ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 15 мая 1995 г. N 466 (Д) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 167 "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 10, ст.832). Председатель Правительства РФ В.Черномырдин 15 мая 1995 г. N 466 УТВЕРЖДЕНО Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 466 ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации I. Общие положения 1. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации (Минсоцзащиты России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты населения. 2. Минсоцзащиты России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением. 3. Минсоцзащиты России, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения. 4. Минсоцзащиты России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, гражданами. 5. Минсоцзащиты России является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки. Местонахождение Минсоцзащиты России - г. Москва. II. Основные задачи, функции и права Минсоцзащиты России 6. Основными задачами Минсоцзащиты России являются: разработка основ государственной политики в области социальной защиты населения в пределах своей компетенции; участие в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов и проектов программных документов по вопросам социальной защиты нетрудоспособного населения; разработка на основе мониторинга и прогнозирования социальных процессов и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; разработка мер, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения; участие в разработке предложений по совершенствованию принципов государственных социальных гарантий применительно к отдельным регионам, типам поселений, категориям и группам населения; разработка социальных норм и нормативов в пределах своей компетенции; подготовка совместно с федеральными органами исполнительной власти стандартов в области социальной защиты населения; организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации государственного пенсионного обеспечения; создание совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной системы социального обслуживания населения, содействие ее развитию, а также созданию и развитию муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения; организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению; организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов; участие в обеспечении функционирования и совершенствования системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организация международного сотрудничества по вопросам, относящимся к его компетенции, с учетом международных договоров Российской Федерации; участие в формировании и проведении финансово-экономической и инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и мероприятий по социальной защите населения; обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области социальной защиты населения; взаимодействие с межведомственными комиссиями по вопросам, относящимся к его компетенции; подготовка заключений на проекты законодательных и иных актов, федеральных и иных программ, прогнозирование социальных последствий принимаемых решений; обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения по вопросам, относящимся к его компетенции; разработка совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения по вопросам, отнесенным к его компетенции; координация деятельности органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и обеспечение взаимодействия с межрегиональными объединениями, союзами и ассоциациями социальной защиты населения, общественными объединениями; организация и координация разработки и внедрения в государственной системе социальной защиты населения современных информационных технологий, создание отраслевой автоматизированной системы обработки информации в органах социальной защиты населения. 7. В соответствии с возложенными на него задачами Минсоцзащиты России осуществляет следующие функции: а) в области пенсионного обеспечения: разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области пенсионного обеспечения и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации; организует работу органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение; создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты государственных пенсий; организует и осуществляет контроль за правильностью назначения и выплаты государственных пенсий, обоснованностью и целевым расходованием денежных средств, выделяемых из федерального бюджета органам социальной защиты населения; содействует развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения; подготавливает проекты международных договоров и соглашений в области пенсионного обеспечения и организует работу по реализации международных договоров и соглашений Российской Федерации в пределах своей компетенции; осуществляет совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями Российской Федерации; выполняет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции, связанные с назначением и выплатой государственных пенсий, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан; б) в области социального обслуживания населения: организует совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей различных категорий и групп населения создание и развитие разветвленной сети комплексных и специализированных государственных, а также муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения (стационарных и нестационарных), - учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, кризисных центров и других; участвует в оказании помощи по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев, вынужденных переселенцев; осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания независимо от их организационно-правовых форм; проводит прием граждан по вопросам социальной защиты населения; в) в области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи: разрабатывает предложения по формированию государственной политики по проблемам инвалидности и инвалидов и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; осуществляет меры по организации и развитию службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов; координирует и контролирует реализацию федеральных программ по социальной поддержке инвалидов; осуществляет совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по обеспечению инвалидов специальными транспортными средствами, приспособлениями производственного и бытового характера, другими техническими средствами реабилитации инвалидов и ухода за ними; обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при протезировании; содействует совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации увеличению производства и совершенствованию технологии изготовления протезно-ортопедических изделий, производству их новых видов, а также развитию сети предприятий различных форм собственности по производству протезно-ортопедических изделий; участвует в формировании государственной политики в области градостроительства в целях обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и пожилых граждан; содействует созданию и совершенствованию деятельности научно-исследовательских, конструкторско-технологических организаций, центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов, независимо от форм собственности; способствует развитию физической культуры и спортивного движения инвалидов как этапа их социальной реабилитации; оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности; г) в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов: разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; координирует в пределах своей компетенции разработку и реализацию федеральных программ по улучшению положения пожилых граждан и ветеранов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и ветеранов законодательством Российской Федерации; д) в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства: разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; координирует в пределах своей компетенции разработку и реализацию федеральных программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных в первую очередь на оказание государственной поддержки наиболее нуждающимся в ней; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей законодательством Российской Федерации; осуществляет методическое обеспечение работы органов социальной защиты населения по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей; разрабатывает и осуществляет меры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями; разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями меры, направленные на устранение детской безнадзорности, социального сиротства, профилактику асоциальных явлений среди подростков, коррекцию девиантного поведения несовершеннолетних, а также меры, связанные с охраной прав детей, созданием нормальных условий для их жизнедеятельности; осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, на начальном этапе самостоятельной жизни; участвует в создании системы государственной поддержки одаренных детей-сирот и детей из малообеспеченных семей; обеспечивает совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и негосударственными организациями и объединениями отдых и оздоровление детей в период школьных каникул; е) в области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: подготавливает проекты нормативных правовых актов, федеральных и иных программ, касающихся социальной поддержки ветеранов войны и военной службы; координирует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и субъектов хозяйственной деятельности при разработке и реализации межрегиональных программ и мер по социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы; обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву; координирует создание и совершенствование системы социальной реабилитации инвалидов военной службы; осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; осуществляет информационное и методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; участвует в разработке и осуществлении программ и планов мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества и сохранению российских воинских захоронений за рубежом и контролирует исполнение указанных программ и планов; ж) в области международного социально-экономического сотрудничества: обеспечивает совместно с федеральными органами исполнительной власти участие Российской Федерации в деятельности международных организаций в области социальной политики; взаимодействует в установленном порядке по вопросам государственной политики в области социальной защиты населения с соответствующими органами государств - участников Содружества Независимых Государств, а также других зарубежных стран; осуществляет внешнеэкономическое сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию; з) в области финансово-экономической и инвестиционной политики: финансирует подведомственные ему предприятия, учреждения и организации, федеральные программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реализацию региональных программ и мероприятий по социальной защите населения; подготавливает экономические обоснования организации на федеральном уровне различных видов социальной помощи населению; участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию налоговой политики в отношении предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с оказанием населению социальной помощи, а также в отношении отдельных социально уязвимых групп населения; осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации и нормирования труда работников подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций; рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций; организует и проводит на подведомственных ему предприятиях, в подведомственных ему учреждениях и организациях контрольно-ревизионную работу и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль; проводит совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации инвестиционную политику, обеспечивающую оптимальное использование государственных централизованных капитальных вложений на строительство новых и реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, учреждений и организаций государственной системы социальной защиты населения; привлекает внебюджетные средства для финансирования федеральных целевых программ по социальной защите населения и укреплению материальной базы государственной системы социальной защиты населения; осуществляет лицензирование деятельности физических и юридических лиц в социальной сфере и сертификацию их продукции и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; и) в области подготовки, повышения квалификации кадров и научно-исследовательской деятельности: разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями социальной защиты населения программы кадрового обеспечения государственной системы социальной защиты населения, организует подготовку и повышение квалификации работников органов социальной защиты населения; осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью подведомственных ему учебных заведений и курсов повышения квалификации руководящих работников и специалистов государственной системы социальной защиты населения и контроль за ней; разрабатывает и утверждает в установленном порядке по согласованию с Министерством труда Российской Федерации тарифно-квалификационные характеристики работников государственной системы социальной защиты населения; определяет направления научных исследований по вопросам социальной защиты населения, координирует эти исследования и проводит в установленном порядке экспертизу эффективности их результатов; к) в области охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий для работников подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций: разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдение норм и правил по охране труда работников подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций; осуществляет совместно с Министерством труда Российской Федерации методическое руководство службами охраны труда подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций, разрабатывает и утверждает инструкции, разъяснения, рекомендации для этих служб, организует обучение их руководителей; осуществляет контроль за соблюдением государственных социальных льгот и гарантий, установленных для работников подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций; в установленном порядке участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевого (тарифного) соглашения в качестве представителя работодателя от лица подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций, а от лица иных предприятий, учреждений и организаций - при условии делегирования ими Минсоцзащиты России соответствующих полномочий. 8. В соответствии с возложенными на него задачами Минсоцзащиты России имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию; проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в его компетенцию; привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем, относящихся к его ведению. III. Организация деятельности Минсоцзащиты России 9. Минсоцзащиты России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минсоцзащиты России задач и осуществление им своих функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Правительством Российской Федерации. 10. Министр социальной защиты населения Российской Федерации: руководит на принципах единоначалия деятельностью Минсоцзащиты России, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций; распределяет обязанности между заместителями Министра; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минсоцзащиты России в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников и фонда оплаты труда, а также смету расходов на его содержание в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти; утверждает положения о подразделениях Минсоцзащиты России, уставы (положения) подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций; назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Минсоцзащиты России, а также в установленном порядке руководителей подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры (контракты). 11. В структуру центрального аппарата Минсоцзащиты России наряду с функциональными подразделениями входят департаменты, ведающие организацией деятельности основных подотраслей социальной защиты населения и образуемые решениями Правительства Российской Федерации. Руководители департаментов назначаются в порядке, установленном действующим законодательством. 12. Минсоцзащиты России на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности. 13. В Минсоцзащиты России образуется коллегия в составе Министра социальной защиты населения Российской Федерации (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии могут также входить руководители и специалисты предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения. Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами Министра. 14. В ведении Минсоцзащиты России находится Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным Правительством Российской Федерации. 15. При Минсоцзащиты России действует Инспекция негосударственных пенсионных фондов, осуществляющая разрешительные и контрольные функции в отношении негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, а также содействующая развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Инспекция действует в соответствии с положением о ней, утвержденным Правительством Российской Федерации. 16. Для научного анализа проблем социальной защиты населения в Минсоцзащиты России образуется научно-методический совет, а в целях обеспечения научного руководства и координации работ по реализации федеральных программ по социальной поддержке инвалидов - экспертный совет (советы). В состав научно-методического и экспертного советов могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, ведущие ученые и специалисты, занимающиеся социальными вопросами. Составы научно-методического и экспертного советов и положения о них утверждаются Министром социальной защиты населения Российской Федерации. |