О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ Г.НИЖНИЙ ТАГИЛ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА. Постановление. Правительство РФ. 06.05.95 452

      О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ
        СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ Г.НИЖНИЙ ТАГИЛ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                        НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            6 мая 1995 г.

                                N 452

                              (РГ 95-95)
     
     
     В целях  оздоровления окружающей среды и населения г.Нижний Тагил
Свердловской области Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Одобрить представленную Министерством экономики Российской Фе-
дерации, администрацией Свердловской области,  администрацией г.Нижний
Тагил согласованную с Министерством финансов Российской Федерации, Ми-
нистерством охраны окружающей среды и  природных  ресурсов  Российской
Федерации и  другими  заинтересованными  министерствами  и ведомствами
Российской Федерации Федеральную целевую программу по оздоровлению ок-
ружающей среды  и населения г.Нижний Тагил Свердловской области на пе-
риод до 2000 года (далее именуется - Программа).
     2. Определить  государственным заказчиком Программы администрацию
г.Нижний Тагил Свердловской области.
     3. Министерству экономики  Российской Федерации, Министерству фи-
нансов Российской  Федерации,  заинтересованным  федеральным   органам
исполнительной власти  при  формировании проектов федерального бюджета
на  1996  год  и последующие годы, подготовке инвестиционных  программ 
предусматривать  выделение  средств  для осуществления природоохранных 
мероприятий, намеченных в Программе.
     4. Согласиться с предложением администрации г.Нижний Тагил о соз-
дании финансово-инвестиционного фонда для  реализации  мероприятий  по
оздоровлению окружающей  среды  и населения города,  имея в виду,  что
средства фонда будут формироваться за счет отчислений  в  размере  1,5
процента стоимости  реализуемой продукции (работ,  услуг) предприятий,
учреждений и  организаций  независимо  от  форм  собственности  и  ве-
домственной подчиненности, расположенных на территории г.Нижний Тагил,
с отнесением этих затрат на себестоимость продукции (работ,  услуг), а
также за счет других источников в соответствии с действующим законода-
тельством.
     Администрации Свердловской области,  администрации г.Нижний Тагил
совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации, Министерством  экономики  Российской  Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации и Государственной  налого-
вой службой Российской Федерации разработать положение о финансово-ин-
вестиционном фонде и вносить в установленном порядке при  формировании
проектов бюджетов на 1996 год и последующие годы предложение об  отне-
сении на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат в связи  с  от-
числениями в названный фонд.
     5. Администрации Свердловской области, администрации г.Нижний Та-
гил совместно  с Комитетом Российской Федерации по металлургии,  Госу-
дарственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям  про-
мышленности, Министерством   экономики   Российской   Федерации,   Ми-
нистерством финансов  Российской  Федерации,  акционерными  обществами
"Нижнетагильский металлургический комбинат", "Высокогорский горно-обо-
гатительный комбинат",  "Уралхимпласт" и государственным  предприятием
"Уралвагонзавод" вносить  на рассмотрение Правительства Российской Фе-
дерации предложения о государственной поддержке и  стимулировании  ре-
конструкции и  технического  перевооружения  в  1996-2000 годах произ-
водственных мощностей  этих  акционерных  обществ  и  государственного
предприятия в целях обеспечения реализации Программы при условии,  что
не менее 80 процентов средств,  требуемых на осуществление  природоох-
ранных мероприятий на указанных предприятиях,  будет обеспечено ими за
счет собственных источников и привлеченных средств.
     6. Администрации  Свердловской  области  и администрации г.Нижний
Тагил при формировании соответствующих бюджетов на 1996-2000 годы пре-
дусматривать выделение  средств на реализацию Программы с учетом прив-
лечения внебюджетных источников, включая средства финансово-инвестици-
онного фонда,  создаваемого  в  соответствии  с  пунктом  4 настоящего
постановления.
     
Председатель Правительства
Российской Федерации                           В.ЧЕРНОМЫРДИН
     
     
                    Федеральная целевая программа
     Федеральная целевая  программа по оздоровлению окружающей среды и
населения г.Нижний Тагил Свердловской области на период до  2000  года
(далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановле-
нием Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февра-
ля 1993 г. N 96 "О мерах по государственной поддержке социально-эконо-
мического развития, оздоровлению окружающей среды и населения г.Нижний
Тагил Свердловской области".  Программа основывается на анализе эколо-
гической обстановки,  состояния здоровья населения, а также социальной
и экономической  ситуации  в  городе,  являющемся крупным промышленным
центром Урала с развитым комплексом предприятий горнорудной, металлур-
гической, машиностроительной и химической промышленности.
     Основным направлением Программы оздоровления экологической обста-
новки в городе является концепция снижения уровня негативного антропо-
генного воздействия на окружающую среду за счет  ограничения  мощности
ведущих промышленных  предприятий,  выводу  из эксплуатации устаревших
производств, перепрофилирования (в том числе в  результате  конверсии)
отдельных предприятий,  цехов и участков, осуществления комплекса при-
родоохранных мероприятий на предприятиях,  в городском хозяйстве и  на
территории города.  Кроме того, намечено широкое развитие мер по меди-
цинской реабилитации и оздоровлению населения.
     
        Выбор основных направлений реализации целей Программы
     Комплекс мероприятий  по  решению  экологических задач и вопросов
сохранения и восстановления здоровья населения г.Нижний Тагил в насто-
ящей Программе формируется в виде ряда направлений (блоков).
     Технический блок включает в себя создание и реконструкцию на Ниж-
нетагильском металлургическом комбинате системы аспирации доменных пе-
чей, электропечей, тигелей; внедрение горелочных устройств, что позво-
лит обеспечить снижение выбросов оксидов азота и монооксидов углерода;
строительство установки для вдувания пылеугольного топлива в  доменные
печи; создание замкнутой оборотной системы водоснабжения;  реконструк-
цию помольных прессовых участков и обжиговых печей огнеупорного произ-
водства с установкой  современных аспирационных систем.
     Утилизация токсичных отходов металлургического комбината является
важнейшей задачей Программы, для решения которой намечено строительст-
во гранустановки бассейнового типа,  а также сооружение  комплекса  по
переработке мартеновских шлаков.
     В горнодобывающем производстве в рамках  Программы  предусмотрено
осуществить строительство  установки  сероочистки на Лебяжинской агло-
фабрике, реконструкцию аспирационной  системы  агломерационного  цеха,
перевод сброса шлама в главный карьер.
     На государственном предприятии "Уралвагонзавод" предусматривается
строительство комплекса  газоочистки  мартеновских  печей,  сооружение
станции нейтрализации гальванических стоков, а также строительство це-
ха по переработке гальванических отходов.  При этом создание установки
по утилизации гальванических шламов будет осуществлено для всех  пред-
приятий города.
     В акционерном обществе "Цементный завод" намечено осуществить ре-
конструкцию сушильных барабанов,  обеспечить замену старых циклонов на
новые.
     Ряд мероприятий предусматривается провести на других предприятиях
города.
     В составе  территориального блока намечены мероприятия по улучше-
нию водоснабжения населения, решению проблемы мусороудаления и очистки
города, рекультивации земель,  озеленению городской территории, созда-
нию благоприятных условий для проживания населения.
     Проблема снабжения города чистой питьевой водой остается  важней-
шей.  Для  ее  решения  предусматривается строительство водозаборной и
фильтровальной  станции  1-го подъема на Верхне-Выйском водохранилище,
что позволит обеспечить необходимую очистку воды перед подачей  в  го-
род, будет проведена реконструкция водонасосных станций со  строитель-
ством водоводов.
     Социальный блок включает в себя переселение жителей города из са-
нитарно-защитных зон промышленных предприятий,  строительство объектов
социальной сферы,  санитарно-гигиенические мероприятия и меры по меди-
цинской реабилитации населения.
     Предусматривается переселение  2000  семей  из санитарно-защитных
зон промышленных предприятий, а также 3800 семей из зон ветхого и ава-
рийного жилья.
     
               Экологическая эффективность мероприятий
     Реализация Программы по защите воздушного бассейна позволит  сок-
ратить расходы  топлива,  снизить  выбросы пыли и твердых частиц более
чем на 25000 т, сернистого ангидрида на 17000 т, оксидов азота на 1500
т, цианистого водорода на 500 т,  аммиака на 378 т, формальдегида на 3
т.
     Мероприятия по  очистке  сточных вод и созданию замкнутой системы
водопользования снизят на  15-20  процентов  расходы  воды  на  произ-
водственные нужды,  сократят количество недостаточно очищенных сточных
вод на 148,7 млн.  куб. м в год, позволят уменьшить массу сбрасываемых
со сточными водами твердых отходов путем обработки стоков дешевыми ре-
агентами нового поколения,  полученными из местных недефицитных источ-
ников сырья.
     Мероприятия по очистке питьевой воды позволят довести ее качество
до уровня действующих стандартов, снизить в ней содержание примесей до
уровня предельно допустимых концентраций.
     Реализация в  полном объеме Программы по переработке и утилизации
дисперсных токсичных отходов даст  возможность  использовать  ежегодно
около 10 млн.  т материалов,  в том числе более 3,7 млн. т металлурги-
ческих шлаков,  0,5 млн.  т пылей  и  шламов  металлургического произ-
водства, 5,6 млн. т топливных зол, сократить потребление железной руды
на 0,5 млн. т, снизить расход кокса на 400-600 тыс. т, обезвредить бо-
лее 200 т токсичных отходов первого класса опасности.
     Предусматриваются два вида контроля исполнения работ:
     производственный контроль осуществляется советом фонда реализации
Программы, а также контролирующими организациями и предприятиями горо-
да;
     финансовый контроль  осуществляется  государственным   заказчиком
Программы и  соответствующими  уполномоченными  органами Правительства
Российской Федерации в установленном порядке.
     
                  Затраты на реализацию мероприятий
     Общий объем  затрат  на  реализацию  Программы  составляет 4983,8
млрд. рублей (в ценах 1994 года), в том числе за счет средств предпри-
ятий 3673,8  млрд.  рублей,  за  счет  бюджетов Свердловской области и
г.Нижний Тагил - 286,3 млрд.  рублей,  федерального  бюджета  -  745,3
млрд. рублей и внебюджетных источников - 278,4 млрд.  рублей (приложе-
ние N 1 - не публикуется).
     Затраты на  природоохранные  мероприятия  по  техническому  блоку
составят 4158,3 млрд. рублей, из них основная доля приходится на акци-
онерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат", в рамках
Программы им будет израсходовано 4081,6 млрд. рублей, или 98 процентов
всех затрат (приложение N 2 - не публикуется).
     Общий объем затрат по территориальному блоку составит 220,2 млрд.
рублей (приложение N 3 - не публикуется).  Большая часть затрат приро-
доохранных мероприятий будет направлена на улучшение  водоснабжения  и
очистку стоков города, улучшение мусороудаления и переработку отходов.
Определенная часть средств будет израсходована  на  рекультивацию  го-
родских земель.
     Важнейшим комплексом мероприятий является социальный блок. затра-
ты его определены в размере 596,3 млрд. рублей, в том числе на пересе-
ление населения из санитарно-защитных зон промышленных  предприятий  -
180 млрд.  рублей, медицинскую реабилитацию и оздоровление населения -
144 млрд.  рублей и строительство объектов здравоохранения - 235 млрд.
рублей (приложение N 4 - не публикуется).
     На научно-техническое обеспечение  Программы  предполагается  из-
расходовать 9 млрд. рублей (приложение N 5 - не публикуется).
     Для привлечения средств из различных внебюджетных источников,  их
аккумуляции предполагается  создать финансово-инвестиционный фонд реа-
лизации Программы. Средства указанного фонда формируются за счет  дру-
гих источников в соответствии с действующим законодательством.
     Важнейшим условием эффективной реализации Программы  является  ее
информационно-аналитическое обеспечение.  С  этой целью предусматрива-
ется создание и развитие комплексной  городской  системы  мониторинга,
включающей инженерно-экологический,  биоэкологический, медико-экологи-
ческий и социально-гигиенический мониторинг.