О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ В РОССИИ НАЛОГА НА ПРЕВЫШЕНИЕ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА НАД НОРМИРУЕМОЙ ВЕЛИЧИНОЙ ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ В РОССИИ СВОИ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.05.95 213/1

 О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ В РОССИИ НАЛОГА НА ПРЕВЫШЕНИЕ РАСХОДОВ  НА  ОПЛАТУ
  ТРУДА НАД НОРМИРУЕМОЙ ВЕЛИЧИНОЙ ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ,
         ИМЕЮЩИМИ В РОССИИ СВОИ ПОСТОЯННЫЕ  ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

                             РАЗЪЯСНЕНИЕ

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                              (ЭЖ 95-19)

     В Правительство Российской Федерации и  в  Министерство  финансов
Российской Федерации  поступают  письма  иностранных юридических лиц и
иностранных посольств,  в которых ставятся вопросы о якобы неправомер-
ности предъявления к иностранным юридическим лицам ,  имеющим в России
свои постоянные представительства,  требований об уплате по итогам  за
1994 год  налога  на  превышение  фактических расходов на оплату труда
персонала против нормируемой величины этих расходов.  В связи  с  этим
Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым довести
до сведения аккредитованных в Российской Федерации посольств иностран-
ных государств следующее.
     Введение в России в 1992 году налога с сумм превышения  нормируе-
мых расходов  на оплату труда было обусловлено необходимостью принятия
мер по ограничению инфляционного давления  роста  заработной  платы  и
других  денежных вознаграждений,  с чем Россия столкнулась в последние
годы и что негативно сказывалось на ходе экономической реформы в стра-
не.  Кроме того,  наличие в то время в стране значительного бюджетного
дефицита требовало, в свою очередь, введения жесткого механизма финан-
сового  воздействия  на  эффективность расходования средств в народном
хозяйстве. Введенный с учетом этих оснований налог позволили  получить
за 1992-1993 годы в доходы бюджета значительную сумму средств,  сокра-
тив соответственно экономически нерациональное направление их на опла-
ту труда.
     Уплата налога с сумм превышения расходов на оплату труда произво-
дится предприятиями  и организациями всех форм собственности и в связи
с этим в полной мере распространяется на иностранные юридические лица,
осуществляющие деятельность в россии через постоянные представительст-
ва, и на предприятия с иностранным участием.  Ссылка некоторых  иност-
ранных юридических  лиц  на то,  что постановлением Правительства Рос-
сии от 15 апреля 1994 г. N 336 "О порядке определения в 1994 году нор-
мируемой величины  расходов  на  оплату труда работников предприятий и
организаций", изданным  во  исполнение  Указа  Президента  России   от
22.12.93 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во вза-
имоотношениях бюджетов различных уровней",  будто бы установлено,  что
взимание налога  распространяется  только на юридических лиц России со
100-процентным участием иностранного капитала и не может применяться к
представительствам иностранных юридических лиц, является ошибочной.
     Обязанность своевременно и правильно  уплачивать  полагающиеся  в
России налоги лежит на самих плательщиках. Тем не менее, учитывая пос-
тупающие письма, Государственная налоговая служба Российской Федерации
и Министерство финансов Российской Федерации были вынуждены издать не-
обходимые разъяснения от 29 марта 1994 г.  N  ВГ-6-06/171/26.  Издание
этих  разъяснений было продиктовано не тем,  что порядок уплаты налога
не был известен ранее и что указание неосновательно введено с обратной
силой  его  применения,  а тем,  что в ряде случаев возникли вопросы о
том, какие представительства иностранных юридических лиц должны учиты-
ваться при выполнении обязательств по уплате налога. В указаниях четко
указано, что речь идет лишь о тех иностранных юридических лицах, кото-
рые через свои постоянные представительства осуществляют на территории
России осуществляют предпринимательскую деятельность.  Тем самым  было
подчеркнуто, что  обязанность  уплачивать налог не распространяется на
те иностранные юридические лица,  которые не имеют в России постоянных
представительств или же не осуществляют с помощью своих представитель-
ств предпринимательскую деятельность.  Поэтому беспокойство  некоторых
иностранных  юридических  лиц  о  том,  что к уплате налога могут быть
привлечены сотни мелких офисов и инофирм,  которые существуют в России
лишь  для  оказания  вспомогательной помощи для своих головных контор,
абсолютно неправомерны.
     Вместе с тем,  учитывая многочисленные запросы,  Министерство фи-
нансов Российской Федерации письмом от 13 апреля 1995 года N 04-06/2 в
адрес Государственной  налоговой службы Российской Федерации и письмом
от 14 апреля 1995 г.  N 4-06/2 в адрес министерств и ведомств Российс-
кой Федерации  разрешило продлить срок уплаты налога по итогам за 1994
год до 15 сентября текущего года.  В связи с этим  отпадает  необходи-
мость в направлении многими представительствами иностранных фирм и ор-
ганизаций специальных ходатайств в Министерство финансов России о пре-
доставлении отсрочки в уплате налога.
     Начиная с 1996 года,  взимание в России налога на превышение нор-
мированной величины  расходов  на оплату труда предусматривается отме-
нить, однако необходимо иметь ввиду,  что по результатам как  за  1994
год, так  и  в 1995 году налог указанной категорией налогоплательщиков
должен уплачиваться в соответствии с законодательством.