О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995-1997 ГОДАХ". Постановление. Правительство РФ. 28.04.95 439


Страницы: 1  2  3  4  5  


     Предметом первостепенной   важности   в  двусторонних  отношениях
России со странами СНГ должны стать:
     * выполнение  обязательств  по  взаимным поставкам;
     * ликвидация задолженности по товарным поставкам и перевозкам;
     * возврат ранее предоставленных  кредитов;
     * недискриминационный   режим   транзита  российских  товаров  по
территориям  этих  стран  и  др.  С   учетом   значимости   связей   с
государствами   СНГ  для  решения  задач  возрождения  России  важными
проблемами  являются  создание   и   реализация   оптимальной   модели
экономического сотрудничества на многосторонней основе.
     В рассматриваемый перспективный период усилия  по  реформированию
экономических  взаимоотношений  со странами СНГ будут сосредоточены на
последовательном  и  поэтапном  формировании  практического  механизма
реализации   положений   Договора  о  создании  Экономического  союза.
Возможно ускоренное решение задач Экономического союза группой  стран,
образующих  интеграционное  ядро  СНГ.  Оно определилось с подписанием
Россией, Беларусью и Казахстаном соглашения о формировании Таможенного
союза.
     Активно участвуя в создании Экономического  союза,  Россия  будет
последовательно проводить курс на:
     * достижение  скоординированности  шагов  участников   Союза   по
дальнейшему осуществлению экономических реформ;
     * создание   однотипных   механизмов   регулирования   экономики,
базирующихся на рыночных принципах хозяйствования;
     * унификацию    таможенного,    валютно-финансового,    ценового,
налогового   и   другого   хозяйственного   законодательства  в  целях
свободного  развития   производственных   связей,   беспрепятственного
передвижения товаров,  услуг,  капиталов и рабочей силы,  эффективного
взаимодействия хозяйствующих субъектов всех форм  собственности  и  во
всех сферах их деятельности.
     Участие России в Экономическом союзе должно корреспондироваться с
целенаправленной  работой по формированию в России открытой экономики,
ее становлению в качестве органичной части мирового хозяйства.
     Учитывая, что  Россия в отношении стран СНГ выступает кредитором,
обоснованно ставить перед мировым сообществом вопрос  об  оценке  этой
роли по правилам,  принятым в международной практике,  и, в частности,
об   использовании   части   финансовых    средств,    предоставляемых
международными  организациями бывшим союзным республикам для оплаты их
задолженности России за энергоносители.
     В отношении  происходящих  на  территории  бывшего СССР процессов
субрегиональной     интеграции     ("Балтийский     общий      рынок",
"Центральноазиатский   союз")  Россия  исходит  из  того,  что  готова
сотрудничать  с  этими  объединениями  на  взаимовыгодной  основе  при
условии,  что принимаемые в их рамках решения не будут наносить ущерба
ее интересам и интересам ее партнеров по СНГ.
     Этот же  принцип  является  определяющим  при  выработке  позиции
России в отношении политики бывших республик СССР к третьим странам  и
международным организациям.
     Основные направления совершенствования  механизма  экономического
сотрудничества  России с государствами ближнего зарубежья определяются
общим курсом на либерализацию экономики,  последовательный перевод  ее
на рыночные принципы, структурную перестройку хозяйства.
     В сфере  торгово-экономических  отношений  реформирование   будет
осуществляться  в  процессе  формирования  зоны  свободной  торговли и
создания Таможенного союза.
     Прежде всего    Правительство    Российской   Федерации   считает
необходимым  ускорить  завершение  работ  по   определению   механизма
реализации   многостороннего  соглашения  о  создании  зоны  свободной
торговли, включая согласование графика отмены сохраняющихся тарифных и
нетарифных ограничений во взаимной торговле.
     Учитывая опыт Европейского союза, ЕАСТ, а также ход переговоров и
практику  реализации  многосторонних  соглашений  стран СНГ,  создание
Таможенного  союза   возможно   только   с   государствами,   готовыми
политически  и  экономически  к  этому  шагу.  При  этом  Россия будет
руководствоваться  положениями  и  требованиями  Договора  о  создании
Экономического  союза  и  многостороннего  соглашения  о  формировании
Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном, а также необходимостью на
предварительном этапе добиться:
     * проведения  экономических  преобразований  с   целью   создания
однотипного,   базирующегося   на  рыночных  принципах  хозяйственного
механизма регулирования экономики,  обеспечения равных возможностей  и
гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;
     * унификации хозяйственного законодательства;
     * выработки  общих  правил  организации  валютных  рынков  стран,
применения обменного  курса  валют,  формируемого  в  соответствии  со
спросом  и  предложением,  достижения взаимной конвертируемости валют,
обеспечения единых правил допуска уполномоченных банков на  внутренние
рынки;
     * полной  отмены  тарифного  и  нетарифного  регулирования  между
государствами - участниками формируемого Таможенного союза;
     * проведения  государствами  единой  внешнеторговой  политики   в
отношении третьих стран;
     * введения единого  таможенного  тарифа  в  торговле  с  третьими
странами;
     * эффективного  решения  проблемы  реэкспорта  товаров  в  третьи
страны.
     Только при   реализации   указанных    мер    по    либерализации
внешнеторговой  деятельности  может  решаться вопрос о создании единой
таможенной территории,  переносе таможенных постов на внешнюю границу,
создании  межгосударственного  исполнительного органа и других органов
Таможенного союза.
     Принципиальное значение  в  торгово-экономических  отношениях  со
странами СНГ  имеет  вопрос  ликвидации  скрытых  ценовых  и  торговых
субсидий  и превращения их в предоставляемые на нормальных условиях (с
точки  зрения  мировой  практики)  межгосударственные  и  межфирменные
кредиты.
     В сфере платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений России
с    государствами    ближнего    зарубежья    будет   последовательно
осуществляться линия на завершение их перевода на правила,  принятые в
международной   практике,   в   целях   постепенного   уравновешивания
платежного баланса и недопущения финансовых потерь.
     По состоянию  на  декабрь  1994  года  Россия  предоставила своим
партнерам  по   СНГ   государственные   кредиты,   эквивалентные   5,7
млрд.долларов  США.  Из  них  почти  две  трети  составили технические
кредиты Центрального банка  Российской  Федерации,  переоформленные  в
государственные  кредиты.  Погашение  основного  долга  по наступившим
срокам  платежей  не  производилось,  а  из  общей  суммы  начисленных
процентов по состоянию на конец 1994 года погашено 13 процентов.
     Крайне негативным явлением во взаимоотношениях  со  странами  СНГ
стало  наращивание  текущих  неплатежей  предприятий  за  поставленную
продукцию.  Особенно велики неплатежи предприятий  ближнего  зарубежья
российскому  топливно-энергетическому  комплексу.  На начало 1995 года
они составили 9,2 трлн.рублей,  из них за  поставки  газа  -  8  трлн.
рублей, нефти - 0,35 трлн. рублей, электроэнергии - 0,75 трлн. рублей,
угля  -  0,45  трлн.  рублей,  нефтепродуктов  -  0,018   трлн.рублей.
Подавляющая  часть этой задолженности приходится на Украину и Беларусь
(80 процентов), а также Казахстан и Молдову (14 процентов).
     В то  же  время  нашими  партнерами  не  проявляется активность в
возмещении долгов известными в мировой  практике  способами  (денежная
форма оплаты, оплата взаимосвязанными поставками, собственностью).
     В 1995  году   в   соответствии   с   достигнутыми   соглашениями
государства Содружества обязались погасить задолженность по полученным
государственным кредитам различными способами на сумму,  эквивалентную
465  млн.долларов  США,  в  том  числе  172  млн.долларов США,  или 37
процентов, в имущественной и товарной формах.
     Погашение задолженности  по  государственным  кредитам Республика
Молдова в 1995 году должна осуществить  путем  передачи  пакета  акций
предприятий на сумму 44,4 млн.долларов США.
     По прогнозу,  сумма предстоящих платежей по начисленным процентам
составит в 1995 году около 200 млн.долларов США, а в 1996-1997 годах -
более 250 млн.долларов США в год.
     В имущественной  форме погашение процентов за 1995 год осуществят
Армения  на  сумму  3,8  млн.долларов  США  и  Украина  на  сумму   15
млн.долларов США.
     В 1995  году  может  осуществляться  предоставление  странам  СНГ
государственных  кредитов,  не исполненных по соглашениям на 1994 год,
только в пределах общих поступлений в федеральный  бюджет  средств  от
стран  СНГ  в погашение ранее полученных кредитов и начисленных по ним
процентов.
     При этом  необходимо учитывать,  что в 1995 году наступает первый
срок погашения из федерального бюджета задолженности Банку  России  по
техническим  кредитам,  переоформленным  в 1993 году в государственные
кредиты, на сумму около 500 млрд. рублей.
     В случае  реализации соглашений о передаче в счет погашения долга
имущественных прав (акций,  ценных бумаг  и  т.п.)  на  предприятия  и
объекты,  представляющие  интерес  для  Российской Федерации,  которые
можно эффективно использовать, будут решаться вопросы налогообложения,
взимания  таможенных  пошлин  и определяться условия этой деятельности
для хозяйствующих субъектов.
     Федеральные органы   государственной  власти  должны  разработать
порядок  передачи  объектов  стран  Содружества,  полученных  в   счет
погашения  государственных  кредитов,  заинтересованным  хозяйствующим
субъектам  и  определить  порядок  взаиморасчетов  между  получателями
имущественных прав и федеральным бюджетом.
     Стратегически важна  и  задача  упорядочения   платежно-расчетных
отношений   в  рамках  СНГ.  Решать  ее  предстоит  в  соответствии  с
Соглашением о создании Платежного союза  (г.Москва,  21  октября  1994
г.).
     Необходимо с участием коммерческих банков  создать  международную
клиринговую    систему    расчетов,    которая   в   настоящее   время
прорабатывается,  учитывая,  что  Межгосударственный   банк   СНГ   не
состоялся  как  институт  Экономического  союза и Платежного союза,  а
стихийно действующая практика расчетов  через  коммерческие  банки  не
удовлетворяет  потребности  товаропроизводителей России и других стран
СНГ.
     В этой  системе  должны  быть  задействованы ведущие коммерческие
банки,  обладающие развитой инфраструктурой  в  странах  СНГ,  или  их
группа    -    консорциум   банков   для   выполнения   многосторонних
межгосударственных расчетов по согласованным правилам функционирования
платежной системы.
     Назрела также  потребность  в  межгосударственных  соглашениях  о
вексельном обращении.
     Производственное и  инвестиционное   сотрудничество.   С   учетом
принятого  курса  на  интеграцию в СНГ производственные связи призваны
стать материальной  основой  этих  процессов,  а  в  последующем  -  и
важнейшей  сферой  качественного  обновления  производства  товаров  и
услуг.  Отсюда принципиально важное значение приобретает стратегически
верный   выбор   направлений   и   форм   взаимодействия   в  развитии
производственных потенциалов.
     К ним    относятся:
     * сохранение рационально обоснованных кооперационных связей;
     * сотрудничество   в   области   инвестиционной   деятельности  и
капитального строительства;
     * формирование  новой организационной структуры производственного
сотрудничества.
     В условиях  формирования  рыночной  экономики  ключевое  значение
приобретает интеграция на уровне хозяйствующих  субъектов.  Необходима
государственная  поддержка  процесса  создания совместных предприятий,
транснациональных    производственных    корпораций,     коммерческих,
кредитно-финансовых учреждений и организаций в целях совершенствования
связей  по  кооперации,  структурных  преобразований  и   формирования
производственной инфраструктуры общего рынка.
     Сотрудничество в  сфере  социально-трудовых   отношений.   Период
суверенизации   государств   СНГ   резко  обострил  межгосударственные
социальные проблемы и  создал  препятствия  к  свободному  перемещению
рабочей силы.
     В среднесрочный период решение этих проблем будет  включать  меры
по обеспечению:
     * свободы передвижения из одного государства в другое;
     *  равных возможностей  трудиться;
     * равного вознаграждения и социальной защиты,  в том числе  и  от
безработицы,   без   какой-либо   дискриминации   в   зависимости   от
национальности, гражданства, пола, вероисповедания.
     В этих целях предусматривается:
     * выработка  правового   механизма,   обеспечивающего   сближение
социального законодательства уже на стадии разработки проектов законов
(рамочные законы и соглашения и др.);
     * решение   проблемы   социальных  льгот  и  гарантий  работникам
Крайнего Севера из стран СНГ;
     * реализация  мер  по  сотрудничеству  в области охраны труда;  *
     осуществление скоординированной политики в решении проблем
инвалидов. Социально-экономические меры по поддержке русскоязычного
населения в государствах ближнего зарубежья.  В  среднесрочный  период
меры по поддержке русскоязычного населения будут включать в себя:
     * поощрение связей российских предприятий с  предприятиями  стран
ближнего    зарубежья,    на    которых    работают    преимущественно
соотечественники,  и развитие между ними взаимовыгодной  кооперации  в
соответствии с законодательством каждой из стран;
     * выкуп  у  государств  ближнего  зарубежья  (в  том  числе   при
погашении  задолженности)  собственности  тех предприятий,  на которых
среди работающих преобладают соотечественники;
     * содействие   разработке   конкретных   программ  сотрудничества
общественных  и  коммерческих  структур  России   и   стран   ближнего
зарубежья, включая создание совместных предприятий, фондов и т.п.;
     * привлечение   средств   российского   предпринимательства   для
развития социальной и культурной сферы;
     * содействие созданию системы  банков,  помогающих  осуществлению
проектов обустройства вынужденных мигрантов;
     * учет интересов соотечественников при проведении переговоров  по
заключению  двусторонних  соглашений  между  Правительством Российской
Федерации  и   правительствами   государств   ближнего   зарубежья   о
торгово-экономическом сотрудничестве;
     * оказание  на  основе  соответствующих  соглашений  технической,
информационной   и   финансовой   помощи  русскоязычным  периодическим
изданиям и культурным центрам в странах ближнего зарубежья;
     * оформление  прав собственности или приобретение в собственность
России  находящихся  за  рубежом  объектов  (в  частности,  из   числа
освобождаемых  российскими  военными  учреждениями) для передачи их на
законном основании российским культурным центрам, библиотекам, клубам,
театрам и другим учреждениям;
     * принятие  совместных  мер  по   обеспечению   соблюдения   прав
этнических россиян, постоянно проживающих на территории государств СНГ
и Балтии, и соответственно этнических групп этих государств, постоянно
проживающих на территории Российской Федерации.

                    РАЗДЕЛ 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

     Ситуация в  социальной  сфере  обусловлена  состоянием экономики,
общим ходом реформ, наличием материальных и финансовых ресурсов.
     В 1993-1994  годах  органами  государственной  власти  Российской
Федерации  и  органами  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации  были  приняты  определенные  меры по обеспечению социальной
направленности реформ,  адаптации населения к новым условиям, адресной
защите его наиболее уязвимых слоев от негативных проявлений переходных
процессов,  сдерживанию  массовой  безработицы  в   рамках   имеющихся
финансовых возможностей.
     Экономические реформы   в    России    устранили    уравнительное
распределение благ и услуг,  предоставили возможность многим гражданам
самостоятельно обеспечить  себе  достойный  уровень  жизни.  Преодолен
всеобщий  дефицит  потребительского  рынка,  развивается  рынок жилья,
медицинских и образовательных услуг.  Более разнообразным  стал  выбор
видов     трудовой     деятельности,     открыты    возможности    для
предпринимательства  и  вторичной  занятости,  позволяющие   гражданам
получать дополнительные доходы.
     Вместе с   тем   социальное   развитие   в   переходный    период
сопровождается обострением традиционных и появлением новых проблем.
     Среди них  -  возрастание  имущественного  расслоения  населения,
усиление   дифференциации  граждан  по  уровню  доходов,  значительные
масштабы бедности,  рост зависимости  части  населения  от  социальной
помощи,  предоставляемой государством, нарастание безработицы, наличие
значительной   задолженности   по    заработной    плате,    ухудшение
демографической ситуации.

     7.1. Цели и приоритеты социальной политики

     В среднесрочной  перспективе  социальная  политика  Правительства
Российской  Федерации  будет  нацелена  на  закрепление   наметившихся
тенденций стабилизации уровня жизни населения, создание прочной основы
для его повышения по мере выхода экономики  из  кризисного  состояния,
сокращение масштабов бедности, оптимизацию ситуации на рынке труда.
     Правительство Российской Федерации намерено сосредоточить  усилия
на  обеспечении  более  равномерного  распределения  бремени кризиса в
обществе посредством разумной политики налогообложения,  избирательной
социальной поддержки,  расширения возможностей различных слоев и групп
населения  для  самореализации  и  адаптации  в   переходный   период,
осуществления   активной   политики  на  рынке  труда,  стимулирования
предпринимательской деятельности.  Правительство Российской  Федерации
будет  использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги,  действуя
по следующим направлениям:
     * проведение  умеренно жесткой политики налогообложения высоких и
сверхвысоких личных доходов населения,  создание условий для повышения
склонности населения к накоплению и инвестированию доходов;
     * создание условий для роста оплаты труда путем поэтапного снятия
ограничений   на   использование   фондов   потребления   предприятий,
расширения участия населения в финансировании социальных услуг;
     * организация  эффективной системы социально-экономической защиты
работников   наемного   труда,   включающей   механизмы    обеспечения
своевременной   выплаты   заработной   платы,  создание  экономических
предпосылок  для  ее  пересмотра  в   соответствии   с   ростом   цен,
регулирование   занятости,  помощь  в  трудоустройстве  высвобождаемых
работников, их профориентации и переквалификации;
     * усиление  адресности  социальной поддержки,  и в первую очередь
поддержки слабозащищенных  групп  населения  (пенсионеров,  инвалидов,
малообеспеченных   семей   с   детьми,  учащейся  молодежи),  с  целью
ограничения, а в последующие годы и сокращения масштабов бедности.
     Правительство Российской  Федерации намерено поддерживать уровень
реальных  государственных  социальных  гарантий  в  области   доходов,
занятости, социальных услуг и создавать условия для их повышения.
     В качестве   приоритетного   направления   социальной    политики
Правительство   Российской  Федерации  рассматривает  решение  проблем
стабилизации финансирования социальной  сферы,  обеспечения  льготного
режима  налогообложения  средств,  направляемых  с  благотворительными
целями на нужды образования,  здравоохранения,  науки, культуры, учета
при    формировании   бюджетов   различных   уровней   государственных
минимальных социальных стандартов.
     При осуществлении  социальной  политики  Правительство Российской
Федерации будет исходить из следующих принципов:
     * четкое   разграничение  ответственности  между  федеральными  и
местными органами власти за реализацию социальной политики;
     * устранение   монополизма  в  предоставлении  социальных  услуг,
развитие   конкуренции   и   привлечение   на   лицензионной    основе
негосударственного сектора к предоставлению бесплатных и субсидируемых
социальных услуг;
     * создание   условий   для   разгосударствления   организаций   и
учреждений социальной сферы;
     * предоставление  гражданам - потребителям социальных услуг права
самостоятельного выбора формы их получения.
     Социальная политика   Правительства  Российской  Федерации  будет
осуществляться во взаимосвязи  с  общим  ходом  экономических  реформ.
Сроки  и  масштабы  планируемых  мероприятий предполагается уточнять с
учетом конкретно складывающейся экономической  ситуации  и  финансовых
возможностей бюджетов всех уровней и хозяйствующих субъектов.
     Вместе с   тем   Правительство   Российской   Федерации   считает
необходимым усилить социальную направленность проводимых экономических
преобразований,  не  допускать  серьезных  диспропорций  в  социальной
сфере.    Предусматривается    организовать   регулярную   работу   по
предварительной социальной  экспертизе  осуществляемых  мероприятий  и
проведению мониторинга социально-трудовой сферы.

     7.2. Политика доходов

     Правительство Российской  Федерации  будет  стремиться к созданию
максимально благоприятных экономических,  правовых  и  организационных
условий для роста заработной платы,  пенсий, пособий и других денежных
доходов населения,  обеспечивая усиление государственного  контроля  в
этой  сфере.  При  этом  Правительство  Российской  Федерации намерено
продолжить  общий  курс   на   ослабление   прямого   государственного
регулирования  средств,  направляемых предприятиями и организациями на
потребление,  и  последовательное  развитие  договорных  отношений   в
регулировании  денежных доходов.  В то же время в отдельных отраслях и
секторах будет сохранено прямое государственное воздействие на процесс
формирования доходов.
     Предусматривается содействовать восстановлению роли оплаты  труда
как  основного  источника  доходов  и важнейшего стимула экономической
активности  граждан  наряду  с  доходами  от   предпринимательства   и
использования собственности.
     Регулирование денежных доходов будет осуществляться в основном за
счет  совершенствования системы налогообложения индивидуальных доходов
и имущества  граждан.  Намечено  усовершенствовать  шкалу  подоходного
налога  с физических лиц,  имея в виду освобождение от налогообложения
низкодоходных групп населения и некоторое повышение ставки налога  для
высокодоходных    групп.   Правительство   Российской   Федерации   не
предполагает вводить  резкую  прогрессию  ставок  подоходного  налога.
Регулирование  сверхвысоких  доходов  предполагается  осуществлять  на
основе механизма декларирования доходов с  одновременным  ужесточением
контроля за их соответствием фактическим расходам на потребление.
     По мере стабилизации и  улучшения  экономического  и  финансового
климата  в  стране  предусматривается  обеспечить  более благоприятное
соотношение минимальных размеров оплаты  труда,  пенсий,  стипендий  и
пособий    с    величиной    прожиточного   минимума   соответствующих
социально-демографических групп населения.
     Одновременно с  этим будут пересмотрены состав и структура самого
прожиточного минимума исходя  из  реально  складывающихся  соотношений
между     расходами     на     приобретение     продовольственных    и
непродовольственных товаров, оплату жилья и социальных услуг.
     Будет продолжено  использование  механизма  частичной  индексации
денежных доходов населения  с  изменением  периодов  ее  проведения  в
зависимости от темпов инфляции.
     При установлении размеров фиксированных доходов  населения  будет
учитываться   расширение   платности  медицинских,  образовательных  и
культурных услуг,  рост  стоимости  жилищно-бытового  и  транспортного
обслуживания.
     Регулирование оплаты  труда.   Совершенствование   оплаты   труда
Правительство  Российской  Федерации  намерено  осуществить  на основе
активного  использования  рыночных   регуляторов,   и   прежде   всего
налогообложения, договоров и тарифных соглашений. Продолжая общий курс
на отказ от прямого административного регулирования заработной  платы,
в  отдельных  секторах  экономики  и сферах деятельности (естественные
монополисты,   казенные   заводы,    учреждения    бюджетной    сферы)
государственное  воздействие на формирование доходов предусматривается
сохранить и даже несколько усилить.
     Правительство Российской   Федерации  намерено  поэтапно  снижать
налоговую нагрузку  на  фонд  потребления  предприятий  и  организаций
внебюджетного сектора экономики путем увеличения не облагаемой налогом
величины средств, направляемых на оплату труда.
     Предполагается обеспечить   более  гибкую  систему  регулирования
уровня оплаты труда в  бюджетной  сфере  на  основе  совершенствования
Единой  тарифной  сетки по оплате труда работников бюджетной сферы и в
зависимости от  динамики  заработной  платы  во  внебюджетном  секторе
экономики.
     При оплате  труда  работников  казенных  предприятий  в  качестве
базовых   будут   использоваться   принципы,  подходы  и  межразрядные
соотношения,  предусмотренные Единой тарифной сеткой по  оплате  труда
работников   бюджетной   сферы,   а   также  повышающие  коэффициенты,
учитывающие сложность выполняемых работ. Конкретные виды оплаты труда,
размеры тарифных ставок,  окладов, премий и иных поощрительных выплат,
а также соотношения их размеров между отдельными категориями персонала
будут определяться руководителем предприятия в пределах установленного
фонда оплаты труда и  с  учетом  средств,  полученных  от  разрешенной
самостоятельной деятельности.
     Воздействие на уровень  оплаты  труда  работников  предприятий  -
естественных  монополистов с контрольным пакетом акций,  находящихся у
государства,  предполагается  осуществлять  не   на   основе   прямого
лимитирования  фондов  оплаты труда,  а в основном через регулирование
цен и тарифов на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги,  а  также
на основе регулирования средств, направляемых на потребление.
     В целях предотвращения  задержек  с  выплатой  заработной  платы,
являющихся  зачастую  источником  серьезного  социального напряжения в
обществе,  на предприятиях и в  учреждениях,  осуществляющих  поставки
продукции для федеральных государственных нужд и финансируемых за счет
бюджетных средств,  намечается в ближайшее время осуществить  комплекс
нормативно-организационных мер, включающих:
     * обеспечение приоритетности  расчетов  по  заработной  плате;
     * механизм  компенсации  потерь работников при ее несвоевременной
выплате;
     * повышение  ответственности  работодателей за задержку в выплате
заработной платы.
     Пенсии.
     Основой пенсионного обеспечения  в  ближайшей  перспективе  будет
оставаться система государственного пенсионного страхования.
     В области   пенсионного   обеспечения   политика    Правительства
Российской  Федерации  исходит из необходимости обеспечения финансовой
стабильности  пенсионной  системы,  создания  условий  для  регулярной
выплаты  пенсий в установленные сроки и повышения их размеров с учетом
изменения потребительских цен.
     Для обеспечения  финансовой устойчивости пенсионной системы будут
приниматься меры,  направленные на максимально полную уплату страховых
взносов  в  установленные  сроки  всеми плательщиками и на недопущение
нецелевого использования в регионах пенсионных средств.
     Направления дальнейшего  развития  пенсионного  обеспечения будут
определены   в   проекте   концепции   реформы   системы   пенсионного
обеспечения. Реформирование должно быть направлено на повышение уровня
пенсионного обеспечения при более рациональном  использовании  средств
на эти цели.
     Необходимо обеспечить более обоснованную  связь  размеров  пенсий
как  с  величиной  прошлого  заработка  и продолжительностью трудового
стажа,  так и с величиной прожиточного минимума пенсионера,  расширить
участие  работников  в  формировании доходов пенсионной системы и в ее
управлении.
     Наряду с   реформированием   государственной  пенсионной  системы
получит   дальнейшее   развитие    дополнительное    негосударственное
пенсионное обеспечение.
     Реформирование пенсионной системы  -  долгосрочная  программа.  В
1995-1997   годах   представляется  необходимым  решить  ряд  проблем,
связанных с изменением некоторых норм действующего законодательства  и
организацией управления и финансирования пенсионной системы.
     Социальные пособия  и   компенсации.   Для   поддержания   уровня
материальной  обеспеченности  семей с несовершеннолетними детьми будет
совершенствоваться система пособий  как  элемент  системы  минимальных
социальных государственных гарантий материальной поддержки материнства
и детства, учитывающая состав семьи и возраст детей.
     Пособия семьям   с   несовершеннолетними   детьми   относятся   к
гарантированным социальным выплатам и являются  предметом  совместного
ведения   федеральных   органов   исполнительной   власти   и  органов
исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации.  В  ближайшей
перспективе   основной  задачей  является  налаживание  бесперебойного
процесса  финансирования.  В  этой  связи   Правительство   Российской
Федерации считает целесообразным:
     * при определении размеров финансовой помощи  регионам  учитывать
расходы на выплату единого пособия на ребенка;
     * на   уровне   субъектов   Российской   Федерации   осуществлять
дополнительные  меры  адресной  социальной  поддержки населения только
после  финансового  обеспечения  в   полном   объеме   гарантированных
государством выплат семьям с несовершеннолетними детьми.
     Дополнительная адресная социальная помощь будет оказываться путем
выплаты пособий лишь тем категориям населения,  которые в этом реально
нуждаются. Принципы адресности пособий и проверки реальной нуждаемости
семей получат более широкое распространение.
     Комплекс мер  по  решению  наиболее  актуальных  проблем   семьи,
материнства  и  детства  предусматривает президентская программа "Дети
России",  утвержденная Указом Президента Российской  Федерации  от  18
августа  1994  г.  N  1696,  включающая  федеральные целевые программы
"Дети-инвалиды",  "Дети  Севера",  "Дети  Чернобыля",   "Дети-сироты",
"Планирование семьи",  "Развитие индустрии детского питания в РСФСР на
1991-1995 годы".  Указанные федеральные целевые программы  дополняются
программами  "Одаренные  дети",  "Организация  летнего  отдыха детей",
"Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев".
     Становление России  как  социального государства требует развития
новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы.
     Одним из  основных  таких институтов является система социального
обслуживания населения,  представляющая собой деятельность по оказанию
бесплатных  или  на льготных условиях различных видов социальных услуг
престарелым,  инвалидам,  многодетным,  неполным  и  молодым   семьям,
беспризорным,  лицам,  освободившимся из мест лишения свободы, а также
другим категориям нуждающихся граждан.
     Задача заключается  в  сохранении  и  укреплении сети сложившихся
стационарных  учреждений  (домов-интернатов,  здравниц  и  других),  в
развитии     их     перспективных     видов    (социальных    приютов,
социально-реабилитационных   центров),   а    также    во    внедрении
принципиально  новых,  нестационарных  форм  социального  обслуживания
(территориальных социальных центров,  центров социальной помощи семье,
служб срочной социальной помощи и других).
     Разрабатываются федеральные    программы    "Развитие     системы
социального  обслуживания  населения  на 1996-1997 годы" и "Социальная
защита  пожилых  людей  на  1996-1998  годы".  Создание  новых   видов
учреждений   социального  обслуживания  семьи  и  детей  предусмотрено
федеральной программой  борьбы  с  преступностью,  целевой  программой
"Дети-инвалиды",  а также в проекте федеральной программы профилактики
детской   безнадзорности,    предупреждения    правонарушений    среди
несовершеннолетних и молодежи.
     Правительство Российской Федерации намерено приступить к  реформе
системы   социального   страхования   с   целью   усиления  социальной
защищенности граждан.
     При совершенствовании   социального   страхования  намечается:
     * освободить государственные  социальные  внебюджетные  фонды  от
несвойственных им выплат;
     * ввести  дифференцированные   размеры   страховых   взносов   на
государственное   социальное  страхование  в  зависимости  от  степени
опасности, вредности, тяжести работ и состояния условий труда;
     * усилить  личное  участие  граждан в финансировании и управлении
системой социального страхования;
     * перейти  к  государственному социальному страхованию работников
от несчастных случаев на производстве и  профессиональных  заболеваний
вместо действующего порядка возмещения вреда, причиненного работникам;
     * развивать добровольные формы социального  страхования  за  счет
средств граждан и доходов предприятий.

     7.3. Восстановление сбережений населения

     В 1995-1997  годах  Правительство  Российской  Федерации намерено
приступить  к  восстановлению  сбережений  населения,   обесценившихся
вследствие инфляционных процессов первых лет реформы.  К середине 1996
года Правительством  Российской  Федерации  будет  подготовлен  проект
федеральной  программы  восстановления  сбережений населения,  которая
будет  содержать  принципы  и  механизм  индексации  вкладов;  перечни
социальных   льгот   отдельным   группам   вкладчиков   (в  частности,
пенсионерам "второго" пенсионного возраста) и мероприятий, необходимых
для   организации   процесса   восстановления   сбережений;  объемы  и
конкретный  перечень  государственных  активов,  которые  могут   быть
использованы для проведения процедуры восстановления вкладов.
     В процессе  подготовки  программы  будет   учтена   необходимость
капитализации  вкладов  населения,  учитывающая  дифференциацию сроков
восстановления вкладов в зависимости от их размеров.

     7.4. Государственная политика на рынке труда

     Новая социальная проблема для России -  безработица.  Причины  ее
расширения объективны - продолжающийся спад производства и структурный
кризис,    низкая    инвестиционная    активность,     незавершенность
институциональных преобразований.  Преодолеть безработицу можно только
путем   общего   оздоровления   экономики,   проведения    эффективной
структурной   и   инвестиционной  политики  и  других  мер,  способных
предоставить возможности для стабильной занятости и высоких доходов.
     Правительство Российской  Федерации  считает,  что  особую роль в
стабилизации    рынка    труда    должен     сыграть     расширяющийся
негосударственный   сектор,   и   будет  стремиться  расширить  доступ
предприятий к негосударственным инвестиционным ресурсам,  в том  числе
путем аккумуляции средств населения.
     Однако ограниченные   финансовые   возможности   государства   не
позволяют полностью решить проблему вынужденной незанятости.
     Вместе с тем может и должна реализовываться эффективная политика,
смягчающая социальные последствия сокращения рабочих мест.
     Правительство Российской Федерации  через  активную  и  социально
справедливую  политику  на  рынке  труда будет содействовать повышению
экономической активности трудоспособных граждан, оказывать эффективную
целевую поддержку потерявшим работу,  сдерживать массовую долгосрочную
безработицу при одновременном  обеспечении  предприятиям  возможностей
свободно    нанимать   работников   для   успешного   и   эффективного
производства.
     Стабилизации положения   на   рынке  труда  будут  способствовать
реализация целевых федеральных программ, связанных с созданием новых и
обновлением существующих рабочих мест,  регулирование заработной платы
и доходов, рабочего времени, трудовых отношений на предприятиях.
     В целях минимизации времени поиска гражданином работы, сокращения
периода безработицы и  периода  заполнения  вакансий  на  предприятиях
продолжится  предоставление  гражданам  комплекса  услуг по содействию
трудоустройству: поддержка банка вакансий для информирования граждан о
возможности  трудоустройства,  подбор  подходящего  рабочего  места  и
работников по запросу работодателя,  проведение "ярмарок  вакансий"  и
"ярмарок  специалистов",  обучение  навыкам работы и специальные формы
интенсивного консультирования граждан, испытывающих трудности в поиске
работы.
     Целевое поощрение   трудоустройства   будет   ориентировано    на
дополнительное   повышение   шансов   подбора   рабочего   места   или
предоставление  альтернативных  возможностей  безработным   гражданам,
особо   нуждающимся  в  дополнительной  поддержке.  В  рамках  данного
направления  расширяются  программы  "Новый  старт"  и  "Клуб   ищущих
работу",  позволяющие  формировать  у  безработных  необходимые навыки
самостоятельного поиска работы, активно использовать полученные знания
для   трудоустройства,   восстанавливать  мотивацию  к  труду  у  лиц,
длительное время не имеющих работы.
     Для расширения   возможностей   гарантированного  трудоустройства
безработных граждан,  которые  не  могут  быть  трудоустроены  обычным
путем, продолжится создание дополнительных рабочих мест.
     Будут расширяться  возможности  гарантированного  трудоустройства
инвалидов,  имеющих трудовые рекомендации,  а также лиц, освобожденных
из мест лишения свободы, через квотирование рабочих мест.
     Содействие занятости    учащихся    подростков    и   выпускников
общеобразовательных  школ   и   профессиональных   учебных   заведений
предполагает информирование молодежи о возможности обучения, получения
дополнительной профессии (специальности),  развитие профориентационных
услуг,   поощрение   целевых   субсидий   на  организацию  специальных
ученических рабочих  мест,  а  также  временной  (сезонной)  занятости
молодежи, в том числе в свободное от учебы время и на базе действующих
учебных  учреждений,  поддержку  специализированных  молодежных   бирж
труда,  центров  социальной  и  психологической  адаптации выпускников
учебных заведений,  включая инвалидов и лиц,  оставшихся без попечения
родителей.
     Ожидаемое повышение  спроса  на  рабочие  места  по  сравнению  с
возможностями  экономики  удовлетворить  этот  спрос не дает оснований
рассчитывать  на  значительное  расширение  числа   вакансий,   дающих
постоянную  работу.  Поэтому важная роль отводится временной занятости
безработных на период активного поиска постоянной работы.
     Реальным резервом    расширения    возможностей   для   занятости
становится сектор малого и среднего  бизнеса.  В  дополнение  к  общим
программам    поддержки    предпринимательства    в   целях   создания
альтернативных возможностей для  трудоустройства  безработных  граждан
будут  расширены  консультирование по определению возможностей ведения
ими эффективной предпринимательской деятельности, обучение безработных
граждан   основам  предпринимательства,  организация  консультаций  по
открытию  собственного  дела,  составлению  бизнес-плана   и   ведению
финансовой  документации,  финансовая  поддержка на стадии становления
собственного   дела,   а   также    поддержка    формирующейся    сети
социально-деловых центров.
     С целью более полного согласования потребностей  работодателей  и
профессиональных  интересов  потенциальных  работников  предполагается
расширять профориентационные услуги незанятому населению.
     Для снятия  психологического  дискомфорта  вследствие  потери или
угрозы потери работы,  повышения мотивации  поиска  работы  расширится
психологическая  поддержка  граждан,  испытывающих  особые трудности в
подборе рабочего места.
     Особая роль   в   условиях   структурных   перемен  в  экономике,
сопровождающихся сдвигами в структуре потребности в кадрах,  отводится
профобучению  безработных граждан и незанятого населения.  Его главной
задачей является повышение конкурентоспособности работников  на  рынке
труда    путем    приобретения    новых   или   углубления   имеющихся
профессиональных знаний и навыков.
     Для сдерживания  массовых высвобождений,  стабилизации социальной
напряженности на градообразующих и конверсионных предприятиях, а также
предприятиях,  расположенных в регионах с высоким уровнем безработицы,
будет проводиться временная частичная компенсация потерь в  заработной
плате   работникам  предприятий,  работающим  по  независящим  от  них
причинам неполный рабочий день или неполную рабочую  неделю,  а  также
находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы.
     Правительство Российской Федерации полагает необходимым частичное
изменение  действующей  системы  пособий  по безработице,  имея в виду
придание ей большей целевой ориентации и социальной справедливости.
     Тяжесть безработицы   неравномерно   распределена  по  территории
России.  Наиболее напряженная ситуация на  рынке  труда  в  1995  году
ожидается   в   Ивановской,   Ярославской,   Костромской,   Псковской,
Владимирской,  Кировской областях,  Ингушской  Республике,  Республике
Калмыкия  -  Хальмг Тангч,  Республике Дагестан,  Республике Мордовия,
Чувашской Республике - Чаваш республики,  Республике Коми и  некоторых
других.  По каждому "проблемному" региону предполагается разрабатывать
программы  экстренных   краткосрочных   мер   по   снятию   социальной
напряженности  и  обеспечивать  их  финансирование  путем оперативного
перераспределения средств Государственного фонда занятости населения.

     7.5. Государственная политика в области охраны труда

     В целях более последовательной  реализации  права  трудящихся  на
охрану труда Правительством Российской Федерации предусматривается:
     * завершить создание системы государственного управления, надзора
и контроля за охраной труда на федеральном и региональном уровнях;
     * сформировать экономический механизм обеспечения  охраны  труда,
включая    вопросы    финансирования   и   налогового   регулирования,
обязательного страхования от  несчастных  случаев  и  профессиональных
заболеваний;
     * осуществить необходимое обновление и разработку государственных
стандартов,  норм и правил по охране труда и обеспечение предприятий и
организаций необходимой документацией по охране труда;
     * приступить  поэтапно  к сертификации предприятий и рабочих мест
на соответствие требованиям безопасности и государственным нормативным
требованиям по охране труда.
     Правительство Российской Федерации намерено  принять  федеральную
программу  по  охране  и  улучшению  условий труда на 1995-1997 годы и
обеспечить ее реализацию.

     7.6. Государственная миграционная политика

     Первоочередной целью  государственной  миграционной  политики   в
1995-1997   годах   является   регулирование   миграционных   потоков,
преодоление негативных последствий  стихийно  развивающихся  процессов
миграции,  создание  условий  для  беспрепятственной  реализации  прав
мигрантов,  а также обеспечение гуманного отношения  к  лицам,  ищущим
убежища на территории Российской Федерации.
     Основу миграционной   политики   применительно    к    внутренней
социально-экономической  миграции  в  России  составляет комплекс мер,
направленных на развитие регионов,  представляющих особую важность для
осуществления  процесса  политических и социально-экономических реформ
государства.
     Регулирование потоков   беженцев   и   вынужденных   переселенцев
предполагает осуществление  комплекса  специальных  мер  по  приему  и
обустройству  социально не защищенных категорий вынужденных мигрантов,
включающего в себя:
     * предоставление  им  пособий  и  безвозмездных ссуд;
     * создание  специального  государственного  жилищного  фонда  для
обеспечения  вынужденных  мигрантов  жилой  площадью  для  постоянного
проживания;
     * выделение  им земельных участков под жилищное строительство.
     В 1995 году одной из основных  задач  является  решение  проблемы
законодательной   поддержки   адаптации   переселенцев,  в  том  числе
освобождения от налогообложения средств,  направляемых на обустройство
вынужденных    мигрантов    (создание    инженерной    и    социальной
инфраструктуры, рабочих мест и т.п.).
     Учитывая возрастание  потоков  вынужденных мигрантов в Российской
Федерации,  особое внимание будет уделено развитию системы  временного
размещения  мигрантов и организации работы по приему массового притока
вынужденных мигрантов в условиях чрезвычайных ситуаций.
     Значительное увеличение  незаконно въехавших в страну иностранных
граждан и лиц без  гражданства  в  условиях  открытых  границ  требует
развития  системы  иммиграционного  контроля,  и  в  первую очередь на
государственной границе Российской Федерации  со  странами  Балтии,  с
Монголией   и   Китаем.   Кроме   того,  будет  продолжена  работа  по
рассмотрению ходатайств лиц,  ищущих убежище,  и созданию в этих целях
центров временного размещения иммигрантов.
     В области регулирования внешней трудовой миграции главной задачей
является     создание     надежной     системы    социальной    защиты
трудящихся-мигрантов в период их работы за рубежом и по возвращении  в
Российскую Федерацию.
     В 1995-1997  годах  будет  продолжена  работа  по  заключению   с
зарубежными странами соглашений, регулирующих вопросы внешней трудовой
миграции.

     7.7. Государственная жилищная политика

     Новая жилищная политика, проводимая начиная с 1991 года, является
важнейшей  составной частью государственной экономической и социальной
политики.   Основные   принципы   жилищной   политики    отражены    в
Государственной целевой программе "Жилище".
     Она характеризуется дальнейшим  развитием  жилищной  реформы  при
сохранении  малоимущим  и  иным указанным в законодательстве гражданам
социальных  гарантий  по  получению  в  пределах  нормативов  жилья  и
обеспечению условий проживания в жилье социального использования.
     Целью жилищной реформы  на  нынешнем  этапе  является  дальнейшее
развитие правовых,  финансово-экономических,  хозяйственных механизмов
для перевода жилищной  сферы  в  безубыточный  режим  функционирования
путем постепенного изменения системы оплаты жилья и коммунальных услуг
с использованием адресной защиты малоимущих; государственной поддержки
населения,  участвующего  своими  средствами  в  улучшении собственных
жилищных условий; стимулирования привлечения средств иных внебюджетных
источников   финансирования   в   жилищную   сферу;  развития  частной
собственности  на  землю  и  иную  недвижимость  в   жилищной   сфере;
укрепления предпринимательства и конкуренции в этом секторе экономики.
     Успех социально взвешенной политики  по  преобразованию  жилищной
сферы  в  безубыточный и эффективный сектор экономики должен во многом
определить общий успех экономической реформы.  Это связано с тем,  что
инвестиции  в  жилищную  сферу составляют около трети от общего объема
инвестиций, а объекты жилищной сферы - около трети от воспроизводимого
имущества  России.  На  строительстве и эксплуатации объектов жилищной
сферы задействовано около 13 процентов работающего  населения  России.
Кроме  того,  развитие  жилищного строительства стимулирует увеличение
спроса на продукцию практически всех отраслей экономики.
     Результатами жилищной  реформы  будут  улучшение жилищных условий
граждан,  стабилизация  денежного  обращения   за   счет   привлечения
свободных  частных  средств  к  формированию и развитию недвижимости в
жилищной  сфере,  улучшение  макроэкономических  пропорций,   снижение
инфляции, сокращение дефицита федерального бюджета.
     В течение последних двух  лет  достигнуты  следующие  результаты:
общее   количество   жилья,   находящегося  в  частной  собственности,
увеличилось до 51 процента от всего  жилищного  фонда;  почти  на  650
тысяч  уменьшилось  число  семей,  находящихся  в очереди на улучшение
жилищных  условий;  за  1994  год  на  26  процентов  возросли  объемы
жилищного строительства за счет средств населения. Практически во всех
регионах начал реально функционировать рынок жилья.
     В условиях     относительно    низкого    уровня    материального
благосостояния  основной  массы  населения   и   высоких   затрат   на
строительство,    приобретение,    эксплуатацию   жилья   переход   от
преимущественного бюджетного финансирования жилищной сферы к  широкому
привлечению  внебюджетных форм инвестирования будет осуществляться при
активной государственной поддержке граждан и юридических лиц.
     Формы такой   поддержки   во   многом  определены  уже  принятыми
законодательными  и  иными  правовыми   актами:   указами   Президента
Российской  Федерации  о  жилищных  кредитах,  жилищных  сертификатах,
достройке не завершенных строительством жилых  домов;  постановлениями
Правительства Российской Федерации об адресных безвозмездных субсидиях
на  строительство  и  приобретение  жилья,   об   адресных   субсидиях
(компенсациях) на оплату жилья и коммунальных услуг,  о региональных и
местных внебюджетных фондах развития жилищного строительства.  В  ряде
регионов Российской Федерации эти решения эффективно реализуются.
     В ближайшие годы будет продолжено осуществление  сбалансированной
экономической  политики  по  постепенному переносу расходов в жилищной
сфере на  население  с  одновременным  стимулированием  роста  доходов
граждан.
     В течение последующих лет  будет  осуществляться  государственная
поддержка  действий граждан по самостоятельному регулированию жилищных
условий путем обмена жилья с доплатой,  продажи занимаемого жилья  для
приобретения  другого,  продажи  или дарения жилья с сохранением права
пожизненного  проживания  и  содержания  и  других.   С   этой   целью
Правительство Российской Федерации намерено подготовить предложения по
освобождению этих сделок полностью  от  уплаты  подоходных  налогов  и
частично от уплаты нотариальных пошлин и иных сборов.
     В условиях относительно низких доходов основной массы населения и
высокой  рыночной  стоимости  жилья  государственная жилищная политика
нацелена на реализацию мер по обеспечению доступности  жилья  за  счет
сохранения  в  течение следующих двух-трех лет бесплатной приватизации
занимаемого  гражданами  жилья  в  государственном   и   муниципальном
жилищном  фондах  как  начального  капитала для последующего улучшения
жилищных  условий;  выделения  средств  и  развития  служб  в  органах
местного самоуправления для предоставления гражданам адресных субсидий
на оплату жилья и коммунальных  услуг,  а  также  на  строительство  и
приобретение  жилья,  в  том числе предоставления гражданам в качестве
безвозмездных субсидий не завершенных строительством жилых домов.
     Обеспечение жильем   военнослужащих,  лиц,  уволенных  с  военной
службы  в  запас  или  отставку,  пострадавших  от  аварий,  стихийных
бедствий,  вооруженных  конфликтов,  и  некоторых  других  лиц,  особо
нуждающихся  в  жилье,   будет   осуществляться   в   соответствии   с
государственными  программами,  разработанными  с  учетом возможностей
федерального бюджета.  При этом в качестве  дополнительных  источников
финансирования   жилищного   строительства   намечается   использовать
средства  коммерческих  и  банковских  структур,  кредиты   и   гранты
иностранных   государств   и   международных  финансовых  организаций,
средства от  продажи  на  коммерческих  аукционах  части  построенного
жилья,  средства  от  продажи  на коммерческих конкурсах недостроенных
жилых домов и средства из других внебюджетных источников.
     Главным инструментом   дальнейшего   улучшения  жилищных  условий
большинства  населения  должно  стать  развитие   кредитования   жилья
(включая ипотечное кредитование) коммерческими банками.
     Для увеличения заинтересованности коммерческих банков в  создании
и   развитии   системы   накопительных   жилищных   счетов,   развитии
среднесрочного и краткосрочного  кредитования  обустройства  земельных
участков и строительства жилья, становлении долгосрочного кредитования
индивидуального  строительства  и  приобретения  жилья   Правительство
Российской  Федерации  намерено  установить дифференцированную систему
льгот  по  налогам  на  прибыль  банков,  по   размерам   обязательных
отчислений  в резервный фонд Центрального банка Российской Федерации и
др.
     Реальной мерой,  направленной  на  ускоренное  развитие  процесса
кредитования  в  жилищной  сфере,  является  создание  в   1995   году
федерального агентства по ипотечному кредитованию.  Основными задачами
агентства должны стать разработка и внедрение в практику  деятельности
банков  и  других финансовых институтов стандартов и правил ипотечного
кредитования, формирование рынка ипотечных кредитов и обеспеченных ими
ценных   бумаг   для   привлечения   инвестиций   в   сферу  жилищного
кредитования,  решения проблемы  ликвидности  банков,  предоставляющих
долгосрочные ипотечные кредиты.
     Одновременно в течение последующих лет будет проводиться политика
развития   рынка  других  ценных  бумаг  в  жилищной  сфере:  жилищных
сертификатов,  облигаций,  векселей. Задачами Правительства Российской
Федерации  в  развитии рынка жилищных ценных бумаг являются разработка
четких правил,  инструкций  и  нормативов  для  их  выпуска,  а  также
установление  способов  защиты  прав  и  интересов  покупателей ценных
бумаг.
     Должна быть     закончена     корректировка     градостроительной
документации с учетом преимущественного развития малоэтажного,  в  том
числе   индивидуального,   жилищного   строительства   с   сохранением
многоэтажной   застройки   только   для    оборудованных    инженерной
инфраструктурой зон крупных городов. Необходимо обеспечить потребность
застройщиков в земельных участках в городах и  на  прилегающих  к  ним
территориях  путем  организации  открытых  конкурсов  и  аукционов  по
предоставлению или продаже земельных участков для возведения  объектов
жилищной  сферы.  В  существующей  застройке  городов и иных поселений
будет проводиться работа по определению границ земельных участков  для
каждого  объекта  недвижимости  в  жилищной сфере исходя из соблюдения
устанавливаемых  градостроительных   требований.   Для   собственников
недвижимости   в   жилищной   сфере   будет  предусмотрена  бесплатная
приватизация занимаемых по минимальному нормативу земельных участков.
     В сфере   эксплуатации  существующего  жилищного  фонда  основным
принципом  изменения  условий  его  финансирования  будет  продолжение
поэтапного   перехода  от  системы  дотирования  жилищно-коммунального
хозяйства  к  оплате  жилья  населением  в  размерах,   обеспечивающих
возмещение издержек на содержание жилья и коммунальные услуги.
     Одновременно будет   обеспечено   дальнейшее   развитие   системы
адресных  субсидий  отдельным  категориям  граждан  на  оплату жилья и
коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья.
     Возможные изменения  в  соответствии  с законодательством системы
оплаты  жилья  и  коммунальных  услуг  за  жилые  помещения  в   домах
государственного и муниципального жилищных фондов будут определяться и
увязываться  с  изменением   размера   налога   на   недвижимость   на
единственное жилье, находящееся в частной собственности гражданина.
     Будет продолжена реализация политики  передачи  в  общую  долевую
собственность  собственникам жилых и/или нежилых помещений мест общего
использования (лестниц,  лифтов,  коридоров,  вестибюлей,  технических
чердаков   и   подвалов,  придомовых  территорий  и  других  объектов,
используемых   более   чем   одним   домовладельцем)   и   образования
кондоминиумов   (совладений),   а   также   создания  в  кондоминиумах
товариществ   или   иных   ассоциаций   собственников    недвижимости.
Существующие     в     настоящее     время     дотации    предприятиям
жилищно-коммунального хозяйства будут передаваться в эти товарищества,
иные   ассоциации   собственников   в   кондоминиумах.  Для  улучшения
эксплуатации   жилищного   фонда   будет   проводиться    работа    по
демонополизации      и      переводу      на     конкурсную     основу
ремонтно-эксплуатационных предприятий.
     В дальнейшем     реализация     принципа    доступности    жилья,
восстановления в новых  условиях  социально  оправданного  соотношения
доходов  граждан  и  стоимости  строительства  и  приобретения жилища,
оплаты содержания и ремонта жилища и коммунальных услуг  должна  стать
важным  направлением воздействия государства на экономические процессы
в жилищной сфере.

     7.8. Отрасли социальной сферы

     Одной из  ключевых  проблем  современного   этапа   экономической
реформы является конверсия объектов социальной сферы предприятий.  Уже
в  этом  году  Правительство  Российской  Федерации  разработает  план
-программу   приватизации   и   передачи   объектов  социальной  сферы
предприятий в муниципальную собственность,  в котором  будут  изложены
конкретные механизмы, направления и сроки конверсии социальной сферы.

     Образование -  это  важнейшая  социальная гарантия развития всего
общества.  Стратегия  в  области  образования  состоит  в  том,  чтобы
способствовать решению общесоциальных задач, прежде всего:
     * укреплению и развитию демократии;
     * становлению     национального     самосознания,    гармонизации
межнациональных  отношений,  уменьшению  социальной  напряженности   в
обществе;
     * развитию кадрового  потенциала  российской  экономики  в  новых
условиях.
     Реализация указанных задач  осуществляется  путем:
     *  сохранения единого образовательного пространства Российской
Федерации;
     * обеспечения  гарантий прав граждан на получение образования;
     * изменения   содержания   образования,   его    гуманизации    и
гуманитаризации;
     * перехода на образование по  выбору  и  обеспечения  возможности
получить  образование  в  соответствии  с интересами,  способностями и
состоянием здоровья обучаемых.
     Среди первоочередных  задач  Правительства Российской Федерации в
области развития системы образования следует назвать:
     * сохранение масштабов системы образования и качественного уровня
предоставляемых населению образовательных услуг;
     * разработка  и  совершенствование  законодательной и нормативной
правовой базы в области образования;
     * усиление   социальной   защиты   воспитанников  и  обучающихся,
студентов,  учителей и преподавателей при  существенном  повышении  ее
адресности;
     * укрепление   экономических   и   социально-правовых   гарантий,
предоставляемых гражданам в области получения образования;
     * сокращение роста количества детей и подростков, находящихся вне
образовательных учреждений различного уровня.
     Для этого    Правительство    Российской    Федерации    намерено
осуществлять:
     * финансирование системы образования в соответствии с федеральной
программой развития образования в России;
     * проведение   протекционистской   государственной   политики   в
отношении издания учебников и учебных пособий;
     * обновление содержания  образования,  особенно  гуманитарного  и
экономического, переподготовки кадров, прежде всего управленческих;
     * обеспечение постепенного и поэтапного перехода  на  нормативное
финансирование       образовательных      программ,      осуществление
персонифицированной социальной поддержки обучающихся,  в том числе  за
счет  постепенного  введения в системе образования личного социального
образовательного кредита.
     Правительство Российской    Федерации    намерено    поддерживать
дальнейшую дифференциацию сети  образовательных  учреждений,  развитие
негосударственных  форм образования,  рост количества учреждений новых
видов в сельской местности и в районах с низкой плотностью  населения,
прежде  всего Крайнего Севера,  Дальнего Востока,  Сибири,  расширение
сети учреждений,  обеспечивающих возможность получения  образования  в
форме  экстерната,  семейного  образования и образования без отрыва от
производства.
     В этих   же   целях   предполагается:
     * завершить разработку государственных образовательных стандартов
для   общеобразовательных   школ,   начального,   среднего  и  высшего
профессионального образования,  обеспечивающих поддержание  требуемого
уровня качества образования и постоянное воспроизводство;
     * разработать и ввести новые  принципы  функционирования  учебных
заведений системы высшего, среднего и соответствующего дополнительного
профессионального  образования,  создающие  условия  для   эффективной
реализации  многоканального  механизма  их  финансирования как за счет
средств  бюджетов  всех  уровней,  так  и  средств,   поступающих   от
юридических и физических лиц;
     * продолжить  реорганизацию  структуры  и  сети   образовательных
учреждений    системы    высшего,    среднего    и    соответствующего
дополнительного профессионального  образования  для  наиболее  полного
удовлетворения   потребностей   производства   и  социальной  сферы  в
подготовке и переподготовке кадров;
     * продолжить    переход    на   нормативное   персонифицированное
финансирование образовательных учреждений  в  целях  наиболее  полного
удовлетворения образовательных запросов граждан.
     Здравоохранение. В ближайшие годы в рамках реформирования системы
здравоохранения предусматривается:
     * совершенствовать   систему   здравоохранения   при   сохранении
государственной       системы,      обеспечивающей      предоставление
гарантированного минимума медицинских услуг;
     * развивать    и   совершенствовать   системы   обязательного   и
добровольного медицинского страхования,  создать цивилизованный  рынок
медицинских  услуг,  исходя из задачи обеспечения реальной возможности
выбора гражданами медицинского учреждения и лечащего врача.  Для этого
планируется  постепенный переход к финансированию основной части услуг
здравоохранения путем  введения  индивидуальных  счетов  обязательного
медицинского  страхования,  средства  на которых формируются из личных
обязательных  взносов,  а  для  счетов  лиц  социально  не  защищенных
категорий - из бюджетных и внебюджетных ассигнований на эти цели;
     * повысить   качество   медицинского   обслуживания   на   основе
расширения   масштабов   профилактических   мер,   реорганизации  сети
медицинских учреждений; дальнейшего развития сети дневных стационаров,
диагностических   и   специализированных   центров,  дифференцирования
стационаров  по  уровню  оказания  медицинской  помощи   (интенсивного
лечения,   долечивания,   реабилитации,  больниц  сестринского  ухода,
хосписов);
     * совершенствовать   систему  профилактической,  реабилитационной
помощи и медицинской помощи в сельской местности;
     * обеспечить     совершенствование     системы     финансирования
здравоохранения,  фармацевтической и медицинской промышленности как за
счет бюджетных ассигнований,  так и за счет использования привлеченных
средств,  в  частности  целевых  инвестиционных   кредитов,   кредитов
международных финансовых организаций и других внебюджетных источников;
     * подготовить федеральную целевую программу развития  курортов  и
туристских объектов общероссийского значения;
     * завершить работу по подготовке и заключению в рамках СНГ  и  со
странами   Балтии   межгосударственных   соглашений   об   обеспечении
благоприятных условий для детского и семейного отдыха жителей России в
санаторно-курортных учреждениях этих стран;
     * обеспечить дальнейшее развитие  правовой  базы  здравоохранения
посредством    принятия    законов    "О    государственной    системе
здравоохранения", "О муниципальной системе здравоохранения", "О правах
пациентов", "О лекарственных средствах".
     * В области санитарно-эпидемиологического благополучия  населения
будут  приняты  меры,  обеспечивающие  предупреждение  возникновения и
распространения массовых инфекционных  и  неинфекционных  заболеваний,
улучшение среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.
     Будут продолжены   реализация   целевых   программ    обеспечения
санитарно-эпидемиологического    благополучия   населения,   а   также
дальнейшее формирование правовой  базы  путем  разработки  и  принятия
законов  "О  вакцинопрофилактике  населения",  "О безопасности пищевых
продуктов",  "Об охране территории Российской Федерации  от  завоза  и
распространения особо опасных заболеваний людей, животных, растений, а
также токсичных веществ".
     Культура. Правительство  Российской  Федерации ставит перед собой
задачу  сохранения  и  дальнейшего  развития  культурного   потенциала
страны,  являющегося  одним из решающих условий духовного оздоровления
общества в ходе социально-экономических и политических реформ.
     Важнейшими направлениями  политики в области культуры и искусства
являются:
     * обеспечение   преемственности  культурных  традиций,  поддержка
деятельности  ведущих  учреждений  культуры  и  искусства,  творческих
инициатив выдающихся талантов и молодых дарований;
     * возрождение культурной активности во  всех  регионах  страны  и
поддержка   национальных  культур,  создание  условий,  способствующих
преодолению их обособленности и взаимообогащению;
     * восстановление,   реставрация  и  эффективное  использование  в
интересах духовного обогащения общества памятников истории и культуры,
исторических комплексов,  заповедных территорий,  музейных, архивных и
библиотечных фондов,  поддержка  национальной  кинематографии,  выпуск
социально значимой литературы.
     К числу первоочередных мер  в  сфере  культурного  строительства,
реализация  которых  будет  осуществлена  в среднесрочной перспективе,
относятся:
     * расширение  сети национальных культурных центров,  занимающихся
развитием национальных культур;
     * создание условий для эстетического воспитания и художественного
образования детей и юношества;
     * стимулирование   создания   и  деятельности  государственных  и
негосударственных организаций культуры;
     * совершенствование  финансово-хозяйственного  механизма  в сфере
культуры,  осуществление  стабильного  бюджетного  финансирования,   и
прежде  всего  особо  ценных  объектов  культурного  наследия  народов
Российской Федерации;
     * создание условий для развития благотворительности,  меценатства
и спонсорства в сфере культуры;
     * дальнейшее развитие правовой базы культуры;
     * осуществление  мер   по   улучшению   материального   положения
творческих работников.

     7.9. Экологическая политика

     Анализ экологической    ситуации    и    наметившихся   тенденций
свидетельствует  о   том,   что,   несмотря   на   значительный   спад
производства,   загрязнение   окружающей   природной   среды  остается
недопустимо   высоким.   Это    обусловлено    значительным    износом
технологического    оборудования,   повышением   аварийности,   низкой
эффективностью работы очистных сооружений.
     Политика в   области  охраны  окружающей  среды  и  рационального
природопользования   будет   сосредоточена   на   следующих   основных
направлениях:
     * совершенствование    природоохранительного    законодательства,
системы    экологических    ограничений    и   регламентаций   режимов
природопользования с целью их адаптации к условиям рыночной экономики;
     * последовательный    переход    на    международные    стандарты
технологических  процессов   и   производимой   продукции,   создающий
необходимые  условия  для  включения  России  в  мировую  экономику  и
международную систему обеспечения экологической безопасности;
     * повышение    эффективности    государственного    контроля   за
соблюдением существующих регламентов природопользования с  применением
экономических  и  административных санкций для предотвращения аварий и
катастроф, пресечение экологических правонарушений и преступлений;
     * обеспечение   проведения   экологической  экспертизы  и  оценки
воздействия на окружающую природную среду реализации всех  программ  и
проектов хозяйственной и иной деятельности;
     * проведение экологической санации предприятий,  их реконструкция
и   перепрофилирование,   а   также   закрытие   экологически  опасных
производств;
     * экономическое  стимулирование инвестиционных проектов,  которые
имеют экологическую направленность и экономическую эффективность;
     * обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных
территорий;
     * широкомасштабное  использование  вторичных  ресурсов,  а  также
накопленных отходов производства и потребления.
     В связи с этим будут осуществлены меры по поддержанию приемлемого
уровня экологической безопасности и  масштаба  прямой  природоохранной
деятельности,   компенсационные   меры  по  сохранению  и  поддержанию
природно-ресурсного  потенциала.  Неотложность  реализации  этих   мер
определяется как необходимостью выполнения обязательств, вытекающих из
международных  договоров  и  конвенций  по  сохранению  биологического
разнообразия, предотвращению глобального изменения климата, сохранению
озонового  слоя  Земли,  охране  уникальных  природных  зон,   включая
Арктику, снижению трансграничного загрязнения воздуха, охране морей от
загрязнения  и  других  соглашений,  так  и   остротой   экологической
обстановки во многих регионах страны.
     Будет пересмотрена  роль  платежей  за   загрязнение   окружающей
природной среды и другие виды негативного воздействия на нее,  включая
поэтапное  повышение  объемов  платежей,  а  также  сохранена  система
целевых государственных экологических фондов.
     Предполагается постепенный переход на повышение роли  налогов  за
использование   природно-ресурсного   потенциала,   введение   налогов
акцизного  типа  на  продукцию,  использование  которой  сопряжено   с
нанесением   вреда  окружающей  среде.  Одновременно  будут  расширены
налоговые   льготы   для   предприятий,    осваивающих    производство
экологически  чистой продукции или применяющих замкнутые (безотходные)
технологии,  а  также  введены  льготы  по   налогам   для   субъектов
хозяйствования  и физических лиц,  находящихся или проживающих в зонах
чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
     Действенной формой  скоординированных  усилий  в  данной  области
станут целевые комплексные программы, направленные на решение наиболее
актуальных экологических проблем.
     Среди них программы сохранения природного комплекса озера Байкал,
возрождения  Волги,  вывода  из  кризисной экологической ситуации ряда
крупных городов и промышленных центров,  защиты населения и прибрежных
территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря и другие.
     Важнейшим условием проведения эффективной экологической  политики
является  активное включение всех слоев населения и социальных групп в
обеспечение экологизации реформы.
     Предстоит создать    действенный   механизм   реализации   каждым
гражданином прав на участие в принятии решений,  осуществление которых
связано  с  экологическим риском,  на компенсацию ущерба,  нанесенного
здоровью загрязнением окружающей природной среды, получение информации
о состоянии окружающей среды, качестве пищи и питьевой воды.
     Будет реализован   комплекс   мер   по    формированию    системы
непрерывного  экологического  образования,  охватывающий  весь процесс
дошкольного,  школьного   образования,   профессиональной   подготовки
специалистов.

            РАЗДЕЛ 8. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

     Региональная экономическая  политика  -  органическая часть общей
социально-экономической   политики   государства,   синтезирующая   ее
региональные   аспекты.  Она  направлена  на  всемерное  использование
благоприятных и ограничение действия негативных региональных  факторов
для     достижения     общих     стратегических    целей    и    задач
социально-экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей
региональной  политики,  создающая  экономические  основы  целостности
российского государства,  всех жизненно  важных  направлений  развития
российского общества.

     8.1. Особенности социально-экономической ситуации и хода реформ в
          регионах Российской Федерации

     Кризисные процессы в экономике  России  охватили  все  регионы  -
субъекты  Российской  Федерации.  На социально-экономическое положение
регионов  Российской   Федерации   решающее   негативное   воздействие
оказывают   макроэкономические  факторы:  сужение  внутреннего  рынка,
инфляция, кризис неплатежей, обострившаяся внешняя конкуренция. Вместе
с тем кризисные явления имеют значительные региональные особенности.
     Наибольший спад производства характерен для  регионов  с  высокой
концентрацией  отраслей  промышленности,  спрос на которые сокращается
(особенно оборонной промышленности,  инвестиционного  машиностроения),
испытывающих   недостаток   сырья  или  не  выдерживающих  конкуренцию
импортной продукции рынка (например, "текстильные" регионы), удаленных
от  основных  поставщиков  и  потребителей  (регионы Крайнего Севера и
Дальнего  Востока).  По  мере  развития  открытой  рыночной  экономики
преимущества  имеют регионы с развивающейся рыночной инфраструктурой и
экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.
     В 1994  году  53  субъекта  Российской  Федерации  снизили выпуск
промышленной продукции более чем  на  четверть  по  сравнению  с  1993
годом.   Среди   них   все  территории  Центрального,  Волго-Вятского,
Северо-Западного  и  Северо-Кавказского  (кроме  Краснодарского  края)
экономических  районов,  значительная часть Западной Сибири,  Дальнего
Востока и Урала.  Особенно обострилась  ситуация  в  старопромышленных
районах.
     При продолжающемся   спаде   сельскохозяйственного   производства
появляются  регионы,  в  которых  наблюдается некоторый рост продукции
сельского хозяйства (Удмуртия,  Татарстан). Однако это не компенсирует
снижения      производства      в      основных     специализированных
сельскохозяйственных         регионах:         Центрально-Черноземном,
Северо-Кавказском, а также в Алтайском крае.
     Из экономического  кризиса  первыми  выходят  крупные   городские
агломерации   -   центры   банковского  и  торгового  капитала;  здесь
начинается рост физического объема  валового  внутреннего  продукта  и
реальных доходов населения.
     Движение к общероссийскому рынку пока еще  не  смогло  преодолеть
начавшуюся  в конце 80-х годов тенденцию территориальной дезинтеграции
экономики.  Продолжает снижаться интенсивность межрегионального обмена
основными   видами   товаров.   Рост   транспортных   тарифов   сделал
нерентабельными устоявшиеся хозяйственные  связи  окраинных  регионов,
создал  опасность  их  обособления  от  экономического  ядра  России и
преимущественной экономической ориентации на соседние государства (это
особенно  показательно  для Дальнего Востока).  Уже в течение ряда лет
сохраняется критическая ситуация с завозом продовольствия и топлива  в
районы Крайнего Севера.
     Увеличивается дифференциация   регионов    по    уровню    жизни.
Существенно различается покупательная способность номинальных денежных
доходов с учетом региональной  дифференциации  прожиточного  минимума.
Покупательная   способность   доходов   в   Северном,   Центральном  и
Западно-Сибирском  районах  выше  среднероссийской.  Значительно  ниже
средней    покупательная   способность   населения   Дальневосточного,
Восточно-Сибирского и Северо-Кавказского районов.
     В сфере  занятости населения особую тревогу вызывают депрессивные
территории  типа  Ивановской   области   (уровень   зарегистрированной
безработицы  - более 8 процентов),  традиционно трудоизбыточные районы
Северного  Кавказа,  а  также  районы   с   моноотраслевой   и   слабо
диверсифицированной  структурой хозяйства ("закрытые" зоны,  потенциал
которых определяют оборонные предприятия,  а  также  малые  и  средние
города, основу которых составляют одно-два предприятия).
     Изменения условий жизни населения в  регионах  России  и  ближнем
зарубежье    качественно    повлияли    на    географию   миграционных
связей.Традиционный приток населения в  северные  и  восточные  районы
сменился  на  массовый  отток.  Реэмиграционный  поток  направляется в
основном в районы европейской части России,  в том числе  на  Северный
Кавказ,  имеющий  и  без  того  избыток  рабочей  силы и,  кроме того,
принимающий вынужденных переселенцев и беженцев из "горячих" точек.
     Углубление различий    между   регионами   осложняет   проведение
общероссийских  реформ,  чревато  опасностями  социально-экономических
конфликтов.
     В ходе экономической реформы  серьезные  различия  наблюдаются  в
темпах  и направлениях ее проведения.  Модели реформирования экономики
регионов, опирающиеся на использование региональных льгот и дотаций, в
основном   исчерпали  свои  возможности.  Сохраняются  различия  между
регионами по интенсивности  рыночных  преобразований  и  использованию
административных методов регулирования. В этой ситуации особенно важно
проводить дифференцированную по регионам федеральную политику.
     Важнейшим направлением   проводимой   в   регионах  экономической
реформы  выступают  институциональные  рыночные   преобразования.   На
начальном  этапе реформы (1992-1993 годы) они быстрее осуществлялись в
Центральном,  Северо-Западном,  Волго-Вятском, Уральском экономических
районах.  Относительно низкие темпы институциональных преобразований в
восточных  и  северных  регионах  страны   объяснялись   особенностями
приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса и сырьевых
отраслей,  необходимостью учета в процессе приватизации  экономических
интересов    малочисленных    народов.    Акционирование   предприятий
топливно-энергетического комплекса  и  других  отраслей  специализации
Сибири  и  Дальнего  Востока создает предпосылки для привлечения в эти
регионы крупномасштабных  внешних  инвестиций.  По-прежнему  медленнее
проходит  процесс  формирования  многоукладной  экономики в регионах с
аграрной  специализацией  и  особенно  трудно  -  в  группе   наиболее
отстающих   по  социально-экономическому  уровню  регионов  (Калмыкия,
Северная Осетия, Дагестан, Тыва и др.).
     Ход реформ в России также затрудняется объективными особенностями
регионального развития:
     * специализацией    ряда   регионов   на   узком   наборе   видов
хозяйственной деятельности, усугубляемой неразвитостью сферы услуг;
     * преобладанием   предприятий   с   собственным  жилым  фондом  и
объектами  социальной  инфраструктуры,  ставящих   многие   города   в
зависимость от убыточности или прибыльности предприятия-гиганта;
     * обилием образований типа "закрытых" городов,  изолированных  от
окружающих  населенных  пунктов,  с  особым сложившимся укладом жизни,
население которых менее подготовлено к рыночным условиям;
     * существованием  удаленных  регионов  с  неразвитой транспортной
инфраструктурой.
     Организационно-правовые предпосылки,     заложенные    в    новой
Конституции Российской Федерации, позволили интенсифицировать развитие
экономического федерализма и государственной региональной политики.
     В ходе  реализации  Программы  на  1993-1995  годы  созданы  база
бюджетного     федерализма     и     условия     для    перехода    от
индивидуально-договорного к нормативно-расчетному методу регулирования
межбюджетных   взаимоотношений.  Установление  региональными  органами
власти ставок налогообложения прибыли (как правило,  на  уровне  22-25
процентов),  введение  предусмотренных  федеральным  законодательством
местных налогов укрепили доходную часть территориальных бюджетов. Но в
процессе   исполнения   федерального   бюджета   заложенные   при  его
утверждении механизмы действовали  с  серьезными  сбоями.  Практически
всем   регионам   в  том  или  ином  виде  предоставлялась  помощь  из
федерального бюджета,  а заложенные в  федеральном  бюджете  пропорции
распределения фонда поддержки субъектов Российской Федерации оказались
нарушенными.
     Налоговый потенциал   размещен   по   территории   страны  крайне
неравномерно,  что  объективно  усложняет  реализацию  унифицированных
нормативно-расчетных   методов   регулирования  взаимоотношений  между
уровнями  бюджетной  системы   России.   Эти   трудности   усиливаются
фактическим  неравноправием  субъектов  Российской Федерации.  Хотя из
Республики Татарстан и Республики Башкортостан  налоговые  поступления
увеличились,  по  ряду  других  республик  положение  принципиально не
изменилось,  что блокирует усилия федеральных  органов  исполнительной
власти    по   расширению   сферы   применения   нормативных   методов
территориального перераспределения бюджетных ресурсов.
     По вопросам  региональной политики в соответствии с Программой на
1993-1995 годы принят ряд указов  Президента  Российской  Федерации  и
постановлений    Правительства   Российской   Федерации.   Реализуются
федеральные  целевые  программы,  оказывающие  влияние   на   развитие
регионов.  Утверждена генеральная схема расселения.  На разных стадиях
разработки    находятся    более    десяти    федеральных     законов,
регламентирующих сферу действия региональной политики.
     Правительство взяло  курс  на   создание   равных   экономических
возможностей  во  всех  регионах и повышение однородности формируемого
общероссийского рыночного пространства.  С этой  целью  отменяются  не
оправдавшие  себя  налоговые  и таможенные льготы и субсидии отдельным
регионам и хозяйствующим субъектам.

     8.2. Цели  и  средства  реализации   региональной   экономической
          политики

     Цели региональной   экономической  политики  Правительства  имеют
многолетнюю перспективу и  связаны  со  стратегическими  направлениями
социально-экономического развития России. Главными целями являются:
     * укрепление экономического единства страны на  основе  принципов
федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;
     * повышение  уровня  и  качества  жизни  населения,   обеспечение
примерно равных условий социального развития во всех регионах России;
     * всемерное использование региональных  условий  и  благоприятных
предпосылок   для   формирования   в  регионах  эффективной  социально
ориентированной экономики.
     Для достижения  этих целей в период 1995-1997 годов Правительство
намечает решение следующих задач:
     * обеспечить  устойчивую работу основных систем жизнеобеспечения,
научно-производственного  потенциала,   федеральных   и   региональных
инфраструктурных  систем,  преодолеть спад производства прежде всего в
наиболее развитых опорных регионах,  свести к  минимуму  социальный  и
экономический ущерб от сокращения неконкурентоспособных производств;
     * содействовать созданию в каждом регионе -  субъекте  Российской
Федерации  ресурсно-финансового  потенциала,  достаточного для решения

Страницы: 1  2  3  4  5