РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН О ЗДРАВООХРАНЕНИИ Охрана здоровья народа - одна из важнейших задач Советского государства. Социалистический общественный строй обеспечивает постоянный рост материального благосостояния и культуры народа, улучшение условий труда, быта и отдыха. В СССР, в состав которой входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Социалистическая Республика, осуществляется широкая система социально-экономических и медицинских мероприятий, способствующих повышению уровня охраны здоровья населения, а также общедоступная бесплатная и квалифицированная медицинская помощь, расширяются оздоровительные и санитарные меры, всестороннее развитие получают массовая физическая культура и спорт. Особое внимание социалистическим обществом уделяется охране здоровья матери и ребенка. Важную основу советского здравоохранения составляет постоянно развивающаяся советская медицинская наука. Научные исследования в области медицины подчинены заботе о здоровье и долголетней активной жизни человека. Система охраны здоровья народа в СССР, являющаяся одним из величайших завоеваний социализма, позволила обеспечить значительное улучшение состояния здоровья населения, уменьшение заболеваемости, ликвидацию ряда распространенных ранее инфекционных болезней, резкое сокращение общей и детской смертности, значительное увеличение продолжительности жизни людей. Советское законодательство о здравоохранении призвано активно служить дальнейшему улучшению охраны здоровья населения, укреплению законности в этой области общественных отношений. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи законодательства РСФСР о здравоохранении Законодательство РСФСР о здравоохранении регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, здоровья, высокого уровня трудоспособности и долголетней активной жизни трудящихся; предупреждения и снижения заболеваемости, дальнейшего сокращения инвалидности и снижения смертности, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье граждан. Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР о здравоохранении Законодательство Союза ССР и РСФСР о здравоохранении состоит из Основ законодательства СОюза ССР и союзных республик о здравоохранении и соответствующих им других актов законодательства Союза ССР о здравоохранении, настоящего Закона и других актов законодательства РСФСР о здравоохранении. Статья 3. Охрана здоровья населения - обязанность всех государственных органов, общественных организаций Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, организаций, учреждений. Полномочия указанных органов, предприятий организаций и учреждений по охране здоровья населения определяются законодательством РСФСР и Союза ССР. Профессиональные союзы, кооперативные организации, Общество Красного Креста РСФСР и другие общественные организации в соответствии с их уставами (положениями) принимают участие в обеспечении охраны здоровья населения в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР и РСФСР. Граждане РСФСР должны бережно относится к своему здоровью и здоровью других членов общества. Статья 4. Обеспечение граждан медицинской помощью В соответствии со статьей 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении гражданам РСФСР обеспечивается общедоступная медицинская помощь, которая оказывается государственными органами здравоохранения. Статья 5. Основы организации здравоохранения в РСФСР Охрана Здоровья населения в РСФСР обеспечивается системой социально-экономических и медико-санитарных мер и осуществляется путем: 1) проведения широких оздоровительных и профилактических мероприятий, особой заботы об охране здоровья подрастающего поколения; 2) создание на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий, устранения причин производственного травматизма, профессиональных болезней, а также других факторов, отрицательно влияющих на здоровье; 3) проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, обеспечению санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха; 4) планового развития сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности; 5) бесплатного удовлетворения потребностей населения во всех видах медицинской помощи, повышения качества и культуры медицинской помощи; постепенного расширения диспансерного наблюдения; развития специализированной медицинской помощи; 6) бесплатного предоставления лечебных и диагностических средств при стационарном лечении с постепенным расширением бесплатного или на льготных условиях предоставления лечебных средств и при других видах медицинской помощи; 7) расширения сети санаторно-курортных учреждений, профилакториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз и других учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; 8) физического и гигиенического воспитания граждан; развития массовой физической культуры и спорта; 9) развития науки, планового осуществления научных исследований, подготовки научных кадров и высококвалифицированных специалистов в области здравоохранения; 10) использования в деятельности учреждений здравоохранения достижений науки, техники и медицинской практики, оснащения этих учреждений новейшей аппаратурой; 11) развития научно-гигиенических основ питания населения; 12) широкого участия общественных организаций и трудовых коллективов в охране здоровья населения. Статья 6. Компетенция Союза ССР в области здравоохранения В соответствии со статьей 6 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления в области здравоохранения подлежат: 1) установления общесоюзных планов развития здравоохранения и проведения оздоровительных мероприятий; 2) установления общесоюзных планов развития научных исследований, разработок новых препаратов и оборудования медицинского назначения, координации этих исследований и работ, внедрения достижений науки, новых методов диагностики, лечения и профилактики в медицинскую практику; 3) установления общесоюзных планов развития медицинского и фармацевтического образования, распределения специалистов, оканчивающих высшие медицинские и фармацевтические учебные заведения, подготовки научных кадров и усовершенствования знаний медицинских и фармацевтических работников; установления медицинских и фармацевтических званий, сроков подготовки медицинских и фармацевтических работников; 4) установление общесоюзных планов производства и распределения продукции медицинской промышленности между союзными республиками, министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР, экспорта и импорта медикаментов, предметов медицинской техники и других изделий медицинского назначения; 5) обеспечение единой технической политики в области медицинской промышленности, установление единых медико-технологических требований к проектированию учреждений здравоохранения, утверждение государственных и межотраслевых стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения и цен на эту продукцию; организация контроля за качеством продукции медицинского назначения, производимой в СССР и ввозимой из-за границы; определение объема производства наркотических веществ и организация контроля за их оборотом и потреблением; 6) руководство органами и учреждениями здравоохранения Союза ССР; управление предприятиями медицинской промышленности, организациями и научно-исследовательскими учреждениями здравоохранения, высшими медицинскими и фармацевтическими учебными заведениями, институтами усовершенствования врачей союзного подчинения; 7) утверждение общесоюзных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм; установление порядка осуществления государственного санитарного контроля; осуществление мероприятий по организации санитарной охраны территории СССР от заноса карантинных болезней, а также общесоюзных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и радиационной безопасности; 8) утверждение нормативов обслуживания населения медицинской помощью, оснащения учреждений здравоохранения оборудованием, инвентарем и транспортом, норм расходования медикаментов; утверждение норм питания лиц, находящихся в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения; 9) утверждение единой номенклатуры учреждений здравоохранения и типовых положений о них; установление порядка определения штатных нормативов медицинского, фармацевтического, инженерно-технического, педагогического и иного персонала учреждений здравоохранения; 10) установление основных положений, определяющих порядок организации и производства медицинской экспертизы трудоспособности, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз; 11) установление системы единого статистического учета и отчестности в органах и учреждениях здравоохранения; 12) разрешение других вопросов здравоохранения, отнесенных в соответствии с Конституцией СССР и Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении к ведению Союза ССР. Статья 7. Компетенция РСФСР в области здравоохранения Ведению Российской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и органов государственного управления в области здравоохранения подлежат: 1) установление республиканских планов развития здравоохранения и проведения оздоровительных мероприятий; 2) установление республиканских планов развития научных исследований, внедрения достижений науки, новых методов диагностики, лечения и профилактики в медицинскую практику; 3) установление республиканских планов развития медицинского и фармацевтического образования, распределения специалистов, оканчивающих высшие и средние учебные заведения, подготовки научных кадров, усовершенствования знаний медицинских и фармацевтических работников; 4) установление республиканских планов производства медицинских препаратов и оборудования, контроль за качеством лекарственных средств, изготавливаемых аптечными учреждениями и предприятиями Министерства здравоохранения РСФСР; контроль за оборотом и потреблением наркотических веществ; 5) принятие законодательных актов в области здравоохранения; 6) руководство органами и учреждениями здравоохранения РСФСР; управление предприятиями, организациями, научно-исследовательскими и другими учреждениями здравоохранения, высшими средними специальными медицинскими и фармацевтическими учебными заведениями республиканского подчинения; 7) осуществление мероприятий по санитарной охране территории РСФСР от заноса карантинных болезней, а также общесоюзных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и радиационной безопасности; 8) установление и присвоение почетных званий РСФСР работникам органов и учреждений здравоохранения; 9) разрешения других вопросов руководства делом здравоохранения, отнесенных в соответствии с Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении к ведению Союза ССР. Статья 8. Руководство здравоохранением в РСФСР Руководство здравоохранением в соответствии с Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, конституциями автономных республик и статьей 8 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении осуществляют высшие органы государственной власти и органы государственного управления Союза ССР, РСФСР и автономных республик, а также местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты. В соответствии со статьей 8 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении: Министерство здравоохранения СССР руководит здравоохранением в РСФСР, как правило, через Министерство здравоохранения РСФСР и управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями, предприятиями и организациями. Министерство здравоохранения СССР, Министерство здравоохранения РСФСР, министерства здравоохранения автономных республик, их органы несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие здравоохранения, медицинской науки и за качество оказываемой населению медицинской помощи. Министерство здравоохранения СССР руководит здравоохранением через министерства здравоохранения автономных республик и органы здравоохранения исполнительных комитетов соответствующих местных Советов народных депутатов и управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями, предприятиями и организациями. Местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты руководят подчиненными им органами и учреждениями здравоохранения, принимают меры к развитию сети учреждений здравоохранения, правильному их размещению и укреплению материально-технической базы, организации медицинской помощи населению, координируют и контролируют организацию деятельности всех предприятий, организаций по разработке и проведению мер в области охраны здоровья, обеспечения санитарно эпидемического благополучия населения, организации отдыха трудящихся, развития физической культуры, охраны и оздоровления окружающей среды, а также осуществляют контроль за соблюдением законодательства об охране здоровья населения. Статья 9. Подведомственность учреждений здравоохранения Учреждения здравоохранения на территории РСФСР находятся в ведении министерства здравоохранения СССР, министерства здравоохранения РСФСР, министерств здравоохранения автономных республик и органов здравоохранения исполнительных комитетов соответствующих местных Советов народных депутатов. Другие министерства, государственные комитеты, ведомства и организации могут иметь в своем ведении на территории РСФСР учреждения здравоохранения лишь с разрешения Совета Министров СССР и обязаны управлять ими в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР о здравоохранении. Министерство здравоохранения СССР координирует деятельность не входящих в его систему учреждений здравоохранения по вопросам лечебно-эпидемиологического обслуживания населения, охраны территории СССР от заноса и распространения карантинных и других заболеваний, а также осуществляет контроль за этой деятельностью. Статья 10. Развитие сети учреждений здравоохранения, детских учреждений и спортивных сооружений Развитие сети учреждений здравоохранения и их размещение должны осуществляться, исходя их нормативных актов медицинской помощи населению и с учетом экономических, географических и других особенностей районов РСФСР. При проектировании и строительстве населенных пунктов, жилых массивов, предприятий и иных объектов должно предусматриваться строительство необходимых учреждений здравоохранения, детских дошкольных и внешкольных учреждений, школ, спортивных зданий и сооружений. Статья 11. Порядок организации деятельности учреждений здравоохранения В соответствии со статьей 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении основные положения о порядке организации деятельности лечебно-профилактических, санаторно-профилактических, аптечных учреждений устанавливаются Министерством здравоохранения СССР. Порядок организации деятельности лечебно-профилактических, санаторно-профилактических, аптечных учреждений устанавливаются Министерством здравоохранения РСФСР, устанавливается в соответствии с основными положениями Министерством здравоохранения РСФСР. Статья 12. Участие общественности в работе органов и учреждений здравоохранения Работа органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию охраны здоровья населения осуществляются при широком участии общественности. При лечебно-профилактических, санаторно-профилактических, аптечных и других учреждениях здравоохранения создаются общественные советы. Раздел II ЗАНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 13. Занятие медицинской и фармацевтической деятельностью К медицинской и фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие специальную подготовку и звания в соответствующих высших и средних учебных заведениях СССР. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в СССР, получившие специальную подготовку в соответствующих высших и средних учебных заведениях СССР, могут заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью на территории РСФСР в соответствии с полученной специальностью и званием. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку и звания в соответствующих учебных заведения иностранных государств, допускаются в РСФСР к медицинской и фармацевтической деятельности в порядке, установленном законодательством Союза ССР. Запрещается занятие медицинской и фармацевтической деятельностью лицам, не допущенным к этой деятельности в установленном порядке. Статья 14. Ответственность за незаконное врачевание Занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования, влечет ответственность по статье 221 Уголовного кодекса РСФСР. Статья 15. Присяга врача В соответствии со статьей 13 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении граждане СССР, окончившие высшие медицинские учреждения СССР и получившие звание врача, приносят присягу врача Советского Союза. Текст присяги и порядок ее принесения определяются Президиумом Верховного Совета СССР. Статья 16. Профессиональные обязанности и права медицинских и фармацевтических работников Основные профессиональные обязанности и права медицинских и фармацевтических работников устанавливаются законодательством Союза ССР и РСФСР. Профессиональные обязанности и права медицинских и фармацевтических работников учреждений здравоохранения по отдельным специальностям определяются Министерством здравоохранения СССР. Профессиональные права, честь и достоинство врачей и других медицинских работников охраняется законом. Статья 17. Льготы, предоставляемые медицинским и фармацевтическим работникам Льготы, предоставляемые медицинским и фармацевтическим работникам, устанавливаются законодательством Союза ССР и РСФСР. Проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках врачам, провизорам, среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу и проживающим с ними членами семей предоставляются бесплатно квартиры с отоплением и освещением в порядке, установленном законодательством РСФСР. Статья 18. Совершенствование профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников На органы здравоохранения возлагается разработка и проведение мероприятий по специализации и совершенствованию профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, осуществляемых путем периодического прохождения подготовки в институтах совершенствования и других соответствующих учреждениях здравоохранения. Руководители органов и учреждений здравоохранения обязаны создавать необходимые условия медицинским и фармацевтическим работникам для их систематической работы по повышению квалификации. В соответствии со статьей 15 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении порядок аттестации медицинским и фармацевтическим работников устанавливается Министерством здравоохранения СССР совместно с центральным комитетом профессионального союза медицинских работников. Статья 19. Обязанность сохранять врачебную тайну Врачи и другие медицинские, а также фармацевтические работники, не вправе разглашать ставшие им известные в силу исполнения профессиональных обязанностей сведения о болезни, интимной и семейной жизни граждан. Руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения в случаях, когда этого требуют интересы охраны здоровья населения, а следственным и судебным органам - по их требованию. Статья 20. Поощрение медицинских и фармацевтических работников и других работников здравоохранения Медицинские, фармацевтические и другие работники здравоохранения, отличившиеся при исполнении своих профессиональных обязанностей, добросовестно и честно выполняющие свой высокий долг, поощряются государством в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 21. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение профессиональных обязанностей Медицинские и фармацевтические работники, нарушившие профессиональные обязанности, несут установленную законодательством дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут по закону уголовной ответственности. Раздел III ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Санитарно-эпидемическое благополучие населения РСФСР обеспечивается проведением комплекса санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и системой государственного санитарного надзора. Проведение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения и предупреждения болезней, является обязанностью всех государственных органов, предприятий, организаций, учреждений, колхозов, профессиональных союзов и иных общественных организаций. Нарушение санитарно-противоэпидемических и санитарно-гигиенических правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 23. Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор Государственный санитарный надзор за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм государственными органами, а также всеми предприятиями, колхозами, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и Министерства здравоохранения РСФСР. Полномочия органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор, определяются законодательством Союза ССР. Статья 24. Санитарные требования, предъявляемые к планировке и застройке населенных пунктов В соответствии со статьей 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья граждан. Жилые массивы, промышленные предприятия, другие объекты должны располагаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения. При проектировании, строительстве и реконструкции городов, поселков городского типа должны предусматриваться: водоснабжение, канализация, устройство уличных покрытий, озеленение, освещение, обеспечение санитарной очистки и другие виды благоустройства. При предоставлении земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектов планировки, застройки населенных пунктов, вводе в эксплуатацию жилых домов, зданий культурно-бытового назначения, промышленных и других предприятий и сооружений требуется обязательное заключение органов санитарно-эпидемиологической службы. Порядок согласования с органами санитарно-эпидемиологической службы проектов строительства и реконструкции предприятий, зданий и сооружений определяется законодательством Союза ССР. Статья 25. Обеспечение мер по очистке и обезвреживанию промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов Руководители предприятий, учреждений, проектных и строительных организаций, правления колхозов обязаны при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятий и коммунально-бытовых объектов предусматривать и осуществлять меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. За невыполнение этих требований руководители указанных предприятий, организаций и учреждений несут ответственность, установленную законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 26. Запрещение или временное приостановление эксплуатации объектов, могущих причинить вред здоровью людей вредными выбросами, отходами и отбросами Запрещается ввод новых и реконструирование предприятий, цехов, участков, установок и иных объектов, не обеспечивающих эффективной очистки, обезвреживания, улавливания вредных отбросов, отходов и выбросов. Органы санитарно-эпидемиологической службы вправе запрещать или временно приостанавливать эксплуатацию действующих объектов, могущих причинить вред здоровью людей выбросами, отходами и отбросами. Статья 27. Санитарные требования к заселению жилых помещений Санитарные требования к заселению жилых помещений устанавливаются Советом Министров РСФСР. Не допускается заселение помещений, не отвечающих санитарным требованиям. Статья 28. Предоставление дополнительной жилой площади лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний В случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и РСФСР, лицам страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, предоставляется дополнительная жилая площадь. Статья 29. Соблюдение санитарных правил содержания производственных помещений Руководители предприятий, колхозов, учреждений и организаций обязаны обеспечивать содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Предприятия, колхозы, учреждения и организации должны обеспечивать необходимые условия для удовлетворения санитарно-бытовых нужд работников. Статья 30. Соблюдение санитарных правил содержания жилых зданий и территорий Обеспечение соблюдения санитарных правил содержания жилых и общественных зданий и территорий, на которых они расположены, осуществляется соответствующими предприятиями, организациями, колхозами и учреждениями, гражданами, в ведении, пользовании или в собственности которых эти здания находятся. Проведение общих мероприятий по обеспечению соблюдения санитарных правил содержания жилых и общественных помещений и надлежащего санитарного состояния населенных пунктов возлагаются на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. Надзор за соблюдении санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов осуществляется милицией и органами санитарного надзора. Статья 31. Предупреждение и устранение шума Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, другие государственные органы, предприятия, учреждения и организации обязаны проводить мероприятия по предупреждению и устранению, снижению интенсивности шума в производственных, жилых и общественных зданиях, на улицах и площадях городов и других населенных пунктах. Соблюдение правил по предупреждению и устранению шума в бытовых условиях является обязанностью всех граждан. Нарушение правил по предупреждению и устранению шума влечет ответственность виновных лиц в установленном порядке. Статья 32. Санитарные требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению Качество воды, используемой для хозяйственно-питьевого потребления, должно соответствовать требованиям государственного стандарта, утверждаемого в установленном порядке по представлению Министерства здравоохранения СССР. Для водопроводов хозяйственно-питьевого назначения и их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом, обеспечивающим надлежащее качество воды. Порядок определения зон санитарной охраны водопроводов и источников их питания устанавливается законодательством Союза ССР, а санитарный режим этих зон - законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 33. Обязанности согласования стандартов и технических условий здравоохранения Проекты стандартов и технических условий на новые виды сырья, продукции питания, промышленные изделия, новые строительные материалы, тару и упаковочные материалы, полимерные и синтетические материалы и изделия из них утверждаются по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, а в случаях, определяемых Министерством здравоохранения СССР,- по согласованию с Министерством здравоохранения РСФСР. В указанном порядке разрешается также введение новых технологических процессов, видов оборудования, приборов и рабочего инструмента, могущих оказать вредное влияние на здоровье. Статья 34. Санитарные требования при производстве, обработке, хранении, транспортировке и реализации продуктов питания Производство, хранение и транспортировка продуктов питания, технологического оборудования для изготовления и последующей кулинарной обработке продуктов, производство тары, упаковочных материалов, посуды для продуктов питания, а также реализация продуктов питания разрешаются при соблюдении санитарно-гигиенических правил и норм. Статья 35. Подготовка рабочих, служащих и колхозников, соприкасающихся в процессе работы с пищевыми продуктами Руководители предприятий, колхозов, учреждений и организаций обязаны организовать обучение и проверку знаний правил санитарно-гигиенического режима на предприятиях, в учебных заведениях, детских учреждениях и в торговой сети рабочими, служащими и колхозниками, соприкасающимися в процессе работы с пищевыми продуктами и водоснабжением. Лица, вновь принимаемые на такую работу, допускаются к исполнению своих служебных обязанностей только после проведения с ними соответствующего инструктажа. Статья 36. Порядок разрешения применения новых химических веществ, средств и методов для производства и обработки продуктов питания В соответствии со статьей 27 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении применение новых химических веществ, средств и методов для производства и обработки продуктов питания, а также применение стимуляторов роста пищевых сельскохозяйственных растений и животных, химических средств защиты растений, полимерных и пластических масс и других химических продуктов допускается с разрешения Министерства здравоохранения СССР. Статья 37. Санитарный надзор за производством, применением, хранением и транспортировкой радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ Производство, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений, ядовитых и сильнодействующих веществ осуществляется под надзором органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Статья 38. Обязательные медицинские осмотры В целях охраны здоровья населения, предотвращения профессиональных и инфекционных заболеваний, работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, животноводческих ферм, некоторых других предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий, учреждений и организаций с вредными условиями труда проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Список профессий и производств, для работы в которых обязательны медицинские осмотры, и порядок проведения этих осмотров устанавливаются Министерством здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС. Статья 39. Предупреждение и ликвидация инфекционных заболеваний Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, руководители предприятий, колхозов, учреждений, организаций и другие должностные лица обязаны обеспечивать своевременное проведение мероприятий по предупреждению распространению инфекционных заболеваний, а также по их ликвидации в случае возникновения. В случае угрозы возникновения или распространения эпидемических инфекций Совет Министров РСФСР, Советы министров автономных республик и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов могут вводить в установленном порядке на соответствующих территориях особые условия и режимы труда, учебы, передвижения и перевозок, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию этих заболеваний. Статья 40. Госпитализация больных инфекционными заболеваниями и оздоровление лиц, являющихся бактерионосителями Больные инфекционными заболеваниями, представляющие опасность для окружающих, подлежат обязательному стационарному лечению, а лица, имеющие контакт с инфекционными больными, - карантину. Лица, являющиеся бактерионосителями инфекционных заболеваний, подлежат оздоровлению. Эти же лица, если они могут быть источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или с выполнением работы, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию в соответствии с законодательством Союза ССР. Перечни инфекционных болезней и болезней, при которых лица признаются бактерионосителями, определяются Министерством здравоохранения СССР. Статья 41. Профилактические прививки В целях предупреждения болезней граждан производятся профилактические прививки. Порядок и сроки прививок определяются Министерством здравоохранения СССР. Статья 42. Санитарное просвещение населения Органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии Общества Красного Креста РСФСР и других общественных организаций призваны обеспечить пропаганду научных медицинских и гигиенических знаний среди населения. Раздел IV ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ Статья 43. Обеспечение граждан лечебно-профилактической помощью В соответствии со статьей 32 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении гражданам СССР оказывается специализированная медицинская помощь в поликлиниках, больницах, диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях, а также скорая медицинская помощь и медицинская помощь на дому. Медицинская помощь инвалидам Великой Отечественной войны оказывается также в специальных лечебно-профилактических учреждениях, а при лечении вне стационара они пользуются дополнительными льготами, установленными законодательством Союза ССР. Статья 44. Освобождение от работы на период болезни На период болезни с временной утратой трудоспособности гражданам предоставляется освобождение от работы с выплатой в установленном порядке пособия по социальному страхованию. Статья 45. Профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны широко использовать профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения Статья 46. Обязанность предприятий, колхозов, организаций и учреждений по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности Предприятия, колхозы, организации и учреждения совместно с учреждениями здравоохранения и профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности. Статья 47. Медицинская помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства В соответствии со статьей 32 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении: иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в СССР, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами СССР; медицинская помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в СССР и находящимся на территории РСФСР, оказывается в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР. Статья 48. Оказание гражданам лечебно-профилактической помощи Лечебно-профилактическая помощь гражданам оказывается учреждениями здравоохранения по месту жительства и по месту работы. Лицам, пострадавшим от несчастных случаев или оказавшимся вследствие внезапного заболевания в состоянии, требующем срочной медицинской помощи, эта помощь оказывается безотлагательно ближайшим лечебно-профилактическим учреждением, независимо от ведомственной подчиненности. Неоказание медицинской помощи больному без уважительной причины лицом, обязанным ее оказать по закону или по специальному правилу, влечет ответственность по статье 128 Уголовного кодекса РСФСР. Статья 49. Оказание гражданам первой неотложной медицинской помощи Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улицах, в иных общественных местах и на дому. Статья 50. Направление больных в лечебно-профилактические учреждения В соответствии со статьей 33 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении в случае необходимости больные могут направляться в соответствующие лечебно-профилактические учреждения других союзных республик в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР, а в лечебно-профилактические учреждения в пределах РСФСР - в порядке, установленном Министерством здравоохранения РСФСР. Статья 51. Привлечение врачей к участию в комиссиях по медицинскому освидетельствованию граждан В необходимых случаях врачи привлекаются соответствующими органами здравоохранения для участия в комиссиях по медицинскому освидетельствованию граждан. Статья 52. Применение методов диагностики, лечения и лекарственных средств В медицинской практике врачи применяют методы диагностики, профилактики, лечения, лекарственные средства, разрешенные Министерством здравоохранения СССР. В интересах излечения больного и с его согласия, а в отношении больных, не достигших шестнадцатилетнего возраста, и психически больных - с согласия их родителей, опекунов или попечителей врач может применять новые, научно обоснованные, но еще не допущенные к всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства. Порядок применения указанных методов диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средств устанавливается Министерством здравоохранения СССР. Статья 53. Порядок хирургического вмешательства и применения сложных методов диагностики Хирургические операции производятся и сложные методы диагностики применяются с согласия больных, а больным, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, и психически больным - с согласия их родителей, опекунов или попечителей. Неотложные хирургические операции производятся и сложные методы диагностики применяются без согласия самих больных либо их родителей, опекунов или попечителей только в тех исключительных случаях, когда промедление в установлении диагноза или проведение операции угрожает жизни больного, а получить согласие указанных лиц не представляется возможным. Статья 54. Специальные меры профилактики и лечения В целях охраны здоровья населения органы здравоохранения обязаны осуществлять специальные меры профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психические, венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания), а также карантинных заболеваний. Случаи и порядок принудительного лечения и принудительной госпитализации лиц, страдающих указанными заболеваниями, устанавливается законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 55. Лечение больных туберкулезом Больные туберкулезом подлежат обязательному постоянному диспансерному наблюдению и лечению. Больные туберкулезом бесплатно обеспечиваются противотуберкулезными препаратами; лечение их в профилакториях и санаториях осуществляется также бесплатно. Больные туберкулезом, представляющих опасность для окружающих, в случае уклонения от лечения подлежат принудительной госпитализации и лечению. Статья 56. Лечение психических больных Психически больные подлежат обязательному постоянному диспансерному наблюдению и лечению. При наличии явной опасности действий психически больного для окружающих или для самого больного органы и учреждения здравоохранения имеют право в порядке неотложной психиатрической помощи поместить больного в психиатрическое (психоневралгическое) учреждение без согласия супруга, родственника, опекуна или попечителя. В этом случае больной должен быть в течение суток освидетельствован комиссией врачей-психиатров, которая рассматривает вопрос о правильности госпитализации и определяет необходимость дальнейшего пребывания больного в психиатрическом (психоневралгическом) учреждении. Органы внутренних дел обязаны оказывать содействие органам и учреждениям здравоохранения в госпитализации психически больных. Статья 57. Лечение больных венерическими болезнями Больные венерическими болезнями подлежат обязательному постоянному диспансерному наблюдению и лечению. Больные, уклоняющиеся от лечения, подлежат принудительному лечению. Больные венерическими болезнями, представляющие опасность для окружающих, в случае уклонения от госпитализации подлежат принудительной госпитализации. Заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, влечет ответственность по статье 115 Уголовного кодекса РСФСР. Статья 58. Лечение больных лепрой Больные лепрой подлежат обязательному постоянному диспансерному наблюдению и лечению. Больные, уклоняющиеся от лечения, подлежат принудительному лечению. Больные лепрой, представляющие опасность для окружающих, в случае уклонения от госпитализации подлежат принудительной госпитализации. Статья 59. Лечение хронических алкоголиков и наркоманов Больные хроническим алкоголизмом или наркоманией подлежат обязательному диспансерному наблюдению и лечению. Больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать либо употреблять наркотики после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок, правила социального общежития, направляются в установленном порядке для принудительного лечения в лечебно-трудовые санатории. Статья 60. Содействие медицинским работникам в оказании гражданам лечебно-профилактической помощи Для организаций учреждений здравоохранения на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях администрация обязана выделять необходимые помещения, транспорт и оборудование, а также оказывать врачам и другим медицинским работникам содействие в выполнении их профессиональных обязанностей. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, руководители предприятий, колхозов, учреждений и организаций и другие должностные лица обязаны содействовать медицинским работникам в оказании безотлагательной медицинской помощи гражданам, предоставлять транспорт, средства связи и иную необходимую помощь. Статья 61. Право медицинского работника на бесплатное использование транспорта в случаях, угрожающих жизни больного В случаях, угрожающих жизни больного, врач или другой медицинский работник имеет право использования в установленном порядке бесплатно любой из имеющихся в данной обстановке видов транспорта для проезда к месту нахождения больного или для его транспортировки в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. Статья 62. Перевозка в лечебные учреждения рабочих и служащих, заболевших на месте работы Перевозка в лечебные учреждения рабочих и служащих, заболевших на месте работы, производится транспортными средствами или за счет предприятия, учреждения, организации, где работает заболевший рабочий или служащий. Статья 63. Предоставление транспорта членам колхоза для доставки больных в лечебные учреждения Колхоз предоставляет членам колхоза бесплатно и в неотложном порядке транспорт для доставки больных в лечебные учреждения. Статья 64. Донорство Сдачи крови для лечебных целей (донорство) признается актом высокой гуманности. Органы здравоохранения при содействии администрации предприятий, организаций, учреждений и Общества Красного Креста РСФСР обязаны всемерно развивать донорство. Донорам предоставляются льготы, предусмотренные законодательством Союза ССР, и они поощряются в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Раздел V ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА Статья 65. Поощрение материнства. Гарантии охраны здоровья матери и ребенка Материнство в РСФСР охраняется и поощряется государством. Охрана здоровья матери и ребенка обеспечивается организацией сети женских консультаций, родильных домов, санаториев и домов отдыха для беременных женщин и матерей с детьми, яслей, садов и других детских учреждений; предоставлением женщине отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по социальному страхованию; установлением перерывов в работе для кормления ребенка; выплатой в установленном порядке пособий за время ухода за больным ребенком; воспрещением применения труда женщин в тяжелых и вредных для здоровья производствах, переводом беременных женщин на более легкую работу с сохранением среднего заработка; улучшением и оздоровлением условий труда и быта; государственной и общественной помощью семье и другими мероприятиями в порядке, установленном, законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 66. Решение вопроса о материнстве В целях охраны здоровья женщины ей предоставляется право самой решать вопрос о материнстве. Статья 67. Обеспечение беременных женщин и новорожденных медицинской помощью Учреждения здравоохранения обеспечивают каждой женщине квалифицированное медицинское наблюдение за течением беременности, стационарную медицинскую помощь при родах, лечебно-профилактическую помощь матери и новорожденному ребенку. Статья 68. Обеспечение детей и подростков медицинской помощью Медицинская помощь детям и подросткам обеспечивается лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями: детскими поликлиниками, диспансерами, больницами, санаториями и другими учреждениями здравоохранения. В детские санатории путевки детям предоставляются бесплатно. Дети и подростки находятся под диспансерным наблюдением. Статья 69. Забота об укреплении здоровья детей и подростков В целях воспитания здорового молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил государственные органы, предприятия, учреждения, организации, колхозы, профессиональные союзы и другие общественные организации обеспечивают развитие широкой сети детских яслей и садов, школ, школ-интернатов, лесных школ, пионерских лагерей и других детских учреждений. Статья 70. Сохранение и укрепление здоровья детей в детских учреждениях и школах Детям, находящимся на воспитании в детских дошкольных учреждениях и обучающимся в школах, обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания. Учебно-трудовая нагрузка, а также примерный режим занятий детей определяются по согласованию с Министерством здравоохранения СССР. Статья 71. Контроль за охраной здоровья детей в детских учреждениях и школах Контроль за охраной здоровья детей и проведением оздоровительных мероприятий в детских учреждениях и школах осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями народного образования при участии общественных организаций. Статья 72. Государственная помощь гражданам в осуществлении ухода за детьми Основные расходы по содержанию детей в садах и яслях, других детских учреждениях производятся за счет государственного бюджета, а также средств предприятий, организаций, учреждений, колхозов, профессиональных союзов и других общественных организаций. Дети с дефектами психического или физического развития содержатся в домах ребенка, детских домах, других специализированных учреждениях за государственный счет. Статья 73. Льготы, предоставляемые матерям в случае болезни ребенка При невозможности госпитализации или отсутствии показаний к стационарному лечению больного ребенка мать или другой член семьи, ухаживающий за ребенком, может освобождаться от работы с выплатой пособий по социальному страхованию в установленном порядке. При стационарном лечении детей в возрасте до одного года, а также тяжело больных детей старших возрастов, нуждающихся по заключению врача в материнском уходе, матери предоставляется возможность находится с ребенком в лечебном учреждении с выплатой ей пособия по социальному страхованию в установленном порядке. Статья 74. Контроль за трудовым и производственным обучением подростков Производственное обучение подростков разрешается по тем профессиям, которые соответствуют их возрасту, физическому и умственному развитию и состоянию здоровья. Трудовое и производственное обучение осуществляется под систематическим медицинским контролем. Статья 75. Контроль за условиями труда подростков Контроль за соблюдением установленных законодательством Союза ССР и РСФСР условий труда подростков, а также проведением специальных мероприятий, направленных на предупреждение болезней подростков, осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с органами профессионально-технического образования, органами народного образования, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями. Статья 76. Обязательные медицинские осмотры работающих подростков Подростки в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после их предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, подростки подлежат обязательному медицинскому осмотру, который производится периодически, но не реже одного раза в год. Раздел VI САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА, ТУРИЗМА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Статья 77. Санаторно-курортное лечение граждан В соответствии со статьей 44 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении: показания и противопоказания для стационарного и амбулаторного лечения на всех курортах и в санаториях РСФСР устанавливаются Министерством здравоохранения СССР; порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечения устанавливаются Министерством здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС. В установленном порядке больные направляются в санаторно-курортные учреждения бесплатно, на льготных условиях, или за полную плату. Статья 78. Курорты и округа санитарной охраны Курортами могут быть признаны местности, обладающие природными лечебными средствами, минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями, благоприятными для лечения и профилактики. Признание местности курортом, установление границ округов санаторной охраны курортов и определение их режима производится Советом Министров СССР или Советом Министров РСФСР по совместному представлению Министра здравоохранения СССР и ВЦСПС или Министерства здравоохранения РСФСР и ВЦСПС, согласованным с исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов, на территории которого расположен данный курорт. Статья 79. Организация и открытие санаторно-курортных учреждений Организация и открытие санаторно-курортных учреждения допускается с разрешения Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС по согласованию с Советом Министров РСФСР. Специализация (медицинский профиль) санаторно-курортных учреждений определяется Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС. Статья 80. Координация деятельности санаторно-курортных учреждений Координация деятельности санаторно-курортных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, в использовании лечебных средств и курортных факторов и организации санаторно-курортного режима осуществляется соответствующими органами по управлению курортами. Министерство здравоохранения СССР, министерства здравоохранения РСФСР и автономных республик осуществляют контроль за организацией лечебно-профилактической работы в санаторно-курортных учреждениях, а также оказывают им научно-методическую и консультационную помощь. Статья 81. Пользование домами отдыха, пансионатами, туристскими базами и другими учреждениями отдыха Граждане пользуются в установленном порядке домами отдыха, пансионатами, туристскими базами и другими учреждениями отдыха бесплатно, на льготных условиях или за полную плату. Статья 82. Организация физической культуры, спорта и туризма Государственные органы, профессиональные союзы, комсомольские и кооперативные организации, спортивные общества, предприятия, учреждения и организации должны содействовать физкультурно-оздоровительной, спортивной и туристско-экскурсионной работе среди населения, созданию и укреплению коллективов физической культуры, туристских клубов и организаций и внедрению производственной гимнастики. В планах работы детских дошкольных и внешкольных учреждений, в программах образовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений предусматривается физическое воспитание. Статья 83. Медицинский контроль за состоянием здоровья граждан, занимающихся физической культурой и спортом Медицинский контроль за состоянием здоровья граждан, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется учреждениями здравоохранения. Раздел VII МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья 84. Производство медицинской экспертизы временной нетрудоспособности Экспертиза временной нетрудоспособности граждан осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей, которые предоставляют отпуска по болезни или увечью, по беременности и родам, по уходу за больным членом семьи, и по карантину, для протезирования, санаторно-курортного лечения, определяют необходимость и сроки временного перевода работника на другую работу по болезни в установленном порядке, а также принимают решение о направлении на врачебно-трудовую экспертную комиссию. Статья 85. Производство медицинской экспертизы длительной или постоянной утраты трудоспособности Экспертиза длительной или постоянной утраты трудоспособности производится врачебно-трудовыми комиссиями, которые устанавливают степень утраты трудоспособности, группу и причину инвалидности; определяют для инвалидов условия и виды труда, работы и профессии, доступные им по состоянию здоровья, проверяют правильность использования инвалидов на работе в соответствии с данными заключениями; содействуют восстановлению трудоспособности инвалидов. Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, организаций и учреждений. Статья 86. Порядок организации и производства медицинской экспертизы трудоспособности Порядок организации и производства медицинской экспертизы трудоспособности устанавливаются законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 87. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы производятся в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также по определению суда. Статья 88. Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз В соответствии со статьей 51 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Министерством юстиции СССР и Министерством внутренних дел СССР. Раздел VIII ЛЕКАРСТВЕННАЯ И ПРОТЕЗНАЯ ПОМОЩЬ Статья 89. Порядок оказания гражданам лекарственной помощи Лекарственная помощь гражданам оказывается государственными аптечными учреждениями, а также лечебно-профилактическими учреждениями. Порядок обеспечения граждан бесплатной или на льготных условиях лекарственной помощью при амбулаторно-поликлиническом лечении определяется законодательством Союза ССР. Аптечные учреждения могут отпускать лишь те лекарственные средства, которые разрешены к применению Министерством здравоохранения СССР. Статья 90. Обеспечение контроля за производством лекарственных средств В соответствии со статьей 53 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении: производство новых лекарственных средств для медицинских целей допускается с разрешения Министерства здравоохранения СССР после установления их лечебной или профилактической эффективности; качество лекарственных средств должно соответствовать требованиям Государственной фармакопеи СССР или технических условий, утверждаемых в установленном порядке; контроль за производством лекарственных средств осуществляется Министерством здравоохранения СССР. Контроль за качеством лекарственных средств, изготовляемых аптечными учреждениями и предприятиями республиканского подчинения, осуществляется также Министерством здравоохранения СССР. Статья 91. Обеспечение граждан протезной помощью Граждане в необходимых случаях обеспечиваются протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами лечебной физкультуры, специальными средствами передвижения. Категории лиц, подлежащих бесплатному или льготному обеспечению указанными изделиями и предметами, а также условия и порядок обеспечения ими устанавливаются законодательством Союза ССР и РСФСР. Раздел IX МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ Статья 92. Международные договоры и соглашения Если международным договором или соглашением, в которых участвуют СССР или РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Союза ССР или РСФСР о здравоохранении, то на территории РСФСР применяются правила международного договора или международного соглашения. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М. Яснов Секретарь Верховного Совета РСФСР Х.Нешков 29 июля 1971 г. |