О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ПАРТНЕРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, СОЗДАННЫХ ПРИ СОДЕЙСТВИИ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 25 апреля 1995 г. N 418 (Д) В целях совершенствования связей Российской Федерации с зарубеж- ными странами в области образования Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить прилагаемую концепцию государственной политики под- держки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР (далее именуется - концепция партнерства). 2. В целях обеспечения согласованности мер, направленных на уста- новление и развитие партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР, в области подготовки кадров, координации деятельности минис- терств и ведомств Российской Федерации по реализации концепции парт- нерства образовать Межведомственную комиссию по международному парт- нерству в области образования. Утвердить председателем Межведомственной комиссии по международ- ному партнерству в области образования председателя Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию Кинелева В.Г., поручив ему в месячный срок представить в Правительство Российской Фе- дерации проект положения о Межведомственной комиссии и предложения по ее персональному составу. Организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования возложить на Государственный комитет Российской Федерации по высшему образова- нию. 3. Мероприятия, определенные концепцией партнерства, осуществлять в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соот- ветствующий год для Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и Министерства образования Российской Федерации, с привлечением внебюджетных средств. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 418 КОНЦЕПЦИЯ государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР I. Общие положения Концепция государственной политики поддержки партнерства образо- вательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведе- ний, созданных при содействии СССР (далее именуется - концепция парт- нерства), строится исходя из геополитических и экономических интересов Российской Федерации и устанавливает приоритеты, цели и задачи между- народного сотрудничества в области образования. Основной целью государственной политики в сфере международного сотрудничества в области образования является формирование новой, сба- лансированной системы взаимоотношений российских образовательных уч- реждений и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР (далее именуются - зарубежные учебные заведения), которая основана на принципах партнерства, взаимной выгоды и равноправия. Стратегической задачей партнерства российских образовательных уч- реждений и зарубежных учебных заведений является сохранение и приумно- жение высокого научно-педагогического потенциала образовательных уч- реждений Российской Федерации как национального достояния страны. Первоочередными задачами партнерства являются: создание механизма разработки соответствующих международных про- ектов и программ и участие в их реализации; анализ состояния партнерства и выявление российских образователь- ных учреждений и зарубежных учебных заведений, готовых сотрудничать на принципах равноправия и взаимной выгоды; обобщение опыта работы российских образовательных учреждений выс- шего профессионального образования с зарубежными партнерами и развитие контактов между ними; проработка вопросов создания в зарубежных учебных заведениях сов- местных образовательных и научно-методических центров; анализ существующей нормативно-правовой базы сотрудничества рос- сийских образовательных учреждений и зарубежных учебных заведений и приведение ее в соответствие с требованиями международной практики; создание системы отбора и подготовки (профессиональной, языковой и страноведческой) российских специалистов для работы в зарубежных учебных заведениях по контрактам и соглашениям, компьютеризация их учета; создание условий для перехода российских образовательных учрежде- ний к обучению иностранных граждан на компенсационной основе преиму- щественно по договорам и соглашениям, заключаемым Государственным ко- митетом Российской Федерации по высшему образованию и Министерством образования Российской Федерации с государственными органами образова- ния зарубежных стран. Концепция партнерства рассчитана на перспективу (до 2000 года) с ежегодным уточнением приоритетов. II. Приоритеты государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений на 1995 и 1996 годы На ближайшие 2 года определяются следующие приоритетные направле- ния государственной политики поддержки партнерства в области образова- ния: создание нормативно-правовой и организационной базы для регулиро- вания взаимоотношений между российскими и зарубежными партнерами, сог- ласование и подписание международных соглашений и протоколов о сотруд- ничестве; осуществление маркетинга образовательных услуг на международном рынке и разработка первоочередных проектов развития сотрудничества с конкретными учебными заведениями и странами; выработка положений о создаваемых за рубежом совместных образова- тельных и научно-методических центрах, а также оптимальных моделей их функционирования, организация в них учебного процесса на основе учеб- ных планов и программ, базовых учебников и итоговых контрольных мате- риалов, подготовленных российскими образовательными учреждениями; согласование с иностранными партнерами заявок и заказов на модер- низацию материально-технической базы зарубежных учебных заведений и экспортные поставки учебно-лабораторного оборудования российского про- изводства; проведение организационных мероприятий, связанных с привлечением развивающихся стран к разработке Конвенции об академической мобильнос- ти и признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании в соответствии с решением 27 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО от 13 ноября 1993 г.; обеспечение признания выдаваемых в Российской Федерации докумен- тов об образовании, ученых степенях и званиях, а также разработка ме- ханизма достижения эквивалентности структуры российского профессио- нального образования и ее зарубежных аналогов; создание централизованного резерва преподавателей и научных ра- ботников со знанием иностранных языков, которых планируется командиро- вать для работы за рубежом по контрактам и соглашениям. III. Организационное и кадровое обеспечение государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений Реализация мероприятий, предусмотренных концепцией партнерства, возлагается на Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации и подве- домственные им образовательные учреждения. На региональном уровне к решению практических вопросов реализации концепции партнерства могут привлекаться соответствующие органы управ- ления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, межвузовские и региональные центры международного об- разования, различные общественные организации и объединения системы профессионального образования (Российский союз ректоров, Ассоциация российских вузов и другие). Координацию действий министерств и ведомств Российской Федерации по реализации концепции партнерства осуществляет Межведомственная ко- миссия по международному партнерству в области образования. На этапе проработки и в процессе реализации концепции партнерства предусматривается: активное привлечение посольств, торговых и иных представительств Российской Федерации за рубежом, национальных ассоциаций иностранных выпускников российских (советских) учебных заведений к разработке стратегии и тактики партнерских отношений и согласованию их с госу- дарственными органами управления образованием зарубежных стран; проведение регулярных консультаций и обмен информацией как с рос- сийскими, так и с иностранными субъектами партнерства в целях выработ- ки конкретных форм и методов реализации концепции партнерства; ознакомление с основными положениями и целями концепции партнерс- тва представителей заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, общественных организаций и фирм в целях широкого привлече- ния спонсорских средств; освещение в средствах массовой информации хода и результатов про- ведения мероприятий, определенных концепцией партнерства. В целях конкретизации вклада Российской Федерации в развитие меж- дународного партнерства в области образования предусматривается: ежегодное выделение Государственным комитетом Российской Федера- ции по высшему образованию зарубежным образовательным учреждениям до одной тысячи государственных стипендий для подготовки магистров в рос- сийских образовательных учреждениях высшего профессионального образо- вания и для обучающихся в системе послевузовского профессионального образования; ежегодное командирование в зарубежные учебные заведения-партнеры за счет Российской Федерации до 50 преподавателей русского языка и ли- тературы для педагогической и научно-методической работы в области ру- систики. IV. Финансовое обеспечение государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений Мероприятия, определенные концепцией партнерства, осуществляются в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соот- ветствующий год для Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и Министерства образования Российской Федерации, с привлечением внебюджетных средств. Для стимулирования международного партнерства в области образова- ния могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые в законода- тельном порядке. |