ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ. Указ. Президиум Верховного Совета РФ. 30.09.65

                            (ВВСР 65-40)
     
                           
     
     Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
     Утвердить Положение о наблюдательных комиссиях.
     
                              ПОЛОЖЕНИЕ
                      О НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ
                (В редакции Указа от 18 июня 1986 г. -
      Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986 г., N 26, ст. 727)
     
                  I. ЗАДАЧИ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
                       И ПОРЯДОК ИХ ОБРАЗОВАНИЯ
     С т  а т ь я  1. Наблюдательные комиссии  образуются при исполни-
тельных комитетах районных,  городских,  районных в городах, окружных,
областных,  краевых Советов народных депутатов и при Советах Министров
автономных республик.
     В случае необходимости при исполнительных комитетах районных, го-
родских (без районного деления), районных в городах Советов могут быть
образованы две и более наблюдательные комиссии.
     С т а т ь я  2. В порядке исключения наблюдательные комиссии  мо-
гут быть образованы при исполнительных комитетах сельских,  поселковых
Советов народных депутатов,  расположенных на значительном удалении от
районных центров.
     Вопрос о целесообразности образования наблюдательных комиссий при
исполнительных комитетах сельских,  поселковых Советов решается испол-
нительным комитетом областного, краевого Совета, Президиумом Верховно-
го Совета автономной республики.
     Наблюдательные комиссии при  исполнительных  комитетах  сельских,
поселковых Советом имеют права и обязанности районных,  городских (без
районного деления), районных в городах наблюдательных комиссий.
     С т  а  т  ь  я  3.  Наблюдательные комиссии образуются в составе
председателя (заместителя председателя,  секретаря или члена  исполни-
тельного комитета Совета народных депутатов,  заместителя Председателя
Совета Министров  автономной  республики),  заместителя  председателя,
секретаря и 4-8 членов комиссии.
     Число членов комиссии устанавливается в зависимости от объема ра-
боты комиссии.
     В состав  комиссии   входят   депутаты   Советов,   представители
профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, трудовых
коллективов (и числа опытных воспитателей,  ветеранов труда, пенсионе-
ров-учителей, медицинских работников, офицеров запаса и других).
     С т а т ь я 4.  В состав наблюдательной комиссии не могут входить
работники органов внутренних дел (милиции), прокуратуры, судов, а так-
же адвокаты.
     С т а т ь я 5. Наблюдательные комиссии при исполнительных комите-
тах сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах, ок-
ружных, областных, краевых Советов народных депутатов образуются соот-
ветствующими Советами на срок их полномочий.
     Наблюдательные комиссии  при Советах Министров автономных респуб-
лик образуются Советами Министров этих республик,  и их состав утверж-
дается Президиумами  Верховных Советов автономных республик на срок их
полномочий.
     С т а т ь я 6.  Исполнительные  комитеты местных Советов народных
депутатов, Советы Министров автономных республик  в  случае  необходи-
мости могут  производить изменения в составе наблюдательных комиссий с
последующим внесением на утверждение соответствующего Совета, Президи-
ума Верховного Совета автономной республики.
     С т а т ь я  7. Наблюдательные комиссии во всей своей деятельнос-
ти ответственны перед  соответствующими  Советами народных депутатов и
их исполнительными комитетами,  Президиумами Верховных Советов и Сове-
тами Министров автономных республик и им подотчетны.
     С т а т ь я  8. Основными задачами  наблюдательных  комиссий  при
исполнительных комитетах районных,  городских (без районного деления),
районных в городах Советов народных депутатов являются:
     а) осуществление  постоянного  общественного контроля за деятель-
ностью исправительно-трудовых учреждений,  воспитательно-трудовых про-
филакториев и органов,  исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке,
исправительным работам без лишения свободы,  об условном  осуждении  к
лишению свободы  с  обязательным  привлечением осужденного к труду или
ведающих исполнением условного освобождения из мест лишения свободы  с
обязательным привлечением осужденного к труду, соблюдением  этими  уч-
реждениями и органами режима и условий содержания  осужденных, за пра-
вильностью их трудового использования и организацией их труда, общеоб-
разовательной и профессиональной подготовки,  проведением воспитатель-
ной работы и правильностью  применения  к  осужденным  мер поощрения и
взыскания, а также оказание помощи этим учреждениям и органам в прове-
дении указанной работы;
     б) осуществление контроля за организацией и  проведением воспита-
тельной работы на предприятиях,  в учреждениях и организациях, где ра-
ботают лица, переданные на поруки, осужденные условно или к наказанию,
не связанному с лишением свободы,  осужденные к лишению свободы, в от-
ношении которых исполнение приговора отсрочено,  условно  осужденные к
лишению свободы с обязательным привлечением к труду,  условно освобож-
денные из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду,  и
лица отбывшие  наказание или условно-досрочно освобожденные от наказа-
ния;
     в) учет  и общественное наблюдение за поведением в быту и на про-
изводстве лиц, неоднократно судимых, по отбытии ими наказания;
     г) привлечение  общественности  к  оказанию  помощи администрации
исправительно-трудовых учреждений,  воспитательно-трудовых профилакто-
риев и органов,  исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке, испра-
вительным работам без лишения свободы, об условном осуждении к лишению
свободы с  обязательным  привлечением осужденного к труду или ведающих
исполнением условного освобождения из мест лишения  свободы  с  обяза-
тельным привлечением осужденного к труду, в работе  по  исправлению  и 
перевоспитанию осужденных;
     д) оказание помощи общественным организациям и трудовым коллекти-
вам в перевоспитании и исправлении лиц, переданных на поруки, осужден-
ных условно или к наказанию,  не связанному с лишением свободы,  осуж-
денных к лишению свободы,  в отношении  которых  исполнение  приговора
отсрочено, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привле-
чением к труду, условно освобожденных из мест лишения свободы с обяза-
тельным привлечением  к  труду,  лиц,  отбывших  наказание  или услов-
но-досрочно освобожденных от наказания;
     е) оказание  необходимой  помощи  в трудовом и бытовом устройстве
лицам, освобожденным из мест лишения  свободы,  воспитательно-трудовых
профилакториев, от ссылки и высылки, а также другим лицам, освобожден-
ным от отбывания наказания.
     С т а т ь я 9. Наблюдательные комиссии при исполнительных комите-
тах городских (с районным делением), окружных, областных и краевых Со-
ветов народных депутатов и при Советах Министров автономных республик:
     а) контролируют,  направляют и координируют деятельность наблюда-
тельных комиссий при исполнительных комитетах районных, городских (без
районного деления),  районных в городах Советов,  оказывают им методи-
ческую помощь, обобщают и распространяют положительный опыт их работы;
     б) осуществляют координацию работы по привлечению  общественности
к исправлению и перевоспитанию осужденных;
     в) разрабатывают  и  проводят  в  жизнь   через   соответствующие
государственные органы и общественные организации мероприятия по улуч-
шению деятельности исправительно-трудовых  учреждений,  воспитательно-
трудовых профилакториев и организации воспитательной работы  на  пред-
приятиях, в учреждениях и организациях, где работают осужденные.
     При  выполнении  указанных  обязанностей  наблюдательные комиссии
при исполнительных комитетах городских (с районным  делением),  окруж-
ных, областных,  краевых  Советов  и  при Советах Министров автономных
республик могут пользоваться  правами,  предусмотренными   статьей  10
настоящего Положения.
     С т а т ь я 10.  Для выполнения указанных в статье  8  настоящего
Положения задач  наблюдательные  комиссии при исполнительных комитетах
районных, городских (без районного деления), районных в городах  Сове-
тов народных депутатов имеют право:
     а) проверять  деятельность  администрации  исправительно-трудовых
учреждений, воспитательно-трудовых профилакториев и органов, исполняю-
щих приговоры судов к ссылке,  высылке, исправительным работам без ли-
шения свободы,  об условном осуждении к лишению свободы с обязательным
привлечением осужденного к труду или  ведающих  исполнением  условного
освобождения из мест лишений свободы с обязательным привлечением осуж-
денного к труду;
     б) требовать от администрации учреждений и органов, перечисленных
в пункте "а" настоящей статьи, представления документов и справок, не-
обходимых для работы комиссии;
     в) проводить прием осужденных, знакомиться с их  личными  делами,
принимать от них и рассматривать предложения, заявления и жалобы;
     г) заслушивать на своих заседаниях отчеты администрации  учрежде-
ний и органов, перечисленных в пункте "а" настоящей статьи,  о  работе 
по исправлению и перевоспитанию осужденных,  а также информации  адми-
нистрации предприятий, учреждений и организаций,  шефствующих над  ис-
правительно-трудовыми учреждениями, воспитательно-трудовыми  профилак-
ториями, и вносить предложения об устранении недостатков в их работе;
     д) проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях состо-
яние воспитательной работы с лицами, переданными на поруки, осужденны-
ми условно или к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужден-
ными к лишению свободы, в отношении которых исполнение  приговора  от-
срочено, условно осужденными к лишению свободы с обязательным  привле-
чением к труду, условно освобожденными из мест лишения свободы с  обя-
зательным привлечением к труду, с лицами, отбывшими наказание или  ус-
ловно-досрочно освобожденными от наказания;
     е) возбуждать ходатайства о помиловании;
     ж) входить совместно с органами, ведающими исполнением наказания,
в суд в случаях, предусмотренных законодательством СССР и РСФСР:
     с представлением  об условно-досрочном освобождении осужденных от
наказания или о замене неотбытой  части наказания более мягким наказа-
нием;
     с представлением об условном освобождении из мест лишения свободы
с обязательным привлечением осужденного к труду;
     с представлением о направлении лиц,  условно осужденных к лишению
свободы с обязательным привлечением к труду и условно освобожденных из
мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду,  для отбыва-
ния лишения свободы, назначенного приговором;
     с ходатайством о включении в общий трудовой стаж осужденным,  от-
бывшим наказание в колониях-поселениях всех видов, времени их работы в
этих колониях-поселениях;
     з) давать согласие  администрации  исправительно-трудовых  учреж-
дений:
     входить с  представлениями  в суд об изменении условий содержания
лиц, осужденных  к  лишению  свободы,  во  время  отбывания  наказания
(статья 364  Уголовно-процессуального  кодекса РСФСР),  а также давать
согласие администрации тюрьмы на установление срока  содержания  осуж-
денных на строгом режиме;
     на проживание вне колонн осужденных женщин на время  освобождения
их от  работы по беременности и родам,  а также до достижения ребенком
двухлетнего возраста;
     на предоставление  осужденным  права  передвижения  без конвоя за
пределами колонии;
     на предоставление осужденным права передвижения без сопровождения
за пределами воспитательно-трудового профилактория;
     на перевод осужденных,  содержащихся в исправительно-трудовых ко-
лониях общего, усиленного и строгого режима или содержащихся в обычных
жилых помещениях колонии особого режима,  в помещения камерного типа и
на перевод осужденных,  содержащихся в колонии особого режима,  в оди-
ночные камеры в той же колонии,  а равно на перевод осужденных, содер-
жащихся в исправительно-трудовых колониях особого режима, из помещений
камерного типа в обычные жилые помещения в той же колонии;
     на установление в случаях, предусмотренных законодательством СССР
и РСФСР,  административного  надзора за лицами,  освобождаемым из мест
лишения свободы;
     и) проверять обоснованность отказа в приеме на работу лиц,  осво-
божденных из мест лишения свободы, воспитательно-трудовых  профилакто-
риев, а также осужденных к ссылке,  высылке или освобожденных от отбы-
вания наказания;
     к) участвовать  в  судебных заседаниях при рассмотрении  вопросов
об осужденных в случаях, предусмотренных законодательством;
     л) контролировать  деятельность  лечебно-трудовых  профилакториев
для больных наркоманией;
     м) вносить на рассмотрение исполнительных комитетов соответствую-
щих Советов народных депутатов предложения:
     об улучшении   деятельности  исправительно-трудовых   учреждений,
воспитательно-трудовых профилакториев и органов, исполняющих приговоры
судов к ссылке,  высылке,  исправительным работам без лишения свободы,
об условном осуждении к лишению свободы  с  обязательным  привлечением
осужденного к труду или ведающих исполнением условного освобождения из
мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду;
     об улучшении на предприятиях, в учреждениях и организациях воспи-
тательной  работы с лицами, переданными на поруки, осужденными условно
или к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденными к лише-
нию свободы,  в  отношении  которых  исполнение  приговора  отсрочено,
условно осужденными  к  лишению  свободы с обязательным привлечением к
труду, условно освобожденными из мест лишения свободы  с  обязательным
привлечением к   труду,  с  лицами,  отбывшими  наказание  или  услов-
но-досрочно освобожденными от наказания;
     о трудовом  и бытовом устройстве лиц, освобожденных от наказания.
     
            II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
     С т а т ь я 11. Председатель наблюдательной комиссии обеспечивает
регулярный созыв заседаний комиссии,  определяет круг вопросов, подле-
жащих рассмотрению на очередном заседании, готовит для рассмотрения на
заседаниях планы работы комиссии и отчеты о ее деятельности.  В период
между заседаниями дает поручения членам комиссии и проверяет их испол-
нение.
     С т а т ь я 12.  Заседание комиссии считается правомочным, если в
нем участвует не менее половины  ее  состава.  Постановление  комиссии 
принимается простым большинством голосов.
     На заседании комиссии ведется протокол, в котором указывается ха-
рактер рассматриваемых вопросов. Протокол подписывается председательс-
твующим и секретарем.
     С т а т ь я 13. На заседание наблюдательной комиссии приглашаются
прокурор, осуществляющий надзор за местами лишения свободы и органами,
исполняющими приговоры судов,  и в зависимости от характера рассматри-
ваемых вопросов  -  представители администрации исправительно-трудовых
учреждений, воспитательно-трудовых профилакториев и органов, исполняю-
щих приговоры  судов,  а в отношении лиц,  осужденных к наказанию,  не
связанному с лишением свободы,  - руководители предприятий, учреждений
и организаций  по месту работы осужденных,  лиц,  переданных на поруки
или освобожденных из мест лишения свободы,  а также представители  об-
щественных организаций и трудовых коллективов.
     При рассмотрении материалов об условно-досрочном  освобождении от
наказания, о  замене  неотбытой  части наказания более мягким и других
материалов на осужденных на заседании комиссии обязательно присутствие
представителей администрации исправительно-трудовых учреждений, воспи-
тательно-трудовых профилакториев и других органов,  исполняющих приго-
воры судов.  Как правило, на заседание наблюдательной комиссии по этим
вопросам вызываются осужденные.
     С т  а  т ь я 14.  В составе наблюдательных комиссий могут созда-
ваться секции:
     организации труда и профессиональной подготовки;
     воспитательной работы и общеобразовательного обучения;
     санитарно-бытовая;
     учета и общественного наблюдения за поведением в быту и на произ-
водстве лиц, неоднократно судимых;
     оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве  лицам,  освобож-
денным от наказания, и другие.
     В состав секций входят как члены наблюдательных комиссий,  так  и
представители профсоюзных, комсомольских и других общественных органи-
заций и трудовых коллективов.
     Наблюдательные комиссии по вопросам, отнесенным к их компетенции,
взаимодействуют с постоянными комиссиями местных Советов народных  де-
путатов, другими комиссиями при исполнительных комитетах местных Сове-
тов, поддерживают тесные контакты с правоохранительными  органами, об-
щественными организациями,  трудовыми коллективами и  в  своей  работе 
опираются на широкий общественный актив.
     С т а т ь я 15. Члены наблюдательных комиссий выполняют свои обя-
занности, как правило, в свободное от основной работы время. Во  время
выполнения поручений,  связанных  с отвлечением от своей основной дея-
тельности, за членами комиссий сохраняется средний заработок по  месту
их работы, и они имеют право на возмещение понесенных расходов.
     С т а т ь я 16.  Принятые в  пределах  компетенции  постановления
наблюдательных комиссий  об устранении недостатков в деятельности исп-
равительно-трудовых учреждений,  воспитательно-трудовых профилакториев
и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке, исправитель-
ным работам без лишения свободы,  об условном осуждении к лишению сво-
боды с  обязательным  привлечением  осужденного  к  труду или ведающих
исполнением условного освобождения из мест лишения  свободы  с  обяза-
тельным привлечением  осужденного к труду,  а также в работе предприя-
тий, учреждений и организаций по перевоспитанию и исправлению лиц, пе-
реданных на поруки,  осужденных условно или к наказанию, не связанному
с лишением свободы,  осужденных к лишению свободы, в отношении которых
исполнение приговора отсрочено, условно осужденных к лишению свободы с
обязательным привлечением к труду и условно освобожденных из мест  ли-
шения свободы с обязательным привлечением к труду,  лиц,, отбывших на-
казание или условно-досрочно освобожденных от наказания, подлежат обя-
зательному исполнению.
     Администрация указанных учреждений и органов,  а также  предприя-
тий, учреждений  и организаций обязана в двухнедельный срок сообщить в
наблюдательную комиссию о мерах,  принятых по выполнению постановления
комиссии.
     С т а т ь я 17.  Постановление наблюдательной комиссии может быть
обжаловано в  исполнительный  комитет соответствующего Совета народных
депутатов, в Совет Министров автономной республики, при котором состо-
ит наблюдательная  комиссия.  Решение  этих органов по жалобе является
окончательным.
     
        III. РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
     С т а т ь я 18. Руководство деятельностью наблюдательных комиссий
осуществляется исполнительными комитетами соответствующих Советов  на-
родных депутатов или Советами Министров автономных республик,  которые
регулярно заслушивают на своих заседаниях отчеты о работе комиссий.
     С т а т ь я 19. Расходы, связанные с деятельностью наблюдательных
комиссий, производятся за счет средств  исполнительных  комитетов  ра-
йонных, городских,  районных в городах,  окружных.  областных, краевых
Советов народных депутатов и Советов Министров автономных республик.
     Техническое обслуживание наблюдательных  комиссий  возлагается на
исполнительные комитеты соответствующих Советов и Советы Министров ав-
тономных республик, при которых состоят наблюдательные комиссии.