УСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР. Постановление. Совет Министров РСФСР (СМ РСФСР). 08.01.69 12


Страницы: 1  2  


и междугородных маршрутов,  а  также  маршрутных  таксомоторах  ручную
кладь в  размерах,  установленных  Правилами  перевозок  пассажиров  и
багажа автомобильным транспортом в РСФСР;
     г) провозить  с  собой  за плату по установленным тарифам багаж в
размерах, предусмотренных  Правилами  перевозок  пассажиров  и  багажа
автомобильным транспортом в РСФСР;
     д) сдать багаж к перевозке в междугородном сообщении на  багажных
автомобилях на   линиях,  установленных  Министерством  автомобильного
транспорта РСФСР;
     е) при  опоздании  на автобус (маршрутный таксомотор) в течение 3
часов, а вследствие болезни или несчастного случая - в течение 3 суток
с момента   отправления   автобуса   (таксомотора),   на  который  был
приобретен билет,  возобновить  проездные  документы  с  доплатой   25
процентов стоимости   билета   или   получить   обратно   в   порядке,
предусмотренном Правилами    перевозок     пассажиров     и     багажа
автомобильным транспортом  в  РСФСР,  стоимость  проезда за вычетом 25
процентов стоимости билета;
     ж) при  возврате  билета  в  кассу  автовокзала  (автостанции) не
позднее чем  за  2   часа   до   отправления   автобуса   (маршрутного
таксомотора) получить  полную стоимость проезда за вычетом уплаченного
им сбора за предварительную продажу,  а при  возврате  билета  позднее
этого срока,  но до отхода автобуса (таксомотора),  получить стоимость
проезда за вычетом 15 процентов его стоимости и уплаченного  им  сбора
за предварительную продажу;
     з) при прекращении поездки в междугородном  сообщении  вследствие
болезни или   несчастного   случая   получить   стоимость  проезда  за
непроследованное расстояние.
     81*. Предприятия  и  организации автомобильного транспорта общего
пользования осуществляют продажу билетов предприятиям,  организациям и
учреждениям  по  их  предварительным  заявкам  для перевозки отдельных
групп пассажиров в автобусах пригородных и междугородных сообщений  на
регулярно действующих маршрутах.
     (Устав дополнен статьей 81* постановлением Совета Министров РСФСР
от 16 мая 1980 г. N 253.)
     При возврате   предприятиями,   организациями   и    учреждениями
приобретенных ими  по  указанным  заявкам проездных документов в кассу
автовокзалов (автостанций) менее чем за 7 суток,  но не позднее чем за
3 суток  до отправления автобуса,  удерживается 10 процентов стоимости
проезда, а при возврате проездных документов позднее чем за 3 суток до
отправления автобуса удерживается 20 процентов стоимости проезда.
     Удержание сумм из стоимости проезда независимо от сроков возврата
проездных документов  (но до отправления автобуса) не производится при
отмене отправления автобуса,  указанного в билете,  или  задержке  его
отправления из  пункта  начала следования пассажиров более чем на один
час, при несостоявшейся отправки пассажиров из-за непредоставления  им
указанных в  билете мест и несогласии воспользоваться другими местами,
при болезни пассажира.
     Прием от предприятий,  организаций и учреждений заявок на продажу
билетов для перевозки отдельных  групп  пассажиров,  а  также  выплата
стоимости  возвращенных  ими  проездных  документов  осуществляются  в
порядке,  устанавливаемом  Министерством   автомобильного   транспорта
РСФСР.
     82. Пассажир имеет право вернуть билет  в  кассу  до  отправления
автобуса (маршрутного  таксомотора)  в  рейс и получить обратно полную
стоимость проезда и уплаченный им сбор за  предварительную  продажу  в
следующих случаях:
     а) опоздания отправления автобуса (таксомотора) против расписания
более чем на один час;
     б) предоставления пассажиру места в автобусе (таксомоторе)  менее
высокого класса, чем тот, на который ему продан билет;
     в) непредоставления пассажиру указанного в билете места.
     При согласии   пассажира   на   проезд   в  автобусе  (маршрутном
таксомоторе) более  низкого  класса  ему  возвращается  разница  между
оплаченной суммой и платой, причитающейся за проезд.
     Если вместо  автобуса  (маршрутного   таксомотора),   намеченного
расписанием, предоставляется  автобус  (таксомотор),  проезд в котором
оплачивается дороже,  то  пассажиры,  которые  приобрели   билеты   до
объявления об  этом,  имеют право проезда по этим билетам без доплаты.
С момента объявления  о  замене  типа  автобуса  (таксомотора)  билеты
продаются по  установленному  более  высокому тарифу с соответствующим
предупреждением пассажиров.
     83. Возврат  денег  в  случаях,  предусмотренных статьями 81 и 82
настоящего Устава,    производится    в    порядке,    устанавливаемом
Министерством автомобильного транспорта РСФСР.
     84. На автовокзале (автостанции)  и  на  других  автотранспортных
предприятиях и  в  организациях должна быть книга жалоб и предложений,
которая выдается по первому требованию пассажира.
     Руководитель автотранспортного предприятия или организации обязан
в трехдневный срок рассмотреть жалобу или предложение,  поступившие от
пассажира, и  письменно уведомить заявителя о результатах рассмотрения
и о принятых мерах.
     Жалобы, не   требующие   дополнительной   проверки,   разрешаются
безотлагательно.
     85. Порядок  перевозки  ручной  клади  и  багажа  в  автобусах  и
таксомоторах устанавливается Правилами перевозок пассажиров  и  багажа
автомобильным транспортом в РСФСР.
     86. В удостоверение приема багажа к перевозке пассажиру  выдается
багажная квитанция.
     Пассажир имеет право при сдаче багажа к  перевозке  объявить  его
ценность, с уплатой установленного сбора.
     Багаж выдается  в   пункте   назначения   предъявителю   багажной
квитанции; за хранение багажа взыскивается сбор.
     87. Не допускаются к перевозке багажом и в качестве ручной  клади
огнеопасные, взрывчатые,   отравляющие,   ядовитые,   едкие  зловонные
вещества, а также грузы,  загрязняющие  подвижной  состав  или  одежду
пассажиров.
     88. Принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен  быть
доставлен в  пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот
пункт по расписанию.
     89. Невостребованный  пассажиром  багаж хранится автотранспортным
предприятием или организацией в пункте назначения.
     Багаж, невостребованный  в  течение  30  дней,  подлежит передаче
местным торгующим организациям для продажи в порядке,  устанавливаемом
Правилами  перевозок  пассажиров  и багажа автомобильным транспортом в
РСФСР.
     Предъявитель багажной  квитанции в течение шестимесячного срока с
момента реализации  багажа  имеет  право  получить  сумму,  уплаченную
автотранспортному предприятию  или организации за переданный торгующим
организациям невостребованный багаж,  за вычетом  сумм,  причитающихся
автотранспортному предприятию или организации.
     90. Предприятия и организации  автомобильного  транспорта  общего
пользования могут    предоставлять   по   договорам   предприятиям   и
организациям министерств и ведомств автобусы для перевозки  рабочих  к
месту работы и обратно с оплатой по тарифам.
     90*. Предприятия и организации автомобильного  транспорта  общего
пользования организуют  по  договорам  с промышленными предприятиями и
строительными организациями,  жилые массивы и производственные объекты
которых удалены  от  общих  линий городского пассажирского транспорта,
специальные автобусные маршруты для работников указанных предприятий и
организаций с  покрытием  дополнительных расходов в случае убыточности
эксплуатации таких   маршрутов   за   счет   указанных    промышленных
предприятий и строительных организаций.
     (Устав дополнен статьей 90* постановлением Совета Министров РСФСР
от 16 мая 1980 г. N 253.)
     Типовой договор на организацию специальных  автобусных  маршрутов
утверждается Министерством    автомобильного   транспорта   РСФСР   по
согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем при Совете
Министров РСФСР.
     Исполнительные комитеты  Советов  народных  депутатов   оказывают
содействие промышленным  предприятиям,  строительным  организациям,  а
также предприятиям и  организациям  автомобильного  транспорта  общего
пользования в организации специальных автобусных маршрутов.

                           Перевозка почты

     91. Перевозка      почты     осуществляется     автотранспортными
предприятиями и  организациями  в  специализированных  автомобилях,  а
также в  маршрутных  автобусах  или легковых и грузовых автомобилях по
договорам, заключаемым автотранспортными предприятиями и организациями
с предприятиями связи.
     92. Подвижной  состав   автомобильного   транспорта,   выделенный
специально для   перевозки  почты,  должен  использоваться  строго  по
прямому назначению в соответствии с  планом  и  расписанием  перевозки
почты.
     На автомобилях,  выделенных  специально  для   перевозки   почты,
воспрещается перевозить  посторонних лиц,  не имеющих отношения к этой
перевозке.
     93. Погрузка  и  выгрузка,  а  также  сопровождение  почты  и  ее
сохранность в  пути  следования  обеспечиваются  силами  и  средствами
предприятий связи.
     По соглашению  автотранспортных  предприятий  и   организаций   с
предприятиями связи   сопровождение   и   сохранность   почты  в  пути
следования могут  обеспечиваться  автотранспортными  предприятиями   и
организациями.
     94. Перевозка и сопровождение почты оплачиваются по тарифам.
     95. Ответственность автотранспортных предприятий и организаций за
утрату, повреждение  или  задержку  перевозимой   почты   определяется
Уставом связи Союза ССР.
     96. Правила перевозки почты  автомобильным  транспортом  в  РСФСР
утверждаются Министерством  связи СССР по согласованию с Министерством
автомобильного транспорта РСФСР.
     (Статья 96  в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16
мая 1980 г. N 253.)

                               РАЗДЕЛ V

                     ПРОКАТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

     97. Предприятия и организации  автомобильного  транспорта  общего
пользования предоставляют   гражданам   во  временное  пользование  по
договору проката  легковые  автомобили  за   плату,   размер   которой
определяется тарифами.
     98. Автотранспортное   предприятие   или   организация    обязаны
предоставлять напрокат  автомобили  в  состоянии,  отвечающем правилам
технической эксплуатации легковых автомобилей.
     99. Условия   и   порядок   предоставления  автомобилей  напрокат
определяются Типовым договором проката легковых автомобилей  в  РСФСР,
утверждаемым   Советом  Министров  РСФСР.  Отступления  от  указанного
Типового     договора,     ограничивающие     права     пользователей,
недействительны.

                              РАЗДЕЛ VI

                    ТАРИФЫ И РАСЧЕТЫ ЗА ПЕРЕВОЗКИ

     100. Тарифы   на  перевозку  пассажиров  и  багажа  автомобильным
транспортом, а также за пользование автомобилями напрокат утверждаются
Советом Министров РСФСР.
     Тарифы на перевозку грузов и почты автомобильным  транспортом,  а
также на      транспортно-экспедиционные      услуги,      оказываемые
автотранспортными предприятиями     и     организациями     населению,
предприятиям, организациям и учреждениям, утверждаются Государственным
комитетом РСФСР по ценам.
     Тарифы на      межреспубликанские     автомобильные     перевозки
устанавливаются по согласованию с Советами  Министров  соответствующих
союзных республик.
     Правила применения     тарифов     утверждаются     Министерством
автомобильного транспорта   РСФСР   по  согласованию  с  Министерством
финансов РСФСР и Государственным комитетом РСФСР по ценам.
     (Статья 100 в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16
мая 1980 г. N 253.)
     101. Расчеты с автотранспортными предприятиями и организациями за
перевозку грузов и по другим платежам,  связанным с этими перевозками,
производятся грузоотправителем     (грузополучателем)    в    порядке,
установленном Правилами.
     102. При   централизованных   перевозках  грузов  все  расчеты  с
автотранспортным предприятием   или   организацией    за    перевозку,
экспедирование и  другие  связанные  с  перевозкой  операции  и услуги
производятся грузоотправителем  или  грузополучателем.  При   этом   в
установленных случаях суммы, выплаченные автотранспортным предприятиям
и организациям  за  указанные  перевозку,  операции  и   услуги,   или
включаются грузоотправителями  в  счета  за отпущенную продукцию,  или
удерживаются грузополучателями при оплате счетов грузоотправителей  за
полученную продукцию.
     103. Причитающиеся автотранспортным предприятиям  и  организациям
платежи за  перевозку  грузов,  а  также  за  погрузочно-разгрузочные,
транспортно-экспедиционные операции  и  другие  услуги  вносятся   при
приеме заказа   на   перевозку   чеками   Госбанка   СССР,  платежными
поручениями, акцептированными  банком,  а  в   отдельных   случаях   -
наличными деньгами согласно правилам Госбанка СССР.
     В таком же  порядке  грузоотправители  и  грузополучатели  вносят
автотранспортным предприятиям     и    организациям,    осуществляющим
централизованный завоз (вывоз) грузов на  станции  железных  дорог,  в
порты (на      пристани)      и      аэропорты      с      выполнением
транспортно-экспедиционных операций  и  услуг,  платежи,  уплачиваемые
автотранспортными предприятиями и организациями за грузоотправителей и
грузополучателей соответствующим  видам   транспорта   за   перевозку,
погрузочно-разгрузочные работы, хранение и другие услуги и операции.
     В годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом
по соглашению   сторон   могут   предусматриваться  расчеты  плановыми
платежами в  порядке,  устанавливаемом  Министерством   автомобильного
транспорта РСФСР по согласованию с Российской республиканской конторой
Госбанка СССР.
     До внесения   провозной   платы  автотранспортные  предприятия  и
организации грузы к перевозке не принимают.
     В виде  исключения,  до внесения провозной платы грузы могут быть
приняты к перевозке автотранспортным предприятием или организацией  по
разрешению вышестоящего   по   отношению   к  ним  органа.  В  случаях
несвоевременного внесения   провозной   платы    с    грузоотправителя
(грузополучателя) взыскивается  дополнительно  к  провозной  плате 0,5
процента суммы платежей за каждый день  просрочки  внесения  провозной
платы.
     Если автотранспортное предприятие или организация не преступили в
течение трех  дней к выполнению заказа,  полученная при его оформлении
провозная плата   должна   быть   возвращена   грузоотправителю    или
грузополучателю в сроки, устанавливаемые Правилами.
     В случае   несвоевременного   возврата   провозной    платы    за
несостоявшуюся перевозку   груза   автотранспортное   предприятие  или
организация уплачивает грузоотправителю или  грузополучателю  штраф  в
размере 0,5 процента суммы платежей за каждый день просрочки.
     Окончательный расчет    за    перевозку    грузов    производится
грузоотправителем или     грузополучателем    на    основании    счета
автотранспортного предприятия или организации.  Основанием для выписки
счета за    осуществленную   перевозку   служат   товарно-транспортные
накладные либо акты замера ил акты взвешивания груза, а за пользование
автомобилями, оплачиваемыми  по повременному тарифу,  - данные путевых
листов, заверенных грузоотправителем или грузополучателем.
     Министерство автомобильного  транспорта  РСФСР  по согласованию с
Российской республиканской конторой Госбанка СССР может  устанавливать
иные формы    расчетов    за    перевозку    грузов,    а   также   за
погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные операции и  другие
услуги.
     (Статья 103 в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16
мая 1980 г. N 253.)
     104. Расчеты  автотранспортных  предприятий   и   организаций   с
предприятиями, организациями  и  учреждениями  за  предоставляемые  им
автобусы и легковые автомобили производятся в  порядке,  установленном
Министерством автомобильного   транспорта   РСФСР  по  согласованию  с
Российской республиканской конторой Госбанка СССР.

                              РАЗДЕЛ VII

                ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ С УЧАСТИЕМ
                       ДРУГИХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

     105. Автомобильный   транспорт  общего  пользования  осуществляет
перевозки грузов,  пассажиров  и  багажа  в  тесном  взаимодействии  с
другими видами   транспорта   -  железнодорожным,  морским,  речным  и
воздушным, организуя    систему    прямых     смешанных     сообщений:
автомобильно-железнодорожных,                     автомобильно-водных,
автомобильно-водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных  и   других
сообщений.
     Перевозка в прямом смешанном сообщении  производится  по  единому
транспортному документу, составленному на весь путь следования.
     106. Перевозка грузов в прямом смешанном  сообщении  производится
на основании  настоящего  раздела  Устава  и правил перевозок грузов в
прямом смешанном сообщении,  утверждаемых Министерством автомобильного
транспорта РСФСР    совместно    с    соответствующими   транспортными
министерствами и ведомствами.
     В части,   не   предусмотренной   настоящим   разделом  Устава  и
указанными правилами,  при  перевозке  грузов   в   прямом   смешанном
сообщении применяются  нормы  уставов,  кодексов,  правил  и  тарифов,
регулирующие перевозки на соответствующем виде транспорта.
     Перевозка пассажиров   и  багажа  в  прямом  смешанном  сообщении
производится на    основании    особых     соглашений     Министерства
автомобильного транспорта   РСФСР   с  соответствующими  транспортными
министерствами и ведомствами.
     107. В прямое смешанное сообщение включаются:
     а) автотранспортные предприятия  и  организации,  находящиеся  на
территории РСФСР,   -   по   перечню,  устанавливаемому  Министерством
автомобильного транспорта РСФСР,  а находящиеся на  территории  других
союзных республик  - по перечням,  устанавливаемым органами управления
автомобильным транспортом этих республик;
     б) все станции железных дорог,  открытые для операций по грузовым
перевозкам;
     в) морские  порты  -  по перечню,  устанавливаемому Министерством
морского флота;
     г) речные порты и пристани, находящиеся на территории РСФСР, - по
перечню, устанавливаемому  Министерством  речного   флота   РСФСР,   а
находящиеся на  территориях  других  союзных  республик - по перечням,
устанавливаемым органами управления речным транспортом этих республик;
     д) аэропорты   гражданского   воздушного   флота  -  по  перечню,
устанавливаемому Министерством гражданской авиации.
     Автотранспортные предприятия  и  организации,  порты,  пристани и
аэропорты считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента
телеграфного извещения   об   этом  (с  последующим  опубликованием  в
сборниках правил  перевозок  и  тарифов  транспортных  министерств   и
ведомств).
     108. Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются  к  перевозке
по плану, утверждаемому в установленном порядке.
     Министерство автомобильного    транспорта    РСФСР    и    другие
транспортные министерства  и  ведомства  могут  по  согласованию между
собой принимать груз к перевозке в прямом  смешанном  сообщении  сверх
плана.
     Прием к  перевозке  и  отгрузка  с  пунктов   перевалки   грузов,
перевозимых мелкими   отправками   в   прямом   смешанном   сообщении,
производятся по  предъявлению,  с   подсортировкой   их   в   случаях,
предусмотренных правилами   перевозок   грузов   в   прямом  смешанном
сообщении, при передаче на железную  дорогу  -  на  грузосортировочной
станции, при передаче на автомобильный, водный и воздушный транспорт -
соответственно на автотранспортных предприятиях и  в  организациях,  в
портах (на пристанях) и в аэропортах.
     109. В пунктах перевалки транспортные предприятия  и  организации
обязаны обеспечивать  бесперебойную  и равномерную подачу автомобилей,
вагонов и судов под погрузку  перевалочных  грузов,  широко  развивать
перевалку грузов  с  одного  вида  транспорта  на  другой  по  прямому
варианту (без выгрузки в склад).
     Планы перевалки   разрабатываются   и   утверждаются  в  порядке,
устанавливаемом правилами  перевозок   грузов   в   прямом   смешанном
сообщении.
     Предприятия и организации Министерства автомобильного  транспорта
РСФСР и  других транспортных министерств и ведомств обязаны восполнять
непредъявление грузов или недогруз  их,  допущенные  в  отдельные  дни
первой или  соответственно  второй половины месяца,  в последующие дни
данной половины месяца.
     110. Грузы,  нуждающиеся  в  таре для предохранения их от утраты,
недостачи, порчи  и  повреждения  при  перевозке  в  прямом  смешанном
сообщении, должны  предъявляться  в исправной таре,  обеспечивающей их
сохранность при перевалке и следовании в автомобилях, вагонах, судах и
других транспортных средствах.
     Условия упаковки   грузов,   перевозимых   в   прямом   смешанном
сообщении, должны предусматриваться в государственных стандартах.
     111. Грузы, перевозимые наливом, лес, следующий по водным путям в
плотах, а  также  взрывчатые  и  сильнодействующие ядовитые вещества к
перевозке в прямом смешанном сообщении не принимаются.
     Перечень принимаемых  к  перевозке  в  прямом смешанном сообщении
скоропортящихся, опасных,  легкогорючих  грузов,   грузов,   требующих
сопровождения проводниками  грузоотправителей или грузополучателей,  а
также условия перевозок  лесных  грузов  навалом  в  прямом  смешанном
сообщении устанавливаются   совместно  соответствующими  транспортными
министерствами и ведомствами.
     112. Взвешивание грузов,  следующих в прямом смешанном сообщении,
производится в пунктах перевалки  при  передаче  их  с  автомобильного
транспорта на   железнодорожный,   водный   и  воздушный  или  обратно
средствами железных  дорог,  портов  (пристаней)  или  аэропортов   по
требованию стороны, принимающей груз.
     Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу
или весу,  указанному  грузоотправителем  на каждом грузовом месте,  и
прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с одного вида
транспорта на  другой  без  взвешивания,  по  счету  мест и в таком же
порядке сдаются грузополучателю в пункте назначения.
     113. Перевозка  грузов  в контейнерах Министерства автомобильного
транспорта РСФСР,  Министерства путей сообщения, Министерства морского
флота, Министерства   речного   флота   РСФСР   и  органов  управления
автомобильными речным транспортом других союзных  республик  в  прямом
смешанном сообщении  осуществляется  между пунктами,  устанавливаемыми
соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.
     Правила перевозок   грузов   в   контейнерах   и   сроки  оборота
контейнеров устанавливаются совместно  соответствующими  транспортными
министерствами и ведомствами.
     За задержку    контейнеров     сверх     установленных     сроков
автотранспортные предприятия   и   организации,   железные   дороги  и
пароходства уплачивают штраф  в  размере  2  рублей  за  каждые  сутки
задержки контейнера  массой  брутто более 5 тонн и 30 копеек за каждые
сутки задержки контейнера массой брутто 5 тонн и менее*.

     *Размер штрафов,  предусмотренных статьей 113,  увеличен:  в 15,6
раза постановлением Правительства РФ от 26 мая 1992 г. N 347 (источник
публикации неизвестен);  в 5,2 раза постановлением Правительства РФ от
24 января 1993 г.  N 55 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1993 г.,  N 5, ст. 394); в 9,7 раза постановлением Правительства РФ от
12 февраля 1994 г. N 95 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1994 г.,  N 8, ст. 597); в 9,6 раза постановлением Правительства РФ от
28 апреля 1995 г.  N 433 (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 19,
ст. 1762).

     (Часть 3 статьи 113 в  редакции  постановления  Совета  Министров
РСФСР от 17 сентября 1974 г. N 510.)
     114. Перевалочные работы выполняются:
     а) при  перегрузке  грузов из вагонов и складов на автомобили,  а
также с автомобилей в вагоны и склады - железной дороги;
     б) при  перегрузке  грузов  из  судов и складов на автомобили,  а
также с автомобилей в суда и склады - портом (пристанью);
     в) при перегрузке грузов из самолетов и складов на автомобили,  а
также с автомобилей в самолеты и склады - аэропортом.
     115. Условия  работы  перевалочных  пунктов  определяются узловым
соглашением, заключаемым     автотранспортным     предприятием     или
организацией с железной дорогой, пароходством (портом) и аэропортом на
три года.
     Порядок разработки     и     заключения     узловых    соглашений
устанавливается правилами  перевозок   грузов   в   прямом   смешанном
сообщении.
     116. Руководитель автотранспортного предприятия или  организации,
начальник станции,  начальник порта (пристани) по взаимному соглашению
могут сгущать подачу автомобилей  и  вагонов  и  предъявлять  грузы  в
размерах, превышающих суточную норму перевалки.
     117. Сроки доставки грузов определяются  по  совокупности  сроков
доставки их автомобильным и другими видами транспорта и исчисляются на
основании действующих  на  этих  видах  транспорта  правил  исчисления
сроков доставки грузов.
     118. Расчеты   между    автотранспортными    предприятиями    или
организациями, железными дорогами и пароходствами по перевозкам грузов
в прямом смешанном сообщении осуществляются:
     по платежам  и сборам,  включенным в перевозочные документы,  - в
безакцептном порядке;
     по всем другим сборам и штрафам,  - в акцептном порядке по счетам
на общих основаниях.
     119. Учет   выполнения   плановой  нормы  перевалки  производится
раздельно по грузам,  передаваемым  с  автомобильного  на  другой  вид
транспорта, и  по  грузам,  передаваемым  с другого вида транспорта на
автомобильный.
     Формы учетных  карточек  и порядок их составления устанавливаются
совместно соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.
     120. За  невыполнение  плана  перевалки  грузов  автотранспортные
предприятия и организации,  железные дороги и предприятия других видов
транспорта несут материальную ответственность.
     Автотранспортные предприятия и организации несут  ответственность
за невыполнение  суточной  нормы  вывоза  грузов  и  предъявления их к
перевалке.
     Автотранспортные предприятия  и  организации,  железные  дороги и
предприятия других видов транспорта освобождаются  от  ответственности
за невыполнение в отдельные дни среднесуточной нормы перевалки грузов:
     а) при   соответствующем   перевыполнении   нормы   перевалки   в
предыдущие дни месяца в результате сгущения перевалки;
     б) при восполнении в течение  первой  или  соответственно  второй
половины месяца  недогрузов  или  неподачи вагонов по плану перевалки,
допущенных в отдельные дни данной половины месяца.
     121. За  невыполнение  плана  перевалки грузов в прямом смешанном
сообщении автотранспортные предприятия и организации, железные дороги,
порты (пристани) и аэропорты уплачивают штраф по 10 копеек за тонну*.

     *Размер штрафов,  предусмотренных статьей 121,  увеличен:  в 15,6
раза постановлением Правительства РФ от 26 мая 1992 г. N 347 (источник
публикации неизвестен);  в 5,2 раза постановлением Правительства РФ от
24 января 1993 г.  N 55 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1993 г.,  N 5, ст. 394); в 9,7 раза постановлением Правительства РФ от
12 февраля 1994 г. N 95 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1994 г.,  N 8, ст. 597); в 9,6 раза постановлением Правительства РФ от
28 апреля 1995 г.  N 433 (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 19,
ст. 1762).

     122. Ответственность  за сохранность груза до момента фактической
передачи лежит на сдающей стороне,  а после фактической передачи -  на
принимающей стороне.
     Ответственность автотранспортных   предприятий   и   организаций,
железных дорог  и  предприятий  других видов транспорта за сохранность
грузов, принятых   к   перевозке   в   прямом   смешанном   сообщении,
определяется уставами    (кодексами,   правилами),   действующими   на
соответствующем виде транспорта.
     При установлении   виновности   автотранспортных   предприятий  и
организаций, железных  дорог,  пароходств  и  аэропортов   в   утрате,
недостаче, порче   или   повреждении   груза   ответственность   несут
соответственно автотранспортные предприятия  и  организации,  железные
дороги, пароходства и аэропорты.
     123. Плата за  перевозку  грузов  в  прямом  смешанном  сообщении
автомобильно-железнодорожном сообщении    взыскивается   в   следующем
порядке:
     а) по  отправкам с автотранспортных предприятий и организаций:  в
пункте отправления - за  протяжение  всего  автомобильного  пути  и  в
пункте назначения - за протяжение железнодорожного пути;
     б) по отправкам с железной дороги:  на станции отправления  -  за
протяжение железнодорожного  пути  всех железных дорог,  участвующих в
перевозке, и в пункте назначения - за протяжение всего  автомобильного
пути.
     Причитающиеся автотранспортному   предприятию   или   организации
провозная плата  и другие сборы в перевозочные документы не включаются
и взыскиваются с грузоотправителя или грузополучателя  непосредственно
по счетам автотранспортных предприятий и организаций.
     Сборы за перевозку перевалочных грузов автомобильным  транспортом
из порта  (с  пристани)  на  станцию или обратно включается станцией в
сумму платежей,   причитающуюся   железной   дороге,   а   расчеты   с
автотранспортным предприятием   или   организацией  за  эти  перевозки
производятся железной дорогой.
     Плата за перевозку грузов в прямом смешанном автомобильно-водном,
автомобильно-воздушном и    автомобильно-водно-воздушном    сообщениях
взыскивается в  порядке,  определяемом  правилами  перевозки  грузов в
прямом смешанном сообщении,  утверждаемыми в соответствии  со  статьей
106 настоящего Устава.

                             РАЗДЕЛ VIII

            ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ И УСЛУГИ,
       ОКАЗЫВАЕМЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ АВТОМОБИЛЬНОГО
                    ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

     124. Предприятия  и  организации автомобильного транспорта общего
пользования  выполняют  для  предприятий,  организаций,  учреждений  и
населения     связанные    с    перевозками    операции    и    услуги
(транспортно-экспедиционные операции и услуги)  при  доставках  грузов
как   в   прямом   автомобильном   сообщении,   так   и   в  смешанном
автомобильно-железнодорожном,                     автомобильно-водном,
автомобильно-авиационном сообщении.
     Транспортно-экспедиционное обслуживание  колхозов,   совхозов   и
других государственных  сельскохозяйственных предприятий и организаций
на территории    РСФСР    осуществляется    также    автотранспортными
предприятиями Государственного         комитета        РСФСР        по
производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.
     Исполнительные комитеты   Советов   народных   депутатов  обязаны
выделять автотранспортным предприятиям и организациям,  осуществляющим
транспортно-экспедиционное обслуживание населения,  необходимые для их
деятельности производственные и складские помещения.
     (Статья 124 в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16
мая 1980 г. N 253.)
     125. Перечень   транспортно-экспедиционных   операций   и  услуг,
осуществляемых предприятиями и организациями автомобильного транспорта
общего пользования,  а  также  порядок  осуществления  этих операций и
услуг устанавливаются правилами,  предусмотренными в пунктах "а" и "д"
статьи 6 настоящего Устава.

                              РАЗДЕЛ IX

     ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ,
      ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ, ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ, А ТАКЖЕ
         ГРАЖДАН, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ АВТОМОБИЛЯМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ
                   НАПРОКАТ. АКТЫ, ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ

                           Общие положения

     126. Автотранспортные      предприятия       и       организации,
грузоотправители, грузополучатели   и  пассажиры,  а  также  граждане,
пользующиеся автомобилями,    предоставляемыми     напрокат,     несут
материальную ответственность за нарушение обязанностей,  вытекающих из
перевозок грузов,  пассажиров  и  багажа  и  проката  автомобилей,  на
основании настоящего Устава.
     Всякие соглашения автотранспортных предприятий  и  организаций  с
грузоотправителями, грузополучателями   и   пассажирами,   а  также  с
гражданами, пользующимися  автомобилями,  предоставляемыми   напрокат,
имеющие целью  изменить или устранить ответственность,  возложенную на
автотранспортные предприятия   и    организации,    грузоотправителей,
грузополучателей и   пассажиров,  а  также  на  граждан,  пользующихся
автомобилями, предоставляемыми напрокат, считаются недействительными и
всякие отметки  об  этом  в  путевых листах,  в товарно-транспортных и
других документах, не предусмотренные настоящим Уставом или Правилами,
не имеют силы.

     Ответственность за невыполнение плана перевозок и принятого
      к исполнению разового заказа, за просрочку в доставке и за
        несохранность перевозимых грузов и багажа, а также за
  невыполнение принятых обязательств по транспортно-экспедиционному
                             обслуживанию

     (Наименование подраздела    в   редакции   постановления   Совета
Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. N 253.)
     127. За  невыполнение  плана  перевозок  и принятого к исполнению
разового заказа   автотранспортные    предприятия    и    организации,
грузоотправители и   грузополучатели   несут   взаимную   материальную
ответственность.
     Автотранспортное предприятие  или  организация за невывоз груза в
количестве, предусматриваемом в декадном плановом задании на перевозку
или в    принятом    к    исполнению    разовом   заказе,   уплачивает
грузоотправителю (грузополучателю)  штраф  в  размере   20   процентов
стоимости перевозки невывезенного груза.
     Грузоотправитель (грузополучатель) за непредъявление к  перевозке
груза в  количестве,  предусмотренном  в  декадном плановом задании на
перевозку или в  принятом  к  исполнению  разовом  заказе,  уплачивает
автотранспортному предприятию  или  организации  штраф  в  размере  20
процентов стоимости перевозки непредъявленного груза.
     Стоимость перевозки  непредъявленного  или  неперевезенного груза
определяется исходя из тарифов и среднего расстояния перевозки.
     Выполнение плана   перевозок   учитывается  в  учетной  карточке,
которая подписывается автотранспортным предприятием или организацией и
грузоотправителем (грузополучателем).
     Форма и  правила  составления   учетной   карточки   утверждаются
Министерством автомобильного транспорта РСФСР.
     По окончании месяца,  но не позднее 10 числа  следующего  месяца,
автотранспортное предприятие или организация сообщает грузоотправителю
(грузополучателю) расчет    по     причитающимся     автотранспортному
предприятию или   организации   и  грузоотправителю  (грузополучателю)
суммам штрафа за невыполнение плана перевозок.
     Сумма штрафа,  причитающаяся  автотранспортному  предприятию  или
организации и грузоотправителю (грузополучателю),  подлежит  уплате  в
пятидневный срок.
     127*. За  неподачу  автотранспортным  предприятием  контейнеров,,
предусмотренных декадным  плановым  заданием или принятым к исполнению
разовым заказом, а также за неиспользование грузоотправителем поданных
контейнеров или за отказ от предусмотренных декадным плановым заданием
или принятым к исполнению разовым заказом контейнеров виновная сторона
уплачивает штраф в размере:
     30 рублей за контейнер массой брутто 30 тонн,
     20 рублей за контейнер массой брутто 20 тонн,
     10 рублей за контейнер массой брутто 10 тонн,
     5 рублей за контейнер массой брутто 5 тонн,
     3 рублей за контейнер массой брутто 3 тонны,
     1 рубля 50 копеек за контейнер массой брутто менее 3 тонн**.

     (Устав дополнен  статьей  127*  постановлением  Совета  Министров
РСФСР от 17 сентября 1974 г. N 510.)

     **Размер штрафов,  предусмотренных статьей 127*, увеличен: в 10,9
раза постановлением Правительства РФ от 26 мая 1992 г. N 347 (источник
публикации неизвестен); в 13,8 раза постановлением Правительства РФ от
12 февраля 1994 г. N 95 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1994 г., N 8, ст. 597); в 2 раза постановлением Правительства РФ от 28
апреля 1995 г. N 433 (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 19, ст.
1762).

     128. При  централизованном  завозе  (вывозе)  грузов  на  станции
железных дорог,  в  порты  (на  пристани) и аэропорты автотранспортные
предприятия и  организации,  железные  дороги,  порты   (пристани)   и
аэропорты несут  взаимную материальную ответственность за невыполнение
согласованных между ними суточных объемов  перевозок  в  порядке  и  в
размерах, предусмотренных  правилами централизованного завоза (вывоза)
грузов автомобильным транспортом на станции железных  дорог,  в  порты
(на пристани) и аэропорты в РСФСР.
     128*. Автотранспортное    предприятие    или    организация    за
невыполнение принятых  по  договору  или  разовому заказу к исполнению
транспортно-экспедиционных операций      и      услуг       оплачивает
грузоотправителю (грузополучателю), а также гражданину штраф в размере
20 процентов   стоимости   невыполненных    транспортно-экспедиционных
операций и услуг.
     (Устав дополнен  статьей  128*  постановлением  Совета  Министров
РСФСР от 16 мая 1980 г. N 253.)
     129. За  несвоевременную  подачу  автомобилей,   работа   которых
оплачивается по  сдельным  или исключительным тарифам,  в пункт первой
погрузки против согласованного  времени  автотранспортное  предприятие
или организация  уплачивает грузоотправителю (грузополучателю) штраф в
размере 8 копеек за каждую минуту опоздания,  но не более пяти  рублей
за каждый  случай несвоевременной подачи автомобилей помимо санкций за
невыполнение плана перевозок*.

     *Размер штрафов,  предусмотренных статьей 129,  увеличен:  в 10,9
раза постановлением Правительства РФ от 26 мая 1992 г. N 347 (источник
публикации неизвестен); в 13,8 раза постановлением Правительства РФ от
12 февраля 1994 г. N 95 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1994 г., N 8, ст. 597); в 2 раза постановлением Правительства РФ от 28
апреля 1995 г. N 433 (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 19, ст.
1762).

     (Статья 129 в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16
мая 1980 г. N 253.)
     130. При  непредоставлении  автотранспортным   предприятием   или
организацией грузовых   автомобилей   и   автобусов,   работа  которых
оплачивается по повременному  тарифу,  в  количестве,  предусмотренном
договором или принятым к исполнению разовым заказом, или при опоздании
подачи этих автомобилей и автобусов автотранспортное  предприятие  или
организация уплачивает  грузоотправителю  (грузополучателю),  а  также
предприятию или организации-заказчику автобусов 10 процентов стоимости
пользования грузовыми  автомобилями  и  автобусами,  исходя из времени
пользования, указанного в договоре или заказе.
     При отказе    грузоотправителя    (грузополучателя),    а   также
предприятия или организации-заказчика автобусов полностью или частично
использовать грузовые    автомобили   и   автобусы,   работа   которых
оплачивается по  повременному  графику,  в  количестве,  указанном   в
договоре или  принятом  к исполнению разовом заказе,  грузоотправитель
(грузополучатель), а  также   предприятие   или   организация-заказчик
автобусов уплачивает  автотранспортному предприятию или организации 10
процентов стоимости пользования грузовыми автомобилями  и  автобусами,
исходя из времени пользования, указанного в договоре или заказе.
     (Статья 130 в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16
мая 1980 г. N 253.)
     131. Автотранспортное    предприятие    или     организация     и
грузоотправитель освобождаются  от уплаты штрафа за невыполнение плана
перевозок или  принятого  к  исполнению  разового  заказа,  если   оно
произошло вследствие:
     а) явлений  стихийного  характера  (заносы,наводнения,  пожары  и
т.п.);
     б) аварии на предприятии, в результате которой работа предприятия
была прекращена на срок не менее трех суток;
     в) временного прекращения или  ограничения  перевозки  грузов  по
автомобильным дорогам,  произведенных  в порядке установленном статьей
20 настоящего Устава.
     132. Автотранспортные    предприятия    и    организации    несут
ответственность за  сохранность  груза  с  момента  принятия   его   к
перевозке и   до  выдачи  грузополучателю  или  до  передачи  согласно
Правилам другим  предприятиям,  организациям,  учреждениям,  если   не
докажут, что утрата,  недостача, порча или повреждение груза произошли
вследствие обстоятельств,  которые  они  не  могли   предотвратить   и
устранение которых от них не зависело, в частности вследствие:
     а) вины грузоотправителя (грузополучателя);
     б) особых естественных свойств перевозимого груза;
     в) недостатков тары или упаковки,  которые не могли быть замечены
по наружному виду при приемке груза к перевозке,  или применения тары,
не соответствующей свойствам груза или установленным  стандартам,  при
отсутствии следов повреждения тары в пути;
     г) сдачи груза в перевозке без  указания  в  товарно-транспортных
документах его  особых  свойств,  требующих  особых  условий  или  мер
предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;
     д) сдачи   к   перевозке   груза,  влажность  которого  превышает
установленную норму.
     133. Автотранспортные  предприятия и организации освобождаются от
ответственности за утрату,  недостачу,  порчу или повреждение груза  в
случаях, когда:
     а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за  исправными
пломбами грузоотправителя,  а  штучный  груз  -  с исправными защитной
маскировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;
     б) недостача,   порча   или   повреждение   произошли  вследствие
естественных причин,  связанных  с  перевозкой   груза   на   открытом
подвижном составе;
     в) груз перевозился в сопровождении экспедитора  грузоотправителя
(грузополучателя);
     г) недостача груза не превышает норм естественной убыли.
     В указанных  случаях автотранспортное предприятие или организация
несет ответственность      за      несохранность      груза,      если
предъявитель претензии  докажет,  что  утрата,  недостача,  порча  или
повреждение груза произошло по вине автотранспортного предприятия  или
организации.
     134. Если массовые однородные грузы, перевозимые навалом, насыпью
или наливом   по   разным  товарно-транспортным  накладным  от  одного
грузоотправителя в адрес одного грузополучателя,  в процессе перевозки
обезличиваются, то  естественная  убыль  исчисляется  исходя из общего
веса всего обезличенного в пути груза.
     Недостача или излишек перевозимого навалом, насыпью или наливом с
перевалкой или  перегрузкой   в   пути   груза,   отгруженного   одним
грузоотправителем в   адрес  одного  грузополучателя  и  прибывшего  в
исправном подвижном  составе   без   признаков   недостачи   в   пути,
определяются по   результатам   проверки   всей   партии  одновременно
выданного груза.
     135. Автотранспортные   предприятия   или  организации  возмещают
ущерб, причиненный при перевозке грузов, в следующих размерах:
     а) за  утрату  или  недостачу  груза  -  в размере действительной
стоимости утраченного или недостающего груза;
     б) за  порчу  или  повреждение  груза  - в размере той суммы,  на
которую понизилась его стоимость;
     в) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью,
- в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже
его действительной стоимости.
     Автотранспортные предприятия и организации наряду  с  возмещением
установленного ущерба,  связанного с утратой,  недостачей,  порчей или
повреждением перевозимого груза,  возвращают в порядке,  установленном
Правилами, провозную   плату,  взысканную  за  перевозку  утраченного,
недостающего, испорченного или поврежденного груза,  если эта плата не
входит в цену груза.
     (Часть 2 статьи 135 в  редакции  постановления  Совета  Министров
РСФСР от 16 мая 1980 г. N 253.)
     В случае   использования   автотранспортным   предприятием    или
организацией для  своих нужд каких-либо грузов,  принятых к перевозке,
лица, виновные  в  этом,  привлекаются  в  установленном   порядке   к
ответственности, а   автотранспортное   предприятие   или  организация
возмещает стоимость груза в двойном размере.
     136. Стоимость  груза  определяется  исходя  из общей суммы счета
грузоотправителя.
     Автотранспортное предприятие     или     организация    возмещает
грузоотправителю (грузополучателю) по претензиям стоимость утраченных,
недостающих, испорченных  или  поврежденных  грузов на основании счета
грузоотправителя, а в тех случаях, когда расчеты за груз через банк не
производятся, - на основании другого документа, заменяющего счет. Если
по утраченному,  недостающему,  испорченному или  поврежденному  грузу
грузоотправитель (грузополучатель) обязан уплатить налог с оборота,  а
счет грузоотправителя выписан по  ценам  без  налога,  к  сумме  счета
заявителем претензии   добавляется   соответствующая  сумма  налога  с
оборота, подтвержденная справкой финансового органа.
     При внутрисистемных  перевозках грузов,  расчеты по которым между
грузоотправителем и грузополучателем производятся по ценам без  налога
с оборота,  а  по  реализации  которых  в  бюджет уплачивается налог с
оборота, грузополучатели    могут    представлять    автотранспортному
предприятию или  организации вместо справки финансового органа выписку
из прейскуранта оптовых цен промышленности с налогом с оборота.
     Стоимость грузов,   принадлежащих   гражданам,   определяется  по
государственным розничным ценам, действующим с том месте и в то время,
где и когда груз подлежал выдаче.
     137. За просрочку в доставке груза при  междугородных  перевозках
автотранспортные предприятия и организации уплачивают грузополучателям
штраф в  размере  15  процентов  провозной  платы  за   каждые   сутки
просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине.
     Общая сумма штрафа за просрочку в доставке не может превышать  90
процентов провозной платы.
     (Статья 137 в редакции Совета Министров РСФСР от 18  ноября  1988
г. N 474.)
     138. Автотранспортные    предприятия    и    организации    несут
материальную ответственность   за   утрату,   недостачу,   порчу   или
повреждение принятого к перевозке  багажа,  а  также  за  просрочку  в
доставке его,  если  не  докажут,  что  утрата,  недостача,  порча или
повреждение, а также просрочка произошли не по их вине.
     За утрату  и  недостачу  багажа  автотранспортное предприятие или
организация несет ответственность в следующих размерах:
     а) багажа,  принятого  к  перевозке с объявленной ценностью,  - в
размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже его
действительной стоимости;
     б) багажа,  принятого к перевозке без объявления  ценности,  -  в
размере стоимости  утраченного  или  недостающего  багажа.  В случаях,
когда стоимость   багажа   установить   невозможно,   автотранспортное
предприятие или   организация   несет   ответственность   в   размере,
предусмотренном тарифами.
     За порчу  и  повреждение  багажа автотранспортное предприятие или
организация выплачивает сумму, на которую понизилась стоимость багажа.
     За просрочку  в  доставке багажа автотранспортное предприятие или
организация уплачивает штраф в размере 10 процентов провозной платы за
каждые сутки,  считая  неполные  сутки  за  полные,  но  не  свыше  50
процентов провозной платы.
     Просрочка в доставке багажа исчисляется с 24 часов дня, в который
должен прибыть багаж.
     Уплата штрафа   за   просрочку  в  доставке  багажа  производится
автотранспортным предприятием или организацией при  выдаче  багажа  на
основании акта, составленного по требованию пассажира.
     Забота о  целости  и  сохранности   ручной   клади,   перевозимой
пассажиром с собой, лежит на обязанности пассажира.
     139. Грузоотправитель  и  грузополучатель  вправе  считать   груз
утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не
был выдан  грузополучателю  по  его  требованию:   при   городской   и
пригородной перевозке  в  течение  10  дней  со дня приема груза,  при
междугородной перевозке в течение 30 дней по истечении срока доставки,
а при  перевозке  в  прямом смешанном сообщении - по истечении четырех
месяцев со дня приема груза к перевозке.
     Пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения
стоимости его,  если багаж не пребудет в пункт назначения по истечении
10 суток после окончания срока доставки багажа.
     140. Если груз  или  багаж,  за  утрату  или  недостачу  которого
автотранспортное предприятие или организация выплатили соответствующее
возмещение, будет      впоследствии      найден,       грузополучатель
(грузоотправитель) вправе  потребовать  выдачи  ему  этого  груза  или
багажа, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение.

            Ответственность за простой подвижного состава
                   и невыполнение условий перевозки

     141. За  задержку  по  вине  грузоотправителя или грузополучателя
автомобилей (автопоездов),  поданных под погрузку или разгрузку, сверх
установленных сроков  (простой)  грузоотправитель  или грузополучатель
уплачивает автотранспортному  предприятию  или  организации  штраф  за
каждую минуту простоя автомобиля (автопоезда) грузоподъемностью:
     до 4 тонн включительно - в размере 8 копеек,
     свыше 4 тонн т до 7 тонн включительно - в размере 9 копеек,
     свыше 7 тонн и до 10 тонн включительно - в размере 10 копеек,
     свыше 10 тонн - в размере 15 копеек.
     (Часть 1 статьи 141 в  редакции  постановления  Совета  Министров
РСФСР от 16 мая 1980 г. N 253.)
     При простое   специализированных   автомобилей   (рефрижераторов,
изотермических, автоцистерн  и автофургонов   различного   назначения)
размер штрафа увеличивается в два раза.
     Указанный штраф      уплачивается      грузоотправителем      или
грузополучателем также за простой автомобиля  по  его  вине  в  гараже
автотранспортного предприятия или организации или в пути следования.
     Штраф за простой автомобилей взыскивается независимо от штрафа за
невыполнение плана перевозки.
     Основанием для начисления штрафа за  простой  автомобилей  служат
отметки в  товарно-транспортном  документе  и  путевом листе о времени
прибытия и убытия автомобилей,  а за простой автомобилей  в  гараже  -
письменный отказ грузоотправителя или грузополучателя.
     По истечении  одного  часа  ожидания  погрузки   автотранспортное
предприятие или организация вправе возвратить подвижной состав в гараж
или использовать его на других перевозках.  В  этом  случае  перевозка
считается несостоявшейся, начисление штрафов за простой прекращается и
автотранспортное предприятие  или   организация   ответственности   за
невыполнение перевозки не несет.
     Автотранспортные предприятия  и  организации   не   имеют   права
взыскивать с грузоотправителей (грузополучателей) штраф за простой под
погрузкой по первой ездке в случае опоздания подачи автомобиля в пункт
погрузки против согласованного времени более чем на 30 минут*.

     *Размер штрафов,  предусмотренных статьей 141,  увеличен:  в 10,9
раза постановлением Правительства РФ от 26 мая 1992 г. N 347 (источник
публикации неизвестен); в 13,8 раза постановлением Правительства РФ от
12 февраля 1994 г. N 95 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1994 г., N 8, ст. 597); в 2 раза постановлением Правительства РФ от 28
апреля 1995 г. N 433 (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 19, ст.
1762).

     142. За    задержку    контейнеров   сверх   установленных   норм
предприятия, организации   и   учреждения   -    грузоотправители    и
грузополучатели уплачивают штраф в размере:
     90 копеек в час за контейнер массой брутто 30 тонн,
     60 копеек в час за контейнер массой брутто 20 тонн,
     30 копеек в час за контейнер массой брутто 10 тонн,
     20 копеек в час за контейнер массой брутто 5 тонн,
     10 копеек в час за контейнер массой брутто 3 тонны,
     5 копеек в час за контейнер массой брутто менее 3 тонн.
     Штраф за задержку контейнеров взыскивается независимо  от  штрафа
за невыполнение плана перевозок грузов в контейнерах*.

     *Размер штрафов,  предусмотренных статьей 142,  увеличен:  в 15,6
раза постановлением Правительства РФ от 26 мая 1992 г. N 347 (источник
публикации неизвестен);  в 5,2 раза постановлением Правительства РФ от
24 января 1993 г.  N 55 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1993 г.,  N 5, ст. 394); в 9,7 раза постановлением Правительства РФ от
12 февраля 1994 г. N 95 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1994 г.,  N 8, ст. 597); в 9,6 раза постановлением Правительства РФ от
28 апреля 1995 г.  N 433 (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 19,
ст. 1762).

     (Часть 1  статьи  142  в  редакции постановления Совета Министров
РСФСР от 17 сентября 1974 г. N 510.)
     143. Грузоотправитель  и  грузополучатель освобождаются от уплаты
штрафа за простой подвижного  состава  и  задержку  контейнеров,  если
простой подвижного состава и задержка контейнеров произошли по причине
явлений стихийного характера (заносы,  наводнения,  пожары и т.п.) или
аварии на   предприятии,   в   результате  которых  в  соответствии  с
действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные
работы.
     144. Если  грузоотправителем  предъявлен  к  перевозке  груз,  не
предусмотренный заявкой  или принятым к исполнению разовым заказом или
с назначением  в  другой  пункт,  автотранспортное   предприятие   или
организация вправе от перевозки отказаться,  взыскав стоимость пробега
автомобиля в обоих направлениях в соответствии с тарифами.
     144*. За  недогруз контейнеров массой брутто 10,  20 и 30 тонн до
технической нормы   или    полной    грузоподъемности    (вместимости)
грузоотправитель уплачивает   штраф   в   размере,  предусмотренном  в
тарифах. Штраф за  недогруз  не  взыскивается,  если  грузоотправитель
произвел догрузку контейнера.
     (Устав дополнен  статьей  144*  постановлением  Совета  Министров
РСФСР от 17 сентября 1974 г. N 510.)
     145. За  отказ  от  оформления  или  за  неправильное  оформление
товарно-транспортного документа,     а     также     путевого    листа
грузоотправитель или грузополучатель  уплачивает  штраф  в  размере  7
рублей с каждого товарно-транспортного документа и путевого листа.
     За предъявление  груза,  запрещенного  к  перевозке,  или  груза,
требующего при  перевозке особых мер предосторожности,  с неправильным
указанием наименования или свойства груза с  грузоотправителя,  помимо
взыскания причиненных  автотранспортному  предприятию  или организации
убытков, взыскивается штраф в размере пятикратной провозной  платы  по
наивысшему тарифу за все расстояние перевозки*.

     *Размер штрафов,  предусмотренных статьей 145,  увеличен:  в 10,9
раза постановлением Правительства РФ от 26 мая 1992 г. N 347 (источник
публикации неизвестен); в 13,8 раза постановлением Правительства РФ от
12 февраля 1994 г. N 95 (Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1994 г., N 8, ст. 597); в 2 раза постановлением Правительства РФ от 28
апреля 1995 г. N 433 (Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 19, ст.
1762).

     (Статья 145 в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 18
ноября 1988 г. N 474.)
     145*. В   случае   необоснованной   выдачи   груза  ненадлежащему
грузополучателю автотранспортное    предприятие    или     организация
уплачивает грузоотправителю  или  грузополучателю  -  владельцу  груза
помимо стоимости указанного груза штраф в размере 50 рублей**.
     (Устав дополнен  статьей  145*  постановлением  Совета  Министров
РСФСР от 16 мая 1980 г.  N 253; статья в редакции постановления Совета
Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. N 474.)

     **Размер штрафов,  предусмотренных статьей 145*, увеличен: в 13,8
раза постановлением Правительства РФ  от  12  февраля  1994  г.  N  95
(Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994 г., N 8, ст. 597);
в 2 раза постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995  г.  N  433
(Собрание законодательства РФ, 1995 г., N 19, ст. 1762).

     146. Станции  железных дорог,  порты (пристани) и аэропорты несут
ответственность за простой автомобилей и за отказ  от  оформления  или
неправильное оформление        товарно-транспортных        документов,
предусмотренную статьей 141 и  частью  второй  статьи  145  настоящего
Устава для грузоотправителей и грузополучателей.
     147. За задержку автомобилей и контейнеров,  возникшую вследствие
того, что   к   товарно-транспортной   накладной   не  были  приложены
документы, необходимые для исполнения таможенных,  санитарных и других
административных правил,    грузоотправитель    или    грузополучатель
уплачивает штраф  в  размере,  установленном  статьями   141   и   142
настоящего Устава,    и    возмещает    понесенные    автотранспортным
предприятием или организацией по этой же причине убытки.
     148. Взыскание штрафов, предусмотренных статьями 141, 142, частью
второй статьи 145 и статьей 147 настоящего Устава,  производится через
кредитные учреждения   в   бесспорном  порядке  (без  предварительного
акцепта).
     149. При  обнаружении  в  сдаваемом в перевозке багаже предметов,
перевозка которых багажом запрещена,  владелец багажа уплачивает штраф
с каждого места багажа в размере, предусмотренном тарифами.
     150. Грузоотправитель  и   грузополучатель   обязаны   возместить
автотранспортному предприятию  или организации убытки,  происшедшие по
их вине  вследствие  перегруза,  повреждения  подвижного  состава  при
погрузке или    разгрузке,   неправильной   погрузки,   упаковки   или
неправильного крепления груза.
     151. Грузополучатель,    не    принявший   от   автотранспортного
предприятия или организации при  централизованном  вывозе  со  станций
железных дорог,  из  портов  (с  пристаней) и аэропортов груз в сроки,
установленные транспортными уставами (кодексами) соответствующих видов
транспорта или   изданными   на   основании  их  правилами,  возмещает
автотранспортному предприятию или организации связанные с этим убытки,
в том числе уплаченные сборы за хранение грузов и штрафы.
     152. Автотранспортные      предприятия       и       организации,
грузоотправители, грузополучатели  и  пассажиры  в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения обязательств,  вытекающих  из  настоящего
Устава, несут    материальную   ответственность   лишь   в   пределах,
предусмотренных соответствующими статьями настоящего Устава.

           Ответственность граждан, пользующихся легковыми
               автомобилями, предоставленными напрокат

     153. С  момента получения легкового автомобиля в пользование и до
сдачи его  автотранспортному   предприятию   или   организации   лицо,
получившее автомобиль напрокат, является владельцем автомобиля и несет
в соответствии   с    гражданским    законодательством    материальную
ответственность перед  третьими  лицами  за  вред,  причиненный им при
пользовании автомобилем.
     154. За  повреждение  автомобиля  с лица,  получившего автомобиль
напрокат, взыскивается причиненный автотранспортному  предприятию  или
организации ущерб.   Сумма  ущерба  исчисляется  исходя  из  стоимости
ремонта автомобиля или розничных цен на автомобиль и запасные части  к
нему.
     155. В  случае  утери  лицом,  получившим  автомобиль   напрокат,
исправных деталей, узлов, агрегатов автомобиля и автошин или замены их
неисправными или  изношенными  с  этого  лица  взыскивается  стоимость
утраченных или  замененных  частей  по  розничным  ценам в трехкратном
размере.
     156. Лица, нарушившие порядок и условия пользования автомобилями,
предоставляемыми напрокат,  лишаются права пользования автомобилями на
сроки, установленные  Типовым договором проката легковых автомобилей в
РСФСР.

                        Акты, претензии, иски

     157. Обстоятельства,  могущие служить основанием для материальной
ответственности автотранспортных     предприятий     и    организаций,
грузоотправителей и  грузополучателей  при  автомобильных  перевозках,
удостоверяются записями в товарно-транспортных документах,  а в случае
разногласия между автотранспортным  предприятием  или  организацией  и
грузоотправителем (грузополучателем) - актами установленной формы.
     Обстоятельства, могущие  служить  основанием   для   материальной
ответственности автотранспортных    предприятий    и   организаций   и
пассажиров при   автомобильных   перевозках,   удостоверяются   актами
установленной формы.
     Перечень обстоятельств,  подлежащих  удостоверению   записями   в
товарно-транспортных документах,  формы актов и порядок их составления
устанавливаются Правилами.
     Обстоятельства, могущие   служить   основанием  для  материальной
ответственности автотранспортных предприятий  и  организаций,  станций
железных дорог,  портов  (пристаней) и аэропортов при централизованном
завозе (вывозе)  грузов  на  станции  железных  дорог,  в  порты   (на
пристани) и   аэропорты,   удостоверяются   в  порядке,  установленном
правилами централизованного  завоза  (вывоза)   грузом   автомобильным
транспортом на  станции  железных  дорог,  в  порты  (на  пристани)  и
аэропорты в РСФСР.
     158. До  предъявления  грузоотправителем  или  грузополучателем к
автотранспортному предприятию или  организации  иска,  вытекающего  из
настоящего Устава, обязательно предъявление к ним претензий.
     159. Претензии,  возникающие из перевозки грузов, предъявляются к
автотранспортному предприятию  или  организации,  выдавшим  груз,  а в
случаях полной утраты груза  -  к  автотранспортному  предприятию  или
организации, принявшим груз к перевозке.
     Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа,  могут
быть предъявлены   к  автотранспортному  предприятию  или  организации
пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.
     Претензии, возникающие  из  перевозки  груза  в  прямом смешанном
сообщении, предъявляются:
     а) к автотранспортному предприятию или организации, если конечным
пунктом является грузовая автостанция;
     б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным
пунктом перевозки является станция железной  дороги,  порт  (пристань)
или аэропорт.
     160. Не  допускается  предъявление  требований  грузоотправителей
(грузополучателей) и  автотранспортных  предприятий  и  организаций на
сумму менее 10 рублей по каждому товарно-транспортному  документу,  за
исключением претензий от граждан.
     При постоянных взаимоотношениях  автотранспортных  предприятий  и
организаций, грузоотправителей     и    грузополучателей    однородные
требования к  автотранспортным   предприятиям   и   организациям   (за
невыполнение плана перевозок,  утрату,  недостачу или порчу грузов,  о
возврате уплаченного штрафа),  в том числе и на сумму менее 10  рублей
по одному  товарно-транспортному  документу,  могут быть объединены по
результатам выверки расчетов за месяц и предъявлены.
     161. Передача   другим   организациям   или  гражданам  права  на
предъявление претензий и исков не допускается,  за исключением случаев
передачи такого    права    грузоотправителем    грузополучателю   или
грузополучателем грузоотправителю,  а  также   грузоотправителем   или
грузополучателем -         вышестоящей         организации         или
транспортно-экспедиционной организации.
     Передача права  на  предъявление  претензии и иска удостоверяется
переуступочной надписью на документе.
     162. К  претензионному заявлению должны быть приложены документы,
подтверждающие претензию.
     К претензии в отношении утраты,  недостачи, порчи или повреждения
груза, кроме  документов,   подтверждающих   право   на   предъявление
претензии, должен быть приложен документ,  удостоверяющий количество и
стоимость отправленного груза.
     163. Претензии  к  автотранспортному  предприятию или организации
могут быть предъявлены в течение шести месяцев,  а претензии об уплате
штрафов - в течение 45 дней.
     Указанные сроки исчисляются:
     а) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о возмещении за
порчу, повреждение или недостачу груза или багажа;
     б) по  истечении  30  суток со дня окончания срока доставки груза
при междугородных перевозках и  10  суток  со  дня  приема  груза  при
городских и  пригородных  перевозках  -  по претензиям о возмещении за
утрату груза;
     в) по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа -
по претензиям о возмещении за утрату багажа;
     г) со  дня  выдачи груза или багажа - по претензиям о просрочке в
доставке груза или багажа;
     д) по  истечении  4  месяцев со дня приема груза к перевозке - по
претензиям о возмещении за утрату  груза,  возникшим  из  перевозок  в
прямом смешанном сообщении;
     е) со дня окончания срока,  установленного Правилами  для  сверки
записей в   учетном  документе  по  выполнению  плана  и  принятого  к
исполнению разового заказа,  - по претензиям  о  взыскании  штрафа  за
невывоз груза,  предусмотренного  согласованным  заданием на перевозку
или разовым заказом;
     ж) со   дня   получения  заявителем  претензии  копии  платежного
требования (счета) автотранспортного  предприятия  или  организации  о
начислении штрафа   по   претензиям   о  возврате  штрафа  за  простой
автомобилей и задержку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке;
     з) со   дня  наступления  события,  послужившего  основанием  для
предъявления претензии, - во всех остальных случаях.
     164. Автотранспортное   предприятие   или   организация   обязаны
рассмотреть заявленную   претензию   и    уведомить    заявителя    об
удовлетворении или  отклонении  ее  в следующие сроки со дня получения
претензии:
     а) в течение 3 месяцев - по претензиям,  возникшим из перевозок в
автомобильном сообщении;
     б) в течение 6 месяцев - по претензиям,  возникшим из перевозок в
прямом смешанном сообщении;
     в) в течение 45 дней - по претензиям об уплате штрафов.
     При частичном    удовлетворении    или    отклонении    претензии
автотранспортное предприятие   или   организация   должны   указать  в
уведомлении об этом мотивы принятого решения  и  возвратить  заявителю
приложенные к претензии документы.
     В случае удовлетворения претензии в полной  сумме  приложенные  к
заявлению документы не возвращаются.
     165. Иски     грузоотправителей     и     грузополучателей      к
автотранспортному предприятию    или    организации,   вытекающие   из
настоящего Устава, могут быть предъявлены только в случаях полного или
частичного отказа   автотранспортного   предприятия   или  организации
удовлетворить претензию либо  неполучения  от  них  ответа  в  течение
сроков, указанных в статье 164 настоящего Устава.
     Указанные иски  предъявляются  в  соответствии  с   установленной
подведомственностью или  подсудностью  в  арбитраж  или в суд по месту
нахождения автотранспортного предприятия или  организации,  к  которым
была предъявлена  претензия,  в  двухмесячный  срок  со  дня получения
ответа автотранспортного  предприятия  или  организации  или  со   дня
истечения срока, установленного для ответа.
     При исчислении сроков на предъявление претензий  и  исков  должно
быть принято  во  внимание  время,  необходимое на доставку документов
(претензии, ответа на претензию) органами связи.
     Претензии к предприятиям и организациям автомобильного транспорта
общего пользования на сумму до 100 рублей разрешаются в  установленном
порядке вышестоящими  по  отношению  к  ответчику  органами,  при этом
решение начальника республиканского объединения (главного  управления)
автомобильного транспорта, территориального объединения автомобильного
транспорта, непосредственно подчиненного  Министерству  автомобильного
транспорта РСФСР, является окончательным.
     (Часть 4 статьи 165 в  редакции  постановления  Совета  Министров
РСФСР от 20 марта 1984 г. N 101.)
     166. Иски   автотранспортных   предприятий   и   организаций    к
грузоотправителям, грузополучателям   и   пассажирам,   вытекающие  из
настоящего Устава,   могут   быть   предъявлены   в   соответствии   с
установленной подведомственностью  или  подсудностью  в арбитраж или в
суд в течение 6 месяцев.
     Указанный шестимесячный срок исчисляется:
     а) со дня окончания срока,  установленного Правилами  для  сверки
записей в учетном документе по выполнению плана и разового заказа - по
взысканию штрафа    за    непредъявление    груза,    предусмотренного
согласованным заданием на перевозку или разовым заказом;
     б) со  дня  наступления  события,  послужившего  основанием   для
предъявления иска, - во всех остальных случаях.
     167. Иски автотранспортных предприятий и организаций  и  граждан,
вытекающие из   проката   автомобилей,   могут   быть   предъявлены  в
соответствии с установленной подсудностью  в  течение  3  лет  со  дня
наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.
     168. На признанную сумму претензии или  сумму,  выплачиваемую  по
решениям арбитражных    или    судебных    органов,   автотранспортные
предприятия и организации уплачивают 3 процента годовых.
     Проценты начисляются  по  день  перечисления  или  уплаты  денег,
начиная со дня предъявления претензии.
     В таком   же   размере  уплачивают  проценты  грузоотправители  и
грузополучатели по предъявленным к ним  автотранспортным  предприятием
или организацией требованиям, возникшим из перевозки груза.
     В этих  случаях  проценты   начисляются   со   дня   предъявления
автотранспортным предприятием  или  организацией письменных требований
об уплате соответствующих сумм по день уплаты.
     По претензиям  и  искам о штрафах проценты не начисляются во всех
случаях.

                               РАЗДЕЛ X

            КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

     169. Контроль за соблюдением требований, вытекающих из настоящего
Устава, предприятия  и  организации  автомобильного  транспорта общего
пользования, автотранспортными    предприятиями    и     организациями
министерств и ведомств,  за исключением автотранспортных предприятий и
организаций Министерства     обороны,     Комитета     государственной
безопасности СССР  и Министерства внутренних дел СССР,  осуществляется
на территории  РСФСР   контрольно-ревизионной   службой   Министерства
автомобильного транспорта РСФСР.
     Положение о    контрольно-ревизионной     службе     Министерства
автомобильного транспорта    РСФСР    разрабатывается    с    участием
заинтересованных министерств  и  ведомств   и   утверждается   Советом
Министров РСФСР.

N 12
8 января 1969 г.

Страницы: 1  2