Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР УКАЗ ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 17 сентября 1968 г. (ВВСС 68-39) Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Утвердить Кодекс торгового мореплавания Союза ССР. 2. Признать утратившими силу законодательные акты СССР согласно приложению. 3. Поручить Совету Министров СССР внести в решение Правительства СССР изменения в связи с утверждением Кодекса торгового мореплавания Союза ССР. 4. Настоящий Указ ввести в действие с 1 октября 1968 года. КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей. Статья 2. Перевозка и буксировка между портами СССР одного и того же моря (малый каботаж) и разных морей (большой каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Союза ССР. Изъятия из этого правила могут быть установлены Советом Министров СССР. В отношении каботажа рассматриваются как одно море: 1) Черное и Азовское моря; 2) Белое и Северный Ледовитый океан; 3) Японское, Охотское и Берингово моря. Статья 3. Перевозка и буксировка между портами СССР и иностранными портами могут осуществляться как судами, плавающими под Государственным флагом Союза ССР, так и, при условии взаимности, судами, плавающими под иностранным флагом. Статья 4. Основными органами, в оперативном управлении которых находятся морские суда, используемые для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, являются морские пароходства, подведомственные Министерству морского флота СССР. Суда, используемые для рыбных и иных морских промыслов, находятся в оперативном управлении организаций рыбной промышленности, руководство которыми осуществляется Министерством рыбного хозяйства СССР. В ведении других министерств и ведомств могут находится суда, используемые для добычи полезных ископаемых, транспортного строительства, для иных хозяйственных, научных и культурных целей, а также суда смешанного плавания (река - море), используемые для перевозок грузов и пассажиров. Статья 5. Министерство морского флота СССР в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами действующего законодательства и международными договорами, в которых участвует СССР, издает в пределах своей компетенции обязательные для всех министерств, ведомств, организаций и граждан правила, инструкции и положения по вопросам торгового мореплавания. Правила перевозки грузов, пассажиров и багажа Министерством морского флота СССР разрабатываются с участием Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств СССР. Правила перевозки почты утверждаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством связи СССР. Правила перевозки грузов в прямом смешанном и прямом водном сообщении утверждаются Министерством морского флота СССР совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся соответствующие виды транспорта. Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием в СССР возлагается на Министерство морского флота СССР, осуществляющее контроль за соблюдением законодательства о торговом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров, в которых участвует СССР, надзор за состоянием морских путей, общее руководство государственной регистрацией морских судов, дипломированием специалистов морского флота, спасательной и лоцманской службой. Статья 7. Технический надзор за морскими судами и их классификация, независимо от ведомственной принадлежности судна, осуществляются Регистром СССР согласно статье 29 настоящего Кодекса. Регистр СССР издает правила, относящиеся к постройке судов, использованию материалов в судостроении, оборудованию, а также снабжению морских судов спасательными, противопожарными и другими средствами, и осуществляет надзор за соблюдением этих правил при проектировании, постройке и эксплуатации судов. Регистр СССР имеет право при невыполнении его правил и требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств. Регистр СССР действует на основании устава, утверждаемого Министерством морского флота СССР. Статья 8. Отвод земельных и водных участков и строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должны быть согласованы с Министерством обороны СССР и Министерством морского флота СССР, а в случаях, предусмотренных статьей 64 настоящего Кодекса (пункт 9), - с соответствующим морским портом. Организации и граждане, нарушившие правило, содержащееся в настоящей статье, обязаны по требованию Министерства обороны СССР или Министерства морского флота СССР произвести в указанный срок за свой счет снос, перенос или необходимые изменения зданий и сооружений, создающих помехи действию средств навигационной обстановки. Статья 9. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое: 1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного и иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества; 2) для несения специальной службы (для охраны промыслов, санитарной и карантинной служб и т.п.); 3) для научных, учебных и культурных целей; 4) для спорта; 5) для иных целей. Статья 10. Судовладельцем в смысле настоящего Кодекса признается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Статья 11. Правила настоящего Кодекса распространяются: на морские суда - во время их плавания как по морским путям, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям, поскольку специальным законом или соглашением СССР с другим государством не установлено иное; на суда внутреннего плавания - во время их следования поморским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозки с заходом в иностранный порт и в случаях, предусмотренных статьями 252 и 260 настоящего Кодекса. Статья 12. Правила настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на суда, плавающие под военно-морским флагом. К морским воинским перевозкам правила настоящего Кодекса применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки. Статья 13. К перевозкам в прямом смешанном и прямом водном сообщении, осуществляемым с участием морского транспорта, правила настоящего Кодекса применяются в случаях, прямо в нем указанных, а также в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки. Статья 14. Правила настоящего Кодекса применяются: 1) содержащиеся в главе II Судно" (за исключением статьи 38) и в главе III "Экипаж судна" - к судам, плавающим под Государственным флагом Союза ССР; 2) содержащиеся в главе IV "Морской порт" - к морским невоенным портам СССР; 3) содержащиеся в главе V "Государственные морские лоцманы" - к отношениям, возникающим в связи с проводкой судов на подходах к портам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах вод этих портов, а также между портами; 4) содержащиеся в главе VI "Затонувшее в море имущество" - к отношениям, возникающим в связи с имуществом, затонувшим в пределах территориальных или внутренних морских вод СССР; 5) содержащиеся в главе VII "Планирование и организация перевозок грузов" - к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями; 6) содержащиеся в главе XIII "Общая авария" - в случаях перевозки груза на судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР, а также на судне, плавающем под иностранным флагом, когда оно заканчивает рейс в порту СССР; 7) содержащиеся в главе XIV "Возмещение убытков от столкновения судов" и главе XV "Вознаграждение за спасение на море" - в случаях, когда спор рассматривается в СССР, с тем, однако к спорам распределении вознаграждения между судовладельцем и экипажем судна, а также между членами экипажа применяется закон флага судна, оказывающего помощь; 8) содержащиеся в главе XVI "Пределы ответственности судовладельца" - к судовладельцам, суда которых плавают по Государственным флагом Союза ССР; 9) содержащиеся в главе XVII "Привилегированные требования" - в случаях, когда спор рассматривается в СССР; 10) содержащиеся в главе XVIII "Морские протесты" (за исключением статьи 292) - в случаях, когда, морской протест заявляется нотариусу или иному должностному лицу СССР; 11) содержащиеся в главе XIX "Претензии и иски" - в тех случаях, когда соответствующие отношения подлежат действию правил настоящего Кодекса; однако статьи 294-304 применяются только к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, к их отношениям с гражданами Союза ССР и с находящимися в СССР иностранными гражданами. Права и обязанности сторон по договору морской перевозки груза (глава VIII), договору морской перевозки пассажира (глава IX), договору фрахтования судна на время (глава X), договору морской буксировки (глава XI0 и договору морского страхования (глава XII) определяются по законам места заключения договора, если иное не установлено соглашением сторон (статья 15 настоящего Кодекса). Место заключения договора определяется по советскому закону. Правила, содержащиеся в главе VIII "Договор морской перевозки груза", применяются к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, поскольку иное не вытекает из главу VII настоящего Кодекса. Статья 15. Включение в договоры, предусмотренные настоящим Кодексом, условий о применении иностранных законов и обычаев торгового мореплавания допускается в случаях, когда стороны могут в соответствии с настоящим Кодексом отступать от установленных им правил. Иностранный закон не применяется, если его применение противоречило основам советского строя. Статья 16. Связанный с торговым мореплаванием имущественный спор, в котором участвует иностранный гражданин или иностранная организация, может быть по соглашению сторон передан на рассмотрение иностранного суда или арбитража. Статья 17. Если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила международного договора. Статья 18. К гражданским, административным и иным правоотношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регулируемым настоящим Кодексом, соответственно применяются правила гражданского, административного или иного законодательства Союза ССР и союзных республик. Глава II СУДНО Статья 19. Суда в СССР находятся в собственности государства либо в собственности колхозов, иных кооперативных или общественных организаций. В личной собственности граждан могут находится суда валовой вместимостью не более 10 регистровых тонн, предназначенные для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, не могут использоваться для извлечения нетрудовых доходов. Статья 20. На суда, находящиеся в собственности Советского государства, не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров. Статья 21 Отчуждение иностранному государству, иностранной организации или иностранному гражданину судна, находящегося в собственности Советского государства либо колхоза, иной кооперативной или общественной организации, допускается только с разрешения Совета Министров СССР. Статья 22. Право плавания под Государственным флагом Союза ССР предоставляется судам, находящимся в собственности: 1) Советского государства" 2) колхозов, иных советских кооперативных или общественных организаций; 3) граждан СССР. Статья 23. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента внесения его в Государственный судовой реестр в одном из морских торговых или рыбных портов СССР или момента регистрации в судовой книге. Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента выдачи консулом СССР временного свидетельства, удостоверяющего это право и действительного до внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге, но не более одного года. За подъем на судне Государственного флага Союза ССР без права на этот флаг виновные лица несут ответственность в установленном законом порядке. Статья 24. Внесению в Государственный судовой реестр подлежат суда, технический надзор за которыми осуществляется Регистром СССР. Другие суда, кроме спортивных, а также судов, находящихся в собственности колхозов либо граждан, регистрируются в судовых книгах морских торговых и рыбных портов СССР. Суда, находящиеся в собственности рыболовецких колхозов, подлежат регистрации в судовых морских рыбных портов СССР. Внесению в Государственный судовой реестр и судовые книги не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностью какого-либо судна. Порядок ведения Государственного судового реестра и судовых книг портов устанавливается Министерством морского флота СССР. Порядок внесения в Государственный судовой реестр и регистрации в судовых книгах судов рыбной промышленности устанавливается Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР. Статья 25. Спортивные суда, кроме подлежащих внесению в Государственный судовой реестр, регистрируются в судовых книгах спортивных организаций в порядке, установленном Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР. Суда, находящиеся в собственности колхозов (кроме рыболовецких колхозов) и в личной собственности граждан и не подлежащие внесению в Государственный реестр, регистрируются в судовых книгах местный Советов трудящихся в порядке, установленном Советами Министров союзных республик. Статья 26. Внесение судна в государственный судовой реестр удостоверяется свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР (судовой патент), а регистрация в судовой книге - судовым билетом. За внесение судна в Государственный судовой реестр или регистрацию в судовой книге взимается установленный сбор. Статья 27. С момента внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге все ранее сделанные записи в отношении этого судна в судовых реестрах иностранных государств Союзом ССР не признаются. Равным образом Союзом ССР не признается внесение судна СССР в судовой реестр иностранного государства, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги. Статья 28. Судно должно иметь свое название. Название присваивается: 1) судну, находящемуся в ведении Министерства морского флота СССР, - в порядке, установленном Министерством Морского флота СССР; 2) судну, находящемуся в ведении другого министерства или ведомства, - в порядке, установленном соответствующим министерством или ведомством по согласованию с Министерством морского флота СССР; 3) судну, принадлежащему колхозу, иной кооперативной или общественной организации либо гражданину, - собственником судна по согласованию с портом, в котором судно вносится в Государственный судовой реестр, или с органом, в судовой книге которого оно регистрируется. Статья 29. Судно может быть допущено к плаванию лишь после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. Технический надзор за всеми пассажирскими, грузо-пассажирскими, нефтеналивными и буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее 75 л. с. и несамоходными судами валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн осуществляется Регистром СССР. Технический надзор за судами, не указанными в части второй настоящей статьи, осуществляется: 1) за судами, принадлежащими рыболовецким колхозам, - органами, на которые этот надзор возложен Министерством рыбного хозяйства СССР; 2) за судами, принадлежащими другим колхозам и гражданам, - исполкомом местного Совета депутатов трудящихся, в судовой книге которого зарегистрировано судно. Порядок осуществления технического надзора за этими судами устанавливается Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерством морского флота СССР; 3) за прочими судами - органом, на который этот надзор возложен ведомством или министерством, в ведении которого находится организация, эксплуатирующая судно. Статья 30. Судно должно иметь следующие судовые документы: 1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР; 2) свидетельство о праве собственности на судно; 3) свидетельство о годности к плаванию; 4) мерительное свидетельство (для судов, подлежащих техническому надзору Регистра СССР); 5) список лиц судового экипажа (судовую роль); 6) судовой журнал; 7) машинный журнал (для судов с механическим двигателем); 8) санитарный журнал; 9) судовое санитарное свидетельство. Судно, зарегистрированное в судовой книге, вместо документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, должно иметь судовой билет. Статья 31. Судно, несущее специальную службу, а также спортивное судно может не иметь мерительные свидетельства. Однако судно, несущее специальную службу, может быть подвергнуто определению вместимости упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения. Судно, плавающее в портовых или прибрежных морских водах, может не иметь судового, машинного и санитарного журналов, если иное не установлено министерством, ведомством или организацией, в ведении которых находятся суда. Статья 32. Судно должно кроме документов, предусмотренных статьей 30 настоящего Кодекса, следующие документы: 1) пассажирское свидетельство, если судно перевозит более 12 пассажиров; 2) разрешение на право пользования судовой радиостанцией и радиотелеграфный журнал, если судно имеет судовую радиостанцию; 3) свидетельство о грузовой марке (о наименьшей высоте надводного борта), если судно используется для целей, предусмотренных в пунктах 1 или 3 статьи 9 настоящего Кодекса. Статья 33. Судно, выходящее в заграничное плавание, должно, кроме документов, указанных статьях 30 и 32 настоящего Кодекса, иметь документы, предусмотренные международными договорами, в которых участвует СССР. Статья 34. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР и свидетельство о праве собственности на судно выдаются портом, в котором судно вносится в Государственный судовой реестр. Судовой билет выдается органом, в судовой книге которого регистрируется судно. Свидетельство о годности к плаванию выдается органом, осуществляющим технический надзор за судном. Мерительное свидетельство, пассажирское свидетельство, свидетельство о грузовой марке, а также судовые документы, предусмотренные международными договорами по вопросам безопасности мореплавания, в которых участвует СССР, выдаются Регистром СССР. С разрешения Регистра СССР отдельные категории судов могут не иметь мерительного свидетельства или свидетельства о грузовой марке. Разрешение на право пользования судовой радиостанцией выдается органами Министерства связи СССР. За выдачу документов, указанных в настоящей статье, взимаются установленные сборы. Статья 35. Суда внутреннего плавания, выходящие в море, кроме документов, предусмотренных Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, должны иметь документы, удостоверяющие их годность к плаванию в море, а в случаях, предусмотренных статьей 32 настоящего Кодекса, также пассажирское свидетельство и разрешение на право пользования судовой радиостанцией. Документы, удостоверяющие годность к плаванию в море, и пассажирское свидетельство выдаются этим судам органами речного регистра, а разрешение на право пользования судовой радиостанцией - органами Министерства связи СССР. Условия, которым должны отвечать суда внутреннего плавания, выходящие в море, а также границы районов морского плавания этих судов устанавливаются Министерством морского флота СССР совместно с Министерством речного флота РСФСР и органами управления речным транспортом других союзных республик. Статья 36. Документы, указанные в статьях 30 и 32 настоящего Кодекса, должны находится на судне в подлинниках, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, которые могут находится на судне в копии, удостоверенной в нотариальном порядке. Статья 37. Список лиц судового экипажа, судовой, машинный и радиотелеграфный журналы ведутся по форме и правилам, устанавливаемым Министерством морского флота СССР, для судов рыбной промышленности - Министерством рыбного хозяйства СССР. Санитарный журнал ведется по форме и правилам устанавливаемым Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР. Статья 38. Признание имеющихся на судне, плавающем под иностранным флагом и посещающем порт СССР, свидетельства о годности судна к плаванию, мерительного свидетельства, пассажирского свидетельства, разрешения на право пользования судовой радиостанцией, свидетельства о грузовой марке осуществляется на основании международных договоров, в которых участвует СССР. Судно, плавающее под флагом государства, с которым не имеется договора, при посещении порта СССР может быть подвергнуто освидетельствованию в порядке технического надзора, определению вместимости, пассажировместимости и наименьшей высоты надводного борта, если аналогичные меры применяются в портах соответствующего иностранного государства по отношению к судам, плавающим под Государственным флагом Союза ССР и имеющим надлежащие документы. На тех же основаниях может быть подвергнута освидетельствованию радиостанция судна, плавающего по иностранным флагом. Судно, плавающее под иностранным флагом и не имеющее при посещении порта СССР документов, указанных в части первой настоящей статьи, подвергается соответственно обязательному освидетельствованию в порядке технического надзора, определению вместимости, пассажировместимости, наименьшей высоты надводного борта и освидетельствованию его радиостанции на одинаковом основании с судами, плавающими под Государственным флагом Союза СССР. Всякое судно, плавающее под иностранным флагом, при посещении порта СССР в случае сомнения в том, что оно удовлетворяет требованиям безопасности плавания, независимо от наличия соответствующих документов, может быть подвергнуто освидетельствованию в порядке технического надзора на одинаковом основании с судами, плавающими под Государственным флагом Союза ССР. Глава III ЭКИПАЖ СУДНА Статья 39. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды. К командному составу судна, кроме капитана, относятся помощники капитана, судовые механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Уставами службы на судах к командному составу могут быть отнесены также другие судовые специалисты. Судовая команда состоит из палубной команды, машинной команды и других служащих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна. Статья 40. Минимальный состав экипажа для судов Министерства морского флота СССР, при котором допускается выход судна в море, устанавливается в зависимости от типа и назначения судна Министерством морского флота СССР, а для судов флота рыбной промышленности - Министерство рыбного хозяйства СССР. Для судов организаций других министерств и ведомств минимальный состав экипажа устанавливается Министерством морского флота СССР по согласованию с этими министерствами и ведомствами. Минимальный состав экипажа судна внутреннего плавания, выходящего в море, а также требования, которым должны удовлетворять члены экипажа таких судов, устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством речного флота РСФСР или органами управления речным транспортом других союзных республик. Минимальный состав экипажа спортивного судна устанавливается Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР. Статья 41. В состав судового экипажа могут входить лишь граждане СССР. Изъятия из этого правила могут допускаться в порядке устанавливаемом Советом Министров СССР. К службе на судне допускаются лица, признанные годными для этого по состоянию здоровья. Статья 42. К занятию должностей капитана, помощников капитана, судовых механиков, электромехаников и радиоспециалистов допускаются лица. имеющие звания, установленные Положением о званиях лиц командного состава морских судов. утвержденным Советом Министров СССР. Присвоение указанных званий удостоверяется выдачей дипломов или квалификационных свидетельств после прохождения испытаний в специальной квалификационной комиссии. Лишение звания допускается лишь в случаях нарушения трудовой дисциплины, угрожающего безопасности плавания, и в порядке, установленном уставами о дисциплине. Статья 43. Порядок приема на работу лиц судового экипажа, их права и обязанности, условия службы на судне, а также основания и порядок увольнения определяются законодательством о труде Союза ССР и союзных республик, настоящим Кодексом, уставами службы на судах и уставами о дисциплине. Устав службы на судах Министерства морского флота СССР утверждается Министром морского флота СССР по согласованию с Центральным комитетом профессионального союза рабочих морского и речного флота. Устав службы на судах рыбной промышленности утверждается Министром рыбного хозяйства СССР по согласованию с Центральным комитетом профессионального союза рабочих пищевой промышленности. Уставы службы на судах других министерств и ведомств утверждаются руководителями этих министерств и ведомств по согласованию с Министерством морского флота СССР и центральным комитетом соответствующего профессионального союза. Уставы о дисциплине работников флота министерств и ведомств, в ведении которых находятся морские суда, утверждаются Советом Министров СССР. Статья 44. Никто из лиц судового экипажа не может быть назначен на судно без согласия капитана. Статья 45. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа в случаях и в порядке, предусмотренных уставом о дисциплине. Капитан имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей всякое лицо судового экипажа. В этом случае соответственно применяются правила статьи 47 настоящего Кодекса. Статья 46. В случае гибели или повреждения имущества члена судового экипажа вследствие аварии судна судовладелец обязан возместить причиненный ущерб, исходя их государственных розничных цен на имущество того же рода и качества с учетом износа погибшего или поврежденного имущества. Не подлежит возмещению стоимость имущества членов экипажа, виновных в аварии. Статья 47. В случае увольнения по инициативе администрации лица, входящего в состав судового экипажа, судовладелец обязан обеспечить за свой счет доставку уволенного в порт, предусмотренный коллективным договором, а при отсутствии указаний в коллективном договоре - в порт приема на работу, с содержанием уволенного до возвращения в этот порт. Статья 48. На капитана возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плавания, поддержания порядка на судне, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами. В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, законных распоряжений капитана капитан принимает в отношении этих лиц необходимые меры. Если действия находящегося на судне лица, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества капитан вправе поместить это лицо в особое помещение и содержать его там вплоть до прихода судна в первый порт СССР, в который зайдет судно. За незаконное содержание в особом помещении капитан несет установленную ответственность. Статья 49. Взаимоотношения капитана судна и других лиц судового экипажа с консулами СССР определяются Консульским уставом Союза ССР. Статья 50. Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельцев в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца и грузовладельцев. Статья 51. О каждом случае рождения ребенка на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача, а при его отсутствии - фельдшера (если врач или фельдшер имеются на судне), а также сделать запись в судовом журнале. Составленный капитаном акт не заменяет свидетельства о рождении и подлежит представлению в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении. Статья 52. Капитан обязан удостоверить составленное находящимся на судне лицам завещание, принять его на хранение и хранить до передачи начальнику порта СССР или консулу СССР в иностранном порту. О каждом случае смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового врача, а при его отсутствии - фельдшера (если врач или фельдшер имеются на судне), а также сделать запись в судовом журнале. К акту о смерти прилагается опись находящегося на судне имущества умершего. Капитан принимает меры к сохранению имущества умершего. По прибытии в порт СССР или в порт иностранного государства, в котором есть консул СССР, капитан передает акт о смерти и опись имущества умершего начальнику порта СССР, а в иностранном порту - консулу СССР и принимает меры к погребению умершего. В исключительных случаях, когда судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан имеет право предать тело морю согласно морским обычаям, с составлением соответствующего акта. Статья 53. Капитан обязан, поскольку он может сделать без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров: 1) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; 2) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать. За исполнение указанных в настоящей статье обязанностей капитан несет установленную ответственность. Статья 54. В случае опасности для судна и для находящихся на нем людей или груза, а также в других необходимых случаях капитан вправе созывать судовой совет в составе, предусмотренном уставом службы на судах. Судовой совет не ограничивает прав капитана, и окончательное решение принимает капитан. Статья 55. В случае истощения на судне в открытом море жизненных припасов, в том числе неснижаемого запаса продовольствия, капитан вправе произвести с целью общего распределения реквизицию необходимого количества продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию находящегося на судне груза, могущего быть использованным для питания. О реквизиции составляется акт. Стоимость реквизированного продовольствия или груза возмещается судовладельцем. Нормы неснижаемого запаса продовольствия для судов Министерства морского флота СССР устанавливаются этим министерством, а для судов флота рыбной промышленности - Министерством рыбного хозяйства СССР. Для судов других министерств и ведомств нормы неснижаемого запаса продовольствия устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами. Статья 56. Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, капитан после принятия всех мер к спасению пассажиров разрешает судовому экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все зависящие от него меры к спасению судового, машинного и радиотелеграфного журналов, карт данного рейса, документов и ценностей. Статья 57. В случае военных действий в районе расположения порта отправления или назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан обязан принять все меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества. Статья 58. Капитан, встретивший во время рейса неотложную надобность в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания его экипажа, вправе, если нет возможности или время для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для завершения плавания. Капитан обязан избрать тот способ приобретения средств к продолжению плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. Стоимость проданного груза должна быть возмещена его владельцу, кроме случаев, когда вызванные этим убытки подпадают под признаки общей аварии или когда продажа была произведена только в интересах груза. Статья 59. В случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР или союзной республики, на территории которой расположен порт приписки судна, капитан выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и указанной союзной республики, а также Инструкцией о производстве дознания на морских судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным Прокурором СССР по согласованию с Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР. Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его соответствующим властям в первом порту СССР, в который зайдет судно. В случае необходимости капитан может направить это лицо и материалы дознания в СССР на другом судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР. В случае совершения на судне во время пребывания в порту СССР деяния, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР или союзной республики, на территории которой расположен порт, капитан обязан передать лицо, совершившее указанное деяние, местным властям. Глава IV МОРСКОЙ ПОРТ Статья 60. Морские порты, предназначенные для обслуживания судов, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, находятся в ведении Министерства морского флота СССР (морские торговые порты). Отдельные морские торговые порты могут находится в ведении Министерства речного флота РСФСР или органов управления речным транспортом других союзных республик. В ведении других министерств и ведомств находятся морские порты, предназначенные для обслуживания нужд соответствующих отраслей народного хозяйства, - рыбные, нефтяные, лесные и иные специализированные морские порты. Статья 61. Морской торговый порт осуществляет свою хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета и является юридическим лицом. По своим имущественным обязательствам порт несет самостоятельную ответственность. Порт не отвечает по обязательствам Министерства морского флота СССР, морских пароходств и других государственных организаций. Министерство морского флота СССР, морские пароходства и другие государственные организации не отвечают по обязательствам порта. Государство не отвечает по обязательствам порта, а порт не отвечает по обязательствам государства. Статья 62. Морской порт в пределах отведенной ему территории и акватории осуществляет погрузку, разгрузку и обслуживание заходящих в порт советских и иностранных судов, транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, перевалку на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно, обслуживание пассажиров морских судов, а также перевозки грузов, пассажиров и почты на судах порта. Порт осуществляет погрузку и разгрузку судов в порядке очередности их прихода в порт, однако линейным судам может предоставляться преимущество перед судами, не обслуживающими регулярные линии. Порядок и условия выполнения портом операций, указанных в настоящей статье, устанавливаются Министерством морского флота СССР. Порядок и условия выполнения транспортно-экспедиторских и складских операций внешнеторговыми грузами устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством внешней торговли СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям, а порядок передачи этих грузов организациям других видов транспорта и приема внешнеторговых грузов от этих организаций - также и по согласованию с министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся соответствующие виды транспорта. Перечень осуществляемых операций, связанных с перевозкой грузов, обслуживанием пассажиров, сроки открытия и закрытия навигации, а также сроки начала и окончания приема грузов портами устанавливаются для каждого морского порта Министерством морского флота СССР и публикуются им в установленном порядке. Перечень портов, осуществляющих перевалку грузов, перевозимых в прямом смешанном и прямом водном сообщении, а также порядок и условия перевалки грузов устанавливаются Министерством морского флота СССР совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся соответствующие виды транспорта. За выполнение портом работ и предоставление услуг взимается плата по ставкам, утверждаемым в установленном порядке. Статья 63. Агентское обслуживание судов в морском торговом порту осуществляется государственными агентскими организациями, являющимися юридическими лицами. Статья 64. На морские торговые и рыбные порты возлагается осуществление следующих функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту: 1) надзор за соблюдением законов и правил по торговому мореплаванию, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров, в которых участвует СССР; 2) Внесение судов в Государственный судовой реестр, регистрация в судовой книге и выдача судовых документов; 3) выдача дипломов и квалификационных свидетельств, указанных в статье 42 настоящего Кодекса; 4) проверка судовых документов, а также дипломов и квалификационных свидетельств; 5) выдача паспортов моряка лицам, входящим в состав судового экипажа; 6) оформление прихода судов в порт и выхода из порта; 7) руководство лоцманской службой; 8) руководство проводкой судов на подходах к порту и в пределах его акватории; 9) выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, а также на производство в пределах территории и акватории порта строительных, гидротехнических и иных работ. На морские торговые порты возлагается также расследование аварий судов, за исключением аварий рыбопромысловых судов, затрагивающих интересы организаций рыбной промышленности. Расследование аварий судов производится в соответствии с Положением, утвержденным Министерством морского флота СССР по согласованию с Генеральным Прокурором СССР, Министерством обороны СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР. Статья 65. Морские порты, находящиеся в ведении Министерства речного флота РСФСР или органов управления речным транспортом других союзных республик, а также специализированные морские порты, кроме рыбных, осуществляют указанные в статье 64 настоящего Кодекса функции в случаях и в пределах, установленных министерством или ведомством, в ведении которого находится порт, по согласованию с Министерством морского флота СССР. Статья 66. Во главе морского торгового или рыбного порта стоит начальник порта, осуществляющий руководство деятельностью порта. Начальник порта обязательные постановления по вопросам безопасности движения, охраны социалистической собственности и общественного порядка, проведения санитарных и противопожарных мероприятий в порту. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту осуществляет капитан морского торгового или рыбного порта, действующий в соответствии с Положением от капитане порта. Положение о капитане морского торгового порта утверждается Министром морского флота СССР, а Положение о капитане рыбного порта - Министром рыбного хозяйства СССР по согласованию с Министерством морского флота СССР. Статья 67. Территорию морского порта составляют отведенные порту земли. Акваторию порта составляют отведенные порту водные пространства, в том числе внутренний и внешний рейды. Отвод земельных и водных участков для морского порта, а также изъятие этих участков производится в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик. Статья 68. Территория и акватория морского торгового порта используются для эксплуатации флота и портовых сооружений. С разрешения Министерства морского флота СССР допускается предоставление портом отдельных участков территории или акватории порта, а также находящихся на территории порта складов, зданий, сооружений и устройств по договорам во временное пользование другим организациям для нужд, связанных с деятельностью морского транспорта, с возмещением этими организациями расходов по содержанию переданных участков по ставкам, установленным Министерством морского флота СССР. За предоставление во временное пользование складов, зданий, сооружений и устройств взимается в установленном порядке арендная плата. Статья 69. На территории морских портов учреждениям здравоохранения предоставляются помещения для медицинского обслуживания пассажиров и организации санитарно-карантинного досмотра судов, а предприятиям связи - помещения для обслуживания пассажиров средствами связи, продажи изданий периодической печати, обработки и хранения почты. В портах, в которые заходят суда заграничного плавания, выделяются помещения для пунктов пограничного контроля. При строительстве новых и переустройстве существующих портов министерства и ведомства, в ведении которых находятся порты, обязаны предусматривать по согласованию с Министерством здравоохранения СССР, Министерством связи СССР и другими заинтересованными органами строительство помещений, указанных в части первой настоящей статьи. Статья 70. Порядок захода судов в морские торговые и рыбные порты и выхода их из портов устанавливается начальником порта. В морских торговых и рыбных портах. имеющих смежные акватории, порядок захода и выхода судов устанавливается начальником морского торгового порта по согласованию с начальником рыбного порта. А морских торговых и рыбных портах, имеющих акватории, смежные с речными портами, порядок захода и выхода судов устанавливается начальниками торговых и рыбных портов по согласованию с начальником речного порта. В морских торговых и рыбных портах, имеющих акватории смежные с военными портами, порядок захода и выхода судов устанавливается командованием военного порта по согласованию с начальниками морских торговых и рыбных портов. Статья 71. Перечень портов, бухт и рейдов, открытых для захода иностранных судов определяется в порядке, установленном Советом Министров СССР, и публикуется в "Извещениях мореплавателям". Статья 72. В морских портах взимаются корабельный, причальный и грузовой сборы в размерах и порядке, устанавливаемых Министерством морского флота СССР. Другие портовые сборы могут устанавливаться Министерством морского флота СССР по согласованию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР. Статья 73. По требованию капитана порта стоящие в порту суда, а также находящиеся на территории порта лица обязаны предоставлять имеющиеся у них плавучие и другие технические средства для спасания терпящих бедствие судов и людей. Статья 74. Каждое судно обязано до выхода из порта получить на это разрешение капитана порта. Капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход из порта в случаях: 1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований о его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плавания или здоровью находящихся на судне людей, а также в случаях нарушения требований относительно судовых документов; 2) неуплаты установленных сборов и штрафов. Расходы, связанные с осуществлением капитаном порта прав, предусмотренных настоящей статьей (по осмотру, освидетельствованию и т.п.), возлагаются на судовладельца. Статья 75. Судно и груз могут быть задержаны в морском торговом или рыбном порту начальником порта по просьбе лица, имеющего требования, основанное на общей аварии, спасании, столкновении судов или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, иного находящегося в порту имущества и средств навигационной обстановки, впредь до предоставления судовладельцем или грузовладельцем достаточного обеспечения. Ответственность за убытки, причиненные неосновательным задержанием судна или груза, несут лица, по требованию которых состоялось задержание. Статья 76. Распоряжение начальника порта о задержании судна или груза по требованиям, перечисленным в статье 75 настоящего Кодекса, действительно в течение трех суток. Если в течение этого срока не состоится постановление суда или председателя Морской арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате о наложении на судно или груз ареста, они подлежат немедленному освобождению. Статья 77. По требованиям имущественного характера не подлежат задержанию суда, находящиеся в собственности иностранного государства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Статья 78. Морской торговый порт действует на основании Положения о морских торговых портах, утвержденного Министром морского флота СССР. Глава V ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МОРСКИЕ ЛОЦМАНЫ Статья 79. В целях обеспечения безопасности мореплавания проводка судов на подходам к морским портам, в пределах вод этих портов, а также между портами, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами. Положение о государственных морских лоцманах утверждается Министром морского флота СССР по согласованию с Министерством обороны СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР. Лоцманская служба порта находится в подчинении капитана порта. Статья 80. Министерство морского флота СССР по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами устанавливает районы обязательной и необязательной лоцманской проводки и доводит об этом до всеобщего сведения в обязательных постановлениях морских портов, лоциях и "Извещениях мореплавателям". В районах обязательной проводки судно не имеет права осуществлять плавание без государственного морского лоцмана. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются Положением о государственных морских лоцманах. Капитан имеет право в тех местах, где лоцманская проводка согласно действующим правилам не является обязательной, взять, если найдет это необходимым, на судно лоцмана, с отнесением расходов за счет судовладельца. Статья 81. Государственными морскими лоцманами могут быть граждане СССР, удовлетворяющие требованиям, установленным Положением о государственных морских лоцманах. Статья 82. Во время проводки судов лоцман обязан наблюдать за состоянием и правильностью ограждения фарватеров и немедленно сообщать капитану порта о любых переменах на фарватерах и об авариях с проводимыми судами. Лоцман обязан указать капитану проводимого судна на замеченные нарушения правил судоходства, обязательных постановлений и других правил, потребовать устранения замеченных нарушений, а в случае невыполнения капитаном этих или других законных требований лоцмана немедленно сообщить об этом капитану порта. Статья 83. Время проводки судов определяется капитаном порта и объявляется в обязательном постановлении. Капитан порта может запретить проводку судов, когда безопасной проводке препятствует состояние погоды или моря (плохая видимость, шторм, землетрясение и т.д.), а также при наличии других особых обстоятельств. Статья 84. Ответственность за аварии, причиненные по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет морской порт, которому подчинен лоцман. Эта ответственность ограничивается размерами аварийного фонда по данному порту, образуемого из 10 процентов отчислений от сумм лоцманского сбора, поступивших в предшествующем аварии календарном году. Статья 85. При вызове лоцмана порт обязан немедленно направить на судно государственного морского лоцмана, уведомив об это капитана судна. В случае невозможности направить лоцмана немедленно порт обязан сообщить капитану судна, когда прибудет лоцман. Прибывающего на судно для исполнения своих обязанностей государственного морского лоцмана может сопровождать лицо, проходящее подготовку, необходимую для занятия должности лоцмана (стажер). Статья 86. Капитан судна обязан обеспечить быстрый и безопасный прием лоцмана и стажера на борт судна и в период проводки безвозмездно предоставлять им отдельное помещение и питание наравне с лицами командного состава. Статья 87. Прибывший на судно лоцман обязан вручить капитану лоцманскую квитанцию установленного Министерством морского флота СССР образца. В квитанцию капитаном вносятся, в частности, следующие данные: наименование судна, его флаг, осадка, длина, ширина, чистая регистровая вместимость, а также время и место приема лоцмана. Капитан отмечает в квитанции время и место окончания лоцманской проводки и при необходимости вносит замечания относительно обстоятельств, касающихся проводки судна лоцманом. Внесенные в квитанцию данные и замечания капитан удостоверяет своей подписью. Статья 88. Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит его на якорь, или ошвартует в безопасном месте, или выведет в море, или будет сменен другим лоцманом. Статья 89. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном. В случае оставления капитаном командного мостика он обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие. Статья 90. Если капитан, приняв на судно лоцмана, действует вопреки его рекомендациям, последний имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна. Статья 91. С судов, пользующихся услугами государственных морских лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер лоцманского сбора, порядок его взимания и категории судов, освобождаемых от от уплаты лоцманского сбора, устанавливаются Министерством морского флота СССР, а в морских рыбных портах - Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР. Статья 92. Капитан, вызывавший лоцмана и после прибытия последнего отказавшийся от его услуг, обязан уплатить полностью лоцманский сбор, причитающийся за проводку, для которой был вызван лоцман. Статья 93. За неправильное объявление осадки, длины и ширины судна или его чистой регистровой вместимости капитан судна обязан уплатить штраф в размере двукратно ставки причитающегося лоцманского сбора, независимо от установленной законом ответственности за последствия, которые могут произойти из-за неверных сведений. Статья 94. Капитан судна обязан уплатить особое вознаграждение в размере, установленном Министерством морского флота СССР, в случае, когда лоцман задерживается на судне свыше двух часов вследствие необходимости догрузки или разгрузки судна, неисправности судовых механизмов, ожидания полной воды, нахождения судна на карантине и других обстоятельств, если они не вызваны действием непреодолимой силы. Статья 95. В случае, если лоцман увезен проводимым им судном за пределы обслуживаемого им района, капитан обязан возместить лоцману стоимость обратного проезда и, кроме того, уплатить за каждые сутки пребывания его за пределами района лоцманской проводки вознаграждение, предусмотренное статьей 94 настоящего Кодекса. Статья 96. Лоцманская служба содержится за счет средств порта. Лоцманский сбор, особое вознаграждение и штраф, предусмотренные статьями 91, 93, 94 и 95 настоящего Кодекса. взимаются портом и обращаются в его доход. Глава VI ЗАТОНУВШЕЕ В МОРЕ ИМУЩЕСТВО Статья 97. Подъем и удаление имущества (судов, их обломков, оборудования, грузов и т.д.), затонувшего в пределах территориальных или внутренних морских вод СССР (в том числе имущества, выброшенного на мелководье, банки, скалы и т.п.), производятся в соответствии с правилами статьей 98-105 настоящего Кодекса. Статья 98. Владелец затонувшего имущества, если он намерен поднять это имущество, должен известить об этом ближайший советский морской торговый или рыбный порт в течение одного года со дня, когда имущество затонуло. Порт устанавливает по согласованию с заинтересованными государственными органами достаточный по обстоятельствам срок для подъема имущества и порядок производства этих работ и ставит об этом в известность его владельца. Статья 99. В тех случаях, когда затонувшее имущество создает препятствие судоходству, морским промыслам, гидротехническим или другим работам, владелец имущества обязан поднять это имущество по требованию порта в установленный им срок. Если владелец затонувшего имущества не известен, порт делает публикацию о сроках, установленных для подъема затонувшего имущества, в "Извещениях мореплавателям". Если при этом порту известен флаг затонувшего судна, порт также направляет соответствующее уведомление Министерству иностранных дел СССР. Статья 100. Порт имеет право не разрешить владельцу поднимать затонувшее имущество своими средствами или средствами избранной им судоподъемной организации. В этом случае подъем имущества осуществляет порт за счет владельца имущества. Статья 101. Если затонувшее имущество представляет непосредственную угрозу безопасности судоходства либо владелец затонувшего имущества не поднимает его в срок, установленный портом в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса, порт имеет право принять необходимые меры к его немедленному подъему, а при необходимости - к его уничтожению или удалению иным способом. Статья 102. Подъем затонувшего военного имущества осуществляется органами Министерства обороны СССР. Подъем такого имущества в пределах акватории морского порта осуществляется по согласованию с Министерством морского флота СССР либо с другим министерством или ведомством, в ведении которого находится этот порт. Статья 103. Владелец затонувшего имущества утрачивает права на него в случае, если не сделает заявления или не поднимет имущество в сроки, предусмотренные статьями 98 и 99 настоящего Кодекса. Статья 104. Имущество, поднятое портом в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса, а также имущество, поднятое портом вследствие того, что оно представляло непосредственную угрозу безопасности судоходства (статья 101 настоящего Кодекса), может быть истребовано его владельцем в течение двух лет со дня, когда имущество затонуло. При этом порту должны быть возмещены стоимость подъема имущества и другие понесенные в связи с этим расходы и убытки. Если поднятое имущество реализовано портом из-за невозможности или нецелесообразности его хранения, владельцу имущества возвращаются вырученные от его реализации суммы, за вычетом всех расходов и убытков, понесенных портом в связи с подъемом, хранением и реализацией имущества. Статья 105. Затонувшее имущество, случайно поднятое при осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием, должно быть ближайшему советскому морскому торговому или рыбному порту. В этом случае выплачивается вознаграждение в размере одной трети стоимости сданного порту имущества. Глава VII ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ Статья 106. Перевозка грузов осуществляется на основе государственных планов перевозок грузов, утверждаемых в установленном порядке. Порядок составления планов перевозок грузов определяется положениями о планировании перевозок грузов морским транспортом, утверждаемыми Советом Министров СССР. Статья 107. Перевозчик и отправитель при наличии между ними устойчивых связей, вызванных необходимостью осуществления систематических перевозок грузов, могут заключать долгосрочные договоры на перевозку грузов. В долгосрочных договорах определяются условия перевозки, не предусмотренные настоящим Кодексом и изданными в его развитие правилами, но вытекающие из особенностей грузов и их перевозки. Стаять 108. Прием грузов для перевозки в определенных направлениях или назначениях в определенные порты может быть запрещен только в исключительных случаях Министром морского флота СССР, с извещением об этом заинтересованных организаций и с сообщением Совету Министров СССР о таком запрещении. В случаях явлений стихийного характера, крушений и аварий, вызвавших перерыв движения, а также при объявлении карантина прием грузов может быть временно прекращен или ограничен распоряжением начальника пароходства, с немедленным уведомлением об этом Министра морского флота СССР, который устанавливает срок действия прекращения приема грузов или его ограничения. О запрещении или приостановлении приема грузов начальник пароходства уведомляет отправителей грузов, а при перевозке грузов в прямом смешанном или прямом водном сообщении - также и организации других видов транспорта. Статья 109. Перевозчик и отправитель, которому по плану выделен тоннаж, несут имущественную ответственность за неподачу тоннажа, непредъявление к перевозке груза и за другие нарушения обязанностей, вытекающих из плана перевозок, в соответствии с положениями об ответственности за невыполнение плана перевозок, утвержденными Советом Министров СССР. Перевозчик и отправитель несут такую же ответственность при осуществлении по соглашению сторон перевозок грузов, не предусмотренных планом. К отношениям по перевозкам, подпадающим по действие положений об ответственности, указанных в части первой настоящей статьи, правила настоящего Кодекса о распоряжении грузом (статья 127), о замене судна (статья 131) и праве отправителя отказаться от договора (статьи 143 и 144) применяются, поскольку они не противоречат этим положениям. Статья 110. Плата за перевозку грузов и дополнительные сборы за выполнение операций, связанных с перевозкой исчисляются согласно действующим на морском транспорте тарифам и правилам их исчисления. Порядок утверждения тарифов определяется Советом Министров СССР. Плата за перевозку груза должна быть внесена при перевозках в каботаже - до сдачи груза перевозчику, а при перевозках в заграничном сообщении - в срок, установленный в правилах, издаваемых Министерством морского флота СССР в соответствии со статьей 5 настоящего Кодекса. За несвоевременное внесение провозной платы отправитель (фрахтователь) уплачивает за каждый день просрочки штраф в размере 1 процента невнесенных платежей. Штраф в таком же размере взыскивается с получателя, задержавшего взнос причитающихся с него перевозчику сумм. Статья 111. При приеме к перевозке в советских морских портах грузов и при выдаче перевозимых в каботаже грузов, для которых действующим законодательством установлены специальные правила их приема и выдачи, положения последней части статьи 124 настоящего Кодекса применяются, поскольку этими правилами не предусмотрено иное. Статья 112. Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно или выгружен из него, определяется в советских морских портах на основании установленных норм обработки судов. Нормы обработки судов в морских торговых портах и нормы обработки судов Министерства морского флота СССР в портах других министерств и ведомств, обязательные для всех предприятий и организаций, утверждаются Министром морского флота СССР. Нормы обработки судов Министерства морского флота СССР в речных портах разрабатываются и утверждаются Министерством речного флота РСФСР и органами управления речным транспортом других союзных республик по согласованию с Министерством морского флота СССР. Нормы обработки судов рыбной промышленности в морских рыбных портах утверждаются Министром рыбного хозяйства СССР. Статья 113. За простой судна вследствие непредъявления или несвоевременного предъявления груза, задержки погрузо-разгрузочных работ. производимых средствами отправителя или получателя, или по иным причинам, ответственность за которые согласно правилам, действующим на морском транспорте, должен нести отправитель или получатель, последние уплачивают перевозчику штраф: 1) при перевозке грузов в каботаже - в размере, установленном тарифом; 2) при перевозке грузов в заграничном сообщении - в размере, установленном Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством внешней торговли СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям. При систематических (неоднократных) длительных простоях в советском морском порту судов Министерства морского флота СССР по вине одного и того же отправителя или получателя взимаемый с него штраф за простой судов может быть увеличен до двукратного размера. Повышенный штраф за простой судов вводится по распоряжению Министра морского флота СССР не ранее чем через трое суток после письменного уведомления об этом организации, к которой предполагается применить этот штраф. Штраф за простой судов взыскивается в бесспорном (безакцептном) порядке после представления отправителю (получателю) расчета сталийного времени и суммы штрафа. Штраф за простой судов взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок. Статья 114. За досрочную погрузку или разгрузку судна, производившуюся отправителем или получателем, перевозчик выплачивает соответственно отправителю или получателю премию в размере половины ставки штрафа за простой судна. Статья 115. Сроки доставки грузов в каботаже и правила их исчисления устанавливаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Госпланом СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению. В случае нарушения сроков доставки грузов перевозчик уплачивает получателю штраф в установленном размере. Перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке грузов, если докажет, что просрочка произошла не по его вине. Статья 116. Морские суда обязаны брать почту у органов Министерства связи СССР и доставлять ее в порты, в которые эти суда заходят. Организации, суда которых перевозят почту, несут ответственность за ее утрату, повреждение или задержку в соответствии с Уставом связи СССР и международными договорами по вопросам связи, в которых участвует СССР. Статья 117. Правила настоящей главы применяются также к отношениям, возникающим в связи с планированием и организацией буксировки морем плотов и иных плавучих объектов. Глава VIII ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА Статья 118. По договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Фрахтователем или фрахтовщиком признаются лица, заключившие друг с другом договор фрахтования судна (чартер). Статья 119. Во взаимоотношениях между советскими организациями, а также в случаях, прямо предусмотренных в настоящей главе, соглашения сторон, не соответствующие правилам настоящей главы, недействительны. Статья 120. Договор морской перевозки груза может быть заключен: 1) с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия. Наличие и содержание договора могут быть доказываемы чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Статья 121. Правоотношения между перевозчиками и получателем груза определяются коносаментом. Условия договора морской перевозки, не изложенные в коносаменте, обязательны для получателя, если в коносаменте сделана ссылка на документ, в котором они изложены. Статья 122. Чартер должен содержать наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, места погрузки, а также места назначения или направления судна. В чартер могут быть включены по соглашению сторон и иные условия и оговорки. Чартер подписывается фрахтовщиком и фрахтователем либо их представителями. После приема груза к перевозке перевозчик обязан выдать отправителю коносамент, который является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который, в частности, должен содержать данные, указанные в пунктах 4-8 статьи 124 настоящего Кодекса. Отправитель отвечает перед перевозчиком за все последствия неправильности или неточности сведений, указанных в упомянутом документе. Статья 124. В коносаменте указываются: 1) наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне; 2) наименование перевозчика; 3) место приема или погрузки груза; 4) наименование отправителя; 5) место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна; 6) наименование получателя ( именной коносамент) или указание, что коносамент выдан "приказу отправителя", либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя"; 7) наименование груза, имеющиеся на мен марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза; 8) фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен; 9) время и место коносамента; 10) число составленных экземпляров коносамента; 11) подпись капитана или иного представителя перевозчика. При буксировке леса в плотах данные, указанные в пункте 7 настоящей статьи, перевозчиком не проверяются и включаются в коносамент на основании письменного объявления отправителя. При перевозке грузов наливом, насыпью или навалом, если данные, указанные в пункте 7, не были проверены, перевозчик вправе включить таковые в коносамент, с соответствующей оговоркой. Такая же оговорка может быть сделана перевозчиком при перевозке всякого рода грузов в том случае, когда у него есть достаточные основания предполагать, что данные, упомянутые в пункте 7, указаны отправителем неточно или он не имел возможности их проверить. При перевозке в заграничном сообщении в коносамент могут быть включены по соглашению сторон и иные условия и оговорки. Статья 125. По желанию отправителя при перевозке грузов в заграничном сообщении ему может быть выдан коносамент в нескольких экземплярах тождественного содержания, причем в каждом из них отмечается число составленных экземпляров коносамента. После выдачи груза по одному из экземпляров коносамент остальные теряют силу. Статья 126. Коносамент передается с соблюдением следующих правил: 1) именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передача долгового требования; 2) ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям; 3) коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения. Статья 127. Отправитель имеет право потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдаче его не тому лицу, которое указано в коносаменте, при условии предъявлении всех выданных отправителю экземпляров коносамента или предоставлении соответствующего обеспечения и с соблюдением правил настоящего Кодекса об отказе от договора морской перевозки. Такое же право принадлежит и всякому законному держателю всех выданных отправителю экземпляров коносамента. Статья 128. Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предохранения от утраты недостачи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке, соответствующих государственным стандартам и техническим условиям, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, - в исправной таре и упаковке, обеспечивающих их полную сохранность при перевозке и перевалке. Сельскохозяйственные продукты, отправляемые из советских морских портов колхозами и организациями потребительской кооперации, могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей их полную сохранность. Плоты должны предъявляться отправителем в состоянии, соответствующем установленным правилам сплотки, а при отсутствии таких правил - в состоянии, обеспечивающем доставку плотов морем в сохранности. Статья 129. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабдить всем необходимым, а равно привести трюмы и все другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза. Перевозчик не несет ответственности, если он докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которое не могли быть обнаружены при появлении им должной заботливости (скрытые недостатки). Соглашение сторон, противоречащее части первой настоящей статья, недействительно. Статья 13. Отправитель должен своевременно передавать перевозчику все касающиеся груза документы, требуемые портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами, и отвечает перед перевозчиком за убытки, происшедшие вследствие несвоевременной передачи, неправильности или неполноты этих документов. Статья 131. Если груз должен быть перевезен а определенном судне, он может быть погружен на другое судно только с согласия отправителя (фрахтователя), за исключением случаев перегрузки вследствие технической необходимости, возникшей после начала погрузки. Статья 132. Груз размещается на судне по усмотрению капитана, но не может быть помещен на палубе без письменного согласия отправителя, за исключением грузов, допускаемых к перевозке на палубе согласно правилам, действующим на морском транспорте для перевозок в каботаже. Перевозчик несет ответственность за правильное размещение крепление и сепарацию груза, обязательны для организаций и лиц, производящих грузовые работы. Статья 133. В каботаже грузы могут перевозится в опломбированном отправителем помещении судна. Перечень грузов, перевозка которых осуществляется в опломбированных помещениях, а также порядок опломбирования устанавливаются правилами, издаваемыми Министерством морского флота СССР. Статья 134. Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно (сталийное время), определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Статья 135. Соглашением сторон могут быть установлены дополнительное по окончанию срока погрузки время ожидания (контрсталийное время) и размер соответствующей платы (демередж), а также вознаграждение за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени (диспач). При отсутствии соглашения сторон, предусмотренного настоящей статьей, продолжительность контрсталийного времени и размер платы перевозчику за простой, а также размер вознаграждения отправителю или фрахтованию за досрочное окончание погрузки определяются согласно срокам и ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия указанных ставок размер платы за простой определяется расходами по содержанию судна и экипажа, а вознаграждение за досрочное окончание погрузки исчисляется в половинном размере платы за простой. Статья 136. Перевозчик имеет право по истечении контрсталийного времени отправить судно в плавание, если даже весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом он сохраняет право на получение полного фрахта. Статья 137. В случае предоставления для перевозки груза всего судна капитан не вправе отказаться от приема груза, доставленного до окончания сталийного времени или контрсталийного времени, если стороны условились о таковом, хотя бы принятие и укладка груза могли задержать судно более установленного срока. За каждый лишний день задержки судна сверх контрсталийного времени отправитель обязан возместить перевозчику причиненные убытки. В тех случаях, когда для перевозки груза предоставлено не все судно, капитан вправе до истечения указанных сроков отказаться от приема груза, который вследствие его предъявления с опозданием можно погрузить на судно надлежащим образом и без вреда для остального груза не иначе, как с задержкой судна. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта. Статья 138. В случае предоставления для перевозки груза всего судна или его части либо определенных судовых помещений отправитель может потребовать удаления постороннего груза из предоставленных судна, части судна или судового помещения в порту отправления, а в случаях предоставления всего судна - и в любом порту захода, Если груз не был своевременно удален, отправитель имеет право потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения причиненных ему убытков. Статья 139. Груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или вообще опасный по своей природе, если он был сдан под неправильным наименованием и при его приемке перевозчик не мог путем наружного осмотра удостовериться в его свойствах, может быть в любое время выгружен перевозчиком либо уничтожен или обезврежен без возмещения отправителю убытков. Отправитель отвечает за все убытки, причиненные в связи с перевозкой указанного груза. Фрахт за перевозку такого груза не возвращается, а если он при отправлении груза не был уплачен, перевозчик может взыскать его полностью. Статья 140. Если погруженный с ведома и согласия перевозчика груз, указанный в статье 139 настоящего Кодекса, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, то перевозчик вправе поступить с таким грузом в соответствии с частью первой статьи 139. Отправитель в таком случае не несет ответственности перед перевозчиком за убытки, причиненные в связи с перевозкой указанного груза, за исключением общей аварии. Перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном расстоянию, фактически пройденному этим судном с грузом. Статья 141. В случае, если отправителю представлено для перевозки все судно, перевозчик обязан по требованию отправителя отправить судно в плавание, хотя бы не весь груз был погружен. Перевозчик в этом случае сохраняет право на полный фрахт. Статья 142. Если стоимость погруженного груза не покрывает фрахта и других издержек перевозчика по грузу, а отправитель не внес полностью фрахта перед отправлением судна и не предоставил дополнительного обеспечения, перевозчик имеет право до отправления судна расторгнуть договор и потребовать уплаты ему половины обусловленного фрахта, платы за простой, если он имел место, а также других израсходованных перевозчиком по грузу сумм. Выгрузка производится за счет отправителя. Статья 143. Если для перевозки груза было предоставлено все судно, отправитель вправе отказаться от договора с уплатой: 1) половины полного фрахта, а также платы за простой, если он имел место, и израсходованных перевозчиком за счет груза сумм, не включенных в сумму фрахта, если отказ отправителя последовал до истечения сталийного или контрсталийного времени, установленного для погрузки либо до отправления судна в плавание, смотря по тому, какой из этих двух моментов наступит ранее; 2) полного фрахта и других сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если отказ последовал после одного из моментов, упомянутых в пункте 1, и договор был заключен на один рейс; 3) полного фрахта за первый рейс, других сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и половины фрахта за остальные рейсы, если отказ последовал после одного из моментов, упомянутых в пункте 1, и договор был заключен на несколько рейсов. При отказе отправителя от договора перевозки до выхода судна в рейс перевозчик обязан выдать ему груз, хотя бы выгрузка могла задержать судно более установленного срока. При отказе отправителя от договора перевозки во время рейса он вправе требовать выдачи груза только в том порту, куда судно должно зайти согласно договору или зашло в силу необходимости. Статья 144. Если по договору морской перевозки отправителю было предоставлено не все судно, то его отказ от договора может последовать лишь при условии уплаты полного фрахта, платы за простой, если он имел место, и израсходованных перевозчиком за счет груза сумм, не включенных в сумму фрахта. Перевозчик обязан по требованию отправителя выдать груз до его доставки в порт назначения лишь в том случае, если этим не будет нанесен ущерб перевозчику и другим отправителям. Статья 145. Каждая из сторон вправе отказаться от договора без возмещения другой стороной убытков в следующих возникших до отхода судна из места погрузки случаях: 1) военных или иных действий, могущих угрожать опасностью захвата судна или груза; 2) блокады места отправления или места назначения груза; Страницы: 1 2 |