О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ". Закон (Федеральный). Президент РФ. 25.05.95 83-ФЗ

           О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
            "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
                   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                            25 мая 1995 г.

                               N 83-ФЗ

                             (РГ 95-103)


     Статья 1. Внести в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении моно-
полистической деятельности на товарных рынках" (Ведомости  Съезда  на-
родных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 499;
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Фе-
дерации, 1992,  N 32,  ст. 1882; N 34, ст. 1966) следующие изменения и
дополнения:
     1. В  тексте  указанного  Закона  слово  "РСФСР"  заменит словами
"Российская Федерация"  в  соответствующем  падеже,  слова  "республи-
канский товарный  рынок"  и  "местный товарный рынок" заменить словами
"товарный рынок",  слова "органы власти и управления" заменить словами
"федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной влас-
ти  субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления",
слова "Совет Министров" заменить словом "Правительство", слово  "Анти-
монопольный комитет  РСФСР" заменить  словами  "федеральный  антимоно-
польный орган", слова "территориальное управление" исключить.
     2. Дополнить указанный Закон статьей 1-1 следующего содержания:
     "Статья 1-1. Антимонопольное законодательство
     Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит  из
Конституции Российской  Федерации,  настоящего  Закона,  издаваемых  в
соответствии с ним федеральных законов,  указов Президента  Российской
Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Феде-
рации.".
     3. В статье 2:
     а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции
     "Настоящий Закон распространяется на отношения,  влияющие на кон-
куренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участву-
ют российские и иностранные юридические лица, федеральные  органы  ис-
полнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы  местного  самоуправления,  а также физические лица.
Закон применяется и в тех случаях,  когда действия и соглашения, соот-
ветственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами
территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограни-
чению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия
на рынках в Российской Федерации.";
     б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
     "2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с
объектами исключительных прав,  за исключением случаев, когда соглаше-
ния, связанные с их использованием,  направлены на ограничение  конку-
ренции.";
     3) пункт 3 изложить в следующей редакции:
     "3. Отношения,  связанные с монополистической деятельностью и не-
добросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг,
за исключением случаев,  когда складывающиеся на этих рынках отношения
оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются ины-
ми законодательными актами Российской Федерации.";
     г) пункт 4 изложить в следующей редакции:
     "4. Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила,  чем те,  которые содержатся в антимонопольном законода-
тельстве Российской  Федерации,  то применяются правила международного
договора.".
     4. Статью 3 изложить в следующей редакции:
     "Статья 3. Антимонопольные органы
     1. Проведение государственной политики по содействию развитию то-
варных рынков и конкуренции,  предупреждению, ограничению и пресечению
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осущест-
вляется федеральным антимонопольным органом.
     2. Руководитель  федерального антимонопольного органа назначается
на должность и освобождается от должности Президентом Российской Феде-
рации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
     3. Основные задачи,  функции и полномочия федерального  антимоно-
польного органа, а также ответственность его должностных лиц определя-
ются настоящим Законом и иными законодательными актами Российской  Фе-
дерации.
     Положение о федеральном антимонопольном органе утверждается  Пре-
зидентом Российской Федерации.
     4. Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих пол-
номочий  создает свои территориальные органы и назначают соответствую-
щих должностных лиц.
     5. Территориальные органы подведомственны федеральному  антимоно-
польному органу  и осуществляют свою деятельность в соответствии с за-
конодательством Российской Федерации на основе положения, утверждаемо-
го федеральным антимонопольным органом.
     Федеральный антимонопольный орган наделяет  свои  территориальные
органы полномочиями в пределах своей компетенции.
     6. Средства на содержание антимонопольных  органов предусматрива-
ются в федеральном бюджете отдельной строкой.".
     5. Статью 4 изложить в следующей редакции:
     "Статья 4. Определение основных понятий
     В настоящем Законе используются следующие понятия:
     товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназна-
ченный для продажи или обмена;
     взаимозаменяемые товары  -  группа  товаров,  которые  могут быть
сравнимы по их функциональному назначению,  применению, качественным и
техническим характеристикам,  цене  и другим параметрам таким образом,
что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг  дру-
гом в процессе потребления (в том числе производственного);
     товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей,
либо взаимозаменяемых  товаров  на территории Российской Федерации или
ее части,  определяемой исходя из экономической возможности покупателя
приобрести товар  на соответствующей территории и отсутствия этой воз-
можности за ее пределами;
     хозяйствующие субъекты  -  российские  и иностранные коммерческие
организации и их объединения (союзы  или  ассоциации),  некоммерческие
организации, за  исключением  не занимающихся предпринимательской дея-
тельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских  коопера-
тивов, а также индивидуальные предприниматели;
     конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов,  когда их
самостоятельные действия эффективно ограничивают  возможность  каждого
из них  односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров
на соответствующем товаром рынке;
     недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение
преимуществ в предпринимательской деятельности действия  хозяйствующих
субъектов, которые   противоречат  положениям  действующего  законода-
тельства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, ра-
зумности и  справедливости и могут причинить или причинили убытки дру-
гим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их  деловой
репутации;
     доминирующее положение - исключительное положение  хозяйствующего
субъекта или  нескольких  хозяйствующих субъектов на рынке товара,  не
имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определен-
ного товара),  дающее  ему (им) возможность оказывать решающее влияние
на общие условия обращения товара на  соответствующем  товарном  рынке
или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Домини-
рующим признается положение хозяйствующего субъекта,  доля которого на
рынке определенного товара составляет 65 процентов и более,  за исклю-
чением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря
на превышение  указанной величины,  его положение на рынке не является
доминирующим. Доминирующим также признается  положение  хозяйствующего
субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее
65 процентов,  если это установлено антимонопольным органом, исходя из
стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке,  относительно раз-
мера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на
этот рынок  новых конкурентов или иных критериев,  характеризующих то-
варный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйству-
ющего субъекта,  доля которого на рынке определенного товара не превы-
шает 35 процентов;
     монополистическая деятельность - противоречащие  антимонопольному
законодательству действия (бездействие)  хозяйствующих  субъектов  или
федеральных органов   исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного  самоуправле-
ния, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкурен-
ции;
     монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйству-
ющим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с
целью компенсации необоснованных затрат,  вызванных недоиспользованием
производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в
результате  снижения качества товара;
     монопольно  низкая цена - цена приобретаемого товара,  устанавли-
ваемая  хозяйствующим субъектом,  занимающим доминирующее положение на
товарном рынке  в качестве покупателя,  в целях получения дополнитель-
ной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат  за счет продав-
ца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъек-
том, занимающим  доминирующее  положение  на товарном рынке в качестве
продавца, на уровне,  приносящем убытки от продажи данного товара, ре-
зультатом установления которой является или может являться ограничение
конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;
     приобретение акций (долей) в уставном капитале  хозяйственны  об-
ществ - покупка,  а также получение иной возможности осуществления са-
мостоятельно или через представителей воплощенных в этих  акциях  (до-
лях) прав  голоса на основании договоров доверительного управления,  о
совместной деятельности, поручения или на основании иных сделок;
     группа лиц  -  совокупность  юридических  или юридических и физи-
ческих лиц,  применительно к которым выполняется  одно  или  несколько
следующих условий:
     лицо или несколько лиц совместно в  результате  соглашения  (сог-
ласованных действий)  имеют  право прямо или косвенно распоряжаться (в
том числе на основании договоров купли-продажи,  доверительного управ-
ления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем
50 процентами  от  общего  количества  голосов,  приходящихся на акции
(вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридическо-
го  лица. При  этом  под косвенным распоряжением голосами юридического
лица понимается возможность фактического распоряжения ими через треть-
их лиц, по отношению к которым  первое лицо обладает вышеперечисленным
правом или полномочием;
     между двумя или более лицами заключен договор, которым предостав-
лено право определять условия ведения предпринимательской деятельности
одного или  нескольких  участников договора или иных лиц либо осущест-
влять функции их исполнительного органа;
     лицо имеет  право  назначения более 50 процентов состава исполни-
тельного органа и (или)  совета  директоров  (наблюдательного  совета)
юридического лица;
     одни и те же физические лица представляют собой более 50  процен-
тов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюда-
тельного совета) двух и более юридических лиц.
     Положения настоящего закона,  относящиеся к хозяйствующим субъек-
там, распространяются на группу лиц.".
     6. В статьей 5:
     а) в пункте 1:
     абзац первый  после слов "хозяйствующего субъекта" дополнить сло-
вами "(группы лиц)",  слово  "граждан"  заменить  словами  "физических
лиц", а слово "существенное" исключить;
     абзац второй изложить в следующей редакции:
     "изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого яв-
ляется создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;";
     в абзаце третьем слова "в том числе в иностранной валюте,  сырья,
материалов, изделий,  жилых домов,  квартир" заменить  словами  "иного
имущества, имущественных прав,";
     дополнить пункт абзацами следующего содержания:
     "установление монопольно высоких (низких) цен;
     сокращение или прекращение производства товаров,  на которые име-
ются спрос  или заказы потребителей,  при наличии безубыточной возмож-
ности их производства;
     необоснованный отказ  от заключения договора с отдельными покупа-
телями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки
соответствующего товара.";
     б) в пункте 2:
     слова "что его  действия  способствовали или будут способствовать
насыщению товарных рынков, улучшению  потребительских  свойств товаров
и  повышению  их  конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке"
заменить словами "что положительный эффект от его действий, в том чис-
ле в социально-экономической  сфере, превысит  негативные  последствия
для рассматриваемого товарного рынка.".
     7. В статье 6:
     а) в  абзаце первом пункта 1 слова "занимающих в совокупности до-
минирующее положение" заменить словами "имеющих (могущих иметь) в  со-
вокупности долю на рынке определенного  товара  более  35  процентов",
слово "существенное" исключить;
     б) из пункта 2 исключить слово "существенное";
     в) в пункте 3 слова "указанные в пунктах 1 и 2 настоящей  статьи"
заменить словами  "предусмотренные  настоящей статьей,  за исключением
прямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи", слова "что их согла-
шения (согласованные действия) способствовали или будут способствовать
насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и
повышению их конкурентоспобности,  в частности на внешнем рынке" заме-
нить словами "что положительный эффект от их действий,  в том числе  в
социально-экономической сфере  превысит  негативные  последствия   для
рассматриваемого товарного рынка";
     г) дополнить статью пунктом 4 следующего содержания:
     "4. Запрещается объединениям коммерческих организаций (союзам или
ассоциациям), хозяйственным обществам  и  товариществам  осуществление
координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций,
которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкурен-
ции.
     Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации
в судебном  порядке  объединения  коммерческих  организаций (союза или
ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего
координацию предпринимательской деятельности, по иску федерального ан-
тимонопольного органа (территориального органа в пределах  его  компе-
тенции).".
     8. В статье 7:
     а) в пункте 1:
     из абзаца первого исключить слово "существенное";
     абзац второй изложить в следующей редакции:
     "вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов  в
какой-либо сфере  деятельности,  а также устанавливать запреты на осу-
ществление отдельных видов деятельности или производство  определенных
видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством
Российской Федерации;";
     в абзаце  седьмом слова "отдельным хозяйствующим субъектам" заме-
нить словами "отдельному хозяйствующему  субъекту  ил  нескольким  хо-
зяйствующим субъектам", слова "налоговые или иные" исключить;
     дополнить пункт абзацем следующего содержания:
     "Решения федеральных   органов   исполнительной  власти,  органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местно-
го самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хо-
зяйствующих субъектов (в случаях предусмотренных антимонопольным зако-
нодательством), а также предоставления льгот отдельному хозяйствующему
субъекту или нескольких хозяйствующим субъектам подлежат  согласованию
с федеральным антимонопольным органом,  если иное не предусмотрено за-
конодательными актами Российской Федерации.";
     б) в пункте 2:
     слова "структур  государственного  управления"  заменить  словами
"федеральных органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации  и  органов местного  самоуправ-
ления", слово "существенное" исключить;
     дополнить пункт абзацем следующего содержания:
     "Запрещается совмещение функций федеральных органов  исполнитель-
ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъек-
тов, а  также  наделение  хозяйствующих  субъектов функциями и правами
указанных органов,  в том числе  функциями  и  правами  органов  госу-
дарственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных  законо-
дательными актами Российской Федерации.".
     9. Из абзаца первого статьи 8 исключить слово "существенное".
     10. В  абзаце  четвертом  статьи  9  слова  "акций,  паев,  долей
участия" заменить словами "акций, вкладов, паев, долей", слова "акцио-
нерного общества,  товарищества с  ограниченной  ответственностью  или
другого товарищества"  заменить словами "хозяйственного товарищества и
общества".
     11. В статье 10:
     а) из абзаца четвертого исключить слова "в процессе его рекламной
деятельности";
     б) абзац пятый изложить в следующей редакции:
     "продажа товара с незаконным использованием результатов интеллек-
туальной деятельности  и  приравненных  к ним средств индивидуализации
юридического лица,  индивидуализации  продукции,   выполнения   работ,
услуг.".
     12. В статье 11:
     а) абзац шестой пункта 2 изложить в следующей редакции:
     "контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в устав-
ном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминиру-
ющему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъек-
тов либо к ограничению конкуренции.";
     б) пункт 3 после слов "создаются и действуют"  дополнить  словами
"научно-исследовательский институт и";
     в) пункт 4 исключить.
     13. В статье 12:
     а) абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
     "Федеральный антимонопольный орган вправе:
     давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения  пред-
писания о  прекращении  нарушений  антимонопольного законодательства и
(или) об устранении их последствий,  о восстановлении  первоначального
положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных
подразделений из их состав,  о расторжении или об изменении договоров,
противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении догово-
ра с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет
прибыли полученной  в  результате нарушения антимонопольного законода-
тельства;";
     б) в  абзаце  третьем  слова "настоящему Закону" заменить словами
"антимонопольному законодательству",  слова "органам управления" заме-
нить словами   "федеральным  органам  исполнительной  власти,  органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местно-
го самоуправления";
     в) абзацы четвертый, пятый и шестой изложить в следующей редакции:
     "вносить с   соответствующие  федеральные  органы  исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и
органы местного  самоуправления  предложения  о введении или об отмене
лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об от-
мене кот,  а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов
и иных видов государственной поддержки;
     принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммер-
ческие организации и административных  взысканий  на их руководителей,
граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на долж-
ностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов  испол-
нительной власти субъектов  Российской Федерации  и  органов  местного
самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, за иск-
лючением  случаев нарушения установленного порядка  ценообразования  в
соответствии с законодательством о естественных монополиях;
     обращаться в  суд  или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях
антимонопольного законодательства,  в том числе о признании недействи-
тельными полностью  или  частично договоров,  противоречащих антимоно-
польному законодательству,  обязательном заключении договора с  другим
хозяйствующим субъектом,  а также участвовать в рассмотрении судом или
арбитражным судом дел,  связанных с применением и нарушением антимоно-
польного законодательства;";
     г) в абзаце седьмом слова "в органы прокуратуры" заменить словами
"в соответствующие правоохранительные органы;";
     д) дополнить статью абзацами следующего содержания:
     "устанавливать наличие   доминирующего   положения  хозяйствующих
субъектов;
     давать разъяснения  по вопросам применения антимонопольного зако-
нодательства;
     осуществлять иные  полномочия,  предусмотренные законодательством
Российской Федерации.".
     14. Статью 13 изложить в следующей редакции:
     "Статья 13. Право доступа к информации
     Сотрудники, уполномоченные  федеральным  антимонопольным  органом
(территориальным органом), в целях выполнения возложенных на них функ-
ций имеют   право  беспрепятственного  доступа  в  федеральные  органы
исполнительной власти,   органы   исполнительной   власти    субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления,  а также в ком-
мерческие и некоммерческие организации и их объединения,  в другие ор-
ганизации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с
необходимыми документами.
     Органы милиции  обязаны оказывать практическую помощь сотрудникам
федерального антимонопольного  органа  (территориального  органа)  при
исполнении ими служебных  обязанностей,  обеспечивая  при этом беспре-
пятственный доступ к необходимой информации в целях выполнения  возло-
женных на них функций.".
     15. Статью 14 изложить в следующей редакции:
     "Статья 14.  Обязанность по представлению информации федеральному
антимонопольному органу (территориальному органу)
     Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители),  фе-
деральные органы исполнительной власти, органы  исполнительной  власти
субъектов Российской  Федерации,  органы  местного  самоуправления (их
должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предпринимате-
ли, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа (терри-
ториального органа) представлять достоверные документы,  письменные  и
устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления фе-
деральным антимонопольным органом (территориальным органом) его закон-
ный деятельности.".
     16. В статье 15:
     а) название статьи изложить в следующей редакции:
     "Статья 15.  Обязанности  федерального  антимонопольного   органа
(территориального органа) по соблюдению коммерческой тайны";
     б) часть первую после слов "федеральным антимонопольным  органом"
дополнить словами "(территориальным органом)";
     в) часть вторую изложить в следующей редакции:
     "В случае разглашения сотрудниками федерального  антимонопольного
органа (территориального  органа)  сведений, составляющих коммерческую
тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии  с  граж-
данским законодательством.".
     17. В статье 16:
     а) название статьи изложить в следующей редакции:
     "Статья 16.  Содействие развитию товарных рынков,  конкуренции  и
поддержка предпринимательства";
     б) в абзаце первом слово "конкуренции" заменить  словами  "конку-
ренции, поддержки предпринимательства и демонополизации";
     в) в абзаце втором слова "на данный товарный рынок заменить  сло-
вами "на рынок определенного товара";
     г) из абзаца третьего исключить слова "в том числе об  установле-
нии фиксированных  цен  на  товары,  производимые  или реализуемые хо-
зяйствующими субъектами,  злоупотребляющими своим доминирующим положе-
нием";
     д) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
     "о создании  и  развитии  параллельных  структур в сферах  произ-
водства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и
кредитов;";
     е) из абзаца пятого исключить слово "дефицитных";
     ж) абзац шестой изложить в следующей редакции:
     "о привлечении  иностранных  инвестиций,  создании  организаций с
иностранными инвестициями и свободных экономических зон;";
     з) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
     "о внесении изменений в перечни  видов  деятельности,  подлежащих
лицензированию, и в порядок их лицензирования.";
     и) дополнить статью частью второй следующего содержания:
     "Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации
федеральных программ демонополизации,  программ развития конкуренции и
поддержки предпринимательства.".
     18. Название раздела V изложить в следующей редакции:
     "Раздел V. Отдельные виды государственного контроля".
     19. Статью 17 изложить в следующей редакции:
     "Статья 17.  Государственный контроль за созданием, реорганизаци-
ей, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений
     1. В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим
положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции фе-
деральным антимонопольным органом осуществляется государственный конт-
роль за:
     созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих ор-
ганизаций (союзов или ассоциаций);
     слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их
активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров
оплаты труда;
     ликвидацией и разделением (выделением) государственных и  муници-
пальных унитарных  предприятий,  размер  активов  которых превышает 50
тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению
хозяйствующего субъекта,  доля  которого  на  соответствующем товарном
рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда лик-
видация осуществляется по вступившему в законную  силу  решению арбит-
ражного суда.
     2. В  случаях,  предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи,  лица
или органы,  принимающие решения о создании, реорганизации, ликвидации
коммерческих и некоммерческих организаций,  представляют в федеральный
антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирую-
щие органы в соответствии с  законодательством  Российской  Федерации,
ходатайство  о  даче  согласия на создание,  реорганизацию, ликвидацию
коммерческих и некоммерческих организаций,  сведения об основных видах
деятельности и  объемах  производимой и реализуемой на соответствующих
товарных рынках продукции (работ,  услуг). Федеральный антимонопольный
орган вправе запросить иную информацию.
     Федеральный антимонопольный орган не вправе требовать представле-
ния информации,  не  предусмотренной перечнем информации, утверждаемым
федеральным антимонопольным органом.
     Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня полу-
чения необходимых документов сообщает заявителю в письменной  форме  о
принятом решении.
     В случае возникновения необходимости указанный  срок  может  быть
увеличен федеральным  антимонопольным  органом,  но не более чем на 15
дней.
     3. Федеральный   антимонопольный  орган  вправе  отклонить  хода-
тайство, если его удовлетворение может привести  к  возникновению  или
усилению доминирующего  положения  соответствующей организации и (или)
ограничению конкуренции либо при рассмотрении представленных  докумен-
тов обнаружено,  что содержащаяся в них информация,  имеющая  значение
для принятия  решения,  является недостоверной.  Федеральный антимоно-
польный орган вправе удовлетворить  ходатайство  в  случае  выполнения
требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом  указаны
не требования,  а также сроки их исполнения должны содержаться в реше-
нии федерального  антимонопольного  органа о согласии на осуществление
действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
     Федеральный антимонопольный   орган  вправе  удовлетворить  хода-
тайство даже при  возможности  наступления  указанных  неблагоприятных
последствий в случае, если лица или органы, принимающие решение о соз-
дании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих органи-
заций, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в
социально-экономической сфере,  превысит  негативные  последствия  для
рассматриваемого товарного рынка.
     4. Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен  заяв-
лением учредителей (одного из  учредителей)  в  15-дневный срок со дня
государственной регистрации (внесения изменений в государственный  ре-
естр) о  создании  коммерческих организаций,  если суммарная стоимость
активов учредителей превышает 100 тысяч  минимальных  размеров  оплаты
труда, а  также  о слиянии или присоединении коммерческих организаций,
если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных разме-
ров оплаты труда. При уведомлении федерального антимонопольного органа
заявитель представляет наряду с заявлением информацию, предусмотренную
пунктом 2 настоящей статьи.
     5. Если федеральный антимонопольный орган после  предварительного
изучения информации придет к выводу,  что создание (слияние, присоеди-
нение) организации, о котором его уведомили, может привести к  ограни-
чению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке  со-
ответствия создания (слияния, присоединения) коммерческой  организации
требованиям антимонопольного законодательства.
     Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня
получения федеральным антимонопольным органом заявления об уведомлении.
     Окончательное решение принимается федеральным антимонопольным ор-
ганом в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, о чем сооб-
щается заявителю в письменной форме.
     6. В случаях, если создание (слияние, присоединение) коммерческой
организации может привести к ограничению конкуренции,  учредители ком-
мерческой организации,  лица или органы,  принявшие решение о слиянии,
присоединении, обязаны по требованию федерального антимонопольного ор-
гана принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.
     7. В случаях,  предусмотренных пунктом 4 настоящей  статьи,  лица
или органы,  принимающие решения о создании,  слиянии,  присоединении,
вправе до принятия таких решений запросить согласие федерального анти-
монопольного органа на создание коммерческих организаций, который обя-
зан рассмотреть соответствующие ходатайства в  порядке,  установленном
пунктом 2 настоящей статьи.
     8. В случаях,  предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи,  госу-
дарственная регистрация  коммерческих и некоммерческих организаций,  а
также внесение записи об исключении из единого государственного реест-
ра юридических лиц коммерческих организаций  осуществляются  регистри-
рующим органом только с предварительного согласия федерального антимо-
нопольного органа.
     Государственная регистрация коммерческих организаций  и  их  объ-
единений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия
федерального антимонопольного органа,  может быть признана в  судебном
порядке недействительной  по иску федерального антимонопольного органа
в пределах его компетенции).
     9. Создание  (слияние,  присоединение) коммерческих организаций в
нарушение порядка, установленного пунктом 4 настоящей статьи, приводя-
щее к  возникновению  или  усилению  доминирования и (или) ограничению
конкуренции, неисполнение требований федерального антимонопольного ор-
гана, предъявленных в соответствии с пунктом 6  настоящей  статьи, яв-
ляются основанием для признания государственной  регистрации  недейст-
вительной в судебном порядке по иску федерального антимонопольного ор-
гана (территориального органа в пределах его компетенции).".
     20. Статью 18 изложить в следующей редакции:
     "Статья 18. Государственный контроль за соблюдением антимонополь-
ного законодательства  при приобретении акций (долей) в уставном капи-
тале коммерческих организаций и иных случаях
     1. С  предварительного согласия федерального антимонопольного ор-
гана на основании ходатайства юридического или физического  лица  осу-
ществляются:
     приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса  в
уставном капитале  хозяйственного  общества,  при  котором  такое лицо
(группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами ука-
занных акций (долей). Данное требование не распространяется на учреди-
телей хозяйственного общества при его образовании;
     получение в  собственность  или  пользование  одним хозяйствующим
субъектов (группой лиц) основных производственных средств или  немате-
риальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая сто-
имость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов
балансовой стоимости  основных производственных средств и нематериаль-
ных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество:
     приобретение лицом  (группой  лиц) прав,  позволяющих  определять
условия ведения хозяйствующим субъектом его  предпринимательской  дея-
тельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
     2. Предварительное согласие на осуществление сделок,  указанных в
пункте 1  настоящей  статьи,  требуется в случаях,  если суммарная ба-
лансовая стоимость активов лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи,
превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них
является  хозяйствующий  субъект,  внесенный  в  Реестр  хозяйствующих
субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процен-
тов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая  деятель-
ность указанного хозяйствующего субъекта.
     Порядок формирования Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих до-
лю на  рынке определенного товара более 35 процентов (далее - Реестр),
определяется Правительством Российской Федерации.
     3. Для совершения сделок,  указанных в пункте 1 настоящей статьи,
либо обязаны представить в  федеральный  антимонопольный  орган  хода-
тайство о даче согласия на их совершение и сообщить информацию,  необ-
ходимую для вынесения решения в соответствии  с  перечнем  информации,
утверждаемым федеральным антимонопольным органом.
     Государственный контроль за совершением  сделок,  предусмотренных
настоящей статьей,  осуществляется федеральным антимонопольным органом
в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона.
     4. Федеральный   антимонопольный  орган  вправе  отклонить  хода-
тайство, если его удовлетворение может привести к усилению  доминирую-
щего положения  хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограниче-
нию конкуренции, а также в случае представления недостоверной информа-
ции, имеющей значение для принятия решения. Федеральный  антимонополь-
ный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения  требо-
ваний направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные тре-
бования, а также сроки их исполнения должны содержаться  в решении фе-
дерального антимонопольного органа о согласии на осуществление  дейст-
вий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
     Федеральный антимонопольный   орган  вправе  удовлетворить  хода-
тайство даже при возможности ограничения конкуренции  в  случае,  если
участники сделки докажут,  что положительный эффект от их действий,  в
том числе  в  социально-экономической   сфере,   превысит   негативные
последствия для рассматриваемого товарного рынка.
     5. Федеральный антимонопольный орган подлежит уведомлению по  за-
явлению юридического  или физического лица в 15-дневный срок после со-
вершения сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если суммарная
балансовая стоимость  активов  лиц,  указанных  в  пункте  1 настоящей
статьи, превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
     В случае участия физического лица в исполнительных органах, сове-
тах директоров (наблюдательных советах)  двух  и  более  хозяйствующих
субъектов, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 50
тысяч минимальных размеров оплаты труда,  или хозяйствующих субъектов,
внесенных в Реестр по  одной и той же товарной группе либо внесенных в
Реестр по группам товаров различных стадий одного  и  того  же  произ-
водственно-сбытового процесса, необходимо уведомление федерального ан-
тимонопольного органа этим лицом в  15-дневный  срок  после  вхождения
(избрания) в указанные органы или советы. При уведомлении федерального
антимонопольного органа заявитель представляет ему наряду с заявлением
информацию, предусмотренную пунктом 3 настоящей статьи.
     6. Если федеральный антимонопольный орган после  предварительного
изучения информации придет к выводу,  что совершение сделки, о которой
его уведомили,  может привести к возникновению или усилению доминирую-
щего положения  хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограниче-
нию конкуренции,  он принимает решение о дополнительной проверке соот-
ветствия указанной сделки требованиям антимонопольного законодательст-
ва. Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со  дня
получения федеральным антимонопольным органом заявления об уведомлении.
     Окончательное решение принимается федеральным антимонопольным ор-
ганом в сроки, предусмотренные  пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона,
о чем заявителю сообщается в письменной форме.
     7. В случаях,  если предусмотренные пунктом  5  настоящей  статьи
действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего по-
ложения хозяйствующего субъекта и (или) ограничению конкуренции, лица,
осуществляющие указанные действия,  обязаны по требованию федерального
антимонопольного органа в  установленные  им  сроки  принять  меры  по
восстановлению необходимых условий конкуренции.
     8. В случаях,  предусмотренных пунктом 5 настоящей  статьи,  лица
вправе предварительно   запросить  согласие  на  совершение  указанных
действий у  федерального  антимонопольного   органа,   который  обязан
рассмотреть соответствующие заявления в установленном порядке.
     9. Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного насто-
ящей статьей,  приводящие к возникновению или усилению доминирования и
(или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в
судебном порядке  по иску федерального антимонопольного органа (терри-
ториального органа в пределах его компетенции) в  случае  неисполнения
участниками сделок  требований федерального антимонопольного органа по
восстановлению необходимых условий конкуренции в установленные им сро-
ки.
     Неисполнение решений  федерального антимонопольного  органа,  вы-
несенных в  соответствии  с пунктами 4 и 7 настоящей статьи,  является
основанием для признания соответствующей  сделки  недействительной  по
иску федерального  антимонопольного  органа (территориального органа в
пределах его компетенции).
     Нарушение требований настоящей статьи в части получения  согласия
(уведомления) федерального  антимонопольного органа на совершение сде-
лок является основанием для наложения штрафных санкций в  соответствии
с настоящим Законом.".
     21. Статью 19 изложить в следующей редакции:
     "Статья 19.  Принудительное  разделение  (выделение) коммерческих
организаций и некоммерческих  организаций,  занимающихся  предпринима-
тельской деятельностью
     1. В случае,  когда коммерческие организации и некоммерческие ор-
ганизации, занимающиеся  предпринимательской  деятельностью,  занимают
доминирующее положение и совершили два или  более  нарушений антимоно-
польного законодательства,  федеральный  антимонопольный  орган вправе
принять решение об их принудительном разделении или  выделении  из  их
состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразде-
лений, если это ведет к развитию конкуренции.
     2. Решение  о  принудительном разделении (выделении) коммерческой
организации принимается при наличии совокупности следующих условий:
     возможности организационного  и  территориального  обособления ее
структурных подразделений;
     отсутствия между  структурными  подразделениями тесной технологи-
ческой взаимосвязи (в частности,  если объем потребляемой  юридическим
лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделений не превы-
шает 30 процентов общего объема производимой этим структурным  подраз-
делением продукции (работ, услуг);
     возможности юридических лиц в результате реорганизации  самостоя-
тельно работать на рынке определенного товара.
     3. Решение федерального антимонопольного органа о  принудительном
разделении (выделении)  коммерческих  организаций  или  некоммерческих
организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью,  подлежит
исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом тре-
бований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный  в  нем
срок, который не может быть менее шести месяцев.".
     22. Статью 20 изложить в следующей редакции:
     "Статья 20. Обжалование решений федерального антимонопольного ор-
гана (территориального органа),  принятых на основании статей 17, 18 и
19 настоящего Закона.
     В случае,  если заявитель не получит на свое ходатайство (заявле-
ние об уведомлении) ответа  от  федерального  антимонопольного  органа
(территориального органа) в 60-дневный срок,  исчисляемый со дня полу-
чения этого ходатайства (заявления об уведомлении)  указанным  органом
(статьи 17, 18 настоящего Закона), либо не согласен с принятым решени-
ем этого органа, он вправе обратиться в суд или арбитражный суд за за-
щитой нарушенных прав.
     Решение о принудительном разделении коммерческих организаций  или
выделении из  их  состава  одной  или  нескольких  организаций на базе
структурных подразделений обжалуется в суд или арбитражный суд.".
     23. Статью 21 исключить.
     24. Название раздела VI изложить в следующей редакции:
     "Раздел VI. Ответственность за нарушение антимонопольного законо-
дательства".
     25. В статье 22:
     а) название статьи изложить в следующей редакции:
     "Статья 22.  Обязательность  исполнения  предписания федерального
антимонопольного органа";
     б) в пункте 1:
     в абзаце первом слова "настоящего Закона" заменить словами "анти-
монопольного законодательства",  слова "хозяйствующие субъекты, органы
управления и их должностные лица" заменить словами "коммерческие и не-
коммерческие организации (их руководители),  федеральные органы испол-
нительной власти,  органы исполнительной власти  субъектов  Российской
Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граж-
дане, в том числе индивидуальные предприниматели";
     абзац второй изложить в следующей редакции:
     "в соответствии с предписаниями федерального антимонопольного ор-
гана прекратить  нарушение,  восстановит   первоначальное   положение,
расторгнуть договор  или внести в него изменения,  заключить договор с
другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий зако-
нодательству, перечислить  в федеральный бюджет прибыль,  полученную в
результате нарушения, осуществить реорганизацию в форме разделения или
выделения с соблюдением установленных условий и сроков, выполнить иные
действия, предусмотренные предписанием.";
     в) абзацы третий, четвертый исключить;
     г) пункты 2 и 3 заменить текстом следующего содержания:
     "2. В  случае  нарушения  антимонопольного законодательства феде-
ральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе  в  адми-
нистративном порядке налагать  штрафы и выносит предупреждения в соот-
ветствии с действующим законодательством.".
     26. Дополнить указанный Закон статьей 22-1 следующего содержания:
     "Статья 22-1.  Виды ответственности за нарушение антимонопольного
законодательства
     За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное за-
конодательство, должностные  лица  федеральных  органов исполнительной
власти органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и
органов местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие органи-
зации или их руководители, а также граждане, в том числе  индивидуаль-
ные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную  либо
уголовную ответственность.".
     27. Статью 23 изложить в следующей редакции:
     "Статья 23. Ответственность коммерческих и некоммерческих органи-
заций
     Коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в
виде штрафа за следующие нарушения:
     неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного ор-
гана (территориального органа) - в размере до 100 минимальных размеров
оплаты труда  за  каждый день просрочки исполнения предписания,  но не
более 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
     непредставление федеральному  антимонопольному органу (территори-
альному органу) ходатайств и заявлений,  предусмотренных статьями 17 и
18 настоящего Закона,  - в размере до 5 тысяч минимальных размеров оп-
латы труда;
     неисполнение законных  требований  федерального  антимонопольного
органа (территориального органа), предъявляемых в соответствии с пунк-
том 3  статьи 17 и пунктом 4 статьи 18 настоящего Закона,  - в размере
до 8 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
     непредставление в срок по требованию федерального антимонопольно-
го органа (территориального органа) документов  либо  иной информации,
подлежащей представлению в соответствии со статьями 17 и 18 настоящего
Закона, - в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда за  каждый
день нарушения  установленного срока,  но не более 5 тысяч минимальных
размеров оплаты труда;
     предоставление федеральному  антимонопольному  органу (территори-
альному органу) недостоверных сведений - в размере до 1  тысячи  мини-
мальных размеров оплаты труда.
     При определении размера штрафа учитывается экономическое  состоя-
ние коммерческих и некоммерческих организаций.".
     28. Статью 24 изложить в следующей редакции:
     "Статья 24.  Ответственность  руководителей коммерческих и неком-
мерческих организаций,  должностных лиц федеральных  органов  исполни-
тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации, органов местного самоуправления и граждан
     1. Руководители коммерческих и некоммерческих организаций,  долж-
ностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов испол-
нительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са-
моуправления, индивидуальные  предприниматели  несут  административную
ответственность за следующие нарушения:
     неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного ор-
гана (территориального органа) - в виде  предупреждения  ли  штрафа  в
размере до 200 минимальных размеров оплаты труда;
     воспрепятствование выполнению сотрудниками федерального антимоно-
польного органа  (территориального  органа) возложенных на них обязан-
ностей - в виде предупреждения или штрафа в размере до 120 минимальных
размеров оплаты труда.
     2. Должностные лица,  зарегистрировавшие коммерческие организации
или их  объединения  (союзы  или ассоциации) без согласия федерального
антимонопольного органа  (территориального  органа)  в  случаях,  пре-
дусмотренных статьей 17 настоящего Закона,  несут административную от-
ветственность в виде предупреждения или штрафа в размере до  80  мини-
мальных размеров оплаты труда.
     3. Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, виновные:
     в непредставлении в срок по требованию федерального антимонополь-
ного органа (территориального органа) документов либо иной информации,
необходимой для осуществления его деятельности,  в случаях, предусмот-
ренных настоящим Законом, несут административную ответственность в ви-
де предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров  оп-
латы труда;
     в непредставлении  федеральному антимонопольному органу (террито-
риальному органу) ходатайств и заявлений,  предусмотренных статьями 17
и 18 настоящего Закона, несут административную  ответственность в виде
предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров  оплаты
труда;
     в неисполнении законных требований федерального  антимонопольного
органа (территориального органа), предъявляемых в соответствии с пунк-
том 3 статьи 17 и пунктом 4 статьи 18 настоящего Закона,  несут  адми-
нистративную ответственность в виде предупреждения или штрафа в разме-
ре до 100 минимальных размеров оплаты труда.
     4. Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а так-
же должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местно-
го самоуправления,  виновные в повторном  в  течение  года  совершении
действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи,  несут уголовную
ответственность в соответствии с действующим законодательством.".
     29. Текст статьи 25 изложить в следующей редакции:
     "Должностные лица федерального антимонопольного органа  (террито-
риального органа)  несут административную ответственность за разглаше-
ние сведений, составляющих коммерческую тайну коммерческих и некоммер-
ческих организаций  и индивидуальных предпринимателей,  в виде предуп-
реждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда,
если это   деяния  не  влекут  иную  ответственность,  предусмотренную
действующим законодательством.".
     30. В статье 26:
     а) название статьи изложить в следующей редакции:
     "Статья 26.  Взыскание убытков, причиненных хозяйствующим субъек-
там";
     б) в  тексте  статьи  слова  "настоящего Закона" заменить словами
"антимонопольного законодательства", слова "он вправе обратиться в суд
или арбитражный  суд с иском к органу власти или управления о возмеще-
нии управления о возмещении этих убытков" заменить словами "или  иному
лицу, эти  убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским за-
конодательством.";
     в) дополнить статью частью второй следующего содержания:
     "Если действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта, нарушаю-
щими антимонопольное  законодательство,  причинены  убытки другому хо-
зяйствующему субъекту либо иному лицу,  эти убытки подлежат возмещению
причинившим их  хозяйствующим  субъектом  в соответствии с гражданским
законодательством.".
     31. Название раздела VII изложить в следующей редакции:
     "Раздел VII.  Порядок принятия обжалования и исполнения решений и
предписаний федерального антимонопольного органа (территориального ор-
гана)".
     32. В статье 27:
     а) название статьи изложить в следующей редакции:
     "Статья 27. Основания для рассмотрения дел о нарушениях антимоно-
польного законодательства федеральным антимонопольным органом";
     б) в пункте 1:
     в абзаце первом слова "настоящего Закона" и "решения в  пределах"
заменить соответственно  словами "антимонопольного законодательства" и
"решения и предписания в пределах";
     абзац второй изложить в следующей редакции:
     "Основаниями для рассмотрения дел  о  нарушении  антимонопольного
законодательства являются заявления коммерческих и некоммерческих  ор-
ганизаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации,  органов местного само-
управления и представления прокурора.
     Дела о  нарушении  антимонопольного  законодательства  могут быть
рассмотрены федеральным антимонопольным органом по собственной инициа-
тиве.".
     33. Статью 28 изложить в следующей редакции:
     "Статья 28. Порядок обжалования решений и предписаний федерально-
го антимонопольного органа (территориального органа)
     1. Федеральные органы исполнительной власти,  органы исполнитель-
ной власти субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправ-
ления (их должностные лица), коммерческие м некоммерческие организации
(их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предпринимате-
ли, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о призна-
нии недействительными  полностью  или  частично  решений (предписаний)
федерального антимонопольного органа (территориального органа) либо об
отмене или изменении решений о наложении административного взыскания и
штрафа.
     2. Подача заявления приостанавливает исполнение решения  (предпи-
сания) федерального антимонопольного органа  (территориального органа)
на время его рассмотрения в суде или арбитражном  суде  до  вступления
решения суда или арбитражного суда в законную силу.
     Решение (предписание) федерального антимонопольного органа  (тер-
риториального органа) может быть обжаловано в течение шести месяцев со
дня его вынесения,  за исключением требований, на которые исковая дав-
ность не распространяется.".
     34. Статью 29 изложить в следующей редакции:
     "Статья 29. Порядок исполнения предписаний и других решений феде-
рального антимонопольного органа (территориального органа)
     1. Решение  (предписание)  федерального  антимонопольного  органа
(территориального органа) подлежит исполнению в  установленный  в  нем
срок. Неисполнение  в  срок указанного решения (предписания) влечет за
собой последствия, предусмотренные настоящим Законом и другими законо-
дательными актами Российской Федерации.
     В случае неисполнения решения (предписания) об отмене или измене-
нии акта, принятого  с нарушением антимонопольного законодательства, о
восстановлении положения, существовавшего до нарушения, федеральный ан-
тимонопольный орган (территориальный орган) вправе обратиться в арбит-
ражный суд с заявлением о признании  акта  недействительным  полностью
или частично либо о понуждении восстановить положение,  существовавшее
до нарушения.
     При неисполнении решения (предписания) об изменении или расторже-
нии противоречащего антимонопольному законодательству договора либо  о
заключении договора с другим хозяйствующим субъектом федеральный анти-
монопольный орган (территориальный орган) вправе обратиться в суд  или
арбитражный суд  с  иском  о  признании договора недействительным пол-
ностью или частично либо о понуждении к заключению договора.
     В случае  неисполнения решения (предписания) о перечислении в фе-
деральный бюджет прибыли,  полученной в результате нарушения антимоно-
польного законодательства, федеральный антимонопольный орган (террито-
риальный орган) вправе предъявить в суд  или  арбитражный  суд  иск  о
взыскании в федеральный бюджет необоснованно полученной прибыли.
     2. Штраф,  наложенный федеральным антимонопольным органом (терри-
ториальным органом) на коммерческую или некоммерческую организацию, за
исключением  штрафа на индивидуального предпринимателя, взыскивается в
безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня вынесения  решения о его
взыскании.
     Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом (территори-
альным органом) на руководителей коммерческой или некоммерческой орга-
низации, должностных лиц федеральных  органов  исполнительной  власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органов
местного самоуправления,  а также граждан,  в том числе индивидуальных
предпринимателей, уплачивается  ими в 30-дневный срок со дня получения
решения о наложении штрафа.  При уклонении от уплаты штрафа в установ-
ленный срок или неуплате штрафа в полном размере федеральный антимоно-
польный орган (территориальный орган) вправе обратиться в суд с  заяв-
лением о взыскании с руководителей коммерческой или некоммерческой ор-
ганизации, должностных лиц федеральных органов исполнительной  власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органов
местного самоуправления,  а также граждан,  в том числе индивидуальных
предпринимателей, суммы  штрафа,  а также пени в размере 1 процента от
суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.
     Суммы штрафов,  взысканные  федеральным  антимонопольным  органом
(территориальным органом), уплачиваются в федеральный бюджет.
     Уплата штрафа  не  освобождает  от  обязанности исполнить решение
(предписание) федерального  антимонопольного органа  (территориального
органа) или  совершить иные действия,  предусмотренные антимонопольным
законодательством .".
     Статья 2.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
     Статья 3.  Предложить  Президенту Российской Федерации привести в
соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.
     Поручить Правительству Российской Федерации:
     подготовить предложения  о   приведении   законодательных   актов
Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом;
     привести в соответствие с настоящим Федеральным законом норматив-
ные правовые акты Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации                 Б.ЕЛЬЦИН