отраслям   промышленности   с   уведомлением   специально
уполномоченных  на  то  федерального  органа  по  пограничной  службе,
федерального  органа  по  науке  и технической политике,  федерального
органа по таможенному делу, федерального органа по гидрометеорологии и
мониторингу   окружающей   среды  (в  ред. -  Федерального  закона  от
10.02.99 г.  N 32-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 7, ст. 879).
     Права и обязанности пользователя возникают  с  момента  получения
лицензии.
     В лицензию дополнительно должны включаться следующие сведения:
     об экологическом   обеспечении   пользования  участками,  включая
организацию экологического мониторинга,  взаимосогласованные  методики
возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;
     о мерах по предотвращению  и  ликвидации  аварийных ситуаций;
     о страховании,  консервации  и  ликвидации  (уборке)  установок и
сооружений по завершении работ.
     В лицензию   могут   включаться   не   противоречащие  настоящему
Федеральному  закону,  другим  федеральным   законам,   применимым   к
континентальному шельфу и деятельности на нем,  дополнительные условия
использования  объектов  инфраструктуры   на   территориях   субъектов
Российской  Федерации в районах действия лицензии или на прилегающих к
ним участках,  учитывающие экономические интересы прибрежных субъектов
Российской Федерации.
     Плата за  использование  портов,  земель,   зданий,   сооружений,
транспортных   средств   (включая   трубопроводы)  и  других  объектов
инфраструктуры  устанавливается  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     При выдаче лицензий согласовываются с  пользователем  участков  и
оформляются    в    лицензии    объемы    инвестиций    на    развитие
социально-производственной структуры прибрежных  территорий  субъектов
Российской   Федерации,   непосредственно   связанных  с  разведкой  и
разработкой минеральных ресурсов, и размещение заказов на предприятиях
Российской   Федерации   по   согласованию   с  федеральными  органами
исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации.
     Запрещается включать   в   лицензии    заповедники,    заказники,
заповедные    зоны    или    другие    особо   охраняемые   территории
континентального  шельфа,  имеющие  важное  значение  для  сохранения,
воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.
     Право пользования участками не может быть передано пользователями
участков  третьим  лицам  в порядке переуступки прав,  предусмотренном
гражданским законодательством Российской Федерации.
     Пользователи участков обязаны:
     осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные
мероприятия,  а  также  соблюдать  применимые  международные  нормы  и
стандарты,  законы и правила Российской Федерации  по  защите  морской
среды, минеральных и живых ресурсов;
     регулярно поддерживать связь  с  береговыми  службами  Российской
Федерации  и  при  наличии  соответствующего оборудования передавать в
основные    международные    синоптические    сроки    в     ближайший
радиометеорологический  центр  Российской Федерации оперативные данные
метеорологических  и  гидрологических  наблюдений  в  соответствии  со
стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации.
     Иностранные пользователи участков обязаны также:
     осуществлять региональное геологическое изучение, поиск, разведку
и  разработку  минеральных  ресурсов только в присутствии должностного
лица органов охраны континентального шельфа (далее -  органы  охраны),
указанных  в  статье  42  настоящего  Федерального  закона,  и под его
контролем;
     обеспечивать бесплатный проезд должностных лиц органов  охраны  к
месту проведения работ и обратно и использование средств радиосвязи, а
также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение
должностных   лиц  органов  охраны  наравне  с  собственным  командным
(руководящим) составом.
     Контроль за    соблюдением    условий    пользования    участками
осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом  по
геологии  и  использованию недр совместно со специально уполномоченным
на  то  федеральным  органом  по  государственному  горному   надзору,
органами охраны в пределах их компетенции.
     Владелец лицензии по запросу органов охраны  обязан  представлять
им необходимую документацию, давать объяснения по вопросам, входящим в
компетенцию этих органов, обеспечивать условия для проведения проверки
выполнения лицензии.
     Органы охраны уведомляют в письменной форме владельца лицензии  и
специально  уполномоченный  на  то  федеральный  орган  по  геологии и
использованию  недр  о  результатах  проверки,  а  при   необходимости
приостанавливают   работы   и   вносят  предложения  об  аннулировании
лицензии.
     Особенности отношений,   возникающих  при  пользовании  участками
континентального  шельфа  в  соответствии  с  условиями  соглашений  о
разделе продукции,  в том числе связанные с предоставлением, передачей
третьим  лицам  права  пользования  недрами  и  с  выдачей   лицензий,
устанавливаются   Федеральным   законом   "О   соглашениях  о  разделе
продукции"  (часть  четырнадцатая  введена  Федеральным   законом   от
10.02.99 г.  N 32-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 7, ст. 879).

     Статья 9. Особенности производства буровых работ на
               континентальном шельфе

     Правительство Российской   Федерации  регулирует  и  контролирует
буровые работы на континентальном шельфе для любых целей.
     Специально уполномоченный  на то федеральный орган по геологии
и использованию недр рассматривает  заявки  на  проведение  буровых
работ  и  выдает  разрешение  на их производство по согласованию со
специально уполномоченными на то федеральным  органом  по  обороне,
федеральным   органом   по  охране  окружающей  среды  и  природных
ресурсов,  федеральным органом по  науке  и  технической  политике,
федеральным   органом   по   рыболовству,  федеральным  органом  по
пограничной  службе  и   другими   заинтересованными   федеральными
органами  исполнительной  власти.  Буровые  работы осуществляются в
соответствии с   настоящим  Федеральным  законом  и  международными
договорами Российской Федерации.

          ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ

     Статья 10. Виды и порядок использования живых ресурсов

     Видами  использования живых ресурсов являются:
     вылов живых ресурсов  в  научно-исследовательских  и  контрольных
целях для оценки состояния их запасов и определения общего допустимого
улова;
     вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;
     вылов живых  ресурсов  в  учебных  и   культурно-просветительских
целях;
     разведка и промысел живых ресурсов;
     товарное выращивание живых ресурсов;
     искусственное воспроизводство живых ресурсов;
     любительский и спортивный вылов живых ресурсов.
     Регистрация видов  использования  живых   ресурсов   производится
специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству.
     Специально уполномоченный на то федеральный орган по  рыболовству
совместно  со  специально  уполномоченным на то федеральным органом по
охране  окружающей  среды  и  природных  ресурсов  утверждают  правила
промысла   и   других  видов  использования  живых  ресурсов  и  общие
допустимые уловы живых ресурсов.
     Специально уполномоченный  на то федеральный орган по рыболовству
по  согласованию  со  специально  уполномоченными  на  то  федеральным
органом  по  обороне  и  федеральным  органом  по  пограничной  службе
определяет районы и  сроки  промысла  на  континентальном  шельфе  для
иностранных судов.

     Статья 11. Предоставление права использования живых ресурсов

     Право на   использование   живых   ресурсов   предоставляется:
     физическим и юридическим лицам Российской  Федерации  (далее  для
настоящей главы - российские заявители);
     физическим и   юридическим    лицам    иностранных    государств,
иностранным  государствам  и  компетентным  международным организациям
(далее для настоящей главы - иностранные заявители).
     Преимущественное право на использование живых ресурсов имеют:
     представители коренных   малочисленных   народов   и   этнических
общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни,
занятость и экономика  которых  традиционно  основываются  на  ведении
промысла живых ресурсов;
     население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в местах
постоянного   проживания   на   территориях,  прилегающих  к  морскому
побережью Российской Федерации;
     российские заявители,      осуществляющие      мероприятия     по
искусственному воспроизводству живых ресурсов.
     Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных,
промысловых и других целях только на  основе  международных  договоров
Российской Федерации с государствами,  гражданами которых являются эти
иностранные  заявители  или  в   которых   они   зарегистрированы,   с
соблюдением  требований настоящего Федерального закона и международных
договоров Российской Федерации.

     Статья 12. Порядок и условия представления заявок на получение
                лицензий на промысел

     Российские и  иностранные  заявители  представляют  в  специально
уполномоченный на  то  федеральный  орган  по  рыболовству  заявки  на
получение лицензий на промысел, составленные соответственно на русском
языке и языке своей страны.
     Специально уполномоченный  на то федеральный орган по рыболовству
в  месячный  срок  со  дня  получения  указанной  заявки   информирует
заявителя  о  месте,  времени и порядке получения лицензии на промысел
или уведомления об отказе в ее выдаче.
     Основаниями для отказа в выдаче лицензий на промысел могут быть:
     отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов живых ресурсов;
     несоответствие содержания   заявки   на   получение  лицензий  на
промысел требованиям настоящего Федерального закона;
     представление заявителем неверных сведений;
     непредставление заявителем доказательств или гарантий  того,  что
он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими
средствами для проведения промысла;
     нарушения настоящего    Федерального   закона   и   международных
договоров Российской Федерации,  допущенные  заявителем  в  предыдущий
сезон;
     неуплата или   несвоевременная   уплата    заявителем    долговых
обязательств,  штрафа  и  возмещения  ущерба,  предъявленных ему ранее
органами охраны.

     Статья 13. Порядок и условия выдачи лицензий на промысел живых
                ресурсов

     Российским и  иностранным  заявителям  лицензии на промысел живых
ресурсов выдаются специально уполномоченным на то федеральным  органом
по   рыболовству   с  уведомлением  специально  уполномоченных  на  то
федерального органа по охране окружающей среды и  природных  ресурсов,
федерального  органа  по  пограничной  службе,  федерального органа по
таможенному делу и федерального органа по обороне.
     Лицензии на  промысел  живых  ресурсов  действительны  в  течение
календарного года в пределах установленного срока в  указанных  в  них
районах  промысла  на указанные виды живых ресурсов.  На каждом судне,
производящем  промысел,  должен  находиться  подлинник   лицензии   на
промысел живых ресурсов.

     Статья 14. Права и обязанности российских и иностранных
                заявителей, ведущих промысел

     Российские и иностранные заявители, ведущие промысел, имеют право
на  его осуществление в пределах только тех объемов,  сроков,  видов и
районов, которые указаны в лицензии на промысел.
     Эти же лица обязаны:
     соблюдать установленные правила и лимиты вылова живых ресурсов  и
выполнять условия лицензии на промысел;
     своевременно вносить установленные платежи;
     не допускать   ухудшения   естественных  условий  обитания  живых
ресурсов;
     не допускать  неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и
соблюдать требования карантинного режима;
     обеспечивать беспрепятственный   доступ   на   промысловое  судно
должностных лиц органов охраны;
     обеспечивать за  счет  заявителя  оптимальные  условия для работы
должностных лиц органов охраны;
     представлять бесплатно  отчетные  материалы  по  видам  и районам
промысла  специально  уполномоченным  на  то  федеральному  органу  по
рыболовству  и  федеральному  органу  по  охране  окружающей  среды  и
природных ресурсов по их требованию;
     регулярно поддерживать  связь  с  береговыми  службами Российской
Федерации и при наличии  соответствующего  оборудования  передавать  в
основные     международные    синоптические    сроки    в    ближайший
радиометеорологический центр Российской Федерации  оперативные  данные
метеорологических  и  гидрологических  наблюдений  в  соответствии  со
стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации;
     вести промысловый журнал;
     иметь специальные опознавательные знаки;
     маркировать ставные  орудия  лова  с  обоих  концов  с  указанием
названия судна (для иностранного судна - страны-судовладельца), номера
лицензии и порядкового номера орудия лова.
     Иностранные суда,  ведущие промысел в соответствии  с  лицензией,
также обязаны:
     представлять специально уполномоченному на то федеральному органу
по  рыболовству по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом
заходе в район для осуществления разрешенного  промысла  и  выходе  из
указанного  района  с  обязательным  прохождением  точек  контроля при
заходе и выходе;
     ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при
проведении промысла;
     осуществлять промысел  только  в  присутствии  должностного  лица
органов охраны и под его контролем;  обеспечивать  бесплатно  доставку
должностных лиц органов охраны к месту проведения промысла и обратно и
использование  средств  радиосвязи,  а  также  нести  все  расходы  на
содержание,  размещение  и  полное обеспечение должностных лиц органов
охраны с момента их прибытия на судно  и  до  момента  схода  с  судна
наравне с собственным командным (руководящим) составом;
     представлять специально уполномоченному на то федеральному органу
по рыболовству по  факсу  или  телеграфу  ежесуточную,  ежедекадную  и
ежемесячную информацию о результатах промысла.

     Статья 15. Основания для прекращения промысла

     Основаниями для прекращения промысла являются:
     добровольный отказ заявителя от промысла;
     выбор заявителем установленной квоты;
     истечение срока действия лицензии на промысел;
     нарушение правил промысла повторно в  течение  календарного  года
или превышение установленных лимитов вылова живых ресурсов;
     нарушение настоящего   Федерального   закона   и    международных
договоров Российской Федерации;
     невнесение в  установленный  срок  платы  за  пользование  живыми
ресурсами, штрафов и сумм в возмещение ущерба;
     непредставление отчетных  материалов  по  видам  живых  ресурсов,
объемам вылова и районам промысла;
     снижение продуктивности и ухудшение качественного  состава  видов
живых   ресурсов,   систематическое   загрязнение   вод,   покрывающих
континентальный шельф, по вине пользователя.
     Добровольный отказ от промысла должен быть заявлен пользователем:
     до начала  промысла  - уведомлением в письменной форме специально
уполномоченного на то федерального органа по  рыболовству  не  позднее
чем за один месяц;
     во время промысла - немедленно, с прекращением промысла.
     При несоблюдении положений настоящей статьи заявитель оповещается
по  телеграфу  об  аннулировании  лицензии на промысел и о прекращении
промысла.  Об аннулировании указанной лицензии уведомляются специально
уполномоченные   на   то  федеральный  орган  по  пограничной  службе,
федеральный орган по таможенному делу,  федеральный  орган  по  охране
окружающей среды и природных ресурсов и федеральный орган по обороне.

             ГЛАВА IV. СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
            И ПРОКЛАДКА ПОДВОДНЫХ КАБЕЛЕЙ И ТРУБОПРОВОДОВ
                      НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ

     Статья 16. Искусственные острова, установки и сооружения

     Создавать искусственные  острова,  установки  и  сооружения на
континентальном шельфе могут:
     федеральные органы исполнительной власти и органы  исполнительной
власти  субъектов Российской Федерации,  физические и юридические лица
Российской Федерации,  а также иные  лица,  являющиеся  инвесторами  в
соответствии   с   Федеральным   законом   "О  соглашениях  о  разделе
продукции", (далее для настоящей главы - российские заявители) (в ред.
-   Федерального   закона   от   10.02.99   г.   N  32-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 879);
     иностранные государства,  их физические и юридические лица,  иные
лица,  являющиеся  инвесторами в соответствии с Федеральным законом "О
соглашениях   о   разделе   продукции",   компетентные   международные
организации  (далее  для  настоящей  главы - иностранные заявители) (в
ред.  -  Федерального  закона  от  10.02.99  г.  N  32-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 879);
     иные лица,  являющиеся инвесторами в соответствии  с  Федеральным
законом  "О  соглашениях  о разделе продукции" (абзац четвертый введен
Федеральным законом от 10.02.99 г. N 32-ФЗ - Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 879).
     Порядок представления,  рассмотрения, оценка запросов на создание
искусственных  островов,  установок  и  сооружений  на континентальном
шельфе и порядок принятия по  ним  решений  устанавливаются  настоящим
Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.
     Искусственные острова,   установки   и   сооружения  не  обладают
статусом островов и не  имеют  территориального  моря,  исключительной
экономической зоны и континентального шельфа.
     Вокруг искусственных    островов,    установок    и    сооружений
устанавливаются зоны безопасности,  которые простираются не более  чем
на  500  метров  от каждой точки внешнего края искусственных островов,
установок и сооружений.
     Специально уполномоченный  на  то федеральный орган по обороне по
согласованию со специально уполномоченным на то федеральным органом по
пограничной   службе  определяет  в  этих  зонах  надлежащие  меры  по
обеспечению   безопасности   судоходства,   искусственных    островов,
установок и сооружений. Информация о мерах по обеспечению безопасности
публикуется в "Извещениях мореплавателям".
     О создании  искусственных  островов,  установок и сооружений,  об
установлении вокруг  них  зон  безопасности,  а  также  о  полном  или
частичном  удалении  искусственных островов,  установок и сооружений с
указанием   глубины,   географических    координат,    размеров    тех
искусственных  островов,  установок  и сооружений,  которые удалены не
полностью,  сообщается в специально уполномоченный на  то  федеральный
орган по обороне для опубликования в "Извещениях мореплавателям".
     Искусственные острова,  установки и сооружения  не  создаются  на
признанных   морских   путях,   имеющих   существенное   значение  для
международного судоходства.

     Статья 17. Содержание и представление запроса на создание и
                использование искусственных островов, установок и
                сооружений на континентальном шельфе

     Запрос на  создание  и  использование   искусственных   островов,
установок  и сооружений на континентальном шельфе (далее для настоящей
главы - запрос) должен содержать:
     1) данные  о  заявителях  и  лицах,  ответственных  за создание и
использование искусственных островов, установок и сооружений;
     2) цели   и   назначение   создаваемых   искусственных  островов,
установок и сооружений;
     3) данные   о   судах   и   иных   плавучих   средствах,  которые
предполагается  использовать  при  выполнении  работ  по  созданию   и
использованию  искусственных  островов,  установок и сооружений (далее
для настоящей главы - работ);
     4) технологические методы и средства  проектируемых  работ;
     5) географические координаты создаваемых искусственных  островов,
установок и сооружений;
     6) данные о физических и юридических лицах сторон,  которые будут
участвовать в работах;
     7) сроки начала и окончания работ;
     8) сроки   начала   и   окончания   практического   использования
искусственных островов, установок и сооружений;
     9) описание  экологических  последствий,  в том числе для морской
среды, минеральных и живых ресурсов;
     10) меры по предупреждению или снижению возможного ущерба морской
среде, минеральным и живым ресурсам, включая создание замкнутых систем
технического   водоснабжения,   плавучих   или  стационарных  очистных
сооружений и средств для приема нефтесодержащих вод и  других  вредных
веществ;
     11) данные о  мерах  по  предотвращению  и  ликвидации  аварийных
ситуаций;
     12) иные данные,  касающиеся целей,  методов и средств проведения
работ.
     Запрос представляется федеральным органам  исполнительной  власти
не менее чем за шесть месяцев до предполагаемого срока начала работ.
     Иностранные заявители  направляют  запросы   по   дипломатическим
каналам.

     Статья 18. Порядок рассмотрения запросов и выдачи разрешений
                на создание искусственных островов, установок и
                сооружений

     Федеральные органы исполнительной власти:
     в течение  десяти  дней  со  дня  получения  запроса   направляют
заявителю уведомление о его получении;
     в течение четырех месяцев со  дня  получения  запроса  направляют
заявителю  разрешение на создание искусственных островов,  установок и
сооружений или уведомление об отказе.
     Иностранным заявителям    уведомления    о   получении   запроса,
разрешения на создание искусственных островов,  установок и сооружений
или уведомления об отказе направляются через специально уполномоченный
на то федеральный орган по иностранным делам.
     Поступившие запросы    рассматриваются   и   согласовываются   со
специально уполномоченными на то федеральным  органом  по  геологии  и
использованию  недр,  федеральным органом по рыболовству,  федеральным
органом по  науке  и  технической  политике,  федеральным  органом  по
обороне,   федеральным  органом  по  пограничной  службе,  федеральным
органом  по  службе  безопасности,  федеральным  органом   по   охране
окружающей   среды   и  природных  ресурсов,  федеральным  органом  по
оборонным отраслям промышленности,  федеральным органом по таможенному
делу,  а  при необходимости и с другими заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти.
     Разрешения российским   и  иностранным  заявителям  на  создание,
эксплуатацию  и  использование  искусственных  островов,  установок  и
сооружений выдаются:
     специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и
использованию  недр  в  целях  использования  искусственных  островов,
установок  и  сооружений  для  регионального  геологического  изучения
континентального  шельфа,  поиска,  разведки  и разработки минеральных
ресурсов;
     специально уполномоченным    на   то   федеральным   органом   по
рыболовству в целях использования искусственных островов,  установок и
сооружений для промысла, сохранения и защиты живых ресурсов;
     специально уполномоченным на то федеральным органом  по  науке  и
технической  политике  в  целях  использования искусственных островов,
установок и сооружений для проведения морских научных исследований.
     Искусственные острова,   установки   и  сооружения,  используемые
специально уполномоченным на то федеральным  органом  по  обороне  или
федеральным органом по пограничной службе,  возводятся по согласованию
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

     Статья 19. Основания для отказа в разрешении на создание
                искусственных островов, установок и сооружений

     В разрешении на  создание  искусственных  островов,  установок  и
сооружений может быть отказано, если:
     1) создается угроза  безопасности  Российской  Федерации;
     2) создание   искусственных   островов,  установок  и  сооружений
несовместимо с требованиями защиты минеральных или живых ресурсов;
     3) искусственные острова, установки и сооружения ориентированы на
заповедники,  заказники,  заповедные  зоны или другие особо охраняемые
природные территории континентального шельфа,  имеющие важное значение
для   сохранения,   воспроизводства  и  миграции  ценных  видов  живых
ресурсов;
     4) искусственные    острова,   установки   и   сооружения   имеют
непосредственное значение для  регионального  геологического  изучения
континентального шельфа,  поиска,  разведки или разработки минеральных
ресурсов или промысла живых ресурсов;
     5) информация, представленная в запросе, не соответствует целям и
назначению создания искусственных островов, установок и сооружений или
имеются  обязательства,  не  выполненные  перед Российской Федерацией,
вытекающие из работ, осуществленных ранее заявителями.

     Статья 20. Права и обязанности заявителей при создании
                искусственных островов, установок и сооружений

     Заявители, получившие   разрешение   на   создание  искусственных
островов,  установок и сооружений,  имеют право владеть искусственными
островами, установками и сооружениями и использовать их в соответствии
с выданным разрешением.  Передача искусственных островов,  установок и
сооружений другим лицам вопреки выданному разрешению запрещается.
     Заявители, получившие  разрешение   на   создание   искусственных
островов, установок и сооружений, обязаны:
     1) выполнять настоящий Федеральный закон и международные договоры
Российской Федерации;
     2) обеспечивать   исправное    состояние    постоянных    средств
предупреждения   о   наличии   искусственных   островов,  установок  и
сооружений. В целях обеспечения безопасности судоходства покинутые или
более  не  используемые искусственные острова,  установки и сооружения
должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на
их  создание,  с  сообщением об этом в специально уполномоченный на то
федеральный орган по обороне;
     3) обеспечивать   свободный   доступ  на  искусственные  острова,
установки и сооружения, создаваемые по разрешениям федеральных органов
исполнительной   власти,   указанных   в  части  четвертой  статьи  18
настоящего Федерального закона, должностным лицам органов охраны;
     4) регулярно  поддерживать связь с береговыми службами Российской
Федерации и передавать в основные международные синоптические сроки  в
ближайший    радиометеорологический    центр    Российской   Федерации
оперативные данные метеорологических и  гидрологических  наблюдений  в
соответствии  со  стандартными процедурами Всемирной метеорологической
организации.
     Иностранные заявители,    кроме    того,   обязаны   обеспечивать
присутствие  на  искусственных  островах,  установках  и   сооружениях
представителей  Российской Федерации,  специально уполномоченных на то
федеральными органами исполнительной власти,  выдавшими разрешения  на
создание  искусственных  островов,  установок  и  сооружений,  включая
размещение  и  полное  обеспечение  наравне  с  собственным  командным
(руководящим)   составом,   а   также  обеспечивать  доступ  указанным
представителям  во  все  помещения,  на  все   объекты   искусственных
островов,  установок и сооружений.  Иностранные заявители,  получившие
разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений,
могут   начинать  работы  по  их  созданию  и  эксплуатации  только  в
присутствии и под контролем указанных представителей.

     Статья 21. Приостановление или прекращение деятельности на
                искусственном острове, установке и сооружении

     Деятельность на  искусственном  острове,  установке и сооружении,
осуществляемая  с  нарушениями  настоящего   Федерального   закона   и
международных    договоров    Российской    Федерации,    может   быть
приостановлена  или  прекращена   по   решению   федеральных   органов
исполнительной власти, выдавших разрешение, или по решению должностных
лиц  органов  охраны  и  возобновлена  только   после   устранения   в
установленные сроки допущенных нарушений.

     Статья 22. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов на
                континентальном шельфе

     Прокладывать подводные кабели и трубопроводы  на  континентальном
шельфе  (далее  -  прокладка  подводных кабелей и трубопроводов) могут
российские и иностранные заявители.
     Прокладка подводных  кабелей  и  трубопроводов  осуществляется  в
соответствии с нормами международного права при условии,  что этим  не
создаются     помехи     региональному     геологическому     изучению
континентального шельфа,  поиску,  разведке и  разработке  минеральных
ресурсов  или  промыслу  живых ресурсов,  эксплуатации и ремонту ранее
проложенных кабелей и трубопроводов и обеспечиваются меры по защите  и
сохранению минеральных и живых ресурсов.
     Специально уполномоченный на то федеральный орган по  геологии  и
использованию  недр  рассматривает  поступившие  заявки  на  прокладку
подводных кабелей и трубопроводов,  согласовывает предлагаемую  трассу
прокладки    подводных   кабелей   и   трубопроводов   со   специально
уполномоченными на то  федеральным  органом  по  обороне,  федеральным
органом  по охране окружающей среды и природных ресурсов,  федеральным
органом по  связи,  федеральным  органом  по  транспорту,  федеральным
органом  по  рыболовству,  федеральным  органом по науке и технической

Страницы: 1  2