ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 25 апреля 1995 г. N 420 (Д) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т : Утвердить прилагаемое Типовое положение о специальном учебно-вос- питательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, воспи- тательную и хозяйственно-экономическую деятельность государственных и муниципальных специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением. Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подрост- ков с девиантным поведением (далее именуется - учреждение) призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также созда- ние условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. 2. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных ин- тересов, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением. 3. Настоящее Типовое положение распространяется на следующие виды учреждений: специальную общеобразовательную школу; специальное профессионально-техническое училище; специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и специаль- ное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния (далее именуются - коррекционные учреждения). 4. Деятельность государственных и муниципальных учреждений регу- лируется настоящим Типовым положением и разработанным на его основе уставом. II. Организация деятельности учреждения 5. Учреждение создается учредителем (учредителями) в установлен- ном порядке и регистрируется в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации уполномоченными органами местного самоуправления. 6. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-пра- вовую форму учреждения. Учредителем (учредителями) государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной влас- ти субъектов Российской Федерации. Учредителем (учредителями) муниципального учреждения являются ор- ганы местного самоуправления. 7. При создании межрегионального учреждения допускается совмест- ное учредительство. 8. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением опре- деляются договором, заключаемым между ними в соответствии с законода- тельством Российской Федерации. 9. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании". 10. Права юридического лица в части ведения уставной финансо- во-хозяйственной деятельности возникают у учреждения с момента его ре- гистрации, а права на образовательную деятельность и на получение ль- гот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с мо- мента выдачи ему соответствующей лицензии (разрешения). Учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. 11. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации вправе образовывать объединения в форме ассоциаций и союзов. 12. Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. При наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек. Учреждение может быть открытого или закрытого типа. 13. Учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков: с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытыва- ющих трудности в общении с родителями. В учреждении открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите. В случае если обучение в учреждении открытого типа не создает комфортных условий для реабилитации воспитанника, родители (лица, их заменяющие) имеют право отказаться от услуг данного учреждения. Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципаль- ным или негосударственным. Для негосударственного учреждения открытого типа настоящее Типовое положение является примерным. 14. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным ко- дексом РСФСР, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. В учреждении закрытого типа создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников. Специальные условия содержания предусматривают: охрану территории учреждения и материальных ценностей; организацию безопасных условий содержания воспитанников; временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухо- да с территории учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна; проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач. Число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливает- ся в зависимости от вида учреждения, количества охраняемых объектов на его территории, планировки помещений, размеров территории. Учреждение закрытого типа может быть только государственным. 15. Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях открытого и закрытого типов устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать: создание условий для психокоррекционной работы на основе индиви- дуальной социально-психологической диагностики; организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя сис- тему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников; безопасные условия проживания, максимальную защищенность воспи- танников от негативного влияния; социально-правовую помощь. 16. Порядок содержания воспитанников в коррекционном учреждении направлен на создание условий для психологической, медицинской и педа- гогической коррекции отклонений в психофизическом развитии детей и подростков, формирования их личности, а также их социальной реабилита- ции. Коррекционное учреждение может быть только учреждением закрытого типа. 17. Учреждение создается при наличии не менее 25 воспитанников. Наполняемость класса (группы) устанавливается в количестве не бо- лее 8-10 человек, в коррекционных учреждениях - 5-8 человек. На каждую группу предусматривается не менее 2 воспитателей, 2 мастера производс- твенного обучения, 2 учителя трудового обучения. В штате учреждения предусматриваются должности учителя-логопеда, дефектолога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 15-20 воспитан- ников с нарушениями речи), педагога-психолога, социального педагога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 25 воспитанников), психоте- рапевта (2 штатные единицы). Бытовые условия учреждения (планировка, отделка помещений и т.д.) должны способствовать реабилитационному процессу, создавать условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии. Учреждение должно иметь: комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников; помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство, пищеблок, клуб, спортгородок, учеб- но-опытный участок, учебно-производственные мастерские и другие поме- щения, необходимые учреждению для достижения цели; материальную базу для проведения лечебных и специальных коррекци- онных занятий, в том числе медицинские кабинеты (стоматологический, процедурный, физиопроцедурный, психиатра), помещение для занятий пси- хотерапией, комнату психологической разгрузки и другие; спальные помещения, рассчитанные на 1-3 человек, санитарные узлы с отдельными кабинами в соответствии с установленными нормами; транспортные средства (автобус, легковая и грузовая автомашины). Учреждение открывается в населенном пункте с благоприятными кли- матическими и экологическими условиями, имеющем транспортную и теле- фонную связь. 18. Реорганизация и ликвидация учреждения осуществляются в поряд- ке, установленном законодательством Российской Федерации. При ликвидации учреждения учредитель (учредители) берет на себя ответственность за перевод воспитанников в другие учреждения по согла- сованию с комиссиями по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанников и их родителями (лицами, их заменяющими). 19. Медицинское обслуживание (общепедиатрическое, психиатричес- кое, неврологическое) воспитанников обеспечивается медицинским персо- налом, закрепленным органами здравоохранения за учреждением. Медицинс- кий персонал наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания вос- питанников. Организация питания воспитанников возлагается на предприятия об- щественного питания, закрепленные за учреждением органами местного са- моуправления. 20. В учреждении организуется психолого-медико-педагогическая ко- миссия. 21. Психологическую реабилитацию воспитанников, консультативную и профилактическую работу с педагогическими и медицинскими работниками учреждения, родителями (лицами, их заменяющими) осуществляют педаго- ги-психологи. 22. Социальные педагоги осуществляют связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживают связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний. 23. Педагоги-психологи, медицинские работники учреждения ведут просветительскую работу среди воспитанников, родителей (лиц, их заме- няющих), учителей, воспитателей. Медики, психологи и социальные работ- ники ведут совместную работу, согласуя между собой все мероприятия по лечению, реабилитации и обучению воспитанников. 24. В учреждении ведутся: медицинская карта на каждого воспитанника, выписка из которой вы- дается по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) или воспитанника для представления в лечебно-профилактическое учреждение по месту пос- тоянного проживания воспитанника; книга записей о мерах взыскания по отношению к воспитанникам; книга записей происшествий, в которую заносятся сведения о причиненном воспитанниками ущербе личности и материальном ущербе, на- рушениях ими дисциплины. III. Порядок комплектования учреждения и выпуска из него воспитанников 25. Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние, по решению суда направляются в учреждение закрытого типа*. В учреждение открытого типа принимаются дети и подростки в воз- расте от 8 до 18 лет при наличии заключения психолого-медико-педагоги- ческой консультации, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту их жительства, заявления родителей (лиц, их заменяющих) и с согласия подростка старше 15 лет. 26. Доставка несовершеннолетнего правонарушителя в учреждение закрытого типа осуществляется по решению суда либо в установленном по- рядке через центры временной изоляции для несовершеннолетних правона- рушителей, либо его родителями (лицами, их заменяющими). 27. Прием детей и подростков в учреждение осуществляется в поряд- ке, определяемом уставом учреждения. 28. Направление в учреждение закрытого типа осуществляется в со- ответствии с перечнем медицинских показаний, утверждаемым Министерс- твом здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации. 29. Порядок оформления личного дела несовершеннолетнего, направ- ляемого в учреждение закрытого типа, определяется инструкцией о поряд- ке оформления личных дел несовершеннолетних, направляемых в специаль- ные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, утверждаемой Ми- нистерством образования Российской Федерации и Министерством внутрен- них дел Российской Федерации. 30. Администрация учреждения закрытого типа в 5-дневный срок со дня поступления воспитанника письменно извещает об этом его родителей (лиц, их заменяющих), а также образовательное учреждение, из которого он выбыл, и соответствующий орган управления образованием. 31. Психолого-медико-педагогическая комиссия каждые 6 месяцев рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальный план работы с воспитанником. При позитивных результа- тах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершенно- летних по месту нахождения этого учреждения предложение о досрочном выпуске воспитанника из учреждения. Выпуск воспитанника из учреждения закрытого типа производится постановлением комиссии по делам несовер- шеннолетних по месту нахождения этого учреждения на основании предс- тавления администрации учреждения. В учреждении закрытого типа воспитанники содержатся не более 3 лет. Срок содержания по желанию воспитанника может быть продлен до за- вершения им одной из ступеней образования. 32. Срок реабилитации воспитанника в учреждении закрытого типа устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией этого учреж- дения после проведения в течение 3 месяцев диагностики его личности. Для определения степени и динамики психологической, медицинской и со- циальной реабилитации воспитанника при его поступлении в учреждение заводится специальная карта, которая ведется педагогом-психологом в течение всего времени пребывания воспитанника в учреждении. В эту кар- ту заносятся результаты диагностических обследований и наблюдения, изучения его учебной, трудовой, общественной деятельности и взаимоот- ношений с другими воспитанниками, родителями (лицами, их заменяющими), педагогами, содержание бесед с воспитанником. Вся полученная информа- ция является конфиденциальной и не может использоваться во вред правам и законным интересам воспитанника. 33. Воспитанники, выпущенные из учреждения, имеют право продол- жить обучение в том образовательном учреждении, где они обучались ра- нее. Они принимаются в соответствующий класс на основании документов об их промежуточной аттестации, выданных учреждением, без какой-либо дополнительной проверки знаний. 34. Воспитанники после выпуска из учреждения направляются к роди- телям (лицам, их заменяющим), не имеющие таковых несовершеннолетние воспитанники - в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае если воспитанник после выпуска из учреждения не может быть направлен к родителям (лицам, их заменяющим) или его возвращение на прежнее место жительства невозможно в силу отсутствия условий для его проживания и дальнейшего воспитания, органы местного самоуправле- ния и комиссия по делам несовершеннолетних по месту жительства воспи- танника принимают меры по его бытовому устройству, определению его на учебу или на работу в соответствии с образованием и возрастом. 35. Администрация учреждения не позднее чем за месяц информирует родителей (лиц, их заменяющих) и комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника о его выпуске. 36. Администрация учреждения имеет право обеспечить выпускнику, выпущенному из учреждения, проживание и питание в учреждении в течение 3 месяцев для решения вопроса о его трудоустройстве или дальнейшем обучении. 37. В случае досрочного выбытия или выпуска из учреждения (по окончании учреждения) воспитаннику выдается бесплатно комплект одежды и обуви, бывший в его пользовании в период обучения в учреждении, при- надлежащие ему вещи и деньги, личные документы. Он также обеспечивает- ся проездными документами и продуктами питания на путь следования. 38. Воспитанники в возрасте до 16 лет направляются к месту их постоянного проживания в сопровождении работника учреждения либо роди- телей (лиц, их заменяющих). 39. Перевод воспитанника, испытывающего трудности при адаптации, из одного учреждения закрытого типа в другое осуществляется постанов- лением комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреж- дения на основании представления администрации учреждения. Администрация учреждения в течение 5 дней после принятия комисси- ей по делам несовершеннолетних постановления о переводе воспитанника информирует об этом его родителей (лиц, их заменяющих). IV. Образовательный процесс в учреждении 40. Содержание общего образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов. 41. В соответствии с уставными целями и задачами в учреждении создаются условия для реализации дополнительных образовательных прог- рамм: занятий спортом, искусством, ремеслами. 42. Организация образовательного процесса в учреждении регламен- тируется учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым учреждением самостоятельно в соответствии с базисным учебным планом и расписанием занятий. 43. Воспитанники, обучающиеся на ступени начального общего и ос- новного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по 2 и более предметам, переводят- ся в классы компенсирующего обучения. 44. Специальная общеобразовательная школа при наличии соответс- твующей лицензии может осуществлять профессиональную подготовку, имею- щую целью ускоренное приобретение воспитанниками трудовых навыков, не- обходимых для выполнения определенной работы. Профессиональная подго- товка не сопровождается повышением образовательного уровня воспитанни- ка. 45. В специальном профессионально-техническом училище, дающем на- чальное профессиональное образование, образовательный процесс включает в себя теоретическое и производственное обучение, производственную практику. Учебная нагрузка воспитанников не должна превышать 36 часов в не- делю. Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 4-5 человек. На теоретических и лабораторно-практических занятиях по отдельным дисциплинам, а также на занятиях по физическому воспитанию учебные группы могут делиться на 2 подгруппы. Перечень таких дисциплин опреде- ляется соответствующим органом управления образованием в рамках госу- дарственного стандарта начального профессионального образования. Производственная практика, как правило, проводится в учебно-про- изводственных мастерских учреждения. Возможно проведение производс- твенной практики на предприятиях, в организациях, колхозах, совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах. Порядок организации производс- твенной практики определяется соответствующим договором. 46. Воспитанникам предоставляется право выбора специальности из числа специальностей, обучение по которым организовано в учреждении. 47. В процессе профессиональной подготовки воспитанникам предос- тавляется возможность выполнения оплачиваемой работы с целью адаптации к самостоятельной трудовой деятельности. Заработанные деньги в полном объеме перечисляются на лицевой счет воспитанника и выдаются ему по его просьбе с разрешения администрации. 48. При выпуске из учреждения воспитанникам, прошедшим аттеста- цию, выдаются документы о получении образования и (или) квалификации по профессии (специальности). Воспитанникам, не завершившим образование одного из уровней (ос- новное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное обра- зование), выдается справка установленного образца. V. Участники образовательного процесса, работники учреждения, их права и обязанности 49. Участниками образовательного процесса в учреждении являются воспитанники, педагогические и инженерно-педагогические работники уч- реждения, родители (лица, их заменяющие). Воспитанники 50. Воспитанники в учреждении имеют право на получение бесплатно- го начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, на- чального профессионального образования в соответствии с государствен- ными образовательными стандартами. 51. В коррекционных учреждениях организуются общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка воспитанников, соответствующие их психофизическому развитию и имеющие практическую направленность. 52. Воспитанники имеют право на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану и на ус- коренный курс обучения в порядке, определяемом уставом учреждения и другими актами, принимаемыми учреждением. 53. Воспитанники, имеющие нарушения речи, получают логопедическую помощь на специально организуемых занятиях. 54. Воспитанники находятся на полном государственном обеспечении. На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распрост- раняются нормы материального обеспечения, предусмотренные для данных категорий детей законодательством Российской Федерации. 55. Воспитанники имеют право на получение юридической консульта- ции за счет средств учреждения, предусмотренных сметой расходов по оп- лате внештатных работников. 56. Воспитанники имеют право на переписку, получение передач, по- сылок, бандеролей, денежных переводов, телефонные переговоры, пользо- вание личными вещами. 57. В случае ухудшения состояния здоровья воспитанника или его смерти администрация учреждения немедленно уведомляет об этом его ро- дителей (лиц, их заменяющих), а при отсутствии таковых - комиссию по делам несовершеннолетних по месту постоянного проживания воспитанника. 58. В случае смерти родителей (лиц, их заменяющих) воспитанник имеет право присутствовать на их похоронах, а при тяжелом заболевании родителей (лиц, их заменяющих) - навестить их. Расходы на проезд про- изводятся за счет средств учреждения. 59. В период пребывания воспитанника в учреждении закрытого типа по решению администрации учреждения он может быть отпущен на каникулы. При этом расходы на питание за дни отсутствия возмещаются воспитаннику в натуральной или денежной форме по действующим в учреждении нормам. 60. Воспитанники обязаны выполнять устав учреждения. 61. В случае самовольного ухода воспитанника за пределы учрежде- ния закрытого типа администрация информирует об этом его родителей (лиц, их заменяющих), органы внутренних дел по месту постоянного про- живания воспитанника, принимает меры к его розыску. Вопрос о возвраще- нии воспитанника в данное учреждение решается учреждением совместно с комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения и его родителями (лицами, их заменяющими). 62. За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава учреждения к воспитанникам могут применяться следую- щие меры взыскания: предупреждение; объявление выговора в устной форме или в приказе директора; обсуждение на собрании воспитанников, педагогическом совете уч- реждения; лишение права выходить за пределы учреждения в воскресные и праздничные дни, каникулярное время; сообщение родителям (лицам, их заменяющим); исключение из учреждения открытого типа (об исключении воспитан- ника учреждение обязано проинформировать комиссию по делам несовершен- нолетних по месту жительства воспитанника и его родителей (лиц, их за- меняющих). Решение об исключении из учреждения детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства. По отношению к воспитанникам не допускается: применение методов физического и психического насилия; применение мер воздействия, не учитывающих возраст воспитанников, носящих антипедагогический характер, унижающих достоин- ство личности; ограничение или лишение воспитанников контактов с родителями (ли- цами, их заменяющими); уменьшение норм питания; лишение воспитанников прогулок; привлечение их к выполнению функций, связанных с поддержанием дисциплины. Общественно полезный труд не должен применяться в качестве дис- циплинарной меры воздействия. 63. В уставе учреждения устанавливаются меры поощрения воспитан- ников за добросовестное отношение к труду и учебе, примерное поведе- ние. Работники учреждения 64. Порядок комплектования учреждения педагогическими, инженер- но-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании. К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, указанные в пункте 2 статьи 53 Закона Российской Федерации "Об образо- вании". 65. Отношения между работником и администрацией учреждения регу- лируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. Срок действия контракта определяется работником и работодателем при его заключении. 66. Работники учреждения имеют право на участие в управлении уч- реждением в порядке, определяемом уставом учреждения, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. 67. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические и инженерно-педагогические работники учреждения имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний воспитанников. 68. Педагогические и инженерно-педагогические работники учрежде- ния имеют право на социальные льготы и гарантии, установленные законо- дательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, установлен- ные для работников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением за особые условия труда. 69. Педагогические и инженерно-педагогические работники учрежде- ний имеют право на дополнительные льготы, предоставляемые в соответс- твующем регионе педагогическим работникам общеобразовательных учрежде- ний и инженерно-педагогическим работникам учреждений начального про- фессионального образования. Родители (лица, их заменяющие) 70. Родители (лица, их заменяющие) имеют право: защищать законные права и интересы детей, принимать участие в ор- ганизации деятельности учреждения в соответствии с его уставом; посещать воспитанников без каких-либо ограничений. При этом в уч- реждении создаются условия для их временного проживания (оборудованные отдельные комнаты), им оказывается помощь в организации питания, при- обретении проездных документов. 71. Родители (лица, их заменяющие) обязаны выполнять относящиеся к ним требования устава учреждения. VI. Управление учреждением 72. Управление учреждением осуществляется в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации в области образования и уставом уч- реждения. 73. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошед- ший соответствующую аттестацию директор. Найм (прием) на работу директора государственного учреждения осу- ществляется в порядке, определяемом Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом учреждения. Директор муниципального учреждения назначается на должность и ос- вобождается от должности учредителем (учредителями). 74. Директор учреждения несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за жизнь и здоровье воспитанни- ков и работников учреждения, за комплектование учреждения квалифициро- ванными кадрами работников. Директор организует работу учреждения и несет полную ответствен- ность за организацию образовательного и воспитательного процесса, за соблюдение в нем плановой, финансовой и организационной дисциплины. 75. В целях развития образовательного процесса, повышения профес- сионального мастерства и творческого роста педагогических и инженер- но-педагогических работников в учреждении могут создаваться педагоги- ческий совет и методические объединения этих работников. 76. Руководство образовательным процессом и обеспечение образова- тельного процесса в коррекционных учреждениях осуществляются специа- листами в области коррекционной педагогики, а также учителями, прошед- шими соответствующую переподготовку по профилю деятельности указанного учреждения. 77. В случае нанесения воспитаннику физического, морального или материального ущерба администрация учреждения информирует учредителя (учредителей) и при необходимости органы милиции, комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения, родителей (лиц, их заменяющих), назначает дисциплинарное расследование, по результатам которого принимаются соответствующие меры. О всех чрезвычайных происшествиях администрация учреждения немед- ленно информирует учредителя (учредителей), местные правоохранительные органы и органы управления образованием, Министерство образования Рос- сийской Федерации. 78. При поступлении мотивированной жалобы о нанесении воспитанни- ку работником учреждения морального или физического ущерба работник отстраняется от контакта с воспитанниками до завершения дисциплинарно- го расследования. VII. Имущество и средства учреждения 79. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за учреждением. Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждени- ем, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законода- тельством Российской Федерации. 80. Учреждение не вправе заключать сделки, возможными последстви- ями которых является отчуждение основных фондов учреждения (кроме ос- новных фондов, приобретенных за счет собственных средств учреждения) в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения. 81. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учре- дителями) в соответствии с договором между учреждением и учредителем (учредителями). В случае открытия межрегионального учреждения его финансирование осуществляется с долевым участием учредителей. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учрежде- ния являются: собственные средства учредителя (учредителей); бюджетные и внебюджетные средства; имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномо- ченным им органом); доход, полученный от реализации учреждением продукции и услуг, а также от других видов разрешенной деятельности; кредиты банков и других кредиторов; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. 82. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах нахо- дящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности этих средств по обязательствам учреждения отвечает его учредитель (учреди- тели) в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 83. Финансирование учреждения осуществляется в соответствии с го- сударственными и местными нормативами. Нормативы финансирования учреждений устанавливаются с учетом тех затрат, которые не зависят от количества воспитанников. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей). 84. Воспитанники обеспечиваются питанием, одеждой, обувью и дру- гими предметами вещевого довольствия согласно установленным нормам. Директору учреждения предоставляется право вносить частичные из- менения в перечень предметов одежды и обуви, предусмотренный действую- щими нормами, в пределах стоимости полного комплекта обмундирования для одного воспитанника. 85. Содержание воспитанника в учреждении, расположенном вне реги- она, где находится место его постоянного проживания, осуществляется в соответствии с договором между регионами за счет средств направляющего региона. 86. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответс- твии со своим уставом и законодательством Российской Федерации, регу- лирующим предпринимательскую деятельность. 87. Финансовые средства учреждения находятся в его распоряжении и изъятию не подлежат. Право распоряжения этими средствами на цели, пре- дусмотренные уставом, принадлежит директору учреждения. 88. При финансировании учреждения за счет средств федерального бюджета смета расходов утверждается Министерством образования Российс- кой Федерации. 89. Учреждение устанавливает: ставки заработной платы (должност- ные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сфе- ры в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на осно- вании решений аттестационной комиссии, а также определяет виды и раз- меры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пре- делах средств, направляемых на оплату труда; структуру управления учреждением; штатное расписание и должностные обязанности. 90. Учреждению принадлежит право собственности на: денежные средства, имущество и иные объекты собственности, пере- данные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвова- ния или по завещанию; доходы от собственной деятельности учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности в порядке, предусмотренном законода- тельством Российской Федерации. 91. Учреждение должно располагать необходимым жилым фондом для работников, который закрепляется органами местного самоуправления за учреждением в качестве служебного и не подлежит заселению лицами, не работающими в учреждении. 92. При ликвидации учреждения денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей на пок- рытие обязательств, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения. 93. Учреждение может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. * До вступления в силу пункта 11 статьи 50 Закона Российской Фе- дерации "Об образовании" направление несовершеннолетних в учреждение закрытого типа и выпуск из него осуществляются по постановлению комис- сии по делам несовершеннолетних. |