О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (1995-1997 ГОДЫ)". Постановление. Правительство РФ. 20.04.95 383

           О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ
             ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
                          (1995-1997 ГОДЫ)"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          20 апреля 1995 г.

                                N 383

                              (РГ 95-86)


     В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической
помощи и  гарантиях  прав  граждан  при  ее  оказании"   Правительство
Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу  "Неотлож-
ные  меры  по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 го-
ды)".
     Функции государственного  заказчика  Программы  возложить  на Ми-
нистерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Фе-
дерации.
     2. Министерству  финансов  Российской  Федерации  предусматривать
средства для реализации федеральной целевой программы "Неотложные меры
по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)" при раз-
работке проектов федеральных бюджетов на 1996-1997 годы.
     3. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской Федерации разработать региональные целевые программы по со-
вершенствованию психиатрической помощи на 1995-1997 годы и  обеспечить
их финансирование.

Председатель Правительства
Российской Федерации                           В.ЧЕРНОМЫРДИН


                    Федеральная целевая программа
                "Неотложные меры по совершенствованию
               психиатрической помощи (1995-1997 годы)"

                 I. Обоснование разработки программы
     Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи  и
гарантиях прав  при ее оказании",  введенного в действие 1 января 1993
г., явилось выражением существенных изменений государственной политики
в отношении  лиц,  страдающих психическими расстройствами.  Среди пре-
доставленных государством этой категории граждан России  прав  выделя-
ются права  на  получение всех видов психиатрической помощи и на соци-
альную защиту.  Законом  установлено,  что финансирование деятельности
учреждений, оказывающих психиатрическую помощь,  должно осуществляться
в размерах,  обеспечивающих ее гарантированный уровень и  высокое  ка-
чество.
     Указанные требования нашли отражение в постановлении Правительст-
ва Российской Федерации от 25 мая 1994 г.  N 522 "О мерах по обеспече-
нию психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психи-
ческими расстройствами"  (Собрание законодательства Российской Федера-
ции, 1994,  N 6,  ст. 606), которым утверждены новые положения: об уч-
реждениях, оказывающих  внебольничную  и  стационарную психиатрическую
помощь; о лечебно-производственных  государственных  предприятиях  для
проведения трудовой  терапии,  обучения  новым  профессиям и трудоуст-
ройства лиц,  страдающих психическими расстройствами,  включая инвали-
дов; об  общежитиях  для лиц,  страдающих психическими расстройствами,
утративших социальные связи.
     Разработка федеральной  целевой программы "Неотложные меры по со-
вершенствованию психиатрической  помощи  (1995-1997  годы)"  (далее  -
Программа) обусловлена  необходимостью  принятия  экстренных  мер  для
обеспечения прав лиц,  страдающих психическими расстройствами,  и  для
уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психи-
ческих заболеваний,  таких, как  инвалидность  и   нетрудоспособность,
преступность среди лиц, страдающих психическими расстройствами, непри-
годность к военной службе и другие.
     За последние   10  лет  число  инвалидов  вследствие  психических
расстройств возросло в Российской Федерации на 30,6 процента и достиг-
ло  669  тыс. человек. При этом более 80 процентов составляют инвалиды
I-II групп. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением  се-
рьезных препятствий при трудоустройстве  и трудовой реабилитации лиц с 
психическими расстройствами  на  обычных  предприятиях.  Увеличивается  
число больных, не имеющих средств к существованию,  утративших жилье и 
социальные связи.
     Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5 про-
цента от всех учащихся средних школ.  Не снижается число лиц, признан-
ных негодными к несению воинской службы вследствие наличия у них  пси-
хических расстройств.
     По данным  военно-врачебной комиссии Московского военного округа,
из числа всех подростков и юношей,  признанных негодными  к  службе  в
мирное время,   42,8   процента   составляют   лица   с   психическими
расстройствами. Из числа солдат,  уволенных в  течение  действительной
службы по состоянию здоровья,  35,1 процента уволены по причине психи-
ческих расстройств,  а среди военных строителей  их  число  составляет
62,6 процента.
     Серьезные усилия необходимо  приложить  к  укреплению  материаль-
но-технической базы и кадров психиатрической службы, состояние которой
в настоящий момент не соответствует предъявляемым к  ней  требованиям.
Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений и их оснаще-
ние не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека
условиях. Дальнейшее пребывание  психиатрических  учреждений  в старых
зданиях монастырей, тюрем и других приспособленных помещениях является
нетерпимым. Значительная часть учреждений не имеет необходимой системы
водоснабжения, канализации  и  регулярного  энергоснабжения.  Эпизоди-
ческий текущий  ремонт  за счет скудных ассигнований, которые получает
психиатрическая служба,  малоэффективен. Психиатрические учреждения не
соответствуют принципам организации психиатрической помощи, предусмот-
ренным Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гаран-
тиях прав граждан при ее оказании".
     Крайне напряженное положение  складывается с  кадрами  психиатри-
ческих учреждений.  Врачей-психиатров и других специалистов, участвую-
щих в оказании психиатрической помощи,  недостаточно.  По расчетам,  в
ближайшие годы необходимо подготовить дополнительно 3500 врачей-психи-
атров, 3600  медицинских   психологов,   3900   психотерапевтов,   400
юрисконсультов, обеспечивающих  юридическую помощь психически больным,
9500 социальных работников.  Для подготовки указанных специалистов не-
обходимо пересмотреть систему их вузовской и после дипломной подготов-
ки. Следует определить перечень высших и средних учебных  заведений  в
Российской Федерации,  осуществляющих первичную подготовку и повышение
квалификации специалистов для работы в учреждениях, оказывающих психи-
атрическую помощь.
     Наряду с укреплением стационарной и диспансерной врачебной помощи
лицам, страдающим  психическими  расстройствами,  требуется расширение
научно-практических разработок в области вторичной и третичной  профи-
лактики психических расстройств. Приоритетное развитие должно получить
создание системы психиатрической,  в том  числе  психотерапевтической,
помощи с участием медицинских психологов и социальных работников.
     По данным органов внутренних дел,  число лиц,  страдающих  психи-
ческими расстройствами  и совершивших преступления,  за последние пять
лет увеличилось на 60 процентов,  что создает дополнительную  нагрузку
на судебно-психиатрические учреждения, часть которых расположена в по-
мещениях следственных  изоляторов  и  не  соответствует   требованиям:
предъявляемым к медицинским учреждениям.
     В неудовлетворительных условиях находятся психиатрические больни-
цы со строгим наблюдением для больных, совершивших тяжкие правонаруше-
ния и направленных судом  на  принудительное  лечение.  Такие больницы
расположены в  бывших  помещениях  исправительных  учреждений  в евро-
пейской части России,  а регионы Сибири и дальнего  Востока  не  имеют
больниц соответствующего профиля.
     
                     II. Цели и задачи программы
     Целью настоящей Программы является создание условий для  реализа-
ции Закона  Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании"  и  обеспечение  гарантированного  госу-
дарством современного уровня и качества психиатрической помощи, оказы-
ваемой лицам, страдающим психическими расстройствами.
     Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные за-
дачи:
     повышение эффективности  и  доступности  психиатрической  помощи,
оказываемой населению России;
     совершенствование форм специализированной психиатрической помощи,
в том числе оказываемой детям,  подросткам и лицам  пожилого  и  стар-
ческого возраста;
     совершенствование  подготовки психиатров,  других специалистов  и
работников для работы в психиатрических учреждениях;  организация под-
готовки психологов, социальных работников и юристов для работы  в  уч-
реждениях, оказывающих психиатрическую помощь;
     разработка новой концепции проектирования и строительства специа-
лизированных психиатрических  учреждений  с учетом разных контингентов
психически больных;
     достижение уровня  материально-технической оснащенности  психиат-
рических учреждений, обеспечивающего оказание  современной  психиатри-
ческой помощи;
     развитие и реорганизация судебно-психиатрической службы с  учетом
проводимой судебно-правовой реформы.
     
                  III. Основные этапы и направления
     Программа совершенствования психиатрической помощи рассчитана  на
1995-1997 годы  и  будет  реализована в три этапа (приложение N 1 - не
публикуется).
     На первом этапе (1995 год) необходимо разработать:
     информационную систему оценки и прогнозирования  состояния психи-
ческого здоровья населения;
     предложения по изменению и дополнению законодательства Российской
Федерации с  целью  усиления социальной защищенности лиц с психическим
расстройствами;
     мероприятия по  внедрению научно обоснованных рекомендаций по ор-
ганизации работы специалистов  в  учреждениях, оказывающих  психиатри-
ческую помощь;
     концепцию и организационные основы последипломной подготовки спе-
циалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
     На втором этапе (1996 год) будут осуществлены:
     клинико-эпидемиологический анализ психосоматических расстройств в
детском и подростковом возрасте;
     разработка комплекса учебных программ вузовской и после дипломной
подготовки специалистов для  учреждений,  оказывающих  психиатрическую
помощь.
     На третьем этапе (1997 год) должны быть решены следующие задачи:
     внедрение и практику методов медико-психологической коррекции де-
виантного поведения детей и подростков;
     открытие специализированных геронтологических отделений;
     внедрение автоматизированных рабочих мест в учреждениях, оказыва-
ющих психиатрическую помощь.
     В течение всех трех этапов реализации  Программы  будет  произво-
диться с  равномерным  распределением  финансовых  средств  в  течение
1995-1997 годов (приложение N 2 - не публикуется);
     улучшение материально-технической оснащенности учреждений, оказы-
вающих психиатрическую помощь;
     проектирование, строительство и реконструкция учреждений,  оказы-
вающих психиатрическую помощь;
     совершенствование подготовки  специалистов для учреждений, оказы-
вающих психиатрическую помощь.
     
             IV. Ожидаемый результат реализации программы
     Настоящая Программа  явится  прежде всего инструментом реализации
основных положений Закона Российской Федерации "О психиатрической  по-
мощи и  гарантиях  прав  граждан при ее оказании" и началом материаль-
но-технического переоснащения психиатрической службы.
     Выполнение Программы  позволит  в  течение 1995-1997 годов решить
неотложные вопросы улучшения психиатрической и  медико-психологической
помощи населению и создаст  основу  для  разработки  и реализации дол-
госрочной программы охраны психического здоровья населения  Российской
Федерации.
     
              V. Управление комплексом программных работ
     Руководство реализацией Программы осуществляет Министерство здра-
воохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. На него
возлагаются:
     координация выполнения  и  анализ  эффективности  предусмотренных
Программой работ;
     поэтапная оценка  состояния  психиатрической  помощи  и коррекция
проводимых мероприятий с учетом минимизации финансовых затрат и  опре-
деление оптимальных сроков завершения работ.
     Исполнители работ:
     Министерство экономики  Российской  Федерации,  Министерство  фи-
нансов Российской Федерации,  Министерство юстиции Российской  Федера-
ции, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство со-
циальной защиты населения Российской Федерации,  Министерство внутрен-
них дел Российской Федерации, Государственный комитет Российской Феде-
рации по высшему образованию.