О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 мая 1995 г. N ВП-6-16/263 (Д) Государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации В связи с письмом Центросоюза Российской Федерации от 23.03.95 N ЦС-3/24 о некоторых вопросах налогообложения предприятий и организаций потребительской кооперации Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщает. По Закону Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации" потребительское общество является юридическим лицом, имеющим свои предприятия с различными видами деятельности в основном в сельской местности: торговля, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, оптово-закупочная деятельность, об- щественное питание и др. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налого- вой системы в Российской Федерации" установление налогов, сборов и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется органами законодательной (представительной) власти. 1. О налогообложении закупленного сырья на пользователей автомо- бильных дорог на каждой стадии производства и реализации и правиль- ности ведения бухгалтерского учета на этих предприятиях для полного исчисления налога. В соответствии с Инструкцией Минфина России И Госналогслужбы России от 30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды" объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог по заготовительной и торговой де- ятельности предприятий является товарооборот, отраженный по вписывае- мой строке 101 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использо- вании". Налог исчисляется по ставке 0,03 процента (если иная ставка не установлена органами законодательной (представительной) власти субъек- тов Российской Федерации). Реализация изделий собственного производства заготовительными и торговыми предприятиями в том случае, если она осуществляется через торговые точки (магазины), числящиеся на балансе этих предприятий, также относится к товарообороту и отражается по строке 101 формы 2. В случае, если указанные предприятия реализуют продукцию собственного производства на сторону, то есть через торговые точки (магазины), не принадлежащие данному предприятию, то для целей налого- обложения они обязаны вести раздельный учет производства и реализации этой продукции и уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 0,4 процента (если иная ставка не установлена органами зако- нодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации), исключив при этом из общего товарооборота эту налогооблагаемую базу. 2. О налогообложении доходов (в виде процентов) от предоставлен- ных потребкооперацией займов гражданам (работникам потребкооперации, пайщикам и населению). В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" не подле- жат включению в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц суммы доходов в виде процентов и выигрыши по вкладам в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, находящихся на территории Российской Фе- дерации, по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Феде- рации и субъектов Российской Федерации, а также облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления. Проценты, выпла- чиваемые организациями потребкооперации, не имеющими лицензии на осу- ществление банковских операций, не являются доходами, на которые расп- ространяется названная льгота. Не может быть применена в данном случае и льгота, предусмотренная подпунктом "ю" пункта 1 статьи 3 Закона, в соответствии с которым не включаются в совокупный налогооблагаемый доход полученные физическими лицами в календарном году суммы дивидендов, выплачиваемые предприятия- ми в случае инвестирования их внутри предприятия на техническое пере- вооружение, реконструкцию и (или) расширение производства, включая затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры, а также направленные на прирост оборотных средств, так как проценты, выплачиваемые гражданам по заемным средствам, дивидендами не являются. Дивиденды - это доход акционера на каждую акцию, формирующийся за счет части прибыли акционерного общества, выпустившего эти акции. Поэтому налог с полученных физическим лицом доходов от предостав- ленных займов должен исчисляться, тем более, что проценты по этим средствам относятся на затраты производства организаций потребкоопера- ции. 3. В распространении льготы по налогу на имущество для предприя- тий потребительской кооперации, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. В соответствии с пунктами "б" статьи 4, "в" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", с последующими изменениями и дополнениями, предприятия потребительской кооперации, перерабатывающие сельскохозяйственную про- дукцию, имеют право на полное или частичное льготирование по налогу на имущество предприятий в том случае, если они в своей деятельности за- нимаются первичной переработкой и хранением сельскохозяйственной про- дукции. Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России доведен перечень предприятий по первичной переработке и хранению сельскохо- зяйственной продукции как до системы налоговых органов письмом от 10.06.92 N ВГ-6-01/187, так и до налогоплательщиков путем опубликова- ния в периодической печати (газета "Экономика и жизнь" N 27 за июль 1992 года). В частности, к таким предприятиям относятся убойные пункты, хла- добойни, мясоптицекомбинаты, солодовенное производство, имущество ко- торых относится к имуществу по первичной переработке сельхозпродукции, в том числе мясо при забое животных в убойных пунктах и хладобойнях, кожевенной сырье при первичной отработке (засолка, сушка). При определении сельскохозяйственной продукции предприятиям пот- ребительской кооперации следует руководствоваться действующим Об- щесоюзным классификатором "Промышленная и сельскохозяйственная проду- кция", утвержденным Госкомитетом СССР по стандартам в 1985 году. 4. О методике ведения учета в части организации раздельного ана- литического учета по видам реализуемых товаров для исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость. В соответствии с п.3 Положения о бухгалтерском учете и отчет- ности в Российской Федерации организации сами устанавливают организа- ционную форму бухгалтерской работы, методы и технологию учета, систему внутрипроизводственного учета, обеспечивая при этом полную и досто- верную информацию для налоговых и других органов, при этом не опреде- лено согласование с налоговыми органами. В случаях, если в расчетных документах (поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива), подт- верждающих стоимость приобретенного предприятиями розничной торговли товара, не выделена сумма налога на добавленную стоимость, то исчисле- ние ее расчетным путем не производится и она не учитывается в расчете средней ставки. При реализации этих товаров исчисление налога произво- дится по средней расчетной ставке с облагаемого оборота. 5. О налоговой амнистии в 1993 году и применении штрафных санкций в трехкратном размере. В соответствии с официальным разъяснением Государственно-правово- го управления Президента Российской Федерации от 28.12.94 N 8 отдель- ных положений Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году" "сокрытые от нало- гообложения доходы" понимаются как полный объем подлежащих уплате на- логовых платежей, включающий сокрытый или заниженный доход (прибыль) и суммы налогов за иные сокрытые или неучтенные объекты налогообложения, не зачисленные плательщиками всех видов налогов и налоговых платежей в 1993 году и предшествующие годы в бюджеты соответствующих уровней или во внебюджетные фонды до 30 ноября 1993 г, включительно. Высший Арбитражный суд Российской Федерации письмом от 24.02,95 N С1-7/ОП-123 довел содержание указанного официального разъяснения до арбитражных судов для того, чтобы они при разрешении споров впредь применяли пункт 3 Указа официального разъяснения Государственно-право- вого управления Президента Российской Федерации от 28.12.93 N 8. 6. О налогообложении имущества в случае консервации предприятия. Пунктом "з" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с последующими изменениями и дополнениями определено, что имущество, используемое для образова- ния запасов, созданных в соответствии с решениями соответствующих ор- ганов государственной власти и управления, с 1 июля 1992 года налогом на имущество не облагается. На указанные основные фонды также не на- числяется износ. К таким запасам относятся основные средства, другие материальные ценности, временно законсервированные или выведенные в резерв в соот- ветствии с решением органов государственной власти и управления, а также мобилизационные мощности и мобилизационный резерв, созданные в соответствии с мобилизационным планом экономики. При определении соответствующих органов государственной власти и управления, которые могут принять решение о консервации указанного имущества, следует исходить из того, что предприятия потребительской кооперации не являются государственными предприятиями, и поэтому, ре- шение о консервации их имущества должен принимать законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации или соот- ветствующий орган исполнительной государственной власти по месту расположения этого юридического лица. При наличии такого решения предприятия потребительской кооперации могут пользоваться указанной выше льготой по налогу на имущество предприятий. 7. О налогообложении и исчислении налога на пользователей автомо- бильных дорог на предприятиях общественного питания при реализации продукции собственного производства на сторону. Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог предп- риятиями общественного питания, изложенный в письме Госналогслужбы России от 22.12.93 N 15-2-06/681, применяется в настоящее время. 8. О составе затрат вспомогательных производств. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгал- терского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ут- вержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Минфина России от 28.12.94 N 173) затраты вспомогательных производств, в том числе обеспечивающих транспортное обслуживание, учитываются на счете 23 "Вспомогательное производство". К затратам, учитываемым на данном счете, относятся так- же расходы по оплате труда и отчисления во внебюджетные фонды от сумм начисленной по всем основаниям оплаты труда. Учитывая, что по кредиту данного счета в корреспонденции со сче- том 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражаются суммы факти- чески выполненных работ и оказанных услуг, предприятия и организации потребительской кооперации, осуществляющие свою уставную деятельность в соответствии с учредительными документами в торговле, снабжении и иной посреднической деятельности, должны составлять расчет суммы из- держек обращения, приходящейся на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров. 9. О расчетах налога на добавленную стоимость и применении штраф- ных санкций. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" от 16 июля 1992 г. N 3317-1) c 1 января 1992 года пре- дусмотрен вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым материальным ресурсам только в части их стоимости, отнесенной в отчет- ном периоде на издержки производства и обращения. Для обобщения информации об издержках снабженческих, сбытовых и торговых предприятий предназначен счет 44 "Издержки обращения". При этом в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина России от 01.11.91 N 56, не все суммы произведенных предприятием расходов относятся в отчетном периоде на издержки обраще- ния. В соответствии с установленным порядком транспортные расходы под- лежат распределению между реализованными товарами и остатками товаров на конец отчетного периода. 10. О начислении страховых взносов. Вопросы, касающиеся порядка, размера начислений страховых взносов, входят в компетенцию Фонда социального страхования Российской Федерации. 11. О налогообложении доходов, получаемых иностранными юридичес- кими лицами из источников в России. В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 06.05.94 N ЮУ-4-06/58н "О некоторых видах доходов из источников в России, получа- емых иностранными юридическими лицами и подлежащих налогообложению", зарегистрированным Минюстом России 23.05.94, регистрационный N 572, доходы иностранного юридического лица, полученные по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица, и связанные с ввозом в Россию товаров, налогообло- жению у источника не подлежат. Вместе с тем при отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе иностранным юридическим лицом товаров из-за границы для их реализации на территории России, доходом, источник которого находится на террито- рии России, считается валовая выручка, выплаченная иностранному юриди- ческому лицу за реализованный товар. В этом случае налог на доход иностранного юридического лица должен удерживаться по ставке 20 про- центов при каждой выплате дохода. 12. О налогообложении налогом на добавленную стоимость дохода, полученного от передачи во временное пользование финансовых ресурсов и средств, полученных безвозвратно. В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от уплаты этого налога освобождены операции по выдаче и пе- редаче ссуд. В связи с этим средства, передаваемые во временное поль- зование, полученные на принципах возвратности в установленном порядке по договору займа, не должны облагаться налогом на добавленную стои- мость. Вместе с тем, предоставление кредитов (ссуд) является банковской операцией и может проводиться только банком либо другими кредитными учреждениями, имеющими лицензии на осуществление отдельных банковских операций, При отсутствии лицензии, в соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изме- нениях и налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" доход по данным операциям включается в оборот, облагаемый на- логом на добавленную стоимость. В связи с изложенным, доход от передачи ссуды по договору займа, полученный предприятиями, не имеющими лицензии на проведение бан- ковских операций, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 14 вышеназванного Указа. 13. Об объекте налогообложения по налогу на пользователей автомо- бильных дорог. Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот, оп- ределяемые по данным бухгалтерского учета по кредиту счета 46 "Реали- зация продукции (работ, услуг)". 14. О налогообложении стоимости основных средств при их реализа- ции. Для налогообложения данных от реализации основных фондов принима- ется во внимание рыночная их стоимость за минусом начисленного износа. В случае реализации основных фондов по учету полностью изношенных определяется сторонами процент фактического износа реализованных основных фондов, которые могут быть использованы в работе. 15. Об отнесении расходов по аренде автомобиля у физического лица на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия. Согласно пункту 10 Положения ос составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость про- дукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результа- тов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постанов- лением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по элементу "Прочие затраты" отражается плата за аренду отдельных объектов основных производствен- ных фондов. В связи с тем, что принадлежащий частному лицу автомобиль не от- носится к основным производственным фондам, расходы по его аренде под- лежат отнесению за счет финансовых результатов (прибыли) предприятия. 16. О введении местными органами власти дополнительных налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предп- риятия. В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федера- ции в 1994 году" субъектам Российской Федерации и органам местного са- моуправления предоставлено право вводить на их территориях дополни- тельные налоги и сборы, не предусмотренные статьями 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Феде- рации". При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна произ- водиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль. Считаем, что убыточные предприятия могут освобождаться от уплаты этих налогов. Такое право предоставлено орга- ну, принимающему решение на установление дополнительных видов местных налогов и сборов. 17. Об отражении налогов в бухгалтерском учете (налог на имущест- во, сбор на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нуж- ды образования). В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьей 8 Зако- на Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" расходы предприятий и организаций по уплате целевого сбора на содержание ми- лиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др. цели; налога на имущество предприятий относятся на финансовые результаты де- ятельности. Суммы целевого сбора и налога на имущество предприятий, рассчитанные в установленном порядке, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету учета 80 "Прибыли и убытки" по статье "внереализационные расходы". 18. Об отнесении суммы налога на добавленную стоимость и спецна- лога по процентам за выданные ссуды. Доход в виде процента за выданные ссуды по договору займа, полу- ченный предприятиями, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, включается в оборот, облагаемый налогом на добавленную стои- мость и спецналогом в соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в на- логообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Сумма полученного дохода в виде процентов по предоставленным ссу- дам за минусом уплаты НДС и спецналога отражается в бухгалтерском уче- те на счете N 80 "Прибыли и убытки" как внереализационные доходы. Государственный советник налоговой службы 1 ранга В.И.Потапов |