ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 2-1 И 16 ЗАКОНА РСФСР ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА "О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ"(В РЕДАКЦИИ ОТ 3 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА) В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ З.В.АЛЕШНИКОВОЙ. Постановление. Конституционный Суд РФ. 23.05.95 6-П

       ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 2 ОДИН И 16
         ЗАКОНА РСФСР ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА "О РЕАБИЛИТАЦИИ
             ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ" (В РЕДАКЦИИ ОТ
               3 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА) В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
                      ГРАЖДАНКИ З.В.АЛЕШНИКОВОЙ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                            23 мая 1995 г.

                                N 6-П

                             (РГ 95-104)


     Конституционный Суд  Российской  Федерации  в  составе  председа-
тельствующего Г.А.Гаджиева,   судей   А.Л.Кононова,    Т.Г.Морщаковой,
Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева, В.Н.Ярославцева,
     с участием гражданки З.В.Алешниковой,  обратившейся в  жалобой  в
Конституционный Суд   Российской   Федерации,  и  представителя  Госу-
дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации -  Л.Н.За-
вадской; приглашенных в заседание представителей:  от Комиссии по пра-
вам человека при Президенте Российской Федерации  -  А.Т.Копылова,  от
Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв по-
литических репрессий - А.С.Новикова, от Прокуратуры Российской Федера-
ции - Г.Ф.Весновской,  от Министерства финансов Российской Федерации -
В.А.Шалаева,
     руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Феде-
рации, пунктом 3 части первой,  частями второй  и  третьей  статьи  3,
пунктом 3 части второй статьи 22, статьей 36, частями первой, второй и
третьей статьи 74, частью первой статьи 96, статьями 97 и 99 Федераль-
ного конституционного закона "О Конституционном Суд Российской Федера-
ции",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
статей 2 один и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года "О  реабилита-
ции жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года).
     Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки  З.В.Алешни-
ковой на нарушение ее конституционных прав статьями 2 один и 16 Закона
РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий".
     Основанием к  рассмотрению  дела явилась обнаружившаяся неопреде-
ленность в вопросе о том,  соответствуют ли  конституционным  права  и
свободам граждан  положения части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О
реабилитации жертв политических репрессий".
     Заслушав сообщение  судьи-докладчика  В.Г.Ярославцева, объяснения
сторон, показания свидетеля,  заключение эксперта, выступления пригла-
шенных в судебное заседание,  изучив представленные материалы, Консти-
туционный Суд Российской Федерации

                              установил:

     1. Заявительница - гражданка З.В.Алешникова,  1931 года рождения,
проживала до 1942 года вместе с родителями в Сталинградской области. В
1942 году ее родители были повторно репрессированы в  административном
порядке как социально опасные лица,  в связи с чем она вместе с семьей
была насильственно выселена с места своего проживания.
     В 1993  году  родители  З.В.Алешниковой  были реабилитированы УВД
Волгоградской области на основании пункта "в" статьи 3 Закона РСФСР "О
реабилитации жертв политических репрессий",  а она на основании абзаца
1 части первой статьи 2 один того же Закона была признана пострадавшей
от политических репрессий.
     Полагая, что  к  ней  политические  репрессии   применялись   не-
посредственно, З.В.Алешникова  обращалась в органы социального обеспе-
чения в Министерство юстиции Российской Федерации с просьбой  признать
ее необоснованно  репрессированной  и  распространить  на нее все ком-
пенсации, предусмотренные для этой категории  лиц  статьей  16  Закона
РСФСР "О  реабилитации жертв политических репрессий" и статьей 110 За-
кона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".  В просьбе ей было от-
казано на  том основании,  что к моменту окончания срока примененных к
ее родителям репрессивных мер она не достигла 16-летнего  возраста,  с
которого по действовавшему в то время законодательству мог применяться
соответствующий вид политических репрессий. Ленинградский районный на-
родный суд  города Калининграда также отказал З.В.Алешниковой в приеме
заявления о нарушении ее конституционных прав в связи с применением  к
ней положений  статей  2  один и 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв
политических репрессий".
     2. Заявительница  обратилась в Конституционный Суд Российской Фе-
дерации с просьбой признать неконституционной всю статью 2 один Закона
РСФСР "О  реабилитации жертв политических репрессий".  Однако статья в
целом не может быть предметом рассмотрения по данному делу,  поскольку
к заявительнице  было  применено  лишь положение абзаца 1 части первой
этой статьи о признании пострадавшими от политических репрессий детей,
находившихся вместе  с  родителями  в местах лишения свободы в ссылке,
высылке, на спецпоселении.
     На основании  статьи  97  Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба в части,  касающейся
других положений  статьи 2 один Закона РСФСР "О реабилитации жертв по-
литических репрессий", не является допустимой и не может быть рассмот-
рена в данном деле.
     Часть третья статьи 16 названного Закона,  упоминаемая в  жалобе,
для данного дела не имеет самостоятельного значения,  поскольку, отсы-
лает к нормам статьи 2 один и охватывает все перечисленные в ней кате-
гории пострадавших от политических репрессий.
     3. Целью Закона РСФСР  "О  реабилитации  жертв политических  реп-
рессий", как указано в его преамбуле, является реабилитация репрессий,
восстановление их в гражданских правах,  устранение  иных  последствий
произвола и  обеспечение посильной в настоящее время компенсации мате-
риального и морального ущерба.
     Признание частью  первой  статьи  2 один названного Закона детей,
находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы,  в  ссылке,
высылке, на  спецпоселении,  не репрессированными,  а пострадавшими от
политических репрессий не отвечает этой цели,  ограничивает для  таких
лиц возможность реабилитации, создает для них иной по сравнению с реа-
билитируемыми правовой статус,  в частности уменьшает объем предусмот-
ренных компенсаций.
     Действовавшее в период применения репрессий законодательство фор-
мально не требовало вынесения решений о применении репрессий в отноше-
нии детей, не достигших 16-летнего возраста. Однако  по  существу  эти 
дети репрессировались фактически  подвергаясь  мерам  принуждения.  То
обстоятельство, что к моменту необоснованного применения  репрессий  к
родителям они  не достигли возраста,  позволявшего юридически привлечь
их к ответственности,  не имеет значения для оценки их правового поло-
жения и не может служить основанием для ограничения их прав и свобод в
процессе реабилитации.  Такие дети, насильственно или вынужденно поме-
щенные в места заключения,  ссылки,  высылки,  спецпоселений,  т.е.  в
условия явного лишения прав и свобод,  в силу статьи 1 Закона РСФСР "О
реабилитации жертв  политических  репрессий" должны быть признаны реп-
рессированными по политическим мотивам  со  всеми  вытекающими  отсюда
последствиями.
     4. Содержащиеся в части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О реа-
билитации жертв  политических репрессий" ограничения еще более усугуб-
ляются органами,  на которые  возложено  его  применение.  Прокуратура
Российской Федерации  и Министерство внутренних дел Российской Федера-
ции в  своих  инструктивных  указаниях,  исходя  из  законодательства,
действовавшего в  период  применения репрессий,  учитывают только факт
наличия или отсутствия документального подтверждения решений о  приме-
нении репрессий.  При  этом определяется,  что не могут считаться реп-
рессированными дети,  не достигшие 16 лет и не поставленные на учет  в
местах режимного  поселения родителей.  Аналогичная норма содержится в
статье 1 Положения о порядке  предоставления  льгот  реабилитированным
лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ут-
вержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая
1994 года N 419.
     Подобное истолкование нормы Закона фактически приводит к  дискри-
минации жертв  политических репрессий по возрасту,  поскольку заведомо
лишает определенную возрастную категорию лиц права на реабилитацию.
     5. Таким  образом рассматриваемое положение абзаца 1 части первой
статьи 2 один Закона РСФСР  "О  реабилитации  жертв политических  реп-
рессий" по  существу и по смыслу,  придаваемому ему на практике, уста-
навливает необоснованные и несправедливые различия (в том  числе  свя-
занные с возрастом) в отношении определенной категории граждан,  приз-
наваемых пострадавшими от политических репрессий,  по сравнению с нео-
боснованно репрессированными,  хотя  к  ним  применялись такие же меры
репрессий по политическим мотивам.
     Положение части первой статьи 2 один названного Закона о том, что
дети, находившиеся вместе с родителями в  местах  лишения  свободы,  в
ссылке, высылке,  на  спецпоселении,  признаются лишь пострадавшими от
политических репрессий,  противоречит статье 19 (часть 1)  Конституции
Российской Федерации  о равенстве всех перед законом и судом,  а также
статьям 46 (часть I) и 52 Конституции Российской Федерации,  поскольку
не охраняет в равной мере с правами лиц, признаваемых жертвами полити-
ческих репрессий,  права потерпевших от  злоупотреблений  властью,  не
обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб.
     Положение абзаца 1 части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О ре-
абилитации жертв  политических репрессий" не может являться основанием
для дискриминации по возрасту или иным признакам в отношении  граждан,
пострадавших от политических репрессий, а также для отказа им в судеб-
ной защите и признании их необоснованно репрессированными в порядке  и
по основаниям, предусмотренным статьями 1 и 7 названного Закона.
     Это подтверждается и требованиями статьи 26 Международного  пакта
о гражданских и политических правах, установившей , что все люди равны
перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную  защиту
закона. В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для
жертв преступлений и  злоупотреблений  властью,  принятой  Генеральный
Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года под термином "жертвы" также понима-
ются лица,  которым индивидуально или коллективно был  причинен  вред,
включая телесные повреждения или моральный ущерб,  эмоциональные стра-
дания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных  прав 
в  результате  действия или бездействия, еще не представляющего  собой 
нарушения национальных уголовных законов,  но  являющегося  нарушением 
международно признанных, касающихся прав человека.
     На основании изложенного и руководствуясь  частью  первой  статьи
71, статьями 726 74,  75,  частью второй статьи 86 и статьей 100 Феде-
рального конституционного закона "О  Конституционном  Суде  Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
                             постановил:
     1. Признать  положение абзаца 1 части первой статьи 2 один Закона
РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических  реп-
рессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года),  относящее детей,  нахо-
дившихся вместе с родителями  в  местах  лишения  свободы,  в  ссылке,
высылке, на спецпоселении, к пострадавшим от политических репрессий, а
не к репрессированным, не соответствующим статье 19 (часть 1) и статье
52 Конституции Российской Федерации.
     2. Согласно части второй статьи 100 Федерального конституционного
закона "О  Конституционном  Суда  Российской Федерации" дело гражданки
З.В.Алешниковой, разрешенное на основании признанного  неконституцион-
ным положения абзаца 1 части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О реа-
билитации жертв политических репрессий",  подлежит  пересмотру  компе-
тентным органом в установленном порядке.
     3. Согласно части второй статьи 87 Федерального  конституционного
закона "О  Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Поста-
новление является основанием отмены в установленном порядке  положений
нормативных актов,  основанных на признанном неконституционным положе-
нии абзаца 1 части первой статьи 2 один Закона РСФСР  "О  реабилитации
жертв политических репрессий", либо воспроизводящих его или содержащих
такие же положения.  Положения этих нормативных актов  не  могут  при-
меняться судами, а также другими органами и должностными лицами.
     4. Федеральному Собранию Российской Федерации надлежит внести из-
менения в  Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" с
целью наиболее полного восстановления прав детей,  о которых идет речь
в части первой статьи 2 один названного Закона,  устранив противоречия
и дискриминационные положения, не являвшиеся предметом рассмотрения по
данному делу.
     5. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального консти-
туционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" насто-
ящее Постановление окончательно,  не подлежит обжалованию,  вступает в
силу немедленно и действует непосредственно.
     6. Согласно статье 78  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном Суде  Российской  Федерации"  настоящее  Постановление
подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федера-
ции" "Российской  газете",  иных  официальных изданиях государственной
власти Российской Федерации, а также в "Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации