ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 21 АПРЕЛЯ 1995 Г. N 555-р ПИСЬМО МИНЭКОНОМИКИ РОССИИ 16 мая 1995 г. N ИМ-479/023-23 (Д) В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. N 555-р Минэкономики России направляет подготовленные совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности по экономической безопасности организационно-методические материалы для формирования проекта программы "Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации" (далее именуется - Государственная стратегия) в соответствующих отраслях и регионах (приложение N 1). Организационные материалы разработаны в соответствии с "Основными положениями государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации", утвержденными решением указанной комиссии 13 января 1995 года. При разработке предложений в Государственной стратегии следует исходить из того, что экономическая безопасность является важнейшим элементом национальной безопасности, а также понимания экономической безопасности как возможности и готовности экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Исходя из этого, в предложениях по формированию Государственной стратегии, в первую очередь, необходимо отразить: анализ существующих и оценку вероятных угроз экономической безопасности страны по отраслям и сферам экономики с точки зрения обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации; качественные и количественные индикаторы (показатели) состояния экономики страны в целом, в том числе ее отраслей и сфер экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны (применительно к показателям, приведенным в приложении N 2 "Объекты индикативного анализа и показатели, характеризующие состояния экономической безопасности государства по сферам экономики, отраслям и субъектам Российской Федерации"); состояние и степень устойчивости межотраслевых, региональных и международных экономических и научно-технических связей; условия и механизмы нормального функционирования жизненно важных отраслей производственной и социальной сферы, исключающие возможность возникновения социальных конфликтов; зависимость и условия устойчивого взаимодействия с "пограничными зонами" и другими направлениями национальной безопасности; правовое обеспечение, необходимое для устойчивого функционирования экономики и всех ее сфер. В ходе подготовки предложений к Государственной стратегии необходимо определить проблемы, требующие решения на федеральном и региональном уровнях, конкретизировать направления деятельности по обеспечению в соответствующих сферах и секторах экономики, разработать предложения по созданию информационной системы экономического мониторинга и механизмов принятия на его основе соответствующих решений. В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки проекта программы "Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации" и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. N 555-р предложения представляются в Минэкономики России до 1 июля 1995 года. Приложения на 12 листах. И.С.Мастеров Приложение 1 к письму Минэкономики России от 16 мая 1995 г. N ИМ-479/023-23 Организационно-методические материалы по формированию программы "Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации" Российская Федерация переживает сложный исторический период: идет процесс становления нового государственного строя, коренным образом меняются социально-экономические отношения. Все эти процессы проходят в противоречивой обстановке. Наряду с позитивными результатами в стране продолжают действовать негативные процессы как в экономике, так и в социальной сфере. В ряде случаев сложно формируются отношения центра и регионов, Российской Федерации с другими странами СНГ. В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением ряда стран использовать ситуацию в государствах, расположенных на территории бывшего Союза, в ущерб экономическим и политическим интересам России. В этих условиях требуется выработка и последовательное проведение государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности, как важнейшей составляющей национальной безопасности в целом. Задача Государственной стратегии заключается в разработке механизмов, с помощью которых федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе постоянного мониторинга социально-экономических процессов смогут вырабатывать меры по развитию и закреплению позитивных процессов, с одной стороны, и преодолению негативных, с другой. 1. Под экономической безопасностью понимается возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. 2. Реализация стратегии экономической безопасности должна обеспечить материальные и финансовые условия для достижения общих целей национальной безопасности, защиты жизненно важных интересов страны и в перспективе позволить России: - обеспечить населению образ и качество жизни, гарантирующие социальный мир в стране и спокойствие в обществе; - решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, исходя из национальных интересов, не допуская при их решении давления извне; - активно влиять на процессы в мире, затрагивающие ее национальные интересы, не допускать принятия другими державами или их сообществами решений, противоречащих этим интересам. 3. Реализация стратегии экономической безопасности требует достижения и поддержания такого состояния экономики, которое обеспечивает: - уровень и условия жизни населения, исключающие возможность возникновения социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, угрожающих безопасности страны; - целостность государственного устройства в рамках существующих границ, устойчивость экономического и социального положения, сохранение и укрепление демократического общественного строя Российской Федерации; - нормальное функционирование жизненно важных отраслей производственной и социальной сфер; - неуязвимость и устойчивость экономики в случаях возникновения внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации; - состояния научно-производственного потенциала, позволяющее обеспечивать обороноспособность государства на должном уровне. 4. В качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня: уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны; микроэкономический уровень - агенты рынка; региональный и отраслевой уровень - экономика субъектов Федерации и отраслей; - макроэкономический уровень - экономика страны в целом. 5. В условиях переходного периода при формировании ее стратегии экономической безопасности должны отслеживаться и оцениваться как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. К внутренним угрозам относятся: унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики, усугубившаяся кризисом ряда жизнеобеспечивающих отраслей производства; низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства; высокий уровень инфляции и на этой основе обострение социальных проблем, низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капиталов в посредническую деятельность в ущерб производственной; высокий уровень монополизации экономики, недобросовестность в выполнении договорных условий, отсутствие побудительных мотивов для совершенствования производства, повышения качества продукции и снижения издержек производства; старение производственного аппарата в результате замедления его технологической модернизации и предпочтения агентами рынка осуществления текущих расходов в ущерб капитальным вложениям; истощение земли, падение ее плодородия; изношенность и аварийная опасность коммуникационных систем; недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры; низкий уровень природоохранной деятельности и экологической безопасности; отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр; ухудшение состояния научно-технического потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда; усиление имущественного расслоения населения с одновременным увеличением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и безработных, ограничение доступа к системе охраны здоровья, образованию, культуре и спорту, ухудшение на этой основе физического и духовного здоровья населения; территориальная дифференциация уровня экономического и социального развития регионов, кризисное состояние северных территорий, неурегулированность экономических взаимоотношений центра с субъектами Федерации; криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли российской экономики и органы управления ею; слабость институтов власти, приводящая вместе с несовершенством законодательной базы к низкой правовой, финансовой, договорной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов, криминализация экономики и коррупции в области управления экономикой; задержка и отставание в создании важнейших институтов рыночной экономики; несовершенство механизмов формирования экономической политики (высокая степень воздействия регионального и отраслевого лоббизма на принятие экономических решений; непоследовательность и несогласованность действий центральных экономических ведомств), которое может приводить к нарушению финансовой сбалансированности, порождать угрозы социальных конфликтов, искусственно ослаблять конкурентоспособность отечественных производителей. К внешним угрозам относятся: сложившееся преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции; зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольствия и оборудования; дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией; высокий уровень внешнего долга, усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений; недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенность таможенной границы; неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций. 6. Разрабатываемая государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности в 1996-1997 гг. должна исходить из следующих принципиальных положений. В области структурной политики должны решаться задачи активизации инвестиционного процесса, повышения совокупного спроса, защиты отечественных производителей, поддержки и стимулирования развития экономически эффективных структур и предприятий. В области социальной политики необходимо обеспечить консолидацию общества на основе устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения. Необходимо восстановить основную функцию заработной платы как стимула высокопроизводительного труда, реализовать меры, не допускающие популяризации общества. В области научно-технической политики необходимо сохранить потенциал науки, определить приоритеты государственной научно-технической политики с учетом интересов и безопасности страны, обеспечить гарантированное финансирование этих приоритетов. Одновременно необходимо разработать и реализовать меры, обеспечивающие стимулирование распространения передовых технологий, материалов и техники, защиты отечественных производителей наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках. В области инвестиционной политики основным направлением должно стать стимулирование частных инвестиций, повышение роли кредита в инвестиционной политике. Необходимо обеспечить направление инвестиций на эффективные проекты и цели, отражающие первоочередные интересы государства и общества. В области финансовой политики должно быть обеспечено снижение инфляции, повышение собираемости налогов, эффективное использование финансовых ресурсов, исходя из интересов государства, обеспечение устойчивости рубля, усиление роли Банка России по надзору за деятельностью коммерческих банков. В области региональной политики внимание должно быть сосредоточено на рациональном обеспечении интересов государства и регионов, формировании в регионах эффективной социально-ориентированной экономики. В области внешнеэкономической деятельности на данном этапе требуется реализация современной концепции интеграции российской экономики в систему микрохозяйственных связей путем развития экспортного потенциала за счет производства конкурентоспособных, высокотехнологичных товаров с одновременным сохранением и, в ряде случаев, усилением определенных рычагов государственного контроля за экспортом стратегически важных товаров, защиты интересов России на мировом рынке. 7. Предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к проекту программы "Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации" должны содержать: а) анализ современного состояния и тенденций экономического развития рассматриваемой отрасли, экономической сферы или субъекта Федерации с позиций экономической безопасности за период 1992-1994 годы, I квартал и оценку I-го полугодия 1995 года, 1996 и 1997 гг. б) оценку и характеристику наиболее вероятных внутренних и внешних угроз экономической безопасности данной отрасли хозяйствования или субъекта Российской Федерации; в) критерии (показатели) состояния отрасли, сферы экономики или субъекта Федерации, отвечающие требованиям экономической безопасности; г) предложения по организации информационной системы и механизмов социально-экономического мониторинга и принятия на его основе соответствующих решений. Предложения представляются в виде текстовых и табличных материалов. 8. При формировании проекта программы "Государственная стратегия обеспечения экономической безопасности Российской Федерации" должны быть обеспечены: - определение приоритетности существующих и прогнозируемых проблем; - последовательность и этапность решения отобранных проблем; - ответственность различных уровней управления за реализацию Государственной стратегии экономической безопасности и формирование механизмов, обеспечивающих решение этих задач. Приложение 2 к письму Минэкономики России от 16 мая 1995 г. N ИМ-479/023-23 При подготовке доклада предлагается воспользоваться примерным перечнем показателей, приведенных в данном приложении в целях уточнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной субъектов федерации индикаторов (показателей), характерных для курируемых направлений сфер деятельности, и определения соответственно их качественной и количественной сторон, характеризующих как экономическую систему в целом, так и ее составляющие применительно к проблемам обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Объекты индикативного анализа и показатели, характеризующие состояние экономической безопасности государства по сферам экономики, отраслям и субъектам Российской Федерации 1. Группы объектов для индикативного анализа: демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средние и минимальные заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования); динамика занятости, в том числе по крупным экономическим районам, половозрастным и социальным группам населения; уровень безработицы, в том числе застойной, по социальным группам населения, среди женщин и молодежи; максимально допустимые масштабы безработицы по стране и по отдельным регионам; динамика производства, уровень монополизации; динамика спроса на товары и услуги; обеспеченность основными природными ресурсами; состояние научно-технического потенциала; работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем, техническая аварийность; инвестиционная активность, динамика и структура инвестиций; экологическая обстановка, состояние природной среды; состояние финансово-бюджетной и кредитной систем, расчетная дисциплина, дефицит бюджета; обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд; государственный внутренний и внешний долг; встроенность в мировую экономику (соответствие научно-технического уровня промышленной продукции передовым зарубежным образцам, доля иностранной собственности в национальном богатстве), свободные экономические зоны; развитие институтов рыночной экономики; структура собственности, доля собственников общей численности населения; действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования; дифференциация субъектов Федерации по уровню экономического развития (промышленное и сельскохозяйственное производство, покупательная способность доходов населения, бюджетная обеспеченность и т.д.). На региональном уровне наряду с упомянутыми выше необходимо проведение анализа по следующим предметам областям: демографическая ситуация в регионе, динамика возрастного и национального состава населения, количество беженцев и мигрантов; социальная активность населения, в том числе забастовочное движение; криминогенная обстановка; уровень самообеспечения основными ресурсами ресурсов; платежный баланс региона, масштабы потенциальной налоговой базы. II. Показатели экономического анализа: 1. Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (ВВП) и его структура; уровень инфляции; объем и структура инвестиций по источникам финансирования и секторам экономики; объемы производства товаров и услуг в целом и по крупным отраслевым комплексам; оценка масштабов теневой экономики и объемов неуплаченных налогов; объемы внешнеэкономической деятельности; максимально допустимые величины внешнего долга, сумм по его обслуживанию и дефицита платежного баланса в абсолютной сумме и в процентах к ВВП и объему экспорта; максимально допустимая доля импорта во внутреннем потреблении важнейших видов товаров; динамика соотношений внутренних и мировых цен; динамика курса рубля. 2. В области уровня и условий жизни населения: минимально допустимый уровень потребления основных видов продовольствия, непродовольственных товаров, обеспеченности жильем и услугами отраслей непроизводственной сферы (для разных условий и периодов); стоимость прожиточного минимума по отдельным социальным группам, климатическим зонам и крупным регионам; максимально допустимые с позиций социально-политической стабильности: доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп населения и 10% самых низкодоходных групп; отставание роста доходов населения, в том числе оплаты труда от роста цен; разница между средней оплатой труда и средней пенсией; масштабы и длительность задержки в выплате заработной платы; размер пособия по безработице; дифференциация субъектов Федерации по уровню социального развития (доходы населения, стоимость набора основных продуктов питания, уровень розничных цен, обеспеченность жильем, продажа товаров и услуг на душу населения и др.); 3. В области финансов: максимально допустимые масштабы вложений иностранного капитала в недвижимость на территории России, а также количество предприятий с высокой долей участия иностранного капитала; оценка объемов вывоза капитала; минимально необходимый запас свободно конвертируемой валюты; минимально необходимый золотой запас. 4. В области экономического и производственного обеспечения обороны страны: доля затрат на оборону в ВВП; показатели, характеризующие техническое состояние мощностей оборонной промышленности; минимальной допустимый уровень удовлетворения внутренней потребности в стратегических материалах, необходимых для оборонной промышленности за счет импорта, в том числе из дальнего зарубежья; размеры государственных резервов; минимально допустимые с позиций экономической безопасности объемы производства жизненно важных видов продукции и услуг в оборонных отраслях и производствах, в обычных и экстремальных условиях. 5. В области науки и производства: необходимая доля затрат на науку в ВВП; перечень направлений фундаментальных исследований, по которым с позиций экономической безопасности Россия должна опираться на собственные разработки; перечень направлений технического прогресса, которые должны обеспечиваться собственным производством; состояние фундаментальной и прикладной науки (количество ученых, объем используемого оборудования и др.); условия, обеспечивающие патентную и лицензионную безопасность и охрану авторских прав; параметры качества продукции и издержки на ее производство, необходимые и достаточные для обеспечения ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. 6. В области преодоления последствий экстремальных ситуаций; перечень сфер экономики и экономических процессов, которые в экстремальных ситуациях требуют прямого государственного управления и регулирования, управленческие структуры, которые в случае наступления экстремальных ситуаций могут осуществлять прямое государственное управление; управленческие структуры, не требующиеся в обычных условиях, которые необходимо создавать при наступлении экстремальных ситуаций; минимальные резервы финансовых и материальных ресурсов, необходимые для предотвращения и ликвидаций экстремальных ситуаций; механизмы преодоления экстремальных ситуаций; необходимые условия, обеспечивающие безопасность промышленно-технологических систем и устойчивости экономики при возникновении экстремальных ситуаций (масштабы дублирующих систем в отраслях, мощности ремонтно-строительных организаций и т.д.); параметры отраслей и производств, имеющих первостепенное значение для жизни населения и функционирования государства в обычных и экстремальных условиях (топливо и энергия, продовольствие, грузовой, пассажирский и коммунальный транспорт, связь, отдельные производства в других отраслях производственной сферы, энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение, жилищное и коммунальное хозяйство, службы быта, образование, здравоохранение, развитие дорог и др.), а также меж- и внутриотраслевой инфраструктуры. |