О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НЕДВИЖИМОСТИ. Распоряжение. Мэр Москвы. 14.04.95 188-РМ

 
                    О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ
                        В ОБЛАСТИ НЕДВИЖИМОСТИ
                                      
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
                
                              МЭР МОСКВЫ
                           14 апреля 1995 г.
                               N 188-РМ
             
                              (ТВ 95-20)
               
     
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании
Федеративного договора, в целях создания правовых основ для разработки
взаимоувязанной системы законов  и  иных  нормативных  правовых  актов
земельного и иного законодательства Российской Федерации, регулирующих
отношения с недвижимостью и действующих в городе Москве.
     1.Одобрить  концепцию городской политики в области недвижимости и
программу подготовки соответствующей нормативной базы (приложение).
     2.Поручить  заместителю  премьера  правительства  Москвы  (Петров
А.В.)  направить  концепцию  городской политики в области недвижимости
для рассмотрения и утверждения в Московскую городскую Думу.
     3.Поручить комиссии при мэре Москвы (Шустов  И.н.)  представление
концепции в  Московской городской Думе.
     4.Возложить обязанности координатора и ответственного исполнителя
по  подготовке  нормативных  правовых актов, обеспечивающих реализацию
городской политики в области недвижимости в соответствии с концепцией,
на комиссию при мэре Москвы.
     5.Контроль за выполнением настоящего  распоряжения  возложить  на
первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И. и замес-
тителя премьера правительства Москвы Петрова А.В.
     
     
                                           
                                           Мэр Москвы         Ю.Лужков
                                           
     
                                                            Приложение
                                                       
     
                     КОНЦЕПЦИЯ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ
                        В ОБЛАСТИ НЕДВИЖИМОСТИ
                               
     Городская политика в области недвижимости - целенаправленная дея-
тельность  органов  государственной  власти Москвы по созданию системы
взаимоувязанных законов и иных нормативных  правовых  актов,  деятель-
ность  по принятию на основе единого системного подхода административ-
ных, организационных и технических решений  по  управлению  землями  и
иной  недвижимостью, обеспечивающая их эффективное использование в ин-
тересах населения Москвы.
     Городская политика в области недвижимости  является  неотъемлемой
частью городской экономической политики, проводимой органами государс-
твенной власти Москвы.
     
                       1.Цели городской политики
                        в области недвижимости
     1.Реализация  прав  и  обязанностей граждан Российской Федерации,
закрепленных в статьях 2, 3, 9, 11, 27, 32, 36, 40,  42,  52,  57,  58
Конституции Российской Федерации.
     2.Создание благоприятной для проживания городской среды, оздоров-
ление экологической обстановки.
     3.Создание  условий,  благоприятных  для привлечения инвестиций и
стимулирующих развитие производства товаров и иной предпринимательской
деятельности.
     4.Обеспечение действенного и справедливого налогообложения.
     5.Обеспечение выполнения функций столицы Российской Федерации.
     6.Создание условий, способствующих решению жилищной проблемы  го-
рода.
     Пути  достижения  поставленных  целей представлены в главах 4 и 5
настоящей концепции. В главе 6 настоящей  концепции  приводится  мини-
мальный  перечень наименований законов Российской Федерации, законов и
иных нормативных правовых актов Москвы, принятие которых  создаст  на-
дежную нормативную базу и обеспечит эффективный контроль за ходом реа-
лизации предлагаемой городской политики в области недвижимости. По ме-
ре вступления в действие федеральных законов, регулирующих отношения с
земельными участками и иными объектами недвижимости, положения концеп-
ции  должны проводиться в соответствии с нормами таких федеральных за-
конов.
     
                      2.Правовые основы городской
                    политики в области недвижимости
     Отношения с недвижимостью, в том числе и с землей, регулируются в
Российской Федерации рядом норм  части  первой  Гражданского  кодекса,
введенной в действие с 1 января 1995 г., и земельным законодательством
Российской Федерации.
     Учитывая,  что глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации
"Право собственности и другие вещные права на землю" вводится в дейст-
вие со дня введения в действие Земельного кодекса  Российской  Федера-
ции,  а также действие нормы пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса,
необходимо сосредоточить усилия городских властей на участии в  подго-
товке  федерального закона о земле и подготовке в его развитие городс-
ких нормативных правовых актов в области земельного законодательства.
     Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российс-
кой Федерации относится к предмету совместного ведения Российской  Фе-
дерации и субъекта Федерации (ст. 72 Конституции).
     Основным федеральным законом земельного законодательства Российс-
кой  Федерации должны являться Основы земельного законодательства Рос-
сийской Федерации. Иные федеральные законы, регулирующие земельные от-
ношения, должны находиться в соответствии с положениями Основ.
     Земельное законодательство в Москве состоит из федеральных  зако-
нов, закона Москвы о недвижимости на территории Москвы, иных законов и
нормативных  правовых актов Москвы, принимаемых в соответствии с феде-
ральным законом - Основами земельного законодательства (ст. 76 Консти-
туции, Федеральный договор).
     Законопроекты Основ земельного законодательства  и  законопроекты
иных  федеральных законов по предметам совместного ведения должны нап-
равляться органам государственной власти Москвы до их  рассмотрения  в
государственной  Думе  Российской Федерации для подготовки замечаний и
предложений Москвы (ст. 11 Конституции, Федеративный договор).
     Взаимоотношения Москвы как субъекта Федерации с федеральными  ор-
ганами  государственной  власти  по вопросам определения статуса феде-
ральных природных ресурсов на территории Москвы  должны  строиться  на
основе договора (ст. 11 Конституции, Федеральный договор), который оп-
ределит  все  условия  использования территории Москвы для федеральный
нужд.
     Представительный орган государственной власти Москвы рассматрива-
ет и принимает законы или иные нормативные правовые акты по  предметам
совместного  ведения  только  при наличии заключения за подписью главы
исполнительного органа государственной власти Москвы. При  отрицатель-
ном  заключении представительный орган принимает решение о порядке до-
работки рассматриваемого законопроекта.
     Любые законы или нормативные правовые акты Москвы в области регу-
лирования отношений с недвижимостью могут применяться не ранее даты их
публикации в официальном издании (ст. 15 Конституции).
     Принятые законы и иные нормативные правовые акты Москвы по вопро-
сам регулирования отношений с недвижимостью, в том числе земельных от-
ношений, а также нормативные акты Москвы в области  градостроительства
должны  стать составными частями закона (кодекса) Москвы о недвижимос-
ти, который будет формироваться в виде единого  правового  акта  после
завершения подготовки и принятия его составных частей.
     
                        3.Термины и определения
                     для целей настоящей концепции
     Городская политика в области недвижимости - целенаправленная дея-
тельность  органов  государственной  власти Москвы по созданию системы
взаимоувязанных законов и иных нормативных  правовых  актов,  деятель-
ность  по принятию на основе единого системного подхода административ-
ных, организационных и технических решений  по  управлению  землями  и
иной  недвижимостью, обеспечивающая их эффективное использование в ин-
тересах населения Москвы.
     Население Москвы (горожане  - граждане Российской Федерации, пос-
тоянно проживающие на территории Москвы.
     Территория Москвы - пространство в пределах границ города  Москвы
и границ административно подчиненных ей районов, включая недра, водное
и воздушное пространства.
     Земли Москвы - природный ресурс, часть территории Москвы, состоя-
щая из поверхности земной коры (в том числе дно рек и водоемов) и поч-
венного плодородного слоя.
     Земельный  участок  - часть поверхности земной коры, включая поч-
венный плодородный слой, имеющая фиксированные границы, площадь,  мес-
тоположение и правовой статус.
     Почвенный  плодородный  слой - верхняя часть земной коры, включая
дно водных объектов, пригодная без ее существенного улучшения для про-
израстания растений.
     Недра - часть земной коры, расположенная ниже  почвенного  плодо-
родного слоя и дна водных объектов.
     Земная  парцелла - часть территории, отграниченная на местности и
/или на плане: по поверхности земной коры границами земельного  участ-
ка,  фиксированной высоты и объемом воздушного пространства и фиксиро-
ванной глубиной и объемом недр.
     Объекты недвижимости, или недвижимость - земельные участки, учас-
тки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с зем-
лей, то есть объекты, перемещение которых  без  несоразмерного  ущерба
их назначению невозможно,  в  том числе леса, многолетние  насаждения,
здания, сооружения и иные объекты, отнесенные к недвижимости законами.
     Схемы зонирования - составные части Генерального плана и проектов
планировки и застройки, определяющие функциональное назначение  терри-
тории и отдельных объектов недвижимости.
     Разрешенное  использование  - исчерпывающий перечень, для которых
может использоваться земельный участок или иной  объект  недвижимости,
всех  обременяющих его реальных повинностей, сервитутов и иных ограни-
чений использования, разработанный на основе схем зонирования террито-
рии и отдельных объектов недвижимости.
     Правоотношения в области недвижимости - это отношения  по  поводу
владения, пользования или распоряжения земельными участками, регулиру-
емые  земельным и градостроительным законодательством, а также отноше-
ния по поводу иных объектов недвижимости, которые  регулируются  граж-
данским законодательством Российской Федерации с учетом норм, установ-
ленных градостроительным и земельным законодательством.
     Объекты  отношений  в  области  недвижимости - права на земельные
участки и иные объекты недвижимости (земельные вещные права), а  также
обязанности,  возникающие  в  связи с правами и на земельные участки и
иные объекты недвижимости. Объектами земельных вещных прав  и  обязан-
ностей являются земельные участки, земельные парцеллы, иные недвижимые
вещи,  реальные  и идеальные доли земельных участков и иных недвижимых
вещей.
     Субъекты отношений в области недвижимости - уполномоченные органы
государственной представительной и  исполнительной  власти  Российской
Федерации,  города Москвы, уполномоченные органы местного самоуправле-
ния, иные юридические или физические лица.
     Права на земельные участки и иные объекты недвижимости,  а  также
права и обязанности, возникающие в связи с земельными участками и ины-
ми  объектами недвижимости, удостоверяются соответствующими записями в
государственной системе регистрации прав и подтверждаются соответству-
ющими документами.
     Законодательством,  планируемым для принятия в городе Москве, бу-
дет гарантирована защита удостоверенных  государственной  регистрацией
следующих земельных вещных прав:
     - право собственности;
     - право застройки;
     - право залога;
     - сервитуты;
     - реальные повинности;
     - право преимущественного приобретения;
     -  иные  права,  отнесенные законами к земельным вещным правам, в
том числе права пожизненного наследуемого владения, бессрочного посто-
янного пользования и аренды.
     Законодательством будет гарантирована также защита удостоверенных
государственной регистрацией следующих прав на иные  объекты  недвижи-
мости:
     - право собственности;
     - право хозяйственного ведения;
     - право оперативного управления;
     - право аренды или найма;
     -  право  застройки и прав, возникающих в связи с иными объектами
недвижимости:
     - право залога;
     - право преимущественного приобретения;
     - реальная повинность;
     - разрешенное по закону право на земельный участок  для  лица,  в
собственности  которого  находится здания, сооружения или иные объекты
недвижимости, расположенные на этом земельном участке.
     Субаренда земельного участка или иного объекта недвижимости может
допускаться, если это право указано  в  договоре  между  собственником
(или его представителем) и арендатором. Право субаренды подлежит госу-
дарственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
     
                     4.Основные принципы городской
                    политики в области недвижимости
     Земли  и иные объекты недвижимости, находящиеся в государственной
собственности Москвы, являются общей совместной собственностью населе-
ния Москвы.
     К государственной собственности  Москвы  не  относятся  земельные
участки и иные объекты недвижимости, переданные в соответствии с феде-
ральным законом о статусе столицы в государственную собственность Рос-
сийской Федерации или переданные в собственность иных лиц.
     Городская политика в области недвижимости должна обеспечивать эф-
фективное  использование земель в соответствии с утвержденными схемами
зонирования города и разрешенным использованием земельного участка или
иного объекта недвижимости через платность землепользования и исключи-
тельно адресное и обоснованное представление льгот по  налогообложению
с  постепенным переходом от предоставления льгот по земельным платежам
к адресным компенсационным выплатам из бюджета, в соответствии с  про-
водимой в городе социальной политикой.
     Представительный  орган государственной власти Москвы в интересах
населения Москвы принимает законы и иные  нормативные  правовые  акты,
устанавливающие порядок распоряжения землями и иной недвижимостью Мос-
квы.
     Представительный  орган  государственной  власти Москвы не вправе
осуществлять непосредственное распоряжение земельными участками и иной
недвижимостью Москвы.
     Распоряжение государственной собственностью Москвы осуществляется
в соответствии с действующим законодательством исполнительным  органом
государственной власти Москвы.
     Правила  и процедуры земельного законодательства должны обеспечи-
вать защиту субъектам земельных правоотношений  от  любого  произвола,
при  условии, что права субъектов земельных правоотношений приобретены
на законных основаниях и зарегистрированы в установленном порядке.
     Право на земельный участок влечет соответствующие права и обязан-
ности на земельную парцеллу, связанную с таким земельным участком.
     Для успешного проведения городской политики в области недвижимос-
ти государственная власть Москвы  будет  выступать  с  законодательной
инициативой  о полном оставлении в бюджете Москвы средств от земельных
платежей и налога на иные объекты недвижимости или об установлении не-
изменного процента средств от земельных платежей, централизуемых в фе-
деральный бюджет, а также о взимании полной ставки  земельного  налога
за земли Москвы, независимо от их разрешенного использования.
     
                 5.Направления осуществления городской
                    политики в области недвижимости
                     5.1.Градостроительные правила
                 и зонирование земель и иных объектов
                          недвижимости города
     Городская  политика  в  области недвижимости реализуется только в
рамках соблюдения установленного законами Москвы разрешенного  исполь-
зования.
     Вопросы,  связанные с разрешенным использованием земельных участ-
ков и иных объектов недвижимости города, с  установлением  архитектур-
но-объемных, функциональных и инженерных ограничений при застройке зе-
мельных участков, вопросы планирования градостроительного развития го-
рода  в  целом,  а также его отдельных частей решаются в рамках единых
городских градостроительных правил  и  утвержденной  градостроительной
документации  (Генеральный план, проекты планировки и застройки, схемы
зонирования и др.).
     Цели, условия и ограничения разрешенного использования  земельных
участков и иных объектов недвижимости определяются при разработке схем
зонирования  земель, входящих в состав Генерального плана развития го-
рода и градостроительной документации на отдельные фрагменты его  тер-
ритории.
     Статут  Генерального плана развития Москвы, других видов и стадий
градостроительной документации, их состав,  требования  к  содержанию,
порядку их разработки, согласования, утверждения, пользования и хране-
ния определяются градостроительными нормативами и актами.
     Уполномоченные  исполнительные органы государственной власти раз-
рабатывают Генеральный план развития города и подготавливают иную гра-
достроительную документацию. При этом учитывается сложившаяся в городе
демографическая обстановка, наличие и потребность в  необходимой  инф-
раструктуре,  позволяющей создать благоприятные для проживания горожан
условия.
     Вся эта работа проводится в рамках сложившихся прав на  земельные
участки и иные объекты недвижимости, при условии, что эти права приоб-
ретены  в  законном порядке, а использование земельных участков и иных
объектов недвижимости не противоречит разрешенному. В случае изменения
разрешенного использования недвижимости законному обладателю права  на
эту недвижимость в установленном законами порядке компенсируются убыт-
ки, причиненные таким изменением.
     Приобретение права собственности на земельные участки в силу при-
обретательной  давности  в  Москве допускается только в соответствии с
земельным законодательством.
     Запрещается использование земельных участков и иных объектов нед-
вижимости с нарушением их разрешенного  использования  и  ограничений,
установленных  градостроительной документацией для соответствующей зе-
мельной парцеллы.
     Представительный орган государственной власти  Москвы  утверждает
Генеральный  план  развития  города,  его отдельные фрагменты, а также
единые городские градостроительные правила,  принимая  соответствующие
законы или иные нормативные правовые акты.
     Органы местного самоуправления рассматривают в соответствии с за-
конодательством  Москвы градостроительные проекты, устанавливающие зо-
нирование территорий и объектов недвижимости их самоуправления.  Поря-
док  рассмотрения предусматривает возможность учета мнения органов са-
моуправления и населения в части, не противоречащей  задачам  перспек-
тивного  развития  города,  установленным в Генеральном плане Москвы и
процедуру урегулирования разногласий.
     
                      5.2.Платежи за землю и иную
                             недвижимость
     Цена за приобретение прав на земельные участки и  иные  земельные
платежи  -  это денежная компенсация лица, получившего такие права, за
ограничение прав иных лиц по использованию таких земельных участков.
     Земельные платежи и налог на иную недвижимость должны быть посте-
пенно увеличены с соответствующим частичным уменьшением иных  налогов,
поступающих в городской бюджет.
     Такое  перераспределение  налогооблагаемой  базы позволит достичь
оптимального соотношения фискальной и стимулирующей (рациональное  ис-
пользование  земель, развитие высокорентабельных производств, стимули-
рование строительства) функций обязательных платежей.
     Использование земельных участков и иной недвижимости города с на-
рушением земельного законодательства должно  подвергаться  со  стороны
исполнительной  государственной  власти Москвы экономическим санкциям,
которые делают такое использование невыгодным.
     Размер земельного платежа устанавливается в зависимости  от  при-
надлежности  земельного участка к соответствующей оценочной зоне горо-
да. Налоги на сделки по передаче прав на земельные участки поступают в
бюджет и подлежат последующему использованию в интересах всего населе-
ния города.
     В соответствии с действующим законодательством льгота по  земель-
ным платежам может быть установлена на период нормативного срока осво-
ения  земельного  участка,  проектирования и строительства конкретного
объекта недвижимости, а также для стимулирования отдельных видов  дея-
тельности.
     В  целях  учета  инфляционной  составляющей в платежах за земли и
иные объекты недвижимости, а также в  компенсационных  выплатах  суммы
платежей  и  выплат должны исчисляться в ЭКЮ, а выплачиваться в валюте
платежа (в российской валюте с пересчетом по текущему курсу  Централь-
ного банка РФ рубля к ЭКЮ или в иностранной валюте), установленной для
соответствующего  плательщика в соответствии с законом или иным норма-
тивным правовым актом Москвы.
     Возмездная передача (продажа) прав на землю и иные объекты недви-
жимости, являющиеся государственной собственностью Москвы, должна про-
изводиться при соблюдении условия, что цена прав на  день  их  продажи
является максимально возможной на этот день.
     Исключение из этого правила может быть установлено только законом
или  иным  нормативным  правовым актом Москвы. Максимальная цена может
быть получена в результате проведения открытых и гласных конкурсов или
торгов при условии заблаговременного извещения потенциальных покупате-
лей и качественной подготовки материалов, относящихся к правам на  зе-
мельную парцеллу. Предоставление прав на земельные участки и иную нед-
вижимость  без  проведения конкурсов или торгов возможно только во ис-
полнение столичных функций Москвы предприятиям, организациям и  учреж-
дениям,  финансируемым из городского бюджета Москвы, для строительства
муниципального жилья и по отдельным  некоммерческим  договорам  города
Москвы,  а  также для реализации особо значимых городских проектов или
для строительства объектов, являющихся государственной  собственностью
города.
     Права на отдельные здания, строения, сооружения, расположенные на
землях  Москвы, могут продаваться только одновременно с правами на со-
ответствующий земельный участок. При этом цена  за  приобретение  прав
должна  состоять  из  двух частей - цена за права на здание, строение,
сооружение и цена за права на соответствующий земельный участок.  Сос-
тавное  представление  цены  прав на землю и иные объекты недвижимости
позволит назначать городским властям справедливые обязательные платежи
в городской бюджет.
     Налог на объект недвижимости (в том числе квартиры, находящиеся в
частной собственности), расположенный  на  земельном  участке,  должен
быть  установлен  для  собственника  в виде фиксированного процента от
оценки стоимости такого объекта с учетом его износа.
     Такое распределение между налогом на объект недвижимости и плате-
жами за земельный участок позволит четко установить обоснованную плату
за жилые помещения (за исключением платежей  за  коммунальные  услуги)
для нанимателей муниципального жилья в многоквартирных домах.
     Частные собственники квартир выплачивают в городской бюджет налог
на  недвижимость,  земельный  платеж и платежи за коммунальные услуги.
Арендаторы или наниматели квартир выплачивают  собственнику  плату  за
аренду или наем жилого помещения и платежи за коммунальные услуги.
     Доля  централизуемых  в  федеральный  бюджет средств от земельных
платежей может устанавливаться федеральным законом только по  согласо-
ванию с органами государственной власти Москвы.
     
                 5.3.Оценка земли и иной недвижимости
     Оценка  земли  и иной недвижимости, назначение размера земельного
платежа (налог или арендная плата) производятся в соответствии с зако-
ном или иным нормативным правовым актом Москвы. При этом  предусматри-
вается поэтапный переход к оценке объекта недвижимости, расположенного
на соответствующем земельном участке, по его строительной стоимости на
дату  завершения строительства (с учетом износа этого объекта и инфля-
ционного изменения стоимости рубля на дату проведения оценки), с отне-
сением всех превышений оценочной или продажной стоимости этой недвижи-
мости над оценкой по ее строительной стоимости к стоимости прав на со-
ответствующий земельный участок.
     Одной из первоочередных задач при подготовке земельного законода-
тельства Москвы должна стать разработка законопроектов и  иных  норма-
тивных  правовых актов, регламентирующих процесс проведения оценки зе-
мель и иных объектов недвижимости, в том числе в целях налогообложения.
     Отсутствие достаточного количества сделок с правами на  земельные
участки  в Москве в условиях открытого рынка затрудняет проведение та-
кой оценки. Оценка участков земель возможна в основном с использовани-
ем косвенных данных об их стоимости (по  предпринимательской  деятель-
ности),  с использованием принятых в рыночной экономике методик расче-
та.
     Для обучения квалифицированных оценщиков недвижимости, их  аттес-
тации,  выполнения  оценок  по  заказу городских властей целесообразно
создать бесприбыльный центр содействия оценке, работающий совместно  с
авторитетными международными организациями.
     Разрешенное использование земельного участка для ведения банковс-
кого  дела,  диверсифицированной  торговли, гостиничного бизнеса может
позволить обладателю такого права иметь очень высокий доход, и,  соот-
ветственно, обладатели таких прав могут большую в абсолютном выражении
долю своих доходов отдать за права на такой участок.
     Использование  тех  же земельных участков для менее рентабельного
бизнеса даст предпринимателю меньший доход,  а  следовательно,  меньше
поступлений в городской бюджет за тот же земельный участок.
     Поэтому  юридические  или  физические лица, готовые платить более
высокий земельный платеж за ограничение прав иных лиц по использованию
участка земель, имеющего выгодное расположение и минимальные ограниче-
ния по разрешенному использованию, должны иметь приоритет в  получении
прав на такой участок, с учетом проводимой в городе социальной полити-
ки.
     
                     5.4.Управление землями и иной
                             недвижимостью
     В настоящее время в Москве полномочия в связи с техническим и ин-
формационным  обеспечением  управления  и непосредственным управлением
земельными участками и иной недвижимостью распределены  между  разными
ведомствами государственной исполнительной власти Москвы.
     К  таким ведомствам относятся: Москомзем, ГорБТИ, департамент му-
ниципального жилья, Москомархитектура, Москомимущество, Фонд имущества
Москвы.
     Отсутствие законодательно установленного  порядка  взаимодействия
всех этих ведомств при подготовке материалов по распоряжению городски-
ми землями и иной недвижимостью регулярно приводит к нескоординирован-
ным действиям.
     Целесообразно  сосредоточить  в  Москомархитектуре  полномочия по
подготовке материалов для предоставления прав на земельные  участки  и
иные  объекты недвижимости, по формированию и согласованию ограничений
по использованию конкретных земельных участков и иных объектов  недви-
жимости в соответствии с действующим законодательством.
     Законом Москвы о государственной регистрации прав на недвижимость
необходимо  предусмотреть  поэтапный  переход к единой регистрационной
службе, обеспечивающей государственную регистрацию прав  на  земельные
участки и иные объекты недвижимости в Москве.
     Москомимущество и Фонд имущества Москвы должны осуществлять сдел-
ки по приватизации предприятий, сдаче в аренду и продаже объектов нед-
вижимости  только  на основании материалов, подготовленных Москомархи-
тектурой, при обязательном согласовании с Москомземом.
     Органы государственной власти Москвы в целях предотвращения  нео-
боснованного расширения использования земель и иной недвижимости горо-
да федеральными органами государственной власти, реализуя свою законо-
дательную инициативу, вносят в Государственную Думу законопроект о по-
рядке  утверждения перечня земельных участков и иной недвижимости, ис-
пользуемых или предоставляемых федеральной государственной власти.
     Органы государственной власти Москвы готовят и  утверждают  пере-
чень видов предпринимательской деятельности, направлений развития объ-
ектов  промышленности и социальной сферы, имеющих приоритет для разви-
тия и размещения в Москве.
     
                      5.5.Единая государственная
                   регистрация прав на землю и иную
                             недвижимость
     Регистрация сделок с квартирами, их сдачей в аренду или наем, ре-
гистрация сделок с земельными участками и  иной  недвижимостью  должны
вестись, соответственно, департаментом муниципального жилья, Москомзе-
мом  и  Москомимуществом.  Однако регистрация в этих ведомствах должна
иметь справочный, а не правоустанавливающий характер.
     Правоустанавливающий характер должна иметь единая государственная
регистрация прав на земельные участки  и  иные  объекты  недвижимости.
Техническое осуществление такой регистрации в нотариальном порядке це-
лесообразно  поручить специальному ведомству, утвердив соответствующим
законом Москвы положение о единой системе государственной  регистрации
прав.
     Справочные информационные базы данных, которые ведутся отдельными
ведомствами  государственной  исполнительной  власти  Москвы, образуют
подсистемы единой городской информационной базы данных, являющейся го-
сударственной собственностью Москвы и основой для единой  системы  ре-
гистрации прав на землю и иные объекты недвижимости.
     Отдельные функции государственной регистрации любых сделок с зем-
лей  и иной недвижимостью от функций распоряжения землей и иной недви-
жимостью даст гарантию обладателям прав от возможных злоупотреблений в
этой области.
     Информация об обладании правами на участки земель и иные  объекты
недвижимости в Москве, равно как информация о предоставлении или прек-
ращении  таких прав, должна быть доступна любому лицу, желающему полу-
чить такую информацию в соответствии с нормами гражданского  законода-
тельства. Однако порядок получения такой информации должен быть специ-
ально установлен законом Москвы.
     Любые сделки с земельными участками и иной недвижимостью в Москве
должны  регистрироваться  в  единой городской регистрационной системе.
Записи в такой единой системе хранятся  в письменном виде и дублируют-
ся на магнитных или иных носителях, доступных  электронно-вычислитель-
ной технике.
     В  случае регистрации любые права должны быть защищены городскими
властями от любого незаконного посягательства или произвольного  изме-
нения.
     В целях установления действующих прав и унификации внесения запи-
сей, удостоверяющих права на земельные участки и иные объекты недвижи-
мости, в Поземельную книгу (или иную регистрационную книгу), необходи-
мо разработать и принять нормативный правовой акт Москвы о регистрации
прав на земельные участки и иные объекты недвижимости и ведении город-
ского кадастра недвижимости.
     Для сокращения сроков регистрации прав при проведении одновремен-
ной  инвентаризации земель и иной недвижимости регистрация прав прохо-
дит в два этапа.
     Первый этап регистрации должен предусматривать конкурсный порядок
подачи заявлений лиц о своих правах. Лицо, первым  заявившее  о  своих
правах и предоставившее документы, подтверждающие такие права, призна-
ется обладателем таких прав на период до их окончательного признания и
приобретает возможность использовать земельный участок или объект нед-
вижимости  в  объеме, установленном зарегистрированными правами. Любое
лицо, обладающее документами, подтверждающими его права на тот же  зе-
мельный  участок или иной объект недвижимости, может внести протест на
факт состоявшейся регистрации. Споры рассматриваются  в  установленном
порядке.
     На  втором этапе регистрации окончательно признанные права подле-
жат государственной регистрации с выдачей  обладателю  прав  документа
установленного образца.
     Перечисленные вопросы дополнительно прорабатываются при разработ-
ке соответствующих нормативных документов.