О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 11.05.95 ВП-6-16/263

 
           О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
           И ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
                                                
                                ПИСЬМО
           
        ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                            11 мая 1995 г.
                            N ВП-6-16/263
                  
                                 (Д)
        
     
                                             Государственные налоговые
                                                инспекции по субъектам
                                                  Российской Федерации
                                                  
     В связи с письмом Центросоюза Российской Федерации от 23.03.95  N
ЦС-3/24 о некоторых вопросах налогообложения предприятий и организаций
потребительской кооперации Государственная налоговая служба Российской
Федерации сообщает.
     По Закону  Российской  Федерации  "О потребительской кооперации в
Российской Федерации" потребительское  общество  является  юридическим
лицом, имеющим  свои  предприятия  с  различными видами деятельности в
основном в  сельской  местности:  торговля,  заготовка  и  переработка
сельскохозяйственной  продукции,  оптово-закупочная деятельность,  об-
щественное питание и др.
     В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налого-
вой  системы  в  Российской Федерации" установление налогов,  сборов и
других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется органами
законодательной (представительной) власти.
     
     1. О налогообложении закупленного сырья на пользователей  автомо-
бильных дорог  на  каждой  стадии производства и реализации и правиль-
ности ведения бухгалтерского учета на этих  предприятиях  для  полного
исчисления налога.
     В соответствии с  Инструкцией  Минфина  России  И  Госналогслужбы
России от 30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления
их и иных средств в дорожные фонды" объектом налогообложения по налогу
на пользователей автомобильных дорог по заготовительной и торговой де-
ятельности предприятий является товарооборот,  отраженный по вписывае-
мой  строке 101 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использо-
вании". Налог исчисляется по ставке 0,03 процента (если иная ставка не
установлена органами законодательной (представительной) власти субъек-
тов Российской Федерации).
     Реализация  изделий  собственного производства заготовительными и
торговыми предприятиями в том случае,  если она  осуществляется  через
торговые точки  (магазины),  числящиеся  на  балансе этих предприятий,
также относится к товарообороту и отражается по строке 101 формы 2.
     В случае,   если   указанные   предприятия   реализуют  продукцию
собственного производства на сторону,  то есть  через  торговые  точки
(магазины), не принадлежащие данному предприятию, то для целей налого-
обложения они обязаны вести раздельный учет производства и  реализации
этой продукции и уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог
по ставке 0,4 процента (если иная ставка не установлена органами зако-
нодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации),
исключив при этом из общего товарооборота эту налогооблагаемую базу.
     
     2. О налогообложении доходов (в виде процентов) от  предоставлен-
ных потребкооперацией  займов  гражданам (работникам потребкооперации,
пайщикам и населению).
     В соответствии  с  подпунктом  "н"  пункта  1  статьи  3   Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" не  подле-
жат включению в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц суммы
доходов в виде процентов и выигрыши по вкладам в учреждениях банков  и
других кредитных учреждениях, находящихся на территории Российской Фе-
дерации, по государственным казначейским обязательствам,  облигациям и
другим государственным ценным бумагам бывшего СССР,  Российской  Феде-
рации и субъектов Российской Федерации,  а также облигациям  и  ценным
бумагам, выпущенным органами местного самоуправления. Проценты, выпла-
чиваемые организациями потребкооперации,  не имеющими лицензии на осу-
ществление банковских операций, не являются доходами, на которые расп-
ространяется названная льгота.
     Не может быть применена в данном случае и льгота, предусмотренная
подпунктом "ю" пункта 1 статьи 3 Закона,  в соответствии с которым  не
включаются в  совокупный налогооблагаемый доход полученные физическими
лицами в календарном году суммы дивидендов, выплачиваемые предприятия-
ми в  случае инвестирования их внутри предприятия на техническое пере-
вооружение, реконструкцию и  (или)  расширение  производства,  включая
затраты на  научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы,
строительство и реконструкцию объектов  социальной  инфраструктуры,  а
также направленные  на  прирост  оборотных средств,  так как проценты,
выплачиваемые гражданам по заемным средствам, дивидендами не являются.
Дивиденды - это доход акционера на каждую акцию, формирующийся за счет
части прибыли акционерного общества, выпустившего эти акции.
     Поэтому налог с полученных физическим лицом доходов от предостав-
ленных займов должен исчисляться,  тем более,  что  проценты  по  этим
средствам относятся на затраты производства организаций потребкоопера-
ции.
     
     3. В распространении льготы по налогу на имущество для  предприя-
тий потребительской кооперации,  перерабатывающих сельскохозяйственную
продукцию.
     В соответствии  с  пунктами  "б"  статьи  4,  "в" статьи 5 Закона
Российской Федерации от 13.12.91  N  2030-1  "О  налоге  на  имущество
предприятий", с  последующими изменениями и дополнениями,  предприятия
потребительской кооперации, перерабатывающие сельскохозяйственную про-
дукцию, имеют право на полное или частичное льготирование по налогу на
имущество предприятий в том случае,  если они в своей деятельности за-
нимаются первичной  переработкой и хранением сельскохозяйственной про-
дукции.
     Госналогслужбой России  по согласованию с Минфином России доведен
перечень предприятий по первичной переработке  и  хранению  сельскохо-
зяйственной продукции как до  системы  налоговых  органов  письмом  от
10.06.92 N ВГ-6-01/187,  так и до налогоплательщиков путем опубликова-
ния в периодической печати (газета "Экономика и жизнь" N  27  за  июль
1992 года).
     В частности,  к таким предприятиям относятся убойные пункты, хла-
добойни, мясоптицекомбинаты,  солодовенное производство, имущество ко-
торых относится к имуществу по первичной переработке сельхозпродукции,
в  том  числе мясо при забое животных в убойных пунктах и хладобойнях,
кожевенной сырье при первичной отработке (засолка, сушка).
     При определении сельскохозяйственной продукции предприятиям  пот-
ребительской кооперации  следует  руководствоваться  действующим   Об-
щесоюзным классификатором  "Промышленная и сельскохозяйственная проду-
кция",  утвержденным Госкомитетом СССР по стандартам в 1985 году.
     
     4. О методике ведения учета в части организации раздельного  ана-
литического учета по видам реализуемых товаров для исчисления и уплаты
в бюджет налога на добавленную стоимость.
     В соответствии  с  п.3  Положения о бухгалтерском учете и  отчет-
ности в Российской Федерации организации сами устанавливают  организа-
ционную форму бухгалтерской работы, методы и технологию учета, систему
внутрипроизводственного  учета,  обеспечивая при этом полную и  досто-
верную информацию для налоговых  и других органов, при этом не опреде-
лено согласование с налоговыми органами.
     В случаях,  если в расчетных документах (поручениях, требованиях,
реестрах чеков и реестрах на получение средств с  аккредитива),  подт-
верждающих стоимость  приобретенного  предприятиями розничной торговли
товара, не выделена сумма налога на добавленную стоимость, то исчисле-
ние ее  расчетным путем не производится и она не учитывается в расчете
средней ставки. При реализации этих товаров исчисление налога произво-
дится по средней расчетной ставке с облагаемого оборота.
     
     5. О налоговой амнистии в 1993 году и применении штрафных санкций
в трехкратном размере.
     В соответствии с официальным разъяснением Государственно-правово-
го управления Президента Российской Федерации от 28.12.94 N 8  отдель-
ных  положений  Указа  Президента  Российской  Федерации от 27.10.93 N
1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году" "сокрытые от  нало-
гообложения доходы"  понимаются как полный объем подлежащих уплате на-
логовых платежей, включающий сокрытый или заниженный доход (прибыль) и
суммы налогов за иные сокрытые или неучтенные объекты налогообложения,
не зачисленные плательщиками всех видов налогов и налоговых платежей в
1993 году  и предшествующие годы в бюджеты соответствующих уровней или
во внебюджетные фонды до 30 ноября 1993 г, включительно.
     Высший Арбитражный суд Российской Федерации письмом от 24.02,95 N
С1-7/ОП-123 довел содержание указанного  официального  разъяснения  до
арбитражных судов  для  того,  чтобы  они при разрешении споров впредь
применяли пункт 3 Указа официального разъяснения Государственно-право-
вого управления Президента Российской Федерации от 28.12.93 N 8.
     
     6. О налогообложении имущества в случае консервации предприятия.
     Пунктом "з" статьи 4 Закона Российской Федерации  от  13.12.91  N
2030-1 "О  налоге на имущество предприятий" с последующими изменениями
и дополнениями  определено,  что имущество, используемое для образова-
ния запасов,  созданных в соответствии с решениями соответствующих ор-
ганов государственной власти и управления,  с 1 июля 1992 года налогом
на имущество  не облагается.  На указанные основные фонды также не на-
числяется износ.
     К таким запасам относятся основные средства,  другие материальные
ценности, временно законсервированные или выведенные в резерв в  соот-
ветствии с  решением  органов государственной власти и  управления,  а
также мобилизационные мощности и мобилизационный резерв,  созданные  в
соответствии с мобилизационным планом экономики.
     При определении соответствующих органов государственной власти  и
управления, которые  могут  принять  решение  о консервации указанного
имущества, следует исходить из того,  что предприятия  потребительской
кооперации не являются государственными предприятиями,  и поэтому, ре-
шение о консервации  их  имущества  должен  принимать  законодательный
(представительный) орган   субъекта  Российской  Федерации  или  соот-
ветствующий орган  исполнительной  государственной  власти  по   месту
расположения этого  юридического  лица.  При  наличии  такого  решения
предприятия потребительской кооперации  могут  пользоваться  указанной
выше льготой по налогу на имущество предприятий.
     
     7. О налогообложении и исчислении налога на пользователей автомо-
бильных дорог на предприятиях  общественного  питания  при  реализации
продукции собственного производства на сторону.
     Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог предп-
риятиями общественного  питания,  изложенный  в  письме Госналогслужбы
России от 22.12.93 N 15-2-06/681, применяется в настоящее время.
     
     8. О составе затрат вспомогательных производств.
     В соответствии  с  Инструкцией по применению Плана счетов бухгал-
терского учета  финансово-хозяйственной деятельности предприятий,  ут-
вержденной приказом  Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с учетом изменений
и дополнений,  внесенных приказом Минфина России от  28.12.94  N  173)
затраты вспомогательных   производств,   в  том  числе  обеспечивающих
транспортное обслуживание,  учитываются на счете  23  "Вспомогательное
производство". К затратам, учитываемым на данном счете, относятся так-
же расходы по оплате труда и отчисления во внебюджетные фонды от  сумм
начисленной по всем основаниям оплаты труда.
     Учитывая, что по кредиту данного счета в корреспонденции со  сче-
том 46  "Реализация продукции (работ,  услуг)" отражаются суммы факти-
чески выполненных работ и оказанных услуг,  предприятия и  организации
потребительской кооперации,  осуществляющие свою уставную деятельность
в соответствии с учредительными документами в  торговле,  снабжении  и
иной посреднической  деятельности,  должны составлять расчет суммы из-
держек обращения,  приходящейся на остаток не реализованных  на  конец
отчетного периода товаров.
     
     9. О расчетах налога на добавленную стоимость и применении штраф-
ных санкций.
     В соответствии  с  пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации
от 06.12.91 "О налоге на добавленную  стоимость"  (в  редакции  Закона
Российской Федерации  "О  внесении  изменений и дополнений в налоговую
систему России" от 16 июля 1992 г. N 3317-1) c 1 января 1992 года пре-
дусмотрен вычет  сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым
материальным ресурсам только в части их стоимости, отнесенной в отчет-
ном периоде на издержки производства и обращения.
     Для обобщения информации об издержках снабженческих,  сбытовых  и
торговых предприятий  предназначен  счет 44 "Издержки обращения".  При
этом в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным
приказом Минфина  России от 01.11.91 N 56,  не все суммы произведенных
предприятием расходов относятся в отчетном периоде на издержки обраще-
ния. В соответствии с установленным порядком транспортные расходы под-
лежат распределению между реализованными товарами и остатками  товаров
на конец отчетного периода.
     
     10. О начислении страховых взносов.
     Вопросы, касающиеся   порядка,   размера   начислений   страховых
взносов, входят в компетенцию Фонда социального страхования Российской
Федерации.
     
     11. О налогообложении доходов,  получаемых иностранными юридичес-
кими лицами  из  источников  в  России.
     В соответствии с письмом  Госналогслужбы  России  от  06.05.94  N
ЮУ-4-06/58н "О некоторых видах доходов из источников в России, получа-
емых иностранными юридическими лицами и  подлежащих  налогообложению",
зарегистрированным  Минюстом  России 23.05.94,  регистрационный N 572,
доходы иностранного юридического лица,  полученные  по  внешнеторговым
операциям,  совершаемым  исключительно  от  имени данного иностранного
юридического лица,  и связанные с ввозом в Россию товаров, налогообло-
жению у источника не подлежат.
     Вместе с тем при отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе
иностранным юридическим лицом товаров из-за границы для их  реализации
на территории России, доходом, источник которого находится на террито-
рии России, считается валовая выручка, выплаченная иностранному юриди-
ческому лицу  за  реализованный  товар.  В  этом случае налог на доход
иностранного юридического лица должен удерживаться по ставке  20  про-
центов при каждой выплате дохода.
     
     12. О  налогообложении  налогом  на добавленную стоимость дохода,
полученного от передачи во временное пользование финансовых ресурсов и
средств, полученных безвозвратно.
     В соответствии  с  подпунктом  "е"  пункта  1  статьи  5   Закона
Российской Федерации  от  06.12.91  N  1992-1 "О налоге на добавленную
стоимость" от уплаты этого налога освобождены операции по выдаче и пе-
редаче ссуд.  В связи с этим средства, передаваемые во временное поль-
зование, полученные на принципах возвратности в установленном  порядке
по договору  займа,  не должны облагаться налогом на добавленную стои-
мость.
     Вместе с тем,  предоставление кредитов (ссуд) является банковской
операцией и может проводиться только банком  либо  другими  кредитными
учреждениями, имеющими  лицензии на осуществление отдельных банковских
операций, При отсутствии лицензии,  в соответствии с пунктом 14  Указа
Президента Российской  Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изме-
нениях и налогообложении  и  во  взаимоотношениях  бюджетов  различных
уровней" доход по данным операциям включается в оборот, облагаемый на-
логом на добавленную стоимость.
     В связи с  изложенным, доход от передачи ссуды по договору займа,
полученный предприятиями,  не имеющими  лицензии  на  проведение  бан-
ковских операций, подлежит обложению налогом на добавленную  стоимость
в соответствии с пунктом 14 вышеназванного Указа.
     
     13. Об объекте налогообложения по налогу на пользователей автомо-
бильных дорог.
     Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных
дорог является выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ,
услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот, оп-
ределяемые по  данным бухгалтерского учета по кредиту счета 46 "Реали-
зация продукции (работ, услуг)".
     
     14. О налогообложении стоимости основных средств при их  реализа-
ции.
     Для налогообложения данных от реализации основных фондов принима-
ется во внимание рыночная их стоимость за минусом начисленного износа.
     В случае реализации основных фондов по учету полностью изношенных
определяется сторонами   процент   фактического  износа  реализованных
основных фондов, которые могут быть использованы в работе.
     
     15. Об отнесении расходов по аренде автомобиля у физического лица
на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия.
     Согласно пункту  10 Положения ос составе затрат по производству и
реализации продукции (работ,  услуг),  включаемых в себестоимость про-
дукции (работ,  услуг),  и о порядке формирования финансовых результа-
тов, учитываемых при налогообложении прибыли,  утвержденного постанов-
лением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, в составе
себестоимости продукции (работ,  услуг) по элементу  "Прочие  затраты"
отражается плата  за аренду отдельных объектов основных производствен-
ных фондов.
     В связи с тем,  что принадлежащий частному лицу автомобиль не от-
носится к основным производственным фондам, расходы по его аренде под-
лежат отнесению за счет финансовых результатов (прибыли) предприятия.
     
     16. О  введении местными органами власти дополнительных налогов и
сборов, уплачиваемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предп-
риятия.
     В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской  Федерации
от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской
Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской  Федера-
ции в 1994 году" субъектам Российской Федерации и органам местного са-
моуправления предоставлено право вводить на  их  территориях  дополни-
тельные налоги  и  сборы,  не  предусмотренные статьями 20,  21 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской  Феде-
рации". При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна произ-
водиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после
уплаты налога  на  прибыль.  Считаем,  что убыточные предприятия могут
освобождаться от уплаты этих налогов.  Такое право предоставлено орга-
ну, принимающему  решение на установление дополнительных видов местных
налогов и сборов.
     
     17. Об отражении налогов в бухгалтерском учете (налог на имущест-
во, сбор на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нуж-
ды образования).
     В соответствии  с пунктом 5 статьи 21 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьей 8 Зако-
на Российской  Федерации  "О  налоге на имущество предприятий" расходы
предприятий  и организаций по уплате целевого сбора на содержание  ми-
лиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и др. цели;
налога на имущество предприятий относятся на финансовые результаты де-
ятельности. Суммы  целевого  сбора  и налога на имущество предприятий,
рассчитанные в установленном порядке, отражаются в бухгалтерском учете
по кредиту  счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету учета 80 "Прибыли и
убытки" по статье "внереализационные расходы".
     
     18. Об отнесении суммы налога на добавленную стоимость и  спецна-
лога по процентам за выданные ссуды.
     Доход в виде процента за выданные ссуды по договору займа,  полу-
ченный предприятиями,  не  имеющими  лицензии на проведение банковских
операций, включается в оборот, облагаемый налогом на добавленную стои-
мость и  спецналогом  в  соответствии  с  пунктом  14 Указа Президента
Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в  на-
логообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней".
     Сумма полученного дохода в виде процентов по предоставленным ссу-
дам за минусом уплаты НДС и спецналога отражается в бухгалтерском уче-
те на счете N 80 "Прибыли и убытки" как внереализационные доходы.
     
     
     Государственный советник
     налоговой службы 1 ранга                              В.И.Потапов