О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ В РОССИИ НАЛОГА НА ПРЕВЫШЕНИЕ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА НАД НОРМИРУЕМОЙ ВЕЛИЧИНОЙ ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ В РОССИИ СВОИ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РАЗЪЯСНЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ (ЭЖ 95-19) В Правительство Российской Федерации и в Министерство финансов Российской Федерации поступают письма иностранных юридических лиц и иностранных посольств, в которых ставятся вопросы о якобы неправомер- ности предъявления к иностранным юридическим лицам , имеющим в России свои постоянные представительства, требований об уплате по итогам за 1994 год налога на превышение фактических расходов на оплату труда персонала против нормируемой величины этих расходов. В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым довести до сведения аккредитованных в Российской Федерации посольств иностран- ных государств следующее. Введение в России в 1992 году налога с сумм превышения нормируе- мых расходов на оплату труда было обусловлено необходимостью принятия мер по ограничению инфляционного давления роста заработной платы и других денежных вознаграждений, с чем Россия столкнулась в последние годы и что негативно сказывалось на ходе экономической реформы в стра- не. Кроме того, наличие в то время в стране значительного бюджетного дефицита требовало, в свою очередь, введения жесткого механизма финан- сового воздействия на эффективность расходования средств в народном хозяйстве. Введенный с учетом этих оснований налог позволили получить за 1992-1993 годы в доходы бюджета значительную сумму средств, сокра- тив соответственно экономически нерациональное направление их на опла- ту труда. Уплата налога с сумм превышения расходов на оплату труда произво- дится предприятиями и организациями всех форм собственности и в связи с этим в полной мере распространяется на иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в россии через постоянные представительст- ва, и на предприятия с иностранным участием. Ссылка некоторых иност- ранных юридических лиц на то, что постановлением Правительства Рос- сии от 15 апреля 1994 г. N 336 "О порядке определения в 1994 году нор- мируемой величины расходов на оплату труда работников предприятий и организаций", изданным во исполнение Указа Президента России от 22.12.93 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во вза- имоотношениях бюджетов различных уровней", будто бы установлено, что взимание налога распространяется только на юридических лиц России со 100-процентным участием иностранного капитала и не может применяться к представительствам иностранных юридических лиц, является ошибочной. Обязанность своевременно и правильно уплачивать полагающиеся в России налоги лежит на самих плательщиках. Тем не менее, учитывая пос- тупающие письма, Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации были вынуждены издать не- обходимые разъяснения от 29 марта 1994 г. N ВГ-6-06/171/26. Издание этих разъяснений было продиктовано не тем, что порядок уплаты налога не был известен ранее и что указание неосновательно введено с обратной силой его применения, а тем, что в ряде случаев возникли вопросы о том, какие представительства иностранных юридических лиц должны учиты- ваться при выполнении обязательств по уплате налога. В указаниях четко указано, что речь идет лишь о тех иностранных юридических лицах, кото- рые через свои постоянные представительства осуществляют на территории России осуществляют предпринимательскую деятельность. Тем самым было подчеркнуто, что обязанность уплачивать налог не распространяется на те иностранные юридические лица, которые не имеют в России постоянных представительств или же не осуществляют с помощью своих представитель- ств предпринимательскую деятельность. Поэтому беспокойство некоторых иностранных юридических лиц о том, что к уплате налога могут быть привлечены сотни мелких офисов и инофирм, которые существуют в России лишь для оказания вспомогательной помощи для своих головных контор, абсолютно неправомерны. Вместе с тем, учитывая многочисленные запросы, Министерство фи- нансов Российской Федерации письмом от 13 апреля 1995 года N 04-06/2 в адрес Государственной налоговой службы Российской Федерации и письмом от 14 апреля 1995 г. N 4-06/2 в адрес министерств и ведомств Российс- кой Федерации разрешило продлить срок уплаты налога по итогам за 1994 год до 15 сентября текущего года. В связи с этим отпадает необходи- мость в направлении многими представительствами иностранных фирм и ор- ганизаций специальных ходатайств в Министерство финансов России о пре- доставлении отсрочки в уплате налога. Начиная с 1996 года, взимание в России налога на превышение нор- мированной величины расходов на оплату труда предусматривается отме- нить, однако необходимо иметь ввиду, что по результатам как за 1994 год, так и в 1995 году налог указанной категорией налогоплательщиков должен уплачиваться в соответствии с законодательством. |