ОБ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ В МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 18 апреля 1995 Г. N ВГ-6-02/222 (Д) Государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации Коллегия Госналогслужбы России рассмотрела в марте и апреле т.г. с приглашением начальников налоговых инспекций ряда регионов состояние хода поступления платежей в федеральный бюджет и отметила значительное отставание по отдельным регионам поступления платежей, в том числе и за природные ресурсы, акцизов на природный газ, нефть и газовый конденсат против сумм, утвержденных в бюджете на 1995 год. Анализ отчетных данных и информации, поступившей от налоговых инспекций, показывают, что в условиях общего кризисного положения взаимных расчетов, спада производства многие налоговые инспекции настойчиво осуществляют практические меры по повышению эффективности контроля, налаживанию тесного контакта в работе с налогоплательщиками, казначействами, банками, другими органами и добились в первом квартале т.г. стабильного ежемесячного роста поступления платежей за природные ресурсы, включая акцизы на природный газ, уголь, нефть и газовый конденсат, в федеральный бюджет. Так в целом по Российской Федерации за 1 квартал т.г. ежемесячный прирост поступления платежей в федеральный бюджет составил: - по плате за право на пользование недрами и отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - более 40 процентов; - по акцизам на природный газ, нефть и газовый конденсат - 51 процент. По состоянию на 1 апреля по сравнению с 1 марта т.г. сократилась недоимка по платежам в федеральный бюджет за природные ресурсы по 35 регионам Российской Федерации, по акцизам на природный газ, нефть и газовый конденсат - по Самарской, Саратовской, Новосибирской областям Краснодарскому краю, Удмуртской республике, Ханты-Мансийскому и Ямало -Ненецкому автономным округам. Однако отдельные налоговые инспекции Российской Федерации не уделяют должного внимания практической работе по обеспечению полного и своевременного поступления в федеральный бюджет платежей за природные ресурсы, акцизов на природный газ, нефть и газовый конденсат, осуществлению мероприятий по повышению эффективности контроля, выполнению решений коллегии от 29.11.94 (протокол N48, пункт 1.3) и от 1.02.95 (протокол N4, пункт 13), в результате чего сложилась критическая ситуация с обеспечением поступления этих платежей в бюджет. За март т.г. значительно снизились по сравнению с февралем поступления: - за природные ресурсы по Белгородской, Вологодской, Мурманской, Саратовской, Пермской, Оренбургской, Челябинской, Иркутской, Томской, Магаданской областям, Краснодарского края, Республике Марий-Эл, Ненецкому, Корякскому, Ямало-Ненецкому автономным округам и другим; - по акцизам на природный газ по Республике Коми, Московской, Самарской, Оренбургской, Томской областям, Краснодарскому и Ставропольскому краям; - по акцизам на нефть и газовый конденсат по Сахалинской и Ульяновской областям, Краснодарскому и Красноярскому краям, Республике Башкортостан, Эвенкийскому автономному округу. Различный уровень поступления в бюджет платежей за природные ресурсы и пестрота недоимки по территориям, находящимся примерно в равных экономических условиях, говорят о недостаточной действенности практических мер по усилению эффективного контроля за полным и своевременным поступлением в бюджет платежей за природные ресурсы, подтверждают различное отношение начальников инспекций к этому участку работы. Учитывая сложившееся положение с поступлением платежей в федеральный бюджет Правительством Российской Федерации за последнее время принят ряд существенных мер, направленных на полное обеспечение поступлений предусмотренных платежей в федеральный бюджет по природным ресурсам. Так постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта т.г. N 304 установлена с 1 апреля 1995 года для нефтегазодобывающих предприятий средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть, включая газовый конденсат, в размере 39200 рублей за 1 тонну, т.е. увеличена почти в 2 раза, также предусмотрено сокращение имевшихся налоговых льгот. Доведено до налоговых органов телеграммой от 10.04.95 N НП-6-2/201. Также следует иметь в виду, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994г. N 534 с 1 декабря т.г. по 1 марта т.г. применялся повышающий коэффициент к ставкам акциза на нефть и газовый конденсат 1.44, то с 1 марта т.г. этот коэффициент увеличен до 3,15 (телеграммы Госналоглужбы России от 24.03.95, от 29.03.95 N 02-2-09). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 208 с 1 марта т.г. повышена ставка акциза до 25 процентов от цены реализации природного газа предприятиями и организациями РАО "Газпром", газосбытовым организациям, перепродавцам и непосредственно потребителям вместо ранее действовавшей ставки 15 процентов. Также постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1995 г., N 296 с 1 марта 1995 г. значительно повышена цена реализации природного газа, с которой будет исчисляться по новой ставке акциз на природный газ. Кроме того в счет погашения задолженности по платежам в федеральный бюджет предприятий топливно-энергетического комплекса утвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдиным "Временный порядок оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1995 году" (письмо Госналогслужбы от 06.04.95 N НП-6-02/193). Налоговым инспекциям необходимо тщательно изучить вышеупомянутые документы Правительства Российской Федерации и принять все меры по установлению надлежащего контроля за их неукоснительным и полным выполнением в установленный срок, обеспечением необходимого роста поступлений платежей в федеральный бюджет. Однако из-за недостаточного контроля со стороны некоторых налоговых органов многие предприятия-недоимщики по платежам за природные ресурсы не применяют надлежащих мер по полной и своевременной уплате этих платежей, по снижению по ним имеющейся задолженности федеральному бюджету и практически не используют возможность по снижению недоимки за счет обмена казначейских обязательств на налоговые освобождения. В целях устранения отставания в обеспечении поступления в федеральный бюджет платежей за недра, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на нефть и природный газ Госналогслужба России поручает начальникам налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации: - провести детальное совместное рассмотрение с руководителями добывающих предприятий и других недропользователей хода поступления в федеральный бюджет платежей за природные ресурсы и выработать конкретные меры по обеспечению повышения уплачиваемости налогов за природные ресурсы, сокращению недоимки по этим налогам в федеральный бюджет, шире используя обмен казначейских обязательств на налоговые освобождения; - установить тесный контакт с нефтяными компаниями по обеспечению своевременного оформления уведомлений и ходатайств о налоговом освобождении конкретных предприятий нефтедобычи согласно "Временному порядку оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям". Учитывая низкий уровень уплачиваемости платежей в федеральный бюджет за природные ресурсы, включая акцизы на природный газ, нефть и газовый конденсат, по сравнению с другими налогами, продолжающийся по некоторым регионам непомерно высокий рост по этим платежам недоимки, Коллегия Госналогслужбы России предусмотрела специально рассмотреть в начале июня т.г. на заседании Коллегии вопрос об организации контроля за поступлением платежей в бюджет за природные ресурсы с приглашением ряда начальников налоговых инспекций. Информацию об итогах проведенной работы по повышению уплачиваемости налогов за природные ресурсы в федеральный бюджет и снижению по ним недоимки, обеспечению поступлений, предусмотренных в бюджете, сумм с указанием наиболее характерных недостатков и нарушений, предложения по улучшению организации контроля представьте к 25 мая текущего года. Главный государственный советник налоговой службы В.В.Гусев |