ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 2 ОДИН И 16 ЗАКОНА РСФСР ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1991 ГОДА "О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 3 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА) В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ З.В.АЛЕШНИКОВОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ 23 мая 1995 г. N 6-П (РГ 95-104) Конституционный Суд Российской Федерации в составе председа- тельствующего Г.А.Гаджиева, судей А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева, В.Н.Ярославцева, с участием гражданки З.В.Алешниковой, обратившейся в жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации, и представителя Госу- дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - Л.Н.За- вадской; приглашенных в заседание представителей: от Комиссии по пра- вам человека при Президенте Российской Федерации - А.Т.Копылова, от Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв по- литических репрессий - А.С.Новикова, от Прокуратуры Российской Федера- ции - Г.Ф.Весновской, от Министерства финансов Российской Федерации - В.А.Шалаева, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Феде- рации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьей 36, частями первой, второй и третьей статьи 74, частью первой статьи 96, статьями 97 и 99 Федераль- ного конституционного закона "О Конституционном Суд Российской Федера- ции", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности статей 2 один и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилита- ции жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года). Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки З.В.Алешни- ковой на нарушение ее конституционных прав статьями 2 один и 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопреде- ленность в вопросе о том, соответствуют ли конституционным права и свободам граждан положения части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г.Ярославцева, объяснения сторон, показания свидетеля, заключение эксперта, выступления пригла- шенных в судебное заседание, изучив представленные материалы, Консти- туционный Суд Российской Федерации установил: 1. Заявительница - гражданка З.В.Алешникова, 1931 года рождения, проживала до 1942 года вместе с родителями в Сталинградской области. В 1942 году ее родители были повторно репрессированы в административном порядке как социально опасные лица, в связи с чем она вместе с семьей была насильственно выселена с места своего проживания. В 1993 году родители З.В.Алешниковой были реабилитированы УВД Волгоградской области на основании пункта "в" статьи 3 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", а она на основании абзаца 1 части первой статьи 2 один того же Закона была признана пострадавшей от политических репрессий. Полагая, что к ней политические репрессии применялись не- посредственно, З.В.Алешникова обращалась в органы социального обеспе- чения в Министерство юстиции Российской Федерации с просьбой признать ее необоснованно репрессированной и распространить на нее все ком- пенсации, предусмотренные для этой категории лиц статьей 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" и статьей 110 За- кона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В просьбе ей было от- казано на том основании, что к моменту окончания срока примененных к ее родителям репрессивных мер она не достигла 16-летнего возраста, с которого по действовавшему в то время законодательству мог применяться соответствующий вид политических репрессий. Ленинградский районный на- родный суд города Калининграда также отказал З.В.Алешниковой в приеме заявления о нарушении ее конституционных прав в связи с применением к ней положений статей 2 один и 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". 2. Заявительница обратилась в Конституционный Суд Российской Фе- дерации с просьбой признать неконституционной всю статью 2 один Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". Однако статья в целом не может быть предметом рассмотрения по данному делу, поскольку к заявительнице было применено лишь положение абзаца 1 части первой этой статьи о признании пострадавшими от политических репрессий детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы в ссылке, высылке, на спецпоселении. На основании статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба в части, касающейся других положений статьи 2 один Закона РСФСР "О реабилитации жертв по- литических репрессий", не является допустимой и не может быть рассмот- рена в данном деле. Часть третья статьи 16 названного Закона, упоминаемая в жалобе, для данного дела не имеет самостоятельного значения, поскольку, отсы- лает к нормам статьи 2 один и охватывает все перечисленные в ней кате- гории пострадавших от политических репрессий. 3. Целью Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических реп- рессий", как указано в его преамбуле, является реабилитация репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации мате- риального и морального ущерба. Признание частью первой статьи 2 один названного Закона детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, не репрессированными, а пострадавшими от политических репрессий не отвечает этой цели, ограничивает для таких лиц возможность реабилитации, создает для них иной по сравнению с реа- билитируемыми правовой статус, в частности уменьшает объем предусмот- ренных компенсаций. Действовавшее в период применения репрессий законодательство фор- мально не требовало вынесения решений о применении репрессий в отноше- нии детей, не достигших 16-летнего возраста. Однако по существу эти дети репрессировались фактически подвергаясь мерам принуждения. То обстоятельство, что к моменту необоснованного применения репрессий к родителям они не достигли возраста, позволявшего юридически привлечь их к ответственности, не имеет значения для оценки их правового поло- жения и не может служить основанием для ограничения их прав и свобод в процессе реабилитации. Такие дети, насильственно или вынужденно поме- щенные в места заключения, ссылки, высылки, спецпоселений, т.е. в условия явного лишения прав и свобод, в силу статьи 1 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" должны быть признаны реп- рессированными по политическим мотивам со всеми вытекающими отсюда последствиями. 4. Содержащиеся в части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О реа- билитации жертв политических репрессий" ограничения еще более усугуб- ляются органами, на которые возложено его применение. Прокуратура Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федера- ции в своих инструктивных указаниях, исходя из законодательства, действовавшего в период применения репрессий, учитывают только факт наличия или отсутствия документального подтверждения решений о приме- нении репрессий. При этом определяется, что не могут считаться реп- рессированными дети, не достигшие 16 лет и не поставленные на учет в местах режимного поселения родителей. Аналогичная норма содержится в статье 1 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ут- вержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419. Подобное истолкование нормы Закона фактически приводит к дискри- минации жертв политических репрессий по возрасту, поскольку заведомо лишает определенную возрастную категорию лиц права на реабилитацию. 5. Таким образом рассматриваемое положение абзаца 1 части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических реп- рессий" по существу и по смыслу, придаваемому ему на практике, уста- навливает необоснованные и несправедливые различия (в том числе свя- занные с возрастом) в отношении определенной категории граждан, приз- наваемых пострадавшими от политических репрессий, по сравнению с нео- боснованно репрессированными, хотя к ним применялись такие же меры репрессий по политическим мотивам. Положение части первой статьи 2 один названного Закона о том, что дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются лишь пострадавшими от политических репрессий, противоречит статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, а также статьям 46 (часть I) и 52 Конституции Российской Федерации, поскольку не охраняет в равной мере с правами лиц, признаваемых жертвами полити- ческих репрессий, права потерпевших от злоупотреблений властью, не обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб. Положение абзаца 1 части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О ре- абилитации жертв политических репрессий" не может являться основанием для дискриминации по возрасту или иным признакам в отношении граждан, пострадавших от политических репрессий, а также для отказа им в судеб- ной защите и признании их необоснованно репрессированными в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 1 и 7 названного Закона. Это подтверждается и требованиями статьи 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, установившей , что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой Генеральный Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года под термином "жертвы" также понима- ются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные стра- дания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных, касающихся прав человека. На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 71, статьями 726 74, 75, частью второй статьи 86 и статьей 100 Феде- рального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил: 1. Признать положение абзаца 1 части первой статьи 2 один Закона РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических реп- рессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года), относящее детей, нахо- дившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, к пострадавшим от политических репрессий, а не к репрессированным, не соответствующим статье 19 (часть 1) и статье 52 Конституции Российской Федерации. 2. Согласно части второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суда Российской Федерации" дело гражданки З.В.Алешниковой, разрешенное на основании признанного неконституцион- ным положения абзаца 1 части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О реа- билитации жертв политических репрессий", подлежит пересмотру компе- тентным органом в установленном порядке. 3. Согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Поста- новление является основанием отмены в установленном порядке положений нормативных актов, основанных на признанном неконституционным положе- нии абзаца 1 части первой статьи 2 один Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения. Положения этих нормативных актов не могут при- меняться судами, а также другими органами и должностными лицами. 4. Федеральному Собранию Российской Федерации надлежит внести из- менения в Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" с целью наиболее полного восстановления прав детей, о которых идет речь в части первой статьи 2 один названного Закона, устранив противоречия и дискриминационные положения, не являвшиеся предметом рассмотрения по данному делу. 5. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального консти- туционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" насто- ящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно и действует непосредственно. 6. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федера- ции" "Российской газете", иных официальных изданиях государственной власти Российской Федерации, а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации |