ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ. Постановление. Правительство РФ. 25.04.95 420

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНОМ
             УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И
                  ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          25 апреля 1995 г.

                                N 420

                                 (Д)


     Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
     Утвердить прилагаемое Типовое положение о специальном учебно-вос-
питательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации
     В.Черномырдин

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 25 апреля 1995 г.
                                                                 N 420


                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
            о специальном учебно-воспитательном учреждении
            для детей и подростков с девиантным поведением

                        I. Общие положения

     1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, воспи-
тательную  и хозяйственно-экономическую деятельность государственных и
муниципальных специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и
подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы,  общественно опасным)
поведением.
     Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подрост-
ков с девиантным поведением (далее именуется  -  учреждение)  призвано
обеспечить их психологическую,  медицинскую и социальную реабилитацию,
включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе,  а также созда-
ние  условий  для  получения ими начального общего,  основного общего,
среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
     2. В  своей  деятельности учреждение руководствуется федеральными
законами,  указами и распоряжениями Президента  Российской  Федерации,
постановлениями  и  распоряжениями Правительства Российской Федерации,
международными актами в области защиты прав ребенка и его законных ин-
тересов,  решениями  соответствующего  органа управления образованием,
настоящим Типовым положением.
     3. Настоящее Типовое положение распространяется на следующие виды
учреждений:
     специальную общеобразовательную школу;
     специальное профессионально-техническое училище;
     специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и специаль-
ное (коррекционное) профессионально-техническое училище  для  детей  и
подростков  с отклонениями в развитии (задержкой психического развития
и легкими  формами  умственной  отсталости),  совершивших  общественно
опасные деяния (далее именуются - коррекционные учреждения).
     4. Деятельность государственных и муниципальных учреждений  регу-
лируется  настоящим  Типовым  положением и разработанным на его основе
уставом.

              II. Организация деятельности учреждения

     5. Учреждение создается учредителем (учредителями) в  установлен-
ном  порядке  и регистрируется в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации уполномоченными органами местного самоуправления.
     6. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-пра-
вовую форму учреждения.
     Учредителем (учредителями) государственного учреждения могут быть
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной влас-
ти субъектов Российской Федерации.
     Учредителем (учредителями) муниципального учреждения являются ор-
ганы местного самоуправления.
     7. При создании межрегионального учреждения допускается  совмест-
ное учредительство.
     8. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением опре-
деляются договором,  заключаемым между ними в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
     9. Учреждение  проходит  государственную  аккредитацию в порядке,
установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
     10. Права  юридического  лица  в  части ведения уставной финансо-
во-хозяйственной деятельности возникают у учреждения с момента его ре-
гистрации,  а права на образовательную деятельность и на получение ль-
гот,  предусмотренных законодательством Российской Федерации,  - с мо-
мента выдачи ему соответствующей лицензии (разрешения).
     Учреждение как юридическое лицо имеет устав,  расчетный и  другие
счета в банковских учреждениях,  печать установленного образца, штамп,
бланки со своим наименованием.
     11. Учреждение  в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации вправе образовывать объединения в форме ассоциаций и союзов.
     12. Как  правило,  создаются отдельные учреждения для мальчиков и
для девочек.  При наличии соответствующих  условий  возможно  создание
смешанных  учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и
девочек.
     Учреждение может быть открытого или закрытого типа.
     13. Учреждение открытого типа выполняет функции профилактического
учреждения и создается для детей и подростков:
     с устойчивым противоправным поведением;
     подвергшихся любым формам психологического насилия;
     отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытыва-
ющих трудности в общении с родителями.
     В учреждении открытого  типа  создается  система,  обеспечивающая
развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите.
     В случае если обучение в учреждении  открытого  типа  не  создает
комфортных условий для реабилитации воспитанника,  родители (лица,  их
заменяющие) имеют право отказаться от услуг данного учреждения.
     Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципаль-
ным или негосударственным. Для негосударственного учреждения открытого
типа настоящее Типовое положение является примерным.
     14. Учреждение закрытого типа создается  для  несовершеннолетних,
совершивших общественно опасные деяния,  предусмотренные Уголовным ко-
дексом РСФСР,  нуждающихся в особых условиях воспитания и  обучения  и
требующих специального педагогического подхода.
     В учреждении закрытого типа создается режимная  (вспомогательная)
служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников.
     Специальные условия содержания предусматривают:
     охрану территории учреждения и материальных ценностей;
     организацию безопасных условий содержания воспитанников;
     временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухо-
да с территории учреждения по собственному желанию;
     круглосуточное наблюдение и контроль  за  воспитанниками,  в  том
числе во время, отведенное для сна;
     проведение выборочного досмотра вещей воспитанников,  поступающих
им посылок, бандеролей, передач.
     Число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливает-
ся в зависимости от вида учреждения, количества охраняемых объектов на
его территории, планировки помещений, размеров территории.
     Учреждение закрытого типа может быть только государственным.
     15. Порядок содержания,  обучения и воспитания детей и подростков
в учреждениях открытого и закрытого типов устанавливается с учетом  их
индивидуальности,  возраста,  пола, а также психического и физического
состояния и должен обеспечивать:
     создание условий для психокоррекционной работы на основе  индиви-
дуальной социально-психологической диагностики;
     организацию оптимального распорядка дня,  включающего в себя сис-
тему  оздоровительно-воспитательных  мероприятий,  занятие общественно
полезной деятельностью, личное время воспитанников;
     безопасные условия  проживания,  максимальную защищенность воспи-
танников от негативного влияния;
     социально-правовую помощь.
     16. Порядок  содержания  воспитанников в коррекционном учреждении
направлен на создание условий для психологической, медицинской и педа-
гогической  коррекции  отклонений  в  психофизическом развитии детей и
подростков, формирования их личности, а также их социальной реабилита-
ции.
     Коррекционное учреждение может быть только учреждением  закрытого
типа.
     17. Учреждение создается при наличии не менее 25 воспитанников.
     Наполняемость класса (группы) устанавливается в количестве не бо-
лее 8-10 человек, в коррекционных учреждениях - 5-8 человек. На каждую
группу предусматривается не менее 2 воспитателей, 2 мастера производс-
твенного обучения, 2 учителя трудового обучения.
     В штате  учреждения предусматриваются должности учителя-логопеда,
дефектолога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 15-20 воспитан-
ников  с нарушениями речи),  педагога-психолога,  социального педагога
(из расчета по 1 штатной единице на каждые 25 воспитанников), психоте-
рапевта (2 штатные единицы).
     Бытовые условия учреждения (планировка, отделка помещений и т.д.)
должны  способствовать  реабилитационному процессу,  создавать условия
для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.
     Учреждение должно иметь:
     комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников;
     помещения для педагогического, административного и обслуживающего
персонала,  подсобное хозяйство,  пищеблок,  клуб, спортгородок, учеб-
но-опытный участок,  учебно-производственные мастерские и другие поме-
щения, необходимые учреждению для достижения цели;
     материальную базу для проведения лечебных и специальных коррекци-
онных занятий,  в том числе медицинские  кабинеты  (стоматологический,
процедурный,  физиопроцедурный, психиатра), помещение для занятий пси-
хотерапией, комнату психологической разгрузки и другие;
     спальные помещения,  рассчитанные на 1-3 человек, санитарные узлы
с отдельными кабинами в соответствии с установленными нормами;
     транспортные средства (автобус, легковая и грузовая автомашины).
     Учреждение открывается в населенном пункте с благоприятными  кли-
матическими  и экологическими условиями,  имеющем транспортную и теле-
фонную связь.
     18. Реорганизация и ликвидация учреждения осуществляются в поряд-
ке, установленном законодательством Российской Федерации.
     При ликвидации  учреждения  учредитель (учредители) берет на себя
ответственность за перевод воспитанников в другие учреждения по согла-
сованию  с  комиссиями по делам несовершеннолетних по месту жительства
воспитанников и их родителями (лицами, их заменяющими).
     19. Медицинское  обслуживание (общепедиатрическое,  психиатричес-
кое,  неврологическое) воспитанников обеспечивается медицинским персо-
налом, закрепленным органами здравоохранения за учреждением. Медицинс-
кий персонал наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет
ответственность  за  проведение  лечебно-профилактических мероприятий,
соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания вос-
питанников.
     Организация питания воспитанников возлагается на предприятия  об-
щественного питания, закрепленные за учреждением органами местного са-
моуправления.
     20. В учреждении организуется психолого-медико-педагогическая ко-
миссия.
     21. Психологическую реабилитацию воспитанников, консультативную и
профилактическую работу с педагогическими и  медицинскими  работниками
учреждения,  родителями (лицами,  их заменяющими) осуществляют педаго-
ги-психологи.
     22. Социальные педагоги осуществляют связь со службами социальной
защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживают связь
с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на
дому, личных бесед, проведения родительских собраний.
     23. Педагоги-психологи,  медицинские  работники  учреждения ведут
просветительскую работу среди воспитанников,  родителей (лиц, их заме-
няющих), учителей, воспитателей. Медики, психологи и социальные работ-
ники ведут совместную работу,  согласуя между собой все мероприятия по
лечению, реабилитации и обучению воспитанников.
     24. В учреждении ведутся:
     медицинская карта на каждого воспитанника, выписка из которой вы-
дается  по  заявлению родителей (лиц,  их заменяющих) или воспитанника
для представления в лечебно-профилактическое учреждение по месту  пос-
тоянного проживания воспитанника;
     книга записей о мерах взыскания  по  отношению  к  воспитанникам;
     книга записей происшествий, в которую заносятся сведения о
причиненном воспитанниками ущербе личности и материальном ущербе,  на-
рушениях ими дисциплины.

               III. Порядок комплектования учреждения и
                    выпуска из него воспитанников

     25. Несовершеннолетние в возрасте от 11 до  18  лет,  совершившие
общественно опасное деяние,  по решению суда направляются в учреждение
закрытого типа*.
     В учреждение  открытого  типа принимаются дети и подростки в воз-
расте от 8 до 18 лет при наличии заключения психолого-медико-педагоги-
ческой консультации, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних
по месту их жительства,  заявления родителей (лиц,  их заменяющих) и с
согласия подростка старше 15 лет.
     26. Доставка  несовершеннолетнего  правонарушителя  в  учреждение
закрытого типа осуществляется по решению суда либо в установленном по-
рядке через центры временной изоляции для несовершеннолетних  правона-
рушителей, либо его родителями (лицами, их заменяющими).
     27. Прием детей и подростков в учреждение осуществляется в поряд-
ке, определяемом уставом учреждения.
     28. Направление в учреждение закрытого типа осуществляется в  со-
ответствии  с перечнем медицинских показаний,  утверждаемым Министерс-
твом здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации
и Министерством образования Российской Федерации.
     29. Порядок оформления личного дела несовершеннолетнего,  направ-
ляемого в учреждение закрытого типа, определяется инструкцией о поряд-
ке оформления личных дел несовершеннолетних,  направляемых в специаль-
ные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа,  утверждаемой Ми-
нистерством образования Российской Федерации и Министерством  внутрен-
них дел Российской Федерации.
     30. Администрация учреждения закрытого типа в 5-дневный  срок  со
дня  поступления воспитанника письменно извещает об этом его родителей
(лиц,  их заменяющих), а также образовательное учреждение, из которого
он выбыл, и соответствующий орган управления образованием.
     31. Психолого-медико-педагогическая  комиссия  каждые  6  месяцев
рассматривает  динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы
в индивидуальный план работы с воспитанником. При позитивных результа-
тах  администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершенно-
летних по месту нахождения этого учреждения  предложение  о  досрочном
выпуске воспитанника из учреждения.  Выпуск воспитанника из учреждения
закрытого типа производится постановлением комиссии по делам  несовер-
шеннолетних  по  месту нахождения этого учреждения на основании предс-
тавления администрации учреждения.
     В учреждении  закрытого  типа  воспитанники содержатся не более 3
лет.
     Срок содержания по желанию воспитанника может быть продлен до за-
вершения им одной из ступеней образования.
     32. Срок  реабилитации  воспитанника  в учреждении закрытого типа
устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией этого учреж-
дения  после  проведения в течение 3 месяцев диагностики его личности.
Для определения степени и динамики психологической,  медицинской и со-
циальной  реабилитации  воспитанника  при его поступлении в учреждение
заводится специальная карта,  которая ведется  педагогом-психологом  в
течение всего времени пребывания воспитанника в учреждении. В эту кар-
ту заносятся результаты  диагностических  обследований  и  наблюдения,
изучения его учебной,  трудовой, общественной деятельности и взаимоот-
ношений с другими воспитанниками, родителями (лицами, их заменяющими),
педагогами,  содержание бесед с воспитанником. Вся полученная информа-
ция является конфиденциальной и не может использоваться во вред правам
и законным интересам воспитанника.
     33. Воспитанники,  выпущенные из учреждения,  имеют право продол-
жить обучение в том образовательном учреждении,  где они обучались ра-
нее.  Они принимаются в соответствующий класс на основании  документов
об их промежуточной аттестации,  выданных учреждением,  без какой-либо
дополнительной проверки знаний.
     34. Воспитанники после выпуска из учреждения направляются к роди-
телям (лицам,  их заменяющим),  не имеющие таковых  несовершеннолетние
воспитанники  -  в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
     В случае  если  воспитанник  после выпуска из учреждения не может
быть направлен к родителям (лицам,  их заменяющим) или его возвращение
на  прежнее  место жительства невозможно в силу отсутствия условий для
его проживания и дальнейшего воспитания,  органы местного самоуправле-
ния  и комиссия по делам несовершеннолетних по месту жительства воспи-
танника принимают меры по его бытовому устройству,  определению его на
учебу или на работу в соответствии с образованием и возрастом.
     35. Администрация учреждения не позднее чем за месяц  информирует
родителей (лиц,  их заменяющих) и комиссию по делам несовершеннолетних
по месту жительства воспитанника о его выпуске.
     36. Администрация  учреждения  имеет право обеспечить выпускнику,
выпущенному из учреждения, проживание и питание в учреждении в течение
3  месяцев  для  решения  вопроса о его трудоустройстве или дальнейшем
обучении.
     37. В  случае  досрочного  выбытия  или выпуска из учреждения (по
окончании учреждения) воспитаннику выдается бесплатно комплект  одежды
и обуви, бывший в его пользовании в период обучения в учреждении, при-
надлежащие ему вещи и деньги, личные документы. Он также обеспечивает-
ся проездными документами и продуктами питания на путь следования.
     38. Воспитанники в возрасте до 16 лет  направляются  к  месту  их
постоянного проживания в сопровождении работника учреждения либо роди-
телей (лиц, их заменяющих).
     39. Перевод воспитанника,  испытывающего трудности при адаптации,
из одного учреждения закрытого типа в другое осуществляется  постанов-
лением комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреж-
дения на основании представления администрации учреждения.
     Администрация учреждения в течение 5 дней после принятия комисси-
ей по делам несовершеннолетних постановления о  переводе  воспитанника
информирует об этом его родителей (лиц, их заменяющих).

             IV. Образовательный процесс в учреждении

     40. Содержание  общего  образования определяется образовательными
программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением
самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов.
     41. В соответствии с уставными целями  и  задачами  в  учреждении
создаются  условия для реализации дополнительных образовательных прог-
рамм: занятий спортом, искусством, ремеслами.
     42. Организация  образовательного процесса в учреждении регламен-
тируется учебным планом,  разрабатываемым и  утверждаемым  учреждением
самостоятельно  в соответствии с базисным учебным планом и расписанием
занятий.
     43. Воспитанники,  обучающиеся на ступени начального общего и ос-
новного общего образования,  не освоившие программу  учебного  года  и
имеющие академическую задолженность по 2 и более предметам, переводят-
ся в классы компенсирующего обучения.
     44. Специальная  общеобразовательная  школа при наличии соответс-
твующей лицензии может осуществлять профессиональную подготовку, имею-
щую целью ускоренное приобретение воспитанниками трудовых навыков, не-
обходимых для выполнения определенной работы.  Профессиональная подго-
товка не сопровождается повышением образовательного уровня воспитанни-
ка.
     45. В специальном профессионально-техническом училище, дающем на-
чальное профессиональное образование, образовательный процесс включает
в  себя  теоретическое  и производственное обучение,  производственную
практику.
     Учебная нагрузка воспитанников не должна превышать 36 часов в не-
делю.
     Производственное обучение  по  всем  профессиям  осуществляется в
группах по 4-5 человек.
     На теоретических и лабораторно-практических занятиях по отдельным
дисциплинам,  а также на занятиях по  физическому  воспитанию  учебные
группы могут делиться на 2 подгруппы. Перечень таких дисциплин опреде-
ляется соответствующим органом управления образованием в рамках  госу-
дарственного стандарта начального профессионального образования.
     Производственная практика,  как правило, проводится в учебно-про-
изводственных  мастерских  учреждения.  Возможно проведение производс-
твенной практики на предприятиях,  в организациях, колхозах, совхозах,
крестьянских  (фермерских) хозяйствах.  Порядок организации производс-
твенной практики определяется соответствующим договором.
     46. Воспитанникам  предоставляется  право выбора специальности из
числа специальностей, обучение по которым организовано в учреждении.
     47. В  процессе профессиональной подготовки воспитанникам предос-
тавляется возможность выполнения оплачиваемой работы с целью адаптации
к самостоятельной трудовой деятельности.  Заработанные деньги в полном
объеме перечисляются на лицевой счет воспитанника и  выдаются  ему  по
его просьбе с разрешения администрации.
     48. При выпуске из учреждения воспитанникам,  прошедшим  аттеста-
цию,  выдаются  документы о получении образования и (или) квалификации
по профессии (специальности).
     Воспитанникам, не  завершившим образование одного из уровней (ос-
новное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное обра-
зование), выдается справка установленного образца.

          V. Участники образовательного процесса, работники
             учреждения, их права и обязанности

     49. Участниками  образовательного  процесса в учреждении являются
воспитанники,  педагогические и инженерно-педагогические работники уч-
реждения, родители (лица, их заменяющие).


                           Воспитанники

     50. Воспитанники в учреждении имеют право на получение бесплатно-
го начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, на-
чального профессионального образования в соответствии с  государствен-
ными образовательными стандартами.
     51. В коррекционных учреждениях организуются  общеобразовательное
обучение и профессиональная подготовка воспитанников,  соответствующие
их психофизическому развитию и имеющие практическую направленность.
     52. Воспитанники имеют право на обучение в рамках государственных
образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану и на  ус-
коренный  курс  обучения в порядке,  определяемом уставом учреждения и
другими актами, принимаемыми учреждением.
     53. Воспитанники, имеющие нарушения речи, получают логопедическую
помощь на специально организуемых занятиях.
     54. Воспитанники находятся на полном государственном обеспечении.
На детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, распрост-
раняются  нормы материального обеспечения,  предусмотренные для данных
категорий детей законодательством Российской Федерации.
     55. Воспитанники  имеют право на получение юридической консульта-
ции за счет средств учреждения, предусмотренных сметой расходов по оп-
лате внештатных работников.
     56. Воспитанники имеют право на переписку, получение передач, по-
сылок,  бандеролей, денежных переводов, телефонные переговоры, пользо-
вание личными вещами.
     57. В  случае  ухудшения  состояния здоровья воспитанника или его
смерти администрация учреждения немедленно уведомляет об этом его  ро-
дителей (лиц,  их заменяющих),  а при отсутствии таковых - комиссию по
делам несовершеннолетних по месту постоянного проживания воспитанника.
     58. В  случае  смерти родителей (лиц,  их заменяющих) воспитанник
имеет право присутствовать на их похоронах,  а при тяжелом заболевании
родителей (лиц,  их заменяющих) - навестить их. Расходы на проезд про-
изводятся за счет средств учреждения.
     59. В  период пребывания воспитанника в учреждении закрытого типа
по решению администрации учреждения он может быть отпущен на каникулы.
При этом расходы на питание за дни отсутствия возмещаются воспитаннику
в натуральной или денежной форме по действующим в учреждении нормам.
     60. Воспитанники обязаны выполнять устав учреждения.
     61. В  случае самовольного ухода воспитанника за пределы учрежде-
ния закрытого типа администрация информирует  об  этом  его  родителей
(лиц,  их заменяющих), органы внутренних дел по месту постоянного про-
живания воспитанника, принимает меры к его розыску. Вопрос о возвраще-
нии  воспитанника в данное учреждение решается учреждением совместно с
комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения и
его родителями (лицами, их заменяющими).
     62. За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные
нарушения  устава учреждения к воспитанникам могут применяться следую-
щие меры взыскания:
     предупреждение;
     объявление выговора в устной форме или в приказе директора;
     обсуждение на  собрании воспитанников,  педагогическом совете уч-
реждения;
     лишение права  выходить  за  пределы  учреждения  в  воскресные и
праздничные дни, каникулярное время;
     сообщение родителям (лицам, их заменяющим);
     исключение из  учреждения открытого типа (об исключении воспитан-
ника учреждение обязано проинформировать комиссию по делам несовершен-
нолетних по месту жительства воспитанника и его родителей (лиц, их за-
меняющих).
     Решение об  исключении из учреждения детей-сирот и детей,  остав-
шихся без попечения родителей,  принимается с согласия органов опеки и
попечительства.
     По отношению к воспитанникам не допускается:  применение  методов
     физического  и психического насилия;  применение мер воздействия,
     не учитывающих возраст
воспитанников, носящих антипедагогический характер, унижающих достоин-
ство личности;
     ограничение или лишение воспитанников контактов с родителями (ли-
цами, их заменяющими);
     уменьшение норм питания;
     лишение воспитанников прогулок;
     привлечение их  к  выполнению  функций,  связанных с поддержанием
дисциплины.
     Общественно полезный  труд  не должен применяться в качестве дис-
циплинарной меры воздействия.
     63. В  уставе учреждения устанавливаются меры поощрения воспитан-
ников за добросовестное отношение к труду и учебе,  примерное  поведе-
ние.

                       Работники учреждения

     64. Порядок комплектования учреждения  педагогическими,  инженер-
но-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом.
Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.
     На педагогическую  работу  принимаются лица,  имеющие необходимую
профессиональную и педагогическую квалификацию,  которая соответствует
требованиям  квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности и подтверждена документами об образовании.
     К педагогической  деятельности  в учреждении не допускаются лица,
указанные в пункте 2 статьи 53 Закона Российской Федерации "Об образо-
вании".
     65. Отношения между работником и администрацией учреждения  регу-
лируются  трудовым  договором (контрактом),  условия которого не могут
противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
     Срок действия  контракта  определяется работником и работодателем
при его заключении.
     66. Работники  учреждения имеют право на участие в управлении уч-
реждением в порядке,  определяемом уставом учреждения, на защиту своей
профессиональной чести и достоинства.
     67. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические и
инженерно-педагогические  работники  учреждения имеют право на свободу
выбора и использования методик обучения и воспитания,  учебных пособий
и материалов, учебников, методов оценки знаний воспитанников.
     68. Педагогические и инженерно-педагогические работники  учрежде-
ния имеют право на социальные льготы и гарантии, установленные законо-
дательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, установлен-
ные  для  работников  специальных учебно-воспитательных учреждений для
детей и подростков с девиантным поведением за особые условия труда.
     69. Педагогические  и инженерно-педагогические работники учрежде-
ний имеют право на дополнительные льготы,  предоставляемые в соответс-
твующем регионе педагогическим работникам общеобразовательных учрежде-
ний и инженерно-педагогическим работникам учреждений  начального  про-
фессионального образования.

                  Родители (лица, их заменяющие)

     70. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
     защищать законные права и интересы детей, принимать участие в ор-
ганизации деятельности учреждения в соответствии с его уставом;
     посещать воспитанников без каких-либо ограничений. При этом в уч-
реждении создаются условия для их временного проживания (оборудованные
отдельные комнаты),  им оказывается помощь в организации питания, при-
обретении проездных документов.
     71. Родители (лица,  их заменяющие) обязаны выполнять относящиеся
к ним требования устава учреждения.

                    VI. Управление учреждением

     72. Управление учреждением осуществляется в соответствии с  зако-
нодательством Российской Федерации в области образования и уставом уч-
реждения.
     73. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошед-
ший соответствующую аттестацию директор.
     Найм (прием) на работу директора государственного учреждения осу-
ществляется в порядке,  определяемом Законом Российской Федерации  "Об
образовании" и уставом учреждения.
     Директор муниципального учреждения назначается на должность и ос-
вобождается от должности учредителем (учредителями).
     74. Директор учреждения несет ответственность  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации за жизнь и здоровье воспитанни-
ков и работников учреждения, за комплектование учреждения квалифициро-
ванными кадрами работников.
     Директор организует работу учреждения и несет полную  ответствен-
ность  за организацию образовательного и воспитательного процесса,  за
соблюдение в нем плановой, финансовой и организационной дисциплины.
     75. В целях развития образовательного процесса, повышения профес-
сионального мастерства и творческого роста педагогических  и  инженер-
но-педагогических  работников в учреждении могут создаваться педагоги-
ческий совет и методические объединения этих работников.
     76. Руководство образовательным процессом и обеспечение образова-
тельного процесса в коррекционных учреждениях  осуществляются  специа-
листами в области коррекционной педагогики, а также учителями, прошед-
шими соответствующую переподготовку по профилю деятельности указанного
учреждения.
     77. В случае нанесения воспитаннику физического,  морального  или
материального  ущерба  администрация учреждения информирует учредителя
(учредителей) и при необходимости органы милиции,  комиссию  по  делам
несовершеннолетних по месту нахождения учреждения,  родителей (лиц, их
заменяющих),  назначает дисциплинарное расследование,  по  результатам
которого принимаются соответствующие меры.
     О всех чрезвычайных происшествиях администрация учреждения немед-
ленно информирует учредителя (учредителей), местные правоохранительные
органы и органы управления образованием, Министерство образования Рос-
сийской Федерации.
     78. При поступлении мотивированной жалобы о нанесении воспитанни-
ку  работником  учреждения  морального или физического ущерба работник
отстраняется от контакта с воспитанниками до завершения дисциплинарно-
го расследования.

               VII. Имущество и средства учреждения

     79. Собственник имущества (уполномоченный им  орган)  в  порядке,
установленном  законодательством Российской Федерации,  закрепляет его
за учреждением.
     Объекты собственности,  закрепленные за учреждением,  находятся в
оперативном управлении этого учреждения.
     Учреждение владеет,  пользуется  и  распоряжается закрепленным за
ним имуществом в соответствии с назначением  этого  имущества,  своими
уставными целями и законодательством Российской Федерации.
     Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждени-
ем,  допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законода-
тельством Российской Федерации.
     80. Учреждение не вправе заключать сделки, возможными последстви-
ями которых является отчуждение основных фондов учреждения (кроме  ос-
новных фондов, приобретенных за счет собственных средств учреждения) в
пользу третьих лиц.
     Такие сделки  и договорные отношения являются недействительными с
момента их заключения.
     81. Деятельность  учреждения финансируется его учредителем (учре-
дителями) в соответствии с договором между учреждением  и  учредителем
(учредителями).
     В случае открытия межрегионального учреждения его  финансирование
осуществляется с долевым участием учредителей.
     Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учрежде-
ния являются:
     собственные средства учредителя (учредителей);
     бюджетные и внебюджетные средства;
     имущество, закрепленное за учреждением  собственником  (уполномо-
ченным им органом);
     доход, полученный от реализации учреждением продукции и услуг,  а
также от других видов разрешенной деятельности;
     кредиты банков и других кредиторов;
     другие источники в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.
     82. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах  нахо-
дящихся в его распоряжении денежных средств.  При недостаточности этих
средств по обязательствам учреждения отвечает его учредитель  (учреди-
тели) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
     83. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с го-
сударственными и местными нормативами.
     Нормативы финансирования учреждений устанавливаются с учетом  тех
затрат, которые не зависят от количества воспитанников.
     Привлечение дополнительных средств не влечет  за  собой  снижения
нормативов  и  (или)  абсолютных размеров финансирования учреждения за
счет средств его учредителя (учредителей).
     84. Воспитанники обеспечиваются питанием,  одеждой, обувью и дру-
гими предметами вещевого довольствия согласно установленным нормам.
     Директору учреждения  предоставляется право вносить частичные из-
менения в перечень предметов одежды и обуви, предусмотренный действую-
щими  нормами,  в  пределах стоимости полного комплекта обмундирования
для одного воспитанника.
     85. Содержание воспитанника в учреждении, расположенном вне реги-
она,  где находится место его постоянного проживания, осуществляется в
соответствии с договором между регионами за счет средств направляющего
региона.
     86. Учреждение  вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную
деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответс-
твии со своим уставом и законодательством Российской Федерации,  регу-
лирующим предпринимательскую деятельность.
     87. Финансовые средства учреждения находятся в его распоряжении и
изъятию не подлежат. Право распоряжения этими средствами на цели, пре-
дусмотренные уставом, принадлежит директору учреждения.
     88. При финансировании учреждения за  счет  средств  федерального
бюджета смета расходов утверждается Министерством образования Российс-
кой Федерации.
     89. Учреждение устанавливает:  ставки заработной платы (должност-
     ные оклады) работников на
основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сфе-
ры в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на  осно-
вании решений аттестационной комиссии,  а также определяет виды и раз-
меры надбавок,  доплат и других выплат стимулирующего характера в пре-
делах средств, направляемых на оплату труда;
     структуру управления учреждением;
     штатное расписание и должностные обязанности.
     90. Учреждению принадлежит право собственности на:
     денежные средства,  имущество и иные объекты собственности, пере-
данные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвова-
ния или по завещанию;
     доходы от  собственной деятельности учреждения и приобретенные на
эти доходы объекты собственности в порядке,  предусмотренном законода-
тельством Российской Федерации.
     91. Учреждение должно располагать необходимым  жилым  фондом  для
работников,  который  закрепляется органами местного самоуправления за
учреждением в качестве служебного и не подлежит заселению  лицами,  не
работающими в учреждении.
     92. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имущество,
принадлежащее ему на праве собственности,  за вычетом платежей на пок-
рытие обязательств,  используются в соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и уставом учреждения.
     93. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество  и
внешнеэкономическую  деятельность  в  соответствии с законодательством
Российской Федерации.


     * До  вступления в силу пункта 11 статьи 50 Закона Российской Фе-
дерации "Об образовании" направление несовершеннолетних  в  учреждение
закрытого типа и выпуск из него осуществляются по постановлению комис-
сии по делам несовершеннолетних.