УСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР 8 января 1969 г. N 12 (Д) (Извлечение) 35. Предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования РСФСР принимают к перевозке: а) грузы на основании утвержденных в установленном порядке пла- нов; б) вне плана - грузы разового характера при предъявлении их мел- кими отправками, грузы, предъявляемые населением, а также грузы по указанию Министерства автомобильного транспорта РСФСР. (Пункт "б" части первой - в редакции постановления Совета Минист- ров РСФСР от 28 ноября 1969 г. N 648.) Перевозки овощей, фруктов, молока и других скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов для заготовительных организаций и орга- низаций потребительской кооперации производятся по плану, а также по предъявлению (без ограничения) по заявкам, представляемым за пять дней до перевозок. Автотранспортные предприятия и организации министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов народных депутатов принимают грузы к перевозке в порядке, установленном соответствующим министерством, ведомством или исполнительным комитетом Совета народных депутатов. Грузы, перевозка которых вызвана стихийным бедствием или аварией, принимаются к перевозке вне плана и вне очереди. (Часть третья - в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. N 253.) 36. На основании плана перевозок грузов автотранспортные предпри- ятия или организации заключают с грузоотправителями или грузополучате- лями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. При заключении договора на перевозку грузов с грузополучателем, а также при принятии от него разового заказа он пользуется правами, несет обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Уставом для грузоотправителя. ... По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспор- том автотранспортное предприятие или организация обязывается в уста- новленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевоз- ке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональ- ные маршруты и схемы грузопотоков. В соответствии с годовым договором и в пределах квартального пла- на автотранспортное предприятие или организация по согласованию с гру- зоотправителем за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала. Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются в таком же порядке за 10 дней до начала соответствую- щего месяца. ... При постоянных хозяйственных связях автотранспортное предприятие или организация и грузоотправитель могут продлить на следующий год действие годового договора на перевозку грузов автомобильным транспор- том. 40. На перевозку грузов грузоотправитель представляет в автот- ранспортное предприятие или организацию при наличии трудового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ. ... 44. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечи- вать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с договорами на перевозку грузов автомобиль- ным транспортом, а также подавать грузоотправителям под погрузку исп- равный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям. Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловлен- ного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств. ... 47. Грузоотправитель должен представить автотранспортному предп- риятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного ха- рактера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оп- риходование его грузополучателем. Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указан- ных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные предприятия и организации имеют право проверять правильность этих сведений. (Часть вторая - в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. N 253.) Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются. Перевозка грузов не товарного характера оформляется актом замера или актом взвешивания. При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером. Порядок состав- ления акта замера или акта взвешивания, а также порядок приема и сдачи грузов нетоварного характера устанавливаются Правилами. Пользование автомобилем с оплатой его работы по временному тарифу оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в его распо- ряжении за вычетом времени обеденного перерыва шофера. Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установ- ленном Советом Министров СССР. Министерства и ведомства-грузоотправители устанавливают форму то- варно-транспортных накладных в соответствии с Типовой формой товар- но-транспортной накладной. 49. Перевозка груза производится автотранспортным предприятием или организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором гру- зоотправителя (грузополучателя). Перечень грузов, перевозимых в сопровождении экспедитора грузоотп- равителя (грузополучателя), и порядок перевозки этих грузов устанавли- ваются Правилами. 50. При приеме груза к перевозке шофер-экспедитор автотранспортно- го предприятия или организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия или организации. 51. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю. 53. Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа в пункте погрузки, а время прибы- тия автомобиля под разгрузку - с момента предъявления шофером товар- но-транспортной накладной в пункте разгрузки... Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. Время пробега автомобиля от ворот или контрольно-пропускного пунк- та к месту погрузки или разгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой. В случае прибытия автомобиля под погрузку ранее согласованного времени автомобиль считается прибывшим под погрузку в согласованное время, если грузоотправитель не примет его под погрузку с момента фак- тического прибытия. Грузоотправители, грузополучатели... обязаны отмечать в товар- но-транспортных накладных время прибытия и убытия автомобилей из пунк- тов погрузки и разгрузки их. 57. Погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов производятся грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомоби- ля, снятие креплений и покрытий - грузополучателем. Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сох- ранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о заме- ченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности, правильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза. 58. Автотранспортное предприятие или организация может по соглаше- нию с грузоотправителем или грузополучателем принять на себя погрузку и разгрузку: а) тарных, штучных и катно-бочковых грузов, доставляемых предприя- тиям торговли и общественного питания с небольшим товарооборотом; б) иных грузов при наличии у автотранспортного предприятия или ор- ганизации средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. В этом случае в годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспор- том должны предусматриваться условия, обеспечивающие максимальное использование погрузочно-разгрузочных механизмов, обязанность грузоот- правителя производить предварительную подготовку груза (укладку на поддоны, в контейнеры и т. п.) и предоставлять место для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных механизмов, а также помещения для рабочих. 62. При сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предпри- ятием или организацией грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно-транспортной накладной вес этих грузов. Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в то- варно-транспортной накладной веса груза и количества грузовых мест. Вес тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъяв- ления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться расчетным путем, по обмеру, по объемному весу или услов- но... Запись в товарно-транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем. 63. Определение веса груза производится совместно грузоотправите- лем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами грузоотправителя, а на грузовых автостанциях - совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами автотранспортного предприятия или организации. При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоот- правителем, определение веса груза производится грузоотправителем. 64. Загруженные крытые автомобили и прицепы, отдельные секции ав- томобилей, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелко штучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обан- деролены. 65. Сдача грузов грузополучателю в пункте назначения по весу и ко- личеству мест производится в том же порядке, в каком грузы были приня- ты от грузоотправителя. Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, отдельных сек- циях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса и состоя- ния груза и количества грузовых мест. 66. В пункте назначения автотранспортное предприятие или организа- ция при сдаче груза обязаны проверить вес, количество мест и состояние груза в случаях: а) прибытие груза в неисправном кузове подвижного состава или в исправном кузове, нос поврежденными пломбами или с пломбами попутной грузовой автостанции; б) прибытие скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки этого груза или установленного правилами режима при перевозке; в) прибытие груза, погруженного автотранспортным предприятием или организацией со склада грузовой автостанции; г) выдачи груза со склада грузовой автостанции. Тарные и штучные грузы во всех случаях выдаются автотранспортным предприятием или организацией с проверкой веса и состояния груза толь- ко в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары, а также других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза, автот- ранспортное предприятие или организация обязаны произвести проверку груза в поврежденных местах по товарно-транспортным накладным со вскрытием поврежденных мест. При отсутствии автомобильных весов у грузополучателя грузы, пере- возимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выда- ются без проверки веса. Вес груза считается правильным, если разница в весе груза, опреде- ленном в пункте отправления, по сравнению с весом, оказавшемся в пунк- те назначения, не превышает норм, установленных Государственным коми- тетом СССР по стандартам, и норм естественной убыли веса данного гру- за, утвержденных в установленном порядке. (Часть четвертая - в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980г. N 253.) 67. Грузополучатель и автотранспортное предприятие или организация обязаны полностью выгрузить из автомобиля прибывшего в адрес грузопо- лучателя груз. После выгрузки груза автомобили и контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков этого груза, а после перевозки животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов грузополуча- тель обязан промыть подвижной состав и при необходимости произвести его дезинфекцию. В случаях предусмотренных Правилами, промывка и дезинфекция авто- мобилей и контейнеров производится грузоотправителем. Автотранспортное предприятие или организация может по согласованию с грузоотправителем или грузополучателем принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции автомобилей и контейнеров. (Часть третья-четвертая - в редакции постановления Совета Минист- ров РСФСР от 16 мая 1980г. N 256.) 68. Если при проверке веса, количества грузовых мест или состояние груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или пов- реждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, состав- ленным в пути следования, автотранспортное предприятие или организация обязаны определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза. При необходимости производства автотранспортное предприятие или организация по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает соответствующих специалистов. 69. Автотранспортные предприятия и организации обязаны осущест- влять доставку грузов при междугородных перевозках в установленные сроки. Сроки доставки грузов при междугородных перевозках и порядок их исчисления устанавливаются Правилами. 72. Автотранспортное предприятие или организация выдает груз в пункте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Получение груза удостоверяется подписью и печатью (штампом) грузо- получателя в трех экземплярах товарно-транспортной накладной, два из которых остаются у шофера-экспедитора... Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том слу- чае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие или организация несет ответственность, изменилось настолько, исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению. При невозможности сдать груз грузополучателю при международных пе- ревозках по причинам не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предприя- тию или организации указание в новом пункте назначения груза в порядке установленном Правилами. В случае, когда автотранспортное предприятие или организация не имеют возможности доставить груз к месту нового назначения, они могут отказаться от этой перевозки, поставив об этом в известность грузоотп- равителя. В этом случае автотранспортное предприятие или организация возвращают груз грузоотправителю. Связанные при этом дополнительные расходы (прогон и простой подвижного состава, хранение груза и т. д.) оплачиваются грузоотправителем. Если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть сдан грузополучателю, а грузоотправитель не дал указаний о новом грузополучателе, груз может быть сдан для реализации другой организации. 132. Автотранспортные предприятия или организации несут от- ветственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи согласно Правилам другим предприятиям, организациям, учреждениям, если не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждения груза произошли вследствие обстоя- тельств, которые они не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело, в частности вследствие: а) вины грузоотправителя (грузополучателя); б) особых естественных свойств перевозимого груза; в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных до- кументах его особых свойств, требующих особых условий или мер пре- досторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; д) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установ- ленную норму. 133. Автотранспортные предприятия и организации освобождаются от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждения груза в случаях, когда: а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - с исправными защитной мар- кировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя; б) недостача, порча или повреждения произошли вследствие естест- венных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе; в) груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя); г) недостача груза не превышает норм естественной убыли. В указан- ных случаях автотранспортное предприятие или организация несет от- ветственность за сохранность груза, если предъявитель претензии дока- жет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине автотранспортного предприятия или организации. 135. Автотранспортные предприятия или организации возмещают ущерб, причиненный при перевозке грузов, в следующих размерах: а) за утрату или порчу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза; б) за порчу или повреждения груза - в размере той суммы, на кото- рую понизилась его стоимость; в) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже его действительной стоимости. Автотранспортное предприятие или организация наряду с возмещением установленного ущерба, связанного с утратой, недостачей, порчей или повреждением перевозимого груза, возвращают в порядке, устанавливаемом Правилами, провозимую плату, взысканную за провозку утраченного, не- достающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в цену груза (часть вторая - в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. N 253). В случае использования автотранспортным предприятием или организа- цией для своих нужд каких-либо грузов, принятых к перевозке, лица, ви- новные в этом, привлекаются в установленном порядке к ответственности, а автотранспортное предприятие или организация возмещает стоимость груза в двойном размере. 136. Стоимость груза определяется исходя из общей суммы счета гру- зоотправителя. Автотранспортное предприятие или организация возмещает грузоотпра- вителю (грузополучателю) по претензиям стоимость утраченных недостаю- щих, испорченных или поврежденных грузов на основании счета грузоотп- равителя, а в тех случаях, когда расчеты за груз банк не производятся, - на основании другого документа, заменяющего счет. Если по утраченно- му, недостающему, испорченному или поврежденному грузу грузоотправи- тель (грузополучатель) обязан уплатить налог с оборота, а счет грузо- отправителя выписан по ценам без налога, к сумме счета заявителем пре- тензии добавляется соответствующая сумма налога с оборота, подтверж- денная справкой финансового органа. 139. Грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утра- ченным и потребовать возмещения за утрату груза, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию: при городской и пригородной перевозке в течение 10 дней со дня приема груза, при междугородной пе- ревозке в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке в прямом смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке. 157. Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий и организаций, грузоотп- равителей и грузополучателей при автомобильных перевозках, удостоверя- ют записями в товарно-транспортных документах, а в случае разногласия между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправите- лем (грузополучателем) - актами установленной формы... Перечень обстоятельств, подлежащих удостоверению записями в товар- но-транспортных документах, формы актов и порядок их составления уста- навливаются Правилами. 158. До предъявления грузоотправителем или грузополучателем к ав- тотранспортному предприятию или организации иска, вытекающего из настоящего Устава, обязательно предъявление к ним претензий. 159. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в слу- чаях полной утраты груза - к автотранспортному предприятию или органи- зации. Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут быть предъявлены к автотранспортному предприятию или организации пунк- та отправителя или назначения по усмотрению заявителя претензии. Претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном сооб- щении, предъявляются: а) к автотранспортному предприятию или организации, если конечным пунктом является грузовая автостанция; б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является станция железной дороги, порт (пристань) или аэропорт. 160. Не допускается предъявление требований грузоотправителей (грузополучателей) и автотранспортных предприятий и организаций на сумму менее 10 рублей по каждому товарно-транспортному документу, за исключением претензий от граждан. При постоянных взаимоотношениях автотранспортных предприятий и ор- ганизаций, грузоотправителей и грузополучателей однородные требования к автотранспортным предприятиям и организациям (за невыполнение плана перевозок, утрату, недостачу или порчу грузов, о возврате уплаченного штрафа), в том числе и на сумму менее 10 рублей по одному товар- но-транспортному документу, могут быть объединены по результатам вы- верки расчетов за месяц и предъявлены. 161. Передача другим организациям или гражданам права на предъяв- ление претензий и исков не допускается, за исключением случаев переда- чи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузоотправителем или грузополучателем - вы- шестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется пе- реуступочной надписью на документе. 162. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию. К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждении груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претен- зии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стои- мость отправленного груза. 163. Претензии к автотранспортному предприятию или организации мо- гут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней. Указанные сроки исчисляются: а) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа; б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных перевозках - по претензиям о возмещении за утрату груза; в) по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа - по претензиям о возмещении за утрату багажа; г) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа; д) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке - по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в пря- мом смешанном сообщении; е) со дня окончания срока, установленного Правилами для сверки за- писей в учетном документе по выполнению плана и принятого к исполнению разового заказа, - по претензиям о взыскании штрафа за невывоз груза, предусмотренного согласованным заданием на перевозку или разовым зака- зом; ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требова- ния (счета) автотранспортного предприятия или организации о начислении штрафа - по претензиям о возврате штрафа за простой автомобилей и за- держку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке; з) со дня наступления события, послужившего основанием для предъ- явления претензии, - во всех остальных случаях. 164. Автотранспортное предприятие или организация обязаны рассмот- реть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии: а) в течение 3 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении; б) в течение 6 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении; в) в течение 45 дней - по претензиям об уплате штрафов. При частичном удовлетворении или отклонении претензии автот- ранспортное предприятие должно указать в уведомлении об этом мотивы принятого решения и возвратить заявителю приложенные к претензии доку- менты. В случае удовлетворения претензии в полной мере приложенные к за- явлению документы не возвращаются. 165. Иски грузоотправителей и грузополучателей к автотранспортному предприятию или организации, вытекающие из настоящего Устава, могут быть предъявлены только в случаях полного или частичного отказа автот- ранспортного предприятия или организации удовлетворить претензию либо неполучения от них ответа в течение сроков, указанных в статье 164 настоящего Устава. Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подве- домственностью и подсудностью в арбитраж или в суд по месту нахождения автотранспортного предприятия или организации, к которым была предъяв- лена претензия, в двухмесячный срок со дня получения ответа автот- ранспортного предприятия или организации или со дня истечения срока, установленного для ответа. При исчислении сроков на предъявление претензий и исков должно быть принято во внимание время, необходимое на доставку документов (претензии, ответа на претензию) органами связи. Претензии к предприятиям и организациям автомобильного транспорта общего пользования на сумму до 100 рублей разрешаются в установленном порядке вышестоящими по отношению к ответчику органами, при этом реше- ние начальника главного управления (управления) является окончатель- ным. 166. Иски автотранспортных предприятий и организаций к грузоотпра- вителям, грузополучателям и пассажирам, вытекающие из настоящего Уста- ва, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подве- домственностью или подсудностью в арбитраж или в суд в течении 6 меся- цев. Указанный шестимесячный срок исчисляется: а) со дня окончания срока, установленного Правилами для сверки за- писей в учетном документе по выполнению плана и разового отказа - по взысканию штрафа за непредъявление груза, предусмотренного согласован- ным заданием на перевозку или разовым заказом; б) со дня наступления события, послужившего основанием для предъ- явления иска, - во всех остальных случаях. 167. Иски автотранспортных предприятий и организаций и граждан, вытекающие из проката автомобилей, могут быть предъявлены в соот- ветствии с установленной подсудностью в течение 3 лет со дня наступле- ния события, послужившего основанием для предъявления иска. 168. На признанную сумму претензии или на сумму, выплачиваемую по решениям арбитражных или судебных органов, автотранспортные предприя- тия и организации уплачивают 3 процента годовых. Проценты начисляются по день перечисления или уплаты денег, начи- ная со дня предъявления претензии. В таком же размере уплачивают проценты грузоотправители и грузо- получатели по предъявленным к ним автотранспортным предприятием или организацией требованиям, возникшим из перевозки груза. В этих случаях проценты начисляются со дня предъявления автот- ранспортным предприятием или организацией письменных требований об уп- лате соответствующих сумм по день уплаты. По претензиям и искам о штрафах проценты не начисляются во всех случаях. |