О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ПАРТНЕРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, СОЗДАННЫХ ПРИ СОДЕЙСТВИИ СССР. Постановление. Правительство РФ. 25.04.95 418

      О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ПАРТНЕРСТВА
     ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ
           УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, СОЗДАННЫХ ПРИ СОДЕЙСТВИИ СССР

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          25 апреля 1995 г.

                                N 418

                                 (Д)


     В целях  совершенствования связей Российской Федерации с зарубеж-
ными странами в области образования Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т :
     1. Утвердить прилагаемую концепцию государственной политики  под-
держки  партнерства  образовательных учреждений Российской Федерации и
зарубежных учебных заведений,  созданных при  содействии  СССР  (далее
именуется - концепция партнерства).
     2. В целях обеспечения согласованности мер, направленных на уста-
новление  и развитие партнерства образовательных учреждений Российской
Федерации и зарубежных учебных  заведений,  созданных  при  содействии
СССР,  в  области  подготовки кадров,  координации деятельности минис-
терств и ведомств Российской Федерации по реализации  концепции  парт-
нерства  образовать  Межведомственную комиссию по международному парт-
нерству в области образования.
     Утвердить председателем  Межведомственной комиссии по международ-
ному партнерству в области образования  председателя  Государственного
комитета  Российской  Федерации  по высшему образованию Кинелева В.Г.,
поручив ему в месячный срок представить в Правительство Российской Фе-
дерации  проект положения о Межведомственной комиссии и предложения по
ее персональному составу.
     Организационно-техническое обеспечение   работы  Межведомственной
комиссии по международному партнерству в области образования возложить
на  Государственный  комитет Российской Федерации по высшему образова-
нию.
     3. Мероприятия, определенные концепцией партнерства, осуществлять
в пределах средств,  предусматриваемых в федеральном бюджете на  соот-
ветствующий  год для Государственного комитета Российской Федерации по
высшему образованию и Министерства образования Российской Федерации, с
привлечением внебюджетных средств.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации
     В.Черномырдин

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                            от 25 апреля 1995 г. N 418


                             КОНЦЕПЦИЯ
   государственной политики  поддержки  партнерства образовательных
   учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений,
                    созданных при содействии СССР

                        I. Общие положения

     Концепция государственной политики поддержки партнерства  образо-
вательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведе-
ний,  созданных при содействии СССР (далее именуется - концепция парт-
нерства), строится исходя из геополитических и экономических интересов
Российской Федерации и устанавливает приоритеты,  цели и задачи между-
народного сотрудничества в области образования.
     Основной целью государственной политики  в  сфере  международного
сотрудничества в области образования является формирование новой, сба-
лансированной системы взаимоотношений российских  образовательных  уч-
реждений и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР
(далее именуются - зарубежные учебные заведения),  которая основана на
принципах партнерства, взаимной выгоды и равноправия.
     Стратегической задачей партнерства российских образовательных уч-
реждений и зарубежных учебных заведений является сохранение и приумно-
жение высокого научно-педагогического потенциала  образовательных  уч-
реждений Российской Федерации как национального достояния страны.
     Первоочередными задачами партнерства являются:
     создание механизма  разработки соответствующих международных про-
ектов и программ и участие в их реализации;
     анализ состояния партнерства и выявление российских образователь-
ных учреждений и зарубежных учебных заведений, готовых сотрудничать на
принципах равноправия и взаимной выгоды;
     обобщение опыта работы российских образовательных учреждений выс-
шего профессионального образования с зарубежными партнерами и развитие
контактов между ними;
     проработка вопросов создания в зарубежных учебных заведениях сов-
местных образовательных и научно-методических центров;
     анализ существующей  нормативно-правовой базы сотрудничества рос-
сийских образовательных учреждений и зарубежных  учебных  заведений  и
приведение ее в соответствие с требованиями международной практики;
     создание системы отбора и подготовки (профессиональной,  языковой
и  страноведческой)  российских  специалистов  для работы в зарубежных
учебных заведениях по контрактам  и  соглашениям,  компьютеризация  их
учета;
     создание условий для перехода российских образовательных учрежде-
ний  к  обучению иностранных граждан на компенсационной основе преиму-
щественно по договорам и соглашениям,  заключаемым Государственным ко-
митетом  Российской  Федерации  по высшему образованию и Министерством
образования Российской Федерации с государственными органами образова-
ния зарубежных стран.
     Концепция партнерства рассчитана на перспективу (до 2000 года)  с
ежегодным уточнением приоритетов.

    II. Приоритеты государственной политики поддержки партнерства
        образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных
        учебных заведений на 1995 и 1996 годы

     На ближайшие 2 года определяются следующие приоритетные направле-
ния государственной политики поддержки партнерства в области образова-
ния:
     создание нормативно-правовой и организационной базы для регулиро-
вания взаимоотношений между российскими и зарубежными партнерами, сог-
ласование и подписание международных соглашений и протоколов о сотруд-
ничестве;
     осуществление маркетинга образовательных услуг  на  международном
рынке  и  разработка первоочередных проектов развития сотрудничества с
конкретными учебными заведениями и странами;
     выработка положений о создаваемых за рубежом совместных образова-
тельных и научно-методических центрах,  а также оптимальных моделей их
функционирования,  организация в них учебного процесса на основе учеб-
ных планов и программ,  базовых учебников и итоговых контрольных мате-
риалов, подготовленных российскими образовательными учреждениями;
     согласование с иностранными партнерами заявок и заказов на модер-
низацию  материально-технической  базы  зарубежных учебных заведений и
экспортные поставки учебно-лабораторного оборудования российского про-
изводства;
     проведение организационных мероприятий,  связанных с привлечением
развивающихся стран к разработке Конвенции об академической мобильнос-
ти и признании учебных курсов и свидетельств о  высшем  образовании  в
соответствии с решением 27 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО от 13
ноября 1993 г.;
     обеспечение признания  выдаваемых в Российской Федерации докумен-
тов об образовании,  ученых степенях и званиях, а также разработка ме-
ханизма  достижения  эквивалентности  структуры российского профессио-
нального образования и ее зарубежных аналогов;
     создание централизованного  резерва  преподавателей и научных ра-
ботников со знанием иностранных языков, которых планируется командиро-
вать для работы за рубежом по контрактам и соглашениям.

     III. Организационное и кадровое обеспечение государственной
          политики поддержки партнерства образовательных учреждений
          Российской Федерации и зарубежных учебных заведений

     Реализация мероприятий,  предусмотренных  концепцией партнерства,
возлагается на Государственный комитет Российской Федерации по высшему
образованию,  Министерство  образования  Российской Федерации и подве-
домственные им образовательные учреждения.
     На региональном уровне к решению практических вопросов реализации
концепции партнерства могут привлекаться соответствующие органы управ-
ления  образованием  субъектов  Российской Федерации и органы местного
самоуправления,  межвузовские и региональные центры международного об-
разования,  различные  общественные  организации и объединения системы
профессионального образования (Российский  союз  ректоров,  Ассоциация
российских вузов и другие).
     Координацию действий министерств и ведомств Российской  Федерации
по  реализации концепции партнерства осуществляет Межведомственная ко-
миссия по международному партнерству в области образования.
     На этапе проработки и в процессе реализации концепции партнерства
предусматривается:
     активное привлечение посольств,  торговых и иных представительств
Российской Федерации за рубежом,  национальных ассоциаций  иностранных
выпускников  российских  (советских)  учебных  заведений  к разработке
стратегии и тактики партнерских отношений и согласованию  их  с  госу-
дарственными органами управления образованием зарубежных стран;
     проведение регулярных консультаций и обмен информацией как с рос-
сийскими, так и с иностранными субъектами партнерства в целях выработ-
ки конкретных форм и методов реализации концепции партнерства;
     ознакомление с основными положениями и целями концепции партнерс-
тва представителей заинтересованных министерств и ведомств  Российской
Федерации,  общественных организаций и фирм в целях широкого привлече-
ния спонсорских средств;
     освещение в средствах массовой информации хода и результатов про-
ведения мероприятий, определенных концепцией партнерства.
     В целях конкретизации вклада Российской Федерации в развитие меж-
дународного партнерства в области образования предусматривается:
     ежегодное выделение  Государственным комитетом Российской Федера-
ции по высшему образованию зарубежным образовательным  учреждениям  до
одной тысячи государственных стипендий для подготовки магистров в рос-
сийских образовательных учреждениях высшего профессионального  образо-
вания  и  для  обучающихся в системе послевузовского профессионального
образования;
     ежегодное командирование  в зарубежные учебные заведения-партнеры
за счет Российской Федерации до 50 преподавателей русского языка и ли-
тературы для педагогической и научно-методической работы в области ру-
систики.

    IV. Финансовое обеспечение государственной политики поддержки
        партнерства образовательных учреждений Российской Федерации
        и зарубежных учебных заведений

     Мероприятия, определенные концепцией партнерства,  осуществляются
в  пределах средств,  предусматриваемых в федеральном бюджете на соот-
ветствующий год для Государственного комитета Российской Федерации  по
высшему образованию и Министерства образования Российской Федерации, с
привлечением внебюджетных средств.
     Для стимулирования международного партнерства в области образова-
ния могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые в законода-
тельном порядке.