О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (1995-1997 ГОДЫ)" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 20 апреля 1995 г. N 383 (РГ 95-86) В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Неотлож- ные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 го- ды)". Функции государственного заказчика Программы возложить на Ми- нистерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Фе- дерации. 2. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать средства для реализации федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)" при раз- работке проектов федеральных бюджетов на 1996-1997 годы. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы по со- вершенствованию психиатрической помощи на 1995-1997 годы и обеспечить их финансирование. Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН Федеральная целевая программа "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)" I. Обоснование разработки программы Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании", введенного в действие 1 января 1993 г., явилось выражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Среди пре- доставленных государством этой категории граждан России прав выделя- ются права на получение всех видов психиатрической помощи и на соци- альную защиту. Законом установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое ка- чество. Указанные требования нашли отражение в постановлении Правительст- ва Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспече- нию психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психи- ческими расстройствами" (Собрание законодательства Российской Федера- ции, 1994, N 6, ст. 606), которым утверждены новые положения: об уч- реждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоуст- ройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвали- дов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи. Разработка федеральной целевой программы "Неотложные меры по со- вершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)" (далее - Программа) обусловлена необходимостью принятия экстренных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, и для уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психи- ческих заболеваний, таких, как инвалидность и нетрудоспособность, преступность среди лиц, страдающих психическими расстройствами, непри- годность к военной службе и другие. За последние 10 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло в Российской Федерации на 30,6 процента и достиг- ло 669 тыс. человек. При этом более 80 процентов составляют инвалиды I-II групп. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением се- рьезных препятствий при трудоустройстве и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами на обычных предприятиях. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи. Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5 про- цента от всех учащихся средних школ. Не снижается число лиц, признан- ных негодными к несению воинской службы вследствие наличия у них пси- хических расстройств. По данным военно-врачебной комиссии Московского военного округа, из числа всех подростков и юношей, признанных негодными к службе в мирное время, 42,8 процента составляют лица с психическими расстройствами. Из числа солдат, уволенных в течение действительной службы по состоянию здоровья, 35,1 процента уволены по причине психи- ческих расстройств, а среди военных строителей их число составляет 62,6 процента. Серьезные усилия необходимо приложить к укреплению материаль- но-технической базы и кадров психиатрической службы, состояние которой в настоящий момент не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений и их оснаще- ние не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека условиях. Дальнейшее пребывание психиатрических учреждений в старых зданиях монастырей, тюрем и других приспособленных помещениях является нетерпимым. Значительная часть учреждений не имеет необходимой системы водоснабжения, канализации и регулярного энергоснабжения. Эпизоди- ческий текущий ремонт за счет скудных ассигнований, которые получает психиатрическая служба, малоэффективен. Психиатрические учреждения не соответствуют принципам организации психиатрической помощи, предусмот- ренным Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гаран- тиях прав граждан при ее оказании". Крайне напряженное положение складывается с кадрами психиатри- ческих учреждений. Врачей-психиатров и других специалистов, участвую- щих в оказании психиатрической помощи, недостаточно. По расчетам, в ближайшие годы необходимо подготовить дополнительно 3500 врачей-психи- атров, 3600 медицинских психологов, 3900 психотерапевтов, 400 юрисконсультов, обеспечивающих юридическую помощь психически больным, 9500 социальных работников. Для подготовки указанных специалистов не- обходимо пересмотреть систему их вузовской и после дипломной подготов- ки. Следует определить перечень высших и средних учебных заведений в Российской Федерации, осуществляющих первичную подготовку и повышение квалификации специалистов для работы в учреждениях, оказывающих психи- атрическую помощь. Наряду с укреплением стационарной и диспансерной врачебной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, требуется расширение научно-практических разработок в области вторичной и третичной профи- лактики психических расстройств. Приоритетное развитие должно получить создание системы психиатрической, в том числе психотерапевтической, помощи с участием медицинских психологов и социальных работников. По данным органов внутренних дел, число лиц, страдающих психи- ческими расстройствами и совершивших преступления, за последние пять лет увеличилось на 60 процентов, что создает дополнительную нагрузку на судебно-психиатрические учреждения, часть которых расположена в по- мещениях следственных изоляторов и не соответствует требованиям: предъявляемым к медицинским учреждениям. В неудовлетворительных условиях находятся психиатрические больни- цы со строгим наблюдением для больных, совершивших тяжкие правонаруше- ния и направленных судом на принудительное лечение. Такие больницы расположены в бывших помещениях исправительных учреждений в евро- пейской части России, а регионы Сибири и дальнего Востока не имеют больниц соответствующего профиля. II. Цели и задачи программы Целью настоящей Программы является создание условий для реализа- ции Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и обеспечение гарантированного госу- дарством современного уровня и качества психиатрической помощи, оказы- ваемой лицам, страдающим психическими расстройствами. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные за- дачи: повышение эффективности и доступности психиатрической помощи, оказываемой населению России; совершенствование форм специализированной психиатрической помощи, в том числе оказываемой детям, подросткам и лицам пожилого и стар- ческого возраста; совершенствование подготовки психиатров, других специалистов и работников для работы в психиатрических учреждениях; организация под- готовки психологов, социальных работников и юристов для работы в уч- реждениях, оказывающих психиатрическую помощь; разработка новой концепции проектирования и строительства специа- лизированных психиатрических учреждений с учетом разных контингентов психически больных; достижение уровня материально-технической оснащенности психиат- рических учреждений, обеспечивающего оказание современной психиатри- ческой помощи; развитие и реорганизация судебно-психиатрической службы с учетом проводимой судебно-правовой реформы. III. Основные этапы и направления Программа совершенствования психиатрической помощи рассчитана на 1995-1997 годы и будет реализована в три этапа (приложение N 1 - не публикуется). На первом этапе (1995 год) необходимо разработать: информационную систему оценки и прогнозирования состояния психи- ческого здоровья населения; предложения по изменению и дополнению законодательства Российской Федерации с целью усиления социальной защищенности лиц с психическим расстройствами; мероприятия по внедрению научно обоснованных рекомендаций по ор- ганизации работы специалистов в учреждениях, оказывающих психиатри- ческую помощь; концепцию и организационные основы последипломной подготовки спе- циалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь. На втором этапе (1996 год) будут осуществлены: клинико-эпидемиологический анализ психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте; разработка комплекса учебных программ вузовской и после дипломной подготовки специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь. На третьем этапе (1997 год) должны быть решены следующие задачи: внедрение и практику методов медико-психологической коррекции де- виантного поведения детей и подростков; открытие специализированных геронтологических отделений; внедрение автоматизированных рабочих мест в учреждениях, оказыва- ющих психиатрическую помощь. В течение всех трех этапов реализации Программы будет произво- диться с равномерным распределением финансовых средств в течение 1995-1997 годов (приложение N 2 - не публикуется); улучшение материально-технической оснащенности учреждений, оказы- вающих психиатрическую помощь; проектирование, строительство и реконструкция учреждений, оказы- вающих психиатрическую помощь; совершенствование подготовки специалистов для учреждений, оказы- вающих психиатрическую помощь. IV. Ожидаемый результат реализации программы Настоящая Программа явится прежде всего инструментом реализации основных положений Закона Российской Федерации "О психиатрической по- мощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и началом материаль- но-технического переоснащения психиатрической службы. Выполнение Программы позволит в течение 1995-1997 годов решить неотложные вопросы улучшения психиатрической и медико-психологической помощи населению и создаст основу для разработки и реализации дол- госрочной программы охраны психического здоровья населения Российской Федерации. V. Управление комплексом программных работ Руководство реализацией Программы осуществляет Министерство здра- воохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. На него возлагаются: координация выполнения и анализ эффективности предусмотренных Программой работ; поэтапная оценка состояния психиатрической помощи и коррекция проводимых мероприятий с учетом минимизации финансовых затрат и опре- деление оптимальных сроков завершения работ. Исполнители работ: Министерство экономики Российской Федерации, Министерство фи- нансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федера- ции, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство со- циальной защиты населения Российской Федерации, Министерство внутрен- них дел Российской Федерации, Государственный комитет Российской Феде- рации по высшему образованию. |