(ВВСР 65-40) Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет: Утвердить Положение о наблюдательных комиссиях. ПОЛОЖЕНИЕ О НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ (В редакции Указа от 18 июня 1986 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986 г., N 26, ст. 727) I. ЗАДАЧИ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И ПОРЯДОК ИХ ОБРАЗОВАНИЯ С т а т ь я 1. Наблюдательные комиссии образуются при исполни- тельных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных, краевых Советов народных депутатов и при Советах Министров автономных республик. В случае необходимости при исполнительных комитетах районных, го- родских (без районного деления), районных в городах Советов могут быть образованы две и более наблюдательные комиссии. С т а т ь я 2. В порядке исключения наблюдательные комиссии мо- гут быть образованы при исполнительных комитетах сельских, поселковых Советов народных депутатов, расположенных на значительном удалении от районных центров. Вопрос о целесообразности образования наблюдательных комиссий при исполнительных комитетах сельских, поселковых Советов решается испол- нительным комитетом областного, краевого Совета, Президиумом Верховно- го Совета автономной республики. Наблюдательные комиссии при исполнительных комитетах сельских, поселковых Советом имеют права и обязанности районных, городских (без районного деления), районных в городах наблюдательных комиссий. С т а т ь я 3. Наблюдательные комиссии образуются в составе председателя (заместителя председателя, секретаря или члена исполни- тельного комитета Совета народных депутатов, заместителя Председателя Совета Министров автономной республики), заместителя председателя, секретаря и 4-8 членов комиссии. Число членов комиссии устанавливается в зависимости от объема ра- боты комиссии. В состав комиссии входят депутаты Советов, представители профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, трудовых коллективов (и числа опытных воспитателей, ветеранов труда, пенсионе- ров-учителей, медицинских работников, офицеров запаса и других). С т а т ь я 4. В состав наблюдательной комиссии не могут входить работники органов внутренних дел (милиции), прокуратуры, судов, а так- же адвокаты. С т а т ь я 5. Наблюдательные комиссии при исполнительных комите- тах сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах, ок- ружных, областных, краевых Советов народных депутатов образуются соот- ветствующими Советами на срок их полномочий. Наблюдательные комиссии при Советах Министров автономных респуб- лик образуются Советами Министров этих республик, и их состав утверж- дается Президиумами Верховных Советов автономных республик на срок их полномочий. С т а т ь я 6. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик в случае необходи- мости могут производить изменения в составе наблюдательных комиссий с последующим внесением на утверждение соответствующего Совета, Президи- ума Верховного Совета автономной республики. С т а т ь я 7. Наблюдательные комиссии во всей своей деятельнос- ти ответственны перед соответствующими Советами народных депутатов и их исполнительными комитетами, Президиумами Верховных Советов и Сове- тами Министров автономных республик и им подотчетны. С т а т ь я 8. Основными задачами наблюдательных комиссий при исполнительных комитетах районных, городских (без районного деления), районных в городах Советов народных депутатов являются: а) осуществление постоянного общественного контроля за деятель- ностью исправительно-трудовых учреждений, воспитательно-трудовых про- филакториев и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке, исправительным работам без лишения свободы, об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду или ведающих исполнением условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, соблюдением этими уч- реждениями и органами режима и условий содержания осужденных, за пра- вильностью их трудового использования и организацией их труда, общеоб- разовательной и профессиональной подготовки, проведением воспитатель- ной работы и правильностью применения к осужденным мер поощрения и взыскания, а также оказание помощи этим учреждениям и органам в прове- дении указанной работы; б) осуществление контроля за организацией и проведением воспита- тельной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, где ра- ботают лица, переданные на поруки, осужденные условно или к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденные к лишению свободы, в от- ношении которых исполнение приговора отсрочено, условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, условно освобож- денные из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, и лица отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные от наказа- ния; в) учет и общественное наблюдение за поведением в быту и на про- изводстве лиц, неоднократно судимых, по отбытии ими наказания; г) привлечение общественности к оказанию помощи администрации исправительно-трудовых учреждений, воспитательно-трудовых профилакто- риев и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке, испра- вительным работам без лишения свободы, об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду или ведающих исполнением условного освобождения из мест лишения свободы с обяза- тельным привлечением осужденного к труду, в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных; д) оказание помощи общественным организациям и трудовым коллекти- вам в перевоспитании и исправлении лиц, переданных на поруки, осужден- ных условно или к наказанию, не связанному с лишением свободы, осуж- денных к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привле- чением к труду, условно освобожденных из мест лишения свободы с обяза- тельным привлечением к труду, лиц, отбывших наказание или услов- но-досрочно освобожденных от наказания; е) оказание необходимой помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы, воспитательно-трудовых профилакториев, от ссылки и высылки, а также другим лицам, освобожден- ным от отбывания наказания. С т а т ь я 9. Наблюдательные комиссии при исполнительных комите- тах городских (с районным делением), окружных, областных и краевых Со- ветов народных депутатов и при Советах Министров автономных республик: а) контролируют, направляют и координируют деятельность наблюда- тельных комиссий при исполнительных комитетах районных, городских (без районного деления), районных в городах Советов, оказывают им методи- ческую помощь, обобщают и распространяют положительный опыт их работы; б) осуществляют координацию работы по привлечению общественности к исправлению и перевоспитанию осужденных; в) разрабатывают и проводят в жизнь через соответствующие государственные органы и общественные организации мероприятия по улуч- шению деятельности исправительно-трудовых учреждений, воспитательно- трудовых профилакториев и организации воспитательной работы на пред- приятиях, в учреждениях и организациях, где работают осужденные. При выполнении указанных обязанностей наблюдательные комиссии при исполнительных комитетах городских (с районным делением), окруж- ных, областных, краевых Советов и при Советах Министров автономных республик могут пользоваться правами, предусмотренными статьей 10 настоящего Положения. С т а т ь я 10. Для выполнения указанных в статье 8 настоящего Положения задач наблюдательные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских (без районного деления), районных в городах Сове- тов народных депутатов имеют право: а) проверять деятельность администрации исправительно-трудовых учреждений, воспитательно-трудовых профилакториев и органов, исполняю- щих приговоры судов к ссылке, высылке, исправительным работам без ли- шения свободы, об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду или ведающих исполнением условного освобождения из мест лишений свободы с обязательным привлечением осуж- денного к труду; б) требовать от администрации учреждений и органов, перечисленных в пункте "а" настоящей статьи, представления документов и справок, не- обходимых для работы комиссии; в) проводить прием осужденных, знакомиться с их личными делами, принимать от них и рассматривать предложения, заявления и жалобы; г) заслушивать на своих заседаниях отчеты администрации учрежде- ний и органов, перечисленных в пункте "а" настоящей статьи, о работе по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также информации адми- нистрации предприятий, учреждений и организаций, шефствующих над ис- правительно-трудовыми учреждениями, воспитательно-трудовыми профилак- ториями, и вносить предложения об устранении недостатков в их работе; д) проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях состо- яние воспитательной работы с лицами, переданными на поруки, осужденны- ми условно или к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужден- ными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора от- срочено, условно осужденными к лишению свободы с обязательным привле- чением к труду, условно освобожденными из мест лишения свободы с обя- зательным привлечением к труду, с лицами, отбывшими наказание или ус- ловно-досрочно освобожденными от наказания; е) возбуждать ходатайства о помиловании; ж) входить совместно с органами, ведающими исполнением наказания, в суд в случаях, предусмотренных законодательством СССР и РСФСР: с представлением об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким наказа- нием; с представлением об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду; с представлением о направлении лиц, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, для отбыва- ния лишения свободы, назначенного приговором; с ходатайством о включении в общий трудовой стаж осужденным, от- бывшим наказание в колониях-поселениях всех видов, времени их работы в этих колониях-поселениях; з) давать согласие администрации исправительно-трудовых учреж- дений: входить с представлениями в суд об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания (статья 364 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР), а также давать согласие администрации тюрьмы на установление срока содержания осуж- денных на строгом режиме; на проживание вне колонн осужденных женщин на время освобождения их от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком двухлетнего возраста; на предоставление осужденным права передвижения без конвоя за пределами колонии; на предоставление осужденным права передвижения без сопровождения за пределами воспитательно-трудового профилактория; на перевод осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых ко- лониях общего, усиленного и строгого режима или содержащихся в обычных жилых помещениях колонии особого режима, в помещения камерного типа и на перевод осужденных, содержащихся в колонии особого режима, в оди- ночные камеры в той же колонии, а равно на перевод осужденных, содер- жащихся в исправительно-трудовых колониях особого режима, из помещений камерного типа в обычные жилые помещения в той же колонии; на установление в случаях, предусмотренных законодательством СССР и РСФСР, административного надзора за лицами, освобождаемым из мест лишения свободы; и) проверять обоснованность отказа в приеме на работу лиц, осво- божденных из мест лишения свободы, воспитательно-трудовых профилакто- риев, а также осужденных к ссылке, высылке или освобожденных от отбы- вания наказания; к) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов об осужденных в случаях, предусмотренных законодательством; л) контролировать деятельность лечебно-трудовых профилакториев для больных наркоманией; м) вносить на рассмотрение исполнительных комитетов соответствую- щих Советов народных депутатов предложения: об улучшении деятельности исправительно-трудовых учреждений, воспитательно-трудовых профилакториев и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке, исправительным работам без лишения свободы, об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду или ведающих исполнением условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду; об улучшении на предприятиях, в учреждениях и организациях воспи- тательной работы с лицами, переданными на поруки, осужденными условно или к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденными к лише- нию свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено, условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, условно освобожденными из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, с лицами, отбывшими наказание или услов- но-досрочно освобожденными от наказания; о трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных от наказания. II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С т а т ь я 11. Председатель наблюдательной комиссии обеспечивает регулярный созыв заседаний комиссии, определяет круг вопросов, подле- жащих рассмотрению на очередном заседании, готовит для рассмотрения на заседаниях планы работы комиссии и отчеты о ее деятельности. В период между заседаниями дает поручения членам комиссии и проверяет их испол- нение. С т а т ь я 12. Заседание комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины ее состава. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов. На заседании комиссии ведется протокол, в котором указывается ха- рактер рассматриваемых вопросов. Протокол подписывается председательс- твующим и секретарем. С т а т ь я 13. На заседание наблюдательной комиссии приглашаются прокурор, осуществляющий надзор за местами лишения свободы и органами, исполняющими приговоры судов, и в зависимости от характера рассматри- ваемых вопросов - представители администрации исправительно-трудовых учреждений, воспитательно-трудовых профилакториев и органов, исполняю- щих приговоры судов, а в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, - руководители предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденных, лиц, переданных на поруки или освобожденных из мест лишения свободы, а также представители об- щественных организаций и трудовых коллективов. При рассмотрении материалов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким и других материалов на осужденных на заседании комиссии обязательно присутствие представителей администрации исправительно-трудовых учреждений, воспи- тательно-трудовых профилакториев и других органов, исполняющих приго- воры судов. Как правило, на заседание наблюдательной комиссии по этим вопросам вызываются осужденные. С т а т ь я 14. В составе наблюдательных комиссий могут созда- ваться секции: организации труда и профессиональной подготовки; воспитательной работы и общеобразовательного обучения; санитарно-бытовая; учета и общественного наблюдения за поведением в быту и на произ- водстве лиц, неоднократно судимых; оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобож- денным от наказания, и другие. В состав секций входят как члены наблюдательных комиссий, так и представители профсоюзных, комсомольских и других общественных органи- заций и трудовых коллективов. Наблюдательные комиссии по вопросам, отнесенным к их компетенции, взаимодействуют с постоянными комиссиями местных Советов народных де- путатов, другими комиссиями при исполнительных комитетах местных Сове- тов, поддерживают тесные контакты с правоохранительными органами, об- щественными организациями, трудовыми коллективами и в своей работе опираются на широкий общественный актив. С т а т ь я 15. Члены наблюдательных комиссий выполняют свои обя- занности, как правило, в свободное от основной работы время. Во время выполнения поручений, связанных с отвлечением от своей основной дея- тельности, за членами комиссий сохраняется средний заработок по месту их работы, и они имеют право на возмещение понесенных расходов. С т а т ь я 16. Принятые в пределах компетенции постановления наблюдательных комиссий об устранении недостатков в деятельности исп- равительно-трудовых учреждений, воспитательно-трудовых профилакториев и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке, исправитель- ным работам без лишения свободы, об условном осуждении к лишению сво- боды с обязательным привлечением осужденного к труду или ведающих исполнением условного освобождения из мест лишения свободы с обяза- тельным привлечением осужденного к труду, а также в работе предприя- тий, учреждений и организаций по перевоспитанию и исправлению лиц, пе- реданных на поруки, осужденных условно или к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено, условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду и условно освобожденных из мест ли- шения свободы с обязательным привлечением к труду, лиц,, отбывших на- казание или условно-досрочно освобожденных от наказания, подлежат обя- зательному исполнению. Администрация указанных учреждений и органов, а также предприя- тий, учреждений и организаций обязана в двухнедельный срок сообщить в наблюдательную комиссию о мерах, принятых по выполнению постановления комиссии. С т а т ь я 17. Постановление наблюдательной комиссии может быть обжаловано в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов, в Совет Министров автономной республики, при котором состо- ит наблюдательная комиссия. Решение этих органов по жалобе является окончательным. III. РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С т а т ь я 18. Руководство деятельностью наблюдательных комиссий осуществляется исполнительными комитетами соответствующих Советов на- родных депутатов или Советами Министров автономных республик, которые регулярно заслушивают на своих заседаниях отчеты о работе комиссий. С т а т ь я 19. Расходы, связанные с деятельностью наблюдательных комиссий, производятся за счет средств исполнительных комитетов ра- йонных, городских, районных в городах, окружных. областных, краевых Советов народных депутатов и Советов Министров автономных республик. Техническое обслуживание наблюдательных комиссий возлагается на исполнительные комитеты соответствующих Советов и Советы Министров ав- тономных республик, при которых состоят наблюдательные комиссии. |